Анна Комнина Приложения Библиография периодика ВВ – Византийский временник. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. ИРАИК – Известия Русского археологического института в Констан- стантинополе. МП – Македонски преглед. Сп БАН – Списание на Българската академия на науките. ТКДА – Труды киевской духовной академии. АА – Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. AB – Analecta Bollandiana. AHR – Americal Historical Review. AIPhHOS – Annuaire de Institut de philologie et histoire orientales et slaves. ARBSH – Akademie Roumaine, Bulletin de la section historique. BCH – Bulletin de correspondance hellenique. BSl – Byzantinoslavica. Byz. – Byzantion. BZ – Byzantinische Zeitschrift. ΕΕΒΣ – πετηρ ς ταιρεας Βυξαντιν ν Σποδ ν. EO – Echos Orient. Or. Chr. Per. – Orientalia Christiana Periodica. RE – Pauly-Wissowa, Real-Encyclopädie der Klassischen Altertum- wissenschaft hrsg. von W. Kroll. REB – Revue des études byzantines. REG – Revue des études grecques. ROL – Revue Orient latin. SK – Seminarium Kondakovianum. ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ ИСТОЧНИКОВ 1 (сокращения) Анна Комнина, Сокращенное сказание... – Анна Комнина, Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1087–1118), пер. под ред. Карпова, СПб., 1859. Безобразов, Документы... – Безобразов П., Документы по истории византийской империи, – ЖМНП, 265, 1889. Безобразов, Хрисовул... – Безобразов П., Хрисовул императора Михаила VII Дуки, – ВВ, 6, 1899. Васильевский, Житие св. Мелетия... – Васильевский В., Житие св. Мелетия Μиупольского, – «Православный палестинский сборник», VI, 2, СПб., 1886. Васильевский, Советы и рассказы... – Васильевский В., Советы и рассказы византийского боярина XI/ в. – ЖМНП, 215, 216, 1881. «Византийская сатира „Тимарион“» – «Византийская сатира „Тимарион“», пер. С. Поляковой и И. Феленковской, предисл. Е. Липшиц, – ВВ, 6, 1953. «Две византийские хроники» – «Две византийские хроники Χ века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники», М., 1959. Курц, Евстафия Фессалоникийского... – Курц Э., Евстафия Фессалоникийского и Константина Манасси монодии на кончину Никифора Комнина, – ВВ, 17, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко Династия Комнинов LIX. Император Алексей I Комнин (1081–1118) Глава I. Надежда Римского государства Если бы кто-нибудъ из череды блистателъных императоров – таких, как Роман II, св. Никифор II Фока, Иоанн I Цимисхий, мог увидеть состояние Римской империи в начале царствования Алексея I Комнина, он был бы поражен. Не прошло и 60 лет с того времени, как непобедимые «железные» полки Василия II Болгаробойцы победно прошлись по Востоку, Кавказу и Болгарии, сея во врагах панический страх. И вдруг, по непонятному капризу судьбы, все в государстве решительно изменилось. Казна была пуста, вместо армии по стране бродили шайки наемников, с большей охотой грабивших византийское население, чем сражающихся с врагами. От Римского государства была оторвана значительная территория восточных владений, где господствовали турки. Южно-итальянские земли теперь принадлежали норманнам. Более того – Роберт Гвискар уже будоражил умы соотечественников рассказами о богатстве Константинополя: он уже давно вынашивал идею об организации общеевропейского похода против Византии. А противопоставить ему по большому счету было нечего. Как говорили современники, в то время «восточную границу Ромейского владычества образовывал соседний Босфор, западную – Адрианополь», а в самом Константинополе находилось не более 300 воинов – слишком незначительные силы, чтобы идти с ними на войну против турок или норманнов 181 . Состояние Римского государства прекрасно иллюстрирует тот факт, что патриарх Косьма I, отчаявшись что-либо изменить к лучшему, вскоре после воцарения Комнина добровольно оставил свой престол. Своему служке он сказал: «Возьми Псалтирь и следуй за мной» и вместе с ним ушел в монастырь Калия. Несмотря на многочисленные просьбы василевса, он наотрез отказался возвращаться на патриаршество 