Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОД ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 гг. до Р. Х.), царь Иудеи (37-4), основатель иродианской династии. Источники Основной источник сведений о жизни И. В.- сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война» (между 75 и 79 гг.) и «Иудейские древности» (ок. 94 г.). Иосиф, не будучи современником И. В., почерпнул основные сведения о его жизни в несохранившихся «Воспоминаниях царя Ирода» и «Истории» Николая Дамасского, придворного историка И. В. Некоторые сведения об И. В. и о его эпохе содержатся в «Географии» Страбона, а также в сочинениях римских историков Аппиана («Гражданская война»), Диона Кассия («Римская история»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания: Антоний»), Тацита («История»). И. В. неск. раз упоминается в Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 3б - 4а; Таанит. 23а и др.) и в Мидраше Рабба (Вайкра Рабба. 35. 8; Бемидбар Рабба. 14. 20), в Евангелиях (Мф 2; Лк 1. 5) и в сочинениях раннехрист. историков: в «Диалоге с Трифоном» мч. Иустина Философа, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Послании к Аристиду» Юлия Африкана и др. Нек-рые из этих упоминаний носят легендарный характер и представляют собой отголоски преданий об И. В., распространенных среди иудеев и христиан в начале нашей эры. Происхождение Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. По свидетельству Иосифа Флавия, И. В. был 2-м из 5 детей знатного идумеянина Антипатра, отец к-рого, Антипа, был военным правителем (греч. στρατηγς) Идумеи и Газы при хасмонейском царе Александре Яннае (103-76 гг.) ( Ios. Flav. Antiq. XIV 1. 3). После его смерти эту должность унаследовал Антипатр. Отец И. В. получил рим. гражданство (Ibid. 8. 3; Idem. De bell. I 9. 5) и должность наместника (π τροπος) Иудеи ( Idem. De bell. I 10. 3; Idem. Antiq. XIV 8. 5), что в значительной мере определило дальнейшую судьбу его сына. Мать И. В., Капрос, происходила из знатного араб. (судя по всему, набатейского) рода ( Idem. Antiq. XIV 7. 3; Idem. De bell. I 8. 9). По мнению нек-рых исследователей, она была дочерью царя Ареты III ( Sullivan. 1990. P. 215).

http://pravenc.ru/text/674087.html

Предварительные публикации результатов раскопок последнего времени позволяют утверждать, что М. в нач. I в. был одним из больших городов Галилеи ( De Luca. 2009; Idem. 2011; Idem. 2013; De Luca S., Lena A. The Harbour of the City of Magdala/Tarichaee (в печати); Lena. Magdala 2007. 2013; Eadem. Magdala 2008. 2013; Zapata Meza. 2012; Najar. 2013). Стало очевидно, что город относился к той же категории населенных пунктов, что и Сепфорис (а позднее и Тивериада). Как францисканские, так и мексиканские раскопки подтверждают, что М., занимавшая территорию площадью приблизительно 9-10 га (вдоль берега озера до равнины к западу от совр. шоссе 90), была основана в период хасмонейской колонизации региона, при Александре Яннае (103-76), и имела с момента своего возникновения т. н. гипподамову сетку улиц с находившимися между ними жилыми и хозяйственными постройками (подобная городская структура типична также для Сепфориса, Иппоса, Гадары , Птолемаиды). Неск. археологических открытий имеют значение для исследования вопроса о галилейском контексте проповеди Иисуса Христа. Де Лука раскрыл большую часть главной кардо и неск. перпендикулярных ей декуманусов. С ними оказались связанными сложные системы каналов для спуска канализации и для подведения пресной воды к многочисленным фонтанам и бассейнам. Ближайшие параллели системе водоснабжения М. есть только в Скифополе и в Кесарии Приморской , резиденции Ирода Великого. Сенсацией стало раскрытие общественных терм, совершенно неожиданных для Галилеи. Здесь имелись все удобства, которые характерны для средиземноморских роскошных построек: парная с печью (praefurnium), различные прохладные и холодные комнаты, бассейны, ступенчатые водоемы. Наличие множества небольших сосудов для масла (арибалов) показывает, что посетители следовали эллинистической практике омовений. Де Лука считает, что после начальной фазы здания в I в. по Р. Х. бани были существенно перестроены в III/IV в. и разрушены во время землетрясения 363 г. Уже в 70-х гг. XX в. к югу от комплекса терм францисканцами была раскрыта обширная (32×32 кв. м) площадь, к-рая служила не только палестрой для бань, но и форумом города - на это указывают остатки колоннады и торговых лавок с зап. стороны и это подтверждает непосредственная близость к гавани на востоке. Площадь, к-рая появилась в городе во время его основания, служила экономическим и общественным центром.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Другая монета в коллекции музея – драхма, отчеканенная при Александре Македонском. В отличие от динария драхмы – это греческие серебряные монеты, весом около 4,2 грамма. Они чеканились во время эллинского правления на Востоке, а также в восточных провинциях Римской империи. Одна драхма составляла плату греческому воину за один день службы. В Евангелии эта монета упоминается в притче о женщине, имевшей 10 серебряных монет – драхм, и потерявшей одну из них. С усердием, зажегши свечу, она искала ее в самых темных уголках дома и, найдя, пригласила соседей разделить с ней радость обретения (Лк.15,8). – Это образ самого Христа, ищущего каждую погибающую человеческую душу. Каждому из нас известно выражение «внести свою лепту». Но далеко не каждый человек в наши дни помнит, что эта крылатая фраза восходит к евангельскому рассказу о бедной вдове. «Сел Иисус против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое " (Мк.12,41-44). Ученые считают, что в Евангелии речь может идти как об одной монете достоинством в две лепты (это прута, которую греки также называли «дилептион», то есть двулепта), или же о двух «полупрутах» - собственно лептах. Известная евангельская лепта вдовицы представлена в музейной коллекции несколькими монетами. Это лепты, отчеканенные в Иудее при Хасмонейском правителе Александре Яннае, две пруты его же чекана. Особый интерес представляют пруты, отчеканенные Иродом Великим, при царствовании которого в Вифлееме родился Господь, а также монета Понтия Пилата. Именно отпечаток такой монеты был обнаружен учеными на глазах Христа Спасителя на Туринской плащанице. Завершает нумизматическую коллекцию музея «серебренник Иуды». Это тетрадрахма, отчеканенная в финикийском городе Тир. Данная серебренная монета весит 14 грамм. Только такая монета принималась в качестве пожертвования на Иерусалимский храм и именовалась «священным сиклем» или «шекелем». Тридцатью такими монетами иерусалимские первосвященники рассчитались с Иудой Искариотом за его предательство Учителя.

