Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Воскресенье, 15 декабря 2024 г. (2 декабря ст.ст.) Неделя 25-я по Пятидесятнице Глас 8, Рождественский пост. Разрешается рыба прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.) . прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого прп. Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII) . мц. Миропии Хиосской (ок. 251) . прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV) . свт. Исе (Иессея), епископа Цилканского (VI) (Груз.) . св. Стефана Уроша V, царя Сербского (1367) . сщмч. Матфея Александрова, пресвитера (1921) . сщмч. Димитрия Благовещенского, пресвитера и исп. Веры Графовой, послушницы (1932) . сщмчч. Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына, пресвитеров, прмчч. Данакта (Калашникова), Космы (Магды), иеромонахов, прмцц. Маргариты (Закачуриной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), монахинь, Марии Журавлевой, послушницы и мц. Матроны Конюховой (1937) . прмц. Марии (Цейтлин), монахини (1938) . мч. Бориса Успенского (1942) . иконы Богородицы «Геронтисса» . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Мк.16:9-20 Лит.: Ап.- Еф.4:1-6 Ев.- Лк.18:18-27 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе. Кондак воскресный, глас 8 Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/и Адама воскресил еси,/и Ева ликует во Твоем воскресении,/и мирстии концы торжествуют/еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве. пророку Аввакуму Тропарь пророку Аввакуму, глас 2 Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/тем Тя молим://спаси души наша. Кондак пророку Аввакуму, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вологодской епархии, учреждено в 1888 г. для окормления храмов в удаленных от центра епархии восточных уездах Вологодской губ.- Устюжском, Усть-Сысольском, Яренском, Никольском, Сольвычегодском,- более 300 приходов. Названо по г. Вел. Устюг (ныне в Вологодской обл.), первоначально епископы имели титул «Устюжский». В продолжение всего времени существования вик-ства епископы являлись настоятелями великоустюжского во имя архангела Михаила монастыря . Первым В. в. возглавил хиротонисанный во епископа настоятель витебского Маркова мон-ря архим. Иоанникий (Казанский ; 21 февр. 1888 - 3 мая 1891). При нем в 1888 г. в Вел. Устюге состоялось открытие епархиального жен. уч-ща при Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре. Затем вик-ством последовательно управляли епископы Петр (Лосев; 3 мая 1891 - 7 мая 1892) и Варсонофий (Курганов ; 21 июня 1892 - 10 дек. 1894). Большим духовным авторитетом пользовался еп. Антоний (Каржавин; 14 сент. 1895 - 4 окт. 1897), благословивший создание Стефано-Прокопиевского братства (1896), гл. задачей к-рого была борьба со старообрядчеством . При еп. Гаврииле (Голосове ; 1 нояб. 1897 - 12 авг. 1904) в Вел. Устюге было открыто об-во вспомоществования нуждающимся учащимся Устюжского епархиального уч-ща, при Стефано-Прокопиевском братстве начала работу противораскольническая миссионерская школа. Попечением Устюжского еп. сщмч. Алексия (Бельковского ; 5 сент. 1904-1916) завершилась постройка здания Устюжского епархиального жен. уч-ща, в городе было освящено неск. новопостроенных храмов, открылись ок. 100 церковноприходских школ. В 1910 г. по благословению архиерея при Михаило-Архангельском начало работу древлехранилище, куда были переданы архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы ряда мон-рей. 12 окт. 1916 г. вышел указ Святейшего Синода об изменении титула викарного епископа, он стал именоваться «Великоустюжским и Усть-Вымским». В 1918 г. В. в. было преобразовано в Великоустюжскую епархию . Ист.: [Указ об учреждении Великоустюжского вик-ства]//Вологодские ЕВ. 1888. 4-5. Прилож. С. 1-6; Выписка из инструкции Великоустюжскому епископу, викарию Вологодской епархии//Там же. 8. С. 71-74. Лит.: Иоанникий (Казанский), еп. Речь при наречении во еп. Великоустюжского//ПрибЦВед. 1888. 9. С. 221; Варсанофий (Курганов), еп. Речь при наречении во еп.//Изв. по Каз. епархии. 1892. 16. С. 438-440; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373; Жизнеописание Антония (Каржавина), архиеп. Тверского и Кашинского. Тверь, 1914; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 103-104, 285-289; Т. 2. С. 58-59; Т. 3. С. 270-272; Т. 4. С. 353-354; Т. 6. С. 386-387. С. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150147.html

