Закрыть itemscope itemtype="" > Долго ли быть Благовещенской церкви музеем? Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре 20.07.2015 1078 Время на чтение 5 минут 7 апреля 2013 года в солнечный весенний день всей семьей мы приехали в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру - помолиться и порадоваться вместе с православными горожанами Санкт-Петербурга, отмечающими Благовещение Пресвятой Богородицы в год 300-летия нашей Лавры. После богослужения в храме народ Крестным ходом проследовал к Благовещенской церкви, в которой с советских времен располагается Музей городской скульптуры. На молебен у стен Благовещенской церкви собралось около 5 тыс. человек. Грустно и испуганно из-за дверей и железной ограды на нас смотрели две женщины - хранительницы Музея. Конечно, это выглядело нелепо: с одной стороны - два сотрудника музея в поруганной церкви, и с другой - молящийся православный люд на улице, с хоругвями и иконами. Возглавлял молебен наместник монастыря Владыка Назарий. После молебна с поздравлениями к народу обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Николаевич Кичеджи. Он всех поздравил с 300-летием Лавры и сказал, что Благовещенская церковь будет передана Русской Православной Церкви. Народ рукоплескал, не скрывая своей радости. На следующий день десятки газет вышли с информацией, что Благовещенскую церковь передадут Лавре, а музей освободит помещение и переедет. К сожалению, не все в городе достойно отметили 300-летие Лавры, - на фоне отреставрированных зданий возрожденного монастыря, музейные постройки выглядели вызывающе неухоженными, особенно Лазаревская церковь (с ржавой кровлей и покосившимся крестом) и Тихвинская церковь (без куполов и крестов вовсе). «Хранители» не удосужились подготовиться к знаменательному для нашего города событию. Накануне праздника мы с дочерью хотели подойти к могиле великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, которая находится в Благовещенской церкви, т.е. в музее, и посетить храм святого благоверного Великого князя Александра Невского (это второй этаж музея). Однако, музейные работники направили меня и мою дочь в билетную кассу, где я для истории приобрел два билетика в музей. Кстати, в музее, кроме хранителей, не было никого, «денежный фильтр» работал исправно, изоляция бывшего храма от православных, к сожалению, продолжается.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/20/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > «К каждому паломнику относимся максимально чутко» Итоги четырех дней пребывания мощей святителя Николая в Петербурге 18.07.2017 762 Время на чтение 3 минуты 17 июля состоялся брифинг для журналистов, посвященный первым дням пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. За четыре дня в Александро-Невскую Лавру пришло на поклонение 96100 человек, из них 8700 человек прошли по социальной очереди. Председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Павлович Богданов отметил, что общее количество человек, одновременно присутствующих в очереди, иногда достигало 10 тысяч. При этом поток граждан налажен таким образом, что город не ощущает дискомфорта, несмотря на многотысячное скопление людей в Лавре и на прилегающих улицах. Организация доступа паломников к святыне осуществляется органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, ГУ МВД, Единого центра по предупреждению чрезвычайных ситуаций, Росгвардии а также структурами Санкт-Петербургской епархии и волонтерами. В результате совместных усилий люди проводят в очереди в среднем от получаса до трех часов. Время ожидания в социальной очереди не превышает 30 минут. « Пока ритмичность работы шлюзов, распределяющих паломников на оптимальные группы, позволяет выдерживать относительно небольшую очередь, что говорит, прежде всего, о внутренней организации. Но если это не контролировать ежеминутно, то очередь может расползтись по Невскому проспекту », - добавил Л.П.Богданов, подчеркнув, что на случай увеличения потока паломников просчитан дополнительный маршрут для выстраивания очереди в Митрополичьем саду. « Лавра не первый раз участвует в подобном церковно-государственном проекте. Ежедневные заседания оперативного штаба принесения мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербург позволяют выявлять недочеты и мобильно реагировать », - заявил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. Предупреждая вопрос журналистов, сравнивающих длину очереди на поклонение святителю Николаю в Москве , растянувшуюся на несколько километров, и относительно небольшую очередь в Санкт-Петербурге, епископ Назарий подчеркнул, что не длиной очереди измеряется эффективность работы, а то, что люди в Петербурге стоят в очереди к мощам не более 3-х часов, означает, что организаторы добились полной координации усилий церковных и государственных исполнительных властей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/18/k_...

