Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Смелость и любовь: как рассказать детям о великих старцах ХХ века 16.02.2024 58 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру В издательстве «Вольный Странник» продолжает выходить серия детских книг «Научись у святого». Как маму и педагога воскресной школы, она меня очень радует. Яркие, красочные, просто и интересно написанные книги нравятся и старшим дошкольникам, и младшим школьникам, и даже детям постарше. Да и взрослые узнают из нее для себя немало нового. Главное достоинство этой необычной житийной серии – даже не формат, а посыл. Каждая книга словно бы говорит читателю: «Посмотри, каким человеком был герой рассказа! И ты можешь стать таким же! Можешь стать святым». Этот смелый призыв воплощен в примерах из жизни, в конкретных, простых советах. Дети любят обсуждать факты из этих книг. Им близка риторика серии, они с радостью примеряют на себя советы, сравнивают свою жизнь, свои возможности и устремления с теми, которые были у святых. И образы с икон становятся ближе, приходит понимание, что это тоже когда-то были просто люди, ходящие по земле, как мы, – а теперь они с Богом. Недавно в серии вышли две книги о великих старцах ХХ века – архимандрите Иоанне (Крестьянкине) и архимандрите Алипии (Воронове). Они не канонизированы, но все православные люди знают, какую огромную роль они сыграли в церковной жизни, скольких спасли, вразумили, исцелили, направили на верный путь. Важно, чтобы об этом знали и дети. Мой опыт взаимодействия с детской литературой, чтения детям показывает: с ребенком можно говорить практически обо всем. У него чуткая и мудрая душа, он поймет суть, главное – уметь выразить ее, найти верные слова. Книги об отце Алипии и отце Иоанне вышли именно такими: интересно и доходчиво они рассказывают о важном и сложном. Почему надо быть смелым. Книга об архимандрите Алипии Для детей старше шести лет. Судакова Ирина Николаевна. Архимандрит Алипий (Воронов)/И. Н. Судакова ; художник А. Н. Ельчина. — Москва : Вольный Странник, 2023. — 32 с. : ил. — (Жизнь как пример). ISBN 978-5-00178-172-1

