Таким образом, Александр Невский не позволил крестоносцам или языческой Литве захватить части русских земель, на которых впоследствии образовалась современная Белоруссия. А поскольку династии литовско-русских князей, в особенности перешедший в католичество и ставший польским королём Ягайло, в современной Белоруссии объявлены едва ли не столпами белорусской государственности, Александр Невский является их очевидным историческим антиподом. Его отказ перейти в католичество, а также разгром литовцев, пытавшихся овладеть русскими землями, и сохранение единства и самобытности Руси, пусть и под монголо-татарским протекторатом, делают его фигуру столь ненавистной как для поляков, так и для нынешней русофобствующей части белорусского общества. Роль Александра Невского стараются всячески принизить: он объявляется всего лишь жалким слугой монголов, а его победы на Неве и Чудском озере - мелкими и ничего не значащими. Вместе с тем, старательно замалчиваются разгром литовских дружин в 1245 году и письма Папы Иннокентия IV. Александр Невский - православный святой, к нему с давних пор обращались за покровительством с молитвами православные белорусы и украинцы, как к защитнику веры и полководцу. Это религиозное и цивилизационное противостояние проходит через века. В 1894 году благодаря инициативе героя русско-турецкой войны И.В. Гурко, который был тогда временным генерал-губернатором Польши, на Саксонской площади в Варшаве был заложен храм Александра Невского. В то время в Варшаве насчитывалось приблизительно 42 000 православных верующих, много военных, для которых имя Александра Невского было священно, а православных храмов не хватало. Император Александр III лично утвердил проект Л.Н. Бенуа. Рядом с храмом начали возводить 70-метровую колокольню, ставшую самым высоким зданием Варшавы. Александро-Невский храм стал подлинной жемчужиной архитектуры и искусства. Алтарь расписывал В.М. Васнецов, иконы создавал В.П. Гурьянов и другие лучшие русские иконописцы. Было использовано большое количество гранита, мрамора, самоцветов, драгоценных металлов, изготовлено 16 богатейших мозаичных композиций, отлито 14 колоколов, самый крупный из которых был пятым по величине во всей Российской империи. Всего же, по оценкам независимых экспертов, в храме было не менее 2 000 предметов, представляющих значительную ценность для мировой культуры и искусства. 20 мая 1912 года собор был освящён.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Спаса Преображения Бор, ГО. Филипповское. Казанской иконы Божией Матери, церковь Новгородская область Старорусский район. Старая Русса. Кирика и Иулитты на Воронцовском источнике (новая), часовня Великий Новгород, город. Волховский. Никиты Новгородского, церковь Батецкий район. Батецкий. Духа Святого Сошествия, церковь Великий Новгород, город. Великий Новгород. Александра Невского в Григорове, церковь Новосибирская область Новосибирск, город. Новосибирск. Николая Чудотворца на Красном проспекте (утраченная), часовня Омская область Тевризский район. Липовка, урочище. Троицы Живоначальной, церковь Оренбургская область Бугурусланский район. Бугуруслан. Успения Пресвятой Богородицы, моленная Пензенская область Белинский район. Аргамаково. Неизвестная часовня Пермский край Пермь, город. Пермь. Успенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Кунгурский район и г. Кунгур. Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи Польша Лодзинское воеводство. Скерневице. Алексия, митрополита Московского, церковь Мазовецкое воеводство. Варшава. Александра Невского, собор Мазовецкое воеводство. Варшава. Иоанна Лествичника, церковь Мазовецкое воеводство. Варшава. Мартиниана при лейб-гвардии уланском полку, церковь Приморский край Владивосток, город. Владивосток. Троицы Живоначальной при 10-ом Сибирском стрелковом полку , церковь Пограничный район. Пограничный. Успения Пресвятой Богородицы (старая), церковь Прочие страны Франция. Сент-Илер-ле-Гран. Воскресения Христова, церковь Туркменистан. Байрамали. Алексия, митрополита Московского в бывшем Мургабском государевом имении, церковь Армения. Амракиц. Николая Чудотворца, церковь Чехия. Прага. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Узбекистан. Андижан. Георгия Победоносца (новая), часовня Чехия. Ржимице. Людмилы Чешской, церковь Бельгия. Уккел. Иова Многострадального, церковь Италия. Бари. Николая Чудотворца (храм-подворье), церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=43

