А.А. Половцов Соболевский, Сергей Александрович Соболевский , Сергей Александрович, библиограф, библиофил и известный в свое время эпиграмматист, род. 10 сентября 1803 г., был незаконный сын А. Н. Соймонова. Мать Соболевского, Анна Ивановна Лобкова, урожденная Игнатьева, была родная внучка генерал-поручика Степана Лукича Игнатьева (ум. 1747), с.– петербургского коменданта времен императриц Анны и Елисаветы. Положение Соболевского, с детства лишенного семьи, и жизненные условия, окружавшие его в ранние годы, не остались без влияния на его душевный склад. С. родился в Риге, но с детства постоянным его местопребыванием была Москва. Здесь, благодаря своей матери, никогда не жалевшей для него средств, он получил очень серьезное первоначальное воспитание и образование. Занимаясь языками, он, между прочим, уже в ранние годы, настолько овладел латинским языком, что даже переводил отрывки из Истории Государства Российского. Дальнейшее образование С. получил в только что тогда основанном Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Воспитание здесь было поставлено слабо и не имело твердого нравственного влияния на молодежь. Образование шло неровно; однако среди преподавателей, особенно в старших классах, выдавались Куницын, Арсеньев, Галич, Раупах, молодой Плетнев, а также только что выпущенный из лицея Кюхельбекер. Последний приобрел особенное расположение воспитанников. Горячо преданный литературным интересам, он сумел своим преподаванием русского языка и словесности во многих учениках развить интерес и склонность к литературным занятиям; таковы С. Д. Полторацкий, Н. А. Мельгунов, H. A. Маркевич и др. С. уже здесь писал свои эпиграммы. Интерес к литературе развился у Соболевского очень широко. Он и по окончании курса в пансионе занимался словесностью славянских наречий, французской, португальской, английской, немецкой. Вместе с тем он интересовался математикой, технологией, механикой, архитектурой. Его многосторонность, так же как и неспокойный характер, побуждали его быстро сходиться с очень разнообразными людьми. Из товарищей С. был близок с М. И. Глинкой (не раз упоминающим о нем в своих записках) и особенно с Л. С. Пушкиным. С ними он сохранил навсегда товарищеские отношения. Впоследствии он был опекуном детей Л. С. Пушкина. Последний ввел его в молодой кружок своего брата. Знакомство с А. С. Пушкиным скоро перешло в близкие отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава вторая. Византийская мечта 1. Константинопольская проблема перед войной «Несмотря на видимое сочувствие к этим германским шагам Ал. Фед., – заключает Семенников, – Романовы не могли пойти на переговоры хотя бы уже потому, что только что перед тем они были подкуплены союзниками обещанием Константинополя и, кроме того, они опасались, что сепаратный мир может вызвать революцию». Если это так, то как мог принц Гессенский «заручиться согласием на благоприятный прием Васильчиковой»? Подобное признание само по себе аннулирует, по крайней мере в отношении 1915г., те произвольные толкования, которыми обильно уснащены комментарии сценария исторического фильма «Романовы и сепаратный мир». В это время «Романовы» (не только Ник. Ал., но и Ал. Фед.) с искренним негодованием отрицали самую мысль о возможности сепаратного мира. Константинопольская проблема не могла играть здесь никакой роли уже по той причине, что расплывчатые предположения немецких эмиссаров шли в разрез с традиционными, реалистическими тенденциями, которые наметились в русской правительственной политике по этому вопросу. Приобретение Босфора и Дарданелл – свободный выход из Черного моря – искони считалось националистической политикой осуществлением исторических задач России. «Дай Бог , нам дожить до этой отрадной и задушевной для нас минуты», – положил резолюцию в 1882г. Александр III на докладе посла в Константинополе Нелидова, первого паладина идеи «занятия проливов». «Я не теряю надежды, что рано или поздно, а это будет, и так должно быть», – заключал Император... Еще определеннее высказался через три года Монарх в письме к ген. Обручеву 24 сентября 1885г. по поводу балканской политики: «...у нас должна быть одна и главная цель – это завоевание Константинополя, чтобы раз навсегда утвердиться на проливах и знать, что они будут постоянно в наших руках». Но Александр III признавал, что до этого идеала еще «далеко»... Сын свято блюл заветы отца. В течение всего его царствования дипломаты искали «удобного момента», о котором говорил отец, для того, чтобы положить «навсегда» в карман «ключи от своего дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