В проповедях и духовных беседах с крестьянами И. обращал особое внимание на необходимость нравственного совершенствования и жизни в соответствии с заповедями Божиими, на религ. воспитание детей. Он часто говорил о взаимоотношениях Церкви и советской власти, открыто оценивая последнюю как власть антихриста, которая подвергла Церковь невиданным гонениям и притеснениям. При этом архиерей считал, что надо руководствоваться декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», т. е. не вмешиваться в дела власти и не допускать вмешательства власти в церковные дела; поскольку эта власть сильна, верующим нужно выполнять ее требования в отношении уплаты налогов, службы в армии и проч., не уступая лишь в главном - в защите Церкви, а в остальном следует положиться на волю Божию. Немалые усилия И. прилагал для укрепления состава духовенства Никольского вик-ства, рукополагая во диаконы и священники стойких в вере крестьян; причем нек-рые хиротонии уже в это время являлись тайными. Владыка принимал в клир епархии священнослужителей после освобождения из заключения в тюрьмах и на Соловках. По нек-рым оценкам, он совершил тайные монашеские постриги не менее 30 монахинь, в т. ч. из апостолиц. От подчиненного ему духовенства И. требовал приобщения крестьян к вере, строгого соблюдения всех религ. праздников и обрядов, участия в крестных ходах. Стремясь к более глубокому воцерковлению прихожан, И. ввел практику проведения в храмах предварительной общей исповеди с разъяснением народу природы и сущности греха. Следуя древней правосл. традиции, он соборовал всех находившихся в храме, помимо совершения таинства над тяжелобольными на дому. За эти т. н. новшества («общее соборование, общие исповеди, допущение спанья в храмах, панибратство с мирянами, частые разъезды по деревням») клир кафедрального собора критиковал владыку, обращался с жалобами к Патриарху Тихону. И. предпринял попытку создать органы управления Никольским вик-ством и в июле 1924 г. обратился в Никольский райисполком с просьбой о регистрации епископской кафедры. Ходатайство не было удовлетворено и послужило в последующем основанием для обвинений И. в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти». В окт. было начато следствие по делу И., его вызывали на допросы к уполномоченному ОГПУ по Никольскому р-ну Рыкову. Недовольство властей вызывала активная борьба И. против местных обновленцев, к-рых он отлучал от Церкви. Внимание властей к И. еще более усилилось в связи с тем, что с осени 1924 г. на него были возложены обязанности временно управляющего Великоустюжской епархией после ухода на покой Великоустюжского архиеп. сщмч. Алексия (Бельковского) . К И. обращались за окормлением и приходы на территории Коми (Зырян) автономной области.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. 2. 19 марта 1924 г. Никольским викарным архиереем Великоустюжской и Усть-Вымской епархии был назначен еп. Иерофей (Афонин) . Он прибыл в Никольск в кон. марта, 25 апр. официально вступил в управление викариатством. Архиерей жил в сторожке при кафедральном Сретенском соборе Никольска, активно объезжал приходы Никольского р-на (районное деление Северо-Двинской губ. введено 10 апр. 1924), рукополагал для них священников и диаконов из числа крестьян, принимал в клир епархии освобожденных из-под стражи священнослужителей, боролся с обновленчеством, создал сестричество. В июле 1924 г. еп. Иерофей обратился в Никольский райисполком с просьбой зарегистрировать Никольскую епископскую кафедру. В регистрации было отказано. Вскоре Никольского архиерея обвинили в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти», в окт. 1924 г. началось следствие по этому обвинению. С осени 1924 г. еп. Иерофей временно управлял Великоустюжской епархией в связи с уходом на покой еп. сщмч. Алексия (Бельковского) . Никольский викарий также окормлял приходы Коми (Зырян) автономной обл. В связи с разногласиями с клиром Сретенского собора в кон. 1924 г. архиерей стал служить в никольской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой поселился. Состоявшийся 27 дек. суд над еп. Иерофеем приговорил его к 6 месяцам принудительных работ, замененных штрафом; Никольская кафедра как религиозное объединение решением суда объявлена ликвидированной. Еп. Иерофей обжаловал это решение, 25 февр. 1925 г. оно было отменено Северо-Двинским губ. судом; уголовное дело в отношении архиерея прекращено. Но 1 апр. Северо-Двинский губотдел ОГПУ возобновил следствие в связи с подозрениями в «самовольном» управлении еп.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++ К вопросу о дате рождения священномученика Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, первого настоятеля тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского В 2012 году исполняется 75 лет со времени мученической кончины тысяч православных христиан и священнослужителей – расстрелянных и умерших от пыток (летом 1937 г. меры физического воздействия были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия) и нечеловеческих условий содержания в лагерях и тюрьмах. Они были умучены только за то, что не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали никого на допросах. В 2000 году Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение «прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В списке новопрославленных святых значится и имя архиепископа Великоустюжского Алексия (в миру – Петр Филиппович Бельковский), первого настоятеля храма Александра Невского г. Тулы, принявшего мученическую кончину в тюремных застенках Великого Устюга в ноябре 1937 года (память – в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вологодских святых). Общиной храма святого Александра Невского ведется кропотливая работа по сбору информации о священниках, служивших в храме с 1886 года до его закрытия в 1930 году. В отношении П.Ф. Бельковского эта задача была значительно облегчена тем, что в связи с его прославлением, базовые биографические сведения были собраны Православным Свято-Тихоновским институтом (ныне университет). На их основе членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период, Игуменом Дамаскиным (Орловским) было написано подробное «Житие священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского».

http://pravicon.com/info-1713

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) , говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину – следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» . Мученика Иоанна Емельянова обвинили в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия и организовал на нее паломничества» . Да, конечно, это серьезная угроза для советской власти, когда один пожилой человек организовывает путешествие нескольких людей на могилу уже умершего иеромонаха Аристоклия. Да, тут, конечно, революция в опасности. И за эти вот паломничества человека приговорили к расстрелу. У другого верующего – мученика Иоанна Малышева – при обыске во время ареста были найдены граммофон и 20 дореволюционных пластинок с церковными песнопениями, в том числе и с государственным гимном «Боже, царя храни». Выяснив, что он проигрывал эти пластинки, следователь на этом построил обвинение в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» . Ничего так, да? За пластинки получить пять лет лагерей? Но пластинки эти были обнаружены при обыске, а значит, решение об аресте было принято до того, как их нашли. Так почему же было принято само решение об аресте? Причина та же, что и в упомянутом выше случае с монетами, которые нашли при обыске: потому что человек принадлежал к Церкви и вел церковную жизнь. И вот еще пара примеров. Больного и старого (ему было уже 95 лет) владыку Алексия (Бельковского) сотрудники НКВД доставили в тюрьму… на простыне Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 82-й год, он был прикован к постели – так при аресте его вынесли на носилках и в машине «Скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли . И священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне .

