Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть I. «Орозии» короля Альфреда (Е.А. Мельникова) В конце 890-х гг. король Уэссекса, а затем и большей части Англии Альфред Великий (849–899) осуществил перевод на древнеанглийский язык пяти крупнейших и имевших наибольшее значение для формирования христианской культуры средневековья произведений: это – сочинение, определившее развитие философской мысли, – «Об утешении философией» Боэция (начало VI в.); изложение сущности патриотического миропонимания – «Монологи» св. Августина (начало V в.); кодекс христианской этики – «Обязанности пастыря» папы Григория Великого (VI в.); всемирная история, сопровожденная географическим описанием ойкумены, – «История против язычников» Павла Орозия (V в.); и первая история своего народа – «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (начало VIII в.). Перевод «Истории» Орозия отличается свободой отношения к оригиналу, который подвергся структурной переработке (были опущены некоторые разделы, другие – объединены и т. п.) и дополнениям. Особенно сильно была изменена глава, посвященная географическому описанию мира: в нее были внесены обширные вставки, содержащие характеристику тех регионов Европы, которые были неизвестны античным писателям, а, вслед за ними, и Орозию, но хорошо знакомы англосаксам: это Германия, в широком смысле, т. е. земли в Центральной и Западной Европе, после Великого переселения народов, заселенные германцами. Кроме того, Альфред включает в текст Орозия рассказы двух людей, совершивших плавания в земли, которые не посещались англосаксами: норвежца Оттара (др.-англ. Охтхерё), побывавшего на дальнем севере Европы, а также в Дании и Англии, и англосакса Вульфстана, плававшего в юго-восточную часть Балтийского моря и достигшего устья Вислы. Рассказы обоих путешественников содержат самые ранние описания этих областей Европы. Рассказ Оттара, жителя северной области Норвегии Холугаланн, хорошо знакомого с саамами (в древнескандинавской традиции они называются финнами, в русской – лопарями), состоит из трех частей: описания плавания на дальний север; повествований о своем образе жизни и имуществе (состоявшем, по преимуществу, из стад оленей); сборе дани с населения Финнмарка (саамов). Оттар, плывя на север, достиг северной оконечности Скандинавского полуострова, обогнул мыс Нордкин, проплыл вдоль Кольского полуострова и, как предполагает большинство исследователей, вошел в Белое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё великое и прочное, на чём основывалось ещё благосостояние Англии при Эдгаре, было ей дано предшествующими царями, Альфредом и его преемниками: правильное отправление военной службы, устройство флота для охранения берегов, более же всего правосудие и образованность. Всё внесённое при нём его наставниками было обманом, который не мог выдержать испытующей руки времени. Издавна, как уже сказано, скрывалась в Англии причина политического падения, заключающаяся в различии северного и южного населения и в их внутреннем разъединении. Эта рана была усилена вторжением на севере чужеземного народного начала, энергического и много требовательного. Вторжение нового религиозного начала прибавило к прежней ране новую неисцелимую рану, которая сокрушила все внутренние силы общества. Правда, полное торжество Дунстана и его духовных дружин дало, по-видимому, необычайное единство всему царству, подчинив всю внешнюю его жизнь одному стройному и железному единству; но начала побеждённые жили в сердцах, в совестях и в обычае. Внутренняя и духовная деятельность была прервана, но требования её существовали и обращались в тайную вражду или, по крайней мере, в совершенное равнодушие к власти, которая перешла к стихии, враждебной местной свободе. Так, вследствие временного торжества римского учения сильнее выразился и выдвинулся вперёд иерархический дух, созидая обманчивый призрак крепкого единства государственного и в то же время введением внутреннего разъединения и мертвенности нанося решительный удар обществу, уже слабому по недостатку внешнего государственного устройства, по отсутствию стремления к внешнему единству и по недоброжелательству воинственных областей Севера к династии своих южных правителей. Точно так же было обманчиво всё в царствование Эдгара: покорность народа без любви и уважения (как доказано множеством сатирических народных песен об его разврате), покорность народов подручных ему, оказываемая более случайной силе и случайному преобладанию (как видно из анекдота о Кеннете шотландском), чем признанному праву или превосходству первенствующего народа над другими и, наконец, полицейская правильность условного государственного строя, которой все повиновались из равнодушной слабости, но которой необходимость не была никем сознаваема или продолжение желаемо (как видно из всех последующих происшествий). Сам Эдгар был царствующий обман. Воспитанник нового духовенства, его ревностный покровитель, множитель монашеских обителей, любимец римского дружинного монашества, совершенно