Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ АКАДЕМИИ НАУК» (ИОРЯС), журнал, издававшийся в 1896-1927 гг. в С.-Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Изначально назывался «Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук», с 1917 г.- «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук», с 1926 г.- «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук СССР», выходил до закрытия Отд-ния рус. языка и словесности в 1927 г. Первым изданием II Отделения С.-Петербургской АН, образованного в 1841 г. на базе бывш. Российской академии, стал ж. «Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности». Он был основан по инициативе И. И. Срезневского и выходил под его редакцией в 1852-1863 гг. Всего было издано 10 томов по 5-8 выпусков в каждом, а также отдельные прибавления: 6 выпусков «Материалов для изъяснительного и сравнительного словаря», выпуск «Памятников и образцов народного языка и словесности», 7 книг «Ученых записок II Отделения Императорской Академии наук». В журнале печатались записки о занятиях отд-ния, извлечения из протоколов его заседаний и гл. обр. исследования Срезневского о древних слав. рукописях и памятниках лит-ры в постоянной рубрике «Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.)». Публиковались работы др. отечественных ученых и литераторов: А. Х. Востокова , П. А. Вяземского , Я. К. Грота, П. А. Лавровского , В. И. Григоровича , С. П. Шевырёва, А. Ф. Гильфердинга , П. А. Плетнёва, М. П. Погодина , П. С. Билярского, архим. Амфилохия ( Сергиевского-Казанцева ; впосл. епископ Угличский), Д. В. Поленова и др., а также подготовленные ими к печати тексты целого ряда слав. памятников письменности и фольклора, критические и библиографические заметки. Издание было возобновлено в 1896 г. по предложению А. А. Шахматова и А. Ф. Бычкова под названием ИОРЯС. Всего было издано 32 тома в 96 книгах. Тома 1-20 за 1896-1915 гг. состояли из 4 книг (в томах 1-5 существовала общая пагинация, далее раздельная по книгам), тома 21-24 за 1916-1919 гг.- из 2 книг, тома 25-32 за 1920-1927 гг. не имели деления на книги. Отдельные книги и тома, особенно после 1917 г., выходили с опозданием на 1-4 года. Редакторами в разное время были Шахматов, Е. Ф. Карский . Всего вышло ок. 1,4 тыс. статей и рецензий, посвященных взаимовлиянию слав. и балт. языков, фольклора и лит-р, их сравнению с языками и лит-рами др. народов, славяноведению, памятникам письменности и лит-ры.

http://pravenc.ru/text/293854.html

Первые научные издания византийских песнопений, посвящённых святому Николаю, были предприняты кардиналами Жаном-Батистом Питрой и Анджело Маи, а критическое их изучение началось с работы Густава Анриха, посвятившего некоторым из этих песнопений одну из глав своей знаменитой монографии 1 . Серьёзный шаг вперёд в этой области был сделан в 1976 г. – им стала публикация подготовленного Афанасием Коминисом декабрьского тома «Analecta Hymnica Graeca» 2 ; с этой публикацией в научный оборот были введены полные тексты 11 новых канонов Мирликийскому чудотворцу. Сведения ещё о 26 неопубликованных канонах содержатся в выпущенном в 1996 г. Еленой Папаилиопулу-Фотопулу «Ταμεον νεκδτων βυζαντινν καννων» 3 . Несколько канонов святителю были опубликованы в разрозненных изданиях. Общий вывод к настоящему времени таков: объём одних только сохранившихся византийских песнопений, посвящённых святителю Николаю, чрезвычайно велик, причём сводного каталога всех этих песнопений не существует. И если общий список греческих никольских канонов и кондаков, благодаря изданиям Ж.-Б. Питры, епископа Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , А. Коминиса и Евхаристи Папаилиопулу-Фотопулу, составить вполне возможно (что и было нами сделано), то об общем списке никольских стихир, седальнов и прочих песнопений меньших форм говорить пока невозможно, так как эти песнопения зачастую игнорировались исследователями и поэтому многие из них всё ещё не выявлены и не описаны. Соответственно, и настоящая работа посвящена византийским никольским песнопениям крупных форм – канонам и полным кондакам. На данный момент известно 55 греческих канонов византийских авторов 4 , посвящённых святителю Николаю, – не считая канонов, обращённых к нему вместе с другими святыми 5 , а также сборных канонов, встречающихся в Октоихах и Параклитиках, где Мирликийскому архипастырю посвящён один из тропарей каждой песни. Это больше, чем у любого другого святого в церковном календаре. Каноны, полностью посвящённые святителю, включают в себя 13 канонов 1-го гласа, 8 канонов 2-го гласа, 3 канона 3-го гласа, 6 канонов 4-го гласа, 3 канона 1-го плагального 6 гласа, 10 канонов 2-го плагального 7 гласа, 4 канона тяжкого 8 гласа, 8 канонов 4-го плагального 9 гласа. Таким образом, эти каноны принадлежат, в первую очередь, к 1-му, 2-му плагальному, 2-му и 4-му плагальному гласам 10 . Наибольшую приверженность авторов никольской гимнографии к 1-му гласу следует, очевидно, объяснять близостью праздника Рождества Христова с его двумя канонами 1-го гласа к памяти святителя 6 декабря; из рождественской службы в никольскую заимствуется, в частности, катавасия. И сейчас в службе Минеи 6 декабря один из двух канонов святому Николаю – 1-го гласа; на 1-й глас написаны и каноны Пресвятой Богородице, созданные специально для этой службы 11 . Напротив, 3-й, 1-й плагальный и тяжкий гласы представлены лишь тремя песнописцами 12  – преподобным Иосифом Песнописцем, Фотием 13 и Иоанном Евхаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/Казанской иконы ...

