А. Гуллотта. Соловецкая быль А.Д. Булыгина «Соловецкая быль» Александра Дмитриевича Булыгина – незаурядный текст и, как незаурядное явление, требует нетривиального, во всяком случае, не совсем академического введения, которое автор настоящей статьи позволит себе начать с рассказа о своем знакомстве с этими мемуарами и самими Соловецкими островами. Дело в том, что по некоему совпадению я впервые приехал на Соловки именно после прочтения в архиве московского «Мемориала» воспоминаний А.Д. Булыгина и смотрел на происходящее отчасти через призму этого его произведения, которое дорого мне как память о первой встрече с архипелагом. Другой отправной точкой моего восприятия этого места стало знакомство с А. А. Сошиной. Используя слова академика Д.С. Лихачева, могу сказать, что для меня общение с Антониной Алексеевной было вторым (но первым по значению) университетом по изучению исторического и культурного наследия Соловков. Однажды я спросил у нее, как она относится к разнообразию описаний Соловецкого лагеря, которые встречаются в мемуарах бывших заключенных и в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу. Она ответила очень поэтично, напомнив притчу о семи слепых людях, ощупывающих слона с разных сторон. В результате каждый из них описывает лишь некую часть, тогда как совокупность описании дает представление о целом. То же в полной мере относится к истории СЛОНа, понять которую во всей ее полноте можно только через сопоставление самых разных свидетельств, дающих цельную и объемную картину того трагического времени и мира. В этой связи публикацию мемуаров А.Д. Булыгина можно считать важным событием на пути понимания лагерной истории и жизни соловецких заключенных, их переживаний и возможного отношения к действительности. Мемуарист родился в 1902 г. в семье офицера. Бухгалтер по образованию, он был арестован в 1925 г. по делу «фокстротистов» и приговорен к трем годам лишения свободы. Свой срок молодой человек отбывал на Соловках, где находился до ноября или декабря 1927 г. Первую часть лагерного срока Булыгин провел на общих работах, затем трудился на Соловецкой железной дороге – сначала в лесах, а потом в качестве бухгалтера – и был непосредственным свидетелем функционирования административного аппарата УСЛОН.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Кирилл Каледа: Создание центра памяти жертв сталинских репрессий – важная, но трудная задача 4 августа, 2014. Протоиерей Кирилл Каледа У тех, кто занимается мемориальной деятельностью, в связи с этим имеется целый ряд вопросов. В Москве создадут центр памяти жертв сталинских репрессий. В новый комплекс, который будет базироваться на площадке Музея истории ГУЛАГа, войдут Бутовский полигон, полигон в поселке Коммунарка, а также памятник «Соловецкий камень» на Лубянской площади. Комментирует настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: — Действительно в СМИ прошла информация относительно создания такого мемориального комплекса,  в который войдут Музей ГУЛАГа, как головная организация, а также  «Соловецкий камень» на Лубянской площади и места массовых захоронений  в Коммунарке и Бутове. Все это произошло после того, как на прошлой неделе председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Михаил Александрович Федотов встречался с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. В числе других вопросов обсуждался вопрос увековечения памяти пострадавших в годы репрессий. Михаил Александрович отметил, что современный этап этой деятельности начался с посещения Владимиром Путиным Бутовского полигона 30 октября 2007 года. Михаил Александрович сообщил Президенту, что за последнее время Совет провел достаточно большую работу и подготовил программу по увековечению памяти пострадавших, но, к сожалению, целым рядом чиновников претворение этой программы в жизнь было саботировано. Тем не менее, как доложил президенту Михаил Александрович, на местах имеются руководители, которые понимают важность  работы в этом направлении, и они готовы расходовать средства на эту деятельность из бюджетов. Однако существующее ныне законодательство хотя и говорит о том, что необходимо восстанавливать места захоронений, проводить деятельность по сохранению памяти и так далее, но механизмов финансирования не предусматривает. Поэтому если руководителями расходуются средства из бюджетов на эти цели, то представители Счетной палаты затем  предъявляют к ним претензии.

