В нач. IV в. в Фессалонике пострадал сщмч. Александр Пиднский . В Пидне он обратил в христианство многих язычников-греков. Предполагают, что Пиднская епископия возникла в нач. V в. (ранее считалось, что это произошло в период упадка Диона) и ее кафедра первоначально располагалась на территории совр. местности Лулудьес, между Кориносом и Аликес-Китру, где в 90-х гг. ХХ в. археологи обнаружили 3-нефную базилику и епископскую резиденцию, окруженную стеной с 4 башнями. Они были построены в посл. четв. V в. на месте рим. вилл нач. IV в. Создание епископской резиденции в 7 км от античной Пидны, возможно, связано с тем, что та вместе с городами Дион, Мефона, Веррия, Пелла и Кирр в 479/80 г. была передана имп. Зиноном готам. Апсида базилики, как и у базилик в Дионе, снаружи укреплена 5 контрфорсами. К нартексу были пристроены баптистерий и диаконник. После того как в 3-й четв. VI в. базилика была разрушена землетрясением, над ее центральным нефом была сооружена новая, к-рая просуществовала до сер. VII в. На месте боковых нефов были устроены погребальные камеры с арочными сводами. Наиболее интересна расположенная к западу от нартекса базилики гробница VI в. с 2 погребальными камерами. Ее стены украшены изображениями крестов, птиц и растений, одну из фресок сопровождает цитата из Пс 131. В Дионе рядом с агорой и термами находилась базилика A (посл. четв. IV в.), на фундаменте которой в 1-й пол. или в сер. V в. была построена большая по размеру 3-нефная базилика В с нартексом, атриумом и хорами. Между 3-й четв. VI и 1-й пол. VII в. ее деревянная крыша была заменена каменным сводом. Еще 2 базилики сохранились за городскими стенами. Раннехрист. памятники также обнаружены близ Като-Мильи (базилика V в., перестроенная в кон. VI в., и мартирий-эксагон нач. V в.), в Китросе (базилика свт. Афанасия Великого 1-й пол. VI в. с синтроном и фрагментами фресок) и в др. населенных пунктах, где раскопки еще не проводились (в Эйинио, Колиндросе, Метони, Элефтерохори, Пальямбеле, Макрийялосе, Лофосе, Тополиани близ Литохоро, Лептокарье). В кон. VI - нач. VII в., после землетрясений и последовавшего за ними наводнения, жители Диона покинули город и переселились на место совр. городка Кондарьотиса. Сохранившийся там храм Пресв. Богородицы Контариотиссы был основан в VIII в. и реконструирован в Х в. В крепости Платамона сполии храма кон. Х - нач. XI в. были использованы в XIV в. при строительстве новой церкви на этом месте.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

История Основание обители Мон-рь находится на месте античного г. Акрофоон, или Акрофои (κρθον, κρθωοι), в местности, в визант. эпоху называвшейся Мелана. Основателем В. Л. был прп. Афанасий Афонский , основоположник общежительного монашества на Афоне, а ее первым покровителем и ктитором – военачальник, впосл. визант. имп. Никифор II Фока, духовное чадо и друг прп. Афанасия. Для строительства В. Л. Никифором Фокой и имп. Романом II (959–963) были переданы 6 литр золота. Строительство мон-ря началось не ранее мая 963 г., из Жития прп. Афанасия известно, что менее чем через 4 месяца после начала работ преподобный, узнав об избрании Никифора императором (16 авг. 963), отправился на Кипр с целью переправиться в Св. землю для поклонения св. местам, но его намерениям не суждено было исполниться, и он вернулся назад. В К-поль был послан мон. Евфимий с призывами к императору оставить царство и постричься в монахи, чтобы не нарушать когда-то данное обещание о монашеских подвигах (Meyer. S. 103–104). До сих пор рядом с В. Л. располагается келлия, построенная прп. Афанасием для Никифора. Во время встречи в К-поле имп. Никифор II Фока передал обители реликвии: частицу Честного Древа и главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского (Actes de Lavra. Pt. 1. N 5). Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы, древнейший на Афоне после базилики Протата, был построен по оригинальному, ранее неизвестному на Балканах плану, предложенному прп. Афанасием. Мон-рь был окружен крепкими стенами с келлиями, были построены трапезная, больница, мельница и пристань, проведен водопровод. Прп. Афанасий принимал непосредственное участие в строительных работах, обнаруживая удивительную физическую силу (Vita В//Noret. Р. 152). В 964 г. число братии достигло 80 чел. Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря, и еще при жизни своего основателя стала одним из крупнейших мон-рей на Афоне и в Византии. В Лавру приходили игумены святогорских мон-рей с братией, а также епископы, пребывавшие на покое, среди к-рых был Патриарх К-польский Николай II Хрисоверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Александр Пиднский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Александр Пиднский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Александр Пиднский, мч. Святой мученик Александр был пресвитером в городе Пидне, недалеко от Солуни. Своей проповедью святой обратил многих язычников в христианство. Во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии(305 - 311) святой Александр был подвергнут жестоким истязаниям, а затем обезглавлен. Типа греческаго, средних лет, со средней величины бородой, волосы коротки, в тунике и плаще (из книги " Руководство к писанию икон " автор Виктор Доримедонтович Фартусов 1910 г.) Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Александр Пиднский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1694

