«А в чем тут тайна, тайна Православия? — спросит нас скептик, неверующий. — Разве нет священных изображений у других народов, у других религий?» Как раз Ветхий Завет, уготовивший путь нашему богопознанию, выделялся запретом на изображения божественного начала или сверхземных сил и запретом на поклонение таким изображениям. А все другие народы — язычники, окружавшие мир Ветхого Завета и мир Нового Завета, и далее на востоке буддисты, индуисты, конфуцианцы — все они знают священные изображения и какой-то культ, воздаваемый священным изображениям. Почему же мы веруем (и какой мы можем дать отчет в нашей вере, как к тому нас призывает слово Божие: «Будьте готовы дать отчет в вашей вере», 1 Пет 3:15), что именно мы, поклоняясь, должным образом почитая иконы, сохраняем истинную верность богопознанию Ветхого Завета? И почему мы находимся в мистическом единстве с этим богопознанием и отделены от языческого мира, который наполнен почитаемыми священными изображениями? Язычники не имели никакой мыслительной проблемы, касающейся изображения тех богов, духов, необычных, но все-таки внутриприродных, внутрикосмических сил, которые они почитали. Если почитаемые силы, божества, духи не отделены от мира, от нас той гранью, которая, по библейскому учению, разделяет Творца и творение, если эти духи, эти ложные боги язычества сами принадлежат миру творения, то тогда они доступны человеческой фантазии. Человеческая фантазия может своими средствами изображать эти силы в нашем уме или изображать их средствами живописи, скульптуры. Но Библия учит нас, что нет границы, более существенной, чем граница между Творцом и тварью, между нетварным и тварным. (И вот здесь я прошу вас на минуту сосредоточить свой ум, потому что нам придется говорить о двух противоположностях, двух различениях, которые люди недостаточно образованные или, напротив, образованные, но имеющие только светское образование, и они в особенности, слишком легко смешивают.) Эта грань — абсолютная для нашей веры, преодолимая только чудом со стороны Самого Бога, грань между Творцом и творением. Это грань абсолютной инаковости. Творец — совсем не таков, как тварь. И другая грань, важная в нашем опыте и важная для философии, но совсем не такая абсолютная, не имеющая для христианства абсолютного мистического значения, — это грань между нематериальным и материальным.

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslavij...

Анализ мерных чертежников церкви Рождества в с. Гавриловка План центрального участка – четырехугольник, полная его длина и ширина относятся как к 4:3. Бабинец – шестигранник, вписанный в квадрат со стороной равной ½ диагонали центра. Алтарь – также шестигранник; его длина равна длине притвора, а ширина равна ширине притвора. Южная и северная грани алтаря и притвора равны ½ диагонали квадрата, в который вписывается план притвора. Западная грань притвора и восточная алтаря равны ½ ширины алтаря. Высота срубов стен всех участков одинакова: она на толщину бруса меньше ширины плана центрального участка, или равна диагонали четырехугольника с шириной равной ширине притвора, а длиной равной южной грани плана притвора. Высота срубов стенок алтаря и притвора к началу клиньев, по которым переводится переход его в восьмигранник, равна длине плана притвора, а сруб стенок центрального участка переходит в восьмигранник на высоте равной длине плана притвора. Для заготовки на земле сруба первого излома центрального участка излома мастер использовал два шаблона-трапеции. При сборке восточной и западной граней шаблон имел основу – длину сруба стен участка, верхнюю грань равную полной длине плана алтаря и высоту равную 1/3 высоты сруба стен. При составлении южной и северной граней сруба излома шаблон имел основу – ширину сруба стен участка (вверху), полную верхнюю грань равную ½ длины плана центра, а высоту такую же, как и у предыдущего шаблона. Высота излома и сруба стен вместе равны длине центра. У восьмерика центрального верха длина равна полной длине алтаря, ширина равняется ¾ длины восьмерика. Высота восьмерика равна ½ высоты сруба стен, а высота восьмерика и первого излома вместе равняются длине плана притвора. Для заготовки сруба второго излома центрального верха использованы два шаблона-трапеции. При составлении восточной и западной граней трапеция имела основание – длину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную 1/3 высоты восьмерика и высоту равную полусумме высоты первого излома и восьмерика. При составлении южной и северной граней шаблон имел основу – ширину восьмерика (вверху), верхнюю грань равняется ¼ высоты восьмерика, а высоту такую же, как и у предыдущего шаблона. Высота центрального верха равна диагонали четырехгранника, составляющая западную половину плана центрального участка. Внутренняя высота центрального участка равна сумме полной длины плана центра и притвора.