Еще одна значимая для изучения литургики работа М.- не имеющее в мировой науке аналогов исследование «О постах Православной Восточной Церкви». Задачей своего исследования автор поставил «проследить судьбу [поста] на христианском востоке в так называемую византийскую эпоху и выяснить его положение в практике Греко-Русской Церкви» (О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886. С. 1). В 1-м разделе (С. 2-32) работы автор делает обзор источников для реконструкции системы постов и практики пощения, а во 2-м (С. 32-134) рассматривает историю происхождения каждого из многодневных и однодневных постов. Неск. исследований М. посвятил вопросам книжной справы патриарха Никона и в целом старообрядческому расколу. Так, в ст. «Как у нас правились церковные книги» (1883) М. на материалах архива Типографской б-ки в Москве знакомит читателя с приемами справщиков, а в ст. «Как у нас правились Типик и Минеи» (1884) поэтапно описывает историю исправления этих богослужебных книг, указывает на основные недочеты и ошибки и дает рекомендации, как можно было бы решить те или иные проблемы. Из исследований М. по церковной археологии особого внимания заслуживают работы: «Об устройстве церковно-археологических музеев» (1872) - в ней автор перечисляет основные принципы, в соответствии с к-рыми следует организовывать работу археологических музеев, сохраняющих памятники церковной старины; «Омофор» (1871) - в статье описана история происхождения и использования этого предмета епископского облачения; статьи по истории архитектуры новгородских церквей («Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей» (1873), «Церковно-строительная деятельность в Новгороде» (1876)); статьи, написанные М. в рамках проекта создания археологического словаря (Материалы для Археологического словаря (1880)). Нек-рые рецензии М. имеют самостоятельное научное значение: напр., отзывы на издания архим. Сергия (Спасского) («Полный месяцеслов Востока»; 1878), архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) («Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в.» и «К статье о греческом Кондакаре XII-XIII в.»; 1880), Л. Гейтлера («Древнейший славянский Требник»; 1883) и др. Архив М. и неопубликованные труды

http://pravenc.ru/text/2561854.html

28 окт. 1884 г. в Ростовском кремле после освящения И. древней ц. во имя свт. Григория Богослова состоялось торжественное собрание духовенства, ученых Москвы и С.-Петербурга, посвященное реставрации этого храма и 500-летию посвящения во епископы свт. Стефана Пермского. И. благословил активных участников восстановления Григориевской ц. А. А. Титова Толгской иконой Божией Матери, И. А. Шлякова иконой свт. Димитрия Ростовского (Протокол. 1884. С. 59). 2 окт. 1885 г. И. освятил древний придел свт. Леонтия Ростовского в Успенском соборе, восстановленный при его активном участии. За содействие и помощь в организации Археологического съезда в Ярославле в 1901 г. И. получил звание почетного члена съезда. На пожертвования благотворителей, 1-м из к-рых стал И., в память 500-летия преставления прп. Сергия Радонежского близ Варницкого во имя Святой Троицы мон-ря была выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства епархии и странноприимный дом. И. неоднократно посещал этот монастырь и служил в нем (25 июня 1878, 27 мая 1886, 16 мая 1890, 12 апр. 1896, 5 окт. 1897). В 1887 г. И. освятил храм во имя прп. Сергия Радонежского в ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом мон-ре, к-рый также впосл. посещал неоднократно (2 нояб. 1892 по случаю 50-летнего служения в священном сане еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , 20 июля 1893 по случаю преставления последнего; 25 мая 1901 по случаю посещения мон-ря вел. кн. Константином Константиновичем со свитой). И. также учредил об-во любителей древнего церковного пения, при к-ром собрал прекрасный хор. 22 окт. 1885 г. при архиерейском доме И. открыл церковно-певческую школу для обучения нотному церковному пению, правильному богослужебному чтению, церковному уставу и Закону Божию с целью подготовки кандидатов в псаломщики. Благодаря И. в 1891 г. в Ярославле были открыты летние курсы церковного пения. Изыскал сотни тысяч рублей на нужды духовно-учебных заведений. При содействии И. для Угличского и Пошехонского уч-щ были устроены новые здания вместе с общежитиями; в ярославском Преображенском мон-ре для Ярославского ДУ возведен новый 2-этажный корпус; при Ярославской ДС в 1888 г. построено 3-этажное каменное здание для классов и епархиального общежития для детей бедных родителей.