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @13689@ Подпись к иллюстрации: Сщмч. Александр Пиднский. Фреска в монастыре Секу, Румыния Размер файла: 73.24 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 26.03.2016 01:34:32 Эта иллюстрация использована на страницах: АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ

http://drevo-info.ru/pictures/13689.html

Память священномученика Александра 26 марта (13 марта - ст. ст.) Святая Церковь празднует память священномученика Александра Пиндского, Солунского. Священномученик Александр Пиднский Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Александр Пиднский († нач. IV в.), сщмч. Солунский (пам. 13 или 14 марта). Происходил из г. Пидна в Македонии, по сообщению нек-рых источников, был священником. Сохранилось житийное повествование о мученичестве А. П. на лат. языке, хотя, возможно, и не принадлежащее к числу подлинных мученических актов. В нем рассказывается, что А. П. не только отказался принести жертву перед имп. Максимианом, но и растоптал языческого идола и опрокинул жертвенник. Бросившийся на него с мечом имп. протектор был чудесным образом обездвижен. После этого А. П. умыл руки, воздал хвалу Богу, преклонил голову и был усечен мечом одним из воинов. Вскоре императору было видение 4 мужей в белых одеждах, принявших душу мученика и вознесших ее на небеса. Устрашенный император приказал жителям Фессалоники похоронить тело А. П. В Минологии Василия II, а из него и в греч. прологах память А. П.- 13 или 14 марта, житийных подробностей о нем не сообщается. Сведения об А. П. в Минологии находится под 9 нояб., когда отмечается память мч. Александра Солунского, пострадавшего примерно в то же самое время в городе, где А. П. был похоронен. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было трижды переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие и память святому включены под 13 и 14 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-25). Проложное сказание под 14 марта об А. П., пострадавшем при Максимиане, говорит, по всей вероятности, об Александре Римском, мч. Дризипарском (пам. 13 мая, зап. 27 марта), так же как и в ВМЧ под 14 марта. Иконография. В настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в нартексе архиеп. Даниила II, Патриархия Печская (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудное изображение. В ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг., представлено мученичество святого - усекновение мечом. В последнем и в Печской Патриархии А. П. изображен с недлинной курчавой бородой, в гиматии. Источники: BHL, N 280; ActaSS. Mart. T. 2. P. 344-345; MartHier. P. 32. Литература: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 105-106; Kirsch J.-P. Alexandre (7)//DHGE. T. 2. Col. 174. Иконография: Mujobu. Менолог. С. 277, 311, 371. А. И. Макаров, Е. А. Луковников Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/634944.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийского Св. Евсхимон с детства проявлял любовь к добродетели и еще в юношестве принял постриг. Исполненный благодати Святого Духа, он воскресил мальчика и изгонял молитвой насекомых, вредивших садам 143 . Во время иконоборческого гонения он был рукоположен в епископа Лампсака и бок о бок со св. Феодором Студитом встал на защиту святых икон. За это по приказанию императора Феофила (829–842) Евсхимона заключили в тюрьму, а потом сослали. Но и в ссылке он забывал о собственных страданиях, чтобы с любовью помогать обездоленным. Даже после смерти святой епископ продолжал изливать свое благословение на верующих. Мученик Александр Пиднский. Монастырь Протат. XIV в. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 4. Март-апрель. – 800, с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2014 г. митрополитом был избран Георгий (Хризостому), хиротонисанный 1 марта 2014 г. В наст. время в митрополии насчитывается 81 приходский храм и 131 парекклисион, действует муж. мон-рь прп. Дионисия Олимпийского (с подворьем в Литохоро), 3 жен. мон-ря: прп. Ефрема Сирина близ Кондарьотисы (основан в 1985), свт. Афанасия Великого близ Колиндроса (основан в 1987), Пресв. Богородицы Макриррахис (основан в Х или в XII в., восстановлен в 1993). В исихастирии вмч. Георгия Победоносца близ Кориноса осталась 1 престарелая монахиня. Близ Колиндроса создается новая жен. обитель - во имя праведных Иоакима и Анны. В недействующих мон-рях вмч. Георгия Победоносца близ Ритини работают летние лагеря митрополии, в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы в Петре (основан в 1134 или 1151) с 1927 по 2005 г. была размещена психиатрическая больница. В митрополии особо почитаются ап. Павел, вмц. Екатерина (покровительница г. Катерини), сщмч. Александр Пиднский, прп. Дионисий Олимпийский . Епископы Китрские: Герман (упом. в 870 и 879), Константин (XI в.), неизвестный по имени (между 1090 и 1108), Лев (XII в.), Иоанн Сикунтин (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), Георгий (упом. в 1329), Иаков (упом. в 1341), Григорий (?-1382; впосл. митрополит Лакедемонский), Феофил, Феодор (упом. в 1453), Неофит (упом. в 1486), Софроний (после 1543 - до 1560), Дамаскин (упом. в 1560/61 и 1564/65), Лукиан (упом. в 1567 и 1570), Зосима (1572 или не позднее 1590-1607; впосл. митрополит Фессалоникийский), Иеремия (? - до 1612; ранее епископ Полианийский), неизвестный по имени (1612-1615), Иеремия (повторно в 1615-1618), Максим (1-я четв. XVII в.), Анфим (упом. в 1649), Иоанн (?), Иоаким (1662-1679; впосл. митрополит Веррийский), Афанасий (1700-1715), Аввакум (упом. в 1720), Афанасий (упом. в 1725), Дионисий (упом. между 1767 и 1769), Констанций (1784-?), Косма (посл. четв. XVIII в.), Игнатий (?-1791; впосл. архиепископ Кассандрийский), Захария (1791 - после 1801), Мелетий I (Кириакос; 1812-1821), Кирилл (1821-1838; впосл. митрополит Косский), Самуил (1838-?), Мелетий II (1840 или 1842-1846; впосл. епископ Полианийский), Григорий (1846-1853), Феоклит (1853-1865), Филарет Византийский (1865-1872), Дорофей (1872-1873; впосл. митрополит Эносский), Мелетий III (Кавасилас; 1873-1875; ранее митрополит Неокесарийский и Эносский), Николай (Лусис; 1875-1878), Иоанникий (Маргаритиадис; 1878-1885, ранее епископ Элейский; впосл. митрополит Могленский), Леонтий (Элефтериадис; 1885-1893; впосл. епископ Парамифийский), Николай (Саккопулос; 1893-1896; впосл. митрополит Эдесский, Анкирский, Маронийский, Кесарийский, Халкидонский), Феоклит (Папаиоанну; 1896-1904; ранее епископ Иерисский и Св. Горы, затем Полианийский и Петрский), Парфений (Вардакас; 1904-1924).

