Скачать epub pdf Митрополит Амвросий был сыном священника, родился 30 ноября 1742 г. в погосте Стогове Переславского уезда Владимирской губернии и был назван Андреем. До 14 лет воспитывался дома, а с 1757 г. обучался в Троицкой лаврской семинарии. По окончании курса он с 1764 г. проходил в той же семинарии разные учительские должности до риторики, 17 ноября 1765 г. сделан был библиотекарем и катихизатором в семинарии, а 12 июня 1767 г. – учителем еврейского языка. 12 февраля 1768 г. Подобедов постригся в монашество с именем Амвросия, 23 марта рукоположен в иеродиакона и 22 сентября того же года – в иеромонаха. С пострижением в монашество деятельность о. Амвросия переходит в Московскую академию. С августа 1768 г. он занимал в академии должность проповедника, а в сентябре 1771 г. сделан префектом и учителем философии. В это же время он приобрел известность как проповедник. Его проповедь , сказанная в 1771 г. в Донском монастыре при погребении убитого взволновавшеюся чернью во время чумы московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), по повелению императрицы, была напечатана и переведена на немецкий и французский языки. В 1774 г. 18 августа он назначен был ректором Московской академии и архимандритом Заиконо­спасского монастыря. В 1775 г. он сделался лично известным императрице: 14 июня, в день рождения великой княгини Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, архимандрит Амвросий в присутствии императрицы произнес проповедь. Императрица одобрила, наградила проповедника бриллиантовым крестом и велела при первой епископской вакансии представить его кандидатом. В 1778 г. он представлен был на Севскую кафедру. 15 апреля императрица утвердила избрание и приказала вызвать его для хиротонии в С.-Петербург. 27-го было наречение, а 5 июля он был хиротонисован в епископа Севского и Брянского, викария Московской митрополии. На хиротонии присутствовала императрица; Амвросий благодарил ее краткою речью и был награжден бриллиантовою панагиею, богатым архиерейским облачением и деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Подобедов Андрей Иванович) Родился 20 ноября 1742 года в селе Стогове Переславльского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 года обучался в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию. С 1771 года – префект академии. С 1774 года – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию. С 27 марта 1785 года – архиепископ Казанский и Симбирский. С 16 октября 1799 года – архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а в декабре назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 года пожалован в митрополиты. С 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород. Поводом к удалению его в Новгород послужило недовольство императора Александра I на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с обер-прокурором Святейшего Синода, князем А. Н. Голицыным. Скончался 21 мая 1818 года и был погребен в Новгородском Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи. Основным направлением деятельности преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. В Казани преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКИНФ Портрет архим. Иакинфа (Бичурина). 1888 г. Худож. Н. Яш с литографии В. Теребенева Портрет архим. Иакинфа (Бичурина). 1888 г. Худож. Н. Яш с литографии В. Теребенева (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 29.08.1777, с. Акулево Цивильского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ., ныне дер. Типнеры Чебоксарского р-на Чувашии - 11.05.1853, С.-Петербург), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. Род. в семье диак. Иакова Данилова, который в 1779 г. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. с. Бичурина (Пичурина) Свияжского (позднее Чебоксарского) у. Казанской губ. От названия села И. впосл. получил фамилию. В 1794 и 1795 гг. из-за болезни отца был временно определен на священнический доход в с. Бичурине. Обучался в школе нотного пения в свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1787 г. поступил в КазДС, где занимался грамматикой, арифметикой, поэзией, риторикой, богословием, греч., лат., франц. языками и др. Был среди лучших учеников, писал стихи на рус. и греч. языках. В 1799 г. окончил учебное заведение, ставшее к тому времени ДА, и по рекомендации Казанского архиеп. Амвросия (Подобедова) был оставлен при нем учителем информатории (подготовительного класса). С 1800 г. преподавал в КазДА грамматику, затем риторику. Позже передал б-ке академии значительную часть книг, рукописей и карт из своей б-ки. 29 мая 1800 г. Бичурин подал на имя Казанского архиеп. Серапиона (Александровского) прошение о пострижении в монашество. 18 июля 1800 г. в казанском в честь Преображения Господня монастыре принял постриг. 22 июля того же года рукоположен во диакона, 25 авг. 1801 г.- во иерея. В нояб. 1801 г. ему было поручено управление казанским во имя святого Иоанна Предтечи монастырем . Благодаря покровительству Новгородского и С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) 20 июня 1802 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского в честь Вознесения Господня монастыря , ректором Иркутской ДС, членом духовной консистории.

