Надгробие из крипты в Дюн-а-Пуатье. VIII в. Надгробие из крипты в Дюн-а-Пуатье. VIII в. В Германии расцвет А. х. пришелся на XIX - нач. XX в. (обзор дан в трудах Г. Феринга). Уже в 90-х гг. XIX в. Комиссия по национальным памятникам в аналитическом каталоге обобщила итоги изучения церковной архитектуры Германии и перешла к работам в соборах Майнца, Трира, Шпайера и Вормса. Совместные исследования архитекторов и археологов обеспечили методический уровень работ. Итоги исследований памятников, разрушенных в 40-х гг. XX в., были обобщены в работах, совмещающих архитектурные и археологические подходы (Ф. Освальд, Л. Шеффер, Х. Зеннхаузер), после чего обычной практикой стали стратиграфические раскопы и вскрытия широкой площадью, а также изучение иконографии архитектуры. В XIX в. интерес вызывали саркофаги и надгробия с надписями VI в. из Кёльна (ц. св. Гереона), могильники алеманнов. Раскопки некрополей королей, императоров Римско-Германской империи и епископов в соборах Шпайера и Вормса в 1-м десятилетии ХХ в. стали событием национального масштаба, реализовавшим идею обретения древностей «салической эпохи». Такие исследования позднее продолжили во всех соборах и на множестве кладбищ (ц. св. Северина в Кёльне, ц. св. Павла в Вормсе и др.), что позволило создать сводки ранних памятников Н. Рейна (А. Нистерс-Вайсбекер), побережья между Эмсом и Везером (Г. Гайдук). Важное значение имели публикации общегерм. сводов (Deutsche Inschriften. Stuttg., 1945-.) и каталогов выставок литургической утвари и святынь (Ars sacra. Münch., 1950; Ornamenta Ecclesiae. Köln, 1985, и др.). Богослужебные сосуды и епископский перстень из погребения еп. Осдага из Хильдесхайма. Х в. Германия Богослужебные сосуды и епископский перстень из погребения еп. Осдага из Хильдесхайма. Х в. Германия Важнейшие памятники А. х. связаны с рим. поселениями на Рейне и Мозеле, с христианизацией франк. и герм. племен, а также с церковной жизнью первых королевств. В пригородах Трира следы христианства III - нач. IV в. открыты в аббатстве св. Матфея (раннехрист. «кладбище св. Евхария», крупнейшее в долине Рейна, ок. 5 тыс. саркофагов III-VI вв., в т. ч. Альбаны саркофаг и саркофаг с изображением Ноя, 300-306), на кладбищах св. Паулина и св. Максимина. Христ. кладбища Трира, где собрано до 800 фрагментов христ. эпиграфики, разрослись на месте языческих; существование кладбищенских храмов отмечено с IV в. В Бонне в ц. святых Кассия и Флоренция среди языческих могил II-III вв. открыта постройка 260-300 гг. для поминальных трапез, над к-рой в кон. IV в. поставили церковный зал, где размещали саркофаги, в XI в.- собор. Важнейшее свидетельство перехода от античности к христианству в пограничных рим. провинциях - мартирий вне стен Ксантена: могила мучеников Виктора и Маллоза, вокруг к-рой сформировался мемориальный комплекс (кон. VI в.), впосл. перестроенный в храм.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ [Греч. μαρτριον; лат. martyrium], принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории ( Blaauw. Sp. 2007. 316-322); значение термина неустойчиво и разными исследователями понимается по-разному. Происхождение слова «мартирий» связано со свидетельством (μαρτριον) святости места, а не мученичества святого (μρτυς), что подтверждается его переводом на латынь - memoria (напр., в надписи 1-й трети IV в. из Алтавы в Алжире), вплоть до смешения с термином μημριον (от memoria - «памятник», «памятное место») в значении частного погребения (напр., надписи ICUR, 24609 (Рим), Nessana 35 (Аравия), MAMA. I 323A (Фригия)). Авторы IV-V вв. отличают М. от др. видов церковных зданий ( Did Alex. De Trinit. 2; Rufin. Hist. eccl. 11. 27), хотя М. может обозначаться и словом κκλησα ( Deichmann. 1970. S. 149-150). Согласно эпиграфическим источникам термин «мартирий» использовался преимущественно в Сирии и М. Азии; к нему могут прилагаться эпитеты γιον (святой), καλν (прекрасный) или имя святого, которому М. посвящен (обозначается и др. терминами: μημριον, ρολγιον, νας, μγαρον, δμος; см.: Leclercq. 1932). Уже в константиновскую эпоху термин «мартирий» связывается с разными архитектурными типами: хотя они чаще всего имели центрическую форму, некорректно считать все ранневизант. центрические храмы М. ( Grabar. 1946; ср., напр., константиновскую базилику «Мартирий» в Иерусалиме). Строительство М. особенно активно велось в ранневизантийское время и практически прекратилось в средневизант. период. В доконстантиновскую эпоху роль М. как места погребения и почитания останков мучеников выполняли мемориальные сооружения в виде склепов, кубикулумов в катакомбах и др. погребальных сооружений, достигавших иногда значительных размеров (напр., склеп Альбаны в Трире). Только в нач. IV в. фиксируется появление таких сооружений в виде отдельно стоящих зданий (М. св. Анастасия в Марусинаце близ Салоны, 314). Тогда же распространяется практика погребения христиан рядом с такими местами (ad sanctos; Crook. 2000; Yasin. 2002; Diefenbach. 2007).

