Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ [нем. Albrecht v. Brandenburg-Ansbach] (17.05.1490, Ансбах, Бавария - 20.03.1568, Тапиау, Вост. Пруссия; совр. г. Гвардейск, Калининградская обл.), последний гроссмейстер Тевтонского ордена (1512-1525) и первый герцог Пруссии (1525-1568). Происходил из южногерм. ветви Гогенцоллернов, был в родстве по матери с польск. королевским родом Ягеллонов . Воспитывался при дворе Кёльнского архиепископа, получил опыт военной службы и навыки управления в Италии и Венгрии, был избран гроссмейстером ордена. Пытаясь поставить под сомнение результаты Торуньского мира 1466 г., по к-рому Тевтонский орден признал вассальную зависимость от Польши, вел с ней в 1519-1521 гг. неудачную войну. С распространением Реформации А. Б.-А. по совету Мартина Лютера превратил орденское гос-во в светское наследственное владение, что дало пример секуляризации и нанесло сильный удар по католич. Церкви. По Краковскому договору от 8 апр. 1525 г. А. Б.-А. стал «герцогом в Пруссии» и принес присягу на верность польск. королю. В стране была осуществлена Реформация при сохранении епископального устройства. В 1544 г. А. Б.-А. основал в Кёнигсберге ун-т, ставший оплотом протестантизма, вел широкую переписку с властителями и учеными своего времени. Появление светского герцогства Пруссия дало впосл. возможность Гогенцоллернам строить и укреплять Бранденбургско-Прусское гос-во. В правление А. Б.-А. был установлен первый контакт Пруссии с Московским гос-вом (1517). Лит.: Joachim E. Die Politik des letzten Hochmeisters in Preussen, Albrecht von Brandenburg. Lpz., 1892-1895. Bd. 1-2; Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg - Ansbach, Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen, 1490-1568. Heidelberg, 1960; Fligge J. R. Herzog Albrecht von Preussen und der Osiandrismus, 1522-1568. Bonn, 1972. В. М. Володарский Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/Альбрехт ...

В нач. 1522 г. О. получил место проповедника в ц. св. Лаврентия (St. Lorenz), одном из наиболее важных храмов Нюрнберга; он был обязан читать проповеди трижды в неделю. Сохранился конспект проповеди, произнесенной О. вскоре после назначения; в ней хорошо заметно влияние на него реформационного богословия. Рассуждая в проповеди о добрых делах, О. подчеркивает, что совершаемые дела «либо не являются благими, либо являются не нашими»: если человек нечто совершает сам по себе, то в силу присущей ему из-за греха первородного падшей и поврежденной природы он во всех своих действиях погрешает, если же человек делает нечто доброе, то действует не он, а Бог в нем (Got in uns), так что это есть дело Бога, а не человека. По утверждению О., только благодаря внутренней вере внешние добрые дела (в т. ч. посты, молитвы и т. п.) могут стать действительно добрыми, тогда как сами по себе они не приносят человеку никакой пользы (см.: Osiander. GA. Bd. 1. S. 45-46. N 1). Несмотря на интенсивную преподавательскую и проповедническую деятельность, у О. оставалось время для гуманистической научной работы. В 1522 г. он издал собственную редакцию лат. перевода Библии (описание изданий см.: Seebass. 1971. S. 3-6. N 1.1-1.4; предисловие О. см.: Osiander. GA. Bd. 1. S. 63-66. N 3). При подготовке этого издания О. опирался на труды Эразма Роттердамского и др. нем. гуманистов, однако во мн. случаях он работал непосредственно с евр. и греч. текстами, предлагая собственные варианты лат. перевода и краткие примечания. Произносимые О. в Нюрнберге проповеди имели большой резонанс, поскольку в 1522-1524 гг. в городе трижды собирались рейхстаги Свящ. Римской империи, а также до 1524 г. находилось постоянное имперское правительство (Reichsregiment). Посещавшие город представители нем. знати часто слушали проникнутые лютеран. идеями проповеди О.; нек-рых из них это склоняло на сторону Реформации. Наиболее значимым является случай Альбрехта Бранденбург-Ансбахского (1490-1568), последнего гроссмейстера Тевтонского ордена (1512-1525), к-рый под влиянием проповедей О. обратился в лютеранство во время проходившего с нояб. 1522 по февр. 1523 г. рейхстага. При идейной поддержке О. и Лютера в сер. 20-х гг. XVI в. он секуляризировал владения Тевтонского ордена и образовал из них светское герц-ство Пруссия, сам став 1-м герцогом. В последующие десятилетия герц. Альбрехт неизменно относился к О. как к духовному наставнику и оказывал ему покровительство.