XV. Св. Синод в царствование Павла I и Александра I Последний доклад, с которым Св. Синод 24 октября 1796 года обращался к государыне императрице, был подписан Гавриилом митрополитом новгородским, Амвросием архиепископом казанским, Иннокентием архиепископом псковским, Иринеем епископом тверским, духовником Саввой Исаевым и Лукианом протоиереем преображенским. В этом докладе, как сказано, Синод ходатайствовал о назначении членом новоспасского архимандрита Анастасия (Братановского) на место Амвросия (Орлина), назначенного епископом в Вятку. Доклад этот был разрешен императором Павлом резолюцией 12 ноября 1796 г. «быть по Сему». Вслед за сим 16 ноября государь дал Синоду указ: «Духовнику нашему придворной церкви протоиерею Исидору Петрову повелеваем присутствовать в нашем Синоде». Назначая в Синод Петрова, государь озаботился определить ему и содержание, -а потому указом придворной конторе повелел: «назначенному производить жалование и прочее довольствие против получаемого по ныне духовником Саввой Исаевым, а равно ему и оному Исаеву производить тоже все жалованье и прочее довольствие, что получал». При докладе сих высочайших указов Синоду, присутствовавший в оном протоиерей Савва Исаев объяснил Синоду «о слабости своего здоровья, не позволяющей ему продолжать более служения; поэтому просил исходатайствовать ему от должности увольнение». Синод, доклёвывая о сем государю, просил уволить Исаева «от всех его должностей с произвождением по смерь его тех же самых окладов, какие он получал». На сем докладе 18 ноября последовала высочайшая резолюция «быть по сему». Духовник Исидор Петров назначен «купно и протоиереем московского Благовещенского собора». Во время этих перемен Иринея тверского не было в Синоде и в С-Петербурге. По указу Екатерины, от 10 августа 1796 года он, ка сказано выше, был командирован к князю Репнину по случаю открытия Виленской и Слонимской губернии. По поводу вступления императора Павла на престол, Ириней приветствовал Его Величество, и в ответ на это приветствие получил следующий рескрипт: «Преосвященный архиепископ Ириней! Принесенное вами мне поздравление и изъявление чувствований ваших, усердия и преданности ко мне, приемлю с благоволением, и благодарю вас за оные, спешу известить вас, что по изменившимся обстоятельствам присутствие ваше в Вильно сделалось более ненужным, а потому и соизволяю, чтобы вы возвратились сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 17.04.1785, с. Городковичи Спасского у. Рязанской губ.- 7.04.1862, Ольгов Успенский мон-рь близ с. Льгова Рязанского у. и губ.), свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Рязанский и Зарайский. Из семьи пономаря, впосл. священника Успенской ц. с. Городковичи. В 1808 г. окончил Рязанскую ДС, где получил фамилию Городковский (по названию родного села). В 1809 г. по благословению Рязанского архиеп. Амвросия (Орлина) в качестве лучшего ученика поступил в СПбДА; взял новую фамилию - Победоносцев, а к концу учебы - Городков. Обучался при ректоре архим. Филарете (Дроздове) и инспекторе архим. Филарете (Амфитеатрове) . Общность духовных идеалов 3 святителей стала основой их дружбы, до конца жизни они состояли в переписке. Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский. Гравюра Браунга. Сер. XIX в. (РГИА) Гавриил (Городков), архиеп. Рязанский. Гравюра Браунга. Сер. XIX в. (РГИА) По окончании СПбДА 24 авг. 1814 г. Городков был назначен профессором в Рязанскую ДС. 10 окт. 1815 г. по благословению Рязанского архиеп. Феофилакта (Русанова) пострижен в монашество с именем Гавриил. 16 окт. 1815 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея, 27 дек. 1815 г. назначен настоятелем рязанского во имя Св. Троицы мон-ря , 27 февр. 1816 г. возведен в сан архимандрита. В 1817 г. Г. стал инспектором Рязанской ДС, 22 авг. 1817 г.- ректором Орловской ДС, настоятелем орловского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Одним из самых способных учеников Г. в семинарии был И. Борисов (впосл. Херсонский архиеп. Иннокентий ). В апр. 1818 г. Г. назначен ректором Нижегородской ДС, настоятелем Макариева желтоводского мон-ря , 21 авг. 1821 г.- нижегородского Печерского мон-ря . В 1826 г. представлял нижегородское духовенство на коронации имп. Николая I . 20 мая 1828 г.

