иером. Макарий Симонопетрский Память святого праведного Алексия Бортсурманского 568 Св. Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 г. в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии 569 в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя тринадцать лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины. В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. О. Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели о. Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, о. Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист прп. Сергию, вмц. Варваре или свт. Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Св. Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например, от пожаров или эпизоотий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал о. Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ангел О праведном Алексие Бортсурманском 28.05.2018 1126 Время на чтение 7 минут Во времена Серафима Саровского в Симбирской губернии, ныне Нижегородская область, в селе Бортсурманы служил приходской батюшка, отец Алексий Гнеушев. Когда к преподобному Серафиму приходили люди из тех мест, он удивлялся: «Зачем пришли ко мне, убогому Серафиму, когда у вас свой молитвенник есть?!» - и отсылал пришедших обратно. Про отца Алексея он говорил: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Много чудес Господь даровал людям по молитвам отца Алексея, с 2000 года причисленного к сонму русских святых. Я хочу рассказать об одном случае, который произошел в селе Бортсурманы. Это было чудом с самого начала, когда в семье простых крестьян родился Ангел- чудесный ребенок, прекрасный лицом и душой. Так его все и называли, поэтому имя не сохранилось. Где бы мальчик ни появлялся, сразу утихали споры, успокаивался гнев, а потом люди приметили, как только начнет кто-то ругаться, так сразу Ангел появится, зайдет в избу, на пороге встанет и улыбнется своей тихой улыбкой, и гнева как ни бывало, будто водой погасил. Постоит поулыбается, да и уйдет, ни слова не сказав. А на душе мир и благодать уже, и продолжать ругань не хочется. Ни одного слова от мальчика не слышали, а любили его так, что словами не передать. Только родителям иногда он рассказывал, что ему ангелы говорили да чему Господь учил, но они не понимали, крестились на сына, как на икону, да и все. Вот так и жили. Праздновали в селе большой праздник, отстояли службу в церкви, а потом загуляли на неделю, перепились, и закончилось все страшной дракой. И никто в суматохе не заметил, что Ангелу совсем плохо стало, будто не перенес он их злобы. Спохватились, когда мальчик умер. Что тут началось! Весь хмель развеялся. Бабы заголосили от горя, мужики волосы на себе рвать начали. Каждый себя виноватым чувствовал, а кто больше всех буянил, тот сильней остальных теперь каялся, так что на них смотреть больно было. Да сделанного не воротишь!

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

В Лысковской епархии прошли торжества в день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского 18 августа 2021 г. 15:06 17 августа, в день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом. Богослужение возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и  епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Выксунский и Павловский Варнава , а также секретарь Нижегородской епархии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев и глава местного самоуправления городского округа Воротынский Алексей Солдатов. Вместе с многочисленными прихожанами и паломниками из разных регионов страны молились правнучка праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, дочь протоиерея Владимира Вигилянского , настоятеля храма в честь мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. По завершении Божественной литургии управляющий Лысковской епархией особо поблагодарил митрополита Георгия и других архипастырей за визит и совершенное богослужение и вручил им в качестве памятного подарка книги «Помните обо мне…». Издание рассказывает о праведном Алексии Бортсурманском. Основная часть книги посвящена архивному делу «О причислении к лику святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А.П. Гнеушева», включающего рукописный дневник отца Алексия — свидетельство его подвига и святости. Составителем книги стала Александрина Вигилянская.

http://patriarchia.ru/db/text/5836499.ht...

Память святого праведного Алексия Бортсурманского почтили в Нижегородской епархии 5 мая 2007 г. 12:27 «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», — так говорил о нем преподобный Серафим Саровский. По случаю празднования дня памяти святого праведного Алексия Бортсурманского 4 мая в храме Успения Божией Матери села Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области была совершена праздничная Божественная литургия и отслужен водосвятный молебен святому праведному Алексию. После этого верующие прошли крестным ходом вокруг церкви. По словам благочинного Пильнинского округа священника Андрея Смирнова, на Божественную литургию в Бортсурманы приехали верующие не только из окрестных сел, но и из Чувашии, Нижнего Новгорода и Москвы. Родился отец Алексий Гнеушев 13 мая 1762 года в семье священника. В двадцать два года окончил Нижегородскую духовную семинарию. Преосвященный епископ Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет Преосвященный епископ Павел посвятил его во священники той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и похоронен. Сейчас в этом храме покоятся святые мощи праведного Алексия. Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился.

http://patriarchia.ru/db/text/235850.htm...

У вийшла книга про праведного Бортсурманського 22 червня 2021 р. 12:30 В издательстве Московской духовной академии вышла книга, посвященная праведному Алексию Бортсурманскому (1762-1848), прославленному Русской Церковью в 2000 году. Основная часть нового издания посвящена публикации архивного дела «О причислении к лику святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А.П. Гнеушева» (1913-1914 гг.), включающего рукописный дневник о. Алексия — свидетельство его подвига и святости. В предисловии рассказывается история обретения этого дела, а также других материалов о святом. Составитель книги Александрина Вигилянская поделилась, как в процессе изысканий выяснилось, что отец Алексий является ее прямым предком в восьмом колене. В приложении к изданию помещено несколько дореволюционных публикаций о святом Алексии, а также обновленное житие, включающее ранее неизвестные чудотворения. Содержание книги опубликовано на сайте Московской духовной академии . Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 1 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5823060...