182 . Однако молодой царь имел замечательную черту характера – никогда не унывать и, веря в Бога и Его милость, идти до конца. Родившийся в 1048 г., он, как мы уже видели, с раннего детства отличался завидной храбростью и умом. Когда началась первая война с турками, он охотно вызвался идти на нее, и только отчаянная просьба матери, Анны Далассины, к василевсу Роману IV Диогену остановила его. Дело в том, что в 1071 г. умер в походе его старший брат Мануил, и мать отчаянно боялась потерять своего любимца Алексея 183 . Как выяснилось чуть позже, просьба матери спасла Комнина – в противном случае он мог погибнуть в трагичной битве у Манцикерта. Выкованный из чувства долга, никогда не отделявший свои интересы от судьбы Империи, Комнин жил одной Византией, все отдавая на алтарь победы. Уже в юности его девизом станет: «Украшение воина – оружие и жизнь простая, чуждая неги» 184 . Скромность и величайшая самоотверженность, как черты характера, и дальше будут отличать императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эпоха Комнинов может быть обозначена как особый период расцвета византийской историографии, и прежде всего благодаря трудам Анны Комнины, Иоанна Киннама и Никиты Хониата 784 . Старшая дочь императора Алексея I (1081–1118), умная и прекрасно образованная Анна Комнина , описала в своей «Алексиаде» историю своего отца с начала и вплоть до его смерти (1069–1118) 785 . Написанное изысканным античным слогом произведение принцессы, воспитанной на античных образцах, знакомой с древнегреческим историописанием, поэзией и философией, является не только наиболее выдающимся памятником византийского гуманизма, но и первосортным историческим источником. Подробное повествование Анны составляет основу нашего знания об этой важной эпохе, на которую приходятся восстановление византийской великодержавности, встреча Византии с Западом во время первого крестового похода, войны с норманнами и степными народами Севера и Востока. Панегирическая тенденция «Алексиады» и другие ее недостатки, к которым прежде всего относится хронологическая путаница, вполне искупаются объемностью и многосторонностью сообщаемой информации, овладеть которой писательница смогла благодаря своему положению и жажде знаний. В качестве историка пробовал себя и ее супруг, кесарь Никифор Вриенний , внук 786 того Никифора Вриенния, который в качестве провозглашенного императора выступал сначала против Михаила Дуки, а затем против Никифора Вотаниата. Оставшееся незавершенным сочинение Никифора Вриенния, которое не выдерживает сравнения с шедевром его супруги, кратко рассматривает историю дома Комнинов со времени Исаака Комнина, становится подробнее со времени Романа IV Диогена, однако обрывается уже посреди правления Никифора Вотаниата 787 . Эпохи Алексея I Комнина касается и заключительная часть часто упоминавшейся выше всемирной хроники Иоанны Зонары . При сильной зависимости от «Алексиады» краткие сведения Зонары содержат тем не менее важные дополнения к труду Анны Комнины. Напротив, никакой самостоятельной исторической ценностью не обладают ни стихотворная всемирная хроника Константина Манассии , доходящая до восшествия на престол Алексея-Комнина, ни доведенная до времени смерти того же правителя всемирная хроника Михаила Глики . На еще более низкой ступени стоит совсем скудная всемирная хроника Иоиля, которая доведена вплоть до взятия латинянами Константинополя в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Комнина Книга II 1. Желающих знать, откуда происходил самодержец Алексей и какого он был рода, я отсылаю к сочинениям моего кесаря 183. Оттуда же можно почерпнуть сведения и об императоре Никифоре Вотаниате. Мануил – старший брат Исаака, Алексея и других детей Иоанна Комнина 184 (моего деда со стороны отца) – был стратигом-автократором всей Азии; на эту должность он был назначен царствовавшим ранее императором Романом Диогеном 185. Что же касается Исаака, то он получил власть дуки Антиохии 186: оба они вели многочисленные войны и соорудили