http://pravenc.ru/text/578362.html

XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго». К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8). В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/674886.html

В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы И., исполненные, как правило, в живописной манере (известно ок. 20 храмов с его изображениями; см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576). И. писали в основном с длинной седой бородой, в клобуке, напр. в росписи 1-й четв. XIX в. (ростовский худож. П. С. Рябов) ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре (в медальоне в алтаре, благословение именословное, в левой руке - раскрытая книга; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 114. Ил.). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля клеевая роспись датируется 1884 г.; в центральной апсиде представлена «Тайная вечеря», по сторонам композиции - святители Леонтий и И. В Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря стенопись создана после 1730 г.; образ И. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с образами святителей Леонтия и Игнатия. В соборе ростовского монастыря Рождества Богородицы И. написан в алтаре (1715). В ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря роспись выполнена в 1890 г. К. Я. Леоновым по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева); И. изображен в рост на зап. грани сев.-зап. столба. В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). И. представлен в стенописи 1816 г. архиерейского живописца И. М. Гладкова в ц. свт. Николая на Всполье в Ростове. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове (роспись - 1859, А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. написан с потиром в руке на откосе проема царских врат, между святителями Игнатием и Леонтием (воспроизв.: Там же. С. 184). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (роспись выполнена в кон. XVIII в. ярославскими мастерами) фигура И. расположена на откосе окна сев. стены четверика. В стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), седобородый И. изображен в митре.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Значительное число уникальных памятников попало в музей как в качестве даров отдельных лиц, так и в составе частных коллекций, поступивших в музей: Щукина (иконы, пелены, рукописи, предметы мелкой пластики, церковная утварь, архивы церковных деятелей, в т. ч. епископов Дмитровского Леонида (Краснопевкова) и Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)), Уварова (христ. археология, иконы, документы, рукописи), Барсова (материалы по истории сев. церквей и мон-рей), И. А. Вахрамеева (рукописи, в т. ч. знаменитое лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в.), А. В. Морозова (иконы), С. П. Рябушинского (иконы). В И. м. хранятся ценные документы по истории Русской Церкви (Деяние К-польского Собора 1593 г., Деяния Московских Соборов 1654, 1657, 1666-1667 гг., подготовительные материалы к Собору 1666-1667 гг., грамоты жалованные, благословенные, настольные, ставленные, вкладные, грамоты К-польских патриархов, материалы о связях с К-польским Патриархатом и Западнорусской митрополией); сочинения и автографы церковных иерархов и глав Русской Церкви. Широко представлены памятники церковной письменности (жития, сказания, гимнография, певч. книги), в т. ч. такие раритеты, как Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово Евангелие XII в., новгородские служебные Минеи XII в., Юрьевское Евангелие (1119-1128), Галицкое Евангелие (1144), Псковский Апостол с цитатой из «Слова о полку Игореве» (1307), Геннадиевская Библия (1499), Великие Минеи-Четьи митр. св. Макария (сер. XVI в.), Чудовские (1600) и Милютинские Минеи-Четьи (1646-1654). Арх.: ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1 (архив А. С. и П. С. Уваровых); Ф. 440 (архив И. Е. Забелина); Ф. 136 (архив А. В. Орешникова). Ист.: [Бестужев-Рюмин К. Н.] Смысл и значение «Музея им. Государя Наследника Цесаревича»//Голос: Газ. 1873. 31; Устав Музея им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. М., 1874; Музей памяти Ф. М. Достоевского в Имп. Рос. Ист. музее им. имп. Александра III в Москве, 1846-1903 гг./Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Роспись ц. Боголюбской иконы Божией Матери в с. Филимонове. Нач. ХХ в. В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы Л., исполненные, как правило, в живописной манере. В 1777-1779 гг. московский худож. И. Д. Лигоцкий расписал масляными красками стены Успенского собора. В 90-х гг. XIX в. в пещерном Леонтиевском приделе Успенского собора худож. Н. Д. Сафонов поновил стенопись, посвященную житийному циклу Л.: рождение; крещение; научение грамоте; монашеский постриг; пришествие в Ростов; изгнание из города; учение детей; крещение народа ( Алитова, Никитина. 