http://pravoslavie.ru/44219.html

располагались войска Селевкидов, к-рые атаковали отсюда повстанцев в Иудее (1 Макк 4. 15; 2 Макк 10. 15, 17; 12. 32; Ios. Flav. Antiq. XII 7. 4). Иуда Маккавей позднее захватил идумейские города Хеврон (1 Макк 5. 65), Марешу и Азот (Ашдод) ( Ios. Flav. Antiq. XII 8. 6). В 163 г. до Р. Х. наместник зап. селевкидских провинций Лисий возобновил наступление на Иудею с территории И. (1 Макк 6. 31, 50; Ios. Flav. Antiq. XII 9. 4-5). Атаки повторились в 143 г. до Р. Х. (1 Макк 13. 20; Ios. Flav. Antiq. XIII 6. 4). Хасмонейский правитель Иоанн Гиркан I завоевал И., принудил ее муж. население пройти обряд обрезания (1 Макк 4. 36-59) и включил в состав Хасмонейского гос-ва ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). При Александре Яннае правителем И. был назначен Антипатр (Ibid. XIV 1. 3). Он или его сын, носивший такое же имя, вместе с набатейским царем Аретой III поддерживал хасмонея Гиркана II в его борьбе за трон с Аристовулом (Ibid. XIV 1. 3). И. (без г. Мареши) осталась частью рим. пров. Сирия (Ibid. XIV 4. 4) после политической реорганизации Палестины Помпеем в 63 г. до Р. Х. После раздела царства Ирода И. попала под власть этнарха Архелая (Ibid. XVII 11. 4-5). В 41-44 гг. была в составе царства Агриппы I (Ibid. XIX 5. 1). В 6-41 гг. и после 44 г. И. как часть Иудеи находилась под непосредственным управлением римлян. Во время 1-го антирим. восстания в 68 и 69 гг. нек-рые группы зилотов (напр., Иоанна Гисхальского) пытались привлечь идумеев на свою сторону. В то же время группировка Шимона бар Гиоры подвергла И. разграблению ( Ios. Flav. De bell. IV 9. 5). После взятия Иерусалима войска Веспасиана опустошили И., часть населения была уничтожена, мн. жители переселены в др. места. После 70 г. И. включена в состав пров. Иудея. Лит.: Schalit A. König Herodes: Der Mann und sein Werk. B., 1969; Hengel M. Judentum und Hellenismus. Tüb., 19732; Fischer T. Seleukiden und Makabbäer. Bochum, 1980; H ü bner U. Idumea//ABD. Vol. 3. P. 383; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м.