немало трофеев в знак победы над противником. После них стратигом-автократором был назначен мой отец Алексей, которого царствовавший тогда Михаил Дука отправил против Руселя 187. Император Никифор видел искусство Алексея в военных делах, до него дошли слухи о том, как тот, находясь со своим братом Исааком на Востоке, несмотря на юный возраст, участвовал во многих сражениях и показал себя доблестным воином; знал он и о том, что Алексей одержал верх над Руселем. Поэтому Никифор так же сильно, как и Исаака, полюбил Алексея; он прижимал к груди обоих братьев, ласково смотрел на них, а иногда удостаивал совместной трапезы. Это воспламенило против них зависть, особенно со стороны двух уже упоминавшихся варваров-славян: я говорю о Бориле и Германе. Они злились, видя расположение императора к братьям и то, что те остаются невредимыми под градом стрел ненависти, которые они в них мечут при каждом удобном случае. Хотя подбородок Алексея еще не покрылся первым пухом, император, видя всесторонние успехи юноши, назначает его стратигом-автократором Запада и дает ему почетный титул проедра. Уже достаточно было сказано о том, какие трофеи он соорудил на Западе, скольких мятежников победил и доставил в плен к императору. Это-то и не нравилось рабам и еще более распаляло огонь их зависти. Они недовольно ворчали, таили в себе злобу на братьев, часто доносили на них императору, иногда порицали их открыто, иногда клеветали через подставных лиц; они изо всех сил старались любыми способами уничтожить Комниных 188.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти весь XII в. византийский императорский трон занимала царственная фамилия Комниных. Эта фамилия принадлежала к числу тех династий, которые ревностно содействовали процветанию науки и литературы. Эпоха Комниных считается особенно счастливой по высоте отличавшего ее образования. В самом деле, императоры из дома Комниных и царские родственники известны замечательной любовью к просвещению. Император Алексей I Комнин покровительствует ученым, входит в личные состязания с ними. Богословские знания его были высоки: его просвещенные беседы с еретиками–павликианами служат ко вразумлению и обращению их к Церкви в великом множестве; он не оставляет без внимания и новых еретиков–богомилов, богословские собеседования с которыми поглощают у Алексея немало времени. Его супруга Ирина отличалась также образованным вкусом и стремлениями. Она любила в особенности философские и богословские книги; с одной из таких книг в руках она являлась даже в столовую. Дочь ее, знаменитый историк Анна, так вспоминает об этом: «Я помню, как мать моя, когда подадут обед, приносила в руках книгу и читала творения св. отцов, преимущественно философа и мученика Максима (по–видимому, Максима Исповедника ), ибо она не столько занималась вопросами о природе, сколько богословием, желая получить плод истинной мудрости. И нередко мне приходилось удивляться этому, и в удивлении я говорила ей, как это ты можешь устремлять свой взор на такую высоту? А я не дерзаю и боюсь, – говорила о себе Анна, – даже краем уха внимать этому, ибо глубокая созерцательность и высота мыслей этого мужа (Максима), – наивно замечала матери Анна, – производят в читателях головокружение». На это Ирина с улыбкой отвечала: «Я испытала эту похвальную робость и не без страха принималась за книгу, хотя теперь не могу от нее оторваться». 909 В области литературы Ирина высоко ценила классическую поэзию и поощряла тогдашнего поэта Цеца к занятиям над Гомером. Как высока была образованность дочери Алексея, Анны Комниной, об этом достаточно свидетельствует составленная ею «История Алексея Комнина» – труд, который всеми учеными ставится в ряду лучших произведений того времени. Муж Анны – Никифор Вриений – написал, в свою очередь, «Историю», в которой изобразил жизнь своего тестя Алексея до вступления его на престол. Внук Алексея Комнина, император Мануил, принадлежал тоже к числу лиц образованных и любителей образованности. Он знал Аристотеля, обладал красноречием, был замечателен как тонкий богослов, он любил споры о предметах богословских; 910 с его богословскими спорами мы уже знакомы. Император Андроник I Комнин немало трудился над изучением Посланий ап. Павла и сам писал о духовных предметах. 911