I. В духовной академии 1 24-го октября 1908 г. в духовной академии состоялся диспут Д. Г. Коновалова, который представил на соискание степени магистра богословия сочинение: „Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве“. Диспут затянулся за полночь. Официальными оппонентами выступили проф. Соколов и доцент Громогласов. Первый из них признал сочинение г. Коновалова подобным истукану, у которого туловище Александра Македонского, голова Наполеона, шляпа Скобелева, а сапоги один Наполеона, другой Суворова. Проф. Соколов не нашел в сочинении ни экстаза ни его картины. Он же указал на полное отсутствие у автора практического знания предмета, без чего в таких случаях нельзя обходиться. От критики проф. Соколова ожидали отрицательного приговора, но проф. Соколов вдруг сразу заключил, что сочинение г. Коновалова „научное событие“!.. Таким образом проф. Соколов дал Коновалову степень магистра богословия за обрисованного им истукана!.. Другой оппонент, доцент Громогласов, сослался на свою усталость и потому отказался возражать по существу, а сделал лишь две незначительные „придирки“, рассчитанный на смехотворство „либерального“ студенчества. Третьим неофициальным оппонентом выступил г. Мельгунов. Он отнесся отрицательно к тем источниками, на которых обосновался г. Коновалов, указал на излишнее увлечение его анализом внешних проявлений сектантских внутренних настроений и рекомендовал писать о сектах по „очерками“ проф. Милюкова!.. Последним оппонентом выступил И. Г. Айвазов. Он прежде всего заметил, что брошенные здесь вызовы по адресу миссионеров неуместны. О времени диспута никто не знал, за полным почти отсутствием публикаций о нем. Даже он, московский миссионер, и то узнал о диспуте только в день диспута, так что мелочи дочитывал уже в поезде!.. Другие же миссионеры и того не могли сделать. Составив себе общее понятие о книге, говорил г. Айвазов, я не буду входить в детальное её рассмотрение, тем более, что это и не так важно, да и время слишком позднее. На замечание ректора академии, что это он недостаточно публиковал о диспуте, г. Айвазов ответил, что указал на столь важный пробел не в осуждение кого-либо, а только в оправдание отсутствия миссионеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В годы мистицизма. правительство и общество после воины 154 1. Ликвидация войны Московский «патриот» гр. Ростопчин, попадая в оппозицию, как мы уже видели, становился неудержим в критике и, разнося всех, восхваляя только себя, иногда метко отмечает больные места современности 155 . Так было с Ростопчиным и при оставлении «почетного» поста московского генерал-губернатора. Отмечая «тупую гордость во всех сословиях и в каждом сознание, что без него государство погибло», Ростопчин свидетельствует горькую правду в письме к Воронцову 26 января 1813 т. – ничего не делают для народа, который более всех пострадал в годину бедствий. «Все только слова, слова без действий, – пишет он. – Что народу памятник из пушек и храм Христа Спасителя. До сего времени нет ни копейки для бедных, и если бы не остатки чрезвычайных сумм и мои собственные деньги (?!), верных пять тысяч человек умерло бы от голода и нищеты». Конечно, Ростопчин пишет это для того, чтобы еще раз подчеркнуть свои заслуги, свою мудрость и оправдать свою вынужденную отставку. И тем не менее в его словах кроется глубокая истина, – в сознании гордости и самодовольства тонут прежние опасения, которые заставляли в 1812 г. дворянство из чувства самосохранения заговорить другим языком со своими крепостными, ибо в ту пору «решительный язык власти и барства более не годился и был опасен», свидетельствует один наблюдательный современник. Хотя «Русский Вестник» и уверял своих читателей, что «наглые французские рассыльщики» не в состоянии будут «завести бунт в России, так как одно дуновение правительства вырвет с корнем все их злоумышления», тем не менее дворяне видели во французах врагов своих прав и освободителей их рабов, мало полагаясь на отличительные свойства «души русского народа», руководствующейся «верою и нравственностью», не способной к бунтовщическим деяниям. Опасения были так сильны, что Ростопчину приходилось убеждать крестьян: «Не слушайте пустых слов. Почитайте начальников и помещиков, они ваши защитники, помощники, готовы вас одеть, обуть, кормить и поить». «Вы будете припеваючи жить по-старому», – вряд ли, конечно, подобное убеждение могло возыметь должную силу. Жить «по-старому» – это значит вернуться под крепостное ярмо. Крестьянские волнения 1812 г. еще раз показали тяжесть этого ярма. И о нем приходилось подумать: народная война ставила как бы ребром вопрос о крепостном праве. Вы постоянно встретите на это указание у современников. 