Неожиданно для себя я, стоя на амвоне, стал говорить, что мы — русские люди — все являемся потомками наших святых, что мы кровно и духовно соединены с ними и что мы должны быть ответственными перед Богом и людьми за эту связь. Тогда я, конечно, не подозревал, что это абстрактное рассуждение Промыслом Божиим приобретет в дальнейшем конкретные очертания и что я должен ответить на самый, может быть, сложный вопрос в жизни: как с этим дальше жить? Житие праведного Алексия Бортсурманского дает самые прямые ответы на этот вопрос, которые можно суммировать так: непрестанная молитва, аскетические подвиги, любовь к ближним, проявляющаяся в жертвенном служении им. Вернулся домой другим человеком Может быть, сам мой святой предок родился с такими навыками, которые он развил, и они сделали его святым? Но обратимся к его житию — проверим, так ли это? Началось все вот с чего. Отец Алексий Гнеушев очень рано женился, в 22 года, и стал диаконом в селе Бортсурманы. Но в священники его рукоположили в 35 лет. Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни. ­Однажды ночью приехали его звать к умира­ющему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему, но застал крестьянина уже мертвым, лежащим на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком. С этого дня он посвятил всего себя служению Богу и людям — повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины. Найденный дневник предка Изучая историю рода, Александрина сделала еще одно удивительное открытие. Из книжечки с житием праведного Алексия, купленной в лавке храма в Бортсурманах, она узнала, что священник Алексий Гнеушев вел дневник и завещал его своим потомкам. После его кончины дневник сначала хранился под престолом бортсурманского храма, а затем передавался из рода в род, от одних священников Вигилянских к другим. Но уже в ХХ веке дневник считался утерянным.

http://patriarchia.ru/db/text/5725532.ht...

СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении  митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).  д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году), преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) — в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4904358...

Число чудесных исцелений, совершенных А. Б., очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, к-рая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве А. Б., устроил в бортсурманской ц. чугунный пол. Перед своей кончиной А. Б. всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. А. Б. погребен напротив алтаря Успенской ц. с. Бортсурманы. Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по А. Б., после к-рых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В окт. 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с А. Б. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать. А. Б. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Подвижник веры и благочестия о. Алексий Бортсурманский. М., 1913; Русские православные пастыри. Харбин, 1942; Дамаскин. Кн. 1. С. 31-46; Материалы, связанные с вопросом о канонизации св. прав. Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848)/Синод. комис. РПЦ по канонизации святых. М., 2000. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/Алексия ...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-106-0138 23 .       Заявитель: Нижегородский Вознесенский печерский мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги архимандрита Тихона (Затёкина) «Святыни Нижегородского кремля» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги архимандрита Тихона (Затёкина) «Святыни Нижегородского кремля» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-106-0139 24 .       Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги « " Помните обо мне… " Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев): Материалы к житию. Собрание архивных сведений о жизни и чудесах бортсурманского старца: воспоминания, письма, дневники, неизвестные свидетельства святости/сост. А. Вигилянская» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги « " Помните обо мне… " Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев): Материалы к житию. Собрание архивныхсведений о жизни и чудесах бортсурманского старца: воспоминания, письма, дневники, неизвестные свидетельства святости/сост. А. Вигилянская». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-106-0140 25 .       Заявитель: ООО «Графо». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Т. Бартовой-Грозовской «Жители Невского проспекта, или Филин Мудрик и его друзья» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Т. Бартовой-Грозовской «Жители Невского проспекта, или Филин Мудрик и его друзья».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

В Российской государственной библиотеке Саша заказала сборник жизнеописаний святых Симбирской земли, составленный протоиереем Алексием Скалой в 2009 году. В этом сборнике была глава и о святом Алексии Бортсурманском, в которой была напечатана фотография страницы из дневника святого. Этот снимок мог быть сделан только в наши дни, и автор сборника, возможно, держал дневник в руках. Священник к тому времени уже умер, но было известно, что он жил в Ульяновске, значит, дневник, скорее всего, хранится в Ульяновском (бывшем Симбирском) архиве. Эта догадка оказалась верной. Дневник обнаружился в архивных материалах Следственной комиссии по канонизации иерея Алексия Гнеушева, которая к 1913 году собрала подробные свидетельства о его святой жизни. Канонизация не успела состояться из-за Первой мировой войны, а потом — революций. Сам священник завещал хранить дневник «в роде его» и, как пишут члены комиссии, «тем из его родственников-потомков, которые будут проходить иерейское служение». Сейчас дневник готовится к публикации. «Ныне отврати Г[оспо]дь праведный свой гневъ от нашего рода ныне возвести мне грешному и окаянному о победе Франции. Когда я молился за Божественною Литургиею посла Богъ ангела своего возвестити ученикомъ своимъ и мне яко Петрови ныне двигушася силы небесныя къ намъ на помощь и помятошася силы Галловъ и возрадовася Росия ныне возвеселись и Росия с небесными силами. Аминь. Мы же востахом и справихомся. Господи спаси царя», — говорится в одной из записей, сделанной в 1812 году, когда Наполеон начал войну с Россией. Распорядок дня святого Александрина также расшифровала первоначальное рукописное житие святого, датированное началом 1910-х годов и созданное моим двоюродным дедом Федором Петровичем Арнольдовым. Оно было найдено в тех же ульяновских архивах. В этом житии автор рассказывает о доме, в котором жил святой, и о том, как он проводил день (приводится в оригинале): «Обстановка его убогаго жилища была до крайности простая: небольшая печь, на которой, по ея незначительной величине, нельзя было лежать, жесткая постель, стол с несколькими стульями и — наконец — аналой, поставленный пред образом с постоянно теплившейся лампадой. Здесь он всецело мог посвятить себя религиозно-созерцательной жизни, посту и молитве…

http://patriarchia.ru/db/text/5725532.ht...

  001     002