Для императора св. Маврикия (582-602) расплатой за ошибки стала смерть и утрата престола, который, не основываясь ни на каком законе, захватил ужасный тиран сотник Фока Солдат (602-610), также смещенный через несколько лет в результате заговора . К группе лиц, чьи заговоры не только состоялись, но и привели их глав к власти, можно отнести и других Византийских императоров, например, Ираклия Великого (610-641), Леонтия I (695-698), Филиппика (711-713) , Михаила II Травла (820-829) , Василия I Македонянина (867-886), Иоанна I Цимисхия (969-976), Михаила VII Парапинака (1071-1078), Никифора III Вотаниата (1078-1081), Алексея I Комнина (1081-1118), Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), Алексея V Мурцуфла (1204) и многих других. Может показаться, что в подобных случаях общество склоняется перед силой узурпатора, вынужденно, под страхом расправы признавая за ним права на престол, но – ничуть не бывало. Несложно привести гораздо более широкий список удачных заговоров, руководители которых не были поддержаны в качестве легитимных правителей политической элитой, священноначалием и обществом; участь их была печальной… III . Но даже в тех случаях, когда легитимность власти монарха имеет тесную связь с правилами и основополагающими принципами монархизма, закрепленными в законе или правовом обычае, повсеместно и постоянно возникают типичные картины их игнорирования. Так, традиционно полагают, что власть монарха может считаться легитимной, если носит единоличный характер (ведь она неделима и едина!) и преемственна по мужской нисходящей линии, в крайнем случае по женской, но при условии ее близкого родства «по крови» правящему монарху. Эти критерии кажутся столь естественными, что унификация различных практик, как она состоялась к середине XIX столетия, основывается именно на них. Как известно, наука государственного права признала три основные системы преемственности монаршей власти. Первая, агнатическая или салическая, совершенно исключает женщин из числа претендентов на престол и имеет своим источником старинную практику монархической Франции. Вторая, германо-голландская, допускает женщин к престолонаследию за отсутствием наследников-мужчин, если женщина происходит из семьи правящего монарха. В этом случае престол далее переходит от лица к лицу только по женской линии с предпочтением наследников мужского рода. Наконец, третья, когнатическая или английская, хотя и предпочитает наследников мужского пола женщинам, но, во-первых, наследует только старший сын в семье монарха, чем полностью исключаются из числа претендентов все остальные младшие дети обоих родов, а, во-вторых, женщина все же может стать преемником носителя верховной власти при отсутствии сыновей у действующего монарха. Потомки монарха по боковым линиям при этом также полностью исключаются из числа наследников .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005–1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец, духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010–1016), Евстратий (1016– 1018)и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.– 150, а в сер. XI в.– более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглепе, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением па Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование. Иоанникий Валмас, впосл. игум. В. Л. и прот Св. Горы, сообщил о конфликтной ситуации Патриарху К-польскому Николаю III Грамматику (1084–1111).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Праздники Память преставления В. В. отмечается 1 янв. как в вост. календарях, так и в зап. мартирологах (в наст. время у католиков перенесена на 2 янв.). При этом в сир. календарях 1 янв. вместе с В. В. празднуется память святителей Григория Богослова, Игнатия Богоносца и «других отцов» ( Nau . P. 31, 37). В лат. мартирологах указывается также день поставления В. В. во епископа - 14 июня (Мартирологи Узуарда и Адона). Кроме того, 19 янв. в ряде визант. рукописных календарей отмечается чудо «отверзение церковных дверей молитвою св. Василия в Никее» ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 18). В кон. XI в. при имп. Алексее I Комнине в К-поле было установлено совместное торжество Трех святителей - В. В., Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 янв.). В синаксарном сказании говорится, что когда между верующими возникли споры о первенстве среди этих иерархов, то они явились во сне Иоанну Мавроподу , митр. Евхаитскому, и заповедали учредить общий праздник в знак равенства их заслуг. Почитание на Руси Особое почитание В. В. на Руси связано с тем, что он являлся небесным покровителем крестителя Руси - кн. Владимира Святославича . Первый храм, построенный кн. Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был посвящен В. В. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118; Т. 2. Стб. 103). Им же была воздвигнута ц. св. Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 134). В XII в. во имя В. В. были построены 2 храма в Киеве (кн. Святославом Всеволодовичем (1183) и кн. Рюриком Ростиславичем (1198), 2 храма в Новгороде (архиеп. Нифонтом (1151) и жителями Ярышевой улицы (1195)), храм в Овруче (нач. 90-х гг. XII в.) и церковь на Смядыни близ Смоленска (до 1191). В XIII-XV вв. храмы в честь В. В. строились в Новгороде (1262, 1370 и др.), Твери (до 1390), Пскове (до 1377) и во мн. др. городах. Один из приделов Благовещенского собора Московского Кремля был посвящен В. В. С XVI в. в Москве известна церковь во имя В. В. в Тверской-Ямской слободе (разрушена в 1935). В 2001 г. в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра, в честь В. В. был освящен храм-часовня. Известностью пользуются московский храм во имя Трех святителей (XVII в.), Трехсвятительское подворье Московского Патриархата в Париже (основано в 1931), являющееся кафедральным собором Корсунской епархии РПЦ.

