Житие Михаила Ярославича Тверского Подготовка текста В. И. Охотниковой и С. А. Семячко, перевод и комментарии С. А. Семячко Житие Михаила Ярославича Тверского занимает свое особое место в истории древней русской литературы. Вполне традиционное по форме, оно встает в ряд известных с самого раннего времени развития русской литературы житий-«убиений», начинаемый житием первых русских святых Бориса и Глеба. Помимо определяющих эту группу памятников особенностей сюжетно-композиционного плана (особое развитие получает сцена гибели героя, при этом его жизнь либо не описывается вовсе, либо представляется крайне обобщенно и схематично) для произведений такого рода характерно, как правило, наличие четко сформулированной политической и связанной с ней религиозной идей. Β памятниках, посвященных Борису и Глебу, это идеи престолонаследия и старшинства в княжеском роде, соединенные с идеей непротивления, а за всем этим стоит мысль ο защите Руси от раздоров и усобиц, от княжеских распрей и войн. Β Сказании об убиении Михаила Черниговского идея сопротивления татаро-монгольскому нашествию тесно связана с мыслью ο страдании «за Христа и за веру христианскую». Β Житии Михаила Ярославича Тверского лейтмотивом проходит евангельская идея «положить душу свою за други своя», и эта идея получает свое осмысление не только в религиозном плане, но и в плане политическом. Мысль ο борьбе с татарами как борьбе за каждого отдельного христианина и за весь христианский род определяет высокий гуманистнческий пафос этого жития. При всей своей традиционности это житие отражает новые явления в русской истории, в истории русской культуры. Β этом произведении, в одном из первых, получила свое оформление мысль ο противостоянии, соперничестве двух новых политических и культурных центров – Москвы и Твери, отразившаяся впоследствии в памятниках разных жанров и разного времени, вплоть до XVII в. Житие Михаила Ярославича Тверского, скорее всего, было написано «вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го – начале 1320-го г.» (Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974, с. 234). Наиболее вероятно, что его автор – игумен Тверского Отроча монастыря Александр, сопровождавший князя во время его поездки в Орду и бывший его духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава XI Великий князь Андрей Ярославич. – Гнев на него хана и Неврюево нашествие. – Несправедливость обвинения Александра в наведении Неврюя. – Бегство Андрея из Владимира. – Александр Ярославич – великий князь Радуйся, примером своим паче слова явивыйся стязающихся о наследии братий своих примирителю. Радуйся, изгнаннаго страхом нашествий татарских народа своего собирателю. (Акаф., ик. 9) Как нам уже известно, по решению верховного хана Менгу владимирское великое княжение получил Андрей Ярославич. Этот князь – из числа тех личностей, которые отличаются хорошими природными дарованиями, благородством характера, отвагой, энергией при достижении намеченных целей. Добродушие нрава соединяется у них с ласковым, любезным обращением с другими, они умеют снискать симпатии и поразить воображение современников. Они не прочь совершить громкий подвиг, в особенности при сочувствующих им зрителях. Но при всем том им часто не хватает глубины характера, стойкости и выдержанности воли, самоотвержения, вследствие чего они оказываются неспособными к непрерывному труду, к тяжелой, будничной, если можно так выразиться, к черной работе, вызываемой глубоко сознаваемым чувством долга... Они самонадеянны и часто дерзки до отваги, когда им благоприятствуют обстоятельства, когда удача венчает их усилия, но при этом малодушны и готовы падать духом при первом серьезном испытании. Ум у них гибкий, находчивый, соображение быстрое, они способны создавать смелые планы, но им недостает вдумчивости, глубины, охоты к серьезному изучению всех обстоятельств дела, всей наличной действительности... Карамзин так характеризует Андрея Ярославича: этот князь имел душу благородную, но ум ветреный, неспособный отличать истинное величие от ложного 226 . Эго значит, что он не мог отрешиться от обычных представлений о чести властителя, от обольщения славою мира, не понимал, как его старший брат, что истинное величие состоит в отдании всего себя труду, которого не могут понять и оценить современники, значение которого сделается ясным разве для отдаленного потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Подготовка текста и комментарии С.А. Семячко Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Печатано в Московской синодальной типографии 1791 года. 1 . Якоже плавающий по морю корабленник, аще и случится ему впасти в зельная обуревания и опасная места, обаче 73 представляя себе других, иже от мореплавания великия получили корысти и богатства, надеждою ободряется и стремительно против неудобств ополчается, тако и нам подобает творити, о любопразднственнии слышателие. Донележе бо есмы в теле, дотоле всех злостраданий, бедствий и печалей, приключающихся нам, неудобно есть избежати; обаче взирающе на мужественныя подвиги святых, иже, доброму последующе предводителю Христу, содеяша правду на земли и достигше к желаемому пристанищу, получиша обещанный им от Бога вечныя славы неувядаемый венец, ополчаемся крепко противу всех врагов и побеждаем о Христе. Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. 74 Что убо не предпочтим ли краткой суете житейской целое небо? Аще навыкнути желаеши, чего ради, по преждеписанному, Бог руководствует святых к Небесному Царствию, то слыши Спасителя, глаголющаго, яко нужно есть Царствие и тесный путь к нему предлежит. 75 И яко злато в горниле, искушает огнем страданий любящих его благоутробный Владыка, да тем всему миру изъявит мужественное в святости постоянство их, да даст нам незыблемый христоподражания пример. И да пожившии зде свято вящшее за понесенный крест восприимут воздаяние в будущей жизни, якоже блаженный Павел в послании к евреом учит 76 и якоже сей доблественный страдалец благоверный великий князь Михаил Ярославич доказал то своим примером, о немже предлежит нам настоящее слово. 2 . Егда святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский по четвертом хождении в Орду к Беркалю, 77 татарскому царю, на возвратном пути во граде Городце, облекшися в иноческий чин и схиму, преставися к Богу, 78 тогда общим согласмем возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейший брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. 79 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира, 80 по степени же родства седмый, 81 ибо Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго, иже произыде от Владимира Мономаха , сына Всеволода Ярославича, емуже в лето 981 даде начало святый равноапостольный великий князь Владимир Святославич, внук Игоря Рюриковича, 82 российскаго князя из варягов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > О тверском Спасо-Преображенском соборе И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского 20.02.2024 125 Время на чтение 40 минут Фото: Спасо-Преображенский собор, Тверь «Русская народная линия» не раз своими материалами обращалась к регионам России. Особенно — к землям Центральной русской равнины, где и зарождалась сама российская государственность. Достаточно вспомнить многочисленные публикации об истории и нынешнем состоянии Калязинской земли, где постоянно присутствуют «Калязинские чтения» Международной общественной организации «Русское Собрание». Мы говорили о том, что в регионы Центральной России возвращается утраченная историческая память. Звучат полузабытые имена святых подвижников Земли Русской, Великих князей и доблестных полководцев. Возрождаются храмы, укрепляется судьбоносная для Отечества православная вера. Устами государственных мужей величаются традиционные духовно-нравственные ценности. Так, в Тверском регионе, к которому относится и Калязинский район, случились несколько знаменательных событий, имеющих общерусское значение. В 2022 году был восстановлен, и продолжает благоустраиваться, кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери — Спас Златоверхий — первый каменный храм на Руси, возведенный с начала господства татаро-монгольского ига. Его взорвала богоборческая власть в 1935 году. В этом, 2024 году самый древний город Тверской области — Торопец будет на государственном уровне праздновать свой 950-летний юбилей. Сейчас продолжается реконструкция городского пространства. В нем нашли свое постоянное место памятники двум великим сынам России. Полководцу и средневековому государственному деятелю святому благоверному князю Александру Невскому, который в лето 1239 года венчался в Торопце с полоцкой княжной Александрой, и торопчанину, духовному вождю Русского мира святому Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину). В Твери 5 декабря 2023 г., в день памяти святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, племянника Александра Невского, был открыт памятник юному князю и его духовному наставнику тверскому митрополиту Симеону. Напомним историческую роль князя Михаила. Он первым обрел титул Великого князя всея Руси, начав собирать русские земли, и терновый венец первого победителя в неравном бою Бортеневской битвы объединенного войска Юрия Московского и предводителя татаро-монгольского отряда «треклятого Кавгадыя».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (Ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41). Второй сын галицкого кор. Даниила Романовича и вел. кнг. Анны Мстиславны, племянник Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , двоюродный брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского , Владимирских вел. князей Андрея Ярославича и Ярослава (Афанасия) Ярославича , Черниговского и Брянского блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого. В честь рождения сына, по одной из версий, вел. кн. Даниил Романович основал г. Львов. Впервые Л. Д. упоминается в источниках в 1233 г. В 1240 г. при подходе войск монг. царевича Батыя он вместе с отцом бежал из Юго-Зап. Руси в Венгрию. Из-за внешнеполитических угроз и снижения авторитета рус. князей во время монг. нашествия кор. Бела IV Арпад отказался выдавать своих дочерей за сыновей Киевского вел. кн. Даниила Романовича и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , претендовавших на верховную власть в Юж. Руси. Тем не менее в 1240-1241 гг. вместе с частью галицких бояр Л. Д. по приказу отца был оставлен в Венгрии ( Пашуто. 