28 июля 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму, 17 июля 1939 г. военный трибунал Харьковского военного округа приговорил его к 10 годам тюремного заключения. 5 янв. 1940 г. приговор был отменен и дело возвращено на доследование, но в мае того же года А. скончался в тюремной больнице. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в к-ром была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у А., и привратник, впосл. ставший священником, сразу узнали А.; в тюрьму были отправлены останки др. человека с документами архиепископа, а тело А. было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие почитатели А. облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на кладбище с. Залютина в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. 22 июня 1993 г. определением Синода УПЦ А. прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45-46; Польский. Т. 2. С. 78-83. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64132.html

храмов, один из последних - храм свт. Митрофана Воронежского при городской тюрьме (в 1916), в к-рой А. скончался спустя 21 год. 12 окт. 1916 г. постановлением Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, с нач. 20-х гг. - архиепископом. 30 июля 1923 г. А. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к тому времени самостоятельной. В 1924 г., в возрасте 82 лет, уволен на покой. Живя при храме Симеона Столпника в Великом Устюге, ежедневно служил литургии. После закрытия храма перешел в ц. прп. Сергия Радонежского и вмч. Димитрия Солунского. Поселившись в церковной сторожке, продолжал служить ежедневно, начиная богослужение в 4 ч. утра при немногих молящихся. К нач. 1937 г. по немощи с трудом передвигался, ему помогали жившие при нем монахини. А. был арестован осенью 1937 г. в возрасте 95 лет. Он не мог самостоятельно идти, сотрудники НКВД вынесли его из дому на простыне. После короткого пребывания в тюрьме А. скончался, погребен на городском кладбище. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 320. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 103; Тульские ЕВ. 1872. 20. С. 393; 1897. 10. С. 150; 1898. 6. С. 78; 7. С. 93; Новгородские ЕВ. 1904. 19. С. 1218-1219, 1221-1222; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/64560.html

Награжден набедренником (1907), скуфьей (1909), камилавкой (1911), наперсным крестом от Синода (1914); орденами св. Станислава 3-й степени (1902) и св. Анны 3-й степени (1907). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. По возвращении в Вел. Устюг принял участие в съезде духовенства и мирян Великоустюжского викариатства, на к-ром был избран почетным председателем. В июне 1918 г. по инициативе К. на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян была образована комиссия по выделению Великоустюжского викариатства в самостоятельную епархию, К. стал председателем этой комиссии. 22 июля того же года Вологодским и Тотемским еп. сщмч. Александром (Трапицыным ; впосл. архиепископ) возведен в сан протоиерея. После образования епархии в сент. 1918 г. являлся председателем Великоустюжского епархиального совета. В 1920 г. К. был назначен на должность священника к Мироносицкой ц. в Вел. Устюге. Одновременно работал архивариусом в Северо-Двинском губ. архиве. В 1921 г., после того как Великоустюжский архиеп. сщмч. Алексий (Бельковский) благословил начать в епархии сбор денег и продуктов, К. был арестован вместе с архиеп. Алексием и др. членами епархиального совета. Их обвиняли в организации незаконного сбора средств на Церковь и нарушении декрета Совнаркома «Об отделении церкви от гос-ва». 12 июня 1921 г. Северо-Двинский губревтрибунал приговорил К. к 5 годам лишения свободы, однако вскоре все осужденные по этому делу были амнистированы. После освобождения К. был назначен настоятелем Успенского собора в Вел. Устюге. 3 авг. 1922 г. К. был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей . Вскоре был освобожден, но затем вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и в нарушении данной им подписки не касаться при чтении проповедей вопросов, не относящихся к религии. На допросе виновным себя не признал. 30 марта 1923 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам приговорила К. к 2 годам заключения. Был помещен в исправдом в Вел. Устюге, а затем переведен в СЛОН. Отбывал срок заключения на о-ве Б. Муксалма. В 1925 г., после освобождения с Соловков, нек-рое время жил в Архангельске на положении адм. ссыльного. В том же году переехал в Вологду, где был назначен настоятелем Благовещенской ц. В 1930 г., после закрытия Благовещенской ц., стал настоятелем Богородице-Рождественской кладбищенской ц. Занимал должность председателя Вологодского епархиального совета в 1930-1937 гг. Собирал сведения о закрытых церквах и репрессированном духовенстве, о чем информировал Патриархию. Стал организатором обращения во ВЦИК РСФСР с жалобой на незаконное закрытие Богородского кладбища.