http://pravmir.ru/protoierey-kirill-kale...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Один день на Соловках Приезжающие на остров обязательно приходят на Секирную гору 14.08.2016 403 Время на чтение 4 минуты На Соловки мы прилетели ближе к вечеру чартером из Архангельска. Наш самолетик слегка пошвыряло в белых облаках, но техника лучшего образца 1970-х выдержала испытание достойно. Из молочного тумана чуть блеснула полоска моря и почти сразу же вынырнула земля. " А вчера и всю прошедшую неделю светило солнце! " - сказали встречающие, будто оправдываясь за негостеприимство погоды... Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) тоже открывали в августе, в 1923 году. И, наверное, так же тогда пригревало обманное солнце. Ехать сюда любопытствующим туристом - вроде бы стыдно, паломником - духовно не доросла, исследователем - и рада, да вряд ли уже получится. Но попасть сюда в дни поминовения Александра Исаевича Солженицына - все равно что покаяться и причаститься (да простят меня за сравнение люди воцерковленные). Переезд с аэропорта до базы МЧС занял минут 10 усиленной тряски по ухабам. " Зато у нас навсегда решена проблема экологии, на 1000 населения приходится 600 единиц техники " , - заметил сопровождающий. Оказалось, местные водители любят не только экологию, но и скорость: наши вещи мигом оказались на полу. Величественный Соловецкий кремль (мало уступающий древностью и красотами Московскому Кремлю) встретил нас безлюдностью. " Еще не утро, - сказал гид, - утром сюда придут жители и гости на службу " . Основные службы летом проходят в Преображенском соборе в дни великих и двунадесятых праздников. Зимой монахи перебираются в надвратный храм Благовещения; паломников в это время почти нет, и кажется, что остров вымирает. " Проблемы туристов здесь тоже нет? " - спросила я. " В летнее время население острова увеличивается чуть ли не в три и более раз " , - с гордостью заметил островной житель. Мы вышли из машины и огляделись. Вспомнились кадры из " Острова " Лунгина. " А кто сюда приезжает чаще? " - поинтересовались мы. " Конечно же, паломники, - последовал ответ. - Все-таки это святые места. Еще здесь много студентов " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Николай Павлович Анциферов. СЛОН (Соловецкие лагеря особого назначения) 227 В белом море Красный слон... (Из песни заключенных) Всех нас заперли в столыпинский вагон. В купе высоко – маленькое окно. Купе отделено от коридора тяжелой решеткой. Несколько друзей издали наблюдали посадку. К нашему удивлению и радости, мы все вместе. Поезд тронулся. Прощай, Петербург. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия. Мы молчали. Первым заговорил Александр Александрович Мейер: «Кончилась жизнь. Теперь начинается житие». Ехали, кажется, двое суток. Привезли нас утром, туманным, холодным. Попов остров. Нас высадили. Мы оглянулись. Голые плоские скалы-камни. Алексей Петрович Смирнов мрачно сказал: Пустынный и мрачный гранит. На острове том есть могила, И в ней император зарыт. Это были вещие слова. Через несколько месяцев Алексей Петрович и был зарыт, освобожденный сыпным тифом. Его опередил Павел Дмитриевич Васильев. Часть вещей нагрузили в телегу, часть мы несли сами. Путь показался долгим. Идти не хотелось. И куда идти! В конце острова мачта. Нас встретил короткий субъект, напомнивший антисемитскую карикатуру из черносотенного журнала. Мелко курчавый, рыжий, с оттопыренными ушами, вывороченными губами, над которыми нависал мясистый нос. Это был Абраша Шрейдер. В руках его список этапа и палка- " дрын». Он начал командовать. «По вызову брать вещи и бежать к мачте. Живо!» Первый заключенный со своим мешком поплелся к мачте. Абраша наскочил на него с матерной бранью и ударил дрыном. У последующих прибавилось прыти. Я едва плелся. Но охота пускать в дело дрын скоро прошла. Вслед за перекличкой нас отвели на ровное место, и Шрейдер произнес «приветственное слово». Речь его начиналась потоком изощренной матерщины. Был упомянут рот, печень, пупок, горло, сердце. Кто-то из «урок» 228 улыбнулся. Как коршун, налетел на него Абраша и начал избивать своим скипетром, как Одиссей Терсита. После паузы он закричал во всю силу своей жидкой глотки: «Вы думаете – это тюрьма, где у вас там разные фигли-мигли?» Эффектная пауза, и вслед: «Это не тюрьма. Это, – еще тоном выше, – концлагерь!» Абрашу сменил верзила со скобелевской бородой, «гроза урок» Курилко – унтер царской армии. Он построил нас в шеренгу и зычно закричал: «По порядку номеров рассчитайся!» И посыпалось: первый, второй и т.