http://pravenc.ru/text/2562446.html

Все это очень похоже на призвание других апостолов: так Андрей привел к Иисусу своего брата Симона. И судя по мгновенной реакции Нафанаила, он поверил в Иисуса и последовал за Ним. Нафанаил, как сообщает Иоанн, происходил из города Каны, где Иисус превратил воду в вино во время брака, он был с апостолами Петром, Фомой и сыновьями Зеведеевыми, когда Иисус явился им на Галилейском озере уже после воскресения. Но среди апостолов не было человека по имени Нафанаил! Или все-таки был? Судя по всему, да. Рядом с именем Филиппа в списке апостолов стоит Варфоломей, а ведь это не совсем имя – это отчество. «Бар-Толмай» на арамейском означает «сын Толмая». Собственное имя у него вполне могло быть Нафанаил (на древнееврейском оно означало «Бог дал»), иначе трудно объяснить появление этого человека в Евангелии от Иоанна и только в нем. А что означает этот странный разговор Иисуса с Нафанаилом-Варфоломеем, при чем тут смоковница? Это дерево было символом мессианского века, когда, по ветхозаветным пророчествам, каждый будет «сидеть под своей смоковницей». Конечно, Нафанаил мог просто отдыхать в тени дерева в жаркий полдень, но, похоже, что Иисус сказал здесь образно о чем-то очень важном для Своего собеседника. Тот ожидал пришествия Мессии, наступления Царства, и когда услышал, что Мессия-таки объявился в городке под названием Назарет, тут неподалеку, – рассердился на такую ерунду. В этом захолустье, среди римлян и язычников – и вдруг Мессия? Но Иисус произнес слова, прозвучавшие для Нафанаила паролем, – и он отбросил все сомнения. Согласно Преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, в том же Иераполе. Рассказывают и о его поездках в Армению и Индию. Он был распят вниз головой в городе Альбаны или Албанополе где-то на Кавказе, но ни в Предании, ни у современных ученых нет единого мнения о точном месте расположения этого города. Его мощи не раз переносили с места на место, с IX века они покоятся в итальянском городе Бенвенто, а частицы их сегодня можно найти в разных местах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

711 Кинокефалы (греч. κυνοκφαλοι «псоглавцы») – сказочный народ, который античная традиция помещает в Эфиопии. На востоке Прибалтики они оказались вследствие перемещения под пером Адама на север Восточной Европы всего устойчивого комплекса «амазонки – альбаны – собаки» (см. в IV, 19 чуть ниже). Интересно, что эта искусственная локализация параллельна достаточно раннему северному преданию о некоем народе Hundingjar и стране Hundland ( < др.-сканд. hundr «собака»), который располагался в том числе и на юге Балтики. 712 Аланы – ираноязычный народ, населявший в I тыс. н. э. более или менее обширные пространства степей к северу от Кавказа и Черного моря, предки современных осетин. В средневековой географической традиции Алания – одна из трех частей, на которые делится Скифия, и простирается от Дуная до Меотиды. Ал(ь)баны – население так называемой Кавказской Албании, области на юго-западном побережье Каспия. Согласно античному представлению, заимствованному и средневековьем, альбаны – соседи амазонок; очевидно, следуя этой традиции, их помещает рядом с «землей женщин» и Адам. Но почему он идентифицирует альбанов как аланов, непонятно. Ни в западноевропейской, ни в скандинавской географической традиции как таковой подобного отождествления нет. О виссах==альбанах см. примеч. 685. 713 Амброны – кельтское племя, принимавшее участие в так называемой «кимврской войне» против Рима в I в. до н. э.; в переносном смысле с позднеантичной эпохи – «злодей». 715 Кого Адам имеет в виду под именем Husi, выяснить до сих пор не удалось. Это чтение содержится в списках группы А, на которые ориентируется текст в издании Б. Шмайдлера; в В, С находим столь же непонятное Busi. Прилагаемый к ним эпитет macrobii ( < греч. μακρβιοι «долгоживущие») в античной традиции представлен в качестве самостоятельного этнонима – названия сказочного народа в Эфиопии или Индии. 716 Антропофаги, или андрофаги (греч. νθρωποφγοι, νδροφγοι «человекоядцы, людоеды») – один из скифских народов в описании Геродота, располагавшийся к северу от собственно Скифии; вошел в античную географическую традицию, которая помещала его то в Скифии, то в Эфиопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

