Установлен день поминовения православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении в пределах Бакинской епархии 25 октября 2021 г. 15:32 23-24 октября 2021 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , временно управляющий Бакинской епархией , совершил воскресное всенощное бдение и Божественную литургию в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц в столице Азербайджана. За всенощным бдением архиерею сослужило духовенство собора. Божественную литургию архипастырь совершил в сослужении духовенства епархии. На малом входе, во исполнение решения Священного Синода от 23-24 сентября ( журнал 83 ) и указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, архиепископ Феофилакт возвел клирика Бакинской епархии игумена Алексия (Никонорова) в сан архимандрита. Отец Алексий был назначен секретарем Бакинского епархиального управления и настоятелем кафедрального собора святых Жен-мироносиц. По окончании богослужения архиепископ Феофилакт с духовенством Бакинской епархии посетили Первую аллею почетного захоронения и совершили литию на месте упокоения архиепископа Александра (Ищеина) . Затем архипастырь и духовенство Бакинской епархии возложили цветы к могиле первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. 24 октября в религиозно-культурном центре Бакинской епархии под председательством архиепископа Феофилакта состоялось собрание духовенства епархии. Во исполнение решения Священного Синода от 23-24 сентября сего года ( журнал 70 ) собравшиеся постановили определить 2 ноября, когда совершается память священномученика Иоанна, пресвитера Бакинского, днем поминовения православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении в пределах Бакинской епархии. В ближайший ко 2 ноября воскресный день решено совершать сугубое поминовение. В 2021 году такое поминовение впервые совершат 31 октября. Пресс-служба Пятигорской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5855814.ht...

Положение Г. п. д. в обществе было привилегированным. В Уложении 1649 г. в особых статьях об охране чести разных «чинов» людей это положение закреплялось и поддерживалось: «за бесчестье» Г. п. д. виновным полагалось «платити» штраф в размере их денежных окладов. Нередко Г. п. д. являлись холоповладельцами. В 1638 г. во дворах Ивана Ищеина, Ивана Никифорова, Романа Леонтьева проживало по «человеку», выполнявшему определенные дворовые обязанности, в т. ч. и совместные с хозяином в случае обороны города. Сравнение положения Г. п. д. с положением патриарших певцов показывает, что первые имели преимущества в правовом отношении, им выдавались большие оклады и устанавливались более разнообразные виды жалованья. В случаях когда оба хора должны были петь вместе, государевы певцы занимали более почетное место (в храме - правый клирос), нежели патриаршие. В условиях средневекового этикета это указывало и на соотношение между ними в общественном положении. Поскольку пели гл. обр. в храмах, при поступлении на службу все проходили обряд посвящения. Напр., для начинающих певчих патриаршего хора - подьяков - такой обряд совершался патриархом в присутствии царя (ГИМ. Син. 690: Книга, глаголемая архиерейский Служебник. Л. 157-159 об., сер. XVII в.). Однако певцов главных хоров России не следует относить к духовному сословию, поскольку данные о Г. п. д. (профессиональная деятельность, принципы комплектования, система окладов, правовое положение) характеризуют их как придворных служилых людей. Это позволяло им, выбывая из хоров, поступать на должности думных и приказных дьяков, подьячих и т. д. Свидетельством общей близости сословного и служебного положения всех певчих главных российских хоров является перевод певцов из одного хора в другой. В марте 1632 г. из государева хора в патриарший был переведен Первый Юрьев, а с сент. 1636 г. он вновь служил в царском хоре. Г. п. д. становились и патриаршие подьяки, напр. Василий Матвеев (1683), Михаил Колмогорец (1690) и др. Быт и нравы При царском дворе существовали особые «певческие палаты», в к-рых певцы отдыхали, писали «казенные певческие переводы», а также получали «корм и питье». До совершеннолетия и вступления в брак певчие проживали в семьях своих отцов. Если певчие набирались из отдаленных от столицы мест, то им иногда разрешалось навестить родственников. Так, в янв. 1673 г. 2 станицам молодых дьяков было позволено съездить к родне в Новгород Великий. Певцы, поступавшие из дальних городов и уже имевшие собственные семьи, после зачисления на службу сразу перевозили семейства в Москву. Андрей Нижегородец в янв. 1691 г. ездил «по жену свою и по детей» в Н. Новгород; ему дали ок. 4 р. на дорогу и на оплату 6-7 подвод.