Иннокентий, святитель, епископ Иркутский и Нернинский (Кульчицкий Иван) († 1731, память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1680 или 1682 году в Черниговской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. С 1695 года обучался в Киевской духовной академии. В 1706 году окончил курс обучения. В 1708 году в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1714 года – префект той же академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Nempa I вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. С конца 1720 года исполнял должность наместника Александро-Невской лавры. В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась его хиротония в Троицком соборе лавры, в присутствии Nempa I. С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве. В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно-церковнослужителей. В марте 1722 года он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа. В течение трех лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часть II. Духовная жизнь монаха Глава I. Учение епископа Игнатия о монашестве Монашество есть Божественное установление, отнюдь не человеческое Еп. Игнатий. Прежде чем приступить к описанию духовной жизни монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, выясним, каково было отношение Преосвященного к монашеству. Суждение епископа Игнатия по данному вопросу имеет особый авторитет, потому что он измлада, посвятив себя иноческому служению, изучил монашество как теоретически, так и практически. Как уже было сказано, первой его любимой книгой было «Училище благочестия» – книга, содержащая назидательные рассказы о древних великих иноках-подвижниках. Уже из этой книги юный подвижник мог почерпнуть много сведений о монашестве древних времен. Затем в Инженерном училище будущий учитель иноков занялся глубоким изучением святоотеческих творений, преимущественно его интересовали древние аскеты – наставники иноков. Начав изучение святых отцов на школьной скамье, епископ Игнатий не прекращал его до самой своей блаженной кончины. Святитель Игнатий изучил писания святых отцов о монашестве глубоко и всесторонне. Практическое ознакомление преосвященного Игнатия с монашеством началось также в годы ученья. Посещая Валаамское подворье в С.-Петербурге, а затем и Александро-Невскую Лавру, пытливый юноша, несомненно, уже тогда начал изучать, в доступной для посетителя обителей степени, монашескую жизнь. С 1827 года, с момента его вступления в число послушников Александро-Свирского монастыря, и до конца своих дней в течение 39-ти лет Преосвященный живет в монастырях, среди монахов, и практически сам проходит трудное поприще монашеского делания. За этот большой срок епископ Игнатий посетил более 30-ти монастырей, в 9-ти из них он жил продолжительное время. Как положительные, так и отрицательные стороны монашеской жизни епископ Игнатий в период скитания по монастырям и за время управления тремя монастырями изучил в совершенстве (Лопотовым монастырем, Троице-Сергиевой пустынью и Николо-Бабаевским монастырем). 170

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни От трехвекового периода, протекшего со времени основания Оптиной Пустыни, до ее возрождения, в начале текущего столетия, до нас не дошло никаких материалов для настоящей главы. Имена почивших о Господе братий сей обители остались лишь на листах древних ее синодиков, для всякого поминовения в роды родов, и, без сомнения, из числа их многие вписаны и в ту великую книгу жизни, которая некогда будет читана вслух неба и земли. Из полувекового же периода обители, протекшего от возрождения ее и до наших времен заимствуем, для помещения здесь, жизнеописания некоторых иноков, подвизавшихся в сей обители, а также и приснопамятных мужей, избравших Оптину Пустынь местом молитвенного успокоения после своей притружденной жизни 52 . 1. Архимандрит Мелхиседек Замечательный старец этот пребывал на покое в сей обители 17 лет и скончался на 80 году от рождения, в 1841 году апреля 15 дня. Начально поступил он в Николаевский Песношский монастырь в 1782 году, где и пострижен в монашество 1786 года славным архимандритом Новгородского Тихвинского монастыря Игнатием. В том же году посвящен во иеродиакона и иеромонаха, а в 1788 году переведен в Тихвин монастырь, где был ризничим. В 1791 году взят в ту же должность в Александро-Невскую лавру. Находясь здесь, между прочим, в 1794 и 1795 годах, он имел поручение переделать на ризницу придворный гардероб покойной Императрицы Елисаветы Петровны, для отсылки в, обращенные из унии, церкви четырех епархий. 