Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Монастырский музей как «инфраструктура» памяти К 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря 28.10.2019 686 Время на чтение 4 минуты В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свой 500-летний юбилей. Одной из визитных карточек юбилея станет музей. О готовящихся к открытию выставках и собрании древностей рассказал пресс-секретарь монастыря Денис Данилов. - На официальной страничке монастыря в Facebook появилась статья о том, что на территории обители в скором времени будет открыт музей… «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере», «Потаенные Соловки», виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской». На приходах епархии действовали и действуют немало музейно-образовательных проектов. Это как правило небольшие экспозиции, плоскостные выставки, онлайн – галереи. Сийский монастырь сделал заявку на музей. Планка поднята высоко, удастся ли ее удержать? Удалось, очень давно и не нам. Сам по себе Антониево-Сийский монастырь, его древние стены в некотором смысле, есть неповторимая архитектурно-ландшафтная экспозиция - ансамбль древних памятников, органично сосуществующий с окружающими природными объектами: Михайловское озеро, исток реки Сия, необъятная лесная даль. Каждый сезон, каждый день монастырь разный. Так что большую часть работы выполнили наши предшественники и созданная Богом северная природа. На сегодняшний день сложились все основные направления классической музейной деятельности. Работает церковно-археологический кабинет и архив. Их возглавляет «память монастыря» - Александр Юрьевич Карушев. На хранении более 2000 экспонатов. Это уникальное собрание старопечатных книг кирилловского и гражданского шрифта XVII – начала XX века, коллекция памятников древнерусской живописи и современных икон, картины, фотографии, произведения церковного декоративно-прикладного искусства. Кроме того - небольшая этнографическая коллекция: орудия труда, утварь, инструмент…

