Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нило-Сорская пустынь. Фото нач. XXI в. Стоит в 15 верстах от города Кириллова при реке Сорке (Соре), впадающей в реку Бородаву. Скит преподобного Нила Основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским , иноком Кирилло-Белозерского монастыря . Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав , на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом . При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня . По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню. После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава преподобного Нила росла и Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный , посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в сонном видении, запретил нарушать предание скитской нищеты, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница. Приписной скит В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю , что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Амбар, житница (Barn) Амбарами изобилует деревенский пейзаж, и на большинстве ферм они занимают наиболее видное место. Современные амбары различаются по размерам и конструкции, но в целом выполняют одну и ту же функцию помещения для хранения зерна и сельскохозяйственного инвентаря. В Писании под амбарами или житницами понимаются зернохранилища в виде вырытых в земле ям или построек. Амбары служили символами изобилия. В них выражалась идея сохранности пищи для человека. Когда царь аграрной страны молился о благосостоянии народа, он просил, чтобы были «житницы наши полны, обильны всяким хлебом» ( Пс.143:13 ), а мудрый верил, что награда за почитание Бога придет тогда, когда «наполнятся житницы твои до избытка» ( Притч.3:10 ). Житницы символизировали накопленное богатство. Они выражали собой самую значительную попытку человека по обеспечению собственного выживания, овладению природой и установлению контроля над ней. Такие накопительские умонастроения могли быть чисто инстинктивными, но тем не менее в них выражались самонадеянность человека и его стремление к независимости. Однако житницы могли уничтожаться пожаром или разграбляться. Иеремия пишет, что в бурные дни вавилонского нашествия люди хранили в поле «скрытые кладовые с пшеницею и ячменем, и маслом и медом» ( Иер.41:8 ). Скорее всего, люди закапывали эти припасы в горшках из опасения, что житницы могут быть разграблены. Иисус не раз использовал в Своем учении примеры из сельскохозяйственной жизни. Что же Он имел в виду, говоря о житницах? Прежде всего, в образе житницы стремление человека к самообеспечению противопоставляется Божьему обеспечению. Житница стала темой сатирической притчи, в которой предприимчивость хозяина, решившего построить большую житницу, показана примером суетности и приверженности недостойным ценностям ( Лк.12:13–21 ). Но самый, пожалуй, известный пример мы видим в Лк.12:24 : «Посмотрите на воронов: они не сеют, ни жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?». Здесь находит выражение старая религиозная тема: подготовка к будущему может выражаться в отсутствии веры в Бога (см. примечательный пример накопительства муравья, Притч.6:6–8; 30:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Бухарест, Сектор 3. Церковь Николая Чудотворца. Biserica Sf. Nicolae Jitnita Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1711 и 1712. Год утраты:1986 (разобрана при реновации территории) Адрес: Румыния, жудец Илфов, г. Бухарест, ул. Кэузаши, 2, сектор 3 ( Str. Cauzasi, 2, Sectorul 3) Изменить описание объекта На пересечении улиц Кэй Вэкэрешти (Caii Vacaresti) и Кэузаши (Str. Cauzasi), где в настоящее время находится жилой корпус A4, существовала до 1986 года - церковь Святителя Николая Житница (Biserica Sf. Nicolae Jitnita). Когда-то в старых трущобах Попескулуи, названных в честь бояр из Попешти, находилась королевская JICNITA (jitnita означает амбар), просуществовавшая до середины XIX века. В конце XIV века здесь стояла деревянная церковь, «церковь рядом с Королевским садом в Бухаресте», согласно документу от 19 июня 1590 года. Спустя столетие письменные свидетельства говорят о «церкви Попескулуи», или церкви из «трущоб Попескулуи» (29 апреля 1698 г.). В XVIII веке и начале следующего храм именовался в документах того времени: «Церковь протопопа» (Biserica Protopopulu). Первая церковь, выстроенная из дерева, датируемая XVI в., пала жертвой пожара, поэтому в начале XVII в. на том же месте была построена каменная церковь, которая, в свою очередь, будет сожжена пожаром в 1821 году (Хурмузаки, X, с.124) и еще раз в 1847 году. Надпись на церкви говорит только о восстановлении в 1712 году, при этом упоминаются основатели: Георге, капитан лефеги, который вместе со своей свекровью Кирица Портэреаса вносит вклад в возведение новой церкви в память о своей покойной жене Пауне. В той же надписи упоминается реставрация церкви в 1851 году благодаря участию нескольких прихожан: Матаче и его жены Елены, Гицэ Кириак, Фотие Думитриу, Костаче Белу и др. Церковь-трилистник (длиной 25 м, шириной 10 м) с башнями на гальке, обшитая жестью, с двумя колоннами у входа и небольшим навесом с куполом, была расписана Косташем и Петре Попеску, а иконостас был изготовлен и расписан художником Нитой Стоенеску после разрушительного пожара 1847 года. В период с 1933 по 1948 год в церкви был произведён небольшой ремонт. С 18 по 23 июля 1986 гг. церковь была снесена. Некоторые декоративные элементы старой церкви церкви (надпись, к сожалению, разбитая во время транспортировки, оконные и дверные рамы, алтарный стол) хранились в музее во дворе церкви Ставрополеос (Biserica Stavropoleos), а другие ценные предметы (иконостасы, книги, иконы) были переданы в дар монастырю Кэлдэрушани и другим церквям.