агафирсы, античный нар. 150, 150 Адриатика, Адриатическое м. 95, 235, 248, 360 Азия 303, 330 Айдер, р. на датско-немецком пограничье 128 Айхштетт, г. и еп-во в Баварии 110, 118, 277 Алания, аланы, историческая обл. и нар. к сев. от Кавказа (см. также: альбаны, гваланы) 148–149, 148–149, 164 Албания Кавказская, историческая обл. 148 алеманны, как назв. швабов (см.) 216, 244, 244 Алеппо (Халеб), г. в Сирии 37 Аллер, р. в Саксонии, прав. приток Ниж. Везера 234 альбаны, нар. неопределенной идентификации в Вост. Европе 144, 144, 148, 148 Альпы 49, 216, 350 Альтмарк, обл. на вост. Саксонии 219 Альтштеттен, г. в Швейцарии 230 Альштедт, г. и пфальц в Тюрингии 230, 230 амазонки, античный мифический нар. женщин (см. также: женщин земля) 144, 148, 148 амаксобии (гамаксобии), античный нар. 150,150 амброны, античный нар. 148,149 Анатолик, анатолийцы, византийская фема в Мал. Азии и ее население 95, 95 Англия (см. также: Британия), англы (англо-саксы) 18, 34, 86, 111, 132, 132–134, 134, 138,139,153, 153, 195, 216, 239, 281, 338, 340 Ангулем, г. на юго-зап. Франции 86 андрофаги, см. антропофаги (андрофаги) Антиохия, г. в Сирии 59, 160, 160, 212, 239 антропофаги (андрофаги), античный мифический нар. 149,149 Апулия, обл. на юге Италии 86–87, 87, 94, 164,164, 245, 249, 330, 365 арабы, нар. (см. также: мавры, сарацины) 18, 22–23, 22–23, 37, 94–95,136,136,139,164, 222, 281, 327, 330 Аравия, обл. 194, 222 Арагон, кор-во в Испании 111 аримаспы, античный нар. 150,150 Армениак, византийская фема на сев.-вост. Мал. Азии 38, 38 Армения, армяне (см. также: Киликийская Армения) 38, 38 Арнебург, г. на лев. берегу Эльбы, юж. устья Хафеля 219 Асколи, г. на сев. Апулии 94 Ателькузу, историческая обл. в Ниж. Подунавье 30 Атлантический о. (см. также: Британский, Зап., Фризский о.) 141 Африка, африканцы 37, 37, 93, 139, 149 Ахен, г. на зап. Германии 116, 210, 241, 288, 288 Ашерслебен, г. в Тюрингии, к зап. от Ниж. Зале 232 Бавария (Баварское герц-во), бавары (см. также: норики) 18, 25, 29, 31–35, 32, 34, 47, 125, 187, 216–217, 216, 241, 265, 269, 288, 335, 341, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

675 См. примеч. 578. Welatabi Эйнхарда – hapax legomenon, так или иначе, вероятно, связанный с более распространенным в источниках ср.-лат. Wilti/Wilzi (Назаренко 1993. С. 16–17. Коммент. 5). 677 Согласно распространенному античному поверью, гипербореи – это народ, обитающий на крайнем севере вселенной (греч. περβρειοι «живущие по ту сторону борея, т. е. места исхождения северного ветра») и пребывающий в состоянии первобытного блаженства (см. следующее примеч.). Именно эта прозрачная этимология греческого термина, близкая к этимологии германского термина «норманны» (ср. 5/2), при общей тенденции хрониста к перенесению географической номенклатуры античной Скифии (в широком смысле слова) на Прибалтику, и способствовала отождествлению скандинавских и финских народов этого региона с гипербореями. 680 В данном случае Адама можно понять так, будто вильцы и лютичи хотя и соседние, но разные племена; однако в II, 22 (фрагмент 2) он их совершенно справедливо отождествляет. 681 Это описание является парафразом уже сделанного выше описания Славянии (см. фрагмент 2: II, 21 и соответствующие схолии). 685 Wizzi, здесь упомянутые в списке племен, обитающих между «землей женщин» и Русью, позднее (IV, 19) включены в контекст традиционной сказочной этнической номенклатуры, которой средневековые географы уснащали далекие окраины экумены. Чаще всего в Wizzi усматривают западнофинский народ, известный уже летописям под названием др.-русск. весь. Вместе с тем ниже, в главе IV, 19, Адам отождествляет Wizzi с Albani (см. примеч. 712), т. е., исходя из содержащейся уже в позднеантичных памятниках народной этимологии имени Albani от лат. albus «белый», читает Wizzi как д.-в.-н. wîzzun «белые» (с заменой древневерхненемецкого окончания именительного падежа множ. числа -un на соответствующее латинское). Это значит, что в термине Wizzi можно и не искать никакого реального этнического наполнения, а считать его просто калькой с Albani. Впрочем, обе эти возможности вовсе не исключают друг друга. Толкование самоназвания веси – финск. vepsä (естественно, в скандинавоязычной передаче) как д.-в.