http://ruskline.ru/opp/2024/02/16/smelos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Из воспоминаний об архимандрите Алипии (Воронове), наместнике Псково-Печерской обители 13.10.2011 699 Время на чтение 10 минут Архимандрит Алипий Я впервые оказался в Печерском монастыре в 1959 году, в самом начале августа, когда и отец Алипий также только что прибыл сюда (почти что инкогнито) - как предполагаемый в дальнейшем наместник: тогда он еще только знакомился с положением дел в обители. В ту пору мои представления о православной вере были весьма туманны, а в монастырях я вообще никогда не бывал. Тем более я был поражен всем увиденным - и древностью полуразрушенных крепостных стен, и храмами, и пещерами с проводником по ним - отцом Нафанаилом, и даже нищими у стены, ведущей к Никольскому храму, которые были точно такими же, как на фотографиях еще начала XX века. Передо мной была живая - явно не советская, а настоящая - православная Россия. Замечательно было и добро-назидательное отношение ко мне, еще 18-летнему юноше, полному невежде в духовной сфере, со стороны насельников обители. И я уже не смог не приехать сюда, хотя бы на несколько дней, и в следующем году, и в следующем - уже с женой, а потом, со временем, и с сыном - и так продолжается, слава Богу, и по сию пору. Лично же познакомиться с отцом Алипием привелось мне в начале лета 1964 года, когда я, тогда студент исторического факультета МГУ, специализирующийся по истории древнерусского искусства, приехал в Печоры с приятелями: художником В. Архаровым и поэтом Г. Сапгиром. Отцу наместнику мы попались на глаза к вечеру, когда и он, и мы оказались рядом на площади перед Успенским храмом. Поинтересовавшись тем, кто мы такие и чем занимаемся, он сразу же, будучи и сам знатоком православной традиционной культуры и хранителем церковной старины, расположился к нам до такой степени, что тут же повел показывать новейшие свои достижения в деле восстановления монастырских стен, и с удивительной бодростью затащил нас на самый верх - в могучий шатер башни Верхних решеток. Шатер и дощатая кровля стен были только что просмолены - в истинном духе строгой северной обители XVI века. Было видно, что батюшке здесь дорог каждый камень и что он сам получает удовольствие от этой высоты, от верхового крепкого ветра, от пламенного заката, особенно широко сиявшего при взгляде на него с вершины шатра. Мы же были благодарны отцу наместнику за такую впечатляющую экскурсию, и как оказалось впоследствии, нас (в том числе и меня) он запомнил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Сортировать по Исключить новости Из воспоминаний о Псковских Печерах Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 1. Архимандрит Алипий (Воронов) Я впервые оказался в Печерском монастыре в 1959 г., в самом начале августа, когда и отец Алипий также только что прибыл сюда (почти что инкогнито) — как предполагаемый в дальнейшем наместник: тогда он еще только знакомился с положением дел в обители. В ту пору мои представления о православной вере были весьма туманны, а в монастырях я вообще никогда не бывал. Тем более я был поражен всем увиденным — и древностью полуразрушенных крепостных стен, и храмами, и пещерами с проводником по ним — отцом Нафанаилом, и даже нищими у стены, ведущей к Никольскому храму, которые были точно такими же, как на фотографиях еще начала XX века. Передо мной была живая — явно не советская, а настоящая — православная Россия. Замечательно было и добро-на­зи­дательное отношение ко мне, еще 18-летнему юноше, полному невежде в духовной сфере, со стороны насельников обители. И я уже не смог не приехать сюда хотя бы на несколько дней и в следующем году, и в следующем — уже с женой, а потом, со временем, — и с сыном: и так продолжается, слава Богу, и по сию пору. Лично же познакомиться с отцом Алипием привелось мне в начале лета 1964 г., когда я, будучи тогда студентом исторического факультета МГУ и специализируясь по истории древнерусского искусства, приехал в Печоры с приятелями — художником В. Архаровым и поэтом Г. Сапгиром. Отцу наместнику мы попались на глаза к вечеру, когда и он, и мы оказались рядом на площади перед Успенским храмом. Поинтересовавшись тем, кто мы такие и чем занимаемся, он сразу же, будучи и сам знатоком православной культурной традиции и хранителем церковной старины, расположился к нам до такой степени, что тут же повел показывать новейшие свои достижения в деле восстановления монастырских стен и с удивительной бодростью затащил нас на самый верх в могучий шатер башни Верхних решеток. Шатер и дощатая кровля стен были только что просмолены — в истинном духе строгой северной обители XVI века. Было видно, что батюшке здесь дорог каждый камень и что он сам получает удовольствие от этой высоты, от верхового крепкого ветра, от пламенного заката, особенно широко сиявшего при взгляде на него с вершины шатра. Мы же были благодарны отцу наместнику за такую впечатляющую экскурсию и, как оказалось впоследствии, нас (в том числе и меня) он запомнил.

http://pravmir.ru/iz-vospominaniy-o-psko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛИПИЙ (ВОРОНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Алипий (Воронов) Архим. Алипий (Воронов). 1974 г. В 1974 году передал в дар Русскому музею часть своей коллекции – около 70 картин русских художников. Остальная часть коллекции по его завещанию была передана в Псковский музей-заповедник уже после смерти. В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: " Где твоя келья? " - он показывал на гроб и говорил: " Вот моя келья " . В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: " Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем " . Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. Скончался в 4 часа утра 12 марта 1975 года. 15 марта погребён на монастырском пещерном кладбище за престолом Пещерного храма Воскресения Христова. В мае того же года – в Русском музее Ленинграда прошла выставка «Русская живопись и графика XVIII-XX веков из собрания И.М.Воронова», выпущен каталог выставки со вступительной статьей Саввы Ямщикова . Поистине мужем силы и разума, цельной, самоотверженной личностью был архимандрит Алипий во всех проявлениях своего христианского служения. Яркой оценкой его характера служат его же собственные слова: " Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление " . Отец Алипий часто проповедовал, особенно о христианской любви, говоря: " Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: " Любите друг друга! " И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню " .

http://drevo-info.ru/articles/1059.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость 05.08.2012 537 Время на чтение 9 минут Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо. Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня 60 монахов, из них две трети - участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа - узнает мировая общественность». Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу - сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал. Богом зданныя пещеры История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января [Рец. на кн.:] Архимандрит Тихон (Секретарев). Высокопреподобие отца Алипия. Печоры. 2009. 542 с. Тираж 5 000 экз. Портал «Богослов.Ru» публикует рецензию на книгу наместника Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), которая посвящена жизни и деятельности наместника обители архимандрита Алипия (Воронова), управлявшего монастырем в советские годы. Статья История Русской Православной Церкви в XX веке трудна и многогранна. Основным препятствием к изучению жизнедеятельности Церкви и осмыслению процесса взаимодействия Церкви и государства является закрытость церковных и государственных архивов, освещающих исторический процесс существования Церкви в Советском государстве. Церковные архивы закрыты для исследователей, хотя можно предположить, что материалы, находящиеся в архиве Московской Патриархии и иных архивах Синодальный учреждений Русской Церкви, не относятся к документам, носящим гриф секретности. Подобная изоляция, в первую очередь, вредит самой Церкви как социальному институту и сообществу людей, живущих на земле в конкретных исторических условиях. Знания о прошлых событиях церковной истории, изучение процессов, приведших к той или иной реакции иерархов Церкви, значительно упростили бы взаимодействие Церкви воинствующей с современным обществом стран Русского мира. В создавшихся условиях исследователи, поставившие своей целью изучение взаимодействия государства и Церкви, вынуждены обращаться в региональные государственные архивы, епархиальные архивы, архивы немногих монастырей и храмов, действовавших в Советском Союзе. Узкая специализация архивов местного значения не раскрывает всего видения исторического процесса как такового, но по крайней мере проливает свет на некоторые штрихи жизни религиозных организаций в СССР.

http://bogoslov.ru/article/1880327

Энциклопедия церковной жизни нашего времени Книга архимандрита Тихона разошлась мгновенно. И не только потому, что написана она прекрасным русским языком, порою с добрым юмором, и всегда с теплым чувством и любовью к своим героям. Каков жанр этой книги? Может быть, это современный патерик, или сборник жизнеописаний подвижников благочестия нашего времени, или просто собрание личных воспоминаний? Пожалуй, точнее всего эту книгу можно назвать энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней и духовной. О ком только из наших современников не упоминается здесь! Многие герои книги здравствуют и поныне. С большинством же из тех, кто уже ушел в мир иной, автор был связан узами личной дружбы и духовной близости, поэтому и встают они перед нами на страницах этой своеобразной энциклопедии как живые. Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история – 90-е годы – незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы, возвращаться на намоленные места. Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух времени, когда не только восстанавливались из руин храмы Божии, но возрождались и воскресали храмы души православного народа. И тут является еще одна – важнейшая – черта замечательной книги отца Тихона. И храмы Божии, и храмы наших душ воскресали не на пустом месте. Ибо в годы гонений, когда, казалось бы, невозможно было и вздохнуть свободно Церкви Христовой, хранилось и зрело на Святой Руси «семя свято». Невозможно читать без душевного трепета очерки о подвижниках Псково-Печерского монастыря, единственного в России монастыря, помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, как твердыня, как мощная крепость, хранил свет православного духа и русского благочестия. «Вредный отец Нафанаил», легендарный архимандрит Алипий, грозный и смиренный наместник архимандрит Гавриил… «Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашисткой нечисти; а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа?» Так говорит обкомовским работникам, в очередной раз хотящим отнять у монастыря его землю и воду, наместник архимандрит Алипий, тринадцать лет державший оборону Псково-Печерского монастыря против могущественной силы атеистического государства и одержавший победу!