http://sobory.ru/article/?object=54880

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мальский монастырь, 2008. Фото Олег Цыбы с сайта sobory.ru Монастырь расположен на берегу Мальского озера. Основателем монастыря считается прп. Онуфрий Мальский (+ 1492), никаких сведений о жизни которого не сохранилось. Год основания в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасо-Рождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря. Другая каменная постройка монастыря - трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория , возвращаясь к Пскову после неудачно­го штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты. Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, лишь в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков.

http://drevo-info.ru/articles/27555.html

И по указу же блаженной памяти великого государя и по приказу приставов, монастырские наши служки посыланы с отписками к Москве в разные приказы, и по городам для его Никоновых покупок, и по монастырям для запасов московские стрельцы и монастырские же наши служки и служебники на наших монастырских и на крестьянских подводах беспрестанно. И всякие хоромные поделки и рыбные сады и пруды на него делали; и пашни пахали и сено косили и возили, и в овощных огородах у него работали, и ныне в тех его огородах работают; и рыбу, государь, по озёрам и в Шексне реке в монастырских угодьях ловили и в рыбные сады к нему живой привозили на монастырских же и на крестьянских подводах вёрст за двадцать и больше, днём и ночью, во всякое время, и дрова к кельям его и к поварням по 182 год; а приставам и сотникам и стрельцам к стоялым их избам июня по 8 число нынешнего 184 году дров ставили на год по пятьдесят сажень и больше. А монастырского, государь, строения при его Никонове житье от многих прибылых работ и рассылок и от многих хлебных расходов ничего не строено. А церковное, государь, и келейное и всякое монастырское старое строение всё сгнило и обвалилось. И в прошлом же, государь, в 182 году, по указу блаженной памяти великого государя, велено вологодскими и белозерскими монастырями построить ему, Никону монаху, кельи, служебную, поваренную и приспешню с сенями на погребах и с сушилом в одной связи, да два хлебных амбара. И по его, государь, Никона монаха велению, те кельи мы, игумен с братией, построить ему подрядились; а подряд, государь, за то строение с вологодских и белозерских монастырей взяли денег шестьсот семьдесят два рубля двадцать шесть алтын четыре деньги; и кельи, государь, ему Никону монаху и амбар у келий его построили как ему годно; а другого амбара строить он, Никон монах, не велел, а вместо того подрядного амбара взял он себе у нас монастырские наши хлебные два амбара с сенями в одной связи; и в тех, государь, амбарах ныне хлебные запасы, которые после его, Никона, описаны, стоят запечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