1968. С. 285). С 1242 г. Л. Д. принимал участие во всех внешне- и внутриполитических акциях вел. кн. Даниила Романовича. В 1242-1245 гг. вместе с отцом активно участвовал в борьбе за Галицко-Волынскую землю с блгв. вел. кн. Михаилом Всеволодовичем и его старшим сыном бывш. перемышльским кн. Ростиславом Михайловичем, с местным оппозиционным духовенством и боярами, а также с их венг. и польск. союзниками; 17 авг. 1245 г. отличился в битве под г. Ярославом на р. Сан. В 1246 г., после поездки вел. кн. Даниила Романовича в Золотую Орду и получения им инвеституры от ее правителя Батыя, происходит усиление внешнеполитического авторитета Галицко-Волынской земли среди зап. соседей. Результатом этого в 1246/47 г. стало согласие кор. Белы IV на брак своей младшей дочери Констанции ( после 1287/88) с Л. Д. Посредником в этом вопросе стал Киевский митр. свт. Кирилл II , к-рый посещал Венгрию во время поездки в Никею (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809; Пашуто. 1950. С. 87-88, 91-92).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

Святой Александр Невский, в схиме. XVII в. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ЖМП 12 декабрь 2021 /  5 декабря 2021 г. 14:00 Желая Небесного Царствия ПРЕДСМЕРТНЫЙ ПОСТРИГ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ФИНАЛ ЕГО ЗЕМНОГО ПУТИ В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности 1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора 2 , его военного таланта 3 , его личного благочестия 4 и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин.  PDF-bepcuя. Безмерное желание принять ангельский образ Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке. В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся. Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки: Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той 5 . Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

http://e-vestnik.ru/analytics/zhelaya_ne...

Скачать epub pdf Содержание А. Баринова. Герой земли Русской Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава Х Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава ХХ Глава XXI Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Приложение II. Святой Александр Невский в русской поэзии народной и художественной Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов О Пелгусии-ижорянине. Невская победа О шести храбрых мужах Ледовое побоище Путешествие к Батыю Пленение Неврюево Посольство от папы Последний подвиг святого Александра Кончина святого Александра Приложение IV. Святой Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков Приложение V. Хронологическая таблица Источники, пособия I. Рукописные жития II. Полное собрание русских летописей III. Новейшие жизнеописания святого Александра Невского IV. По истории России V. По истории русской церкви VI. По военной истории     Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра, много потрудившегося для Русской земли. Его бесценный вклад в строительство Российского государства, подвиги и исторические победы стяжали ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу. Хитров Михаил Иванович (1851–1899) – известный русский протоиерей и историк, автор жизнеописаний православных святых, популярных очерков и повестей из церковной истории, проповедей и поучений. Наиболее значимым из его произведений является фундаментальный труд «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский», содержащий подробное жизнеописание невского героя. А. Баринова. Герой земли Русской Имя святого благоверного князя Александра Ярославича Невского известно всем русским людям. О его героическом пути повествуют жития, исторические труды и романы, живописные полотна и фильмы, в 2012 году он был признан олицетворением России. Предлагаемая вниманию читателей книга стала достойным вкладом в венок благодарной памяти герою земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Благоверного Князя Александра Невского Житие Благоверного Князя Александра (в Схиме Алексия) Невского. Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Александра Невского. Текст читает: Заслуженный артист России  В.В. Клементьев Благоверный Князь Александр (в Схиме Алексия) Невский Сведения о жизни благоверного князя Александра Ярославича находятся в древних житиях его и в летописях. В Древней Руси составлено было пять житий благоверного князя, из которых первое, краткое, написано было современником Александра Ярославича, а последнее, самое подробное, уже в XVII в., на основании древнейших житий, последовательно пополнявших одно другое. Краткое Житие Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010