18.05.2012 Начал свою работу Оптинский форум 18 мая 2012 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви открылся VII Оптинский форум " Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции " . В 2012 году в Москве, Калуге, Тамбове и Оптиной пустыни будет проходить VII Оптинский форум " Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции " , посвященный 200-летию преподобного Амвросия Оптинского и вопросам сохранения и эффективного применения отечественного историко-культурного и духовного наследия в жизни общества и государства. Главной темой майской сессии Форума будет тема «КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ». Будут рассмотрены следующие основные вопросы: историко-культурное наследие как важнейший компонент сохранения, развития и государственной безопасности России; основные принципы государственной политики в отношении сохранения национального культурного наследия в России и в мире и другие. Оптинский форум - это общественный проект, ежегодно инициирующий общественные инициативы и инновации для научной, культурной, образовательной и социальной сфер, а также для сферы государственного управления, ориентированный на экспертно-результативное управление в контексте духовно-нравственных аспектов актуальных проблем российского общества, культурного наследия. Ежегодно в мае форум открывается в Москве, далее его конференции продолжаются в Калуге, Оптиной Пустыни, Тамбове, ряд круглых столов проходит в Санкт-Петербурге и других городах. В форуме ежегодно принимают участие деятели науки, культуры, образования, представители общества, Церкви, бизнеса и власти. 18 мая состоится открытие и первое пленарное заседание форума. В нем примут участие советники Президента РФ, члены Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, сотрудники Администрации Президента РФ, представители основных творческих союзов России, Русской Православной Церкви, члены Общественной палаты РФ, представители Госдумы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, представители Минкультуры РФ, Национальной ассоциации телерадиовещателей, Академии российского телевидения, Союза журналистов России, деятели науки, культуры и образования.

http://new.izdatsovet.ru/news/nachal-svo...

Сортировать по Исключить новости Старец Амвросий Оптинский: Никогда не спорь о вере Человек, который рассказывал об Оптиной, упомянул, что перед тамошними старцами обыкновенно становятся на колени, и вот эта именно подробность и возмутила меня. Чувство прямой враждебности и озлобления с той минуты поселилось во мне к дальнему старцу оптинскому и жило вплоть до той минуты, когда я его наяву увидел. 10 июля, 2013 Человек, который рассказывал об Оптиной, упомянул, что перед тамошними старцами обыкновенно становятся на колени, и вот эта именно подробность и возмутила меня. Чувство прямой враждебности и озлобления с той минуты поселилось во мне к дальнему старцу оптинскому и жило вплоть до той минуты, когда я его наяву увидел. Старец Амвросий Оптинский Старец Амвросий Оптинский — иеросхимонах Русской Православной Церкви. Родился в 1812 году. Обучался в Тамбовской духовной семинарии, поступил туда, как лучший выпускник гимназии. Тяжело заболев, дал обет принять монашеский постриг, но не сразу выполнил свой обет. После второй болезни ушел в Оптину пустынь. Стал прообразом старца Зосимы в романе Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы». Преподобным Амвросием восхищались, сила его веры еще при жизни позволила ему почитаться старцем. К Преподобному Амвросию Оптинскому обращались за советом и утешением. В Оптиной пустыни говорили, что старец Амвросий страдал телесными недугами, но был силен духом. Кончина старца Амвросия случилась в 1891 году в Шамординской обители, которую основали по его благословению. На его надгробии выгравированы слова: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор. 9:22). Знаменитые выражения Преподобного старца Амвросия Оптинского Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение. Иди — куда поведут, смотри — что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя! Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных — Сама Царица Небесная. Читайте «Отче наш», но не лгите: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…» Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами. Отрывок из книги «Старец Амвросий. праведник нашего времени»

http://pravmir.ru/starec-amvrosij-optins...

