Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества...

http://sobory.ru/article/?object=04224

26 мая 1887 года епископ Владимир направил в Святейший Синод представление о подготовке к созданию монастыря. В ожидании решения Синода об учреждении обители, иноки во главе с иеромонахом Серафимом с благословения епископа поселились в ущелье и начали строительные работы. Монастырь был учрежден по уставу монастырей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 октября 1887 года с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Становление обители [ править править код ] 12 ноября 1889 года состоялось торжественное открытие монастыря с освящения епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного ( " среднего " ) храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича. Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Братство Александро-Афонской-Зеленчукской общежительной мужской пустыни в момент основания 1887 году должно было состоять из 11 иноков Благовещенской келии Афонского Хилиндарского монастыря. Штат обители в 1889 году состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников. Пустынь стала расти и в течение года число братии увеличилось до 50 человек. К 1908 году в монастыре проживал 71 человек: игумен, 18 монахов, 14 послушников и 41 " на испытании " . Кроме того, здесь жили мастера и чернорабочие, численность которых зависела от времени года (от 30 до 150 человек). В пустыни в июне 1887 года появилась иконописная школа преимущественно для детей духовенства Ставропольской епархии. Кроме того, церковное начальство разрешило открыть на месте подворья монастыря школу-приют с рукодельней для сирот и детей местных жителей. В 1888 году Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни был выделен участок земли 180 десятин (44 удобной и 136 неудобной) под названием " Церковь " . Эти земли были выделены из казенных дач. Позже обитель получила еще 74 десятин войсковой земли. Во владении пустыни в 1889 году было 553 десятин 1750 сажень. В обители выращивали зерновые культуры. Были случаи, когда обитель делилась с местными жителями своими запасами хлеба. В хозяйстве обители имелись сельскохозяйственные машины – косилка, жатка, паровая молотилка. В Александро-Афонском Зеленчукском монастыре был создан искусственный водоем с проточной речной водой. Там разводили форель.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Ещё больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух вёрст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы ещё два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они распооложены на высоких, с некоторых сторон неприступных скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни. В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящён в 1889 г. во имя св. Александра Невского, а другой в 1899 г. в честь святой Троицы. Восстановлен также и храм на р. Кубани. Он освящён во имя св. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматели и частицы мощей св. Георгия и чмуч. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На неё высечена греческая надпись с датою 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. от Р. Х. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых. Управляет игумен. “Православные русские обители”, 1910. Переиздание 1994 г., С-Пб ... Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения - Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев»...

http://sobory.ru/article/?object=04221

18 июля 2011 г. 17:35 Святейший Патриарх Кирилл призвал сохранить то «духовное и культурное ложе», где родилось, воспиталось и окрепло через исторические испытания, скорби и войны Отечество, которое было сформировано Православной Церковью. «Сегодня, во время относительного благополучия, я призываю всех не терять духовной бдительности и ясно понимать, что мы продолжаем невидимую брань, как продолжали видимую брань наши герои-партизаны, как продолжали видимую брань защитники Отечества на протяжении более чем тысячелетней истории», — отметил Предстоятель. 18 июля 2011 г. 14:37 Вечером 23 июня Святейший Патриарх Кирилл посетил праздник выпускников средних школ и других учебных заведений Москвы и Подмосковья в Государственном Кремлевском дворце. Предстоятель обратился к молодежи со словом напутствия и благословил выпускников. 18 июля 2011 г. 14:29 Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил монашеский постриг иподиакона Сергия Козакова с наречением имени в честь священномученика Елевферия, епископа Иллирийского. Этот постриг, совершенный в Ильинском храме Нижне-Архызского городища, продолжил монашескую традицию, существовавшую здесь в XIX веке и прерванную в связи с закрытием советскими властями Александро-Афонского Зеленчукского мужского монастыря. 15 июля 2011 г. 21:13 8 июля, в праздник св.Петра и Февронии,  Святейший Патриарх Кирилл и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова подписали Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития   8 июля 2011 г. 13:20 7 июля в Москве (г-ца «Салют») открылся съездглав социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Мероприятие совмещено с Международным фестивалем «За жизнь-2011». Общее число участников составило около 400 человек. Своих делегатов на съезд представили 130 епархий, включая Украину и Белоруссию. 8 июля 2011 г. 10:00 В июне-июле этого года в Киеве, Москве и Владимирской области проходит ряд юбилейных торжеств, посвященных 900-летию со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

http://e-vestnik.ru/news/page/106/

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман. Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях. Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь. Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит. В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