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Те и другие существуют одновременно. Так, например, наряду с подлинными дипломатическими посланиями появляются послания «подложные», вымышленные, предназначенные для чтения только. Создается, например, занимательная переписка Ивана Грозного с турецким султаном. Наряду с подлинными дипломатическими отчетами русских послов, так называемыми «статейными списками», создаются вымышленные статейные списки – Сугорского и Ищеина. Деловые документы все чаще составляются в расчете на их прочтение многими читателями. Возникают пародии на деловые документы, на судебные процессы («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»), на богослужение («Служба кабаку»), на путники и дорожники, даже на лечебники («Лечебник на иноземцев»). Возникает сатира и сатирические жанры. Появляется систематическое стихотворство и многочисленные стихотворные жанры. Зарождается театр и драматургия с ее особыми жанрами. Фольклор осознается как особый вид словесного творчества и начинает записываться. Вместе с тем возникают первые книжные подражания фольклору и его жанрам песни, написанные для Ричарда Джемса, лирические песни Квашнина-Самарина, «Повесть о Горе-Злочастии». Разнообразятся исторические жанры, которые все больше и больше входят в развлекательное чтение. Появляются историко-фантастические повести вроде «Сказания о начале Москвы», летописи приобретают характер связного исторического повествования, не только рассказывающего об истории той или иной области (например, Сибири), города, исторического лица, но и осмысляющего эту историю, преподносящего ее в литературно украшенной форме. Возникают плутовские повести (повесть о «плуте» Фролке Скобееве), приключенческие повести. Все богаче становится литература легенд. Возникает мемуарная литература. Никогда еще ни до XVII века, ни после русская литература не была столь пестра в жанровом отношении. Здесь столкнулись две литературные системы одна отмиравшая, средневековая, другая зарождающаяся – Нового времени. В спорах об искусстве (сочинениях Симона Ушакова, Иосифа Владимирова, Аввакума) зарождалась эстетическая критика, но не было еще периодики, столь необходимой для развития литературы нового типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ранее существовал город Шестаков и был Шестаковский уезд. В грамоте царя Ивана Васильевича 7057 (1549) года упоминается, что в 7040 (1532) году «город Шестаков именовался Верхним Слободским Городком» (текст грамоты напечатан в Вятских Губернских Ведомостях - 44 за 1854 год). По писцовым книгам Доможирова 1629 года в городе Шестакове значатся «деревянные церкви соборная Архистратига Михаила, а другая Николы Чудотворца с трапезою. В Шестакове на посаде церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел Ильи Пророка с трапезою». В дозорной книге Отяева и Ищеина 1646 года значатся «город Шестаков, а в нем соборная церковь Архангела Михаила холодная, да церковь теплая Николы Чудотворца, да на посаде церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы да в приделе Ильи Пророка». Благовещенская церковь построена в 1749 году - по изданному 22 сентября 1743 года указу Вятской епархии. Церковь деревянная, возведена вместо сгоревшей 9 марта 1743 года деревянной же Благовещенской церкви. Вновь построенная деревянная церковь освящена 8 ноября 1749 года - по указу Вятской Духовной консистории от 27 октября 1749 года 1100. В 1763 году сгорела деревянная колокольница. После пожара священник Иосиф Катаев в июле этого же года просит Вятскую епархию об «освящении церкви и о построении новой колокольницы». 27 августа 1770 года указом Вятской Духовной консистории 808 разрешено «в деревянной Благовещенской церкви устроить придел в честь Святого Пророка Ильи». В 1776 году причт ходатайствовал о «построении вместо деревянной Благовещенской церкви вновь каменного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святого Пророка Илии». Построение каменного храма разрешено - с выдачей храмозданной грамоты от 19 апреля 1776 года 793. Каменный храм возведен в 1780 году и по резолюции Преосвященного архиерея Вятского и Великопермского Лаврентия освящен. В этом же году по просьбе причта старую деревянную Благовещенскую церковь разрешено разобрать - по указу Вятской консистории от 4 июля 1780 года 142. В каменном храме - два престола: в холодной церкви верхнего этажа - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой церкви нижнего этажа - в честь Святого Пророка Ильи.Церковь закрыта в 1935 году. В настоящее время представляет собой руины.