http://pravenc.ru/text/293555.html

В сир. и арм. церковных традициях существуют рукописи Библии или канонические списки (напр., Анании Ширакаци , VII в.), куда включены все М. к. Стиль Вероятно, стиль 1 Макк в оригинале подражал стилю исторических книг евр. Библии с включением стихотворных псалмов и молитв. Греч. перевод высокими художественными качествами не отличается. В 2 Макк, за исключением писем, переведенных с семит. оригинала, преобладает язык лит. образованного грекоязычного автора, при этом хорошо знавшего Септуагинту. 3 Макк - стилистически произведение уникальное: хорошее знание автором произведений греч. трагиков сочетается с несоприродным им драматизмом библейского повествования, в результате стилистику книги определяют пафосность и наивность. Язык автора 4 Макк ближе всех др. книг Септуагинты к эллинской норме. Вместе с тем эту книгу отличает необычайно большое число гапаксов, сложных слов и суффиксально-приставочных образований, к-рые до 4 Макк нигде больше не встречаются. Одно измышляется автором, чтобы передать по-гречески евр. религ. реалии (напр., «скверноядение»), другое - чтобы показать свободу владения языком эллинов. Особые свойства этой риторики, перегруженной неологизмами и образными лейтмотивами, уже давно ( Norden. 1923. Bd. 1. S. 416-420) приводили исследователей к мысли, что ее автор - едва ли не единственный представитель азианизма, многими порицавшегося вычурного стиля риторов М. Азии. Кроме того, автор 4 Макк весьма последовательно пользуется на протяжении всего текста философскими терминами стоиков, академиков, перипатетиков и в меньшей мере эпикурейцев. Авторы, время и место создания Авторы 1-2 Макк писали свои сочинения независимо друг от друга, на разных языках и в разных местах. Автор 1 Макк превосходно знает географию Палестины и называет множество городов и крепостей, автор 2 Макк плохо знаком с местностью. Его родиной могла быть Александрия, Антиохия, Кирена или др. эллинистический город. Анонимного автора 1 Макк принято считать придворным историком династии Хасмонеев. Поскольку римляне предстают в книге друзьями и союзниками, terminus ante quem - 63 г. до Р. Х. (взятие Иерусалима Помпеем). Упоминание хроники правления Иоанна I Гиркана предполагает в качестве terminus post quem конец его правления (104 г. до Р. Х.); возможно, книга была написана до 90 г., при Александре Яннае ( Goldstein. 1976. Р. 62-64).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

О взимании первосвященником храма ежегодного налога и части продуктов (масла, вина, зерна), а также о взносах в царскую казну свидетельствуют отметки о натуральном взносе на остраконах и штампы на ручках сосудов, оставленных в храме или переданных администрации. Подтверждением растущего влияния эллинизма является обилие амфор для вина с островов Эгейского м. К нач. XXI в. в И. собрано более 1 тыс. ручек амфор со штампами (ок. половины - в городе Давида, относительно хорошо изученном), из них 430 - с о-ва Родос. Часть ручек можно датировать: крупнейшая группа (216 экз.) относится к 205-175 гг. до Р. Х.; ранних (до 260 г. до Р. Х.) и поздних (после 150 г. до Р. Х.) - не более 10. Это говорит о том, что в И. в большом количестве потреблялись изготовленные иноверцами вина, хотя прежде религ. предписания строго соблюдались. О распространении в И. греч. языка, ставшего в III в. до Р. Х. языком коммерции и администрации в городах побережья и в Идумее , свидетельствуют длинные греч. надписи эпохи Антиоха IV Епифана, в т. ч. на монетах: грекоязычных (тетрадрахма 305 г. до Р. Х. (времени Птолемея I) - 1-я монета Иудеи с портретом правителя) и двуязычных (первая 103 г. до Р. Х. и Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.)). При Хасмонеях (142-63 гг. до Р. Х., расцвет И.- при Иоанне I Гиркане и его сыне Александре Яннае) границы И. вновь расширили: были плотно заселены и обнесены новой стеной Храмовая гора, Верхний и Нижний город (с неоднородным в религ. отношении населением); в Верхнем городе открыты большие отрезки стен с прямоугольными башнями, построенные из квадров. В целом линия стены Хасмонеев следовала линии крепости железного века (т. н. Первой стены). Вокруг города были построены монументальные гробницы, из к-рых примечательна т. н. гробница Ясона. Кубическое сооружение завершено пирамидальной кровлей, стены покрыты прекрасно отесанными блоками известняка, балка портала опирается на единственную дорическую колонну. Внутри расположено 2 камеры с погребальными скамьями, нишами-локулами, каменными оссуариями; найдены монеты, лампы, сосуды. На стене обнаружено граффити с изображением корабля и греч. и арам. надписи, упоминающие некоего Ясона. К тому же времени относятся и монументальные семейные гробницы в долине Кедрона, к востоку от города (т. н. гробницы Авессалома, Иосафата и Захарии, Бней Хезир). К событиям борьбы за И. Антиоха VII с Иоанном Гирканом (132 г. до Р. Х.) относится найденный на скальном основании крепости Акра «склад» свинцовых снарядов для пращи, железных наконечников стрел и копий, камней для баллисты ( Johns. 1950. Fig. 7), что может указывать на существование в районе цитадели стены и башен, строительство к-рых приписывают Маккавеям. Римский протекторат. Ирод Великий

