Его Высокопреосвященству сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет , а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского церковного округа протоиерей Сергий Симагин, ключарь Староярмарочного собора иерей Илия Трушкин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с учреждениями уголовно­-исполнительной системы иерей Алексий Калугин, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии. На богослужении присутствовали члены Нижегородского регионального общественного фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Митрополит Георгий поздравил всех с праздником Святой Троицы и с Днем Святого Духа. «Мы ежедневно призываем Духа-Утешителя на свою жизнь, — сказал архиерей, — взывая к Нему в утренних и вечерних молитвах. Человек призван Господом стать наследником Царствия Небесного. Но что мешает нам достичь его, что затворяет Небеса? Наши грехи и страсти, которые разжигают духи злобы поднебесной. Своими человеческими силами мы не можем противостоять им, Господь подает нам помощь. Вот уже две тысячи лет Дух Святой сугубо животворит в Церкви Христовой, в народе Божием. Пусть же в нашей жизни благодать Духа Святаго всякая немощная уврачует и всякая оскудевающая восполнит. И сподобит нас стать причастниками жизни вечной». Владыка Георгий также отметил, что в этот день исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Николая (Кутепова) — архипастыря, 24 года управлявшего Нижегородской епархией. Митрополит Георгий напомнил о нелегком жизненном пути приснопамятного владыки: он прошел сквозь бои Великой Отечественной войны, получил ранение, стал инвалидом в совсем юном возрасте, и всю жизнь фронтовые раны давали знать о себе. «Причем мало кто догадывался об этом, — подчеркнул глава Нижегородской митрополии , — и прихожане, и духовенство помнят митрополита Николая жизнерадостным, твердым в слове и в деле, ревностным архипастырем. Он стоял у истоков возрождения духовной жизни на Нижегородской земле. При нем открыли двери семинария и духовной училище в Выксе, женское епархиальное училище, вновь началось монашеское делание в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и других святых обителях. Семена веры, которые посеял в сердцах людей владыка Николай, дали хорошие всходы и по сей день приносят большие добрые плоды».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5823053...

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Очередное заседание Священного Синода РПЦ МОСКВА. Очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 12-13 марта. Официальную информацию о его итогах распространила Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод, во исполнение соответствующего Деяния Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года, постановил включить в состав Собора новомучеников и исповедников российских имена пострадавших во времена гонений на Церковь подвижников веры, материалы о которых были представлены Ивановской, Московской, Рязанской, Сыктывкарской и Ярославской епархиями. Изучив доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова), председателя Синодальной богослужебной комиссии, Священный Синод утвердил и рекомендовал к богослужебному употреблению в РПЦ службу Новомученикам и Исповедникам Российским. Рассмотрев отчет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, о работе возглавляемого им Синодального Отдела в 2001 году, Священный Синод одобрил внешнецерковную деятельность, осуществлявшуюся Отделом. Священный Синод имел суждение о замещении Нижегородской кафедры, вдовстующей после кончины митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Правящим архиереем Нижегородской епархии определено быть архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению (Ждану), с сохранением за ним Тамбовской кафедры. Викарием Нижегородской епархии, епископом Ветлужским, благословлено стать архимандриту Феодосию (Васневу), начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме, по совершении в Москве его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Священным Синодом благословлено, по предложению Патриарха Алексия II, возвести наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста (Гузикова) в сан епископа. Наречение архимандрита Феогноста во епископа Сергиево-Посадского, викария Московской епархии, и его архиерейская хиротония будут совершены в Москве.