1) Тут же стоял воеводский дом, съезжая изба, подьяческая, казенные житницы, пороховой амбар или казна, лавки и кабак. В самом остроге проходили улицы: Большая, Средняя, Пробойная, Чертова и Щепья. Западная часть острога называлась задрём уголок. Почитали Рушане эту церковку, а особенно полюбили ее, когда осталась она почти одна в городе после шведского разорения, — охранила Ее, знать, Матерь Божия. Погибла тогда соборная старорусская церковь Бориса и Глеба, устроенная Новгородскими купцами, и Покровская церковь заменила соборную. Прошли года... Понизились, осели городские стены, а потом и совсем они были снесены, а древняя церковка по-прежнему стояла, старея и ветшая с каждым годом, и все же считалась она соборною церковью. Невдалеке от нее, на самом берегу Перерытицы, стояла еще небольшая колоколенка с пятью колоколами. Один из колоколов был большой, два средних, да два зазвонных. Совсем обветшали уже древние церковные стены. Наконец, собрались с силами горожане храмолюбцы. Зазорным показалось им иметь вет­хую соборную церковь, когда в городе было много приходских казенных храмов. Нашелся и щедродавец. Соборный ста­роста Михаил Федорович Сомров с прихожанами на свое иждивение решились перестроить храм, и в 1696 году, на месте маленькой деревянной церковки, вырос обширный ка­менный собор с главным алтарем в честь Воскресения Христова; справа был алтарь в честь Иоанна Предтечи и слева — Покрова Богородицы. Хотели храмоздатели сохранить память о древних, когда-то почитавшихся, церквах. Цер­ковь Иоанна Предтечи была на Щепьей улице, а Воскресенская — на Воскресенской. Давно уже нет этих улиц. Уни­чтожены они при перестройках и перемежеваниях города, а тогда-то еще хранились, по-видимому, даже иконы из разоренных церквей, и благочестивым храмолюбцам всею душою хотелось на будущее время оставить память о них. Так появился соборный старорусский храм Воскресения Христова с двумя приделами, и три раза собирались горожане под его своды на торжество освящения престолов 1). 1) Покровская церковь освящена, с благословения митрополита новгородского Евфимия, в 1697 году 8 октября. Церковь Воскресения Христова, с благословения митрополита новгородского Иова, в 1705 году октября 2-го дня старорусским архимандритом Серапионом; а Предтеченская — освящена при том же митрополите в 1706 году июля 1-го дня, как видно из надписей на крестах. Макарий. Ц.-арх. описание Старой Руссы, 2 стр.

http://sobory.ru/article/?object=00839

В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой. Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685-1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями. Посередине западного прясла ограды напротив собора были сооружены Святые ворота с крыльцом, арка которого опиралась на два кувшинообразных столба. Около 1702 г. вплотную к северо-восточной башне и вдоль восточного прясла ограды на пожертвования князя Василия Дмитриевича Путятина возвели небольшой двухэтажный корпус, который занимали братские кельи и больница. Еще три одноэтажные каменные постройки появились либо в конце XVII в., либо в первой половине следующего столетия (до 1748 г.): настоятельский корпус, сооруженный в линии восточного прясла ограды, вплотную к торцу более ранних келий, два братских корпуса, поставленных в одну линию вдоль северного прясла ограды, и житница (хлебный амбар), углом примыкавшая к Святым воротам и вытянутая в южном направлении вдоль западного прясла ограды. Жилые корпуса представляли собой прямоугольные протяженные здания, крытые на два ската и расчлененные на главном фасаде лопатками на прясла с двумя или тремя проемами в каждом. Последним сооружением, завершившим хронологический ряд монастырского строительства, продолжавшегося более полувека, были архиерейские палаты, возведенные между 1748 и 1760 гг. Довольно крупный двухэтажный корпус неправильной Г-образной формы занял юго-восточный угол монастыря, включив в свой объем юго-восточную башню и примыкавшие к ней отрезки ограды. В середине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=55472