Из письма к редактору «Гражданина» Получив известие о смерти своего духовного наставника, оптинского старца отца Амвросия, Константин Николаевич Леонтьев , будучи больным и находясь в Сергиевом Посаде, подготовил настоящую статью и отправил ее князю Мещерскому Владимиру Петровичу, известному публицисту охранительного направления, издателю газеты-журнала «Гражданин», в которой он напечатал не одно свое произведение. § I «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», – сказал ап Павел. Ведь мы все: и Вы, князь, и я недостойный, мы все «верующие» – православные христиане: не будем же более радовать мелкими раздорами нашими наших общих врагов, которые не дремлют, как Вы видите, и восстают с разных сторон, и в новых видах и с новым, разнородным оружием (Вл. Соловьев, Л. Толстой, разные ученые специалисты и даже Н. Н. Страхов, явившийся недавно жалким защитником Ясно-Полянского юрода)! Неужели добросердечность, неужели «мораль» будут уместны везде, кроме литературы? Неужели только в литературе, под предлогом службы «идеям», будут разрешены и похвальны всякая злопамятность, всякая желчь, всякий яд, всякое упорство и всякая гордость, даже из-за неважных оттенков в этих идеях? Нет! Не верю я этому! Не хочу верить – неисправимости этого зла! Не хочу отчаиваться. Блаженной памяти наставник мой и стольких иных людей русских от Амвросий 1 – во многих и многих случаях был одним из тех миротворцев, про которых сказано, что они «сынами Божиими нарекутся». Он скончался, обремененный годами и недугами и утомленный наконец непосильными трудами для исправления и спасения нашего… Я счел бы себя крайне неправым, если бы не предложил Вам, князь, перепечатать здесь, во-первых, начало небольшой заметки Евгения Поселянина о том, кем и чем был в миру от Амвросий, когда и как он поступил в монахи и т. д., а потом описание его кончины и погребения (того же автора). С этого надо начать, а после, надеемся, Господь поможет нам и от себя еще что-нибудь прибавить. «Иеросхимонах Амвросий, – говорит Евгений П , – старец Калужской Введенской Оптиной пустыни, преемник великих старцев Леонида (Льва) и Макария, мирно почил 10 октября, достигнув глубокой, почти 80-летней старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Ю.Н.Говоруха-Отрок 8 . Несколько слов по поводу кончины К. Н. Леонтьева Умер К. Н. Леонтьев – умер совершенно неожиданно. Никто из знавших его не ожидал столь близкой развязки. Правда, в последние годы он постоянно недомогал, но это недомогание обратилось как бы в обычный порядок его жизни, так что все близкие люди к этому уже привыкли. Еще недавно, почти на днях, в письме к пишущему эти строки Константин Николаевич сообщал о себе, что он «весел, бодр, всем интересуется». Это было писано 1 ноября, а 12 его уже не стало. Он умер не глубоким стариком: если не ошибаюсь, ему едва минуло шестьдесят лет. И на вид он не производил впечатления старика. Все знавшие его помнят его высокую, стройную, едва согбенную годами фигуру, его живой взгляд, его старчески красивое, «барское» лицо, окаймленное густою сединой. До последнего времени он сохранил свою нервность и подвижность, энергию в споре, до последнего времени его глаза временами загорались, казалось, юношеским огнем, а его разговор, сверкавший неожиданными блестящими парадоксами, был жив и весел... В последнем своем письме к пишущему эти строки К. Н. Леонтьев говорил, что у него уже нет охоты писать для печати, что, как он выразился, этот «огонь» в нем «угас», но тем не менее он собирается непременно написать «житие» недавно скончавшегося оптинского старца, отца Амвросия 9 , своего наставника и друга. Без сомнения, если бы Константин Николаевич прожил долее, он осуществил бы это свое намерение, и мы имели бы такую же образцовую, но неизмеримо более интересную книгу, как написанная им же биография Климента Зедергольма 10 . Покойный Леонтьев был знаток монастырской жизни и умел обрисовывать ее настоящими реальными чертами... Если вообще о ком-нибудь можно сказать, что он умер рано, не вовремя, то я решился бы это сказать о покойном Константине Николаевиче. Он унес с собою в могилу «житие» отца Амвросия. Это незаменимая потеря. Вряд ли кто сумеет поставить этот светильник – почившего отца Амвросия – на «возвышенное место», откуда всякий бы его увидел так, как мог это сделать К. Н. Леонтьев . Зная хорошо отца Амвросия, зная хорошо монастырскую жизнь, он в то же время был писатель светский, он умел говорить о предметах, чуждых нашему обществу, отдаленных от него, – о складе монашеской жизни, о подвижниках, которые светят народу из-за стен монастырей, – он умел говорить обо всем этом языком доступным и понятным нашему светскому обществу, умел говорить так, что мог возбудить в обществе интерес к этому «отдаленному и чуждому»...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3200.   4 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям святителя Василия Великого. Добродетели – истинное богатство человека/сост. И. Санчес» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям святителя Василия Великого. Добродетели – истинное богатство человека/сост. И. Санчес». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3201.   5 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям преподобного Антония Великого. Делай ближним добро/сост. Ю. Коннова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям преподобного Антония Великого. Делай ближним добро/сост. Ю. Коннова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3202.   6 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям преподобного Амвросия Оптинского. Вера без дел мертва/сост. Д. Киселева» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям преподобного Амвросия Оптинского. Вера без дел мертва/сост. Д. Киселева». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3203.   7 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям святителя Филарета Московского. Покаяние очищает душу/сост. И. Санчес» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Глава 18. Ученики Оптинских Старцев. Епископ Иона Ханькоуский (1888 – 1925) От святого корня срубленного уже Оптинского древа, произросла дивная поросль в лице святителя Ионы, епископа Ханькоуского. В миру владыку звали Владимиром Покровским и был он Калужанином, происходя из бедной семьи духовного звания. Рано осиротев и натерпевшись много горя, он окончил духовное училище и Калужскую семинарию. С какого именно момента начинается его личная связь с Оптиной Пустынью – мы не знаем, но она была давнишняя и крепкая. Поступив в Казанскую Духовную Академию, он на третьем курсе принимает монашество с именем Ионы. В это время его духовником стал великий старец Гавриил, сам положивший начало своей монашеской жизни в Оптиной Пустыни еще при старце Амвросий. Он тогда – во времена студенчества о. Ионы – был настоятелем Седмиозерной пустыни возле Казани. Вскоре о. Иона был посвящен в сан иеромонаха. Во время окончания им курса, в 1914 г., за смертью профессора, освободилась кафедра Священного Писания Нового Завета. Заместителем его был избран только что окончивший курс, со степенью магистранта, иером. Иона, находившийся в это время у своего старца в Оптиной Пустыне, издавна славившейся опытными руководителями монашеской жизни, к числу каковых относятся старцы: Леонид, Макарий и Амвросий. Получив такое неожиданное для себя известие и считая преподавание столь важного предмета в учебном заведении, которое он только что окончил, непосильным, он, не долго раздумывая, послал отказ. По правилам иноческим, находящийся под руководством старца инок, должен открывать своему старцу не только о своих поступках, но и о своих желаниях и помыслах. Ревностно исполняя эту иноческую обязанность, о, Иона открыл своему старцу-духовнику о своем отказе от предложеннаго ему занятия, приведя все доводы, по которым он считал для себя преподавание Священного Писания в высшем учебном заведении непосильным. Старец его, однако, посмотрел на это дело совсем иначе: он увидел в этом руководящую волю Божию и приказал ему взять свой отказ обратно, а за неразумную поспешность с отказом положить триста земных поклонов с молитвой Иисусовой. Как ни трудно было о. Ионе взять на себя преподавание в Академии Священного Писания, однако, он, послушания ради своему старцу, соглашается взять на себя звание доцента Духовной Академии, в каковом и остается до 1918 г., когда по обстоятельствам политической жизни должен был оставить г. Казань. Четыре года, проведенные им в должности доцента Академии, в обществе ученых людей, оставили глубокий след на его духовной стороне. Помимо своих ученых занятий, он с юношеской преданностью трудился на поприще церковно-богослужебном и проповедническом, участвуя в совершении уставных Богослужений, проповедничестве и устройстве богословских чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 16 от 19 июля 2010 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Никея» книги «Изречения преподобного старца Амвросия Оптинского», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Никея» право переиздать книгу «Изречения преподобного старца Амвросия Оптинского» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также оформления ссылок, приведения библиографического описания и изменения названия всех частей книги с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1521. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Никея» книги архимандрита Нектария (Мулациотиса) «Иисус как любовь и возлюбленный», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Никея» право переиздать книгу архимандрита Нектария (Мулациотиса) «Иисус как любовь и возлюбленный» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1522. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Родное пепелище» книги «Полный молитвослов и Псалтирь» (с. Николо-Погост, 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Родное пепелище» право переиздать книгу «Полный молитвослов и Псалтирь» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1523. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Родное пепелище» книги «Православный молитвослов» (М., 2009), предлагаемой к переизданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 13 августа 2021 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 13 августа 2021 30 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: издательство «Техинвест-3». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги « " Верь, надейся и люби… " Наставления преподобного Амвросия, старца Оптинского» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги « " Верь, надейся и люби… " Наставления преподобного Амвросия, старца Оптинского». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-130-3420. 2 .         Заявитель: издательство «Омега-Л». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Архиепископ Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-130-3421. 3 .         Заявитель: издательство «Омега-Л». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Протоиерей В. И. Никольский. Двунадесятые праздники Православной Церкви» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Протоиерей В. И. Никольский. Двунадесятые праздники Православной Церкви» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Старец-утешитель «Старец-утешитель» — собрание воспоминаний об исповеди у старца Амвросия Оптинского — бесценное свидетельство старческого служения. Здесь же представлены записи бесед старца, некоторое его письма, воспоминания о его приездах в Шамордино. Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского Эти воспоминания получены от Лидии Евгеньевны Межековой (монахини Анфусы) и, видимо, нигде не были изданы. Владыка Иоанн (Снычев) сказал, что о них не знает. Мы [С. С. и Н. С. Самуиловы] поняли так, что он сомневается в истинности воспоминаний. Тогда мы запросили у Лидии Евгеньевны, как они к ней попали. Она ответила вот что: " …когда я жила в Коз[ельске] у м[атушки] Амвросии [Оберучевой], я увидела у нее мешочек с записочками, там были просто отрывки бумаги... когда матушки приходили от б[атюшки] Ам[вросия] после исповеди, они по свежей памяти записывали исповедь. Я, конечно, просила м. Амвр[осию] дать мне переписать, а переписывая, ничего не изменяла, ничего не добавляла сама и ничего не уничтожала. А в общем получилась целая книга. Глаф[ире] Орест[овне], по-моему, отдельно писал б. Ам[вросий], ее исповеди здесь нет. Вот все, что я могу написать про исповедь у б. Амвр[осия]. А сколько там полезного и нужного для всех. Гр[ешная] Л[идия] " . Только Лидия Евгеньевна все-таки ошибается: есть в " Воспоминаниях… об исповеди… " и о Глафире.   Исповедь 24 апр[еля] г[ода] Готовься уж к субботе, завтра ведь пятница, вечерню пропустила, приобщаться-то уж нельзя. Делать нечего, в субботу-то уж разрешим на вся. Будь покойна. Ступай полежи на диванчике, пока я напьюсь чаю, тогда я исповедую тебя к субботе. Ну, пожалуй, говори наперед. Когда бы только ни захотела, для меня все равно. Хорошо бы вас свесить — в ком больше потянет. Это от тщеславия: врагу хочется как-нибудь да воспрепятствовать доброму делу. Каллиста Антиликуди  — это ведь очень высокая книга, да ты там едва ли и что поймешь; это обычное дело у врага — мажет и размазывает возношением, а потом и дурные помыслы нашлет: возношусь до небес, — а дальше как?.. знаешь? — так: и ниспадешь до бездн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

412. КАК ХЛОПОТАТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ ОБ ОТКРЫТИИ ОБЩИНЫ Достопочтеннейший о Господе! Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это делать, а лучше попроси М.И., чтобы он съездил туда. А ты, коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь запутать его, а М.И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья; а больше вести это дело через М.И., которому такие дела более подручны. Приветствую мать М. и сестер общины. Хотя дело об открытии общины замедляется, но силен Господь подать благополучный конец. Поэтому не скорбите и не малодушествуйте, а будьте благонадежны, уповая на милость Божию, и молясь усердно. Я уже не раз говорил тебе и писал, что доброму и благому делу предшествует или последует скорбное искушение. Испрашивая на тебя, на мать М. и на общину, а вместе и на семейство мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 419 413. КАК УСТРОИТЬ ЛУЧШИЙ ЗВОН. О ВЫБОРЕ СВЯЩЕННИКА Христос воскресе! Достопочтеннейший о Господе N! Письмо твое получил. Пишешь, что церковная утварь и колокола для обители вашей в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50-ти пудов; только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они, большей частью, переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный. Еще пишешь, что у вас отыскивается во священники хороший студент, и женатый, 30 лет; немного моложав. Но так как он известный человек и вам нравится, то, если владыка согласится на утверждение его, тогда воля Божия да будет в этом. Хорошо бы было, если бы он, прежде посвящения, побывал у нас. Мы бы с ним поговорили, и монастырские книги ему подарили. Знакомство это будет не лишнее. Если и после 15 апреля дело об общине не придет из Синода в Орел, тогда попроси М.И. съездить в Петербург, и дай ему денег на дорогу и на подмазку, чтобы скорее выслали дело ваше, по пословице: «Сухая ложка рот дерет».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010