Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована 6 сент. 1991 г. как Луганская и Старобельская, отделена от Донецкой и Луганской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия ), с 31 мая 2007 г. имеет совр. название. Территория включает города обл. подчинения Луганск, Алчевск, Брянка, Кировск, Первомайск, Стаханов, а также Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской обл. Украины. Кафедральный город - Луганск (в 1935-1942, 1943-1958, 1970-1990 Ворошиловград). Кафедральные соборы: св. апостолов Петра и Павла, равноап. кн. Владимира и Николо-Преображенский в Луганске, свт. Николая Чудотворца в Алчевске (с 1931 Ворошиловск, в 1961-1991 Коммунарск). Правящий архиерей - митр. Пантелеимон (Поворознюк). Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Александровский, Алчевский, Беловодский, Центр. Луганский, 1-й и 2-й Луганские, Марковский, Меловский, Новоайдарский и Станично-Луганский. В епархии имеется 148 приходов, 9 часовен и молитвенных комнат, 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских). При ЕУ действуют отделы: социального служения и благотворительности, по взаимодействию с общественностью, по приграничному сотрудничеству, по взаимодействию с пенитенциарной системой, по взаимодействию с милицией, по сотрудничеству с обл. Управлением МЧС, церковно-медицинский, религиозного образования и катехизации, по делам семьи, по делам молодежи, по делам пастырской опеки казачества, миссионерский, по взаимодействию со СМИ, гуманитарный. Территория Л. и А. е. с 1943 г. входила в Донецкую епархию, Луганск (Ворошиловград) являлся 2-м кафедральным городом, в 1942-1963 гг. центр епархии находился в Ворошиловграде. В 1942-1943 гг. епархия имела название Луганская и Донецкая, в 1943-1944 гг.- Ворошиловградская. В 1944-1945 гг. существовало Ворошиловградское викариатство Днепропетровской и Запорожской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В янв. 1945 г. Донецкая епархия была возобновлена с названием Ворошиловградская и Сталинская, с февр. 1945 г.- Донецкая и Ворошиловградская, в 1956-1961 гг.- Ворошиловградская и Сталинская, в 1961-1969 гг.- Донецкая и Луганская, в 1969-1990 гг.- Луганская и Донецкая, в 1990-1991 гг.- Донецкая и Луганская. Православная Церковь и расколы на Луганщине в 1917-1942 гг.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Точная дата образования самостоятельной канонической М. е. неизвестна, очевидно, она была организована приблизительно тогда же, когда из Александровского вик-ства Днепропетровской епархии была образована самостоятельная Александровская и Павлоградская епархия,- в 1927 г. (см. Александровское и Павлоградское викариатство ), которой управлял еп. Стефан (Андриашенко). О существовании самостоятельной М. е. говорится в документе от 21 июля 1929 г., в к-ром Полтавский еп. Сергий (Гришин) назван временно управляющим М. е. Он издал распоряжение о переводе настоятеля Троицкого храма в с. Гуляйполе Запорожского окр. прот. Александра Лоскутова в Николаевский собор в г. Запорожье. К 15 мая 1930 г. М. е. перешла в ведение экзарха Украины архиеп. сщмч. Константина (Дьякова). Последний в своем заявлении от 15 мая 1930 г. в Мелитопольское окружное управление НКВД указывал следующее: «В делах управления подведомственного мне Мелитопольского округа Мариупольской епархии возникла необходимость в назначении наблюдателя по делам всего Мелитопольского округа» (ЦГАВОВУ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович, настоятель прихода в пос. Б. Токмак Мелитопольского окр. В принятом Синодом Русской Церкви «Положении об областных преосвященных» от 12 марта 1934 г. указано, что самостоятельный статус ранее был предоставлен и продолжает сохраняться за М. е., охватывающей территорию Донецкой обл. (в к-рую входила не только нынешняя Донецкая, но и почти вся совр. Луганская обл. Украины). Кафедрой М. е. являлся Харалампиевский собор, построенный в 1845 г. в рус. стиле по проекту