противоположная прежнему отшельническому иночеству кельтских, колумбанских монастырей, создание мнимой религиозности и римского христианства, роскошный и гордый, король был предметом бесчисленных насмешливых песен и источником соблазна для своего народа по необузданному разврату своего женолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Глава I II III IV V VI VII     В произнесенных при погребении Василия Васильевича Болотова речах и в полученных Академией с разных сторон заявлениях скорби по поводу тяжкой утраты, понесенной наукой с его смертью , нашла в свое время ясное выражение непосредственная оценка в общем сознании всех, знавших почившего ученого, его высокого значения. В некрологах, посвященных его памяти, были уже отчасти отмечены главные стороны и важнейшие факты его учено – литературной деятельности и указаны его заслуги для науки 1 . Полная характеристика и точная оценка Василия Васильевича как ученого, однако, пока невозможны. Возможность для них откроется, когда приведено будет в известность и сделается доступным для изучения в целом виде его ученое наследство. Но и тогда это будет делом нелегким. Василий Васильевич представляет такую величину, что о нем можно, кажется, повторить то, что замечено об одном из наиболее уважаемых им ученых, Альфреде фон Гутшмиде издателем сочинений последнего: если бы ему пришлось в речи о себе вполне точно определить объем и цель своей ученой деятельности, как это требуется, напр., при вступлении в члены Берлинской Академии Наук, он и сам, может быть, был бы поставлен чрез это в затруднительное положение. Правда, для Василия Васильевича последняя цель его деятельности определялась, можно сказать, конкретнее, нежели для фон Гутшмида; но объем её захватывал область даже более широкую, нежели деятельность последнего. Он чувствовал влечение к самым разнородным отраслям знания и достигал в них, насколько нужно было ему для его цели, совершенства профессиональных специалистов. Понятны трудности, какие должны встретиться при изображении ученого, для которого такой научный универсализм не был лишь желаемым идеалом, а был возможен на деле. Предлагаемый очерк имеет целью указать лишь самые общие черты в образе Василия Васильевича как ученого, именно как представителя той науки, которая была его призванием и разработке которой он посвятил свои силы, объединяя в себе, по-видимому, все нужное для того, чтобы быть почти без ограничения идеальным её представителем, – церковной истории. Преждевременность в известном смысле этого очерка, неизбежным следствием которой являются слишком общий характер и неполнота его, может, нужно думать, найти оправдание для себя в необходимости почтить память великого ученого хотя беглым и предварительным изображением его со стороны его ученой деятельности, не дожидаясь того, может быть, неблизкого момента, когда будет возможно сделать это с большею обстоятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вермахт и Красная Армия: противоборство духа 17.04.2011 624 Время на чтение 20 минут «Цель боя не уничтожение физических сил врага, а его духа» (К.Клаузевиц) Зенит военного могущества и побед гитлеровского Вермахта пришёлся на 1941-1942 гг., когда знамёна со свастикой реяли на Пиренеях и Нордкапе, в Ливии и на Эльбрусе. Фашистская держава, владевшая могучими линкорами, бронетанковыми колоннами, армадами самолётов, держала в кулаке всю западную и центральную Европу, исключая Англию(1). И однако же Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) сломила, уничтожила эту небывалую в истории милитаристскую державу… Идейные установки Вермахта и Красной Армии «Приход к власти Гитлера был необходимым результатом великого национального пробуждения… Историческая миссия национал-социализма была величайшим достижением германской нации», - писал идеолог Третьего Рейха Альфред Розенберг (2). Третий Рейх стоит на двух опорах - национал-социализме и вооружённых силах, считал Гитлер. Он заявлял, что вырежет «раковые опухоли» демократии и пацифизма, вырвет с корнем марксизм и подготовит народ к войне морально и физически, чтобы провести беспощадную германизацию жизненного пространства на Востоке. Германская нация оказалась сплочённой теорией арийского расового единства. «Грехи против крови и расы являются самыми страшными грехами на этом свете. Нация, которая предается этим грехам, обречена на гибель. Расовое смешение приводит к кровосмешению, которое, в свою очередь, вызывает «отравление крови» народного организма… Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены», - писал Гитлер в «Майн Кампф» (3). Нацистский режим строился на чистоте крови без чистоты совести. «Совесть – выдуманное евреями понятие… оно является извращением человеческого существования… Провидение предназначило мне судьбу величайшего освободителя человечества…» - проповедовал фюрер. Национал-социализм утверждал, что в германском обществе нет классов, что Германия - родной дом всех немцев мира и что разделённая сверхнация должна добиваться расширения Рейха, который