http://sedmitza.ru/text/929116.html

Эти уставы, в отличие от общецерковного, назывались «ктиторскими ( τυπικ κτητορικ)». 1368 Из уставов, написанных после свв. Пахомия и Василия до конца разбираемой эпохи, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от св. Феодора Студита († 824); 3–5) три афонских устава, из которых первый (971) был начертан Евфимием, игуменом Студийского монастыря, и утвержден императором Иоанном Цимисхием, второй принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († 1000), а третий (1046) составлен в царствование и по повелению императора Константина Мономаха монахом Косьмой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексея, начертанный им между 1034 и 1043 гг. для своего монастыря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиота от 1077 г., употреблявшийся в монастыре Всемилостивого Спаса в Редесто; 8) устав грузинского монастыря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачкове близ Филиппополя, данный (1084) ктитором его Григорием Пакурианом; 9) устав св. Христодула, данный (1091) монастырю св. Иоанна Богослова на Патмосе: 10) устав императрицы Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный около 1114 г. для женского монастыря Богородицы Благодатной; 11) устав царского монастыря Пантократора, данный в 1136 г. византийским императором Иоанном Комнином; 12) устав Льва, епископа Аргоса и Навплии, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арее; 13) устав, данный Афанасию, игумену монастыря великомученика Маманта в Константинополе, владетельным князем Георгием Мистиком в 1159 г.; 14) устав честного монастыря τν λ ου Βμων или τν λεγμν, находившегося в Константинополе, данный императором Мануилом Комнином в 1162 г.; 1369 15) устав монастыря Николая Казолы, написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского , данный афонскому Хиландарскому монастырю; 17) устав монастыря Богородицы Махерà на острове Кипре, данный иеромонахом, а потом епископом Тамасским Нилом в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