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Пустоши, низины, болота, песчаная тоска у побережья неласкового моря. Картошка, селедка. Еще железные дороги — как же в таком живописном уголке континента без железных дорог. И гигиеничные серые курятники рабочих предместий. Пока «мастерская мира» — это все еще Англия, но мы тоже стараемся, очень. Это наша родина, сынок. На юге — там лень, коровы на жирной неуставной зелени горных пастбищ, вульгарные кожаные штанишки, дурацкая расхлябанность, непрактичные замки с монастырями, папистская мания все бросить и всей деревней справлять какое-нибудь там Благовещение или Успение. А еще дальше, за альпийскими горами, ultra montes,— там-то гнездится самая погибель нашему орднунгу. Нет, конечно, Германия — не единственная страна, которая даже и до сих пор мыкается с этой разницей в самосознании севера и юга. Но, пожалуй, больше нигде в Европе эта разница не была так отчетливо окрашена еще и в конфессиональные тона. Пруссия, regnum Borussiae,— ее бы и не было без Реформации. В 1525-м Альбрехт Бранденбург-Ансбахский, великий магистр Тевтонского ордена, сложил с себя сан, отрекся от римской веры и объявил орденскую территорию собственным наследственным герцогством — и так возникло первое протестантское государство на свете. Без малого век спустя, после смерти его бездетного сына, Пруссия перешла старшей ветви Гогенцоллернов, правившей в Бранденбурге. А в 1701 году стала королевством, а при Фридрихе Великом показала зубы всей Европе и вырвалась в большие державы. Чем не карьера? Но так она и дальше шла, аннексия за аннексией. С перерывом на Наполеона, планировавшего ее раздавить, но не раздавившего — и пожалевшего об этом у Ватерлоо при виде прусского корпуса Блюхера, но было уже поздно. В 1871 году вековая борьба за верховенство в Германии между двумя державами, католической (Австрия) и протестантской (Пруссия), завершилась. «Великогерманский» проект, согласно которому над Германией, как в «первом рейхе», воцарились бы Габсбурги, похоронили окончательно. Корону новой империи заполучил Берлин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1525 г. верховный магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбург-Ансбахский перешел в протестантизм, сложил с себя полномочия верховного магистра и объявил о секуляризации прусского подразделения ордена. Образованное тогда герц-ство Прусское стало 1-м протестант. гос-вом в Европе. Идеи Реформации нашли сторонников и в Ливонии; церковные ландсгерры и Л. о., желая избежать внутренних конфликтов, проводили политику религиозной терпимости. Реформационные настроения распространились и в Л. о., к-рый использовал Реформацию для продолжения борьбы с местными епископами. Появилась идея создания в Ливонии единого светского гос-ва при сохранении за орденом статуса государя (см.: Kreem. 2006). При этом орден пресекал попытки церковных ландсгерров провести секуляризацию в своих владениях. В 1556 г. была предпринята попытка преобразовать Рижское архиепископство в светское гос-во, окончившаяся неудачей. Поводом к конфликту между Вильгельмом Бранденбург-Ансбахским, архиеп. Рижским (1539-1561), и ливонским магистром Генрихом фон Галеном (1551-1557) послужило назначение коадъютором архиепископа Рижского герц. Христофора Мекленбург-Шверинского, который был родственником польск. кор. Сигизмунда II Августа. Гален воспринял назначение как подготовительный шаг к передаче Ливонии под власть Польши, собрал ландтаг и объявил о начале войны Л. о. с архиепископом. Действия магистра привели к расколу в ордене: он назначил своим коадъютором Иоганна Вильгельма фон Фюрстенберга ( ок. 1568), что вызвало неудовольствие претендовавшего на этот пост маршала ордена Каспара фон Мюнстера, присоединившегося к архиеп. Вильгельму Бранденбург-Ансбахскому. Летом 1556 г. войска Л. о., во главе к-рого к этому времени фактически встал Фюрстенберг, взяли в плен архиепископа и захватили мн. его владения. Это вызвало неудовольствие кор. Сигизмунда, летом 1557 г. он выдвинул к границам гос-ва Л. о. крупную армию. В мае 1557 г. Фюрстенберг под давлением кор. Сигизмунда был вынужден заключить в Позволе (ныне Пасвалис, Литва) мир с архиепископом Рижским; он признал все его права и обязался возместить ущерб, нанесенный войсками ордена владениям архиепископа. В сент. 1557 г. между Л. о. и Польшей был заключен офиц. военный наступательный и оборонительный союз.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