http://pravenc.ru/text/161237.html

Впервые Казанская церковь в селе Высоком Зарецкой десятины Коломенского уезда упоминается в Коломенских переписных книгах за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и неотапливаемой. В начале XVIII столетия Казанская церковь была кладбищенской, так как за ней начиналось сельское кладбище. С образованием города Егорьевска кладбище было перенесено на окраину города. Туда же, епископом Коломенским и Тульским Афанасием (Ивановым) было предписано перенести и Казанскую церковь. К тому времени церковь оказалась настолько ветхой, что при разборе она началась рассыпаться, и на кладбище была поставлена Никитская церковь. В 1790 году на средства Егорьевского городничего Егора Санина, протоиерея Георгиевского собора Георгия Терентьева и жителей города Егорьевска была построена новая деревянная церковь. 26 ноября (10 декабря) 1792 года, по указу Российской императрицы Екатерины II и по благословению епископа Коломенского и Тульского Афанасия, протоиерей Георгий Терентьев освятил новый деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Здание ее было деревянным, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. В алтаре храма на горнем месте находилась икона Господа Вседержителя дивного шитья, которая поражала современников. В храме находился древний образ святого великомученика Никиты с житием, который сохранилась до наших дней и находится сейчас в Алексиевском храме г. Егорьевска. Одновременно с храмом была построена деревянная колокольня. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Амвросия (Яковлева-Орлина) церковь была отремонтирована. Находившаяся при храме колокольня была разобрана в 1850 году из-за ветхости. После того как в 1893 году в Егорьевске был расквартирован 139-й Моршанский полк, церковь Казанской иконы Божией Матери стала полковой. На стенах Казанского храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Семья была бедной, многочисленной. У родителей, известных кротостью и богобоязненностью, было пять сыновей и пять дочерей. Георгий был вторым сыном. С детства часто недомогал, особенно страдал от грудных болей, но никто никогда не видел его унывающим. " Родитель мой,-пишет в своей автобиографии архиепископ Гавриил, - не учился в школах семинарских, но учился школе Христовой - благоверию и благочестию, за которое от Преосвященного Симона, архиепископа Рязанского, был рукоположен во священника того же села Городковичи, к церкви Успения Пресвятой Богородицы " . Кротким родителям Святителя пришлось испытать много жестоких гонений со стороны лишенного сана священника Григория Иванова. " Жизнь их,-пишет сам Владыка в своих записках,-в трехлетнее время разбойничества сына этого бывшего священника Марка (в просторечии Марука) с 1795 г. была самая горестная и страха исполненная " . В такой тяжелой обстановке вечной нужды и постоянного страха протекали детские и юношеские годы святителя Гавриила. В 1808 году Георгий Городковский (по названию села, откуда он был родом) окончил Рязанскую Семинарию. При окончании курса семинарии Георгий получил священническое место при Касимовском соборе, познакомился с тамошним протоиереем Поликарповым и собирался жениться на его дочери. Но одно - человеческие желания, другое - Промысел Божий. Ему суждено было как лучшему воспитаннику, по благословению преосвященного Амвросия (Яковлева-Орлина), отправиться в С.-Петербургскую Духовную Академию. С ним были посланы еще четыре ученика. Перед отъездом они составили в Семинарское правление следующее прошение: " Несколько раз Его Высокопреосвященство приказывал словесно, чтобы ученики, вступающие в семинарию, переменяли окончание прозвания -ский на -в или -н; а как мы назначены в С.-Петербургский Духовный Институт и должны вступить в оной так, как в новую семинарию, то, приспособляясь к приказанию, желаем переменить свои прозвания " . Благословение на это было получено. Георгий Полотебенский стал Полотебновым, а будущий Святитель полностью изменил свою фамилию и поступил в Академию как Победоносцев (к концу академической учебы его фамилия приобрела привычный для нас вид - Городков). Божиим Промыслом ему суждено было обучаться при Ректоре Академии архимандрите Филарете (Дроздове) и Инспекторе - архимандрите Филарете (Амфитеатрове). Общность духовных идеалов всех трех Святителей связала их крепкой и нежной дружбой. До конца своей жизни обменивались между собой теплыми письмами. Митрополит Филарет (Дроздов) написал Рязанскому архипастырю 78 писем, а преосвященный Филарет (Амфитеатров) - 13. Причем Московский митрополит называл Рязанского владыку не иначе как " Любезнейший брат " .