http://sobory.ru/article/?object=58486

Высота восточной грани сруба стен алтаря и западной грани стен сруба бабинца равна ширине плана центральной участка; сруб стен центра, особенно его восточная и западная грани осели, их высота несколько меньше. Внутренняя высота верха центрального участка также равна ширине плана центра. Шаблон-трапеция для сборки на земле Восточной и Западной граней сруба первого залома центрального участка имела основу – длину сруба стен (вверху), верхняя грань - половина длины плана участка. Шаблон-трапеция для заготовки на земле Южной и Северной граней сруба первого залома центрального участка основу имел – ширину сруба стен (вверху), верхняя грань в половину ширины плана ее. Высота первого залома центрального верха равна половине длины плана бабинца, или треть высоты стен сруба. У восьмерика ширина равна половине ширины плана участка (вверху), а длина равняется половине длины плана ее. Высота восьмерика составляет половину ширины плана бабинца. Во втором заломе центрального верха шаблон-трапеция для составления восточной и западной граней сруба имела: основу – длину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную четверти основы и высоту равную половине основы; шаблон для составления южной и северной граней основу имел ширину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную четверти основы. Высота второго залома вместе с восьмериком равна половине ширины стен сруба центра (вверху), а высота второго залома восьмерика и первого залома вместе равным длине плана центра. Длина и ширина основания фонаря равна четверти длины плана восьмерика. Высота фонаря равняется диагонали квадрата со стороной равной длине фонаря, а также определяется тем, что высота верха центральной участка равна ширине плана участка. Следует отметить, что и форма, и размеры фонарей у каждого верха отличные. Внутренняя высота центрального участка равняется удвоенной ширине плана центра, то есть меньше длины плана строения. Залом Бабинца заготавливался с помощью трапеции-шаблона, у которой основа – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна ¼ основания и высота равняется половине основания. Высота фонаря бабинца равнялась – до ремонта – высоте фонаря центрального верху, и целого высота верха бабинца равнялась половине ширины плана центра, а внутренняя высота бабинца равна сумме длины плана бабинца и центра.

http://sobory.ru/article/?object=38832

Помню, как, объяснившись друг другу в своих чувствах и решив пожениться, на следующий день мы – держась за руки, сияя, с видом классических влюбленных дуралеев – отправились брать благословение на брак. Духовник нас благословил, но при этом добавил очень внушительно и строго, даже повторил несколько раз: «Помните: сейчас, когда вы жених и невеста, – это самое опасное для вас время! Не переступайте грань! Ни в коем случае до брака не переступайте грань!» До того мы, пожалуй, и не задумывались о сексуальной стороне дела. В первое время влюбленности это как-то не интересно. Ты любишь человека целиком, не разделяя его на душу и тело. Но принцип «не думай о белой обезьяне» сработал: с тех пор запретная «грань» прочно поселилась в наших мыслях. К сожалению, пожениться сразу было невозможно – я еще не достигла восемнадцати лет, да и семейные дела требовали надолго отложить свадьбу. И этот период «женихания» стал для нас не только счастливым, но и мучительным – именно из-за «грани». Нас очень друг к другу тянуло. Как мы ни боролись с соблазном – но, оказываясь вместе наедине, не могли оторвать рук и губ друг от друга. «Грань» мы так и не переступили, но не раз были к этому близки. И каждый раз – во время свиданий или сразу после – я испытывала ужас и жгучий стыд. Оттого, что делаю нечто мерзкое, грязное, абсолютно недопустимое, совершаю «грех блуда», который делает меня грязной и недостойной в глазах Господа. Мало того: и оставаясь одна, я продолжала думать о своем женихе, мечтать о нем, пыталась вообразить себе близость с ним, возбуждалась… и это тоже был мерзкий, скверный грех. При этом я испытывала сильный когнитивный диссонанс, потому что в глубине души не могла понять, что же в этом плохого. Я никого не обманываю, ни у кого ничего не отнимаю – просто люблю своего жениха! Почему это так скверно? Постепенно, полусознательно я пришла к выводу, что скверна и греховна – сама чувственность, сама телесная близость. Пытка стыдом Страшнее всего была исповедь. На исповеди я должна была во всем этом признаваться. Это была пытка, о которой до сих пор тяжело вспоминать – пытка стыдом. Запинаясь, не в силах оторвать глаз от пола, я – маленькая стыдливая девственница – рассказывала постороннему взрослому мужчине такие интимные вещи о себе, которые постеснялась бы рассказать даже родной матери. Горько упрекала себя за то, что «снова делала это» или «снова думала об этом». Я погибала от стыда. Он выслушивал спокойно, видимо, не замечая моего состояния. Причащаться я шла уже «на автомате», ничего не воспринимая, только радуясь, что это наконец закончилось. И потом еще несколько дней приходила в себя после этого морального самоизнасилования.

http://blog.predanie.ru/article/tolko-ne...