ΙΙ. ПОучение Фотия митрополита Киевского и всея Руси к великому князю Василию Дмитреевичу На спасение твое и на сохранение царству твоему беседую ти, о многовозжеленное чадо, да насладишься и настоящих и будущих благих, благодатью Христа Бога. И первее убо, сыну мой, слыши иже в царях приснопамятного и равна Апостолом великого царя Константина, како церковь Христову почте и прослави, и Бог самого почте и прослави и в сем веке и в будущем. Слыши же и великого Феодосия добродетель и веру несомненную к Богу и к святителям его; а яже имеаше к старцу оному, сия мнози ведят. Егда восстужи си о нашедших от него искушениях, егда брань имеаше с русскими воинами, преже крещения их, но веждь веру и надежу несомненную, како сокрушеннным сердцем к нему смирись. Но смотри ми и святого оного старца, дерзновение имущего к Богу, како запрети царю и рече: «егда изыдешь на брань, ино ничтоже от оружия не возложи на ся, ниже в руки возьми, и никтоже да не предъидет пред полком твоим и сразится», – еже и сотвори царь, и попра врагов своих. А иже по них благочестне царствовавших много обрящешь. Аз же вся да отложу, ради долготы слова (сытость бо словес слуху ратник), на царство Комнина Мануила возвратимся. Слыши его добродетель и мужество, иже 24 брани сотвори в своем царстве с русскими воинами с восточными и со многими иных мест, и всех побежааше. На всякую же брань икону Пречистой Богородицы Одигитрие возяше на колесницах, и егда приближаашеся к врагам Царяграда, цешь сам взимаше за узду коня и провожааше на колеснице икону Пречистой Богородицы чрез град, даже и святого храма. И егда во сретение ему идяху вельможи и вси градские народы и поклоняхуся ему, и царь отвещаваше им, сице глаголя: «никакоже, о друзи, мне кланяйтеся, но точию Пречистой Воеводе Победительнице; аз бо ее раб и ваш есмь». Еще же треба есть рещи, како убо ветхому 1558 оному храму преславному, Соломоновой мудрости, еже по силе приношааху к нему оброки и пошлины иже в ветхом законе; священный же превеликий храм, еже 1559 по имени Божьей Премудрости Царяграда, еже паче оного храма, егоже Соломон вздвиже, и от Давида, по человеческому, любочестно водружену бывшу, и по истине царски, не Соломонова же сей воображения нареченный новый Сион, Премудрости Божьей нареченный храм, по освящению сый ковчег, Спасове церкви, о немже камень устроися апостольский от Святого Духа 1560 , сему же храму нерушимы и непоколеблемы и различны многи принесоша тогда стяжания и пошлины, и сих неподвижно имать, и видимы суть, и утверждены, и недвижимы 1561 ; ова убо дана быша на восточных странах, ова же на западных, и по островам морским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

На стене над ракой можно различить автографы паломников разных эпох, словно голоса из веков минувших. А вдруг и наш паломник оставил надпись? Рассматриваем автографы и вдруг ... удача! Среди других – аккуратным учительским почерком написано имя Василий Барский и дата –1735. Три дня провел Барский в этом монастыре «по причине гостеприимства монахов и красоте местности». Затем Барский засобирался в путь. «И вновь я шел через громадные леса и дикие горы, заблудился и уже не надеялся до темноты добраться до цели моего пути – монастыря, великого и славного», – записал Барский. А цель его была – святой Киккский монастырь. О нем, главной святыне Кипра, наш следующий рассказ. Святой, царский ставропигиальный монастырь Киккской Богоматери Он так стремился в Киккос, спешил обнять своих товарищей, но главное увидеть Ее – чудотворный образ, источник милосердия, икону Киккской Богоматери. Солнце клонилось к закату. «Успею ли до темноты?» – подумал путник, убыстряя шаг. Какая-то пичуга вспорхнула на дерево и неожиданно залилась звонкой трелью. «И птицы-то поют здесь по – особенному, не так, как у нас». Василий улыбнулся, он вспомнил легенду, которую ему рассказали в Киккосе. Давным-давно в этих краях птицы пели песню, которая сохранилась в памяти людей: Киккоса-Киккоса гора Станет монастырем Золотая Владычица в него войдет И никогда не выйдет. А ведь сбылось, и монастырь стоит, и Владычица – в нем. Как тепло приветствовали его монахи! Сколько лет прошло с тех пор, а память бережно хранит те дни. Тогда Барский записал: «Маленькая и прекрасная церковь расписана фресками. Здесь хранится икона Богородицы, которая на правой руке держит младенца Христа. Она известна тем, что творит многочисленные чудеса, и каждый день монахи служат благодарственные молебны пред Ее Божественным ликом». Барский записал предание, которое на Кипре знает и ныне и стар и млад. В годы золотой Византии, когда в Царьграде правил император Алексей Комнин, был послан на Кипр наместником надменный князь Мануил Вутомитис.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов. скрыть способы оплаты Комментарии Кира 12 февраля 2024, 16:08 Святителю отче Василие, святителю отче Григорие, святителю отче Иоанне молите Бога о нас! Галина Орлова 12 февраля 2023, 14:02 Благодарю автора статьи! Надежда 12 февраля 2017, 15:37 Слава Господу нашему за все. Великие святители наши, благодарны Вам всею душой за укрепление веры нашей. Молите Христа Бога нашего за Россию нашу православную, народ наш, за семьи наши.Просвещайте души к Господу стремящиеся.Нам всем это надо в наш век войн и смут. Татьяна 12 февраля 2017, 13:53 Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. Помолитесь о рабе Божией Татьяне, чтобы веру православную вновь обрести и не потерять Светлана 12 февраля 2016, 10:15 О,великие святые Вселенские учителя и святители Василий Великий,Григорий Богослов и Иоанн Златоуст!Укрепите веру нашу,молите Бога о нас грешных и детях наших Максиме,Ирине,Светлане,Тамаре и Игоре! Любовь 12 февраля 2016, 09:17 Спасибо за разъяснение происхождения праздника.