архит. П. Македонского на месте прежнего греч. храма. Главной святыней Харалампиевского собора была явленная рельефная икона вмч. Георгия, привезенная греч. переселенцами из крымского Балаклавского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (с 1965 хранится в Национальном музее изобразительного искусства Украины в Киеве). В Рождество-Богородичном храме в Мариуполе особо почиталась чудотворная икона святых Космы и Дамиана, также происходившая из Крыма. До 30-х гг. XX в. в Успенском храме в Мариуполе находилась местночтимая чудотворная Мариупольская икона Богоматери «Одигитрия», образ был утрачен после разрушения храма, сохранились чтимые списки.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Прежде всего, при анализе материального положения священно- и церковнослужителей следует учитывать, что в Области Войска Донского особыми привилегиями пользовалось казачье сословие, локализовавшееся в казачьих станицах и хуторах. Крестьянство проживало на бывших владельческих землях, после крестьянской реформы сдававшихся в аренду. Крестьянские поселения, в отличие от казачьих, назывались слободами и поселками. Кроме того, во второй половине XIX в. в Области Войска Донского получили развитие рабочие поселки, образовавшиеся вокруг угольных месторождений. Центром угольной промышленности на Дону был г. Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты). Причты церквей этих трех видов поселений несколько различались как в уровне жизни, так и в тех видах доходов, которые им предоставляли приходы. Так, например, в казачьих станицах и хуторах духовенство было обеспечено всеми видами доходных статей, исключая жалованье от казны. Пособия от гражданских обществ станиц и хуторов выдавались либо недавно основанным храмам, либо небольшим приходам, либо в случае «неурожайных лет». В крестьянских поселениях в подавляющем большинстве причты не получали земельного довольствия, поскольку сами крестьяне испытывали нехватку земли («малоземелье» по определению документов). В рабочих поселках положение духовенства было приближено к положению причтов казачьих населенных пунктов, поскольку в большинстве случаев сами поселки образовывались на месте казачьих поселений. На особом положении были причты городов Области Войска Донского: Новочеркасска и Александровск-Грушевского (город с 1883 г.) 434 . Священно- и церковнослужители Александровск-Грушевского получали только доходы за «исправление духовных треб», а причты новочеркасских церквей получали еще и денежное пособие от городского казначейства 435 . Характерной особенностью земельного обеспечения донского духовенства было не отмежевание собственно церковной земли, а наделение священно- и церковнослужителей казачьими земельными паями, которые разнились по количеству десятин в зависимости от того, скольким количеством земли владела сама станица или хутор. Донское духовенство не обрабатывало землю, сдавая ее в аренду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет (в миру Филаретов Михаил Прокопьевич; 1824–1882) — архиепископ Рижский. Филарет (в миру Филаретов Михаил Прокопьевич; 1824–1882) — архиепископ Рижский. 8 ноября 1880 г. при проезде императорского поезда через Александровск под Одессой три заговорщика пытались взорвать железнодорожное полотно. 19 ноября 1880 г. в 10 часов 25 минут был произведен взрыв под вагоном со свитой императора. 8 ноября 1880 г. при проезде императорского поезда через Александровск под Одессой три заговорщика пытались взорвать железнодорожное полотно. 19 ноября 1880 г. в 10 часов 25 минут был произведен взрыв под вагоном со свитой императора. Антропов Лука Николаевич (1841 или 1843–1881) — драматург, критик Антропов Лука Николаевич (1841 или 1843–1881) — драматург, критик Взрыв в Зимнем дворце был произведен 5 февраля 1880 г. народовольцем С. Н. Халтуриным. Взрыв в Зимнем дворце был произведен 5 февраля 1880 г. народовольцем С. Н. Халтуриным. Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор — А. М. Опекушин) был крыт 6 июня 1880 г. Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор — А. М. Опекушин) был крыт 6 июня 1880 г. Церковный обряд накануне Крещения. Церковный обряд накануне Крещения. Цитируется романс А. А. Алябьева (1851) на стихи Н. П. Огарева (1840) Цитируется романс А. А. Алябьева (1851) на стихи Н. П. Огарева (1840) А. Ф. Писемский умер 21 января 1881 г. А. Ф. Писемский умер 21 января 1881 г. Кублицкий Михаил Егорович (1821–1875) — историк театра, театральный критик; Андреев Василий Николаевич (сценич. фамилия Бурлак; 1843–1888) — актер. Кублицкий Михаил Егорович (1821–1875) — историк театра, театральный критик; Андреев Василий Николаевич (сценич. фамилия Бурлак; 1843–1888) — актер. Премьера комедии Писемского «Просвещенное время» состоялась в Малом театре 30 января 1875 г. Премьера комедии Писемского «Просвещенное время» состоялась в Малом театре 30 января 1875 г. Миллер Ф. Б. (1818–1881) — поэт, переводчик, журналист. Миллер Ф. Б. (1818–1881) — поэт, переводчик, журналист. Убийство Aлekcahдpa II по приговору «Народной воли» было совершено взрывом бомбы под императорской каретой на Екатерининском канале в Петербурге 1 марта 1881 г. в 2 часа 15 минут пополудни (организатор — С. Л. Перовская).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Насколько было правомерным обвинение священника в нежелании сотрудничать, также сложно сказать. В то же время, из воспоминаний Сенчиковского следует, что представители некоторой части польской интеллигенции, настроенные радикально, перестали посещать службы, а на собрания церковного совета священника не считали нужным приглашать . В 1885 году срок миссии священника Фердинанда Сенчиковского заканчивается, и его отзывают из Туркестанского края. Назначенный в феврале 1884 года Туркестанским генерал-губернатором Н.О. Розенбах не только не ходатайствовал о продолжении миссии, но добился того, чтобы каноник Сенчиковский поступил обратно в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД; кроме того, предложил не назначать ему преемника. В письме к военному министру свою просьбу об отзыве из округа римско-католического священника он мотивирует следующим обстоятельством. «В настоящее время уже истек срок миссии упомянутого духовного лица и, помимо этого, отсутствие каноника Сенчиковского не может вредно отозваться на интересах католического населения края, весьма немногочисленного» . Министр поддержал просьбу с тем условием, что до конца 1885 года каноник (принимая во внимание его прежние заслуги) остается введении военного министерства с назначенным ему с 1883 года жалованием. С 1886 года он должен был поступить обратно в ведение МВД. Таким образом, миссия священника Ф. Сенчиковского, просуществовав два года (с 1883 по 1885 годы), завершилась. Часовню не только закрыли, но и ликвидировали – не было средств на ее содержание. Колокол продали Ташкентской епархии Русской Православной Церкви, а само здание – Великому князю Николаю Константиновичу Романову. С этого времени в край стали совершаться периодические приезды католических священников. В 1888 году сюда командировали инспектора кавказских приходов священника Юлиана Добкевича . Впоследствии военный министр издал приказ о командировании в Туркестанский военный округ один раз в два года капеллана Кавказского военного округа. Так, в 1895 году в Туркестан для «совершения духовных треб» среди военнослужащих приезжал курат во Владикавказе и капеллан Терского военного округа КазимежВарпуцянский . Он посетил Чарджоу, Самарканд, Ташкент, Новый Маргилан, Андижан, Ош, Наманган, Керки и Петро-Александровск. Затем миссию продолжили священник Тифлисского римско-католического прихода Василий Мутапов, капеллан Дагестанского военного округа Михаил Антонов, который помимо Ташкента посетил города Чарджоу, Каттакурган, Самарканд, Джизак, Ура-Тюбе, Ходжент, Коканд, Новый Маргилан, Андижан, Ош, Наманган, Керки и Петро-Александровск .