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ступеньки в прошлое В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства 27.01.2018 1200 Время на чтение 6 минут В феврале в Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается специальная выставка к 100-летию Александро-Невского братства. Мы побеседовали с Романом Сергеевичем Катаевым - магистром богословия, хранителем музея Древлехранилища Александро-Невской Лавры. Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалась коллекция музея, что связывает современныйлаврский музей с дореволюционным? Музей Александро-Невской Лавры со времени основания получил название «Древлехранилища». Название -это, пожалуй, единственное, что связывает современный лаврский музей с дореволюционным, существовавшим до 30-х годов 20 века. Его собрание было полностью утрачено, известны лишь несколько предметов, оставшихся в государственных музеях. Новая коллекция нашего музея начала собираться в послевоенные годы, когда Церкви был возвращен Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Начались богослужения и верующие стали приносить сохранившиеся дома богослужебные предметы. Так постепенно формировался лаврский музейный фонд. Недавно почившая Лидия Ивановна Соколова была первой заведующей и хранителем музея. Благодаря ей создавалась концепция музея, начала создаваться экспозиция. Лидия Ивановна много сделала, чтобы музей существовал. Она не успела доделать, что хотела, но ее преемники, в том числе и ваш покорный слуга, продолжили начатое ею дело. В 2010 году появилось благословение наместника на организацию музея, у него же хранились многие вещи, который он передал в фонд музея. В год 300-летия Александро-Невской Лавры в помещении музея прошла первая выставка. Она была посвящена кампании по изъятиям церковных ценностей и связанных с ней трагических событий для истории русской Православной Церкви начала 20 века. Зал музея находится на верхнем этаже так называемой «новой ризницы Александро-Невской Лавры», здание которой было построено по проекту Льва Шишко в начале 20 века. Кроме ризницы, располагавшейся на верхнем этаже, в нем находились библиотека и архив. Музей в лавре до революции располагался в одной из башен каре, он вырос из собрания предметов, хранившихся в ризнице, и в этом тоже прослеживается связь с современным музеем. В здании «новой ризницы» в советские годы располагался городской центр переливания крови, который не смог сохранить исторические интерьеры помещений, поэтому после возвращения здания Лавре в середине 2000-х годов пришлось провести их реконструкцию. В этом нам помогли фотографии, сделанные до революции знаменитым Карлом Буллой. Сохранился аутентичный пол из керамических плит, которые помнят шаги насельников Лавры 20 века.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Мирославово Евангелие. 1180–1190 гг. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 1–2) Апракос, древнейший кириллический памятник сербского извода церковнославянского языка. М. Е. содержит 181 пергаменный лист 1° (41,8×28,4 см), основная часть рукописи хранится в Национальном музее Сербии 1536), 1 лист (Л. 166) - в РНБ (Ф. 550. ОСРК. F.n.I.83). М. Е. было создано в бывш. Хумской обл. (ныне территория Герцеговины, Республика Босния и Герцеговина), вероятнее всего, между 1195 и 1197 гг. ( 2002. 1. С. 5-7). Памятник получил название по имени серб. кнеза Мирослава, владевшего Хумской обл. в 1169-1198 гг., по заказу которого М. Е. было написано. Об этом свидетельствует запись одного из 2 писцов рукописи - дьяка Григория на последнем листе: «                               k        » (С. 360) (здесь и далее, как и во всех исследованиях, посвященных М. Е., страницы рукописи указываются по пагинации, использованной Л. Стояновичем в издании 1897 г.). Возможно, М. Е. было заказано Мирославом для построенной им ц. св. апостолов Петра и Павла в г. Биело-Поле на Лиме (на территории совр. Черногории). (Существующие в сербской лит-ре более ранняя (ок. 1185) или широкая (1180-1190) датировки М. Е. основаны на мнении, что Мирослав лишился своего удела в 1185 г. в связи с передачей его младшему сыну великого жупана Стефана Немани Растко (см. Савва I , свт.), которое не отражает реального положения вещей.) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Инициал R из Мирославова Евангелия. (Национальный музей Сербии. 1536. С. 348) Зимой 1845/46 г. М. Е. было обнаружено в афонском мон-ре Хиландар архим. Порфирием (Успенским) , который скопировал приписку дьяка Григория и увез в С.-Петербург 1 лист (Л. 166 (С. 330-331)) из месяцесловной части памятника. В 1883 г. Петербургский лист М. Е. вместе со всей коллекцией рукописей еп. Порфирия (Успенского) был приобретен Имп. Публичной б-кой (ныне РНБ). Основную часть М. Е. в 1896 г. монахи Хиландарского мон-ря подарили серб. кор. Александру I Обреновичу. После его убийства в 1903 г. М. Е. исчезло из королевских покоев и было обнаружено вновь в 1915 г., во время эвакуации среди неразобранных вещей и документов, изъятых в 1903 г. из стола 1-го адъютанта кор. Александра. Рукопись находилась в разных хранилищах: Гос. сокровищнице, в музее регента кн. Павла, во время второй мировой войны - в одном из мон-рей на территории Сербии (по-видимому, в мон-ре Рача), затем в специальном хранилище Национального банка. Ок. 1950 г. М. Е. было передано в Национальный музей в Белграде.