http://pravenc.ru/text/1841153.html

На месте мигдонийского г. Аполлония при Антонинах существовала значительная рим. колония. С 250 г. начались набеги готов на М., в 253, 262/3 и 268 гг. они осаждали Фессалонику. Впосл. поселение готов в пограничных областях в качестве федератов не смогло обеспечить устойчивый мир. С разделением в 293 г. империи на 4 зоны (тетрархия) М. оказалась под упр. Галерия . Столица этой части империи находилась в Сирмии (ныне Сремска-Митровица), но Галерий перенес резиденцию в Фессалонику, где построил дворец, триумфальную арку, ипподром и мавзолей. В 298/9 г. там был устроен монетный двор. В 297 г. в результате реформ имп. Диоклетиана М. превратилась в небольшую провинцию в границах исторической области М. (без Юж. Иллирии и Фессалии) в составе диоцеза Мёзия, одного из 12 диоцезов, на к-рые этот правитель разделил империю. Столицей новообразованной пров. Дардания стала Скупи. Имп. равноап. Константин I Великий продолжил реформу Диоклетиана, создав крупнейшие адм. единицы - префектуры, каждая из которых включала несколько диоцезов. В префектуру Италии, Иллирика и Африки вошел Иллирик, состоявший из диоцезов Мёзия и Паннония (впосл. Мёзия была разделена на 2 диоцеза - Македония и Дакия; по мнению одних исследователей, это произошло до 327, согласно другим - в 369 или 372). В 322-323 гг. во время приготовлений к войне с Лицинием Константин Великий устроил в Фессалонике большую искусственную гавань для своего флота. В 324 г. после поражения Лициний был отправлен в ссылку в Фессалонику. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–XX вв. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–XX вв. Во время гонений в нач. IV в. значительное число христиан пострадали в Фессалонике: мученицы Агапия, Хиония и Ирина , мч. Александр , сщмч. Александр Пиднский , мц. Анисия , вмч. Димитрий Солунский , мч. Домнин , мч. Лупп , мц. Матрона , мч. Нестор , мученики Феодул и Агафопод и др. Уроженцы М. претерпевали мучения за Христа и в др. городах: напр., мц. Васса из Эдессы - в Кизике, сщмч. Мокий из Амфиполя - в Византии.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Л. Лик Богородицы был неразличим из-за копоти, по чудесным образом очистился, будучи омыт водой всего один раз. Сейчас икона находится в Валаамском мон-ре. Лит.: Вышний Покров над Афоном, или Сказания о снятых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1902, 1997 р . 35–42, 164–167; Θεοφλακτος (Μαρινκης). ρχιμ. Θαυματουργς εκνες τς Παναγας στ γιον ρος. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 236–280. Мощи В В. Л. хранится множество мощей святых и драгоценные реликвии, среди к-рых 3 креста с частицами Честного и Животворящего Древа Господня. Самый древний из них, подаренный прп. Афанасию имп. Никифором II Фокой (964), находится в двухстороннем ковчеге с надписью X в.: «Кресте Господень, помоги мне, Афанасию монаху». Он украшен 65 драгоценными камнями и визант. эмалями. 