http://pravenc.ru/text/293782.html

подчинен Палестинской автономии. Археологические памятники, в т. ч. и храмы И., сохранены (за исключением пострадавшей в 2000 синагоги «Мир над Израилем») и доступны, однако археологические исследования с нач. 90-х гг. XX в. почти не ведутся. Топография и памятники Холм Телль-эс-Султан. Аэрофотосъемка Холм Телль-эс-Султан. Аэрофотосъемка Основные исторические объекты И. находятся в наст. время вне центра города. Город эпохи ВЗ локализуется на холме Телль-эс-Султан (3,4 га), в 2 км к северо-западу от центра совр. И. Примерно в 300 м к юго-западу от холма открыты стадион на 3 тыс. мест и театр эпохи Ирода Великого (Телль-эс-Самарат, исследован Э. Нецером). Западнее, вдоль обрыва скалы, тянущегося неск. км с севера на юг - от горы Искушения до Вади-Кельт, расположено ок. 120 гробниц, к-рые датируются от 100 г. до Р. Х. по 70 г. по Р. Х. Они были изучены в 70-80-х гг. ХХ в. Рахелью Хахлили, которая обнаружила склепы стандартного типа, деревянные расписные гробы и каменные оссуарии с граффити на древнеевр. и греч. языках; в 1981 г. открыт богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма. Основные сооружения И. новозаветного периода раскрыты в 1,5 км к западу от центра совр. И., в р-не Тулуль-Абу-эль-Алайик, по обоим берегам Вади-Кельт (были исследованы Дж. Причардом в 1951, основные раскопки вел Э. Нецер в 1973-2000). На северном берегу располагался комплекс дворца Хасмонеев. Первоначальный дворец, квадратный в плане, был построен, вероятно, при первосвящ. Иоанне Гиркане I (134-104 гг. до Р. Х.; сохр. фрагменты росписей), для его снабжения был сооружен акведук в верховьях Вади-Кельт. Возможно, при Александре Яннае (103-76 гг. до Р. Х.) его расширили: к северо-востоку создан двойной бассейн с павильоном и построен 2-й акведук - к источникам Эль-Ауджа и Нааран. Позже (93-86 гг. до Р. Х.) квадратный дворец был засыпан, а на холме построили новый укрепленный дворец. При вдове Александра Саломее (76-67 гг. до Р. Х.) к югу от бассейна был возведен двойной дворец для ее наследников - Гиркана II и Аристовула II.

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Царь Иоанн Гиркан, по сообщению Иосифа Флавия, в 107 г. до Р.Х. разрушил город до основания, но уже при его преемнике Александре Яннае (103–76 гг. до Р.Х.) он вновь был восстановлен. Помпей, завоевав Палестину, вывел Скифополь из-под власти Иудеи и включил в состав Десятиградия – объединения десяти, греческих по преимуществу, городов, составлявших своеобразный греко-римский анклав в регионе. В начале Иудейской войны (66 г.) Скифополь стал ареной трагических событий: сначала нападения еврейских повстанцев, разоривших предместье города и окружавшие селения, а затем резни тринадцати тысяч евреев, живших в городе, скифопольцами, опасавшимися с их стороны предательства и удара в спину (Иудейская война, II, 18). Во II в. н.э. в городе базировался VI Железный легион. Скифополь был в это время одним из важных текстильных центров Римской империи. В таком своем качестве он фигурирует и сто лет спустя – в «эдикте о твердых ценах» императора Диоклетиана. В христианское время Скифополь делается столицей византийской провинции «Вторая Палестина». Епископ Скифопольский назван среди участников Первого Вселенского Собора (325 г.). Здесь родился выдающийся церковный писатель Кирилл Скифопольский , автор житий семи виднейших представителей палестинского православного монашества. Арабское завоевание 640 г. вернуло городу древнее семитическое имя Бейсан, но не смогло предотвратить его упадка, ускоренного великим землетрясением 747 г. В годы Британского Мандата (1918–1948) это был арабский районный центр. В ходе этнической чистки 1948 г. арабы были изгнаны из города, сделавшегося с тех пор чисто еврейским. ...Войдя на территорию музея-заповедника, мы оказываемся на большой прямой византийской улице (ее называют, по сохранившейся надписи на большой мозаике, улицей Палладия – по имени губернатора провинции) с большим театром справа и термами слева. Театр, построенный около 200 г. н.э. из черного базальта, был рассчитан на 7000 зрителей. Он продолжал действовать и в византийский период, но после землетрясения уже не восстанавливался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