д. В этапе было человек сорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексеев , Иван, один из видных раскольничьих писателей XVIII столетия, основатель среди беспоповцев-федосеевцев секты «новоженов», государственный крестьянин, род. в 1709 г. в Великороссии, ум. в 1776 г. в Стародубье, куда переселился еще в молодости. Выучившись грамоте, «крюковому сладимому пению», «чистописанию уставом» и «изографству святых икон», Алексеев вскоре выдвинулся из среды малограмотных стародубских слобожан-раскольников, принадлежавших по большей части к поповщинской секте. Природный критический ум Алексеева, его начитанность, «рачительство о правости догмат церковных», из-за которого он «род и отечество оставил и тех ради претерпевал многие недостатки», позволяли раскольникам надеяться, что Алексеев много сделает на пользу «древляго благочестия». Однако надежды их не оправдались: хотя Алексеев и писал против православия (разговор «Об истинной церкви доказательство, кую и врата адова одолети не могут», «Рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах», «Книга Питин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха » и др.), но главнейшие свои труды посвятил обличению поповцев и беспоповцев. Будучи федосеевцем, Алексеев, изучив слабые стороны поповцев, написал в разное время (последнее относится к 1762 г.) несколько дельных сочинений, в которых опровергал «глупые и суеверные доводы поповщинские об их бегствующем и беззаконном иерействе». Важнейшее из этих сочинений относится к 1755 году и называется «История о бегствующем священстве». В историческом отношении это сочинение важно потому, что сообщает сведения об основателях раскола на юге и юго-западе России – иеромонахе Иове, игумене Досифее, попах Козме и Стефане, иереях Иоасафе и Феодосии; об основании при попе Феодосии толка поповщины и церкви на Ветке; о первых беглых попах и искании архиереев и пр.; важно оно еще и потому, что знакомит с состоянием современной Алексееву раскольничьей литературы, так как в нем упоминается о целом ряде раскольничьих сочинений («История об отцех и страдальцех Соловецких», «Ответы диаконовы», «История стрелецкая», «Доношение староверов ясскому митрополиту Антонию» и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1. Алексей С. Павлов сын причетника томской епархии (родился в 1832 году). По окончании воспитания в Тобольской Семинарии, как даровитый питомец ее, он поступил в 1854 г. для довершения образования в Казанскую духовную Академию. С умом острым, при темпераменте живом и увлекающемся, талантливый А. С. Павлов хотя и выдвинулся из среды своих сотоварищей по академии 1 и занял в списке 7 курса первое место, но не был оставлен при Академии бакалавром. Причины этого обстоятельства кроются, во-первых, в нерасположении нового ректора Академии арх. Агафангела 2 , вообще, и лично к А. С. Павлову , в частности, за его студенческие увлечения и живой темперамент 3 и, во-вторых, в желании ректора видеть в академической корпорации молодых людей с наклонностями к монашеству, на что Алексей Степанович не подавал никаких надежд. Назначенный, по окончании курса в Академии, преподавателем общей и русской церковной истории в Казанскую духовную Семинарию, Алексей Степанович, однако же, не оставался в Семинарии и одного года и был перемещен в Академию 11 марта 1859 года бакалавром по кафедре канонического права и литургике, так как желательных кандидатов не было на лицо. Но «литургика, по замечанию П. В. Знаменского , бывшего одним из первых слушателей А. С. Павлова , не смотря на множество совершенных им работ по этому предмету 4 , была у него менее любимой наукой, и разрабатывалась им менее самостоятельно, чем каноника» 5 . Главным толчком к самостоятельным изысканиям в области канонического права вообще и русско-византийского права в частности послужило богатое собрание канонических сборников в рукописях Соловецкой библиотеки, переданной в ведение Казанской Академии 6 . С увлечением отдавшись их всестороннему изучению на первых порах своей службы в Академии, Алексей Степанович заложил здесь прочные основания тому научному и богатому запасу сведений по излюбленной специальности, которым он мастерски пользовался