1795 года произведен игуменом в Николаевский Моденский монастырь и оставлен наместником лавры. Впоследствии, в сане архимандрита, был настоятелем трех знаменитых монастырей: Ставропигиального Ростовского Яковлевского, потом Спасского Арзамасского и, наконец, Суздальского Спасо-Евфимиевского. В последнем, за отличное прохождение своей должности и благоразумное содержание арестантов в годину искушения для России (в 1812 и 1813 годах) Высочайше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Отказавшись, за немощью, от настоятельской должности, о. Мелхиседек в разное время проживал на покое во многих монастырях, но с 1824 года и по день кончины в 1841 году, имел постоянное жительство в Оптиной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы во Владимире является главным храмом Рождественского монастыря, расположен в восточной части территории. Первый собор был построен в 1192-1196 гг. стараниями Владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Здание представляло собой четырехстолпную трехапсидную одноглавую церковную постройку, возведенную в традициях владимиро-суздальского зодчества конца XII века (не сохранился до наших дней). Великое освящение состоялось в 1219 г. В дальнейшем история собора и монастыря была неразрывно связана с именем князя Александра Невского. При нем Богородице-Рождественский монастырь стал главной обителью всей Северо-Восточной Руси и удерживал эту главенствующую роль вплоть до XV века. В 1263 г. в монастырском соборе был похоронен князь Александр Ярославович Невский, мощи которого были открыты в 1381 г. и оставались здесь до XVIII века. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к церковному зданию были пристроены не сохранившиеся до наших дней каменные палатки. В 1858-1868 гг. собор Рождества Богородицы, сильно перестроенный и крайне ветхий, был разобран и возведен заново на прежнем основании по проекту архитектора Н.А. Артлебена, но уже без галерей и с применением нового материала - белого камня и кирпича. Храм своими формами напоминал Дмитриевскую обитель, отличаясь от него строгостью своего внешнего оформления. Фасады храма затейливо украшены орнаментами, львами и женскими масками - узоры вырезаны из гладкотесаного камня. Храм имеет один центральный алтарь. В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход через время и пространство Впечатления участника стотысячного молитвенного шествия в Санкт-Петербурге 15.09.2017 1077 12 сентября 2017 года прошел Крестный ход от Казанского собора до Александро-Невской лавры. Народ пел молитвы, нёс хоругви и иконы. Было всё прекрасно организовано. Весь Невский был в полном распоряжении, а колонны верующих были заранее разделены на округа. В каждом округе вместе со всеми шли депутаты и священники, на лицах светилась радость и какое-то величавое спокойствие. Эта была ещё и уверенность, что с нами Бог, Пресвятая Богородица, Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич и с ним все Святые угодники Божьи. Этот Крестный ход, словно духовный исторический мост, соединил невидимыми нитями Царскую Россию, Советскую Россию и Россию новую, в которой мы все сейчас живём. Он был перекинут Божественным Промыслом, объединяя и собирая все временные периоды нашего славного Отечества. В 1724 году Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Петр Алексеевич положил начало сегодняшним торжествам. Он лично встретил святые мощи Благоверного Князя Александра Невского и перенёс их в Александро-Невскую лавру. В 1725 году Матушка Государыня Екатерина Алексеевна, благочестивая Его Супруга, учредила орден Александра Невского, и этот праздник стал кавалерским. Верные сыны Российской Империи, награжденные этим орденом, именовались его кавалерами и торжественно шествовали в этот праздничный день, восхищая молодые поколения. Это было ещё и воспитание подрастающей молодежи в духе любви к Богу, Царю и Отечеству. В 1743 году Матушка Государыня Елизавета Петровна, дочь Великого Петра, повелела провести первый Крестный ход от Казанского кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа (по старому стилю), по окончании Литургии духовенство и горожане, в сопровождении Митрополита, с хоругвями и иконами направлялись по Невскому проспекту к святой обители. Из 18 века этот Крестный ход протянулся духовным мостом через время и пространство и соединил наше прошлое и настоящее. В советское время эта традиция прервалась, но в 2013 году опять возобновилась, так как сейчас подошло такое время, когда Господь благословляет нас продолжать духовное строительство внутри наших душ и сердец.