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР III ВОТАНИАТ Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Νικηφρος Βοτανειτης] (ок. 1002, Лампе, Фригия - 10.12.1081, К-поль), визант. император (24 марта 1078 - 4 апр. 1081). Выходец из очень знатной семьи армянского происхождения, принадлежавшей к кругу провинциальной военно-феодальной элиты визант. М. Азии. Фамилия Вотаниатов известна по источникам с VI в. Близкий ко двору Н. В. историк Михаил Атталиат возводил происхождение семьи к древнерим. роду Фабиев. Напротив, Михаил Пселл , принадлежавший к партии противников Н. В., писал о скромном происхождении Н. В. и его возвышении при имп. Михаиле VII ( Mich. Psell. Chron. II 183). Оба мнения следует считать преувеличениями. Первым из семьи занял высокий пост дед Н. В. Никифор Вотаник, ставший архистратигом при имп. Василии II Болгаробойце на рубеже X и XI вв. Его сын Михаил также дослужился до звания стратига, в нач. XI в. командовал войсками в Фессалонике и Абасгии. В XI в. Вотаниаты владели имениями во Фригии. Из др. родственников Н. В. упоминается его внук Михаил, который был помолвлен с дочерью Мануила Комнина, младшего брата имп. Алексея I Комнина (ODB. Vol. 1. P. 314-315). Как и все его родственники, Н. В. поступил на военную службу. В период правления имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) он уже командовал соединениями визант. армии. В 1057 г. активно участвовал в военном мятеже Исаака I Комнина , в результате к-рого был свергнут имп. Михаил VI Стратиотик , а военно-служилая знать впервые, хотя и на время, пришла к власти в империи. В 1064 г. вместе с Василием Апокавком Н. В. оборонял дунайские границы от нападений тюрок-огузов, но был ими разбит и попал в плен. После вторжения огузов на Балканы среди них началась эпидемия, они были вынуждены бежать и освободили всех пленников, в т.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН Евфимий Зигабен [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин; греч. Ζιϒαβηνς или Ζυϒαδηνς, в рукописях встречаются Ζηϒαβηνς, Ζιϒαβινς, Ζυϒαβηνς, Ζηϒαμβρηνς и др.] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист. Е. З. (в миру Иоанн) жил в К-поле в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Был родом из малоизвестной по источникам дер. Зигада (Ζϒαδα) или Зигадон (Ζϒαδον). Е. З. был монахом расположенного в К-поле мон-ря Богородицы Перивлепты. Он получил хорошее образование. Учителем Е. З. был Иоанн Итал . По предположению А. Папавасилиу, Е. З. знал древнеевр. язык и, возможно, арабский. При дворе визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) он в должности протасикрита занимался дипломатической перепиской императора. По свидетельству дочери имп. Алексея I Анны Комнины , Е. З. был знаком с высшим духовенством. Как пишет Анна, император был озабочен необходимостью опровергать богомильство и поручил Е. З. создание труда по обличению всех ересей и сам назвал книгу «Догматическая паноплия» (от πν - все и πλον - оружие). Е. З. принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов мон. Василия . После царствования имп. Алексея I Комнина к.-л. данные о жизни Е. З. отсутствуют. Сочинения Обширнейшее произведение «οϒματικ πανοπλα» (Догматическая паноплия, или Догматическое всеоружие православной веры) сохранилось в 72 рукописях XII-XVIII вв. и с 1555 г. неоднократно издавалось. Как явствует из пролога, предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Е. З., а также проту мон-ря на горе Ганос Иоанну Фурну . Одним из главных методов аргументации, используемых Е. З., можно считать пространное цитирование творений отцов Церкви. В прологе вслед за хвалой имп. Алексею I помещены отрывки из сочинений святителей Григория Богослова и Григория Нисского против эпикурейцев.