2008. С. 22). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля в центральной апсиде написана «Тайная вечеря», по сторонам композиции - Л. и свт. Исаия (клеевая живопись датируется 1884). В росписи Богоявленского собора Авраамиева мон-ря (после 1730) образ Л. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с изображениями святителей Исаии и Игнатия. В соборе ростовского мон-ря Рождества Богородицы образ Л. представлен в алтаре (1715). Л. изображен в рост на сев. грани юж. столба в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря (1890; мастер К. Я. Леонов по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)). В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). В ц. Толгской иконы Божией Матери Л. написан на юж. стене вместе со святителями Николаем Чудотворцем и Иаковом Ростовским (1776; худож. Харков). Л. представлен в стенописи ц. свт. Николая на Всполье в Ростове (1816; архиерейский худож. И. М. Гладков); на откосе окна юж. стены Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (кон. XVIII в.; Л.- в рост, одна рука с открытой ладонью перед грудью, в другой держит Евангелие); на северной стене ц. св. Георгия с. Георгиевского на р. Лехте (1859; мастер Алексей Глебов). В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове Л. написан с архиерейским посохом в левой руке на откосе проема царских врат вместе со святителями Игнатием и Исаией (роспись - 1859, Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев; Там же. С. 184). Святитель изображен в ц. прп. Сергия Радонежского с. Деболовского (сер. XIX в.; на сев. стене); в ц. ап. Иоанна Богослова дер. Подлесново (1-я пол. XIX в.; в алтаре придела ц. Казанской иконы Божией Матери); в ц. апостолов Петра и Павла пос. Поречье-Рыбное (1782-1785); в ц. Рождества Богородицы с. Савинского (1-я пол. XIX в.; на юж. стене); в Преображенской ц. с. Спас-Смердина (1885; на сев. стене среди Ростовских святителей). В ц. Богоявления с. Уславцева Л. написан в откосе окна зап. стены (нач. XIX в.). Ростовой образ Л., исполненный в духе живописи В. М. Васнецова, помещен в росписи нач. XX в. ц. Боголюбской иконы Божией Матери в с. Филимонове Ростовского р-на.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Фонды музея пополнили дары архиеп. Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева) , Сергия (Спасского) , епископов Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого), Великоустюжского Иоанникия (Казанского) , Пермского и Соликамского Никанора (Надеждина) , епископа Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , настоятелей Димитриева Прилуцкого мон-ря архим. Анатолия (Смирнова), Тихвинского Большого мон-ря архим. Евгения (Эпштейна), настоятельницы Новодевичьего московского мон-ря игум. Антонии (Каблуковой), протоиереев Д. Ф. Певницкого и К. А. Богоявленского. Среди дарителей И. м.- МДА, СПбДА, КДА и КазДА, архивы, б-ки, правосл. братства, Государственная дума, книгоиздательства, комитеты различных выставок, министерства, Пантелеимонов на Афоне, Пафнутиев Боровский, путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы , Антониев Сийский , Тупический, великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри , Флорищева в честь Успения Пресв. Богородицы пустынь , церкви, редакции газет, в т. ч. «Епархиальных ведомостей» по всей России, научные об-ва, военные штабы, Национальная академия в Реймсе, Сербская королевская академия в Белграде, Б-ка Конгресса в Вашингтоне, Музей искусств в Нью-Йорке, Французский национальный клуб, Парижский муниципалитет, Королевские музеи в Берлине, правительства Аргентины и Японии. Богатейшее собрание Музея древностей, насчитывавшее ок. 300 тыс. предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи), целиком передал в дар И. м. в 1905 г. Щукин. Совет И. м. избрал Щукина в почетные члены. В том же году в фонды И. м. было принято полностью собрание А. П. Бахрушина, переданное по его духовному завещанию 1904 г. Оно было не столь обширным (ок. 2 тыс. предметов и 25 тыс. книг), но весьма ценным. Ивановская площадь в Московском Кремле в XVII в. Худож. А. М. Васнецов. 1903 г. (ГИМ) Ивановская площадь в Московском Кремле в XVII в. Худож. А. М. Васнецов. 1903 г. (ГИМ) В 1906-1932 гг. в составе И. м. находился Музей памяти Ф.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

  001     002