Речь Преосвященного Анастасия : [Передача церковно-приходских школ в ведение училищных советов] Источник «Начал свою речь Преосвященный Анастасий заявлением о безусловном своем несогласии в смысле передачи церковноприходской школы в ведение училищных советов. Вопрос о церковно-приходской школе оратор считал всегда, находившимся в обществе, в общей прессе, наконец в Государственной Думе, в атмосфере особой предвзятости. У всех и всюду по этому вопросу был ряд затверженных аргументов. Вот в этих аргументах и хотел разобраться оратор. – Прежде всего, о церковно-приходской школе говорят, что она существует только на бумаге. Если так, – спрашивает оратор, – то зачем же с нею считаются, зачем включают в школьную сеть школы, которые, так сказать, не существуют. Нет, они существуют – их до 40 тысяч, и в них два миллиона учащихся. Далее говорят, что церковно-приходские школы бедны. Но бедность не порок, говорит пословица, если бедность зависит не от человека. Но в том-то и заслуга, что эта бедная школа в течение веков обогащала народ знанием. История не забудет ни того дьячка, который со своей крохотной свечкой поддерживал пламя светоча знания, рассеивал тьму, ни тех учительниц, заброшенных в дебри лесов, которые самоотверженно делают свое святое дело. Они терпеливо несли свое иго и ждали лучшего будущего. Наконец оно пришло, пришла материальная помощь. Теперь она может, снять с тружеников церковно-приходской школы лишний упрек. Говорят, что население в тех местах, где оно взяло на себя обязанность поддерживать церковно-приходские школы, тяготится ими и обращается к земству с просьбами об открытии земских школ. A разве народ не тяготится земскими сборами, за которые земства дают ему земские школы? И если бы предложили ему на выбор, освобождение от налогов или предложили бы взять школу, то он не предпочел бы школе освобождение от налогов. Но народ все-таки дал на церковно-приходскую школу 100 млн. рублей, и в одной Москве имеется 150 школ, созданных на частные средства без копейки субсидий.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Содержание 1) Письмо старообрядческого епископа Анастасия к Силуану Кавказскому епископу о мощах 2) Письмо Шипулина к Екатеринбургскому австрийскому протопопу Пимену Огневу 3) Письмо старообрядческого епископа Антония к Василию Шипулину     16 января в соборном храме г. Челябинск, после публичной беседы епархиального миссионера священника Д. Александрова, при громадном стечении народа, торжественно совершено было присоединение к Православной церкви старообрядческого «австрийского» священника Василия Даниловича Шипулина. Чин присоединения, в сослуженини сонма челябинских священнослужителей, совершал епарх. миссионер o. Дим. Александров. 15 января в г. Челябинск прибыл начетчик австрийского толка В. Г. Усов. На предложение миссионера – провести ряд бесед в г. Челябинск Усов вначале дал было свое согласие, но затем, вечером, отказался от бесед, ссылаясь на то, что он – Усов должен немедленно выехать для бесед с тобольскими миссионерами. Но оказалось, что Усов не уехал из Челябинска и 16 января, убоявшись, как-бы на беседе священник Шипулин не раскрыл темных сторон раскола австрийского толка, уклонился от бесед с миссионером, несмотря на усердную просьбу Шипулина – выйти на беседу с миссионером и оправдать белокриницкое священство, сказав Шипулину, что «послушать беседу – он придет, а беседовать не станет» … Священник Шипулин за все время своего служения в Челябинске пользовался любовью и уважением среди своей паствы. Его влияние на старообрядцев было велико: многие из беспоповцев, как в Челябинске, так и в окрестностях, под влиянием его бесед, приняли белокриницкое священство; духовные его дети были старообрядцы не только в Челябинском уезде, но и в Троицком, Верхнеуральском и др. уездах. Шипулин родился в 1866 г., крещен был в Прав. церкви, но, будучи еще маленьким, своими родителями, перешедшими в раскол, переведен был в старообрядчество. Как человек развитой, начитанный, знакомый с старопечатными книгами и отеческой литературой, Шипулин с молодых лет выделялся в старообрядчестве, чем обратил на себя внимание австрийского «епископа» Антония Пермского и Сибирского, которым в 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен Тезисы выступления на Первых научно-практические чтениях, посвящённых казанскому трезвенническому движению (г. Казань, 11 сентября 2010 г.) 15.09.2010 970 Время на чтение 5 минут В 2012 г. исполнится сто двадцать лет с момента создания одной из самых известных в дореволюционной России трезвеннических общественных организаций - «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), опыт деятельности которого, не утратив по сей день своей актуальности, вполне может быть принят на вооружение современными борцами с пьянством и алкоголизмом. КОТ было создано 30 июля (11 августа) 1892 г., по воспоминаниям организаторов, «с 10 членами и с десятью рублями». А уже к началу двадцатого века оно представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 (14) января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имеющих отечественных аналогов). Изучение истории становления и развития КОТ показывает, что столь феноменальный успех его деятельности был обусловлен целым рядом важных причин, следи которых необходимо выделить следующие. Во-первых, активное и бескорыстное участие в деятельности КОТ представителей различных сословных и профессиональных групп населения. Причём, прежде всего, это касалось представителей научной (главным образом, университетской) интеллигенции, чиновничества и православного духовенства, объединение которых вокруг идеи борьбы за народную трезвость не только сделало возможным самое создание общества, но и изначально предопределило его высокий интеллектуальный, научно-практический, духовно-нравственный и организационный «ценз». Достаточно упомянуть, что в состав Комитета КОТ, помимо его председателя А.