http://bogoslov.ru/text/1610819.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Гибель генерала Гришина-Алмазова Каспий, май 1919 24.03.2023 930 Время на чтение 5 минут Фото: Генерал А.Н. Гришин-Алмазов, лето 1918 Переход через Каспий отряда генерала Гришина-Алмазова был достаточно хорошо подготовлен и держался в строгом секрете. Для перевозки отряда был зафрахтован частный бакинский пароходик яхточного типа - " Лейла " . Как сам капитан Мирза, так и все матросы вплоть до выхода в рейс не знали, куда направится судно. Судя по воспоминаниям лейтенанта белой Каспийской флотилии Кадесникова, 27 апреля 1919 года " Лейла " пришла на якорную стоянку английской флотилии у острова Чечень. Генерал Гришин-Алмазов и сопровождающие его офицеры были приглашены на английский флагманский крейсер " Президент Крюгер " , где коммодор Норрис принял их исключительно любезно, а узнав о цели их поездки, предложил генералу эскортировать его через море, плавание по которому было небезопасно, ввиду частого появления в этих водах кораблей Астрахано-Каспийской флотилии красных. Коммодор Норрис настоятельно советовал также Алмазову изменить курс на более спокойный, с его точки зрения, то есть двигаться из Петровска не прямо на Гурьев, а с заходом в Форт-Александровск на Мангышлаке, где стоял небольшой гарнизон белых и имелась радиостанция, связывавшая Петровск с Гурьевым, а фактически - войска Деникина и Колчака, через посредство Уральской армии. Для подстраховки этого рейса решено было связаться с радиостанцией в Форт-Александровске, а через нее и в Гурьеве, чтобы проконтролировать прохождение " Лейлы " и встретить там миссию Гришина-Алмазова, обеспечив ее дальнейшее продвижение к Омску. Все бы так и вышло, если бы не одно обстоятельство... Дело в том, что еще 30 апреля (нового стиля) отрядом кораблей Астрахано-Каспийской флотилии под командованием А.В. Сабурова был захвачен Форт-Александровский и находившаяся там радиостанция. Причем красные, пользуясь удаленностью форта от других гарнизонов белых, решили не раскрывать карты, а продолжить радиоигру с ними в Петровск-Порте и Гурьеве. Получив в свои руки коды и шифры, они продолжали регулярно выходить на прием. Под наблюдением матроса Никиты Чемрукова радиотелеграфист Александровского форта Калиновский получал шифротелеграммы белых, которые просматривались большевиками, а потом, в зависимости от обстоятельств, или отправлялись далее, или вообще не доходили до адресата. Ракип Насыров пишет, что этим радиотелеграфистом был не Калиновский, а добровольно согласившийся работать на красных П.М. Шпанов-Егоров, впоследствии известный советский полярник. Как бы то ни было, уловка подействовала, и уже 3 мая большевиками были задержаны две шхуны, идущие из Гурьева в Петровск с грузом табака и продовольствия. Конечно, мистификация не могла продолжаться слишком долго, но вскоре красным несказанно повезло...

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/24/...

 Никифорова Мария Григорьевна (кличка «Маруся») (1885, город Александровск Екатеринославской губернии – 1919, Севастополь, Крым) – «профессиональная революционерка», террористка, анархо-коммунистка, сторонница теории немотивированного террора, беглая каторжница. Во время революционной смуты (1905–1907) в России активно участвовала в так называемых экспроприациях, по сути – в грабежах банков, касс, почт, магазинов, а также в совершении террористических актов с многочисленными человеческими жертвами: взрывы кафе Либмана и галантерейного магазина в Одессе, вагона первого класса в поезде возле Никополя (Плевенская область, Болгария), завода (погиб администратор), мирной манифестации. В 1908-м г. осуждена за грабежи и убийство четырех человек на 20 лет каторги, с предварительным отбыванием наказания в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а затем в Московской губернской женской каторжной тюрьме. В 1910-м г. отправлена по этапу в Сибирь. Совершила побег, добралась до Владивостока, а оттуда по поддельным документам, через Японию, в США, где некоторое время работала в редакциях анархистских газет. В 1913-м г. переехала в Европу, жила в Испании и во Франции. В декабре 1917 г. становится союзницей большевиков и способствует установлению советской власти в городах Екатеринославской и Харьковской губерний. В 1918-м г. со своим отрядом действует в составе советских войск на Дону, в Поволжье, в Центральной России. Летом 1919 г. арестована в Крыму при попытке организовать террористическую деятельность против лидеров Белого движения. Военно-полевым судом в городе Севастополе 16 сентября 1919 г. приговорена к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение во дворе севастопольской тюрьмы. По материалам изданий : Савченко В.А.  Авантюристы гражданской войны: Историческое расследование .  Харьков. Фолио. М. ACT. 2000;  Владимир Чоп.  Маруся Никифорова. Запорожье. РА “Тандем-У”. 1998;  Беленкин Б.И., Леонтьев Я.В.  Воспоминания и сообщения. Чёрная тень революции (атаманша Маруся Никифорова)//Отечественные записки. 2002. С. 169-178; Казнь М. Никифоровой//Киевская жизнь. 11 (24) сентября 1919 г.