станет властелином мира. Мессианизм и мегаломания оказались целебным бальзамом, принятым большинством немцев после травмы Версальского договора 1918 г. и страданий 1920-х гг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2014 Наука и патриотизм Неизвестная русскому читателю заметка «Наука и патриотизм» христианского мыслителя, журналиста и писателя Гилберта Кийта Честертона  описывает опасность раздутой национальной гордости и учит различать национализм любви  и национализм ненависти. В церковной общине мы перестаем быть «эллинами», «иудеями», русскими, англичанами, — становясь братьями во Христе. Это в теории. А на практике — все ли могут отодвинуть свою национальность на второй план? Да и для чего? Ведь патриотизм это достойное чувство! Неизвестная русскому читателю заметка «Наука и патриотизм» христианского мыслителя, журналиста и писателя Гилберта Кийта Честертона (1874–1936) описывает опасность раздутой национальной гордости и учит различать национализм любви — вполне совместимый с самым возвышенным, христианским идеалом — и национализм ненависти. Заметка-предсказание В 1901 году к молодому Гилберту Честертону пришла слава. Он уже пару лет писал эссе для крупнейших английских газет — Daily news и The Speaker. И привлек внимание публики, которая своими бесконечными письмами в редакции обоих изданий вынудила Честертона издать сборник газетной эссеистики отдельным томом. В этот сборник вошла и написанная  2 февраля 1901 года заметка о новой книге Карла Пирсона «Национальная жизнь с точки зрения науки». Помимо того что Пирсон был выдающимся философом-позитивистом, основателем математической статистики и основоположником биометрии, он разработал теорию о том, что в основе развития человечества лежит конфликт между расами, в результате которого одна — и физически, и духовно более одаренная — создает высокоразвитую цивилизацию, а вторая погибает. Поэтому, считал Пирсон, государство при помощи ученых должно направить свои усилия на улучшение качества «человеческого материала» в стране. Иначе Великобритания теряет свое место мирового гегемона. Проще говоря, Пирсон был одним из столпов расизма, того учения, которое в куда более популярной форме излагается в книгах Адольфа Гитлера и Альфреда Розенберга.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=49580

Приложения К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка († 5 апреля 1900) В произнесенных при погребении Василия Васильевича Болотова речах и в полученных Академией с разных сторон заявлениях скорби по поводу тяжкой утраты, понесенной наукой с его смертью , нашла в свое время ясное выражение непосредственная оценка в общем сознании всех, знавших почившего ученого, его высокого значения. В некрологах, посвященных его памяти, были уже отчасти отмечены главные стороны и важнейшие факты его учено-литературной деятельности и указаны его заслуги для науки. 350 Полная характеристика и точная оценка Василия Васильевича как ученого, однако, пока невозможны. Возможность для них откроется, когда приведено будет в известность и сделается доступным для изучения в целом виде его ученое наследство. Но и тогда это будет делом нелегким. Василий Васильевич представляет такую величину, что о нем можно, кажется, повторить то, что замечено об одном из наиболее уважаемых им ученых, Альфреде фон-Гутшмиде, издателем сочинений последнего: если бы ему пришлось в речи о себе вполне точно определять объем и цель своей ученой деятельности, как это требуется, например, при вступлении в члены Берлинской Академии наук, он и сам, может быть, был бы поставлен через это в затруднительное положение. Правда, для Василия Васильевича последняя цель его деятельности определялась, можно сказать, конкретнее, нежели для фон-Гут-шмида; но объем ее захватывал область даже более широкую, нежели деятельность последнего. Он чувствовал влечение к самым разнородным отраслям знания и достигал в них, насколько нужно было ему для его цели, совершенства профессиональных специалистов. Понятны трудности, какие должны встретиться при изображении ученого, для которого такой научный универсализм не был лишь желаемым идеалом, а был возможен на деле. Предлагаемый очерк имеет целью указать лишь самые общие черты в образе Василия Васильевича как ученого, именно как представителя той науки, которая была его призванием и разработке которой он посвятил свои силы, объединяя в себе, по-видимому, все нужное для того, чтобы быть почти без ограничения идеальным ее представителем, – церковной истории. Преждевременность в известном смысле этого очерка, неизбежным следствием которой являются слишком общий характер и неполнота его, может, нужно думать, найти оправдание для себя в необходимости почтить память великого ученого хотя беглым и предварительным изображением его со стороны его ученой деятельности, не дожидаясь того, может быть, неблизкого момента, когда будет возможно сделать это с большей обстоятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Святой Альфред Епископ Ассер, считающийся