Вследствие отсутствия средств на снос собора у буржуазного правительства Эстонии и на его перестройку, и в результате протестов со стороны православных эстонцев и русских националистический поход против Александро-Невского собора был временно прекращен. Националистам на данном этапе удалось разрушить две православные часовни, одну напротив Балтийского вокзала, а другую на Русском рынке, а также уничтожить красивый памятник Петру Великому. Новая волна яростных нападок на Александро-Невский собор началась в 1928 г. Четыре члена буржуазного парламента из коалиционных партий правительства подали для обсуждения проект закона о срытии Александро-Невского собора как памятника русского насилия, для постройки которого причины были не религиозные, а чисто государственно-политические – демонстрация русской власти. Все буржуазные газеты, как одна, вновь начали яростную и решительную агитацию против собора. В газетах широко писали, что собор по своему виду не соответствует историческому стилю старого «ганзейского города» Таллинна. Многие фанатики-лютеране пошли еще дальше: собор оскорбляет религиозные и националистические чувства большинства, при этом опять приводился пример Польши, где националисты-поляки снесли в Варшаве русский собор, несмотря на протесты мировой общественности. Вот насколько враждебным было отношение к русской культуре и всему русскому. Православные русские и эстонцы, в свою очередь, делали все, чтобы защитить собор. В канцелярию парламента были посланы тысячи протестов и писем. Простые рабочие из среды православных русских и эстонцев, крестьяне, представители интеллигенции протестовали против варварского средневекового способа расправы с меньшинством, против одностороннего фанатического похода на религиозные чувства меньшинства. На сторону оскорбленных единогласно встала и Конференция Международного союза мира, которая, заседая в г. Тарту, в своей резолюции от 31 октября 1928 г. постановила: «Участники Прибалтийской конференции Международного союза мира и дружбы чувствуют себя обязанными высказать свою точку зрения по поводу проекта закона в парламенте в отношении срытия Алсксандро-Невского собора...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После начала Первой мировой войны было принято решение эвакуировать из храма иконостас и наиболее ценные предметы убранства. Как только немцы вошли в Варшаву, в 1915 году храм был переделан в костёл и одновременно - в военную кирху. С куполов сорвали медное покрытие, внутри храма установили орган и ряды стульев для прихожан - католиков и лютеран. Но пока никто не мог предположить, что так называемая просвещённая Европа куда более склонна к варварству, нежели критикуемый ею «варварский» Восток. В 1918 году власти Польши, только что обретшей независимость, начали думать, что делать с собором. Был отправлен запрос на искусствоведческий факультет Виленского университета, который вынес решение о том, что собор не имеет историко-художественной ценности. В 1922 году была уничтожена 70-метровая колокольня. В 1924 году судьба грандиозного собора была с лёгкостью решена теми, кто претендует на «цивилизованность». Решением о разрушении Александро-Невского собора была шокирована даже умеренная часть польского общества - многие предлагали его перестроить, переделать в костёл. В советской России за храм никто заступаться не собирался. «Мировое сообщество», на словах осуждая польские власти, также ничего не сделало для сохранения храма. В течение 1924-1926 годов храм взрывали и разбирали на части. Для придания символизма этой малопопулярной за пределами Польши (да и в самой Польше) акции власти Варшавы выпустили даже специальные боны. Купившие их поляки могли гордиться тем, что личными средствами участвовали в разрушении собора. Ценнейшие материалы, из которых был построен собор, впоследствии были использованы при строительстве самых разных объектов в Варшаве и даже Кракове (в том числе, и для постамента памятника Пилсудскому, принимавшему решение о разрушении храма). Любопытно, что в годы войны в 1942 году немцы переименовали место, где был храм, в площадь Адольфа Гитлера. Уничтожение Александро-Невского собора было далеко не единственным злодеянием польских властей. Пользуясь ослаблением Православия в советской России, в Польше только в 1918-1920 годах было разрушено множество православных храмов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Галлереи, окружающие храм с трех сторон, составляют преддверие церкви, а потому их стенописи, по своему содержанию, будут относиться к Ветхому Завету, служащему сению грядущих новозаветных событий. В сводах галлерей, на всем протяжении их, будут размещены, среди роскошных гирлянд, медальонные изображения праотцев, патриархов и предков Иисуса Христа, по Евангелию Матфея. На стенах галлерей – изображения некоторых общепонятных и поучительных событий Ветхого Завета. На восточных узких сторонах южной и северной галлерей изображения Богоматери и Еммануила с предстоящими русскими преподобными. Единоличные изображения преподобных вселенской и русской церкви, а равно мучеников, безсребренников, блаженных, помещены будут также и в некоторых других узких местах галлерей, напр. возле окон, дверей и т. п. В сводах на хорах будет изображено скончание земной церкви в иконографической композиции «Второе пришествие Христово». С внешней стороны храма над порталами: над западным средним – Господь Вседержитель на троне, окруженном небесными силами; над северо-западным – Богоматерь на троне с ангельскими силами; над юго-западным – собор Архистратига Михаила; над северным – Деисис большой с предстоящими Мефодием и Кириллом; над южным – «Слава Св. Александра Невского». Вся роспись Варшавского собора будет, таким образом, согласована с древним преданием и практикой церкви и будет выражать исконное символическое воззрение на храм и его составные части; отсюда её историческая и логическая правильность и назидательность. II. Проект А. Алтари. I. Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды: 1) Изображение «О тебе радуется», 2) ниже «Евхаристия» по литургическому переводу (μετδoσις), 3) нижний ряд – святители вселенской церкви, а возле алтарных столпов диаконы, именно: Иаков иерусалимский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский , Кирилл Александрийский, Григорий Нисский , Петр Александрийский, Климент Римский, Лев Великий, Григорий Двоеслов , Амвросий Медиаланский. Св. Диаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ (Тамбовские ЕВ. 1894. 23. С. 460-472). Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ). Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.). В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.). В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии (1894; не сохр.). В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Три цилиндрические башни с луковичными куполами оформляют источник. Находящийся перед источником вход на соборное кладбище пролегает через ворота с тремя арками. Мозаики Покровского собора изначально были сделаны для Варшавского собора Александра Невского, который строился 19 лет и был освящён в 1912 году. Они были созданы по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко (иногда указывается и Андрей Рябушкин) и выполненные в 1902-1911 годах в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова путём как простого, так и обратного набора шлифованной смальты. Так, сначала смальта внешней стороной наклеивалась на картон в технике обратного набора, а затем - уже на месте, в Варшаве - путём простого набора смальты монтаж перекладывался на бетон. Фролов сам лично подбирал смальту, руководя всем процессом в целом. В оформлении собора наряду с мрамором и гранитом были использованы драгоценные и полудрагоценные камни. Дискуссия о том, как быть с православным храмом, по мнению многих, символом российской оккупации, разгорелась сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 году, повлияла советско-польская война. Разрушение продолжалось с 1924 года вплоть до 1926-го. Так, для уничтожения лишь одних стен понадобилось около 15 000 взрывов. При этом православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество, переданное затем в Западную Беларусь. Мозаик, расположенных как внутри, в интерьере собора, так и снаружи, на фронтонах, насчитывается семь композиций. Мозаика, находящаяся в соборе, имеет больше 20 000 оттенков смальты. Последняя изготавливалась в мастерской Фролова. Слой стекла покрывался сусальным золотом и сверху тиражировался ещё один слой стекла. Всего в соборе использованы семь из 16 мозаичных панно Александро-Невского собора. Из мозаики Александро-Невского собора, сделанной по эскизу Виктора Васнецова, в Барановичах есть только один фрагмент - «Богоматерь с младенцем», расположенная в конхе апсиды и являющая фрагментом огромной - на 1 тысячу кв.м - композиции под названием «О тебе радуемся» Варшавского собора. Это изображение Матери Божией с Сыном, имеющее объёмную трактовку лиц, в тёмно-вишнёвой с голубой и светло-оранжевой одежде соответственно выделяет их силуэты на фоне золотых нимбов. При этом исследователь А. Н. Кулагин утверждает, что на стенах собора присутствуют также и другие мозаики Васнецова: мозаика «Отечествие» и портрет Симеона Полоцкого в полный рост с книгой и свитком. С левой стороны алтаря, над северным входом, в храме находится мозаичная композиция «Деисус», сделанная по картону Николая Кошелева. На ней представлен Иисус Христос на белом облаке в окружении ангелов. В руках Христа - раскрытая Библия со словами Вамъ». Для данной мозаики решение было найдено в сочетании насыщенных и глубоких тонов.