http://pravoslavie.ru/106816.html

Иоанна Протопопова (1902-1937); от Белгородской епархии: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1919); от Владимирской епархии: протоиерея Петра Чельцова (1888-1972); от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937); епископа Вельского, викария Вологодской епархии Николая (Караулова; 1871-1932), протоиерея Константина Богословского (1871-1937), священника Сергия Рохлецова († 1938), священника Прокопия Попова († 1918), монаха Никифора (Югова; † 1918), Нины Кузнецовой (1887-1938); от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова; 1855-1919); от Крымской епархии: епископа Макария (Кармазина; 1875-1937), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Андрея Косовского (1878-1920), священника Матфея Александрова (1872-1921), протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935), протоиерея Михаила Богословского (1883-1940), протоиерея Виктора Киранова (1881-1942), священника Александра Ильенкова (1896- 1942), Димитрия Спиридонова (1877-1938); от Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) и епископа Иоанна (Пашина; 1881-1937); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Игошкина; 1878-1959), священника Иоанна Артоболевского (1872-1938), протоиерея Сергия Кроткова (1876-1938), монахини Марии (Грошевой; 1876-1938), монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938), протоиерея Иоанна Смирнова (1873-1937), протодиакона Николая Горюнова (1880-1938), протоиерея Всеволода Смирнова (1873-1937), священника Петра Орленкова (1876-1937), иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937), священника Емилиана Гончарова (1882-1937), протоиерея Василия Соколова (1872-1937), священника Николая Виноградова (1871-1938), священника Михаила Маслова (1874-1938), иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937), священника Виктора Моригеровского (1872-1938), Ирины Смирновой (1891-1938), протоиерея Сергия Махаева (1874-1937), Михаила Новоселова (1864-1938), Анны Зерцаловой (1870-1937), священника Алексия Зиновьева (1879-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Иоанна Мелькова (1884-1920) Иосифа Беспалова († 1921) и с ним 37-ми мучеников Ирины Гуменюк (1885-1942) Исидора Решеткина († 1921) Иустины Меланич (1887-1942) Ксении Радунь (1875-1942) Леонида Салькова (1886-1938) Марии Дмитриевской (1879-1937) Марии Стефани (1878-1937) Марфы Дударенко (1885-1942) Матроны Наволокиной (1894-1942) Наталии Васильевой (1899-1942) Наталии Карих (1885-1942) Наталии Копытиной (1885-1942) Наталии Силуяновой(1905-1942) Наталии Сундуковой(1887-1942) Павла Бочарова (1882-1937) Петра Антонова (1872-1938) Петра Бордана (1895-1937) Татьяны Кушнир (1889-1942) от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) священника Петра Гаврилова (1870-1937) священника Иоанна Можирина (1870-1937) монаха Феодора (Никитина; 1873-1937) Иоанна Протопопова (1902-1937) от Белгородской епархии: епископа Белгородского Антония (Панкеева; 1892-1938) священника Александра Ерошова (1884-1938) священника Александра Саульского (1876-1938) священника Василия Иванова (1876-1938) священника Виктора Каракулина (1887-1937) священника Ипполита Красновского (1883-1938) священника Максима Богданова (1883-1938) священника Матфея Вознесенского († 1919) священника Митрофана Вильгельмского (1883-1938) священника Михаила Дейнеки (1894-1938) священника Николая Кулакова (1876-1938) священника Николая Садовского (1894-1938) священника Павла Брянцева (1889-1938) священника Павла Попова (1890-1938) Григория Богоявленского (1883-1938) Михаила Вознесенского (1900-1938) от Владимирской епархии: епископа Ковровского Афанасия (Сахарова; 1887-1962) протоиерея Петра Чельцова (1888-1972) от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937) епископа Вельского Николая (Караулова; 1871-1932) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) игумении Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) протоиерея Константина Богословского (1871-1937) протоиерея Сергия Рохлецова (1876-1938) священника Иоанна Иванова (1864-1918) священника Прокопия Попова († 1918)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Ирины Гуменюк (1885–1942) Исидора Решеткина (†1921) Иустины Меланич (1887–1942) Ксении Радунь (1875–1942) Леонида Салькова (1886–1938) Марии Дмитриевской (1879–1937) Марии Стефани (1878–1937) Марфы Дударенко (1885–1942) Матроны Наволокиной (1894–1942) Наталии Васильевой (1899–1942) Наталии Карих (1885–1942) Наталии Копытиной (1885–1942) Наталии Силуяновой(1905–1942) Наталии Сундуковой(1887–1942) Павла Бочарова (1882–1937) Петра Антонова (1872–1938) Петра Бордана (1895–1937) Татьяны Кушнир (1889–1942) от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878–1937) священника Петра Гаврилова (1870–1937) священника Иоанна Можирина (1870–1937) монаха Феодора (Никитина; 1873–1937) Иоанна Протопопова (1902–1937) от Белгородской епархии: епископа Белгородского Антония (Панкеева; 1892–1938) священника Александра Ерошова (1884–1938) священника Александра Саульского (1876–1938) священника Василия Иванова (1876–1938) священника Виктора Каракулина (1887–1937) священника Ипполита Красновского (1883–1938) священника Максима Богданова (1883–1938) священника Матфея Вознесенского (†1919) священника Митрофана Вильгельмского (1883–1938) священника Михаила Дейнеки (1894–1938) священника Николая Кулакова (1876–1938) священника Николая Садовского (1894–1938) священника Павла Брянцева (1889–1938) священника Павла Попова (1890–1938) Григория Богоявленского (1883–1938) Михаила Вознесенского (1900–1938) от Владимирской епархии: епископа Ковровского Афанасия (Сахарова ; 1887–1962) протоиерея Петра Чельцова (1888–1972) от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842–1937) епископа Вельского Николая (Караулова; 1871–1932) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871–1918) игумении Серафимы (Сулимовой; 1858–1918) протоиерея Константина Богословского (1871–1937) протоиерея Сергия Рохлецова (1876–1938) священника Иоанна Иванова (1864–1918) священника Прокопия Попова (†1918) монаха Никифора (Югова; †1918) Филиппа Марышева (1864–1918) Анатолия Барашкова (1870–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Осенью 1937 года архиепископ Алексий был арестован. Ему было уже девяносто пять лет. Он не мог выйти самостоятельно из дома, когда за ним пришли сотрудники НКВД и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Ежегодно в день памяти священномученика Алексия в храме святителя Стефана Великопермского (Стефановском Архиерейском подворье) города Великий Устюг совершается Божественная Литургия в память угодника Божия принявшего мученическую кончину. Церковь святителя Стефана расположена на территории кладбища, на котором находится захоронение священномученика Алексия. После Божественной Литургии духовенством Архиерейского Стефановского подворья храма совершается молебен священномученику Алексию с крестным ходом к его могиле. Также, во время крестного хода духовенство и прихожане храма молятся у Поклонного креста, установленного в честь растреляных на этом месте православных христиан в 30-х гг. ХХ столетия. К сожалению, в каноническом Житии архиепископа дается только год его рождения – 1842, без указания точных дня и месяца, и ни каких сведений о его семье, кроме упоминания о том, что в 1897 году он овдовел. Учитывая же, что в храме в особые дни принято поминать не только почивших священнослужителей, но и членов их семей, общиной храма был осуществлен архивный поиск в целях получения недостающих данных, увенчавшийся успехом. В фонде Тульской духовной консистории в клировой ведомости Александро-Невской, что на Плац-параде церкви г. Тулы за 1896 год был выявлен послужной список священника Петра Филипповича Бельковского, настоятеля церкви, который позволяет сделать вывод об ошибочности указываемой практически во всех печатных и электронных ресурсах и Житиях даты рождения священномученика Алексия (Бельковского) – 1842 год (за исключением «Тульского синодика», где указан 1841 г.). Возникает также вопрос и в отношении года смерти его жены. Жития, а за ними и другие источники указывают, что священномученик Алексий овдовел в 1897 г., а в приводимом ниже послужном списке, составленном в 1896 г., он уже назван вдовцом.

http://pravicon.com/info-1713

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010