первым биографом святого Альфреда Великого и, безусловно, лично его знавший, превознося достоинства Альфреда, утверждал, что этот король был «правой жизни» и «любим всеми». Он подчеркивал благочестие Альфреда, его мудрость, справедливость, мужество, непоколебимость и великодушие. Его современник епископ Вулфсиг Шерборнский не меньше восхищался своим другом «Альфредом Английским, самым благодетельным из всех королей, о которых ему только доводилось слышать». Другой современник, по имени Иоанн, вероятно настоятель в Этелни, тоже почтил короля, сравнив его христианское правление с Христовым. Позднее, в X веке, хронист Ательвард отозвался о нем как о «благородном Альфреде… короле саксов, прочном столпе западного народа; муже, исполненном справедливости, решительном в войне, ученом в своих речах, а главное – сведущем в Божественном учении». Его считали «английским Соломоном», «мудрым распространителем закона». Немногим позднее в том же веке ученый настоятель Эйншема Эльфрик назвал Альфреда «мудрым» за его переводческие труды и особо отметил его как «английского короля, часто побеждавшего силой Божией». Еще две грамоты примерно 1000 года называют этого короля «Альфредом Мудрым». Норманнский историк XII века по имени Ордерик Виталий писал, что Альфред «великодушием, благородством, искусством управления государством превосходил всех других королей Англии, бывших до и после него». Симеон Даремский указывал духовенству того времени на Альфреда как на образец для подражания. Флоренс Вустерский отзывался об Альфреде как о «самом уважаемом в свое время… и самом благочестивом и преданном Господу». Генрих Хантингдонский написал, обращаясь к Альфреду: «Твои труды на века прославили тебя». Уильям Мальмсберийский также воздал должное достоинствам этого короля. Чаще всего говорили о мудрости Альфреда; была составлена даже поэма «Изречения Альфреда», все еще не забытая. В те времена Альфреда, «создавшего английские законы», почитали как «пастыря Англии» и «мудрейшего из всех англичан».

http://pravoslavie.ru/57348.html

ДОЛГИЙ ПЛЕН ТИХВИНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ января 2003 Земной путь одной из самых почитаемых в России Тихвинской иконы Божией Матери долог, труден и полон загадок. В ноябре 1941 года фашисты ее похитили, а затем вывезли в Германию, и с тех пор о ней мало что было известно. Ходили слухи, что икона сгорела, что ее где-то прячут. Однако документы, выявленные в архивах нацистского идеолога Альфреда Розенберга, а также рассекреченные материалы Госархива РФ и архивов Федеральной службы безопасности позволяют пролить свет на судьбу похищенной реликвии. Земной путь одной из самых почитаемых в России Тихвинской иконы Божией Матери долог, труден и полон загадок. В ноябре 1941 года фашисты ее похитили, а затем вывезли в Германию, и с тех пор о ней мало что было известно. Ходили слухи, что икона сгорела, что ее где-то прячут. Однако документы, выявленные в архивах нацистского идеолога Альфреда Розенберга, а также рассекреченные материалы Госархива РФ и архивов Федеральной службы безопасности позволяют пролить свет на судьбу похищенной реликвии. Тихвинская икона Божией Матери является одной из главных святынь русского народа. По преданию творцом ее был сам апостол Лука. В V веке святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее воздвигли великолепный Влахернский храм. Известно, что она не раз таинственным образом исчезала из него и вновь появлялась. Однако в 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя и захвата его турками, икона исчезла из Влахернского храма навсегда. В это же время, как говорится в " Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской " , она явилась в новгородских пределах над водами Ладожского озера. Святой образ возникал еще в нескольких местах, пока не остановился над рекой Тихвинка. В честь этого икона стала называться Чудотворной Тихвинской. Именуют ее также " явленной " , " небошественной " (то есть, шествующей по небу) и " водной " . Бытует и другое предание, согласно которому святая икона в конце XIV века была привезена из Византии на Русь новгородскими купцами. В этой версии отрицается и авторство Луки. Но не будем углубляться в этот вопрос -- пусть его решают эксперты. Ведь известно, что споры об авторстве некоторых великих произведений ведутся до сих пор. Достаточно упомянуть " Илиаду " , " Слово о полку Игореве " или драмы Шекспира...

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Сортировать по Исключить новости Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 29 марта, 2010 Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны . Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в годы 1941–1944. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убелённые», Михаила Шкаровского «Церковь зовёт к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским учёным историком Константином Обозным. Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская Православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010