Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 6. Афон и внешний мир Отношения святогорцев с римо-католиками 26 преподобномучеников зографских, сожженых католиками. Фреска у входа в монастырь Зограф. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Надо ли говорить об отношениях святогорцев с римо-католиками в работе, посвященной влиянию Святой Горы Афон на Православные Церкви Восточной Европы? На первый взгляд, это не совсем уместно. Но не будем спешить с выводами. Очень скоро мы увидим, что «вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции. Понимая эсхатологическое значение Афона, Запад всегда пытался обозначить здесь свое присутствие. К счастью, безуспешно. Так, на Афоне издавна существовал Амальфитанский монастырьмонастырь католического монашеского ордена бенедиктинцев. Основанный не позднее 990 года Львом Беневентским, братом князя Беневента Падольфа II, и его учениками, прибывшими из города Амальфи, что в Южной Италии, этот монастырь в богослужении следовал уставу св. Бенедикта Нурсийского. О приезде Льва в сопровождении шести спутников на Афон и о первоначальном проживании их в Иверском монастыре упоминается в житии преподобных Иоанна и Евфимия. Расцвет монастыря пришелся на X–XII века. Это было связано с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в Константинополе (3, т. 2, 95). В 1169 году авва пресвитер амальфийцев Фома, как свидетельствует «История Афона», собственноручно подписал по-латыни протатское дело о передаче россам монастыря Св. вмч. Пантелеимона (5, 687). В конце XIII века Амальфитанский монастырь пришел в упадок и в 1287 году присоединен к владениям Великой Лавры. В первой половине XIII века, в 1204 году, святой город Константинополь был захвачен крестоносцами. За первый день оккупации они уничтожили четыре тысячи христиан, разграбили храм Святой Софии и другие церкви, не оставив ни одного золотого сосуда, креста, облачения, иконы или лампады. Их священники вывозили ковчеги со святыми мощами, чтобы отправить в Рим. Были опустошены правительственные здания, музеи, дома горожан. В храме Святой Софии на патриарший престол поставили уличную проститутку и, надев на нее патриаршее облачение, заставляли петь непристойные песни. Все это стало грозным предзнаменованием для афонской братии.

http://pravoslavie.ru/put/31879.htm

«Неизвестный Афон. Рождение и история бенедиктинского монастыря» – под таким названием в издательстве " Индрик " увидела свет в переводе на русский язык новая книга итальянского профессора Марко Мерлини. В ней впервые подробно исследуется история возникновения, развития и упадка на Афоне латинского бенедиктинского монастыря X-XIII вв., известного под названием «Амальфион» (перевод с итальянского, научная редакция и предисловие М. Г. Талалая).      В своей книге Марко Мерлини приоткрывает завесу таинственности и загадочности, по сей день висящую над этой древней святогорской обителью. Он знакомит нас с удивительной историей – о латинском монастыре западного обряда, с итальянскими насельниками, учрежденном в цитадели православия, на Священной Горе Афон. Обложка книги Марко Мерлини «Неизвестный Афон. Рождение и история бенедиктинского монастыря». – М., 2016 Оказалось, что эти итальянцы – впрочем, правильнее италийцы, а еще правильнее именовать их по городам и княжествам еще не объединенной тогда страны (т.е. амальфитанцы, салернитанцы, беневентцы) – пришли на Афон в числе одних из самых первых иноков. Первые насельники италийской обители лично знали основателя святогорской «республики», преподобного Афанасия, у которых он пользовался непререкаемым авторитетом. Вместе с тем, они принесли на Восток и духовный опыт западного монашества, из его самого главного источника той поры – братства, основанного преподобным Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским. Обитель называли сначала по местному топониму – Апофикон («склады»), потом – Амальфион, т.е. монастырь амальфитанцев; затем возникло эллинизировнное Морфину и даже, в наши времена, русифицированное Морфино. Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска из афонского монастыря Ватопед Эпизод, рассказанный Мерлини, воссоздает образ истинно Вселенской Церкви, в тот момент еще не потревоженной схизмой. Церкви еще единой, пусть и имевшей в своем лоне разного рода трения и расхождения. Святогорцы-латиняне стали затем свидетелями взаимной анафемы Восточного и Западного первоиерархов в 1054 г., но, как показывает история Афона (наряду со множеством иных примеров), то драматическое событие было почти не " замечено " церковным народом Востока и Запада: разделение еще не пошло вглубь и вселенскость христианства сохраняла соответствующее географическое пространство – всей эйкумены.