http://pravenc.ru/text/2563350.html

Рейтинг изображения: 4 (79) , (1) . Описание: Двухсторонняя медная икона.На обратной стороне извод -Воскресение Христово.Икона передана в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру(мужской монастырь) Файл 28999.jpg:   Размер: 2412x2600, 6.27 MPix, 2178 Kb. Дата: 2017-03-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (84) , (1) . Описание: Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Файл 29934.jpg:   Размер: 514x733, 0.38 MPix, 164 Kb. Дата: 2017-09-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (88) , (0) . Описание: Икона Николай Чудотворец, Мирликийский, свт.Размером 14см Х 12см Х 2.5см .Находится в частном пользовании,с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Файл 30399.jpg:   Размер: 1696x2008, 3.41 MPix, 1232 Kb. Дата: 2017-11-12, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (62) , (0) . Описание: Икона Николай Чудотворец, Мирликийский, свт.Старообрядческие мастерские,регион написания - Поволжье,нижегородчина.... Середина 19 в.В частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 30881.jpg:   Размер: 2252x2663, 6 MPix, 2096 Kb. Дата: 2018-01-06, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (86) , (1) . Описание: Икона Святитель Николай Чудотворец.Ковчег.Размер 30 см Х 26 см Х 2 см.Находится в частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру,г.С.-Петербурга. Файл 31151.jpg:   Размер: 2047x2508, 5.13 MPix, 1730 Kb. Дата: 2018-01-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (67) , (1) . Описание: Икона святителя Николая Чудотворца Мир ликийский с предстоящими. Размер 22см Х 18.5 см Х 2.5см.Находится в частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 31253.jpg:   Размер: 2284x2663, 6.08 MPix, 2360 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (66) , (1) . Описание: ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ СЕЛА СЕМИЛУЖНОГО Сохранившиеся документы не приводят точных размеров иконы Николая Чудотворца. Но, судя по размеру литографии П.М. Кошарова, образ был больше предыдущих. В среднике изображение святого со Священным писанием в руках, вокруг двенадцать клейм со сценами жития Николая Чудотворца. Литография отражает серебряный с позолотой, чеканный с гравировкой оклад иконы. Резной венец с митрой Святителя украшены драгоценными камнями. Между клеймами проложен[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

Экскурсия в музее Новоспасского монастыря 1 апреля 2013 г. Несколько этюдов из жизни монастырского музея К 400-летию Дома Романовых в Екатеринбурге открылась выставка «Подвиг служения России Царской династии Романовых». Часть наиболее ценных экспонатов предоставлены музеем Новоспасского монастыря, в котором собраны раритетные предметы, принадлежавшие царской династии. О жизни музея, где в месяц бывает до тысячи паломников, а вход бесплатный, а также о том, как создать такое собрание на приходе, ЦВ рассказал директор музея и руководитель Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Денис Солодовников. - Денис Борисович, ваш музей открылся для широкой публики только два года назад, а что было до этого? Как вам удалось собрать столько интересных экспонатов? - Действительно, музей в Новоспасском монастыре появился, когда нынешний архиепископ Костромской и Галичский Алексий был его наместником. Но посещали музей только высокие гости. А мы с коллегами мечтали, что он будет открыт для всех, и тем временем собирали различные артефакты. Вещи приносили к нам отовсюду. Первыми « собирателями » стали строители и рабочие Новоспасского монастыря, которые передавали нам то гвозди, то монеты, то какие-то документы, то записочки о здравии и упокоении конца XIX века. Находили их где-то в щелях. А самая первая вещь из раритетов — это часть каменной надгробной плиты с именем инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича Романова, которая находилась над ее могилой. К 300-летию Дома Романовых над всеми их захоронениями были сделаны надгробные плиты, но все они были утрачены. А надгробие инокини Марфы чудом уцелело. Его мне принесла Татьяна Кудрявцева, сотрудник нашего монастырского архива, в прошлом экскурсовод. А потом наконец под музей отдали бывший склад и работа закипела. Благодаря инициативе одного из попечителей Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича Олега Сидорова сделали отделку помещения, провели свет, приобрели музейное оборудование. Работы было много - пришлось создавать искусственные стены, выстраивать кирпичную кладку и т. д.