всю свою не кратковременную жизнь, и который он не успел исчерпать и до самого конца, несмотря на свою необыкновенно плодовитую деятельность. Доказательством для сего может послужить ряд статей, напечатанных в «Византийском Временнике» за 1895 и 1896 годы, и множество материалов для предположенной, но не осуществившейся 2 части «Памятников древнерусского канонического права». Что же касается прямых и очевидных результатов его увлечения и серьезного занятия каноническими памятниками на первых порах его службы, то они сказались в целом ряде изданий новых и неизвестных памятников, как, напр. «Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского» (Прав. Соб. 1861, т. 3), «Послание старца Елеазарова монастыря к великому князю Василию Иоанновичу» (там же, 1863, т. 1), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору 1490 г.» (там же), «Три, доселе неизданных, послания князя Андрея Курбского» (там же, т. 3), «Полемические сочинение инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же) и «Апокрифическое слово о судиях и властителях» (там же, 1864 г., т.1)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С.К. Севастьянова Часть I. Глава 1. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и традиции русской деловой прозы В переписке патриарха Никона с современниками наибольший интерес представляют его послания к царю Алексею Михайловичу, отразившие их непростые отношения: духовную дружбу и любовь, вражду и попытки примирения. В переписке патриарха с царем можно выделить четыре периода, условные названия которых даны мной по месту пребывания адресанта в период письменного общения с адресатом: 1) новгородский (1650 – 1652 гг.); 2) московский (1653 – 1656 гг.); 3) воскресенский (1658 – 1666 гг.); 4) ферапонтовский (1667 – 1675 гг.). Послания, составленные в разное время, отличаются по форме и тематике, источникам и уровню «литературности», степени проявления личностного качала и авторского «я». Охарактеризую каждый период более подробно. Новгородский период (1650 – 1652 гг.) Содержание посланий новгородского митрополита Никона к царю Алексею Михайловичу в этот период определили два события: новгородское восстание (март – май 1650 г.) и перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (март – июнь 1652 г.), главным участником которых был Никон. Тексты этих посланий привлекали внимание только историков, а как памятники, созданные в традициях деловой письменности и древнерусской книжности, не изучались. Материалы следственного дела о новгородском восстании находятся в документах Посольского приказа – РГАДА, ф. 96 (Сношения России со Швецией), on. 1, стлб. 3, ч. 1 – 3. Документы этого столбца неоднократно привлекали внимание историков: используя материалы дела, С.М.Соловьев в обшей работе по истории России подробно изложил ход новгородских событий 25 . М.Н.Тихомиров написал специальную статью о народном восстании 1650 г. 26 . Отдельные документы столбца неоднократно издавались, но как исторические источники: М.Н.Тихомировым опубликованы девять актов 27 , С.В.Лобачевым две отписки митрополита Никона 28 , недавно изданы 159 документов из новгородского следственного дела 29 . Между тем вопрос об объеме, характере и качестве издания материалов о новгородском восстании 30 остается дискуссионным 31 , В результате сверки текстов шести подлинных отписок Никона, представляющих для исследования особый интерес (см. Приложение 2.1), с изданными историками текстами обнаружены грубые опечатки, пропуски, как отдельных слое, так и целых фраз, ошибки в прочтении текстов источников 32 . Поэтому шесть посланий митрополита Никона мной издаются вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Робертович Грубе. Рассказ человека с «того света» 129 Нет места на свете более страшного, более жуткого, чем Соловки. Непроходимые джунгли африканских лесов, кишащие дикими зверями, менее опасны для человека, чем Соловки. От дикого зверя можно уберечься, от чекиста нет спасения. Каплю за каплей они высасывают кровь из заключенных, вытягивают из них жилы и вот таких, обескровленных и обессиленных людей заставляют работать по 20 часов в сутки. Убежать с Соловков невозможно. Острова, окружены со всех сторон водой, переплыть которую человек не в состоянии – прекрасное место для тюрьмы. Не нужно даже особенно охранять заключенных, потому что бежать – бессмысленно, убежать все равно нельзя, а если и