http://pravenc.ru/text/1841992.html

Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий ( Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев- беспоповцев , теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх ( Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник) . Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний ( Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство , вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим ( Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай ( Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим ( Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны. В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).

http://pravenc.ru/text/150143.html

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++ К вопросу о дате рождения священномученика Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, первого настоятеля тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского В 2012 году исполняется 75 лет со времени мученической кончины тысяч православных христиан и священнослужителей – расстрелянных и умерших от пыток (летом 1937 г. меры физического воздействия были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия) и нечеловеческих условий содержания в лагерях и тюрьмах. Они были умучены только за то, что не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали никого на допросах. В 2000 году Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение «прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В списке новопрославленных святых значится и имя архиепископа Великоустюжского Алексия (в миру – Петр Филиппович Бельковский), первого настоятеля храма Александра Невского г. Тулы, принявшего мученическую кончину в тюремных застенках Великого Устюга в ноябре 1937 года (память – в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вологодских святых). Общиной храма святого Александра Невского ведется кропотливая работа по сбору информации о священниках, служивших в храме с 1886 года до его закрытия в 1930 году. В отношении П.Ф. Бельковского эта задача была значительно облегчена тем, что в связи с его прославлением, базовые биографические сведения были собраны Православным Свято-Тихоновским институтом (ныне университет). На их основе членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период, Игуменом Дамаскиным (Орловским) было написано подробное «Житие священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского».

http://pravicon.com/info-1713

Согласно Житию, архиепископ родился в 1842 году в с. Рождествино Каширского уезда Тульской губернии. В 1864 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 5 марта 1867 года возведен в сан иерея и священствовал в Туле. С 1886 года служит в тульской Александро-Невской церкви. Отец Петр был энергичным благотворителем и бескорыстным пастырем. Отпевал бедных на свой счет, а при посещении их домов всегда оделял их деньгами. Заботился он и о просвещении народа. Много усилий употребил священник на устроение приходской школы, в которой училось в то время восемьдесят детей. Кроме обычных предметов ученики обучались также церковному чтению и пению. Во время некоторых праздников дети целиком исполняли все песнопения литургии. Ученики по очереди читали шестопсалмие и часы, были хорошо обучены богослужебному уставу и сами находили в книгах необходимые тексты. В 1891 году Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Некоторые из крестьянских семейств, чьи дети обучались в школе, остались без средств к пропитанию. Родители не могли дать детям в школу даже куска хлеба. Был случай, когда мать покинула дом, только бы не видеть вернувшегося из школы голодного сына, накормить которого ей было нечем. Видя такое положение, священник Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников – детей беднейших родителей. Благодаря о. Петру Александро-Невский храм, находившийся на окраине города, где проживало беднейшее население, стал одним из центров просвещения и благотворительности. Здесь образовался крепкий приход, который, несмотря на скудость средств, создал такие благотворительные учреждения, каких не было и в состоятельных приходах города. При проведении ревизий церковноприходских школ школа при Александро-Невском храме получала от проверяющих неизменно высокую оценку в постановке преподавания Закона Божия и за успехи учеников в освоении изучаемых предметов. В 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской школы.