S. 423-424). Вскоре К. начал исполнять обязанности проповедника в ц. Гросмюнстер ( Hasse. 1990/1991. S. 374). Продолжая оставаться убежденным противником лютеран. учения о Евхаристии и подвергаясь за это нападкам и обвинениям со стороны лютеран, К. в нач. 30-х гг. XVI в. неск. раз принимался за написание антилютеран. сочинений: он подготовил возражения на трактат Меланхтона «Сентенции некоторых древних писателей о Вечере Господней» (Sententiae veterum aliquot scriptorum de Coena Domini, 1530) и на неск. сочинений и писем Лютера, однако во многом благодаря усилиям Буцера, стремившегося предотвратить обострение конфликтов внутри протестантизма, все эти произведения остались неизданными ( Bubenheimer. 1988. S. 653). Осенью 1531 г. Цвингли назначил К. пастором в Альтштеттен и поручил его наблюдению близлежащие приходы в долине Рейна ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 430). Здесь К. при поддержке Цвингли вынужден был вести борьбу с пастором Иоганном Фуртмюллером и его сторонниками, не соглашавшимися с принятым Цвингли положением, в соответствии с которым право отлучения от участия в Евхаристии признавалось прерогативой светской власти (Ibid. S. 433-435). После гибели Цвингли 11 окт. 1531 г. в Каппельской битве К. из-за изменившейся политической ситуации был вынужден покинуть Альтштеттен; в кон. янв. 1532 г. он вернулся в Цюрих, где продолжил проповедническую и пасторскую деятельность в ц. Гроссмюнстер и был официально включен преемником Цвингли Генрихом Буллингером (1504-1575) в число цюрихских пасторов (подробнее см.: Hasse. 1990/1991). Летом 1532 г. К. принимал участие в составлении коллективного ответа цюрихских пасторов Лютеру (Ein sendbrieff und vorred der dieneren des wort Gottes zu Zürich, 1532), являвшегося реакцией на получившее широкую огласку письмо Лютера герцогу Пруссии Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому (1490-1568), в к-ром Лютер заявлял, что смерть Мюнцера и Цвингли, как и плачевная судьба К.,- достойное наказание для упорных еретиков (текст см.: Luther M. WA. Bd. 30.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

В протестант. историографии условия мирного договора часто расценивались как ловушка, призванная усыпить бдительность гугенотов, однако в наст. время исследователи в основном считают, что королевская власть искренне стремилась примирить гугенотов и католиков. К. называл Сен-Жерменский эдикт «своим договором и своим миром», считал его Божественной милостью, призванной помочь королю объединить противников в гражданском согласии, обеспечить возврат к религ. единству (см.: Варфоломеевская ночь. 2001. С. 24, 104). Мирная передышка дала возможность королеве-матери возобновить переговоры о брачных союзах. В 1571 г. был заключен брак К. с Елизаветой Австрийской, дочерью имп. Максимилиана II. От этого союза в 1572 г. род. дочь Мария Елизавета († 1578). В июле 1571 г. франц. король представил офиц. предложения о браке своей сестры Маргариты Валуа и предводителя гугенотов Генриха Бурбона, принца Наваррского, его матери кор. Жанне д " Альбре. Возможность межконфессионального брака встревожила папу Римского Пия V , к-рый отказался дать разрешение, ссылаясь на близкую родственную связь между женихом и невестой. К. принимал активное участие в переписке с Папским престолом; в июле 1572 г. король довел до сведения нового папы Григория XIII , что свадьба состоится в любом случае (Lettres de Catherine de Médicis. P., 1891. T. 4. P. 106-107). После подписания Сен-Жерменского мира особое влияние в Королевском совете приобрел адмирал Колиньи, предложивший королю сплотить католич. и гугенотское дворянство в новой войне против Испании на территории Нидерландов (там началось восстание, значительную роль в к-ром играли протестанты). Весной 1572 г. туда отбыл отряд волонтеров, действовавший якобы на свой страх и риск; позднее он попал в окружение под г. Монс и сдался герц. Альбе. Современники и вслед за ними нек-рые историки считали, что К. с энтузиазмом поддерживал планы Колиньи, т. к. завидовал воинской славе младшего брата Генриха Анжуйского, командовавшего королевскими войсками в битвах при Жарнаке и Монконтуре (см., напр.: Bordonove. 2002). Сближению 20-летнего короля с Колиньи противилась королева-мать, опасавшаяся открытой войны с Испанией в случае реализации внешнеполитических планов, предлагаемых адмиралом. Тем не менее Колиньи сыграл большую роль в переговорах с кор. Наваррской Жанной д " Альбре о предстоящем браке ее сына (по словам венецианского посла, Екатерина Медичи обещала в случае успеха не препятствовать его общению с К.- Toleranzedikt und Bartholomäusnacht: Französische Politik und Europaische Diplomatie, 1570-1572/Ed. I. Mieck. Gött., 1969. P. 14).