http://sobory.ru/article/?object=00086

3 место. Издательство «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет». Александра Аракелова «Через крест к свету. Жизненный путь священномученика архиепископа Владимирского Николая (Добронравова). 3 место. Издательский дом «Познание». Епископ Серафим (Амельченков) «Пастырское служение в Польше и России священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского». 3 место. Новогрудская и Слонимская епархия. Николай Малеев «Архиепископ Михаил (Голубович): штрихи к портрету». Лучшее справочное и краеведческое издание 1 место. Издательство «Политическая энциклопедия» РОССПЭН. Ответственные редакторы: Андрей Сорокин, Валентин Шелохаев «Россия в Гражданской войне 1918-1922. Энциклопедия в трех томах». 2 место. Издательство ГБУК РО «Библиотека им. Горького». Руководитель проекта: Наталья Гришина «Библиотека Головиных. Каталог». 2 место. ООО «Древности Севера». Руководитель проекта протоиерей Алексий Сорокин «Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии». 3 место. ООО «Издательство Центрополиграф». Дмитрий Леонтьев «Измайловская летопись» (т.1,2). 3 место. Издательство «Кучково поле». Владимир Аракчеев, Наталья Болотина «Александр Невский и его образ в исторической памяти». 3 место. Костромская и Нерехтская епархия. Сергей Пиляк «Культурное наследие: интерпретация, актуализация, сохранение». Лучшая иллюстрированная книга 1 место. Издательство Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Дмитрий Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI-haчaлa XXI вв». 2 место. Издательство Варшавской митрополии. Автор-составитель: Ярослав Харкевич «Краски Православия. Финляндия». 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Руководитель проекта: Виталий Горошников «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском». 3 место. ООО «Издательство ДЕКОМ». Авторский коллектив: архимандрит Тихон (Затекин), протоиерей Сергий Матвеев, иерей Сергий Мороз, Яков Гройсман, Наталья Григорьева, Иосиф Храповицкий «Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского».