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/15/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Варсонофий (Судаков) назначен новым митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Митрополит Владимир (Котляров) почислен на покой 20.03.2014 2059 Время на чтение 4 минуты Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании от 19 марта 2014 года, повторно рассмотрев прошение, поданное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста (митрополиту Владимиру 27 мая исполнится 85 лет), постановил удовлетворить данное прошение (журнал 8), сообщает Патриархия.ru. Члены Синода выразили сердечную благодарность митрополиту Владимиру за многолетнее архипастырское окормление Санкт-Петербургской митрополии, которое отмечено многократным увеличением приходов, неустанной заботой о монастырях и духовных школах, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на многих других ответственных постах, включая служение в качестве постоянного члена Священного Синода. Принимая во внимание вышесказанное, Синод определил местом пребывания митрополита Владимира на покое Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, предоставив Его Высокопреосвященству должность почетного настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода поручено быть митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию, с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. Также Синод назначил первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии епископа Воскресенского Савву, викария Патриарха Московского и всея Руси. Преосвященным Саранским и Мордовским, главой Мордовской митрополии, определено быть архиепископу Элистинскому и Калмыцкому Зиновию. Временное управление Элистинской епархией поручено митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/20/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Что, дрыхнешь? – спросил владыка Иоанн и прибавил: – Больше не болеешь?» 13.11.2020 1104 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.Ru Чудеса по молитвам митрополита Иоанна (Снычева) Предлагаем вниманию читателей продолжение рассказа Татьяны Весёлкиной о владыке Иоанне (Снычеве). Митрополит Иоанн (Снычев) Однажды мы спросили владыку Иоанна, когда наступит конец света. «А он уже идет, – отвечал владыка, – и будет продолжаться не год и не 10 лет, сколько – никто не знает. Все будет зависеть от нашего покаяния. Страшные будут времена». Я была в недоумении: «Как же так, владыка! Как же выжить тогда?» – А вы держитесь ближе друг к другу. По два, по три человека. И, чем возможно, поддерживайте друг друга, помогайте друг другу. Только так и спасетесь. Так и случилось. Много скорбей пришлось нам пережить после смерти владыки. Сам его уход стал для нас великой скорбью: будто рухнула крыша дома, и небо закрылось. Ехала проститься с владыкой, и обо многом вспоминалось. Вспоминала свой первый приезд в Петербург, разговоры там о новом владыке. Да и сам старец тогда говорил: «Прежние митрополиты и поосанистей были, и здоровьем покрепче. А я приехал такой, с тихим голосом». Плакала природа: проливной дождь переходил в мокрый снег, и ночь одела в белое град Святого Петра. Нареченный в честь апостола любви, владыка жизнью своей учил любви, искренности, терпению Нареченный в честь апостола любви Иоанна Богослова , владыка жизнью своей учил любви, искренности, терпению. Не все понимали. Не все принимали. Но в те скорбные дни, полные одиночества, к нему шли те, кто любил. 4 ноября 1995 года. Осенняя «Казанская» . Один из моих любимых праздников. Приехала в Питер ранним утром, и сразу – в Александро-Невскую лавру. Я не могла понять и принять, что владыка Иоанн не служит литургию в алтаре, но находится здесь. И все вокруг – иное. По окончании службы мы с клироса пошли с ним попрощаться. Так случилось, что в связи с рабочим графиком я не смогла остаться на похороны на следующий день и в тот же вечер должны была уехать. Подошла к владыке, приложилась к руке. Она была живой и теплой. Отойти вместе с остальными прощавшимися я не смогла, инстинктивно присела у изголовья дорогого мне человека. Так и просидела до вечера. Сменявшие друг друга священники читали Псалтирь, приезжавшие из монастырей матушки пели, милиция и казаки сдерживали нескончаемый людской поток.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/13/chto_d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010