сост. А.Ф. Грушина Приложение Письма священника Алексия Мечёва сыну Сергею Воскресенье, 16 июня. 1913 год Дорогой Серёжа, очень рад за тебя. Вижу, что поездка твоя за границу принесёт пользу не только тебе, но и всем нам. Все, разъехавшись, довольно скоро соскучились друг о друге. Сейчас получил письмо от Нюши 1067 , которая пишет, что очень соскучилась обо мне и на днях выезжает из Алексина. Саша 1068 пишет, что общество в Кастрополе 1069 не совсем симпатичное, пишет, что скучает обо мне. Мне же до сих пор не пришлось, не только уехать в отпуск, но даже съездить в Звенигород. Сытин 1070 засуетился с нашей постройкой дома и хлопотал о немедленном заключении нотариального договора и ходатайства перед Святейшим Синодом о дозволении заключить договор на 24 года. Все эти дела потребовали пребывания в Москве и ежедневного хождения в Консисторию. Ходил к доктору, который, прочитав исследование мочи и выслушав, сказал, что он доволен мной, ездить на Кавказ для меня, нервного, без нужды нет надобности, пить воду не надо, а на Кавказе в настоящее время большой съезд, воды дожидаются по целым дням, и это нервного человека может ещё больше расстроить, а советует ехать в Крым, на солнце, ввиду застарелого бронхита, и лежать на солнце или куда-либо ещё в теплое и сухое место. Думаю, что соберусь в Крым или уеду в Звенигород на месяц. В настоящее время, сидя в Москве на Солянке 1071 один, очень соскучился обо всех, а в особенности о дорогом моем сожителе по помещению. Придёшь к себе в комнату нашу с тобой, посмотришь: всё, кажется, здесь – и стол стоит по обыкновению, и лыжи стоят, и постель, а дорогого хозяина, владетеля всего этого – милого Серёжи, нет. Сперва пришлось поплакать о тебе: на чужой стороне один, что-то его встречает на чужбине – вот какие мысли гнездились в моей голове, но, получив первую открытку из-за границы, я, возблагодарив Милосердного Господа за тебя, совершенно успокоился. Теперь одно могу писать: будь здоров, весел, набирайся сил и здоровья. Хорошенько знакомься со всеми по возможности достопримечательностями и чаще пиши. Твои послания меня очень радуют. Читая их, чувствую, что я будто с тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf «Молитва требует покоя, а у вас его сейчас нет. Вас тащат в разные стороны. Потом устаете физически очень. При этом молитва не пойдет. Первое для нее – покой, чтобы не тащили никуда, не теребили бы. Когда так жизнь идет, то молиться нужно умом, не обращая внимания, что душа не отвечает. Вникайте в слова молитвы. Ничего, пусть умом, пусть как-нибудь, но молитесь, молитесь. Не спрашивайте с себя того, что вы сейчас не можете дать. Не приходите в отчаяние. Успокоится ваша жизнь, тогда можно будет, а теперь нет». Такое состояние, о котором говорил отец Алексий (Мечев), теперь знакомо многим. Покоя в жизни очень мало, помех же и препятствий к молитве, к сосредоточенности – очень много. И вот в таком состоянии можно или надрываться от неудовлетворенности, или откладывать «на потом» (авось когда-нибудь жизнь успокоится), или в бессилии терзаться отчаянием, не видя впереди никаких возможностей как-то выйти из такого состояния. Отец Алексий, между прочим, обращает внимание не на то, как можно оценить свое состояние, чего ждать или добиваться, а на единственно нужное и возможное в условиях большого жизненного беспокойства – на внимание к словам молитвы. Пусть времени мало на молитву, но и малое пусть будет со вниманием. Пусть только умом что-то воспринимается, но все-таки воспринимается. А не пролетает мимо. Пусть душа устала, не в силах ничего уже воспринимать – но просто внимательное, вдумчивое произношение молитвенных слов сделает свое дело: душа не останется совсем без пищи, без навыка к молитве, без потребности в молитве. Если только ждать, когда будут условия, когда будет тишина и покой, не делая возможного теперь, то в этом случае есть опасность не суметь войти в стихию молитвы, вдуматься в привычные слова, пережить их, оживить ими иссохшую и окаменевшую душу. Опасность серьезная, потому отец Алексий и просит: «как-нибудь, но молитесь!» «Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, «что тут есть». После этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение и начинаешь понимать смысл того или другого. Тогда надо взять и записать эти мысли».