http://e-vestnik.ru/interviews/muzey_nov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Мы ждём помощи от всех, потому что начинать дело с нуля всегда трудно» Архимандрит Нектарий (Головкин), назначенный директором Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии, о формировании музейных фондов 20.03.2015 762 Время на чтение 3 минуты 30 января 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий издал указ о назначении архимандрита Нектария (Головкина) на должность директора Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии, сообщает епархиальный сайт . Редакция «Русской народной линии» поздравляет отца Нектария с этим назначением и желает ему Божией помощи на новом поприще. Предлагаем вниманию читателей интервью РНЛ с архимандритом Нектарием (Головкиным) . Уважаемый отец Нектарий, с какой целью создаётся этот музей? Какие перед ним поставлены задачи? Когда владыка Варсонофий возглавил Санкт-Петербургскую митрополию, он удивился, что в нашей епархии нет музея. Он рассказывал, что в силу своей должности он вместе с Патриархом посещает различные епархии. Во многих епархиях есть музеи. И он удивился, что в Санкт-Петербургской митрополии нет музея. По благословению наместника Александро-Невской лавры епископа Назария началось формирование музея на территории Лавры. Я предложил владыке концепцию музея, где можно было бы представлять не только предметы - древние иконы, живопись, облачения, богослужебную утварь, портреты, картины, фотографии и документы. Согласно моей концепции, музей должен представлять государствообразующую, церковнообразующую роль Русской Православной Церкви в России. А ведь роль нашей Церкви в истории Отечества действительно велика. Это выбор веры князем Владимиром. Православие неизменно придерживается веры святых отцов, Священного предания, постановлений Вселенских соборов. Нужно целостное представление, чтобы человек, посетивший музей, целостно увидел роль Православия в истории России. В музее будет экспозиция «Православие в истории и культуре Руси». Музей будет использовать медиа, чтобы можно было на экране показать основные аспекты и значимые события в истории нашей страны. Планируется также создание образовательного и просветительского центра.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/20/my...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Свет во тьме светит» Выставкой «Не должно вам быть» открылся музей Александро-Невской Лавры 06.12.2013 435 Время на чтение 5 минут В Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре открылся исторический музей. Первой экспозицией стала выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть», посвященная кампании по изъятию церковных ценностей в 20-е годы XX века. Приговором «Non licet vos esse» («Не должно вам быть») римские императоры отправляли первых христиан на казнь. Этим же принципом руководствовалась богоборческая власть в своих гонениях на Церковь, начиная с 1917 года. В торжественном открытии музея, состоявшемся 4 декабря, участвовали наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, протоиерей Владимир Сорокин, куратор выставки Ю.В. Балакшина, проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Д.С. Гасак, директор музея Александро-Невской Лавры Л.И. Соколова. Присутствовали также представители Администрации Санкт-Петербурга, члены МОО «Александро-Невское братство», настоятели приходов Санкт-Петербургской епархии, потомки новомучеников и исповедников Российских. Лаврский музей расположился на третьем этаже музейно-библиотечного корпуса – старинного здания «новой» ризницы, в котором до революции размещалась монастырская библиотека, архив и древлехранилище. Церемония открытия началась с молебна на начало благого дела, который возглавил епископ Назарий, вслед за чем он отслужил литию по безвинно пострадавшим в годы гонений за веру, Церковь и Отечество. Владыка отметил, что мы обязаны помнить те невинные жертвы, так как память эта способна удержать нас и нашу страну от повторения кровавого кошмара богоборческой революции. Обратившись к гостям церемонии, епископ Назарий подчеркнул важность происходящего события, а именно того, что лаврский музей открывается в текущем, юбилейном для Лавры году, накануне 6 декабря - дня памяти святого благоверного князя Александра Невского и последнего дня юбилейного года. По словам владыки Назария, выставка «Не должно вам быть», подготовленная московскими коллегами – палочка-выручалочка для музея Лавры, который пока не может оснастить новые залы профессиональным выставочным оборудованием.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/06/sv...