http://pravicon.com/info-2018

На стр. 291–292 сделана в размере целой страницы буквальная выписка из диссертации Орфанитского, стр. 184–185, но цитата сочтена излишней. За этой выпиской следует другая, тоже довольно значительная, со стр. 389–390 книги О.А.Голубинского и также без всякой цитаты. Из этой же книги, и опять без цитаты, со стр. 399 – 400 берется выдержка в конце 295 стр. и в начале 296. Стр. 299–300 в большей части взяты из статьи архим. Алексия-Прибавления к творениям свв. отцев за 1844 год, м.2, стр. 183–184. 188–190. Половина 308 стр. буквально списана с книги прот. Петропавловского-В защиту христианской веры против неверия, ч.I, вып.2. Москва 1898, стр. 392–393. Цитаты никакой. На стр. 310–311 не менее страницы заимствовано из «Курса Богословия» прот. П.Я. Светлова (Киев 1899, стр. 42–43), глухая же ссылка на этот курс затерялась между другими указаниями «литературы» в примечании на 312 стр. Из того же курса (стр. 45–46) есть без всякой цитаты выписка на стр. 316. Следует немного остановиться на § 100. Сошествие Христа во ад и победа над адом (стр. 316–325). При написаниии этого параграфа о. Малиновский свое благосклонное внимание сосредоточил на статье Н. Орлина-Сошествие Господа нашего И. Христа во ад и его проповедь мертвым-напечатанной в апрельской книжке Православного Обозрения за 1889 год (стр. 744–766). Собственно, весь параграф со всеми рассуждениями, выдержками и цитатами представляет лишь сокращение статьи Орлина, при чем наш автор остается верен себе и предпочитает списывать буквально. Срвн. 318 стр. Малиновского и 749. 751 Орлина. 319 стр. Малиповского и 752–753. 756 Орлина. 320 стр. Малиновского и 753. 754. 756. 759. 757–758. 758–9 Орлина. 321 стр. Малиновского и 760. 764 Орлина. 322 стр. Малиновского и 760–761 Орлина. 323 стр. Малиновского и 762 Орлина. 324 стр. Малиновского и 766 Орлина. Лишь однажды сделана ссылка на статью Орлина, в примеч.на 320–321 стр., где речь идет о Цвингли и Кальвине (Как будто эти только сведения почерпнуты из этой статьи) и где буквальных-то выписок нет. Да и ссылка сделана в такой форме: «См. о сем в ст. Орлина».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

К выпискам из статьи Орлина немного добавлено из догматики митроп.Макария (§159). Цитат из Епифания касательно Аполлинария на стр. 318 в конце (у Макария m.III, стр. 223), слова св. Иринея и Тертуллиана в конце стр. 319 и в начале стр. 320; при том зачем-то понадобилось цитату из Тертуллиана исказить до абсурда: «О душе. VII, 55». Очевидно, автор никогда этого трактата Тертуллиана не смотрел; иначе что же означает римская цифра « VII " ? А, между прочим, о. Малиновский здесь украшает свой труд даже цитатой на Патрологию Migne, взятой у Макария (т. III, стр. 222 прим. 403). Но ведь у Макария стоит просто: De anima с. LV ! У Макария же списаны с цитатами слова Златоуста, Григория Богослова и Евсевия Кесарийского в начале сгр.324 (у Makapuя,m.III. стр. 224), при том слова Григория списаны с ошибкой: вм. «душам " -«духам». Это не одно и то же! Многочисленные цитаты в 1 прим. на 325 стр. тоже взяты у Макария (т. III, стр. 226). В следующем параграфе интересное наблюдение можно сделать на стр. 329–330. Здесь в двух строках слова Августина с цитатой в примечании. Указано и то, откуда эта цитата позаимствована: «Сн. Голубинского, Премудр, и благость Божия. 