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

С. А. Энгельгардт I По природе пылкий, горячий, иногда даже вспыльчивый, отец Сергий с самого начала своей пастырской деятельности стремился обуздать свои порывы, перевоспитать самого себя. Он поставил себе целью «понять и помочь». Он решился отказаться от стандартного способа «мерить все и вся на свой аршин»; в какой-то мере отказаться от своего собственного «я», глубоко проникнуть в человеческую природу, правильно понять каждого члена своей паствы и, поняв, помочь. И он вполне достиг этой цели. А как ему трудно было первые годы после смерти отца Алексия. Живой, веселый, любитель пошутить, даже высмеять, он иногда не замечал, что своей шуткой задел больную струну в душе своего собеседника. Так было однажды и со мной. Не помню, о чем мы говорили, но это и неважно. Отец Сергий был в хорошем настроении, веселый, шутил. А я еще не привыкла к нему, мне еще было трудно говорить с ним, делиться с ним своими переживаниями. И веселые шутки отца Сергия тяжело отзывались в моей душе; мне казалось, что ему дела нет до чужого горя, чужих переживаний, что все это для него «пустяки». И когда одна из его шуток особенно сильно задела больную струну, я не выдержала и сказала: «Отец Сергий, человеческая душа не футбольный мяч». Он сразу изменился: стал серьезным, глубоко задумался и молчал несколько минут; а потом заговорил со мной тепло, ласково, проявляя полную готовность «понять и помочь». А со временем это его стремление «понять и помочь» выразилось в его душе как чувство полной преданности воле Божией, безграничной любви к Господу и к страждущему человечеству. Прошло немного времени после смерти отца Алексия, и отец Сергий почувствовал, что не под силу ему управиться с такой многочисленной и трудной паствой. «И вас не спасу, и сам с вами погибну», – сказал он нам потом (о своих тогдашних мыслях). И решил он ехать к старцу отцу Нектарию и просить у него благословения на то, чтобы ему отказаться от своей паствы. Старец в то время жил уже не в Оптине, а в селе Холмищи, в 30 километрах от станции Думиничи (до 1929 года – Брянская губерния, ныне – Калужская область).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Слово на парастасе по отцу Алексию Мечёву 5 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Никогда мы не переживали таких дней, как дни, связанные с моментом смерти дорогого нам Батюшки. Наше сознание всё время занято только одною мыслью о том, кого схоронили, наше сердце каждую секунду покрывает его самыми нежными ласками. Батюшка слишком жил в наших душах, чтобы смерть его могла быть концом его жизни в нас. Мы плачем, мы опустили его тело в могилку, потеря его для нас невосполнима; но печаль по Батюшке нас не убивает, великая и сокровенная тайна единения продолжает своё существование; следовательно, Батюшка продолжает в нас жить, и пока мы батюшкины, до тех пор нет конца его жизни в нас. Любовь и ревность благая не знают безысходных положений; они способны оживить камень, а вера в бессмертие души сбрасывает могильную плиту, как с самого покойника, так и с наших сердец. И прежде чем Батюшка воскреснет при Втором пришествии Иисуса Христа, он уже воскрес в наших сердцах. Любовь и ревность сильнее смерти; они пересиливают природу и заставляют простое воспоминание о покойном Батюшке ожить в возлюбленном, милом и дорогом образе. Здесь действует тонкая душевная организация женщины с её нежной и проникновенной печалью, недоуменным удивлением пред фактом неожиданного исчезновения дорогого лица и с непреодолимым конкретным желанием ещё раз увидеть Батюшку, взять у него благословение и поцеловать его руку. Здесь женщина с быстрым и верным внутренним чувством правды в полном единении с исповедуемой религией воскрешает покойного в своём сердце и силою своей женской уверенности зажигает подобное чувство и в нас – холодных аналитиках. В этом чудо любви и ревности, в этом мировая роль женщины, этим она выявляет по преимуществу религиозный характер своей природы. Кто теряет такого дорогого человека, как Батюшка, у того, естественно, есть искреннейшее желание собрать и сохранить всё то, что может напомнить о нём, иметь его портреты, жизнеописание, а в особенности – сохранить между нами молитвенную близость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Е. А. Булгакова Весна 