попытаешься, то сейчас же изловят и... расстрел на месте. И все-таки с этого проклятого «острова отчаяния» человек убежал. Тут помогли не деньги, не особые стратегические способности, а просто слепое счастье, судьба, захотевшая быть милостивой к невинно страдающему. Этот человек с того света был у нас в редакции и в течение четырех часов рассказывал нам жуткую историю жизни и смерти на Соловках. Вот, что он рассказал. Как обманывают большевики иностранных моряков – Меня зовут Александр Грубе, – сказал он. – По происхождению я латыш, по профессии матрос. Латвию я оставил в 1920 году и уехал в Америку. Тут я поступил на пароход и пошел в плавание. Однажды мы пришли в советский порт, в Одессу. Нас спустили на берег, водили по кинематографам, по разным клубам, угощали и уверяли нас, что в СССР для рабочих и крестьян не жизнь, а рай. Принимали нас великолепно, и мы ушли на пароход чрезвычайно довольными. – Ну, как вам у нас нравится? – спрашивали нас коммунисты, провожая на пароход. – Очень, – ответил я, вспоминая все те удовольствия и угощение, которое поставили нам коммунисты. Ответил я вполне искренно, и с тех пор у меня в голове засела мысль о необходимости покинуть Америку и переселиться в Советскую Россию. Вернувшись в Америку, я стал искать пароход, который уходит в Черноморские порты, с тем, чтобы уехать в Советскую Россию. Такого парохода не оказалось, и я поступил матросом на пароход «Венона», уходящий в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf В 1929 г. в Соловецком страшном концлагере с конца зимы резко увеличились заболевания цынгой, и к весне из 18 тысяч заключенных IV отд. СЛОН (4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения помещалось на самом острове «Соловки») число больных достигло 5000 человек. Мне, заключенному врачу, было предложено, кроме моей обычной работы, взять на себя заведывание одним из новых цынготных бараков на 300 человек заключенных. Когда я явился в этот барак, меня встретил молодой фельдшер еврей с очень красивым одухотворенным лицом. Он оказался студентом-медиком VI курса. Иметь такого квалифицированного помощника было большой редкостью и огромным облегчением. Александр Яковлевич, Я. – (так звали этого студента-фельдшера) обошел со мною весь барак и показал всех больных. О каждом он подробно мне рассказал его анализ и характерные проявления болезни. Больные были все в очень тяжелом состоянии. Кровоточащие и гниющие десны, пораженные язвенным цынготным гингивитом, огромные опухоли суставов, цынготные кровоизлияния в виде синих пятен на конечностях – бросались в глаза при беглом осмотре. При обстоятельном же обследовании у многих оказались тяжелые осложнения на внутренних органах: геморрагические нефриты, плевриты и перикардиты, тяжелые заболевания глаз («рыбьи глаза» – т. е. глаза с красной каемкой вокруг роговицы). Из объяснений фельдшера я понял, что он прекрасно разбирается в симптоматологии болезней и правильно ставит диагнозы и прогнозы. Узнав, что Александр Яковлевич непрерывно работал целые сутки, я отослал его отдохнуть и стал обходить и осматривать больных один. В историях болезни были записаны все так называемыя установочные данные, т. е. имя, фамилия, дата и место рождения и т. п., собран анализ и записаны субъективные жалобы. Ввиду огромного количества больных я вынужден был осматривать их очень бегло и записывать чрезвычайно кратко. Тем не менее осмотр мой, начавшийся в 8 ч. утра, закончил только к 3 ч. ночи, при двух перерывах по 1/2 ч. на обед и ужин. На следующий день я снова пришел в барак к 8 ч. утра и застал Александр Яковлевича уже обошедшим всех больных, выполнившим все мои назначения и собравшим сведения о наиболее тяжелых (оказывается он работал с 12 ч. дня до 8 ч. утра, т. е. 20 часов, снова без перерыва). Лицо А. Я. было вспухшее и носило явные следы тяжелых побоев. В ответ на мои расспросы он разсказал мне следующее. В 7 ч. утра барак посетил начальник И. С. Ч. (информационно-следственной части, т. е. отд. ГПУ в концлагере). Начальник был в пьяном виде. Обходя больных, он спросил их – довольны ли они работой врача и фельдшера. Несколько человек заключенных больных заявили, что врач только поздно ночью «заглянул» в барак и «наспех» посмотрел «некоторых» больных, «не оказав никакой помощи тяжелым больным», а фельдшер вышел вчера на работу только в 12 часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010