http://pravenc.ru/text/1681067.html

Замок Хавьер (Испания). X–XV вв. Замок Хавьер (Испания). X–XV вв. Положение семьи К. изменилось в результате конфликта кор. Жана д " Альбре с Фердинандом V (II) , кор. Арагона. После оккупации Наварры испанцами (1512) король вместе с представителями знати (среди них был и Хуан де Хассу) укрылся в Беарне, рассчитывая на помощь франц. кор. Франциска I . В 1515 г. Наварра была включена в состав соединенного королевства Кастилии, Леона и Гранады. Сын Хуана де Хассу Мигель де Хавьер, унаследовавший владения и титулы отца, принял участие в борьбе наваррской знати за независимость: когда войско кор. Жана д " Альбре вторглось в Наварру, он изгнал испанский гарнизон из г. Сангуэса. После победы над франц. и наваррскими отрядами регент Испании кард. Франсиско Хименес де Сиснерос велел схватить мятежных дворян и разрушить их укрепления (стены замка Хавьер были снесены весной 1516). В мае 1521 г. Мигель де Хавьер присоединился к франц. войску, вторгшемуся в Наварру; во время осады Памплоны, в которой принимали участие 5 двоюродных братьев К., отличился испан. офицер Иньиго (Игнатий) де Лойола, получивший в ходе военных действий тяжелую травму. 30 июня 1521 г. французы и их наваррские союзники потерпели поражение в битве при Ноаине. Мигель де Хавьер и Хуан де Аспилькуэта с родственниками бежали во Францию, оставив К. в замке Хавьер на попечении матери и тети. В Наварре бежавших заочно приговорили к смерти за государственную измену, но по условиям капитуляции крепости Фуэнтеррабия (1524) братья К. получили амнистию и вернулись в Хавьер. Роспись (XV в.) и Распятие (XIII в.) в капелле замка Хавьер Роспись (XV в.) и Распятие (XIII в.) в капелле замка Хавьер Как младший отпрыск дворянского рода, К. должен был сделать выбор между военной и церковной карьерой. По-видимому, на его решение получить университетское образование повлиял пример отца и родственников - канониста Мартина де Аспилькуэты («Наваррского доктора») и Ремиро де Гоньи, главы соборного капитула Памплоны. Скорее всего в июле 1522 г.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Клуэ (Национальная б-ка Франции, Париж) Кор. Карл IX. 1571 г. Худож. Ф. Клуэ (Национальная б-ка Франции, Париж) 17 авг. 1563 г. в Руане К. был официально объявлен совершеннолетним. Чтобы юный монарх смог лучше узнать свое королевство и подданных, было организовано его путешествие по Франции (позднее историки назовут его «большим королевским турне» - grand tour royal): за 2 года (1564-1566) королева-мать, король, его братья Генрих Анжуйский (впосл. король Франции) и Франциск Алансонский, сестра Маргарита (впосл. королева Наварры и Франции), представители высшей франц. знати (принц Людовик Конде, герц. Генрих Гиз, Генрих, принц Беарнский (впосл. король Наварры и Франции; см. Генрих IV ), Генриетта, герц. Неверская, Альберт Гонди, герц. Рец, и др.), королевский двор и высший гос. аппарат проехали по всей Франции. В Маконе к королевскому кортежу присоединилась кор. Наваррская Жанна д " Альбре , ревностная кальвинистка. 9 авг. 1564 г. в Руссильоне К. подписал эдикт, согласно к-рому среди проч. указаний год начинался с 1 янв. (Ordonnance sur la justice et la police du royaume. Art. 39//Recueil général des anciennes lois françaises. 1829. Vol. 14. P. 169; о григорианском календаре см. ст. Календарь ). Летом 1565 г. в Байонне и Сен-Жан-де-Люз состоялась встреча королевской семьи с испан. кор. Елизаветой, старшей сестрой К. и женой испан. кор. Филиппа II . Испан. королеву сопровождал Фернандо Альварес де Толедо, герц. Альба, уведомивший К. и королеву-мать о том, что испан. монарх крайне недоволен франц. политикой терпимости по отношению к протестантам (эти переговоры укрепили подозрения гугенотов в подготовке новой войны против них). Во время пребывания короля в Мулене (22 дек. 1565 - март 1566) велось обсуждение большой судебной и административной реформы королевства, по инициативе канцлера М. де Лопиталя было созвано собрание нотаблей, где рассматривались буд. преобразования. Политика К. по отношению к гугенотам изменилась после попытки их лидеров захватить королевскую семью, т.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