Т.Соловьёва, в разное время входили профессора А.И.Александров (в дальнейшем - епископ Анастасий), Л.О.Даркшевич, Н.Ф.Катанов, епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), архимандрит Гурий (А.И.Степанов), игумен Иоасаф (И.И.Удалов), священники П.А.Рождественский, Н.М.Троицкий, казанский полицмейстер П.Б.Панфилов, член Судебной Палаты Н.Н.Галкин-Врасской, княгиня Е.П.Крапоткина и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/16/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Концепция воспитания человека в Российской Федерации Проект 06.11.2022 3225 Время на чтение 41 минут Фото: обложка брошюры Предлагаемый проект Концепции воспитания человека в Российской Федерации определяет базовые смыслы и основания воспитания, раскрывающие образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые позволяет сформулировать воспитательный идеал человека Российской цивилизации, необходимого для осуществления этого образа будущего страны. Авторский коллектив: Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива (г. Москва); Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор (г. Краснодар); Черникова Тамара Васильевна , доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград); Бурлакова Ирина Ивановна , доктор педагогических наук, член Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных», член правления Московского отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин», профессор Академии социального управления (г. Москва); Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва); Хребтова Анастасия Ивановна , советник Межъепархиальной Коллегии по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием (г. Калининград); Галиев Сергей Сергеевич , кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования (г. Москва); Зверев Сергей Михайлович , кандидат педагогических наук, методолог-консультант, руководитель научно-методической службы АНО «Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании» (г. Москва);

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью...» Из истории храма Во Имя Всемилостивого Спаса при «Казанском Обществе Трезвости» 21.11.2012 424 Время на чтение 24 минут В 1892 г. было создано «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), «как первый проповедник трезвого слова на востоке Государства Российского», ставившее в основу своей деятельности помощь Божию и полагавшее, что религиозно-нравственное воздействие на призреваемых «может дать благой результат».(1) В начале двадцатого века оно уже представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имевших отечественных аналогов).(2) Неуклонно возраставшая потребность в религиозном окормлении членов общества и находившихся на его попечении и призрении лиц выдвинула на одно из первых мест в деятельности КОТ заботу об открытии собственного храма. В дальнейшем в некоторых источниках утверждалось, что мысль о его устроительстве принадлежала одному из столпов местного трезвеннического движения - члену Комитета и почётному члену КОТ профессору А.И.Александрову (в дальнейшем - после принятия монашества - епископу Чистопольскому, затем - епископу Ямбургскому, викарию Санкт-Петербургской епархии Анастасию), и указывалось, что через него же «поступило первое пожертвование».(3) При этом, как явствует из документов, первым план создания храма публично озвучил председатель Богородского отдела КОТ священник В.И.Веселицкий - авторитетный пастырь и неутомимый общественный деятель, снискавший во время гражданской войны терновый венец священномученика снискавшийный тель ургской епархиинейшем - после то может дать благой результат " ленный план .(4) На экстренном заседании Комитета КОТ 27 августа 1899 г. он заявил, что: «Благословение Божие видимо почиет на делах Казанского Общества Трезвости: Общество растёт, крепнет, заводится громадною собственностью для больницы, приютов и чайных... В виду всего этого осмеливаюсь просить Общество, не найдёт ли оно возможным в благодарность Господу Богу за Его великие милости и в большее укрепление Общества соорудить храм в честь и славу Всемилостивого Спаса Господа Нашего Иисуса Христа, в одном из корпусов, приобретённых Обществом в Подлужной слободе. Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью».(5)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Я повествую о своем сиротстве…» 1.