412 стр.». Очевидно, у Голубинского заимствованы лишь слова блаж. Августина. На самом деле буквальная выписка из Голубинского обнимает 13 строк и сделана не с одной 412 стр., а и с 411. Кроме того, латинская цитата из Августина написана безграмотно: De corupt... На следующей странице подобное же явление. 13 строк (конец стр. 330 и начало 331) выписаны буквально из толкования еп.Феофана на 1 Коринф. Но почему-то лишь семь строк поставлены в кавычках и снабжены цитатой. Почти все стр. 336–338 наполняют выписки из Светлова. (Воскресение Христово. Странник, 1899, m.I, стр. 629. 635. 636. 639. 640. 643. 644. 647. Курс богословия, стр. 62. 64. 65). Цитаты отсутствуют. На стр. 336 в 1 прим. подставлена неизвестно откуда взятая безграмотная цитата из Тертуллиана : Spest. 30. Между прочим, на 336 стр. читаем: «Это объяснение столь неправдоподобно, что не имеет в настоящее время защитников». Но если так, то почему же об этом следует и говорить? Неужели только потому, что можно списать из подвернувшейся под руки статейки Светлова. Глава III. О Боге Освятителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

К 9 ноября – Представил отзыв на докторскую диссертацию профессора КДА М. А. Олесницкого «Из системы нравственного богословия». – Представил отзыв на кандидатское сочинение студента СПбДА П. Н. Абрамовича. – Публиковал статьи и рецензии в «Христианском чтении» (4) и «Страннике» (21). Помимо статей об ап. Павле, напечатал очерк о своем брате М. Н. Глубоковском , рецензии на сочинения А. П. Лебедева , И. С. Бердникова , Н. И. Орлина, А. И. Соболевского, Г. Э. Зенгера, священника М. В. Попова, N. Nilles’a, S. I. Curtis’a, К. Grimm’a, К. Grass’a, R. T. Herford’a, H. Lansdell’я, W. Wright’a, N. Bonwetsch’a, H. Heinrici, R. Balestri, и по другим вопросам. – Поместил в ПБЭ статью «Деяния св. Апостолов». 1905 17 марта – Начало переписки с В. В. Розановым . 23 апреля – Подписал к печати первые страницы VI тома ПБЭ. 15 мая – Окончание работы над Введением к т. 1 сочинения «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование». 28 июня – Начало работы над пересмотром «Иллюстрированной полной популярной библейской энциклопедии» (Вып. 1−4. М., 1891−1892) архимандрита Никифора (Бажанова) , положенной Глубоковским в основу «Объяснительного библейского словаря», работа над которым была завершена им в эмиграции. 28 июня – 10 июля (в Алупке) и 11 – 16 сентября (в С.-Петербурге) – пересматривал 3 и 4 выпуски «Энциклопедии» архимандрита Никифора. 3 августа – Кончина священника В. М. Попова, в семье которого Глубоковский воспитывался после смерти отца. Сентябрь – Вышел первый том сочинения «Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу». 3, 24 и 31 октября – Участвовал в работе Епархиальной комиссии (в подкомиссии по реформе духовной школы), созданной при митрополите С.-Петербургском Антонии (Вадковском) для подготовительных работ к предстоящему Церковному собору, куда представил записки: 1) Об основах духовно-учебной реформы и желательных типах духовно-богословских школ и 2) К вопросу о постановке высшего богословского изучения в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но если здесь нет запрещения вообще молиться за согрешающих к смерти, то всё же в этих словах апостола слышится предупреждение читателей, в виду известного состояния в то время Церкви, об опасности для них таковой молитвы. Ср. 2Ин. 10–11 стихи. 