http://sobory.ru/article/?object=30980

В царствование Льва VI Мудрого (886–912) около 891 года Русь считалась уже 60-ою церковью или митрополиею Константинопольского патриархата. И Западная Церковь , известная в мире своей миссионерскою деятельностью, также вложила не мало труда в дело просвещения русских светом Христова учения. Об этом подробно свидетельствуют (под 959 годом) продолжатель хроники Регинона 748 , летопись Гильдесгеймская Петр Дамиани (X в.), (XI в.) 749  Тйтмарь, 750 и интерполятор хроники Адемаровой, который, говоря о проповеди на Руси христианства архиепископом Адальбертом и епископом Бруном, присовокупляет, что после их успешной миссии, спустя немного дней, пришел в Россию некоторый греческий епископ и обратил низший класс народа этой провинции, который еще был предан идолам, и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и прочего 751 . Таким образом христианство проникало в Русь и с юга и с запада, но русский летописец, не желая, с одной стороны, отказаться от замысловатой и стройной повести о ращении в. кн. Владимира и Руси, а с другой-признать свое происхождение от Таврских Россев-скифов 752 , пожертвовал Истиною. отказавшись от действительного начала своей церкви, зародившейся в 865–866 годах. Вследствие такого игнорирования несомненными Историческими свидетельствами авторитетных писателей, приняло неправильное направление и освещение изначальная История Руси и тем самым подготовили почву, для появления так называемой Норманской, теории, господствовавшей до 60х годов прошлого столетия и причинившей не мало неприятностей патриотическому чувству русских. Итак, первая попытка удовлетворить народной любо знательности, пожелавшей выяснить время появления своих предков на исторической сцене и их национального развития, была сделана на основании грузинской летописи Картлис Цховреба, с которой автор русского временника имел возможность познакомиться в знаменитом Иверском монастыре на Афоне. Картлис Цховреба была для русского летописца как бы своим родным, домашним Источником. Она пришлась Руси, как говорится ко двору. «В старину на Руси, быть может от не слишком большой разборчивости читателей, говорит А.Н. Пыпин, чужое и переводное принимали как свое оригинальное. Оставляя без изменения общие мысли, и переводчик или лучше сказать переделыватель, заменял частные, национальные черты подлинника другими, взятыми из русского быта 753 . Подделывали некоторые летописи, некоторые сказания. В Петровское и позднейшее время подобного рода подделки особенно увеличиваются. Фабрикации XVI в. статейный список Ищеина, беседы Сергия Германа и др.. Крупная подделка-это соборное деяние о Мартине еретике, сделанное как можно догадываться, по приказу свыше. Ест об этом заметка Петра Великого «написать книгу против ханжей и объявить то дело Ростовского с товарищи». Все эти подделки оценены Пыпиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XV в. появляется еще один новый жанр – политическая легенда (в частности, «Сказание о Вавилоне граде»). Жанр политической легенды особенно сильно развивается на рубеже XV и XVI вв. («Сказание о князьях Владимирских») и в начале XVI в. (теория Москвы – Третьего Рима псковского старца Филофея). В XV в. на основе житийного жанра появляется и имеет важное историко-литературное значение историко-бытовая повесть («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» и многие другие). «Сказание о Дракуле воеводе» (конец XV в.) – это также новое в жанровом отношении произведение. Бурные события начала XVII в. порождают огромную и чрезвычайно разнообразную литературу, вводят в нее новые и новые жанры. Здесь и произведения, предназначенные для распространения в качестве политической агитации («Новая повесть о