http://sedmitza.ru/text/394008.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Очередное заседание Священного Синода (комментарий в русле истории) Тульская и Белевская епархия Учреждена в 1799 г. В 1919-1920 гг. именовалась Тульская и Веневская, в 1920-1944 г. — Тульская и Одоевская. Объединяет приходы и монастыри Московского Патриархата на территории Тульской области РФ. Кафедральный город — Тула. Кафедральные соборы: Всехсвятский собор (г. Тула, настоятель — прот. Сергий Резухин), собор в честь Рождества Богородицы (г. Белев, настоятель — прот. Миахил Хланта). Правящий архиерей: с 19.07.2000 до 7.10.2002 епархией управлял еп. Кирилл (Наконечный), с 7.10.2002 — архиеп. Алексий (Кутепов). Епархиальное управление: 300000, г. Тула, ул. Жуковского, 61; тел.: (0872) 31-24-60, факс: 36-15-07. Секретарь — прот. Сергий Резухин. Благочиния и благочинные: Тульское городское — прот. Геннадий Ковалевский; по Алексинскому р-ну — прот. Андрей Чекмазов; по Новомосковскому, Ясногорскому, Куркинскому р-нам, по г. Северо-Задонску, г. Донскому, по мон-рям епархии — архим. Лавр (Тимохин); по Белевскому р-ну — прот. Николай Пикуза; по Богородицкому и Чернскому р-нам — прот. Стефан Гривас; по Веневскому р-ну — прот. Николай Дудин; по Щекинскому, Тепло-Огаревскому и Плавскому р-нам — прот. Вячеслав Ковалевский; по Узловскому и Киреевскому р-нам — прот. Владимир Лысиков; по Ефремовскому и Каменскому р-нам — архим. Герман (Попков); по Ленинскому и Дубенскому р-нам — прот. Павел Савельев; по Арсеньевскому и Одоевскому р-нам — прот. Николай Фролов; по Заокскому р-ну — прот. Валентин Матвеев; по Кимовскому р-ну — прот. Игорь Бреднев; по Воловскому р-ну — прот. Алексий Резухин; по Суворовскому р-ну — свящ. Владислав Артасов. Епархиальные отделы и их руководители: Отдел по религиозному образованию и катехизации — прот. Геннадий Антонов,

http://sedmitza.ru/text/395178.html

Иссад. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Иссад, Троицкая церковь. Построена в 1864 г., архитектор К. Брандт и А. Муселиус по проекту К. Тона. Приделы Алексия Человека Божия и мч. Назария. Закрыта в 1935. Сейчас здание не используется. Троицкий Иссадский погост находится в 150 верстах от Петербурга и в 4 от Ладоги, на правом берегу Волхова. Здесь был в древности монастырь «Троицкий на Златыни», разоренный в смутное время. От него остались две, сохранившиеся до позднейших времен деревянные церкви: холодная – во имя св. Троицы и теплая – во имя св. Модеста, патриарха Иерусалимского. Первая за ветхостью разобрана в 1858 г. и на месте ее к 1864 г. выстроена новая каменная, с таковой же колокольней тщанием генерал-адъютанта А. И. Философова при участии графини Борг (Борх) и новоладожского купца Н. Ф. Кулагина на деньги частично пожертвованные, частично собранные усердием священника Иоанна Травина. Кирпич на постройку церкви был приготовлен на кирпичном заводе, находящемся при усадьбе Загвоздье помещика Философова в 3-х верстах от Иссада, железо пожертвовано графиней Борх, а деньги купцом Назарием Кулагиным. Престолов в церкви три: Троицкий, Алексия человека Божия и св. мч. Назария Литература: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9, 1884 г. С. 290. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии 1899 г. под ред. Н. М. Кутепова С. 389. Троицкий Изсадский погост располагался в 150 верстах от Петербурга и в 4-х от Новой Ладоги, на правом берегу Волхова. Здесь в рыбацком селе, в середине XVI в. находился «Троицкий на Златыни» мужской монастырь, разоренный в Смутное время. Древность монастыря можно представить, учитывая, что первое упоминание о нем находим в писцовой книге 1582-1583 годов. Позднее, в 1674-1676 годах, писец Феодор Нащокин отмечал: «В Обонежской пятине, в Троицком погосте на устье Лопатке реке церковь Живоначальной Троицы, где прежде сего бывал Троицкий монастырь на Иссаде». От монастыря остались две, сохранившиеся до позднейших времен, деревянные церкви: холодная - во имя Святой Троицы и теплая - во имя Святителя Модеста, патриарха Иерусалимского.