http://pravenc.ru/text/187770.html

А.М. Величко Династия Ангелов LXIV. Император Исаак II Ангел (1185–1195) Глава 1. Император поневоле Дадим краткий портрет родоначалъника новой династии. Мужчина 30 лет (он родился в 1155 или 1156 году), среднего роста и телосложения, розовощекий, с яркими рыжими волосами, он производил впечатление абсолютно спокойного человека. Род Ангелов принадлежал к крупной земледельческой элите Византии, и его возвышение началось во времена царствования Алексея I Комнина, когда адмирал Сицилии Константин Ангел женился на царевне Феодоре и получил титул паниперсеваста. У самого Исаака II было трое детей от первого брака – сын Алексей, будущий наследник престола, и две дочери. Одна из них по желанию отца приняла монашеский постриг, и император с большими затратами переделал Иоаницкий дом в женский монастырь, куда водворилась дочь. Вторая дочь, Ирина, позднее была выдана замуж за Сицилийского короля Танкреда (1190–1194) 784 . Как рассказывают, в детстве Исаак II Ангел был посвящен Богу и даже собирался принять монашеский постриг. Благочестие и набожность не могли не наложить свой отпечаток на его характер. Император, который давно уже вышел из мальчишеского возраста, более всего ценил спокойствие и стабильность, вынимая меч из ножен лишь в крайних случаях. Когда опасности отходили в сторону, василевс любил предаться сытной трапезе, так что однажды его зять маркграф Конрад Монферратский (1145–1192), заставший царя во время обеда, даже заметил: «О, если бы ты так заботился о текущей войне, как усердствуешь на пирах, лакомясь предложенными яствами и все свои мысли погружая в опоражниваемые блюда!» На что василевс, рассмеявшись, воскликнул: «Ну, уж ты сказал! Будет у нас времени и есть, и воевать!» 785 Действительно, император умел собирать гостей и любил пышные трапезы, на которых на столах выставлялось «море рыб, океан вина, царство зверей и горы хлеба». Его слабость – пышные и модные одежды, которые он, по обыкновению, менял дважды в день, не являлась секретом для византийцев. Вскоре царский дворец наполнился шутами и карликами, музыкантами и песенниками. А рядом с дворцом были сооружены громадные бани – традиционная слабость граждан Римской империи, роскошные дома и здания, должные возвеличить имя василевса 786 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Комнина (1083—1153/54) — дочь императора Алексея I (1081—1118), написавшая в 1147-49 годах панегирическое жизнеописание своего отца, использовала в работе самые разные источники. Я. Н. Любарский в свое время доказал, что, описывая деяния Роберта Гвискара, Анна опиралась на утраченный источник норманнского происхождения, известный поэту Вильгельму Апулийскому, автору поэтического жизнеописания Роберта Гвискара, написанного им на латинском языке . При этом исследователь сделал с нашей точки зрения ошибочный вывод о том, что Анна не знала латыни и пользовалась при написании «Алексиады» (в середине XII века) консультациями епископа Бари, который в эпоху Роберта Гвискара мог быть в лучшем случае подростком. Оставляя в стороне дискуссию о том, знала ли Анна латинский язык, и если знала, то в какой степени, отметим, что Г. Г. Литаврин также отмечал знакомство Анны с неизвестной латинской хроникой, описывающей деяния Роберта Гвискара, следы которой содержатся в «Стратегиконе» Катакалона Кекавмена, современника Роберта Гвискара, писавшего свой труд в период правления императора Михаила VII Дуки (1071—1078). По мнению исследователя, этот неизвестный источник был использован сицилийским хронистом Гоффридом Малатеррой , а также, добавим, в исследованной Фердинандом Шаландоном хронике Амато из Монте-Кассино . В историографии, посвященной Анне Комниной, общепризнано, что основными источниками порфирородной принцессы были сохранившиеся «записки» ее мужа, Никифора Вриенния, а также недошедшие до нас воспоминания военачальников императора Алексея I: Георгия Палеолога и Татикия, на что намекает сама Анна . Подробные описания боевых эпизодов, связанных с ее отцом, и воспевание его боевых подвигов делают сочинение Анны Комниной не только литературной обработкой военных мемуаров , но в первую очередь политическим памфлетом, направленным против политики племянника Анны, императора Мануила I (1143—1180), который в конце 1140-х годов активно заигрывал с крестоносцами . При этом порфирородная принцесса приводит в своем труде подлинные документы императорской канцелярии, что свидетельствует о ее обширном кругозоре и знакомстве с дипломатическими архивами империи . Вместе с тем в «Алексиаде» присутствуют интересные фрагменты, которые не привлекали достаточного внимания исследователей, но которые могут быть интерпретированы как свидетельства знакомства Анны Комниной, возможно, через посредничество латинских хроник, с сюжетами скандинавской поэзии скальдов. Подобное предположение имеет важное значение для изучения византийско-скандинавских культурных отношений, которые приобрели на исходе эпохи викингов (начиная со второй четверти XI века) чрезвычайно интенсивный характер.

http://bogoslov.ru/article/6175610

В 830–847 гг. арабы вновь опустошили Афон, но монашеская жизнь постепенно возродилась. В 883 г. император Василий I освободил афонских монахов от налогов на обрабатываемые им земли. Это послужило началом образования и развития крупных монастырей путем объединения малых обителей и отшельнических келлий. Наиболее значительным таким объединением стала Кафедра Старцев, названная древней уже в грамоте 934 г. В X в. были основаны монастыри Дохиар, Ксиропотам и Фессалоникийский монастырь во имя св. Пантелеимона, позднее в 1169 г. переданный «русским» (русам). Благодаря усилиям прп. Афанасия, основавшего в 963 г. Великую лавру и разработавшего для нее устав, преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежитие. Высшее управление Афоном принадлежало проту («первому» монаху; до XIV в. проты утверждались императорами, затем – патриархами Константинопольскими), представлявшему Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, и Совету прота (собранию игуменов), которое составляли, как правило, 14 игуменов крупнейших монастырей. Местом пребывания прота являлась лавра Великая Меса в центральной части Афона, где несколько раз в год собирались все монахи для решения возникающих вопросов; в настоящее время это административный центр Афона – Карея. В 971 г император Иоанн Цимисхий утвердил этот порядок управления в первом Уставе афонского монашеского сообщества (Actes du Prôtaton; [Texte/Album]/Ed. D. Papachryssanthou. Paris, 1975. (Archives d’Atyos). 7. P. 209–215). В конце X в. возникли грузинская Иверская лавра (в начале XI в. – в ней проживало около 300 иноков), Каракалл, Ксенофонт; в первой половине XI в. – «русский» (русов) монастырь Богородицы Ксилургу, Зограф. В это время, согласно житийным данным, на Афоне подвизалось около трех тысяч иноков. С 1028 г. афонские проты стали продавать участки земли мирянам; возникли мирские поселения. В 1046 г., в связи с целым рядом серьезных нарушений устава и церковных канонов, император Константин Мономах утвердил новый Устав Святой Горы (Ibid. 8. Р. 216–232), дополнивший Устав 971 г. и подтвердивший запрет жить на Святой Горе мирянам. Однако к началу царствования императора Алексея Комнина на Афоне поселилось около 300 семейств валахских овцеводов, общение с которыми наносило урон монашеской жизни. В 1097–1104 гг. по повелению императора Алексея Комнина состоялось третье и последнее выселение всех мирян со Святой Горы, которая отныне подчинялась только императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010