1812 год связан с определенными ожиданиями, с темными и неясными слухами, широко распространяющимися в народной массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В эпоху отечественной войны Вожди армии 62 Отдавая должное героизму и мужеству русского солдата, один из современников первых войн александровской эпохи, будущий декабрист Фонвизин, не мог не отметить в своих воспоминаниях, что русская армия уступала французской «в той восторженной пламенной храбрости в нападении, какой французы побеждали все европейские армии». Причины этой «восторженной пламенной храбрости» заключались в той нивеллировке революционных войск, которая объединяла в одно и вождей и армию. Этих причин, конечно, не могло быть в русской армии, – армии старого порядка и крепостной муштровки. И если мы припомним внешние условия походов 1805 до 1807 гг., то еще с большим удивлением остановимся перед тем фактом, что даже на полях Аустерлица не померкла военная слава России. Русская армия стояла перед лучшей европейской армией, перед гениальным стратегом и полководцем, перед всеобщим победителем... Ей предстояло огромное испытание в сфере военной подготовки и личной доблести. И если личная доблесть с честью вышла из этого испытания, то первая оставила желать многого. Прежде всего было забыто «мудрое» правило, как выразился современник, что «войну надо начинать с брюха». Престарелый фельдмаршал Каменский, не найдя «ни боевых, ни съестных припасов, ни госпиталей», в отчаянии даже покинул армию – таким безотрадным казалось ему положение вещей. Интендантские хищения, о которых рассказывает декабрист кн. С.Г. Волконский, сам участник многих боевых действий, приводили к тому, что в армии отсутствовало продовольствие, люди ходили босыми и т.д. 63 . «Солдаты Беннигсена всю зиму (1805–1806) питались сырым картофелем без соли; они шатались, как тени, без обуви, без приюта, слабели, заболевали и умирали с голода» – вот картина, нарисованная современником (приписывается А.Ф. Воейкову, «Русск. Арх.», 1868). При таких условиях поддерживалась военная честь России... И все-таки армия сохранила мужество, как единогласно свидетельствуют очевидцы. Тем более могла она выдержать искус, когда уже приходилось сражаться не за чужие интересы, выдвинутые сложными мотивами международной политики, а более близкие, доступные пониманию каждого солдата, когда приходилось защищать родину от иноземного нашествия; когда развевалось идейное знамя, воодушевлявшее мужество каждого члена армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Глава тринадцатая. «Могущественный синдикат» I. – «Зеленые» В статье, напечатанной в эмигрантской варшавской газете «За Свободу» по поводу книги проф. Ашкенази «Uwagi» Философов, на которого «тяжкие обвинения» польского историка произвели удручающее впечатление, вспоминая дореволюционное время, писал: «Кто же сомневался тогда в том, что достаточно Распутину приказать, и сепаратный мир с Германией будет заключен» 472 . Инициаторы убийства Распутина и пытались объяснить свой «патриотический» акт тем, что они спасли Россию от неизбежного позора заключения сепаратного мира. Эта версия в мотивах расправы со «старцем» была дана уже через день после убийства. Ник. Мих. со слов Юсупова записал 19 декабря, как Распутин в интимных беседах высказывал «свои невероятные планы на будущее»: «к концу декабря было решено подписать сепаратный мир с Германией!!» (воскл. знаки автора дневника). Это вызвало у Юсупова... «твердое решение покончить с ним, во что бы то ни стало». Тот же мотив выдвинут и в более поздней (29 декабря) записи Палеолога: от Распутина Юсупов узнал, что сторонники А.Ф. готовились низложить Царя, возвести на престол Наследника под регентством его матери, и что первым актом нового царствования будет предложение мира германским империям 473 . Сам Юсупов так рассказывает в своих литературных произведениях 474 о том «дьявольском плане», который за бутылкой крепкой мадеры развил ему «Григорий Ефимович», и который почти совпадает с записью Палеолога: «будет, довольно воевать, довольно кровь проливать, пора всю эту канитель кончить... Сам то все артачится, да и сама тоже уперлась; должно опять там кто-нибудь их худому научает, а они слушают... Ну, да что говорить. Как прикажу хорошенько – по-моему сделают, да только у нас не все еще готово. Когда с этим делом покончим, на радостях объявим Александру с малолетним сыном, а Самого на отдых в Ливадию отпустим». Ходячая молва, претворенная в реальный разговор, так и выпирает в изложении «мемуариста». Вспомним запись Палеолога о разговоре его в конце сентября в посольстве с высоким придворным чином, который излагал аналогичный план крайних реакционеров (вплоть до убийства Царя).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Содержание «Дней Александровых прекрасное начало» (О книге профессора С. Мельгунова «Дела и люди Александровского времени») От автора Император Александр I. Сфинкс на престоле (Черты для характеристики Александра I) Мелочи об Александре 1. Александр I и женщины 2. Был ли Александр I католиком 3. Александр I – Феодор Кузьмич В эпоху отечественной войны Вожди армии Барклай-де-Толли и Багратион Ростопчин – московский главнокомандующий Кто сжег Москву? Еще о Ростопчине 1. Родственники о Ростопчине 2. Ростопчин в оценке А.А. Кизеветтера 3. Ростопчин и масоны Патриотические настроения в отечественную войну В годы мистицизма. правительство и общество после воины 1. Ликвидация войны 2. Мистицизм 3. Масоны 4. Начало либерализма 5. Реакция 6. Военные поселения 7. «Аракчеевщина»     Согласно официальной версии, император Александр I умер во время путешествия по России от стремительно развивавшейся болезни. Однако если попытаться внимательно рассмотреть события в жизни императора и его взаимоотношения со своими приближенными, то картина складывается совершенно иная. В своей работе известный историк С.