http://pravenc.ru/text/200141.html

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сайт СПбПДА: М.В. Шкаровский. Храм святых Двунадесяти апостолов Петроградской Духовной Академии ноября 2013 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии 10 июня 1817 года на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 26 августа 1819 года храм во имя святых Двунадесяти апостолов торжественно освятил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Михаил в присутствии приглашенных членов Святейшего Синода, Комиссии Духовных училищ и академической конференции. Сердце столичного храма богословской науки забилось. Ввиду тесноты помещения для расположенных в Александро-Невской Лавре Духовно-учебных заведений, после их преобразования в 1808-1809 гг., митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий (Подобедов) в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для Духовной Академии на лаврской земле особого здания. В том же году архитектор Александр Егорович Штауберт предложил проект подобного здания, но осуществить его не удалось. 3 марта 1817 г. был высочайше утвержден проект трехэтажного академического здания, составленный архитекторами Луиджи (Алоизия Ивановича) Руска и Джакомо Кваренги, а 6 марта император Александр утвердил строительный комитет, состоявший из членов академического правления и архитектора Л. Руска. 1 10 июня 1817 г. на соседнем с Лаврой участке Монастырского острова митрополит Амвросий совершил торжественную закладку и освящение места для нового здания Санкт-Петербургской Духовной Академии с водружением креста в основании " назначенного посреди дома Академического храма во имя Двенадцати апостолов " . 2 Строительные работы вчерне были завершены осенью 1817 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Малинники. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Амвросия Медиоланского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1803. Ссылки:   Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, дер. Малинники Координаты: 56.293859, 38.400052 Проезд: Из Москвы до храма можно добраться по Ярославскому шоссе, или электричкой с Ярославского вокзала, направления: Сергиев Посад, Александров, Балакирево, до станции Сергиев Посад, затем автобусом 120 (Жуклино) до остановки " Деревня Малинники " . Автовокзал в городе Сергиев Посад находится в 100 метрах от ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до храма можно добраться по Ярославскому шоссе, или электричкой с Ярославского вокзала, направления: Сергиев Посад, Александров, Балакирево, до станции Сергиев Посад, затем автобусом 120 (Жуклино) до остановки " Деревня Малинники " . Автовокзал в городе Сергиев Посад находится в 100 метрах от железнодорожной станции, нужно только перейти через вокзальную площадь. От остановки автобуса до Храма Николая Чудотворца ведут две дороги. В теплое и сухое время удобнее воспользоваться тропинкой, ведущей через поле. В этом случае, выйдя из автобуса нужно перейти на противоположную сторону дороги и идти через поле до дороги, идущей через деревню, далее повернуть налево и идти до охотхозяйства. В сырое время или зимой нужно пройти вперед по ходу движения автобуса до указателя д. Малинники и повернуть налево, дойдя до деревни вновь повернуть налево, идти до охотхозяйства. На территории охотхозяйства, справа по ходу движения, на берегу пруда и расположен Храм Николая Чудотворца. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм святителя Николая Чудотворца с приделом св. Амвросия Медиоланского начат строительством в 1802 и освящен в 1803 году. Каменный храм построен вместо обветшавшей деревянной церкви на деньги местного уроженца митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова, 1742-1818) и местного помещика сенатора кн. П. Щербатова. Храму посвящен сайт http://www.stogovo.ru и книга " Созижду церковь Мою. Об одном из уделов святителя Николая в Подмосковье " - под. ред. прот. Вячеслава Брегеды - храма свт. Николая в Малинниках. Сергиев Посад, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=00041

Е.П. Белохвостиков Содержание Митрополит Платон (Левшин) Митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Михаил (Десницкий) Архимандрит Фотий (Спасский) Князь А.Н. Голицын Князь П.С. Мещерский Княгиня С.С. Мещерская Графиня А.А. Орлова-Чесменская     За два столетия, прошедшие со времени кончины святителя Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского и Саратовского, написано о нем было немало. Однако практически все биографы и авторы статей о подвижнике проходили мимо такого важного аспекта его жизни, как круг общения; то же, что написано, зачастую очень субъективно и тенденциозно. К примеру, описывать отношения с архимандритом Фотием (Спасским) или князем А.Н. Голицыным, опираясь исключительно на свидетельства первого из них, для историка, нам кажется, проявлением непозволительной доверчивости. Известно, как много в жизни каждого человека, особенно в молодости, значит его окружение. А поскольку святитель Иннокентий отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, то можно говорить о том, что формирование его личности продолжалось в течение всей жизни, и не последнюю роль играли люди, с которыми он соприкасался. За свою недолгую жизнь преосвященный в разной степени близко общался с сотнями, если не тысячами людей: родными и односельчанами; учителями и учениками Перервинской и Лаврской семинарий, а затем Санкт-Петербургских духовных школ; духовенством Московской, Петербургской и Пензенской епархий; членами различных комитетов и обществ, в которых состоял... Среди них были люди выдающиеся, оставившие след в истории Церкви и Отечества, были и те, имена которых нам сейчас не скажут ничего. Не ставя своей целью упомянуть и охарактеризовать все окружение святителя Иннокентия, в настоящей статье постараемся описать его отношения с архиереями, под началом которых он трудился (митрополиты Платон, Амвросий, Михаил); с представителями высшего общества – князем П.С. Мещерским, княгиней С.С. Мещерской, графиней А.А. Орловой-Чесменской; а также попытаемся разобраться с самыми одиозными его знакомствами – с Фотием (Спасским) и князем А.Н. Голицыным. Поскольку его отношениям со святителем Филаретом (Дроздовым) была посвящена наша статья в предыдущем выпуске «Филаретовского альманаха», то здесь мы не будем их касаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010