Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1943 г. заседал 8 сентября 1943 г., первый Собор РПЦ после 1918 г. Собору предшествовала встреча Местоблюстителя Патриаршего Престола Московского митр. Сергия (Страгородского) , Ленинградского митр. Алексия (Симанского) и Киевского митр. Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным . В кон. авг. 1943 г. гражданская власть предложила митр. Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митр. Сергий был эвакуирован в окт. 1941 г. 4 сент. митр. Сергию позвонил представитель Совнаркома полковник НКВД Г. Г. Карпов , сообщивший о желании правительства принять высших иерархов РПЦ. Митр. Сергий выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Позже Карпов записал содержание своей беседы со Сталиным, предварявшей звонок митр. Сергию, и вопросы, к-рые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что я знаю о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в СССР и количество епископата» (МЦВ. 1994. 6 (103)). Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, к-рый бы осуществлял связь с руководством РПЦ (7 окт. 1943 вышло Постановление СНК, в к-ром было утверждено «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР»). Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Вечером 4 сент. в Кремле состоялась беседа 3 митрополитов со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и гос-ва.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. Заседал в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митр. Киевского Филарета (см. М. Денисенко ) в антицерковной деятельности. На А. С. по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митр. Филарет и Почаевский еп. Иаков (см. И. Панчук ), заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва А. С. явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митр. Филарета на уход с поста главы Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апр. 1992 г. , давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митр. Филарет 14 апр. провел пресс-конференцию, на к-рой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апр. в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, мон-рей, правосл. братств и мирян, на к-ром присутствовали также Винницкий митр. Агафангел (Саввин) , Житомирский архиеп. Иов (Тывонюк) , епископы Кировоградский Василий (Васильцев) , Черновицкий Онуфрий (Березовский) , Тернопольский Сергий (Генсицкий) , Донецкий Алипий (Погребняк) . В своем постановлении собрание выразило недоверие митр. Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митр. Филарета исполнить обещание, данное в апр. 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на к-ром следует принять отставку митр. Филарета с поста предстоятеля УПЦ по его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин) .

http://pravenc.ru/text/76516.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯРЕ (митрополичьи, Патриаршии), высшие светские чиновники рус. митрополичьего, затем Патриаршего двора. Наиболее раннее упоминание о Б. митрополита содержится в «докончании» (договоре) вел. кн. Василия Димитриевича с митр. св. Киприаном (между 1392 и 1404), где упоминаются Б. и слуги, служившие митр. св. Алексию . Имена неск. митрополичьих Б., сопровождавших претендента на Русский митрополичий престол Митяя в его поездке в К-поль, названы в «Повести о Митяе». В нач. XV в. Б. могли быть и духовные лица: одним из Б. митр. Киприана был чернец Андрей Ослебятя. Б. у митрополита было сравнительно немного - Митяя в поездке сопровождали 6 Б., при оформлении меновой грамоты Василия Димитриевича с митр. Киприаном на слободу Караш присутствовали 5 Б. В XIV в., в период борьбы московских князей с тверскими и суздальскими за великое княжение Владимирское, неустойчивая светская власть нуждалась в поддержке митрополитов и потому практически не вмешивалась в процесс формирования митрополичьего двора, состав к-рого был достаточно пестрый. Начиная со времени правления Василия Димитриевича появляются первые примеры назначения вел. князем высших должностных лиц митрополичьего двора. По свидетельству родословцев, Василий Димитриевич «дал в бояре» митр. Киприану племянника свт. Алексия Степана Феофановича, а также др. своего приближенного - Димитрия Афинеевича. Это действие, с одной стороны, являлось знаком милости, с др.- ставило Киприана под контроль доверенных людей вел. князя. В Государеве родословце сообщается: «От Степана пошли Фомины, что словут митрополичьи. И Степанов род Феофановича весь служит у митрополитов» (Редкие источники. С. 123-124). Начиная с 60-х гг. XV в. на протяжении XVI в. известные историкам митрополичьи Б. принадлежали только к этой фамилии (исключение составляют упомянутые в 1526 братья Ю. Г. и В. Г. Мануиловы). Это не было случайностью, т. к. в 69-й гл. постановлений Стоглавого Собора (1551), фиксировавшей уже традиц. к этому времени практику, архиереям предписывалось после смерти Б. выбирать для них преемников «от тех же родов». Стоглавый Собор также постановил, что все пожалования боярского сана не должны делаться «без царева ведома»: «И повелит царь которым быти в боярех... и святителем у себя тех и держати». По-видимому, мн. митрополичьи слуги и Б. были убиты в период опричнины. Кн. А. М. Курбский сообщает, что «по убиении» митр. сщмч. Филиппа «не токмо многих клириков, но и нехиротонисанных мужей благородных сколько сот помучено разными муками и погублено»; о казни «советников и приближенных митрополита» свидетельствуют также опричники Таубе и Крузе. Однако, несмотря на казни, в одном из актов 1598 г. Патриаршим боярином по-прежнему значится представитель рода Фоминых - Иван.