http://new.izdatsovet.ru/news/vrucheny-n...

был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект. На конкурс были представлены эскизы пяти академиков архитектуры. В конкурсе на разработку проекта храма участвовали архитекторы Григорий Котов, Александр Померанцев, Михаил Преображенский, Леонтий Бенуа. Накануне Высочайшего рассмотрения представленных эскизов, 6 января 1894 г. И. В. Гурко письменно обратился к президенту Академии художеств Великому князю Владимиру Александровичу с такими словами: «По мысли моей и действительной потребности новый храм этот, по своим размерам и величественному виду, должен служить не только удовлетворению религиозно-духовных потребностей многочисленного русского населения в Варшаве … но и представить собою видимый величественный и вековечный памятник бесповоротного упрочения в католической Польше русской государственной власти и главенствующей в государстве русской православной веры». Далее он отмечает: «В отношении изящества, цельности впечатления и величия концепции, заслуживает особенного внимания проект академика-художника Бенуа». 13 января 1894 г. Александром III был признан лучшим и утвержден проект профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа. Ему, как архитектору, было поручено подобрать место для нового собора, и академик остановил свой выбор на Саксонской площади. Это возвышенное место на левом берегу Вислы, самый центр Варшавы. 2 июня 1894 г. архиепископ Холмский и Варшавский Флавиан (Городецкий), бывший в последствии митрополитом Киевским и Галицким освятил место под строительство собора. Он же, 30 августа 1894 г., в праздник св. Александра Невского и именины государя, возглавил торжество закладки храма, которое происходило в присутствии генерал-губернатора Иосифа Гурко, при большом количестве духовенства и мирян. Непосредственное участие в закладке варшавского собора принял протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский). Он собственноручно заложил в основание храма капсулу с посланием императора всероссийского Александра III с обращением к потомкам.

http://sobory.ru/article/?object=21434

Речи своей, конечно, я не говорил. Это была, переживающая себя, форма, из которой стародавний дух уже отлетел. Недели через две после этого, помнится, в утро воскресного дня, мы услышали в нашей семинарии редкий раздельными ударами звон большого лаврского колокола: митрополит Серафим с ночи ли, по утру ли заснул в своей постели на веки. Он или скончался 17 января, или же погребен был 17, но у меня в памяти осталось именно 17 января. Праху его я кланялся в зале митрополичьего дома и в Александро–невском соборе, быть может, и не раз. Мы семинаристы участвовали в вынос его из дома в собор, и к погребению из собора в Духовскую церковь , где его отпевали. В Духовскую церковь нас за множеством не пустили. К погребению имели пожаловать царствующие особы. При выносе, я заметил жалованную зеленую бархатную мантию почившего, жалованный же золотой, осыпанный бриллиантами, посох, которые были несены в церемонии, а также, участвовавших в ходе, Иосифа Семашку, архиепископа Литовского, и Никанора, тогда архиепископа, помнится, Волынского. Никанор был такой большой и сановитый. О вероятном преемнике митрополита Серафима, гаданий по Петербургу было не мало. Но господствовало в Петербурге чаяние, хотя и не ожидание, кого–либо из двух Филаретов, либо Московского, либо Киевского, хотя и шел сверху слух, что ни тому ни другому в Петербурге не бывать, так как они тогда не пользовались благоволением Высшей власти. Впрочем, Высшая власть и мало оставила времени духовному Петербургу для гаданий, быстро распоря­дившись назначением преемника митрополиту Серафиму. К масляной мы услышали, что в Петербурге назначен Антоний, архиепископ Варшавский. Тут же, впервые мы услышали и самое имя этого святителя. Он был из наименее известных и ожидаемых. Увидели же его сперва на Невском проспекте на портретах, выставленных на окнах картинных магазинов. Тут, при взгляде на эти портреты стало отчасти понятно и то, каким образом этот безвестный архиерей стал вдруг первенствующим Всероссийской Церкви. Тогда составился было говор, что пошла мода на митрополитов красивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010