Высокий в целом залом возведен в очень энергичном темпе. С запада грань преломлена стремительно (60°), а с Востока, наоборот, очень наклонно (40°) с расчетом, чтобы просвет между фонарем бабинца и восьмериком центрального верха сделать как можно большим. В связи с этим формы каждой грани залома отличны и по размеру, и по контурам. В проекции на воображаемую плоскость грани залома образуют сложный звездчатый узор. В начальной стадии грани залома сужаются медленно. На середине высоты процесс сужения резко активизируется. В заключительном верхнем этапе грани приобретают тенденцию к как можно более активному сужению внутреннего объема верха. Более широкие плоскости посередине распространяются, а узкие, наоборот, сужаются, но в каждой грани это проведено в разной степени и не на одной высоте. Более крупные по размеру грани посередине немного провисают внутрь строения, а узкие – дают легкую изогнутость снаружи. Восточная грань залома посередине распространена и очень слабо провисает. Бока соседних узких граней имеют вид сегментов; одной стороной они будто обнимают Восточную грань, второй – врезаются в соседние Северную и Южную грани. В более слабой степени та же картина повторяется и в западной половине залома с той разницей, что западная грань, резко изогнута наружу. Завершает бабинец фонарь. Его легкая форма выглядит стройной в пропорциях срезанной пирамидой. Освещен фонарь четырьмя окнами, высокими и очень узкими. С центральным участком бабинец соединяет невысокий относительно к срубу стен просвет. В нижней половине он прямоугольный; выше, над стяжкой из трех брусьев, просвет уже, завершается он плавно, дугой в полукруг. Со стороны бабинца к брусьям стяжки пристроена часть хоров. Лестница на хоры – при северной грани. Перила лестницы украшены сочно резным геометрическим орнаментом, а перила хоров – балясинками. Мастер церкви мыслил и компоновал в строении каждый участок в определенной степени изолированно. Сруб центра от алтаря отделяют короткие заплечики. На границе с бабинцем заплечики длиннее. Просветы между участками невысокие, а глухая стена сруба между участками составляет половину, или и больше высоты грани.

http://sobory.ru/article/?object=53379

– А можно ли давать прозвища, переиначивать имена собственные, имена начальников? Где грань между юмором и злословием? – Смотря кому я даю прозвище. Если другу, то это нормально, дружеские отношения. А если это уже выходит за рамки дружбы, то, знаете, есть остроумие, а есть ослоумие. Грань тут простая: смех – это лекарство, некий инструмент, который помогает человеку выжить в определенных условиях, понижает ненужный иногда пафос, помогает человеку вздохнуть. Это прекрасно, без этого невозможно жить. Никита Струве как-то сказал, что святость есть смирение плюс чувство юмора… Замечательные вещи, которые относятся к юмору – это трезвость, трезвомыслие, мир душевный. Но, тем не менее, юмором, как и всяким лекарством, при неправильной дозировке можно отравиться, как и всяким инструментом можно ранить и самого себя и другого, то есть надо пользоваться юмором с умом, находить грань. Одно дело ирония, юмор, пусть даже острый, но полезный, другое – насмешка. Тут важна интонация. Почему так много войн в соцсетях – там труднее выразить интонацию, есть система лайков, конечно, но дать понять человеку, по-доброму ты к нему относишься или нет – трудно. Ты улыбаешься, но в глазах у тебя серьезность или холодность, или наоборот, ты сохраняешь серьезность, а глаза у тебя смеются – эти нюансы трудно передать. Ведь речь – это не просто слова, это весь человек, вся его органика. Поэтому прозвища – смотря кому и как давать, важно чувствовать грань, за которой начинается стеб, то, что наши бабушки и дедушки называли «смех без причины – признак дурачины». – А существуют ли современные юродивые? Какой поступок можно считать юродством в нашем обществе? – Юродивые будут и есть всегда. Есть, конечно, житийный канон христианских юродивых, ему трудно подражать. Вообще же, юродивость – это то, что не совпадает с мейнстримом, то, что отражает всегда какую-то правду, Божью правду, противостоящую какому-то тлетворному духу времени. Такими были все юродивые, неважно – христианские ли святые, или юродивые семидесятых годов – хиппи, или русские футуристы начала двадцатого века. Люди, которые пытались совершить благой вынос мозга окружающим, дать им почувствовать какую-то другую реальность, донести что-то очень важное на их взгляд.

http://pravmir.ru/kak-pobedit-zloslovie-...