644  Таким образом, 18 ст. не представляет противоречия с предыдущим (16 ст.), равным образом, со сказанным апостолом в начале послания о согрешениях верующих. В первой половине стиха апостол только ещё раз (ср. 3:6–10) останавливает внимание читателей на свободе верующих от греха, какую они имеют по вере их и действию Св. Духа в единении с Господом. 648  Сын Божий сказано с целью: ибо дело идёт о нашем богосыновстве (19 ст.), чрез общение с Которым и мы дети Божьи. 650  δινοια не теоретическое знание, но разум, смысл (ср. 2Пет. 1:1 ), который делает христиан способными к познанию Бога Истинного (по Sin с BKLP Саид., без прибавления ϑεν; но А Vulg., Копт., с прибавлением ϑεν) и опять не теоретически только, но и чрез общение с Ним в Сыне Его. 652  Опять о Боге, следующее же выражение указывает чрез Кого или в Ком – мы имеем общение с Богом Отцом. Ср. Ин. 14:6, 9, 10 . – Предложение κα σμν ν τ ληθιν... уже не зависит от οδαμεν (см. Богдашевский) Слав. и Рус.: и да будем. 654  Проф. Н. Н. Глубоковский полагает, что эти еретики были из иудействующих, отвергавших Христа-Мессию, поскольку Он был Сын Божий (5:1, 5); отвергавших указываемое ап. Иоанном значение греха (1:8, 10), и необходимость Божественного искупителя для всех (2:2; 4:9), так как они надеялись на возможность оправдания делами закона самостоятельно; державшихся исключительно заповедей закона и не хотевших признавать заповедей И. Христа, на праведности и безгрешности Которого и на необходимости исполнения заповедей Которого настаивает апостол (2:4, 5–7; 3:22–24); наконец, спускавшихся до оправдания безнравственности (Хр. чт. 1904 г. июнь стр. 867–870). Это положение важно и для уразумения исторического хода событий: сначала Иудействущие умеренные, потом антипавлинистическое обострение, сказавшееся в коринфской партии „Христовых», не останавливавшихся даже пред изречением анафемы Иисусу ( 1Кор. 12:3 ), затем – переселение этих лжебратьев после поражения в Малую Азию с энергической агитацией против св. Павла, которого они довели до заключения ( Деян. 21:27; 24:19 ). особая формация их заблуждения в Асии и в области Лика и новое апостольское сокрушение её в посланиях Ефесянам и Колосянам, позднейшее оживление ереси, как она обличается в писаниях св. Иоанна Богослова и поглощение её гностицизмом. Читать далее Источник: Соборные послания ап. Иакова, первое и второе ап. Петра и ап. Иуды : Опыт. истолковат. излож. текста их/[Соч.] Н. Орлина, преп. Рязан. духов. семинарии. - Рязань : тип. Братства св. Василия, 1903. - 146 с. разд. паг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

В последних числах июля я оставил гостеприимный кров своего друга и отправился в Москву. Здесь, прежде всего, отыскал я своего молодого товарища по академии, Николая Димитриевича Рождественского (будущего о. Игнатия). Он со своей матерью вдовой и двумя младшими братьями жил у своего дяди, священника бывшего Георгиевского монастыря, что на большой Дмитровке. С ними мы отправились в кремль и обошли все соборы. Затем я посетил другого товарища, Ст. Ив. Орлина, сына протоиерея Троицкой, в Троицком переулке, церкви Ивана Степановича Орлова. О. протоиерей Орлов, бывший раз в Сергиевом Посаде, и слышавший обо мне от своего сына, пожелал со мной познакомиться, пригласил к себе в квартиру и угостил меня чаем. При прощании, он просил меня быть в Москве; и вот я не преминул воспользоваться этим любезным приглашением. Протоиерей И.