http://pravoslavie.ru/40001.html

М. Г. подробно описывает правление Константина I Великого, помимо основных источников (произведений Георгия Амартола и Манасси) используя несохранившийся общий источник с «Хроникой» Феодора Скутариота. В эпизодах о Лицинии и крещении Константина он предположительно использовал общий источник с Феофаном Исповедником (нач. IX в.); рассказывая о новых постройках в К-поле, обращается к тексту «Patria Constantinopoleos»; обсуждая проблему крещения Константина, опровергает версию о крещении императора в конце жизни в Никомидии и настаивает на том, что его крестил папа Сильвестр в Риме (Ibid. P. 467). В тексте, повествующем о визант. периоде (до 811), основным источником для М. Г. была «Хроника» Георгия Амартола, он дополнял ее сведениями из сочинений Зонары и Манасси. Для периода с 886 по 1057 г. М. Г. использовал текст Скилицы с небольшими вкраплениями из произведений Манасси и Зонары, затем - из Продолжателя Скилицы; для описания правления Алексея I Комнина - сочинение Зонары. В большинстве случаев М. Г. заимствовал текст источников дословно, авторское «я» проявляется на уровне выбора источника, отбора материала и компилятивной техники. М. Г. вносит смысловые изменения, сокращая текст источника или дополняя его сведениями из другого, создает новые связи между событиями и явлениями, меняя последовательность эпизодов ( Жаркая. 2013). В 1-й части «Хроники», следуя за «Шестодневом» свт. Василия Великого, М. Г. существенно сократил нравоучительную составляющую текста, нередко отказывался от промыслительного объяснения явлений в пользу естественнонаучного ( Жаркая. 2010). Рассказывая об устройстве мира, М. Г. обращался к частностям, особенно при описании животных, напр. заимствовал сведения о строении моллюсков из соч. «О частях животных» Аристотеля (Annales. 1836. P. 71-72). М. Г. подробно писал о спорных вопросах устройства мира, доказывая, что светила лишь вместилище света 1-го дня творения (Ibid. P. 37) и что вселенная имеет сферическую форму ( Zharkaya. 2017). Рассказ о сотворении человека содержит много оригинальных авторских суждений ( Βτος. 1984).

http://pravenc.ru/text/2563738.html

Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Церковь Святой Девы Марии. В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху, над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник). Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия. На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167, Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим. На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим, Вознесение. Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников. На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне), Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич (Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326, патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св. Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение. Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко времени императора Алексея II Комнина (1167-1183).

http://sobory.ru/article/?object=04044

Миллер Т.А. Михаил Псёлл и Дионисий Галикарнасский//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Михаил Псёлл// Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Остожье, 1997.   Нефёдкин А.К. Введение//Para Bellum. – 1998. –  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.11–12. Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: (От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу)//Христианство и мир. – Самара, 2000. Петряков Г.В. Михаил Псёлл//Историки мира. – М., 1998.  – Вып. 1 Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.207–212. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. – СПб.: Изд–во  Олега Абышко, 2004. – Кн. I. – С. 42 – 50, 102 – 105; Кн. II. – С. 200 – 204. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Сметанин В. А. О критериях и уровне научности энхиридия  Михаила Пселла «Синопсис законов»//Свидетель Истины: Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. А. В. Левитский. – Екатеринбург: Инф.–изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.396. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации в средневековом энхиридии Михаила Пселла “Обозрение законов”(историко – педагогический аспект)//Историческая наука и историческое образование на рубеже XX–XXI столетий. Четвертые всероссийские историко–педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2993327

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010