Это фото интересно тем, что с какой бы стороны на него не смотреть, они всегда смотрят на вас ЖМП 4 апрель 2018 /  В Тобольске открылся музей царской семьи 26 апреля, В Тобольске, в Доме генерал-губернатора открылся новый музей, посвященный святым царственным страстотерпцам. В этом доме семья последнего российского императора провела восемь месяцев сибирской ссылки. Музей царской семьи — это один из объектов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника ГАУК ТО «ТМПО». Его сотрудникам удалось максимально полно воссоздать атмосферу жизни августейшей семьи. О концепции нового музея, его уникальных экспонатах и о том, как жила царская семья в ссылке, они рассказали корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». ПДФ-версия Дом генерал-губернатора в Нижнем посаде едва различим за кронами деревьев. Даже если смотреть на него с Троицкого мыса, под которым, охваченный петлей Иртыша, как на ладони лежит древний Тобольск. 100 лет назад ориентиром была колокольня Благовещенского храма, снесенная вместе с ним в 50-х годах прошлого века. Мог ли думать цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из Восточного путешествия в 1891 году и созерцая с Троицкого мыса прекрасный вид древнего Тобольска, что спустя четверть века прийти на богослужение в Благовещенский храм он сможет только сквозь живой коридор вооруженных солдат и только с разрешения совсем другой власти? Дом генерал-губернатора 6 августа (здесь и далее — ст. ст.) 1917 года к набережной Тобольска причалили два парохода — «Русь» и «Кормилец», на которых находились император Николай II с семьей, слуги и охрана. «Дом, отведенный для августейшей семьи, был не готов к ее приезду, и она до 13 августа проживала на пароходе». Так в докладе об убийстве царской семьи, составленном для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, следователь Николай Соколов описывает начало тобольской ссылки (впервые опубликован в России в 1996 году, в 6, 7 «Журнала Московской Пат­риархии»). Царская свита составляла 45 человек, а охрана в составе гвардейцев трех стрелковых полков — 330 солдат и шесть офицеров. Все солдаты прежде участвовали в боях, среди них были и георгиевские кавалеры. Августейшая семья с наиболее приближенными лицами разместилась в Доме губернатора, который новой властью был переименован в Дом свободы. Остальная часть свиты — в доме купца Корнилова, солдаты — в казарме. Но зачем для охраны семьи потребовался такой большой отряд? Ведь, принимая решение о ссылке царя, председатель Временного правительства Александр Керенский считал, что Тобольск — тихий город, отдален от центра, а значит, и не затронут революционной смутой.

http://e-vestnik.ru/reports/muzey_semii_...

Керчь. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:приблизительно 1884 - 1887. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, г. Керчь, ул. Свердлова, 20 Координаты: 45.34766, 36.470855 Проезд:г. Керчь, автовокзал, автобус до остановки " Музей " , храм расположен напротив Городского парка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После оставления Керчи англо-французскими войсками 10 июня 1856 года из 1562 домов, находившихся в городе до начала интервенции, кое-как уцелевших осталось только 380. Музей был разграблен и разрушен. В нём европейцы, хранили порох. Так как музей восстановить на тот момент было нереально, здание в 1860 году было передано Духовному ведомству. В нем была размещена церковь, которую освятили 12 июня 1861 года во имя Александра Невского. Храм во имя святого Александра Невского просуществовал в бывшем здании музея до 2 декабря 1883 года и был закрыт из-за аварийного состояния здания. В январе 1884 года Керчь-Еникальская городская дума решила построить новое здание церкви на просторной Босфорской площади (ныне стадион бывшей школы 7). Пока регулировались вопросы с отводом земли, разработкой проекта, сбором средств, прихожане на собственные деньги построили временный молитвенный дом по ул. Босфорской, 14 (ныне ул. Свердлова, 20). Просторное, прямоугольное здание с восьмью окнами и железной крышей освятили в конце 1887 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство нового храма, как у нас водится, зашло в тупик. Поэтому прихожане благоустраивали молитвенный дом. После 1910 года была выстроена колокольня, во дворе возвели двухэтажное здание, в котором разместилась приходская школа и квартира священника. В феврале 1931 года церковь была закрыта, здание передано в пользование Керченского музея. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но затем отремонтировано, надстроен второй этаж, на нём была размещена экспозиция Краеведческого музея. Решением Совета Министров Крыма в апреле 1993 года здание было возвращено церковной общине святого Александра Невского. Проведены значительные реставрационные работы. 15 апреля 2006 года на колокольне храма зазвонили колокола. Сейчас Храм святого князя Александра Невского принадлежит Московскому патриархату.

http://sobory.ru/article/?object=23571

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010