1941 года. Вижу сон, будто я с Марией Николаевной Соколовой стою на площадке лестницы, похожей на те, какие бывают в школах. Белые оштукатуренные стены. Мы ждем Батюшку, отца Алексия, он должен подняться к нам с нижнего этажа. В этом доме живут все маросейские, и Батюшка сегодня всех обходит. Смотрим вниз и видим: появляется Батюшка, поднимается к нам на площадку. Мария Николаевна, подводя меня к нему, говорит: «Это...» Идем по коридору. Налево первая комната моя, глубокая, с белыми оштукатуренными стенами, окон нет, в глубине у задней стены – кровать, перед ней – стол, на нем – зажженная лампа (кажется, с зеленым абажуром). В комнате полутемно, освещается она лишь этой лампой (а на лестнице был день). Батюшка проходит вглубь, садится на кровать перед столом, лицом к нам, склоняет голову на руку и углубляется в чтение какого-то писания, лежащего перед ним на столе. Потом поднимается, проходит на середину комнаты и благословляет на четыре стороны. Потом подходит ко мне, благословляет мена и говорит мне что-то тяжелое-тяжелое, но не плохое, а как бы через эту тяжесть – светлое. Слов не было. Было сказано без слов, как бывает только во сне. Я заплакала. Проснулась с этим чувством. Думала: что же это? Должно быть, я лишусь очень дорогого для меня. В это время подходил мой отпуск, и я собиралась ехать на Украину. Собралась уже идти покупать билет. Мне сказали: «На Украину ехать не следует, отец Сергий хочет, чтобы ты ехала с ним». Это было для меня полнейшей неожиданностью и великой радостью. О том, в каком положении был в это время отец Сергий и вся Маросейка, я не знала. Знала только, что положение очень напряженное, тревожное. Мне велено было ехать на Волгу и искать где-нибудь в деревне подходящий дом, в котором можно было бы сокровенно поселиться на лето отцу Сергию. Чуть ли не на следующий же день я уже ехала в Рыбинск к отцу Борису [Холчеву], чтобы оттуда отправиться на поиски. Провела у него день. Это был канун отдания Пасхи. Но на последнюю пасхальную службу отец Борис меня не оставил. Откладывать было нельзя. Отец Борис, помнится, отслужил молебен, благословил меня. Е. С. проводила на пароход в Тутаев – я должна была искать дом в его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Е. В. Апушкина I Трудно начать говорить о самом дорогом. Боишься и того, что память – неверный свидетель. Начну с себя. В силу многих условий в ранней юности я почти потеряла веру. (Господь все же с детства посылал людей, которые поддерживали во мне ее искру.) В то время мне казалось, что в Церкви нет ничего «интересного», все это старо. Раз в год говела Великим постом, но «ради мамы». Впрочем, это иногда приносило большую радость, которой не понимала, и удивлялась себе самой. После окончания школы поступила в университет, думая найти в философии смысл жизни. Мне казалось, что можно всю жизнь работать и на неинтересной работе ради хлеба насущного, но заниматься следует, чтобы увидеть истину. В университете многое меня интересовало, но с точки зрения смысла жизни философия разочаровала. Душа не находила ничего прочного, ничего вечного, а у философов было «столько голов, сколько и умов». Помимо университета посещала разные лекции и диспуты, ходила во Дворец искусств, в Вольную академию духовной культуры. Вячеслав Иванов своим курсом «Мистические культы Древней Греции», хотя и чисто внешне, заинтересовал церковным богослужением и вообще христианством. Я стала чаще бывать в церкви. Настоятель нашего приходского храма 6 отец Александр Добролюбов на исповеди отнесся ко мне очень тепло. В храме увидела знакомые лица Тани и Жени – наших институток, старших меня. Мы стали бывать друг у друга. Таня заинтересовалась философским отделением (до того она училась живописи во Вхутемасе) и поступила в университет. Вместе посещали лекции, вместе готовились к зачетам (помню, первый был по логике – по Гуссерлю), но больше разговаривали, чем занимались. Разговоры были самые горячие. Таня рассказывала о себе, о церковной жизни Пензы, откуда только что приехала. Постепенно я познакомилась со многими ее тамошними друзьями и загорелась желанием поехать на каникулы вместе с Таней. Осуществить это не пришлось, так как я не смогла достать командировку, а в те годы иначе нельзя было никуда поехать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