http://pravoslavie.ru/49744.html

Женщина не человек? (К " Слову в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " ) Совсем недавно на вашем сайте была помещена проповедь архимандрита Алипия (Воронова) " Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " . Честно говоря, материал этот произвел на меня очень неоднозначное впечатление, поделиться которым с вами я и собираюсь. Я никоим образом не намерен критиковать самого почившего архимандрита, равно как и полностью перечеркивать его обличительное слово. Да, тема женского (да и не только) любоначалия, стремления властвовать и повелевать всеми и вся особенно актуальна сейчас, когда масс-медиа, низвергая любой авторитет, наперебой кричат " право имеешь " , а нравственные начала сведены почти к нулю. И во времена покойного пастыря эта духовная болезнь, видимо, давала знать о себе и требовала мер пастырского вразумления. Самому мне весьма не по душе лезущие вперед и любящие повелевать женщины (как, впрочем, и мужчины), особенно в приходской жизни, а тем более - нынешние иродиады и саломии, ради своей корысти толкающие мужчин на самые тяжкие грехопадения. " Подкаблучника " я тоже далеко не считаю идеалом мужчины-христианина (хотя, впрочем, смирение и кротость еще ничью душу не погубили). Я понимаю, что в жанре обличительной проповеди крайне трудно (если вообще возможно) соблюдать беспристрастие и всесторонность. И все же я считаю, что размещение этого пастырского слова в наше время , на общедоступном и по сути миссионерском сайте вряд ли целесообразно. Миссионерство немыслимо без учета особенностей среды, без того, чтобы не быть с " эллинами как эллин, с иудеями - как иудей " . Взгляд общества на " женский вопрос " , очевидно, по сравнению даже с началом XX века претерпел заметные изменения. В современном мире, по крайней мере в том, который называет себя " христианским " , идея равночестности и равноправия полов уже несколькими поколениями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Между прочим, сама идея равночестности мужчины и женщины вызрела в недрах христианства, что прямо подчеркнуто Архиерейским Собором 2000 года в " Основах социальной концепции РПЦ " , и представители Священноначалия, представляющие Полноту Церкви (!), по большому счету не имеют возражений против этой идеи (раздел X, п. 5 Основ). Можно обратиться также к книге протоиерея Николая Балашова " И создал Бог мужчину и женщину… " , написанной в качестве комментария к данному разделу Основ социальной концепции (правда, о. Николай начал, кажется, немного даже перегибать в обратную сторону).

http://pravoslavie.ru/5743.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Информационная война и мир Профессор Владимир Аннушкин о пропаганде и контрпропаганде на фоне событий на Украине 17.04.2014 938 Время на чтение 7 минут Информационная война определяется как ведение боевых действий против войск и населения противника словесно-информационными средствами. Если это война, то должны литься потоки лжи и дезинформации на противника, иначе, мол, его не победишь. Конечно, если ложь противопоставлять лжи, то плетью обуха не перерешибёшь, да и «врать-то по-ихнему мы не научились». Но воевать надо! Воевать умело, со знанием оружия – слова! Со знанием организации поля боя – информационных площадок: кто, что, где, кому, когда, что и как выстреливает, ранит, убивает… А начинать надо с общей установки, мировоззренческой подкладки: за ЧТО воюем? Воюем за МИР, за ПРАВДУ! Поэтому сначала должно говорить об информационном мире… Сказано: «стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя!». Именно дух мирный, не-мятежный, но – стойкий, боевой, правый – позволяет выигрывать сражения, воюя не с врагом, а против неправды. И именно эту картину мы видим сегодня на юго-востоке Украины, чётко отмечая: это – не «майдан», это – честная война за ПРАВДУ. Правду, которую не хочет видеть Запад, не хотят слышать в Киеве. Конечно, носитель неправды – враг, и его надо разбить наголову. Но сказано: «Любите врагов ваших!». И добавлено: «Крушите врагов Отечества!» Разве можно за маской оголтелого майданщика увидеть человека? – Можно. И должно. В годы хрущёво-безбожного произвола настоятеля Псково-Печерского монастыря отца Алипия Воронова спрашивали: «Как нам относиться к событиям и людям?» Он отвечал: «Что главное в христианине? - Любовь. - А как же относиться к этим нехристям и нелюдям? - Любить вдвойне!» И когда ты человека и мир любишь и принимаешь (это Иван Карамазов «мира Божия не принимал», а мы скажем словами другого Иоанна – Златоустого: «Слава Богу за всё!»), тогда ты обретаешь уверенность в себе, своих поступках и всей своей жизни. Наше российско-московское отношение к Украине и Киеву и было все эти 23 года мирным и любовным, даже по-российски обломовско-пассивным (пока гром не грянул, ну, не верили мы в «майданы»!), мы наивно верили в наше «единство», а вот отношение киевской власти к России было ревнивым и разделительным, они – «волками мысленными расхищались…»

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/17/in...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Мне суждено быть епископом Церкви Христовой» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского 12.06.2013 704 Время на чтение 4 минуты Вчера, 11 июня, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) , клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского, сообщает Патриархия.ru. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. «Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, - отметил отец Сергий, - мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви. Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста)». «Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании. Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинг радской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути», - считает пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/mn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010