2 др. креста хранятся в серебряных двухсторонних ковчегах, сделанных в 1794 и 1837 гг. В золотом и серебряном крестообразных ковчегах помимо частиц Честного Древа помещены части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов и др. Имп. Никифор II Ф ока подарил новоустроенной обители главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского, имп. Василий II Болгаробойца и Константин V III – главы прп. Михаила, еп. Синадского, и мч. Евстратия, левую руку свт. Иоанна Златоуста , имп. Константин IX Мономах – главы мц. Минодоры и прп. Феодора Освященного вместе с частью главы вмч. Феодора Стратилата. В XIX в. архим. Вениамин Лавриот, занимавший должность эконома подворья В. Л. в Молдавии, выкупил у местного тур. паши главу сщмч. Григория, просветителя Вел. Армении. В В. Л. также хранятся часть главы св. Иоанна Предтечи, часть руки свт. Нектария Эгинского , частицы мощей вмч. Меркурия, вмч. Прокопия, вмч. Артемия, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, первомч. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца , прп. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Антипы, мч. Кирика, вмч. Никиты, сщмч. Елевферия, прав. Иоанна Русского, сщмч. Фоки, вмч. Пантелеймона, равноап. Константина и Елены, прп. Андроника, прп. Сампсона Странноприимца, сщмч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

" Скоропослушница " . (Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон). Празднование: 9(22) ноября     4. ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЕЙ И СКИТОВ   ВЕЛИКАЯ ЛАВРА :   Три креста с частицами   Честного и Животворящего Древа Господня; части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов; Честные власы  и Пелены Господа Иисуса Христа; Власы и Млеко Пресв. Богородицы; кровь Иоанна Предтечи; глава свт. Василия Великого; глава мч. Александра Пиднского; глава  прп. Михаила, епископа Синайского; глава мч. Евстратия; глава  мц. Минодоры; глава прп. Феодора Освященного; глава сшмч. Григория, просветителя Великой Армении; глава прп. Григория Доместика; глава прп. Нила Мироточивогого; глава Никодима Святогорца; часть главы Феодора Стратилата; часть главы св. Иоанна Предтечи; мощи прп. Иоанна Кукузеля ( целиком); мощи  Прп.Акакия Нового Кавсокаливита ( за исключением главы); левая рука свт. Иоанна Златоуста; часть руки  ап. Луки; часть руки свт. Нектария Эгинского. . Частицы мощей: вмч. Меркурия; вмч. Прокопия; вмч. Артемия; ап. Андрея Первозванного; Ап. Луки; 40 Севастийских мучеников; первомуч. Стефана; свщч. Игнатия Богоносца; прп. Ефрема Сирина; свт. Иоанна Милостивого; свщч. Антипы; вмч. Никиты; сщмч. Елевферия; прав. Иоанна Русского; сщмч. Фоки; цел.и вмч. Пантелеимона; равноап. Константина и Елены; прп. Андроника; прп. Луки Элладского; прп.  Сампсона Странноприимца; сщмч. Харлампия; бесср. Космы и Дамиана; вмч. Евстафия; мч. Акиндина; вмч. Мины; сщмч. Ермолая; мч. Иакинфа; прмч. Стефана Нового; свт. Андрея , архиепископа Критского; прп. Даниила Столпника; первомц. Феклы; мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы и Анастасии.   Миро от мощей вмч. Димитрия; железный посох и наперсный крест неизвестного святого, который подвешивался за шею при помощи железного обруча.                         ВАТОПЕД:   Честной Пояс Богородицы; глава свт. Григория Богослова; глава свт. Андрея Критского; нога ап. Варфоломея; правая нога цел. и влм. Пантелеимона; большая кость руки мч. Трифона; чудовторная рука мц. Марины;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010