сост. А.Ф. Грушина Письма отцу Письма из Италии (1913) 652 Дорогой папа! Сегодня осматривал галерею Литта 653 и видел ещё трёх Мадонн Рафаэля, собственно, даже четырёх, четвёртую в его «Святом семействе». Больше всего понравилась та Мадонна, которая очень похожа на виденную мною вчера в галерее. (...) Опять долго стоял перед картиной, а потом, обходя галерею, несколько раз к ней возвращался. Из виденных мною нескольких десятков Мадонн, только в Мадоннах Рафаэля нашёл, да и то не во всех, то, что для верующих людей является необходимым в Ней – это девическую нежность и какую-то особенную задумчивость, связанную с исполнением Ею столь великого дела. Обыкновенная Мадонна в лучшем случае только любящая мать, но в большинстве случаев подчас даже плохо любящая. Вы советуете мне ехать в Рим. Конечно, папа, совет хороший, так как Рим, что называется, в двух шагах, только я беспокоюсь сильно относительно денег: Вы предлагаете мне выслать, но я не знаю, каково это будет Вам. Говорить о том, что после всего виденного в Италии мне хочется в Рим, я считаю лишним: вообще, всякому, конечно, хочется там побывать. Я возьму от Вас денег с тем условием, что Вы даёте их мне взаймы, как и прежние 100 рублей, а это письмо является обязательством перед Вами. Денег, папа, нужно 50 рублей, не меньше. Как приеду, возьму урок и постараюсь их отдать. Финансы мои сейчас в таком положении: у меня есть 30 рублей русскими деньгами – это, так сказать, неприкосновенный капитал, оставленный мною на дорогу (билет от Швейцарии до Александр [ии] 654 , хотя и 3, конечно, класса, стоит 25 рублей), затем 150 франков, которые почти все придётся израсходовать во Флоренции, ибо один билет до Рима стоит 20 франков. Есть у меня ещё 6 рублей немецкими деньгами. Принимая во внимание все расходы, никак нельзя обойтись без 50 рублей, если ехать в Рим. Через три дня нужно уже уезжать из Флоренции. Папа, Вы уже простите, поеду в Рим без Вашего разрешения. Надеюсь на Вашу доброту. У меня есть к Вам ещё просьба. Ради Бога, купите в Москве путеводитель по Риму и пошлите его мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Каверино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1905. Ссылки:   Адрес: Россия, Тульская область, Ясногорский район, село Каверино Координаты: 54.713623, 37.764889 Проезд:С М-2 по указателю Кашира через Пахомово, Дмитриевское до таблички Каверино (села нет, слева от дороги новые сельхозпостройки), свернуть налево на грунтовку, она примерно через 800 м выведет к церкви. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм в селе Каверино был заложен в 1905 году 13 августа. Освящен в честь Святителя Николая. Построен в основном на средства основателя и учителя местной школы, Тихона Алексеевича Мечёва - родного брата святого Алексея Алексеевича Мечёва. Тихон Алексеевич был рукоположен в школьной церкви села Богословского во дьякона 23 мая 1910 г., а 25 мая в Каширском Никитинском монастыре во пресвитера и назначен настоятелем храма Николая Чудотворца в селе Каверино. Но прослужил он недолго, с ноября отец Тихон стал очень болеть и 6 декабря/19 декабря (н. ст.), в день храмового праздника, он с большим трудом отслужил свою последнюю литургию. 2 января/15 января 1911 года отец Алексей, в служении 8-ми других священников совершили чин погребения своего брата, священника Тихона Мечёва. Более 80 учащихся пропели панихиду. Возможно он был похоронен за алтарём Никольского храма. Живущие ныне родственники не знают места его захоронения. Кто был настоятелем после кончины отца Тихона, можно проверить по " Епархиальным ведомостям " . Сведения взяты  из послесловия к очерку Мечёва Т. А. " На богомолье " написанное обер-прокурором Святейшего Синода В.К. Саблером. Пг., 1916 год. (Школа и дети. Кн. 1). В январе этого года исполнилось 100 лет со дня кончины устроителя этого храма Тихона Алексеевича Мечёва. Вечная память другу детей и пастырю, отцу Тихону! Приход с. Каверина лежит на большой Алексино-Каширской дороге, в расстоянии от гг. Тулы в 70 верстах и от уездного - Каширы 18 вер. В состав означенного прихода, кроме с. Каверина, входят деревни: Шебочеево (от церкви в 1 1/2 вер.), Полуклимовское (также в 1 1/2 в.) и Любовина (в 2 в.). Число прихожан простирается до 336 душ муж. п. и 385 ж. п. Занятие прихожан-крестьян земледелие и отчасти фабричной и ремесленный промысел.