http://pravicon.com/info-1713

11 к. Святыни В обители почитался прп. Киприан, мощи к-рого к 2004 г. пребывают под спудом в храме Преполовения Пятидесятницы. В XIX в. над его захоронением поставили каменную гробницу с изображением святого на холсте и положили камень,- один из тех валунов, к-рыми, по преданию, св. Киприан отмечал территорию мон-ря. У ворот обители, на месте кончины блж. Прокопия Устюжского, в XIV в. был установлен деревянный крест, в XVII в. замененный белокаменным. В 1707 г. крест был обрамлен иконной рамой, ее клейма изображали Страсти Христовы, в 1737 г., в связи со строительством каменной ограды, его перенесли в трапезную Введенской ц. (в наст. время находится в коллекции Великоустюжского музея-заповедника). В нач. XIX в. на месте кончины подвижника была построена каменная часовня. Находившаяся в Архангельском храме мон-ря икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в.) ныне в ГРМ. Библиотека Согласно сотной книге 1630 г., в В. м. имелась небольшая б-ка, состоявшая из 47 кодексов, в основном рукописных. Неск. рукописей б-ки находятся в составе Великоустюжского собр. РГБ и Устюжского собр. БАН. Монастырской б-ке принадлежал сборник кон. XIII - нач. XIV в. («Устюжская Кормчая» - РГБ. Рум. 230), содержащий древнейший список Номоканона в переводе св. равноап. Мефодия и составленный св. Мефодием «Закон судный людям». В 1910 г. по благословению Великоустюжского еп. сщмч. Алексия (Бельковского) при В. м. открылось древлехранилище, куда поступили архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы ряда мон-рей. В. м. в XX в. В сент. 1918 г. представители сов. власти произвели обыск в В. м., были изъяты ценные вещи, деньги и продукты питания. 31 дек. 1918 г., согласно договору с Великоустюжским уездисполкомом, имущество и здания обители перешли в ведение церковной общины при мон-ре, к-рая вскоре была упразднена. 1 дек. 1924 г. на заседании секретариата Северо-Двинского губисполкома принято постановление о передаче Владимирской надвратной ц. и Михаило-Архангельского собора, как «имеющих художественно-археологическую ценность», в распоряжение губернского музея. До 1941 г. на территории В. м. размещались концлагерь, губернский исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Последний настоятель В. м.- Великоустюжский еп. сщмч. Алексий (Бельковский) после закрытия мон-ря был возведен в сан архиепископа, 30 июля 1923 г. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к этому времени самостоятельной. В 1937 г. 95-летний старец был арестован и заключен в тюрьму, находившуюся на территории В. м., через месяц скончался, был тайно погребен на городском кладбище. В 1941-1945 гг. монастырские здания были заняты перебазированным в Вел. Устюг Пуховичским военно-пехотным уч-щем. С 1945 г. на территории В. м. расположен Великоустюжский автодорожный техникум.

http://pravenc.ru/text/150145.html

3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий. (По другим данным пострижение в монашество протоиерея Петра Бельковского было совершено 7 марта 1898 года. Основание: Тульские епархиальные ведомости. – 1898. – – С. 297. – Прим. авт.). 14 марта 1898 года он был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Новгородской и Старорусской епархии с возведением в сан архимандрита. «Хотя и не был точно известен день и час отъезда отца Алексия, однако ко времени его отъезда, 27 марта в 12 час. дня, собрались к дому его прихожане, а на пути следования его выходили из домов, кланялись на его благословение и желали ему счастливого пути. Немало почитателей его собралось и на вокзал Московско-Курской железной дороги с целью еще раз получить от него благословение и еще раз пролить благодарную слезу за ту добрую память, которую он о себе оставил». 5 сентября 1904 г. он был хиротонисан во епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии. 25 апреля 1906 г., согласно прошению, по преклонности лет и болезненному состоянию уволен на покой. 1909 год – епископ Велико-Устюжский и Усть-Вымский, викарий Вологодской епархии. С 30 июля 1923 г. архиепископ Великоустюжский. В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.