С. Орлов был старец очень примечательный во многих отношениях. Не имея высшего академического образования, он отличался необыкновенной любознательностью; знал основательно некоторые из новейших иностранных языков и известен даже в литературе. Так, он написал замечательное, по отзыву преосв. Филарета Черниговского , сочинение: «Историческое начертание языков, с описанием их начала, распространения, перемен и смешения», М., 1810 г. («Обзор русск. дух. литературы», кн. 2, стр. 156, СПб. 1861 г.). Им также составлено и напечатано «Историческое описание Московской Троицкой церкви, что в Троицкой», М., 1844 г. При строго-нравственной жизни, он был примерно-исправный пастырь. Желая сохранить в памяти потомства имена более усердных или чем-либо замечательных лиц из своих прихожан, он завел при своей приходской церкви Синодик (огромной величины фолиант), в который вносил, по смерти их, более или менее подробные о них сведения 126 . Иван Степанович познакомил меня с Синодальным ризничим, соборным иеромонахом Евстафием, а этот обязательно открыл мне вход в патриаршую ризницу, где я с благоговейным чувством обозрел драгоценные сокровища священной древности, не подозревая, что через год буду сам хранителем этих бесценных сокровищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На Западе неправославная точка зрения на сошествие Христа во ад свойственна протестантскому богословию. По наблюдению Н. Орлина, она была развита в трудах Деветте, Шотта, Визингера, Гутера и других протестантских ученых, полагавших, что «Христос еще во гробе вскоре после погребения, но до воскресения еще из гроба, был оживотворен по духу, то есть был оживотворен в другой жизни, чем жизнь по плоти, в отношении которой Он был умерщвлен, именно в жизни по духу, духовной, и одухотворенный, вместе с телом своим в его новом свойстве духовности и сошел в ад» . Зная о влиянии старообрядчества на раннюю русскую церковную археологию и протестантской учености на русскую науку вообще, можно допустить, что приведенные источники прямо или косвенно воздействовали на иконознание в вопросе определения восточного типа «Воскресения» ( Вставка 2012 года:И в настоящее время я совершенно убежден, что именно так все и было. Более того, если в отношении иконографическом мы не должны принимать наименование «Сошествие во ад», в отношении культурологическом (этнографическом, антропологическом) в том случае, когда речь идет об иконе, вышедшей из старообрядческой среды, исповедовавшей «аввакумово» заблуждение, мы обязаны использовать наименование «Сошествие во ад» ил «Воскресение – Сошествие во ад», ибо оно в данном случае характеризует особенности мировоззрения). Однако в таком случае была допущена методологическая ошибка, так как предметом анализа была православная икона, и обоснование ей следовало искать в православном богословии. В соответствии со вторым объяснением отправной точкой для интерпретации восточного варианта «Воскресения» как сошествия во ад является внешняя, иконографическая сторона. Поэтому представляется необходимым сделать иконографический анализ иконы и раскрыть значение ее наиболее характерных элементов и композиции. Образ из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданный Дионисием с учениками в 1502 году, – типичный пример древней иконы «Воскресения» (илл. 3).

http://bogoslov.ru/article/2542025

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010