стали почитаться как протестантские мученики). Экспедицию с целью основать постоянное поселение на амер. землях снаряжали с ведома и при прямой поддержке франц. короля. В протестантской историографии участие К. в подготовке этой экспедиции часто приводилось как доказательство его перехода в кальвинизм. Однако совр. исследователи отмечают, что в 1555 г. К. еще не примкнул к протестантизму ( Reverdin O. Quatorze calvinistes chez les Topinambous: Histoire d " une mission genevoise au Brésil (1556-1558). Gen.; P., 1957. Р. 48-49). Создание «Антарктической Франции» изначально не предполагало миссионерской деятельности среди индейцев. Когда Вильганьон, еще симпатизировавший протестантизму, обратился к Кальвину, он просил у того пасторов не для проповеднической деятельности, а для «себя и своих людей». В дальнейшем изгнанные из колонии гугеноты не вели планомерной миссионерской работы среди индейцев, а лишь рассказывали им «при случае» о христ. Боге ( Окунева. 2013. С. 190). Колония во Флориде имела, по мнению К., стратегическое значение: оттуда можно было контролировать часть торговых путей Испании. В 1562-1564 гг. гугеноты Жан Рибо и Рене де Гулен де Лодоньер, наладив дружеские отношения с местными индейскими племенами, основали во Флориде укрепленные форты Шарльфор и Каролина (названы в честь кор. Карла IX). В 1565 г. франц. колонию захватили испанцы под командованием Педро Менендеса де Авилеса; они убили всех колонистов. В 1567-1568 гг. против испанцев была снаряжена экспедиция во главе с гасконцем Домиником де Гургом, который, прибыв во Флориду, напал на испан. гарнизон, многих убил, а взятых в плен повесил. Летом 1571 г. при участии К. была подготовлена небольшая эскадра, предназначенная для нападения на испан. колонии; участники экспедиции занялись грабежами и в итоге были убиты. К. сыграл важную роль в переговорах с Жанной д " Альбре , кор. Наварры, ревностной кальвинисткой, о браке ее сына кор. Генриха Наваррского, предводителя франц. гугенотов, с сестрой короля католичкой Маргаритой Валуа.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАНТСКИЙ ЭДИКТ [Франц. édit de Nantes], эдикт умиротворения (édit de pacification), подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте; завершил религиозные войны во Франции (1562-1598). Н. э. часто рассматривают как один из первых в Зап. Европе документов о веротерпимости (подобно Аугсбургскому религиозному миру ) и своего рода декларацию прав подданных франц. монархии независимо от их конфессиональной принадлежности, однако Генрих IV лишь продолжил политику религ. примирения, к-рую пытались вести, хотя и не всегда успешно, последние короли из династии Валуа Карл IX (1560-1574) и Генрих III (1574-1589) (см.: Édits des guerres de religion. 1979). Подписанию Н. э. предшествовало долгое противостояние Генриха IV, унаследовавшего франц. престол после убийства Генриха III, почти со всей католич. Францией, к-рую пришлось фактически заново завоевывать (Генриха Бурбона как законного наследника сразу признала только 1/6 Французского королевства: большая часть юго-запада Франции, где находились родовые земли семьи Альбре-Фуа, королей Наварры, районы в Лангедоке, верные коннетаблю Анри I де Монморанси, неск. городов в Парижском регионе (Понтуаз, Мелён, Мёлан, Компьень), в долине Луары (Тур, Блуа, Сомюр, Лудён), в Нормандии (Дьеп, Кан, Кутанс, Сен-Ло), в Оверни (Клермон, Монферран), в Шампани (Лангр, Шато-Тьерри), в Пуату (Ньор, Фонтене), в Бургундии (Сен-Жан-де-Лон) - Constant J.-M. La Ligue. P., 1996. P. 315). Против нового короля, исповедовавшего кальвинизм и являвшегося лидером франц. гугенотов, выступала Католическая лига , центром которой оставался Париж; ее сторонники преобладали в Бургундии, Бретани, Провансе, Шампани и в таких крупных городах, как Тулуза, Руан, Марсель. В защиту католич. Церкви во Франции от монарха-еретика выступали Папский престол, предпринимавший попытки организовать выборы короля-католика (буллой папы Сикста V от 21 сент. 1585 Генрих Наваррский отлучен от Церкви), и Испания, предлагавшая посадить на франц.

http://pravenc.ru/text/Нантский ...

  001     002    003