http://pravicon.com/info-1713

Осенью 1937 года архиепископ Алексий был арестован. Ему было уже девяносто пять лет. Он не мог выйти самостоятельно из дома, когда за ним пришли сотрудники НКВД и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Ежегодно в день памяти священномученика Алексия в храме святителя Стефана Великопермского (Стефановском Архиерейском подворье) города Великий Устюг совершается Божественная Литургия в память угодника Божия принявшего мученическую кончину. Церковь святителя Стефана расположена на территории кладбища, на котором находится захоронение священномученика Алексия. После Божественной Литургии духовенством Архиерейского Стефановского подворья храма совершается молебен священномученику Алексию с крестным ходом к его могиле. Также, во время крестного хода духовенство и прихожане храма молятся у Поклонного креста, установленного в честь растреляных на этом месте православных христиан в 30-х гг. ХХ столетия. К сожалению, в каноническом Житии архиепископа дается только год его рождения – 1842, без указания точных дня и месяца, и ни каких сведений о его семье, кроме упоминания о том, что в 1897 году он овдовел. Учитывая же, что в храме в особые дни принято поминать не только почивших священнослужителей, но и членов их семей, общиной храма был осуществлен архивный поиск в целях получения недостающих данных, увенчавшийся успехом. В фонде Тульской духовной консистории в клировой ведомости Александро-Невской, что на Плац-параде церкви г. Тулы за 1896 год был выявлен послужной список священника Петра Филипповича Бельковского, настоятеля церкви, который позволяет сделать вывод об ошибочности указываемой практически во всех печатных и электронных ресурсах и Житиях даты рождения священномученика Алексия (Бельковского) – 1842 год (за исключением «Тульского синодика», где указан 1841 г.). Возникает также вопрос и в отношении года смерти его жены. Жития, а за ними и другие источники указывают, что священномученик Алексий овдовел в 1897 г., а в приводимом ниже послужном списке, составленном в 1896 г., он уже назван вдовцом.

http://pravicon.com/info-1713

В связи с этим мы находим нужным опубликовать данный документ в полном объеме: Родился 14 декабря 1841 г. в с. Рождествино Каширского уезда. Окончил Тульскую духовную семинарию в 1864 г. В 1864 г. рукоположен Преосвященным Никандром к Александро-Невской церкви при больнице. С 1867 г. – учитель певческой архиерейской школы, потом законоучитель и преподаватель в фельдшерской школе, в Тульской местной артиллерийской команде при ТОЗе, в школе Тульского мещанского общества и Михайловского детского приюта, в двух земских школах – мужской и женской на Арсенальной ул. С 1873 по 1879 – член правления Тульского духовного училища. 17 мая 1875 г. перемещен в Тульский кафедральный Собор. С 1 сент. 1879 г. по прошению Тульского мещанского общества – к Михайловской церкви при Тульском Михайловском детском приюте как законоучитель.26 июля 1886 г. по собственному прошению перемещен к Александро-Невской церкви. С 1883 – 1890 гг. член наблюдательного комитета по Тульскому Епархиальному свечному заводу, член Строительной комиссии по переустройству зданий Тульского духовного училища. С 1882 по 1885 гг. – уполномоченный на съездах духовенства тульской епархии, член Совета от духовенства Тульского Епархиального женского училища, 1893 – 1895 гг. член комитета Тульского Епархиального свечного завода. С 1 сент. 1888 г. заведующий и законоучитель в школе. НАГРАДЫ: 1 мая 1871 г. – набедренник; 31 марта 1874 г. – скуфьей; 16 апреля 1873 г. – камилавкой; 1 апреля 1890 г. – золотым наперстным крестом. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ: Вдов. Дети: Алексей – род. 31 янв. 1873 г., студент Киевской Академии; Александр – род. 17 окт. 1874 г., студент Киевского университета; Василий – род. 12 янв. 1877 г., студент Тульской духовной семинарии; Евгений – род. 4 марта 1880 г., студент Тульского духовного училища; Вера – род. 14 янв. 1882 г., обучалась в Тульском Епархиальном женском училище. (Основание: ГАТО, Ф. 3. Оп. 17. Д. 1003. Л. 2 об. – 4 об.) В клировой описи Александро-Невской больничной церкви за 1874 год были найдены также сведения и о супруге Петра Филипповича: «жена: Елисавета Ивановна – 28 лет», то есть получается, что родилась она в 1846 году (Основание: ГАТО, Ф. 3, оп. 17, д. 977, л. 167 об.).

http://pravicon.com/info-1713

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010