Из описи первой половины XVII столетия, в пустыни находились две церкви, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, сторожка, часовня над могилой основателя, житница, амбар, конюшня, ледник и старая мельница. В 1641 году пустынь по указу царя Михаила Фёдоровича присоединили к Кирилло-Белозёрскому монастырю, после чего здесь были проведены ремонтные и строительные работы. А ещё ей нашли новое применение: стали ссылать сюда иноков из других монастырей " за неблаговидное поведение " . То есть, как правило, за пьянство. Разумеется, это не способствовало духовному возрастанию братии скита. Количество монахов в конце XVII века насчитывалось всего-навсего шесть человек. В 1777 году Нило-Сорская пустынь была переведена в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Но в конце 1830-х - начале 1840-х годов, при управлении иеромонаха Никона (Прихудалова), жизнь в пустыни постепенно начала исправляться. Настоятель Никон строго следил за исполнением устава, ввёл ежедневное богослужение. Хотя пустынь давно уже развивалась в общемонастырском русле, имея триста десятин земли и проценты с капитала, при ней существовали скиты, где как раз и теплилась традиция, завещанная ученикам преподобным Нилом. В 1860-1870-х гг. скит обрёл каменные здания. Появились Свято-Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский и келейный корпуса, каменные монастырские стены. После Октябрьской революции на Кирилловской земле установилась новая власть. В 1918 году специальная комиссия произвела учёт ценностей и имущества Нило-Сорской пустыни. Братия скита и жители соседних деревень решили заключить договор с Вогнемским советом, который помог сохранить ядро монашеской организации. Но это продолжалось недолго. В 1924 году уездные власти разорвали договор с братией пустыни и решили здесь организовать колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Часть церковного имущества передаётся в Кирилловский музей. В 1927 году Нило-Сорскую пустынь закрывают и передают для организации " культурных нужд " населению. Монахи тогда проживали в Иоанно-Предтеченском скиту, без права проводить богослужения. Спустя некоторое время им пришлось покинуть насиженное место. Последний настоятель скита прп. Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно так же как и преподобный Нил - основатель скита. До 1930 года здесь была колония-тюрьма, затем инвалидный дом, а с 1961 года - психоневрологический диспансер, находящийся там и поныне. От Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов не осталось и следа; последний сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни были частично перестроены под нужды находившейся там психоневрологической лечебницы. Так, в соборе во имя иконы Божией Матери Тихвинская разместили столовую, в юго-восточном углу которого под спудом находились перенесённые сюда из деревянной часовни мощи прп. Нила Сорского.

http://sobory.ru/article/?object=14688

По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник - каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских. По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307. В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного». В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Бог – Тот, Чьи хранилища чаще всего упоминаются в Писании. Как у богатого землевладельца, Его хранилища полны, и Он распределяет Свои блага между работающими на земле. Почти во всех случаях образ хранилища связан с Божьей заботой о людях, проявленной в природе. В видении Божьего благословения в прощальной речи Моисея к Израилю утверждается, что «откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время твое» ( Втор.28:12 ). В картине природы, нарисованной в Иова 38, у Бога есть хранилища снега и града ( Иов.38:22 ), а в псалмах антропоморфный Бог помещает воду моря в хранилища ( Пс.32:7 ) и выпускает ветер из своих хранилищ ( Пс.134:7 ). Этот образ передает как идею изобилия, так и постоянную Божью заботу о творении. В итоге, хранилища в Библии обычно свидетельствуют о процветании и благословении. Когда хорошее хранилище выполняет свою задачу, оно обладает тремя качествами: его содержание обильно (достаточно для удовлетворения потребностей, если они возникнут), ценно и надежно хранится. Пустое или разграбленное хранилище – образ ужаса, в конечном итоге свидетельствующий о Божьем суде над грехом. Хранилище может быть искушением, побуждающим уповать на земное процветание, но чаще оно символизирует награду за труды или верность Богу. В последней книге Ветхого Завета Бог призывает Своих людей испытать Его: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища... не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» ( Мал.3:10 ). Здесь сама земля изображается как хранилище Божьих благословений. См. также: АМБАР, ЖИТНИЦА ; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ ; СОКРОВИЩЕ ; ХРАНЕНИЕ, ЗАПАСАНИЕ . Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010