Гибель Марины Цветаевой 08.10.2021 3091 Время на чтение 46 минут Мы живём, под собою Не чуя страны… Осип Мандельштам Я тогда же навсегда выбрала… чёрное, а не белое: чёрную думу, чёрную долю, чёрную жизнь. Марина Цветаева « Стихи быт перемололи и отбросили…» Есть поэты, писатели, которые воспринимаются и помнятся, прежде всего, своей биографией и судьбой. Трудной, трагической судьбой. Не столько собственно своим творчеством, сколько судьбой. Несмотря на то, что судьбы русских поэтов, как правило, трагичны и загадочны. Не только в силу самой природы поэтического творчества – постигать и выражать то, что многим неведомо. Видеть мир с такой стороны, с какой он другим невидим. Не только по причине того жестокого времени, той эпохи, в которой им довелось жить. Но и потому, что в их творчестве, в их судьбе, в том образе мира, который они являли, было нечто, что предполагало именно такое их восприятие. Причём, так они воспринимались и их современниками, и последующими поколениями. Именно таким поэтом была Марина Ивановна Цветаева (1892-1941). Она родилась в семье учёного-филолога, подвижника культуры, создателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Мать – Мария Александровна, урождённая Мейн была женщиной образованной, музыкально одарённой. Но заболев чахоткой, рано умерла, оставив глубокий след в судьбах своих детей – Марины и Анастасии. В связи с болезнью матери, лечение которой требовало более теплого и мягкого климата, пришлось жить в Италии, Швейцарии, Германии, где сестры учились в частных пансионах. Марина Цветаева росла в культурно насыщенной среде, как она представлялась и понималась тогда в широких слоях образованной части общества. В ней рано проснулась склонность к поэтическому творчеству, рано определились черты характера, которые остались неизменными всю её короткую и бурную жизнь. Как писала Анна Саакянц, «в жизни юная Цветаева была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна». И – предельно эгоистична.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/08/...

Секция церковной истории И.Е. Алексеев. «Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью...» (из истории храма Во Имя Всемилостивого Спаса при «Казанском Обществе Трезвости») Статья посвящена истории храма во имя всемилостивого спаса при «Казанском обществе Трезвости». Автор повествует о событиях, предшествующих основанию храма, приводит информацию о деятельности храма и общества, собранную из различных документальных источников. Ключевые слова: Казанское общество трезвости, храм во имя Всемилостивого Спаса, Казань. I.E. Alekseev «This Saint church will be for the Association the aeternal and inviolable basis and sacred fortress ...» (from the history of Church for All-merciful Savior) The article is devoted to the history of the Church of the ALL-merciful Savior in Kazan Temperance movement. The Author narrates about the events preceding the basis the temple, provides information about the activities of the temple and of the society collected from various documentary sources. Key words: Kazan temperance association, Church for All-merciful Salvator, Kazan. В 1892 г. было создано «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), «как первый проповедник трезвого слова на востоке Государства Российского», ставившее в основу своей деятельности помощь Божию и полагавшее, что религиозно-­нравственное воздействие на призреваемых «может дать благой результат» В начале двадцатого века оно уже представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи – вплоть до Сибири) и разветвленную сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе – не имевших отечественных аналогов) Неуклонно возраставшая потребность в религиозном окормлении членов общества и находившихся на его попечении и призрении лиц выдвинула на одно из первых мест в деятельности КОТ заботу об открытии собственного храма. В дальнейшем в некоторых источниках утверждалось, что мысль о его устроительстве принадлежала одному из столпов местного трезвеннического движения – члену Комитета и почетному члену КОТ профессору А.И. Александрову (в дальнейшем – после принятия монашества – епископу Чистопольскому, затем – епископу Ямбургскому, викарию Санкт-Петербургской епархии Анастасию), и указывалось, что через него же «поступило первое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Убедительная просьба Последний рассказ Нины Александровны Павловой      Анастасия Рахлина Христианская смерть по-русски Когда в марте 2013 года редакция поручила мне взять телефонное интервью у Нины Павловой , я как-то не сразу поняла, что автор «Пасхи Красной» и пьесы «Вагончик», по которой модный режиссер Кама Гинкас поставил во МХАТе в 1982 году спектакль, гремевший на всю Москву, — одно и то же лицо. «А вы смотрели «Вагончик»?» — это был один из рефренов моей собственной театроведческой молодости. Как, какими путями Нина, молодая и успешная драматургесса, пьесу которой поставили на главной сцене страны, бросила свою столичную жизнь и уехала жить в Оптину, в простую избушку, я наверняка не знаю. Могу предположить, что через болезнь близкого человека, — как и призывает обычно нас, «успешных» и неуспешных, Господь, потому что по-другому долго не слышим. Тот первый разговор с Ниной не забуду никогда: было ощущение, что разговариваешь словно с собственной тетей — столько родственной любви изливалось из трубки. У нас завязалась не то, чтобы частая, но переписка. Нина Александровна, помогавшая Маше Сараджившили с первым русским изданием ее книги (думаю, она бросалась помогать всем, кто попадал в ее орбиту), заодно взялась помочь собрать деньги на лечение грузинского мальчика Луки . Мы писали новость, публиковали счет. Наконец, я осмелилась сообщить ей самое для меня главное — то, ради чего, возможно, Господь свел меня с ней: что тоже пишу книгу о современном новомученике — убиенном на Кавказе иерее Игоре Розине . Она сразу увидела самую суть: «Обязательно о нем напишите. В свое время пыталась хоть что-то разузнать о нём, но публикаций было мало. Заранее сочувствую вам: документалистика — это настолько трудно, что второй раз за «Пасху красную» я бы не взялась. Если позволите, один маленький совет: художникам свойственно рисовать апельсин на синем фоне, чтобы подчеркнуть его оранжевый цвет. А у нас святых пишут в безвоздушном пространстве, а надо бы — портрет на фоне эпохи.