http://pravoslavie.ru/97985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАКАЛ [Каракалл; греч. Ιερ Μον Καρακλου, Καρακλλου], монастырь во имя апостолов Петра и Павла, занимает 11-е место в иерархии афонских обителей. Находится на востоке п-ова Афон (Айон-Орос), между Иверским мон-рем и Великой Лаврой . Расположен на покрытом зеленью склоне, на высоте 200 м над уровнем моря, на расстоянии примерно 1,5 км от побережья. Престольные праздники - дни памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), мч. Христофора (9 мая), прмч. Гедеона (пам. греч. 30 дек.). Мон-рь Каракал, Афон Мон-рь Каракал, Афон По преданию, название мон-ря связано с именем рим. имп. Каракаллы (211-217). Это представление отразилось в росписи экзонартекса кладбищенского храма (1708), где император изображен как ктитор на сев. стене. Поскольку гонитель христиан Каракалла не мог быть основателем мон-ря, высказывалось предположение, что император построил оборонительную башню на берегу моря недалеко от К., получившую его имя, к-рое впосл. перешло к монастырю. Гипотеза о тур. происхождении названия мон-ря от kara kule (черная башня) опровергается упоминанием этого топонима еще в визант. документах. Др. гипотезы связывают название обители с окружающим К. густым ореховым лесом (греч. καρυα καλα - «хорошие орехи»), либо с городом Каракал в Валахии (в 53 км от Крайовы). Наиболее вероятно, что топоним К. происходит от фамильного имени ктитора - Николая из рода Каракалов ( Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. 1912. τ. 9. Σ. 138). По преданию, Николай был современником прп. Афанасия Афонского . Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. К. основан в кон. Х - нач. XI в.; 1-е упоминание о мон-ре, уже имевшем немалые земельные владения, встречается в акте 1018/19 г., к-рым прот Никифор устанавливал границы между К. и Амальфитанцев мон-рем (Actes de Lavra. 1970. N 23). В Типиконе Константина IX Мономаха (1045) ничего не говорится о К., однако в хрисовуле имп. Романа IV Диогена (1068-1071) подтверждаются его владения. Этот документ упоминается прп. Никодимом Святогорцем в «Пидалионе» ( Νικδημος Αγιορετης. Πηδλιον. Αθναι, 18412. Σ. 479), уже тогда текст хрисовула был частично утрачен, до наст. времени от него сохранилась только имп. печать. В актах Хиландара и Ксиропотама 1076 и 1081 гг. игуменом К. назван Феодул (Actes de Xéropotamou. N 6; Actes de Chilandar. N 2), в акте 1086 г.- Михаил, подписавшийся в документе прота Саввы за свой мон-рь и за обитель Плака (Actes de Philothée. 1975. N 1).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Афонские монастыри не самые старые на Востоке. Великая Лавра была основана преп. Афанасием только в X в.; в течение последующих столетий там было создано много других крупных монашеских общежитий, и все они образовали своего рода федерацию под общей властью прота, председательствующего в совете, куда входят игумены различных монастырей. Подобные же федерации существовали и в других местах: на Олимпе Вифинском, на горе святогоАвксентия – но турецкое завоевание Малой Азии поставило Афон в исключительное положение, особенно если учесть его многонациональность: туда посылали монахов сербы, болгары, грузины (или «иверы») и русские; иногда они поступали в большие греческие монастыри, иногда же основывали свои собственные обители. До XIII в. на Афоне существовал даже латинский монастырь «амальфитанцев» (почти все его монахи происходили из итальянского города Амальфи). В настоящее время только его руины еще свидетельствуют о былом единстве Востока и Запада в аскетическом подвиге и молитве... В XIV в. Афон был центром всего православного монашества. Это был и интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек. Годы, проведенные там будущим учителем исихазма, были для него не только годами духовной школы, но и возможностью получить обширные познания в святоотеческой литературе и приобрести глубокую опытность в различных проблемах монашеской жизни. На всем протяжении истории Афона не прекращался конфликт общежительной, «киновийной» традиции монашества с традицией пустынножительства и безмолвия. Обе эти традиции на Востоке всегда существовали бок о бок: обе восходят к египетскому началу христианского монашества. Киновийный образ монашества, введенный на Афоне в X в. преп. Афанасием, есть та форма монашества, которая на Западе была распространена св. Бенедиктом: обеты целомудрия, послушания и бедности в среде строго организованной общины, четкие правила, которые точно определяют каждую деталь монашеской жизни. Основные ее моменты – литургическая молитва , послушание игумену и совершенный отказ от обладания какой-либо личной собственностью. Пустынножительство – в том виде, в каком оно практиковалось многими подвижниками со времен преп. Антония Великого , – наоборот, предоставляет монаху полную свободу идти к совершенству своим путем. Кроме того, отшельники и безмолвники только себя считали истинными «монахами» (от греческого монос – один). Их духовная жизнь, разумеется, по существу своему, также была жизнью в целомудрии, но обеты послушания и бедности толковались иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