О.Александр - Но к счастью, этот период недолгий. О.Дмитрий- Но бывает у людей и долго. О.Александр - Но, даже когда человек не просит, все равно Господь подает. О.Дмитрий- Да и так бывает, конечно. О.Александр-   Батюшка, такой на форум к нам пришел вопрос. Очень мешает соседка сверху: по ночам крики, топот, разврат. Скажите, пожалуйста, соседи даются Богом в наказание за грехи? И как поступить - милиция, ЖЭК не реагируют, либо покрывают их, либо вообще не хотят связываться. О.Дмитрий- Даже по телевидению бывали такие передачи, как это сложно сделать, но возможно. Но, в крайнем случае, на том самом Западе, о котором наш слушатель вопрошал, там обычно люди уезжают. Продают свою квартиру и переезжают в другое место - такой можно способ найти. Ну, безвыходных положений нет. Ну, всегда какие - то потери, нужно на это потратить усилия, нервы. Так что всякие можно возможные пути найти. О.Александр- То есть нанять людей, которые их оттуда выживут?   О.Дмитрий- Ну нет. Я так не думаю, но, во всяком случае, эту проблему надо изучить. В чем причина, почему участковый не реагирует? Потом, на каждого участкового есть же прокурор! А на каждого прокурора есть Генеральная Прокуратура, так что все это по инстанции. Есть у нас предписание-после 23.00 не шуметь, если человек шумит - он нарушает закон. Если милиция не выполняет закон - есть прокурор. Жалобы никому не нужны, конечно, это все требует времени и т. д., трудно, но добиться можно даже законным способом. О.Александр-Вот, скажите, пожалуйста, когда уступчивость и безотказность вполне христианские чувства-переходят в человекоугодие? О.Дмитрий- Ну когда, откуда я знаю? Ну, допустим, 7 марта переходят, в 16 часов 32 минуты. Я даже не знаю, что на это ответить. О.Александр-Где та грань, когда нужно остановиться? О.Дмитрий- Есть вещи, у которых граней нет. Есть путь, тенденция. Если есть путь и тенденция, тогда это рано или поздно эту грань перейдет. Поэтому не надо идти в этом направлении и переходить грань. Зачем обязательно дойти до грани и там остановится? Может, чуть пораньше все -   таки? А вдруг промажешь грань и провалишься в человекоугодие - зачем это надо? Поэтому не надо   искать граней. Надо стараться изменить направление движения.

http://radonezh.ru/text/mnogie-lyudi-sch...

- А чтобы не переступить эту грань, где нужно проводить границу? Я имею в виду вот что: телевидение построено в определенном смысле на трюках, т. е. зритель зачастую видит то, чего в студии на самом деле нет. И эти трюки условно можно подразделить на безобидные (в телешоу показывают, что стреляет пушка, которой, на самом деле, в студии нет - досняли потом отдельно) и совсем не безобидные. Например, как мне рассказывал один журналист: набросают гильз, коробок от снарядов и говорят: полчаса назад здесь шел бой. Как вот здесь определить грань? - Видите ли, я думаю, что в любой профессии есть эта грань. Черта, которую нельзя переступать. Это зависит не от профессии, а от человека. Единственное, что могу сказать о своем цехе: журналистика, в отличие от хирургии, такого ущерба нанести не может, слава Богу. Хотя с другой стороны, в журналистику, в отличие, от той же хирургии идут люди духовно слабо подготовленные. - Что Вы под этим понимаете? - Любой человек - это формирующаяся личность. Этапы формирования личности связаны с какими-то событиями в жизни, с жизненным опытом, с образованием, с семьей. В журналистику приходят рано - например, молодой журналист, 22 года, а его сюжет уже идет в программе " Время " на всю страну. Как правило, в этом возрасте очень немногие являются духовно созревшими, нравственно возросшими до того, чтобы понимать эту грань. Очень многое решает практический жизненный опыт, который способен подсказать человеку, какое событие действительно является глобальным. И то, что сегодня мои товарищи по цеху воспринимают битвы алюминия против нефти или там Моста против Тоннеля как некое глобальное событие в жизни, и свидетельствует об их духовной незрелости. Для них опыт борьбы - это бороться, например, за Гусинского против Березовского. Мне, честно говоря, это кажется, во-первых, отнюдь не важным для судеб моего государства. Во-вторых, абсолютно придуманным. Сколько эфирного времени было потрачено на репортажи из Думы, а что мы знаем вообще о том, что Дума реально сделала? Мы как-то очень легкомысленно к этому относимся. Нам невесть что показывают, а мы все это смотрим, смакуем...

http://foma.ru/mozhet-li-televidenie-byi...