П. Мельгунов пытается ближе подойти к разгадке царской трагедии путем детального описания лиц Александровской эпохи – тех, с которыми он замышлял либеральные реформы, и тех, кто оказался его соратниками в период переоценки его взглядов. Автор приходит к сенсационным выводам... «Дней Александровых прекрасное начало» (О книге профессора С. Мельгунова «Дела и люди Александровского времени») Из обширной библиографии о государе Александре I Павловиче, составившейся за почти два столетия со дня его кончины, книга профессора Мельгунова представляет в наши дни особенную ценность. Её автор столь долго и кропотливо собирал данные о своем герое, так вдумчиво анализировал события предыдущего и весьма краткого царствования его отца, императора Павла I, столь тщательно разбирал творчество современников, пытавшихся воссоздать художественный образ этого государя 1 , что, по существу, оказался самым качественным, после Н.К. Шильдера 2 , исследователем Александровского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Содержание Предисловие Глава I. Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова – первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле – в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн Глава II. Настоятель Саровской пустыни Дорофей. Иеромонахи Филарет, Маркел и Исаакий. Строитель иеромонах Ефрем. Разноречивые печатные показания о приезде А. С. Мелъгуновой в Саров и Дивеево. Переезд матери Александры на жительство в д. Осиповку, смерть дочери и решение ее распродать имения и отпустить крестьян на волю. Построение Мелъгуновой храмов Божиих и добрые ее дела. Голодные годы, в особенности 1775-й, и чудо в Саровской пустыни. Поездки матери Александры в Казань и Киев. Жизнь ее в Дивееве, труды и тайные благотворения. Настоятель Саровской пустыни о. Пахомий, старец игумен Назарий. Иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и другие. Иеросхимонах Иосиф, иеромонахи Матфей, Питирим и Иоаким. Казначей о. Исайя. Устройство общины при Казанской церкви. Отношения матери Александры к юному послушнику и затем иеродиакону Серафиму Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Глава IV. Видение иеродиакону Серафиму во время богослужений. Рукоположение его в 1793 году в сан иеромонаха. Голод в Саровской пустыни и чудеса. Страдания о. Серафима от болезни ног и стремление к пустынножительству. Обещание о. Пахомия заботиться о Дивеевской общине. Кончина о. Пахомия и удаление о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Богатая помещица, владеющая имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губ., вдова, полковница Агафья Семеновна Мельгунова (урожденная дворянка Нижегородской губ.) имела 700 крестьян и большой капитал. Сведения о ее жизни оставил о. Василий Дертев, а также сестры Дивеевской обители. А. С. Мельгунова лишилась мужа в молодые годы и прибыла в Киев с трехлетней дочерью, решив посвятить свою жизнь Богу. Известно, что около 1760 г. она приехала в Киево-Флоровский монастырь и здесь приняла монашество с именем Александры. Некоторое время спустя ей было видение Пресвятой Богородицы, Которая повелела ей оставить этот монастырь и идти на север, в место, которое Она Сама ей укажет. Киево-Печерские старцы решили, что видение было истинным, и посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем полковницы Агафьи Семеновны Мельгуновой отправиться в путь, указанный ей Пресвятой Девой. По дороге из Мурома в Саровскую пустынь мать Александра остановилась в селе Дивеево и на лужайке у западной стены небольшой деревянной церкви села отдохнуть на бревнах. В легкой дремоте она снова увидела Божию Матерь, Которая открыла ей, что на этом месте надлежит основать обитель, которая будет Ее четвертым уделом. Мать Александра с великой радостью направилась в Саровскую пустынь. Монастырь стоял среди дремучего соснового леса, на горе, с трех сторон окруженной речками Саровкой и Сатисом. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, старинное столповое пение по чину Афонской горы, простота и убогость монашествующих и вся обстановка восхитили душу матери Александры. Саровские старцы подтвердили ей слова Киево-Печерских иноков исполнять с верой все указанное ей Царицей Небесной. Они же посоветовали ей поселиться вблизи Дивеева, в дерене Осиновке, отстоящей на две версты от села. Вскоре ее девятилетняя дочь заболела здесь и скончалась. Порвалось последнее звено, связывавшее ее с миром. Тогда, по благословению Саровских старцев, своих крестьян она отпустила на волю за небольшую плату, а часть капитала положила в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных. Остальные деньги ушли на содержание вдов и сирот, нищих и требующих помощи Христа ради, а также на постройку и возобновление 12 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_8.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010