С XVIII в. в составе полемических сборников украинско-белорус. происхождения «Повесть о Ксиропотамском монастыре» получила широкое распространение в старообрядческой традиции (старший список - сер. XVIII в. (РГБ. Егор. 673)). Подвиг зографских иноков (без указания их имен и количества) является частью масштабного описания попытки введения унии на Афоне. «Латиномудрствующий» император вместе с послушным ему патриархом начинает поход с Великой Лавры, где «прияша их кознию, еже сим избавишася от них лавряне». Амальфитанцев монастырь , Каракал и некий «Алимпиев» также признали унию. Иноки Иверского мон-ря, отказавшиеся признать унию, были утоплены, за исключением груз. части общины («иверов»), отправленной в Италию. Расправа продолжилась и в Протате, где были повешены иноки и прот, обличивший неправославие императора и патриарха. После Зографа униаты отправились в Ксиропотам, где напуганная братия присоединилась к унии. Во время богослужения, когда диакон помянул на ектении имя папы Римского, произошло землетрясение, обрушились стены храма, под руинами были погребены отступники (император и патриарх при этом не пострадали, но пришли в ужас от увиденного). Оставшиеся на Афоне католики после этого приняли Православие и стали иноками. События приурочены к осени 1275 (6784) г., и указана дата мучения З. п., однако историческая канва повести («тогда же посуху царьствоваху блъгаре и бе им царьствующий град Трьнов… в то время фрязи и царьствовавший Константин град содрьжаху») относится к значительно более раннему периоду. Версию, изложенную в «Повести о Ксиропотамском монастыре», можно датировать 20-ми гг. XIV в. (не позднее 1328). В конце текста содержится молитва о спасении «царя Андроника и иже от сынов сыны его, еже устроил православие и церковь исправи на первенец православия паки, и иже во Св. Горе пожжена и порушана - вся воздвиже и украси» ( Вишенский. 1955. С. 335). В этом отрывке речь может идти только об имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) и о периоде, вероятно, после смерти (1320) его старшего сына-соправителя Михаила IX (см.: Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-К-польское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139).

http://pravenc.ru/text/Зографские ...

  Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска из афонского монастыря Ватопед Обитель называли сначала по местному топониму – Апофикон («склады»), потом – Амальфион, т.е. монастырь амальфитанцев; затем возникло эллинизировнное Морфину и даже, в наши времена, русифицированное Морфино. Эпизод, рассказанный Мерлини, воссоздает образ истинно Вселенской Церкви, в тот момент еще не потревоженной схизмой. Церкви еще единой, пусть и имевшей в своем лоне разного рода трения и расхождения. Святогорцы-латиняне стали затем свидетелями взаимной анафемы Восточного и Западного первоиерархов в 1054 г., но, как показывает история Афона (наряду со множеством иных примеров), то драматическое событие было почти не " замечено " церковным народом Востока и Запада: разделение еще не пошло вглубь и вселенскость христианства сохраняла соответствующее географическое пространство – всей эйкумены. Лишь начало XIII столетия с его пресловутым Четвертым крестовым походом явило Востоку иной Запад – агрессивный и алчный. Именно с той поры православные окончательно осознали свое православие, не совпадающее с католичеством – судьба италийского святогорского монастыря, ставшего теперь католическим, была предрешена. Однако этого драматического конца обители не ведали первые ее отцы, привлеченные на Афон идеалом монашеской жизни византийского типа. Вполне естественно, что к такому идеалу стремились народы, воспринявшие Евангелие от византийцев – болгары, сербы, грузины, русские. Марко Мерлини показал, что в ту пору и Запад следовал такому идеалу. Именно это, наряду с высокой политикой тогдашних европейских держав, больших и малых, и породило италийскую обитель на Афоне. Вместе с тем, характерно подробно описанное автором сотрудничество афонитов не греческого происхождения – грузин и италийцев, поначалу даже живших в одних стенах; это не может не напомнить ситуацию, повторившуюся и спустя многие века со славянским, румыно-молдавским и прочим не эллинским иночеством на Святой Горе, которое солидаризовалось во многом в результате эксцессов поствизантийского высокомерия.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