В обители изначально не было больницы, но в 1904 году жительницы города Севастополя, посетившие обитель, просили церковное начальство разрешить им устроить в хуторе Калиновском на месте подворья монастыря женскую общину с больницей и амбулаторией для искоренения в народе вреда от знахарей, организовать при больнице курсы сестер милосердия для женщин. Таким образом, монастыри оказывали посильную медицинскую помощь окрестному населению. Иногда, это было единственное место, где люди могли получить врачебный совет. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Современное состояние [ править править код ] Сегодня территория монастыря принадлежит историко-культурному музею-заповеднику, при этом, промыслом Божьим здесь снова возрождается монашеская жизнь. По благословению Владыки Феофилакта здесь была создана приходская монастырская община, и на Ильинском празднике 2012 года верующим был представлен ее руководитель - архимандрит Антоний (Данилов), раньше несший послушание в Северной Осетии. Вместе с Антонием в Пустыне сегодня всего двое насельников - монах Николай и иеромонах Митрофан. Им разрешили пользоваться братским корпусом, косить траву и заготовить дрова на зиму. Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий храм (Средний храм) Ильинский храм (Южный храм) Храм Николая Чудотворца (Северный храм) Подробнее... Святые [ править править код ] Прмч. Никандр (Прусак) (1865 - 1918 ), подвизался в монастыре в 1896 - 1901 и 1908 - 1913 годах. Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, село Нижний Архыз Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

     О скитальческой жизни насельников Александро-Афонской Зеленчукской пустыни мало сведений. Известно только, что еще до революции часть братии избрала отшельничество и поселилась в горах. Их кельи находят до сих пор. В некоторых сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены столь искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко, в стороне от самой кельи. Монахи-аскеты уходили в горы ради Христа, ради Царствия Божия и несли подвиг среди этих расщелин земных. После октябрьского переворота 1917 года отшельников перестреляли: на них охотились, как на диких зверей. В числе постриженников монастыря есть один новомученик – иеромонах Никандр (Прусак). Выходец из крестьянской семьи, способный и трудолюбивый, он принял здесь монашеский постриг, затем священный сан. Позже был переведен в Россию. Летом 1918 года богоборцы, лютовавшие на Ярославской земле, расстреляли его и погребли в безвестной могиле. Ярославская епархия собрала сведения, необходимые для канонизации, и отец Никандр был канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2001 года. «Для нас это большое утешение, что один из братий, который у нас подвизался, причислен к лику преподобномучеников», – сказал игумен Григорий. Каждое богослужение в Ильинском храме совершается с молитвой о почившей братии… Как только будет воля Божия, все вмиг изменится! Сначала в Ильинском храме служил иерей Виктор Плотников. (Теперь он –протоиерей – служит в Киржаче Владимирской области). Поддерживая огонь веры, священник в своей небольшой книжечке о монастыре писал: «Несмотря на то, что монастырь официально как бы не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом». Отец Виктор, бывший сотрудник астрофизической обсерватории РАН, которая находится рядом с монастырем, активно работал и с коллегами, оставшимися без работы после сокращения рабочих мест, и с казаками. Они-то и составили в то время костяк прихода. Потом были другие священники. Теперь вот маленькая монашеская община во главе с настоятелем Ильинского храма архимандритом Антонием (Даниловым) все силы полагает на то, чтобы не угасла лампада веры в одной из древнейших колыбелей христианства.

http://pravoslavie.ru/111874.html

Нижний Архыз. Церковь Илии пророка (Южный храм). Южный храм Сортировка: Карта и ближайшие объекты Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена - первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04224