преславном Российском царстве»), и произведения, описывающие события с узко личной точки зрения, в которых авторы не столько повествуют о событиях, сколько оправдываются в своей прошлой деятельности или выставляют свои бывшие (иногда мнимые) заслуги («Сказание Авраамия Палицына», «Повесть Ивана Хворостиннна»). Автобиографический момент по-разному закрепляется в XVII в.: здесь и житие матери, составленное сыном («Повесть об Улиянии Осоргиной»), и «Азбука», составленная от лица «голого и небогатого человека», и «Послание дворительное недругу», и, собственно, автобиографии – Аввакума и Епифания, написанные одновременно в одной земляной тюрьме в Пустозерске и представляющие собой своеобразный диптих. Одновременно, в XVII в., развивается целый обширный раздел литературы – литературы демократической, в которой значительное место принадлежит сатире в ее самых разнообразных жанрах (пародии, сатирико-бытовые повести и пр. и пр.). Появляются произведения, в которых имитируются произведения деловой письменности: дипломатической переписки (вымышленная переписка Ивана Грозного с турецким султаном), дипломатических отчетов (вымышленные статейные списки посольств Сугорского и Ищеина), пародии на богослужение (сатирическая «Служба кабаку»), на судные дела (сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче»), на челобитные, на росписи приданого и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием/Православная библиотека Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения. Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Александр Шаргунов Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим.

http://pravoslavie.ru/put/page28_1082.ht...

Не медля, дани ко мне принесите. Ибо я, не поклонившись Богу в Иерусалиме, на бой с Дарием не пойду. Знайте, что от Дариевой десницы избавлю вас». Вестника еврейского отправив, к Иерусалиму пошел. Пророк же Иеремия, о приходе его услышав, совещался с иерусалимлянами: «Нужно нам Александра пустить в город. Видел я ночью этой во сне пророка Даниила, сказавшего мне: “Вот идет к вам тот, о ком я давно пророчествовал, ибо от персов мы пострадали, Александр же возмездием за нас воздаст”». И это народ одобрил. Александр же в ту ночь видел сон: явился ему пророк Иеремия в одеянии первосвященника Аарона и сказал ему: «Александр, иди в Иерусалим, и там поклонись Богу Саваофу, и, поклонившись ему, на Дария иди; победив его, государем персов станешь». Восстав ото сна, Александр вельможам своим сон рассказал и пошел к Иерусалиму. Когда же он приблизился к городу, услышавший об этом пророк Иеремия всему живому навстречу царю пойти повелел. Сам же, в одеждах первосвященника, со свечами и кадильницами встретил его и покадил. Увидев пророка Иеремию, вельможам своим Александр сказал: «Этого пророка видел я этой ночью». И Александр сошел с коня, поклонился ему до земли и целовал ризы его. Пророк Иеремия покадил его, и благословил, и, за руку взяв, в храм ввел, поклониться в Святая Святых, что создал царь Соломон. Александр спросил пророка: «Скажи мне, в какого Бога веруете?» Пророк же сказал ему: «В единого Бога веруем, который небо и землю сотворил и вся видимая и невидимая, что око не видит, и ухо не слышит, и на сердце человеку не приходит». Александр удивился и сказал: «Поистине великого Бога вы рабы; да верую и я в него и исповедую его, ибо явны дела его; даю ему в дар дани, которые от вас взял, как и от прочих народов; Бог ваш во мне да будет и мир его со мною да будет». Взял пророк Иеремия с людьми города того много золота и принесли его к Александру. Он же не захотел ничего взять, но в дар принес Богу Саваофу. И, сделав это, пошел из земли еврейской, собираясь отправиться к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010