Учение Симеона оказало влияние на развитие монашеской жизни на Афоне, о чем свидетельствует множество рукописей его творений, хранящихся в афонских монастырях. Афонский полуостров на севере Греции уже в X-XI веках был густо заселен монахами: согласно житийным источникам, в этот период там подвизалось около трех тысяч монахов разных национальностей. Характерной особенностью Афона на протяжении более тысячи лет вплоть до настоящего времени является то, что он представляет собой конфедерацию мужских монастырей, объединенных одним уставом: доступ на Афон женщинам строго запрещен. Такой порядок начал складываться уже при святом Афанасии Афонском , основателе Великой лавры, носящей его имя. В X-XI веках были основаны монастыри Ватопед, Иверский, Амальфитанцев, Ксиропотам, Зограф, Святого Пантелеимона, Преподобного Ксенофонта, Эсфигмен, Каракал, Костамонит, Симонопетра, Хилан-дар. Впоследствии появились и другие монастыри, а также скиты и отдельные кельи. Характерной особенностью Афона был его интернациональный характер: Иверский монастырь с X века населяли грузины, монастырь Амальфитанцев – выходцы из Южной Италии, монастырь Ксилургу с XI века находился в руках русских, которые в XII веке получили монастырь Святого Пантелеимона, сербы с конца XII века владели Хиландарским монастырем, а болгары – монастырем Зограф. В XIII веке Афон оказался в эпицентре монашеского движения, получившего в науке название исихазма. Под исихазмом обычно понимают движение, охватившее широкие круги византийского монашества в XIII-XIV веках и отразившееся в сочинениях афонских иноков Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы , а также целого ряда других аскетических писателей. Это направление характеризуется, в частности, интересом к теме созерцания Божественного света, о котором писал Симеон Новый Богослов , а также к психосоматическому методу молитвы Иисусовой. Практика молитвы Иисусовой, заключающаяся в непрестанном произнесении молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (или более кратких форм «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Сыне Божий, помилуй мя», «Господи, помилуй»), была известна в монашеской среде уже в VIII веке. Однако в эпоху исихазма делание этой молитвы стало сопровождаться определенными физическими приемами, которые были впервые подробно описаны в трактате под названием «Метод священной молитвы и внимания», дошедшем под именем Симеона Нового Богослова , но в действительности, возможно, принадлежащем другому автору. Суть психосоматического метода молитвы Иисусовой, описанного в трактате, заключается в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Монастырь амальфитанцев, важнейший из трех итальянских монастырей на Афоне, вероятно, жил по уставу св. Венедикта и существовал до XIII в. До наших дней от него сохранилась башня в местности, называемой Морфону. Афанасий питал такие теплые чувства к Иоанну Иверскому, что в своем Завещании назначил его эпитропом Великой лавры. В обязанности последнего входило следить за порядком в монастыре и назначением игумена. Сам Афанасий жаловался на то, что так и не сумел найти достойного преемника. Св. Иоанн скончался уже после смерти святого, его сын, св. Евфимий, также был назначен эпитропом, но не смог должным образом выполнять эти обязанности из-за распрей между греками и грузинами, возникшими в Иверском монастыре. Тем не менее оба монастыря поддерживали дружественные отношения, а игумен Иверской обители ежегодно возглавлял празднование памяти св. Афанасия. После видения ангела св. Фантину (память 30 августа) он с учениками, в том числе с Никифором Нагим, уехал из Калабрии. После кончины тело св. Никифора источало миро. Он не упоминается в Синаксарях и его не следует путать с Никифором, поминаемым 4 мая. В XI в. их число достигнет 700. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 18 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 19 июля 2019, 20:57 Святой Афанасий и другие монахи!молите Господа Бога о нас грешных! андрей варламов 17 апреля 2018, 19:19 Святой мой миленький Афанасий спасибо тебе за то что позволил по быть с тобой наедине инесса 19 февраля 2018, 23:31 Святой Афанасий!молю тебя!прошу прощения!у Господа и всех Святых!тяжело просить такое..но когда ты знаешь что диагноз старшный!и я немогу ничем помочь своему отцу..прошу облегчить ему ...страдания !ему очень больно и тяжело!я прошу отпустить все его грехи и если он что то сделал не так при жизни...и не мучать и не страдать..я его очень люблю мне сложно его отпускать...Я стараюсь!и хочу что бы ему было хорошо!что бы Господь его принял к себе!и он наблюдал за нами с верху и продолжал любить!!!!