Нижний Архыз. Александро-Афонская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, село Нижний Архыз Координаты: 43.684281, 41.474288 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, общежительная, в Кубанской области, в ущелье реки Большого Зеленчука, в 20 верстах от станицы Зеленчукской. Основана в 1889 году иноками Афонского Хиландрского монастыря под руководством иеромонаха Серафима. Здесь находятся развалины древних христианских храмов Кавказа. Устав в монастыре Святой Афонской горы. В монастырской трапезной Александро-Невского храма хранится крест из дикого камня, сооруженный в 1013 году. Местно чтимой святыней служит копия Гербовецкой иконы Божией Матери. При пустыни богадельня для престарелых воинов и иконописная школа. К пустыни приписан Покровский скит, близ железнодорожной станции Гулькевичи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, в Баталпашинском отделе. Обитель эта расположена в предгорьях Кавказа, в ущелье р. Большого Зленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской и в 120 в. от станции Владикавказской ж. д. “Невинномысская”. На пути к обители, вдоль берегов Зеленчука, тянутся высокие горы, образующие вблизи монастыря узкую долину, снизу доверху покрытою богатой и разнообразной растительностью. Учреждение здесь в 1889 г. нештатной общежительной пустыни вызывалось особыми причинами – желанием охранить и возобновить древнейшие кавказские храмы и способствовать распространению евангельского учения среди местных инородцев-мусульман. Развалины храмов, зданий и гробниц в горах ущелья указывают, что место это когда-то было густо населено христианами. Одна часть древнего кладбища густо заросла древесными породами, а другая размывается горным потоком, впадающим в р. Зеленчук. В русле потока лежат плиты гробов, а в берегах видны остатки гробниц, в которых ещё лежат кости. Гробницы составлены в виде ящиков из трёх тёсаных, но нескреплённых между собою никаким цементом, плит. Над головою погребённого находится небольшая четырёхугольная плита, не покрывающая прочих частей тела, которые, очевидно, засыпались землёю. Видимые в берегах гробы лежат один над другим и представляют ярусы, от двух до четырёх гробов вкаждом. Нижнюю часть всегда занимают самые большие гробы, а верхнюю – самые маленькие, по-видимому, детские. Несомненно, что это – христианское кладбище, когда-то принадлежавшее грекам, у которых и до сих пор в Малой Азии употребляются гробы одинаковой формы с описанною.

http://sobory.ru/article/?object=04221

Архиепископ Пятигорский Феофилакт представил обновленный музей Успенского Второафонского мужского монастыря на горе Бештау 13 января 2016 г. 15:35 12 января 2016 года, по окончании Божественной литургии в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре, священноархимандрит Бештаугорской обители архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт представил паломникам и духовенству обновленный музей монастыря. Это событие стало первым в ряду намеченных в рамках празднования в Пятигорской епархии тысячелетия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Архиепископ Феофилакт поблагодарил всех прибывших на открытие музея, и отметил, что программа афонских торжеств в Пятигорской епархии весьма обширна, а центральным событием станет проводимая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла международная конференция «Афонская традиция на Северном Кавказе», местом проведения которой станет Бештаугорский монастырь. Музей Второафонского Бештаугорского монастыря начал приобретать новые черты в 2014 году при содействии специалистов Пятигорского краеведческого музея. В дар вновь открытому музею были переданы новые экспонаты: личные вещи последнего предреволюционного постриженника Бештаугорского монастыря, подвижника благочестия XX века иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), нательные кресты, датируемые IX-X веками, найденные на территории Кабардино-Балкарской Республики, богослужебное Евангелие XIX века из Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни, а также иные экспонаты, повествующие об истории христианства на благословенном Кавказе. «Сегодня мы рады присутствовать на этом добром и славном деле сохранения памяти, — отметил благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев, — памяти о людях, которые сеяли первое семя веры на благословенном Кавказе. Наше благочиние передало в дар два нательных крестика, которые были найдены на территории, где предположительно находилась древняя епархия Ахохия». Своими мыслями поделился игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни Майкопской епархии: «Юбилейный год тысячелетия пребывания русских на Святой Горе Афон начался с радостной новости, с открытия монастырского музея во Второафонском монастыре на горе Бештау. Я обратил внимание, что экспозиция рассказывает нам обо всех четырех Афонских обителях на Кавказе. Это напоминание, что Церковь наша Соборная и Апостольская, а Соборность в этом и состоит, что мы должны быть в едином духе, едином сердце и, конечно, быть участниками общих радостей и молиться друг за друга».

http://patriarchia.ru/db/text/4331924.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010