http://sobory.ru/article/?object=16992

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Гавриила (Александрова)     (1876–1952) Схимонахиня Гавриила (в миру Лидия Александровна Александрова) родилась 26 марта/8 апреля 1876 года в Москве в  состоятельной семье Александровых, принадлежавшей к дворянскому сословию.  Мама Лидии скончалась при родах, воспитанием девочки и её старшего брата занималась благочестивая бабушка. Она с детских лет прививала детям любовь к Богу, приобщала их к церковной жизни. Лидия уже в ранней юности мечтала посвятить свою жизнь служению Богу, поэтому, когда бабушка начала говорить о возможном сватовстве, Лидия тайком ушла в монастырь. Однако ей не суждено было долго  жить в монастыре, вскоре бабушка нашла её и увезла домой. По Промыслу Божиему ей суждено было стать монахиней в миру. Однажды по совету знакомых Лидия пришла  в храм на Маросейке, чтобы увидеть прозорливого старца Алексия Мечёва праведный Алексий Мечёв     (1859–1923 гг.))  (1859–1923). Когда после всенощного бдения начался торжественный молебен с чтением акафиста, ей показалось, что отец Алексий не читал его, а беседовал с Царицей Небесной. Она почувствовала сердечную теплоту и забыла о том, что торопилась  домой. Вскоре Лидия стала духовной дочерью прозорливого старца, по благословению старца она помогала надзирательнице детского приюта, устроенного при храме, убирала храм, была алтарницей, трудилась за свечным ящиком. Старец Алексий говорил своим духовным чадам: «Будьте теплом и светом для окружающих... Старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». Духовная дочь старца матушка Гавриила  с годами возрастала духовно, со временем по молитвам святого праведного Алексия Мечёва стала духовным светильником. Из воспоминаний монахини Иулиании: «Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким–то особым, ни с чем не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нём, иногда для некоторых проявлялась и вовне: он стоял на воздухе и из глаз его как бы сыпались искры... Старец отмечал: «Много нужно понести скорбей, чтобы научиться молиться. Сердце пастыря должно расшириться настолько, чтобы оно могло вместить в себя всех нуждающихся в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОВЕДСКИЙ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Валерий Поведский, 1948 г. Валерий Владимирович Поведский ( 1901 - 1973 ), протоиерей . Родился 16 октября 1901 г. в селе Збоево Ржевского уезда Тверской губернии, в семье настоятеля сельского храма протоиерея Владимира и его супруги Любови Петровны. В ближайшие годы в семье родились еще дочь Екатерина, а затем сын Борис. Учился в местной начальной школе, и затем гимназии, дойдя до 7-го класса включительно, и затем, после преобразования ее, окончил ее как школу 2-й ступени в 1918/19 учебном году. В 1919 - 1920 гг. служил конторщиком на ст. Малышево. В 1920 г. был освобожден от воинской повинности по болезни - порок сердца. В 1920 г. поступил в МВТУ им.Баумана, где проучился 3 курса экстерном весьма успешно, одновременно работал в студенческой артели грузчиком и электромонтером. в 1924 году был отчислен за смелое выступление в защиту Церкви на антирелигиозном диспуте. Продолжая работу в студенческой артели, окончил экстерном электромеханический техникум " Комсомолец " в г. Егорьевске под Москвой. Обладал красивым тенором, пел на правом клиросе (брат его Борис пел на левом) Никольского храма в Кленниках . Был духовным сыном о. Алексия Мечёва , а позже - его сына о. Сергия Мечёва . С молодых лет отличался любовью к чтению духовной литературы, отдавая этому занятию все свое свободное время, особенно близок ему был Авва Дорофей . Состоял библейским членом в кружке - Христианском Студенческом союзе в течение двух-трех лет до распада кружка. 13 ноября 1924 года был арестован сотрудником оперативного отдела ОГПУ по обвинению в " принадлежности к нелегальной контрреволюционной организации Христианский Студенческий Союз " и был заключен в Бутырскую тюрьму . При аресте были изъяты: один крест, одна книга, один значок технический. 12 декабря 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был признан виновным в " участии впервые в неразрешенном Обществе, незарегистрированном в установленном законом порядке " и приговорен к тюремному заключению сроком на полтора месяца с зачетом предварительного заключения.

http://drevo-info.ru/articles/16777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010