http://sobory.ru/article/?object=01293

К.А. Аверьянов Литература о Сергии Радонежском Августин (Никитин Д. Е.). Любовь безмерная. Св. Франциск Ассизский и прей. Сергий Радонежский// Истина и жизнь. 2003. 4. С. 36–43. Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слово на память преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца//Августин (Сахаров М. С.), архимандрит. Слова в присутствии членов святейшего присутствующего Синода, в Санкт-Петербурге в 1805 годе, сказыванные Второго кадетского корпуса учителем закона, Санкт-петербургской епархии второклассной Троицкой Сергиевой пустыни, состоящей по Петергофской дороге, архимандритом Августином. [СПб., 1805]. С. 19–26. Аверинцев С. «Тихое и чудное житие»//Родина. 1992. 5. С. 7–11. Агафангел, архимандрит. В день памяти преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской патриархии. 1974. 7. С. 24– 25. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу//Православный церковный календарь. 1978. М., 1977. С. 55–62. Перепеч.: То же на 1985-й год. М., 1984. С. 66–74. Александр, епископ Дмитровский. К торжеству 500-летия памяти преподобного Сергия, радонежского чудотворца, со дня блаженной кончины его (1392–1892 гг.). М„ 1892. Александров Г. У стен лавры (этюд)//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 25–28. Алексий (Кутепов), архимандрит. Преподобный Сергий как русский идеал святости//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 183–193. Алексий, патриарх московский и всея Руси. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца. 1319–1392//Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948. С. 27–41. Перепеч.: Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 63–68. Ангел-хранитель земли Русской. Памяти преподобного Сергия Радонежского. [Сборник. Сост. Н. А. Трофимчук]. М., 1994. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Воссияет в сердцах//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 453–458. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 г. М., 1989. С. 127–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«От Господа стопы человеку исправляются...» (Пс. 36, 23) Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Интересное и запоминающееся сравнение привел митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, говоря о своем пути к вере, Церкви и монашеству. Когда морские черепашки вылупляются из яиц, то они, загребая по песку крошечными лапами-ластами, спешат к морю или к океану. Там их родной дом. Вот и он, московский школьник из рабочей семьи Андрей Кутепов, однажды случайно попавший с мамой в храм Всех святых на Соколе, остро ощутил в тот момент чувство родного дома. Позже оно окрепло во время посещения атеистического музея Киево-Печерской лавры, когда 16-летний подросток вошел в пещеры к преподобным одним человеком, а вышел оттуда совершенно другим. И хотя после школы он поступил на химический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина, однако со второго курса ушел, чтобы оказаться там, где всё освещает свет благодати. Живое дыхание исповедничества Владыка, у Вас широкая география служения. Но «по временным отрезкам» Вы дольше всего служили в Казахстане, и скоро будет 15 лет, как возглавили Тульскую кафедру. Давайте начнем нашу беседу с казахстанского периода. Ведь это были годы после распада Советского Союза, отмеченные особым размахом эмиграции славян из Казахстана. И, тем не менее, там стали открываться православные монастыри. Впечатляет цифра: к концу Вашего служения их насчитывалось семь. Кто становился насельниками обителей? Какой народ туда шел? Бог судил мне прослужить в Казахстане двенадцать с половиной лет, и я должен сказать, что как и везде на канонической территории нашей Церкви, относящейся к пространствам бывшего Советского Союза, всё в основном являлось восстановлением порушенного. Потому что в дореволюционное время на этих территориях достаточно хорошо была представлена вся полнота церковной жизни. Например, Семипалатинский Абалацко-Знаменский Петро-Павловский женский монастырь расположен в здании бывшей Киргизской Духовной миссии, закрытой в первые годы советской власти.