Анализ мерных чертежей Покровской церкви г. Кролевца показал, что исходный размер для построения плана – ширина центрального участка; диагональ четырехугольника, составляющая половину квадрата со стороной равной ширине центрального участка, определяет длину плана центра, а половина диагонали того же квадрата определяет длину плана алтаря; длина алтаря определяет ширину алтаря и ширину плана притвора; длина притвора равна диагонали южной половины плана алтаря. Восточная и западная грани плана центрального участка равны диагонали южной половины плана притвора, а южная и северная грани равны диагонали южной половины плана алтаря. Южная и северная грани алтаря равны половине диагонали квадрата, в который вписывается план алтаря, а восточная грань – половине полной длины алтаря. Южная грань притвора равна ширине притвора (северная несколько короче), западная грань – половине длины притвора. Высота сруба стен притвора и алтаря равна длине плана притвора, а высота верха притвора и алтаря – половине высоты сруба их стен. Восточная грань верха алтаря преломлена под углом 60°. Высота сруба стен центрального участка равна половине длины плана строения. При сборке восточной и западной граней сруба первого излома мастер использовал шаблон - трапецию, составлявшую низ равностороннего треугольника с основанием равным длине сруба стен центра (вверху). Восточная и западная грани первого излома имели длину (от верхнего венца сруба стен до первого венца восьмерика) равную половине полной длины плана центрального участка. Высота первого излома верха центрального участка равна половине длины сруба стен центра (вверху). Высота же первого излома и сруба стен вместе равна сумме длины плана центра и алтаря. Длина восьмерика равняется южной грани плана алтаря (то есть половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря); ширина восьмерика равна половине полной длины плана притвора, высота же восьмерика равна половине длины западной или восточной грани первого излома (от верхнего венца сруба стен до нижнего венца восьмерика), а высота восьмерика и первого излома вместе равна длине западной грани плана участка.

http://sobory.ru/article/?object=59353

С большим мастерством – легко и грациозно – решает строитель завершения каждого участка. Все три завершения легкие, деликатные по форме и пропорциям. Они достаточно широко расставлены, их «омывает» свет, их формы «тают» в нем. В этой церкви, как и в ряде других, современных ей, мы чувствуем дыхание рококо; не во внешнем пользовании какими-то определенными формальными элементами, а в своеобразно воспринятым «ароматом» искусства того времени. Анализ обмерных чертежей показал, что исходный размер в построении плана – ширина центрального участка. План центра – восьмигранник, вписанный в четырехгранник. В плане длина центрального участка составляет ¾ его полной ширины. Восточная и западная грани восьмигранника равны длине его, а южная и северная равны ½ диагонали четырехгранника, составляющая северную половину четырехугольника, вписывающегося в восьмигранник. План алтаря – шестигранник; полная его ширина равна ½ диагонали четырехгранника, вписывающегося в восьмигранник плана центра, а длина – апофема треугольника со стороной равной ширине алтаря, или равной1/2 полной ширины центрального участка. Восточная, южная и северная грани алтаря равны 2/3 полной длины его. Бабинец в плане шестигранник; размеры его несколько иные, чем у алтаря: его полная длина равна длине алтаря, а внутренняя ширина (начиная деформацию) равна полной ширине алтаря или ширина (восточная грань) равна 1/2 длины плана центра и алтаря, взятых вместе. Южная и северная грани притвора равны 1/2 ширины его, а западная грань равна 1/2 полной длины центрального участка (в северной ее половине). Размеры срубов стен, изломов и восьмериков определялись размерами плана. Высота срубов стен всех трех участков одинакова, она равна длине плана центра. Так же высота первых заломов всех трех участков (вспоминая незначительные отмены – следствие несовершенной рубки срубов) одинакова: она вместе с высотой срубов стен равна ширине сруба стен центра (вверху). Первый залом центрального участка в разрезе дает трапецию. При заготовке сруба этого излома мастер использовал два шаблона-трапеции: для сборки восточной и западной граней излома вспомогательная трапеция имела основу – длину сруба стен центрального участка (вверху), верхняя грань равна длине плана алтаря, а высота первого стены вместе с изломом плана участка (вверху). Трапеция для сборки южной и северной граней имела основу – ширину сруба стен центра (вверху), верхнюю грань (полная длина) равную восточной грани плана центра.

http://sobory.ru/article/?object=59214

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010