http://pravoslavie.ru/153349.html

Руководствуясь 1005 и 1006 ст. Устава уголовного судопроизводства и секретным циркулярным предписанием предместника вашего от 23-го июня за 141, я упомянутых лиц с дознанием передал в Попечительный Комитет об иностранных поселенцах южного края России». При этом исправник присовокупляет, что К. Кёниг с Хр. Фишером предполагают переселиться во взятое ими на поссению (аренду) имение землевладельца Тимковского (Александровск. уезд.) 37 . Официальные данные не дают подробных сведений о результатах деятельности К. Кёнига и Хр. Фишера в Ландау и числе совращённых ими в необаптизм поселян, но принимая во внимание то, что поселяне к. Ландау вскоре после этого вошли к Херсонскому губернатору с ходатайством о выселении из среды их анабаптистов, можно заключить, что семена заблуждения были брошены опытною рукою и в достаточном количестве. Декан Разумович дело о совращении К. Кёнигом и Хр. Фишером 28 января 1872 года за 14 представил в тираспольскую римско – католическую консисторию, а обвиняемых передал на поручительство в Одессу. Но К. Кёниг и Хр. Фишер не оправдали доверия своих поручителей, так как последнего из них 5 февраля того же 1872 года, т. е. почти через неделю, мы видим действующим в к. Рорбах и д. Основе совместно с известным нам проповедником Гергардом Виллером, о чём подробнее будет сказано в своём месте. В 1869 году немецкие колонии южной России посетил глава необаптистов Иоганн Гергард Онкен из Гамбурга. Приезд Онкена, поставивший в крайне неприятное положение местную полицию, недоумевавшую, как ей поступить с „знаменитым иностранцем», – имел большое значение для дела распространения необаптизма па юге России. Это важное в истории южнорусского необаптизма событие официальными данными представляется в следующем виде: „Циркуляром 141, телеграфировал Елизаветградский исправник Херсонскому губернатору 29 сентября 1869 года, предписано задерживать и передавать колониальному начальству иностранцев, вредно влияющих па религиозные убеждения населения. Задержан в Данциге иностранец Гергард Онкен, крестивший колонистов и проповедовавший учение крестьянам (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ничего нет. Есть только привычка. «– Привыкнешь! – сказал Толковый и засмеялся. – Теперь ты еще молодой, глупый, молоко на губах не обсохло, и кажется тебе по глупости, что несчастнее тебя человека нет, а придет время, сам скажешь: дай Бог всякому такой жизни». Они очень разные. Толковый находит, что, кто хочет счастья, тот «первее всего» пусть ничего не желает. Для татарина лучше один день счастья, чем ничего. Каждый остается при своем, в глухой ночи появляется барин, которого они перевозят, тоже ссыльнопоселенец, – он не мог переносить разлуки, выписал к себе жену, она приехала и сбежала потом, оставив дочь-девочку. Та больна, и вот «барин» носится теперь, разыскивая доктора. Этот не подчинился привычке, он из партии татарина. Дело кончается тем, что барин в тарантасе своем улетает, Толковый укладывается спать в избушке, а «со двора послышались звуки, похожие на собачий вой». Это татарин плакал. «– Привы-ыкнет! – сказал Семен и тотчас же заснул». Сколько было таких татар, русских, кавказцев, евреев, невесть еще кого на Сахалине, и сколько рассказов, быть может, слез и рыданий, выслушал там, что видел Чехов, этого мы не знаем. Знаем, что, составляя