http://pravoslavie.ru/104551.html

Цель духовного чтения – укрепиться в выборе правильного пути взаимодействия человеческого духа, человеческой свободы со всеблагой Божьей волей Источник Скачать epub pdf Отвечает митрополит Тульский и Ефремовский Алексий Что читать христианину для духовного роста? Вопрос общий, на него трудно дать конкретный ответ. Во-первых, надо понимать о каком христианине идёт речь, каков его возраст, каков образ его повседневной жизнедеятельности, какая его профессия, какое у него образование, семейное положение, как осуществляется его духовная христианская жизнь, есть ли у него личный духовный наставник? Исходя из этого, можно уже будет отвечать конкретно. Если это шестилетний ребёнок – одно, если речь идёт о 12–14-летнем подростке – другое, 25–30-летний молодой человек – иное. Если человек только-только ещё приходит в Церковь – одно, если он уже в Церкви себя чувствует уверенно и знает, какие у него есть потребности, если имеется определённый навык к молитвенному деланью, к дисциплине воздержания, то есть духовного и телесного поста, – это совсем другое. Если семья человека глубоко воцерковлена – опять одно дело, а если его семья совсем другого мировоззрения, нет единства понимания цели жизни друг у друга – это совсем другая жизненная ситуация. Поэтому надо встречаться лицом к лицу с каждым конкретным человеком. Воистину каждому – своё. Что лучше читать не сразу или совсем не читать? Если нет внутренней потребности поставить правильно доброкачественный вопрос о цели своего интереса и найти в результате доброкачественный ответ, сопоставляя свое понимание с опытом авторитетных для нас жизненных примеров к подражанию, чтобы осуществлять свой разумный, предпочтительный выбор лучшего способа подбора средств к достижению интересующей нас цели, то не стоит терять времени напрасно, – зачем тогда читать? У нас не так уж много времени, а возможностей, которые предоставляет нам на сегодняшний день информационное пространство, огромнейший океан, в котором можно утонуть. Кто отважится на это, если нет желания тратить время на то, что неинтересно? Прежде всего, побуждающей мотивацией должно быть чёткое представление того, в чем имеем жажду, которая требует поиска для ее утоления, тогда уже ясно будет, куда идти, что и зачем искать. В таком случае начнет действовать закон, указанный Христом Спасителем: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода отметили 800-летие обители В этот день Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси НИЖНИЙ НОВГОРОД. 2 июня 2021 года в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода состоялось соборное архиерейское богослужение. В этот день состоялось празднование 800-летия обители. Служение Божественной литургии возглавивли митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачествоммитрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, викарий Нижегородской епархииепископ Балахнинский Илия, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Выксунский и Павловский Варнава. Архипастырям сослужили: секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), настоятель мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Оранки Богродского района Нижегородской области архимандрит Нектарий (Марченко), исполняющий обязанности наместника арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), насельники Благовещенского монастыря в священном сане, другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игумения Гавриила (Суханова), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко). В храме также молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

http://sedmitza.ru/text/10006572.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (комментарий в цифрах и фактах) Епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в республике Казахстан: 1. Астанайская и Алматинская епархия: В 1871 г. была образована Туркестанская епархия с центром в г. Верном (ныне г. Алматы), в 1916 г. из ее состава было выделено отдельное Верненское викариатство. 5 июня 1945 г. была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, преобразованная 31 января 1991 г. в 3 самостоятельные епархии: Алматинско-Семипалатинскую, Уральско-Гурьевскую и Чимкентско-Акмолинскую. В 1999 г., принимая во внимание столичный статус г. Астана, Алматинско-Семипалатинская епархия была переименована в Астанайскую и Алматинскую. Объединяет приходы и монастыри на территории 6 административных субъектов Республики Казахстан: городов Астаны и Алматы, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и части Карагандинской областей. Кафедральный город - Астана. Кафедральные соборы: Константино-Еленинский (Астана, настоятель - игум. Агафангел (Болдин)), Вознесенский (Алматы, настоятель - свящ. Роман Шиянов). Правящий архиерей: до 7 октября 2002 г. епархией управлял архиеп. Алексий (Кутепов), с 7 октября 2002 г. временное управление епархией осуществлял еп. Чимкентский и Акмолинский Елевферий (Козарез), 7 мая 2003 г. митрополитом Астанайским и Алматинским назначен митрополит Мефодий (Немцов). Епархиальное управление: 473000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Коркыта, 12; тел.: (10-7-3172) 28-60-49 (канц.); факс: 28-69-84. Республика Казахстан, 480014, г. Алматы, микрорайон " Дорожник " , 29; тел./факс: (10-7-3272) 98-94-15 (канц.), 98-93-61 (бухг.), 98-90-80; e-mail: cross@nursat.kz. Секретарь - прот. Сергий Горюнов. Благочиннические округа и благочинные:

http://sedmitza.ru/text/396666.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010