http://pravenc.ru/text/153299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Арзамасе Нижегородской губ., основан в 1634 г. по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой кн. Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: юж.- во имя прп. Алексия, человека Божия, 2 сев.- во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и прп. Марии Египетской. Согласно описи 1686 г., у вост. стены мон-ря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный мон-рь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 г. царь пожаловал мон-рю хлебную и денежную ругу, к-рая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна (по описи 1686 г., «30 стариц ружных, 20 безружных»). К нач. XVIII в. постройки мон-ря обветшали, в 1708 г. игум. Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I , чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу мон-ря. На собранные средства в 1723 г. были поновлены кельи. В 1744 г. перестроена деревянная Казанская ц., в 1753 г. вместо Алексеевского придела Казанской ц. построен каменный Алексеевский храм с сев. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю , в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Троицкая церковь в Листах Карта и ближайшие объекты Храм построен стрельцами и освящен патриархом Никоном в 1661 г. Название в " листах " пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами. В 1704 г., по указу Петра I, храму присвоен статус Адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1671 г. построена трапезная, в 1678 г. - придел Покрова Божией Матери, колокольня - в 1788 г., придел святителя Алексия - в 1805 г. Храм является памятником Троицкого, Виленского, Низовского, Чигиринского стрелецких походов. В стенах его увековечена память царей Алексея и Федора, императоров Петра I и Александра III, патриархов Никона и Иоакима, митрополита Филарета (Дроздова). Храм был закрыт в 30-е годы, обезглавлен, колокольня разобрана в 1957 г. Богослужение было возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы - в честь Покрова Божией Матери и святого Алексия, митрополита Московского. Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 г., трапезная в 1680 г. Колокольня перестроена в 1788 г. Престолы: Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Свт. Алексия, митр. Московского. В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы получали за военную службу: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы. С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1774 г. на средства фабриканта парчи П.В. Колосова перестроили Покровский придел, в кон. XVIII в. появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. В 1857 г. стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма - появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет (Дроздов), выразив благодарность священнику и художнику А.М. Варламову.

http://sobory.ru/article/?object=03046

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Саметь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Саметь - одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным. Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и " место церковное свв.апп. Петра и Павла " . В начале 50-х гг. 17 века в " селе Самите " стояли две деревянные церкви - во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского. В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной; правый - во имя свв.апп.Петра и Павла; левый - во имя Алексия, митр.Московского. В 1-й пол. 19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол. 19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. 20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени. К нач. 20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г. - за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03087

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II) Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II) (Паулус Александр Карлович; 2.02.1872, м. Орикюла-Хауамяэ Перновского у. Лифляндской губ.- 18.10.1953, Стокгольм), бывш. митр. Таллинский и всей Эстонии. Род. в крестьянской семье. Родители - эстонцы Карл (в Православии Кирилл) и Лийза (в Православии Елисавета, урожд. Киркманн). Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), феннернской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в Рижское ДУ (1884-1888), продолжал обучение в Рижской ДС (1888-1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Леэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г.- в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 авг. 1901 г. еп. Рижским и Митавским сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во священника и служил на эст. приходах Рижской епархии - в Кыргессааре на о-ве Даго (Хийумаа) (1901-1903), в Каркси (1903-1908), в Лайузе (1908-1916) и в Пярну (1916-1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви в Таллине прот. Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания прот. Александр отказался от предложенной ему хиротонии, формально сославшись на плохое состояние здоровья; др. причиной отказа было полное отсутствие поддержки со стороны представителей рус. приходов, желавших для себя избрания рус. викарного епископа и воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран др. эстонец - проф. Московского ун-та и член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Александр Каэлас.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010