перепись, заполнил 10 ООО карточек, и одна такая, как образец, приложена к его письмам, но в сухой казенности ее ничего не угадаешь. Видишь на другой фотографии, как у избы кузнец заковывает кандалы на ссыльном, а за ним стоят «в затылок» такие же изможденные люди, ждут очереди. У избы во фронт вытянулся фельдфебель, бородатый, с кажущейся теперь смешной шашкой на перевязи. Вот каторжники везут бревна, вот пост Александровск с деревянными тротуарами, низенькими домами, пестрой будкой с пестрыми столбами фонарей и в глубине церковкой, а над ней пологие, голые, нерусские холмы – сопки, что ли? – это и есть Сахалин. Это и есть три месяца Чехова. Позже, в письме к Кони, он сказал так: «Положение сахалинских детей и подростков я постараюсь описать подробно. Оно необычайно. Я видел голодных детей, видел тринадцатилетних содержанок, пятнадцати летних беременных.

http://azbyka.ru/fiction/chehov-zajcev/?...

В конце декабря 1920 года отец Понтий прибыл в Литовскую Республику и пробыл в Каунасе около недели, где получил от тамошнего благочинного протоиерея Е. Калисского поручение посетить Ново-Александровск и соседние приходы для богослужения в рождественские праздники 105 . Ввиду невозможности полноценно окормлять приходы своего уезда отец Понтий принял поручение и полномочия от Ковенского благочинного и прибыл в Новоалександровский уезд 106 . Ситуация здесь была схожа с ситуацией в Виленском крае. Разрушенные храмы, отсутствие приходской организации, нужда в пастырском окормлении. Сделав все возможное для исправления положения, отец Понтий прибыл в Вильно и подал отчет о проделанной работе преосвященнейшему Елевферию 107 . За свой усердный труд иерей Понтий Рупышев 5 мая 1921 года был представлен к награде наперсным крестом, которым, однако, награжден был намного позднее 108 . 17 Февраля 1922 года отец Понтий был назначен настоятелем Побеньской Николаевской церкви Виленского уезда. В том же году 29 сентября резолюцией архиепископа Елевферия он был назначен настоятелем домовой церкви в имении Корецких Меречь-Михновском с сохранением за ним прежней должности настоятеля Побеньской Николаевской церкви 109 . Служение в Меречь-Михновском Встреча с семьей Корецких положила начало новому этапу в служении отца Понтия Рупышева . Потомственные дворяне Корецкие жили в имении Меречь-Михновский в 30 км от Вильны в излучине реки Меречанка (Меркис). Упоминания о покупке имения Корецкими относятся к 1840 году: «Надворный советник и кавалер, чиновник по особым поручениям при Виленском генерал-губернаторе Иосиф Иванович Корецкий и жена его Юлия Игнатьевна Корецкая купили в 1840 году отставного генерал-майора Людвига Ивановича Пинабеля имение Меречь-Михновский… состоящее из земель и крестьян со строениями и прочими принадлежностями, приобретенными им, Пинабелем, от бывшего шляхетского, т.е. дворянского, депутата Антония Малевского по купчей крепости от 3 марта 1832 года, по которой Антоний Малевский уступил генерал майору Пинабелю в вечное пользование потомственное владение имение Меречь-Михновский, купленное им, Малевским, от подчашего бывшего великого княжества Литовского Игнатия Пилсудского по купчей крепости от 1 мая 1823 года. В состав проданного имения входили также урочища Мелишки и Голяндрия, состоящие из 4 уволок, 12 моргов и 10 прентов» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010