http://pravoslavie.ru/87128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 16.04.1861, с. Байтеряково Лаишевского у. Казанской губ.- 23.06.1918, Петроград), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Сын протоиерея кладбищенской церкви в Казани, в 1879 г. окончил 1-ю казанскую гимназию, в 1883 г.- историко-филологический фак-т Казанского ун-та со степенью канд. историко-филологических наук, защитив дис. «Детская речь». В дек. 1883 г. утвержден профессорским стипендиатом по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В февр. 1884 г. командирован на полтора года в Дерптский ун-т для чтения курса лекций на кафедре сравнительного языковедения. Защитив дис. «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie», 30 мая 1886 г. получил степень магистра сравнительного языковедения. С 10 сент. 1886 г. приват-доцент Харьковского ун-та. 22 сент. 1888 г. за дис. «Litauische Studien Nominalzusammungen», представленную в Дерптский ун-т, удостоен степени д-ра слав. филологии. С 10 окт. 1888 г. экстраординарный профессор Казанского ун-та по кафедре сравнительного языковедения и санскрита, с 15 февр. 1889 по 31 янв. 1896 г. экстраординарный профессор по кафедре слав. филологии, с 1 февр. 1896 г. ординарный профессор, с 30 мая 1911 г. заслуженный ординарный профессор. В 1897-1905 гг. секретарь историко-филологического фак-та. В 1905 и 1909 гг. избирался деканом историко-филологического фак-та ун-та. С 14 марта 1903 по март 1908 г. редактор «Ученых записок Казанского университета», с 1906 г. председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Анастасий (Александров), еп. Ямбургский По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) А. И. Александров организовал муж. воскресную школу и руководил ею в 1896-1905 гг. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось неск. сот чел., в основном рабочие заводов, занятия вели студенты КазДА.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ (АЛЕКСАНДРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Профессор Казанского университета А. И. Александров. " Деятель " . 1898. 8-9 (август-сентябрь), с. 407 С 14 марта 1903 по март 1908 год - редактор " Ученых записок Казанского университета " , с 1906 года - председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) Александр Иванович организовал мужскую воскресную школу и руководил ею в 1896 - 1905 годах. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось несколько сотен человек, в основном рабочие заводов, занятия вели студенты Казанской духовной академии. При школе существовала в то время единственная в Казани бесплатная народная библиотека. С 21 мая 1909 по 1 января 1910 года, с 5 февраля по 9 марта 1910 года и с 1 апреля по 1 августа 1911 года исполнял обязанности ректора Казанского университета. В апреле 1910 года был приглашен в Казанскую духовную академию (с условием принятия монашества) на открывшуюся по новому академическому уставу 1910 года кафедру истории славянских и Румынской Церквей, 20 мая советом КазДА был избран ординарным профессором. 7 июля 1910 года был пострижен в монашество в Раифском монастыре архиеп. Казанским Иаковом (Пятницким) , 8 июля рукоположен во иеродиакона , 10 июля - во иеромонаха . 15 октября 1910 года был утвержден в должности Святейшим Синодом и удостоен ученой степени доктора церковной истории honoris causa за ученые труды. 27 июля 1910 года назначен инспектором КазДА. 6 августа 1911 года возведен в сан архимандрита в казанском Преображенском монастыре . 3 сентября 1911 года переведен на кафедру церковнославянского и русского языков и палеографии. 15 февраля 1912 года назначен ректором академии. 2 марта 1912 года был наречен и 4 марта хиротонисан во епископа Чистопольского , викария Казанской епархии . Хиротония состоялась в кафедральном Благовещенском соборе Казани .

http://drevo-info.ru/articles/13680218.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010