Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: ми лосердый помилован будет ( Притч. 17, 5 ). И паки слово Господне через пророка: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ( Иер. 15, 19 ). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4). А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехорошо: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). Она, говоришь, бедна: ну, а если этимто именно – бедностью, а не довольством и спокойствием Господь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство? А если Бог сделает по-твоему и даст ей иной путь, желаемый тобою, – и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он, Святой, умер за нас, грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают (прп. Анатолий, 18). Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби (прп. Иосиф, 19). Книгу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, укоряй себя, смиряйся перед Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощью. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небесного, не надо, а надо надеться на милосердие Божие и понуждать себя на добрые дела, а наипаче на смирение и на покаяние (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20). Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ), и паки: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Возложи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой ( Пс. 76, 4 ). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближнего, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами: с одной стороны – смирение, а с другой – милостыня и всякое снисхождение к ближнему (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 24 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, – спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 25 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы – это драхма, а искупление души – вера. Итак, вера – это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 26 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой – это око 27 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 28 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души – это также и милосердие. Ведь искупление души человека – его богатство ( Притч. 13. 8 ), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера – благодать, милосердие – искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов – дидрахма, а половина дидрахмы – приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших ( Исх. 30. 12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Мы всё поставили в своей жизни вверх ногами» 21.11.2016 11:50:34 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Архимандрит Амвросий (Юрасов), основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/26/21-02.html Иеродиакон Елеазар (Титов): –  Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6, 33)  Порою человеку бывает трудно исполнить эту заповедь потому что он считает, что если все выпустит из рук,  не будет контролировать, заботиться, все развалится. В другом месте в Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34)  – то есть Господь нам говорит, что не нужно чрезмерно планировать. Как рассудить правильно? Как понять эти слова Спасителя? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь сказал это 2000 лет назад, но и сейчас все остается в силе. Мы должны искать, прежде всего, Царства Божьего и правды Его. Допустим, человеку 15-20 лет, если он поставит духовное на первое место – это прекрасно. Почему? Потому что мы – не только плотские люди, но и духовные. Самое главное у нас – не тело, а душа. Тело – только одежда нашей души. Большинство людей вроде бы не отрицают Бога, а все равно, к чему они стремятся? Только к одному – все для плоти, для земной жизни, а для души, порой, ничего нет: ни молитвы, ни поста, ни смирения, ни целомудрия, ни кротости – ничего. И служения Богу тоже нет. Вот это и плохо. Мы можем прямо сказать, что мы всё поставили в своей жизни вверх ногами. Я помню слова Христа, Он говорил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 19). Когда я это прочитал, то стал думать: «Что же я получил?» Вспоминаю: оказывается, 250 гектаров земли и много отцов – священников, матерей, братьев и сестер – монахов, и друзей и множество келий – больше 100 и в любой из них можно жить. То, что сказал Господь, остается в силе. Он дает нам все необходимое для жизни. Но на первом месте должно быть спасение души.

http://radonezh.ru/text/my-vs-postavili-...

Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания; я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего; иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсуженные, особенно ошибки свои, или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия (прп. Амвросий, 1). Святой апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12, 14 ). И паки: сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1, 11–13 ). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир, и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание как делящихся, так и не делящихся и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь (прп. Амвросий, 3, ч. 2). С духовными [чадами] твоими да поможет тебе Господь умудряться. Больше к смирению склоняй и к сознанию [греховности]. Можно и понести немощи их и неисправности, потому что не сразу все делается, а с трудом и терпением. Но от сплетен старайся отучать, чтобы говорили о себе, о своих немощах, а не других осуждали. Обижаться на тебя за то, что с другими лучше обращаешься, никто не должен. Это не ихнее дело. А то можно таких обидливых и не принимать некоторое время, да исправятся в мыслях. И очень потрафлять 189 им нет надобности (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа:/ибо вы будете иссушены,/как трава огнем. Слава, и ныне: Святым Духом/всяка душа живится,/и чистотою возвышается,/светлеется Троическим Единством священнотайне. Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется/и очищением возвышается,/в священной тайне просветляется/Троическим Единством. Прокимен, глас 4 Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне. Пс 115:6, 3 Другий прокимен: Всякое дыхание/да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его в утвержении силы Его. Второй прокимен: Всё, что дышит,/да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Пс 150:6, 1 Евангелие от Матфея, зачало 43 Рече Господь Своим учеником: вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Сказал Господь Своим ученикам: Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко. Мф 11:27–30 По 50м псалме Слава: Молитвами преподобнаго отца нашего Амвросия,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. Слава: По молитвам преподобного отца нашего Амвросия,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. И ныне: По молитвам Богородицы,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. Таже, глас 6: Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей/и по множеству щедрот Твоих/очисти беззаконие мое.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

«Ну бывает, человек заболел или с работы его уволили, – объясняет мне батюшкин духовный сын, священник. – До этого он в церкви или где-то там в монастыре был нужный человек, его принимали как духовное чадо. А оказался без денег, здоровья нет – и до свидания! Вот этот «Аксиос» (как называл его о. Павел и повторял при этом: «Аксиос – это истинно!») и принимал таких брошенных чад, чтобы не остались без духовного окормления». «В Церкви – как в миру», – много раз слышала я от разных людей. В Верхне-Никульском напомнили мне такую историю из жизни оптинских старцев. Преподобный Амвросий Оптинский , когда приехал к нему царь, сказал: – Государь, на тебе лежит ответственность воспитывать народ. – А как же Церковь ? – возразил Государь. – Церковь из мира, – ответил старец. – Как в миру, так и в Церкви. Желая узнать, что думает преподобный Амвросий о будущем, царь спросил его: – Как миряне будут жить? – Как скоты, – ответил Амвросий. – А монахи? – Как миряне. Кажется, наше время вполне исполнило пророчество преподобного оптинского старца Амвросия. «Мы ведь все из мира, – признался один священник. – И все мирские пороки несем с собой в церковь . Да еще искушения у алтаря начинаются». «Воры не идут туда, где солома и мякина, а туда, где золото и драгоценные камни», – записано в тетрадях о. Павла. Так и в духовной жизни – где более святость и благодать, там жди особо яростных нападений бесовских. «Чадо мое! Аще хочеши Господу Богу служити, приуготовь душу свою ко искушениям и потерпи», – предупреждал ученик Христов апостол Павел. И повторял, что только «любовь побеждает всё»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем Апостольский совет или, вернее, заповедь: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 12—13). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т. е. Божие, и Апостол пишет: «пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). «Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не зави­дит, не превозносится, не гордится» (то есть не уничижает никого), «не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит, и не помнит зла, всех любит» (то есть покрывает всех немощи и недостатки), «вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4—5, 7—8) (преп. Амвросий). ...Никого презирать не следует. Мы не знаем, — какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих (прей. Амвросий). Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какою-либо преградою посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и сверх того будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: Нет мира в костях моих от грехов моих ( Пс. 37, 4 ). И праведный Иов взывал: Не искушение ли есть человеку житие сие (ср. Иов 7, 1 )? А мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедший грешные спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (ср. Мф. 7, 14 ). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 28– 29 ). И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 30 ). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение – на все победа (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010