[vii] Сегодня данная концепция оспаривается некоторыми учеными. См. Zugibe, Frederick T. " Two Questions About Crucifixion. " Bible Review, Apr 1989, 34-43. - прим. переводчика И.Д. [viii] В Ин. 19.34 говорится о том, что Иисуса пронзили копьем в ребро. Это не было смертельным ударом, но посмертным, необходимым для того, чтобы засвидетельствовать смерть жертвы. Только после этого свидетельства тело снималось с креста и передавалось родственникам жертвы для погребения. Комментарии ( 4): Илья, Коломна 13 марта 2010г. 13:04 > Согласно Иосифу Флавию Александр Яннай распял 800 евреев в один день во время восстания против переписи в 7 г. н.э. [iv] 1. Когда при Александре Яннае была перепись населения? 2. В 7 г. н.э. правил уже не Архелай, сын Ирода. иерей Димитрий Кирьянов 13 марта 2010г. 22:53 Справедливое замечание. Действительно, Александр Яннай жил в период со 126 по 76 г. до н.э. В статье Цафериса неточность. Во-первых, дата не 7 г. н.э., а 95-83 гг. Во-вторых, сам Иосиф Флавий ничего не говорит о такой причине восстания, как перепись населения. Перепись действительно была ок. 7 г.н.э., но она никак не связана с Яннаем. Возможно, проф. Цаферис писал по памяти и что-то упустил.  Илья, Коломна 17 марта 2010г. 14:05 2. В 7 г. н.э. правил уже не Архелай, сын Ирода. Простите, описался. Архелай правил. Игорь Царицын, Герцлия 12 сентября 2016г. 20:59 Скончался Васиолиос Цаферис, и уже достаточно давно: 1 января 2016 года. Царство Небесное! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/645201

Иуда погиб в сражении. Однако свое дело он осуществил. Религиозные преследования прекратились. Селевкиды все больше теряли контроль над Палестиной. В 152 году брат Иуды Ионафан принял сан первосвященника и стал фактическим правителем Иудеи. Через десять лет после смерти Ионафана его брат Симон созвал народное собрание, на котором было решено вручить Хасмонейскому дому власть царя и первоиерарха, хотя Хасмонеи не были из рода Ааронова. Хасмонейская династия удержалась до прихода римлян (63 год до Р.Х.). Во многом она разочаровала народ. Эти монархи правили жестоко и несправедливо. По словам историка Тацита, они «практиковали ссылки граждан, разрушение городов, убийство братьев, жен, родителей и прочие обычные для царей преступления». Кроме того, все видели в Хасмонеях недостаток религиозной ревности и склонность в языческим нравам. 3. Возникновение религиозных партий. Выразителями протеста стали группы хасидов, которые прежде боролись вместе с Хасмонеями. Они стали открыто указывать, что у династии нет прав ни на корону, ни на архиерейский сан. (Царями могли быть только потомки Давида, а первосвященниками — сыны Аароновы). Хасиды стремились сохранить древнее благочестие в противовес светским тенденциям двора. Они образовали сплоченные общины, обособившиеся от «невежд в Законе». Поэтому народ стал называть их фарисеями (евр. перушим — отделившиеся). Фарисеи верили в то, что кроме Писания есть устная Тора , Предание, которое восхоит к временам Моисея. Новое откровение о воскресении мертвых и влиянии бесплотных сил на историю нашло живой отклик в фарисейской среде. Политики фарисеи чуждались. Лишь при Хасмонейском царе Александре Яннае (104-78) они пытались возглавить восстание, но с ними жестоко расправились: Яннай распял сотни зачинщиков на крестах. После смерти Янная фарисеи приобрели большое влияние в государстве. Они слыли лучшими знатоками Закона и надежными его толкователями. Их строгий аскетический образ жизни вызывал у всех уважение. Но в самом фарисейском благочестии уже крылись семена гордыни, формализма и ханжества, которые впоследствии сделали их врагами Христовыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010