-н. wîzzun «белые» могло только облегчить Адаму последовательно проведенную им локализацию альбанов на севере Восточной Европы – так же как, возможно, народная этимология финского этникона kainuu в смысле герм. «женщина» облегчила ему перенесение на север античных амазонок. Тем самым двойное отождествление традиционно-литературной пары амазонки – альбаны с реальными народами Севера квенами и весью-вепсами должно было, благодаря такому двойному этимологизированию, выглядеть в глазах средневекового автора весьма убедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии В. вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» В. отправился в Парфию, затем в Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). В. обратил в христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили. Почитание Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения В.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г. Никополь (пров. Понт). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прикладывается к мощам ап. Варфоломея в церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Баку. 26 мая 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прикладывается к мощам ап. Варфоломея в церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Баку. 26 мая 2001 г. Из Альбаны мощи В. были перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507 г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия) ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 57). В 574 г. Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского , был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к о-ву Липари, расположенному между Италией и Сицилией ( Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до наст. времени. С Х в. часть мощей В. находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на о-ве Тиберина.

http://pravenc.ru/text/154389.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101088.html 23 апреля 2013 Патриарх Ириней раскритиковал отказ сербских властей от Косово Источник:  http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия Правительство Сербии напрасно отказалось от идеи возвращения в свой состав Косово в обмен на начало переговоров о вступлении в ЕС, заявил патриарх Сербский Ириней. " Это производит впечатление полного отказа от наиболее важной для нас с духовной и исторической точки зрения веры территории " , – сказал он, добавив, что таким образом Белград уступил свои последние позиции в Косово. Как сообщалось, правительство Сербии одобрило проект соглашения о нормализации отношений с Косово. В ЕС приветствовали это решение. Косово как спорная территория В XIV веке на территории Косова и Метохии находился центр средневекового сербского государства, а с конца XIII века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). В настоящее время край изобилует памятниками православной архитектуры как средних веков, так и нового времени. В частности, здесь находятся почитаемые православные монастыри Высокие Дечаны, Грачаница, Печская патриархия. Косово сыграло большую роль в становлении сербского самосознания и национального единства: на его территории в 1389 году произошла битва на Косовом поле, ставшая символом сербского патриотизма и борьбы за независимость, а Печский патриархат в период нахождения Сербии под властью Османской империи служил главным центром сербской культуры и национального движения. В конце XVII – начале XVIII века, однако, значительное число сербов покинуло территорию Косова, а на освободившиеся земли начали переселяться албанцы. Доля албанского населения постепенно росла и к середине XIX века превысила 50 %. В XVIII – XIX веках центр сербского национального движения переместился в Северную Сербию, где в 1817 году было создано автономное, а с 1878 года – независимое Сербское княжество, в то время как Косово стало ведущим центром албанского национального движения и ядром борьбы албанцев за самоуправление и независимость от Османской империи. Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права, хотя также пытаются подвести под свои притязания историческую основу (существуют как теория иллирийского, так и теория фракийского происхождении современного албанского этноса). Например, известно, что племена фракийцев обитали здесь как минимум с конца второго тысячелетия до нашей эры (предположительно и ранее). Во II веке Птолемей сообщил, что в горах древней Дардании и Македонии обитают альбаны. На территории современного Косова находился основанный во II веке римский город Ульпиана. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_101088_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Ириней раскритиковал отказ сербских властей от Косово Правительство Сербии напрасно отказалось от идеи возвращения в свой состав Косово в обмен на начало переговоров о вступлении в ЕС, заявил патриарх Сербский Ириней. " Это производит впечатление полного отказа от наиболее важной для нас с духовной и исторической точки зрения веры территории " , – сказал он, добавив, что таким образом Белград уступил свои последние позиции в Косово. Как сообщалось, правительство Сербии одобрило проект соглашения о нормализации отношений с Косово. В ЕС приветствовали это решение. Косово как спорная территория В XIV веке на территории Косова и Метохии находился центр средневекового сербского государства, а с конца XIII века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). В настоящее время край изобилует памятниками православной архитектуры как средних веков, так и нового времени. В частности, здесь находятся почитаемые православные монастыри Высокие Дечаны, Грачаница, Печская патриархия. Косово сыграло большую роль в становлении сербского самосознания и национального единства: на его территории в 1389 году произошла битва на Косовом поле, ставшая символом сербского патриотизма и борьбы за независимость, а Печский патриархат в период нахождения Сербии под властью Османской империи служил главным центром сербской культуры и национального движения. В конце XVII – начале XVIII века, однако, значительное число сербов покинуло территорию Косова, а на освободившиеся земли начали переселяться албанцы. Доля албанского населения постепенно росла и к середине XIX века превысила 50 %. В XVIII – XIX веках центр сербского национального движения переместился в Северную Сербию, где в 1817 году было создано автономное, а с 1878 года – независимое Сербское княжество, в то время как Косово стало ведущим центром албанского национального движения и ядром борьбы албанцев за самоуправление и независимость от Османской империи. Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права, хотя также пытаются подвести под свои притязания историческую основу (существуют как теория иллирийского, так и теория фракийского происхождении современного албанского этноса). Например, известно, что племена фракийцев обитали здесь как минимум с конца второго тысячелетия до нашей эры (предположительно и ранее). Во II веке Птолемей сообщил, что в горах древней Дардании и Македонии обитают альбаны. На территории современного Косова находился основанный во II веке римский город Ульпиана. По материалам:  Интерфакс-Религия Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_101088.html

В Четь-Минеях свят. Димитрия Ростовского – Валтассар, Гаспар, Мельхиор 1023 , как и в беседе трех святителей 1024 , в Золотой легенде и во многих других западных памятниках 1025 . О звании волхвов вещественные памятники говорят не с одинаковой ясностью. Судя по богато украшенным одеждам, их следует отнести к числу знатных лиц; иногда они прямо имеют вид царей, как в мозаиках Аполлинария Нового и во фресках Спасонередицких, где они представлены в византийских диадемах. Миниатюристы псалтирей, очевидно, также считают их царями, когда изображают поклонение волхвов как иллюстрацию к словам псалма: «царие фарсийстии…». Древнее предание усвояет волхвам царское достоинство. Намек на это находим у Иоанна Златоуста 1026 . Так думают составитель ватиканского минология св. Димитрий Ростовский 1027  и многие из западных писателей 1028 . В одном старинном русском сборнике замечено, что о царях-волхвах предсказала сивилла четвертая, именем Хивика: «ему же Духом Свят. приведени будут три цари» 1029 . В месячной минее: «звезда, юже познавше царие, движение от востоков творят (троп. 3-й песни канона 20 Дек.) … Из Персиды царие (седал. 22 Дек.) … цари звездою наставляя звездоблюстители влечет…» (троп. 8-й песни кан. 28 Дек.). Воспоминание о волхвах вызывает в памяти песнопевца воспоминание о царях фарсийских (троп. 4-й песни кан. 27 Дек.), в параллель с псалтирной иллюстрацией, что также выражает мысль о царском достоинстве волхвов. Дары волхвов, обозначенные в Евангелии ( Мф. 2:11 ), в памятниках вещественных не находят ясного и совершенно определенного выражения: в цельной композиции им отводилось небольшое место, что затрудняло точность их представления; особенно же препятствием к тому служил самый характер этих даров, нелегко изобразимых не только в скульптуре, но даже и в живописи. В памятниках древнехристианских в числе даров являются иногда золотые кольца и венки, иногда птички (? саркоф., найден. близ церкви Св. Севастьяна на Аппиевой дороге в Риме), иногда даже детские игрушки (фреска в катак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...