http://pravoslavie.ru/put/54896.htm

После четвертого крестового похода торговое процветание восточного Рима было совершенно сломлено. Его подданные более или менее ограничивались одним береговым судоходством. Крупная торговля с Левантом совершенно перешла в руки итальянцев. Ее начало лежит далеко позади. Что итальянские приморские города Амальфи и Венеция так долго оставались верными подданными Восточной империи, объясняется тем обстоятельством, что, в качестве имперских подданных, они могли беспрепятственно вести торговлю в пределах Византийской империи без всяких таможенных беспокойств. Эти итальянцы избрали Константинополь своим местопребыванием отчасти уже в XI в., так, например, амальфийский нобиль Панталеоне, дом которого был так блестяще устроен, что в нем мог иметь временную квартиру салернский князь Гизульф. Панталеоне подарил также целый ряд произведений византийского искусства в итальянские церкви, так, бронзовые двери для собора в Амальфи и для римской церкви S. Paolo fuori le mura в Риме. Амальфитанцы основали монастырь даже на Святой горе, и золотые буллы Алексея I Комнина и сына его Иоанна, заключающие в себе привилегии этого монастыря, до сих пор сохраняются в архиве Великой Лавры св. Афанасия. Когда же Амальфи передался в руки норманнов, то император Алексей перенес всю свою милость на своих верных союзников венецианцев. Их торговля с Левантом очень давня. При дворе Карла Великого франкские придворные одевались в пышные одежды, которые они покупали у венецианцев. На своей большой ярмарке венецианцы выставляли на показ все великолепие Востока, которое они привозили с собой из заморских стран. Со времен экзархата сохранилась слабая связь зависимости Венеции от империи. Географическое положение города влекло за собой то, что преимущественно его граждане бороздили греческие воды своими торговыми судами. Уже в X в. они вели с Константинополем цветущую торговлю. Правда, перед отплытием их корабли, не без основания, строго осматривались, чтобы удостовериться в том, не нагружены ли они товарами, вывоз которых запрещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Оклады жалованья, положенные по штатам 1764 г., указом Павла I, от 18 дек. 1797 года, увеличены, и монастыри наделены мельницами, рыбными ловлями и др. угодьями 57 . По силе этого указа Московская Казенная Палата чрез Духовную Консисторию извещала московские монастыри, «какие которому монастырю определены в отдачу угодья». Во владение угодьями монастыри должны были вступить по окончании сроков, на которые те угодья отданы по контрактам, «а до того времени довольствовать их (монастыри) собираемым с них (угодий) доходом, с мельниц и рыбных ловель полным, а с земель – сколько кому по числу десятин причитаться будет». Крестовоздвиженскому монастырю определены следующие угодья: 1) «Земли к владеемым им при деревне Шелепихе 6 ти десятинам 24 десятины, н Дмитровском уезде при селе Баркове пустошь Цветушкову с прочими, в коих 9 десятин 1200 сажен, отданную в оброк генерал-поручице Авдотье Дмитриевне с 1797 на 4 года по 66 руб. 2). А достальные 14 десятин с половиною сенокоса из состоящих при деревни Путиловой пустошей, называемых Меньшие Новинки с прочими, в коих мерою 36 десятин с саженьми, которой содержанию срок кончился. 3) Мельницу в Дмитровском уезде при селе Рогачеве, отданную с 7 мая 1797 г. на 4 года деревни Судниковой крестьянину Никите Лукьянову по 250 руб. 4) Рыбную ловлю при селе Игнатове в озере Збоевском, бывшем по 1798 год в оброке, а ныне (июня 18 дня 1798 г), от оного уже исключенном» 58 . В приходо-расходной книге монастыря 59 , выданной из Казенной Палаты на 1813 год, за 395, значится штатной суммы, полученной из Палаты на содержание монастыря на первое полугодие, 730 р. 1¼ к., да на вольнонаемных подьячего и троих служителей 24 руб. Из штатной суммы выдано на жалованье: настоятелю 100 руб., ему же на рыбу 25 руб., на вино 10 руб., на пиво 5 руб.; всего 140 руб.; казначею 17 руб. 50 коп.; двоим иеромонахам, двоим белым священникам, белому диакону и послушнику на иеродиаконской ваканции по 12 руб.; всего 72 руб.; четверым послушникам по 10 руб.; всего 40 руб. Таковая же сумма выдана и на второе полугодие, и из нее выделено на жалованье монашествующим столько же, сколько и в первое полугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010