Глава I Письмо (первое) палестинских иудеев к египетским (1–9). Второе письмо в том же роде (10–36). 2Мак.1:1 Братьям Иудеям в Египте – радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. Письмо Палестинских Иудеев Египетским начинается приветствием, которое выражается и в греческой форме ( χαρειν), и в еврейской ( ειρνην αγαθν – счастливого мира!). 2Мак.1:2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! «Да благодетельствует вам Бог…» – ближе определяется через дальнейшее выражение «да помянет завет Свой с… Авраамом, Исааком и Иаковом», т. е. относительно их потомков. 2Мак.1:3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! «Да даст… сердце, чтобы чтить Его…», т. е. «сердце, чтущее Его», преданное Ему. – «Волю Его» – τ θελματα αυτο, – слав.: хотение Его, выраженное в Его заповедях. – «Всем сердцем» – καρδα μεγαλη – слав.: сердцем великим. 2Мак.1:4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! «Для закона Его и повелений» – ν τω νμω αυτο – слав.: в законе Своем, т. е. в области Своего закона, в дни исполнения его. 2Мак.1:5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! «Во время бедствия» – ν καιρω πονηρω, слав.: во время лукаво, в несчастное время. 2Мак.1:6 Так ныне здесь мы молимся о вас. «Так ныне…» και νν (ср. ст. 9), и ныне, т. е. сообразно высказанным пожеланиям. 2Мак.1:7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 2Мак.1:7–8 . Сообщение, что скорбь и несчастие, постигшие Иудеев при Димитрии (в 169 г. э. Сел. – 144–143 г. до Р. Х.), о чем они прежде писали, теперь прекратились. Здесь разумеется Димитрий II Никатор, воцарившийся после смерти Александра Валаса и Птоломея Филометора в 167 г. э. Сел. (см. к 1 Мак XI: 15–19). – «От святой земли…» – αγα γη Зax II: 12 – так называется Иудея, как место преимущественного пребывания Божия и явлений силы Его. – «И царства», т. е. святого же, Божия: такое наименование усвояется ветхозаветному народу и местожительству его только в данном месте Ветхого Завета. – «Отложением», или отпадением Иасона с его соумышленниками от святой земли и царства – писатель называет известный поступок Иасона, когда он решился купить у Сирийского царя первосвященство за деньги и позволение ввести в Иерусалиме языческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ [Деметрий], имена 2 сир. царей из династии Селевкидов , упомянутых в Маккавейских книгах. Димитрий I Сотер сын Селевка IV Филопатора, царь Селевкидского гос-ва (162-150 гг. до Р. Х.) (1 Макк 7. 1-10. 50; 2 Макк 14. 1-2). В детстве был отправлен отцом в Рим в качестве заложника вместо своего дяди Антиоха ( Appian. Syr. 45). После кончины Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р. Х.) Д. безрезультатно просил рим. сенат отпустить его на родину, при помощи друзей и греч. историка Полибия совершил побег ( Polyb. Hist. XXXI 12. 1-8, 19-23; Just. Epit. hist. XXXIV 3. 6-8). Прибыв в Сирию, Д. приказал умертвить 10-летнего Антиоха V Евпатора (163-162 гг. до Р. Х.), сына Антиоха IV ( Appian. Syr. 46-47; Liv. Perioch. 46; Ios. Flav. Antiq. XII 10. 1), и его наставника Лисия и стал царем. Д. пытался вернуть контроль над Иудеей, опираясь на поддержку сторонников первосвященника Алкима. Вооруженные действия отряда полководца Никанора против Иуды Маккавея закончились неудачно. Иуда, став первосвященником после кончины Алкима, заключил союз с Римом, что стало крупным дипломатическим поражением Д. ( Ios. Flav. Antiq. XII 10. 2-6). Д. вмешался в династическую борьбу в Каппадокии, выступив на стороне Ороферна против Ариарата V ( Polyb. Hist. III 5. 2; Liv. Perioch. 47). Гераклид, к-рый при Антиохе IV ведал гос. доходами и был лишен должности Д. (брат Гераклида Тимарх, наместник в Вавилоне, был убит Д.), добился от рим. сената признания законным претендентом на царский трон мнимого сына Антиоха IV Александра Валаса ( Polyb. Hist. XXXIII 15; 18. 6-15; Appian. Syr. 67). В борьбе за Селевкидское царство многое зависело от позиции Иудеи, в к-рой власть после гибели Иуды перешла к его брату Ионафу. Д., стремясь склонить Ионафа на свою сторону, предоставил Иудее значительные экономические и налоговые льготы ( Ios. Flav. Antiq. XIII 1-2). В решающей битве с войсками Александра Валаса в 150 г. до Р. Х. Д. геройски сражался, однако, покинутый своими воинами, был окружен врагами и убит (Ibid. 2. 4; Just. Epit. hist. XXXV 1. 10-11; Liv. Perioch. 52). Димитрий II Никатор

http://pravenc.ru/text/172071.html

сын Димитрия I Сотера, царь Селевкидского гос-ва (145-140 и 129-125 гг. до Р. Х.) (1 Макк 10. 67-14. 3). В начале войны с Александром Димитрий I отослал 2 своих сыновей, Д. и Антиоха, в Книд или на Крит ( Just. Epit. hist. XXXV 2. 1; Liv. Perioch. 52). В 147 г. до Р. Х. с большим отрядом наемников Д. высадился в Киликии. Александр попытался при помощи полководца Аполлония Дава подчинить себе Иудею, заставив Д. выступить против Ионафана Маккавея (1 Макк 10. 67 сл.), и позднее замыслил убить своего тестя Птолемея VI. Эти действия привели к резкому ослаблению власти Александра. Птолемей VI отнял у него свою дочь Клеопатру и отдал ее Д. Объединенные войска Д. и Птолемея разгромили армию Александра, к-рый бежал к арабам, но был ими убит ( Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 3-8). В благодарность за оказанную помощь Д. предоставил новые льготы Иудее, войска к-рой в свою очередь помогли ему подавить восстание в Антиохии (Ibid. 4. 9). Однако вскоре началось новое восстание, к-рое возглавил Диодот-Трифон, добивавшийся власти для малолетнего сына Александра Валаса Антиоха (Аппиан называет его Александром). Потеряв часть Сирии и Иудею, к-рая пошла на соглашение с Диодотом-Трифоном, в 140 г. Д. направился с войском против парфянского царя Митридата I, к-рый захватил Мидию и часть Месопотамии. В сражении с парфянами Д. потерпел поражение и был взят в плен. Царем гос-ва Селевкидов был объявлен Антиох VI Епифан. После пленения Д. парфянами Диодот-Трифон приказал убить Антиоха VI и захватил власть ( Liv. Perioch. 55; Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 1-7. 1). В 138 г. до Р. Х. брат Д. Антиох VII Сидет разгромил войска узурпатора, к-рый был схвачен и казнен ( Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 2). Антиох VII женился на Клеопатре Тее, к-рая ранее была женой Александра Валаса и Д., и правил гос-вом до 129 г. до Р. Х. ( Just. Epit. hist. XXXVI 1. 1-10). Все это время парфяне содержали Д. в плену, желая использовать его в династической борьбе в Селевкидском гос-ве. Парфянский царь Фраат II, сын Митридата I, дал ему в жены свою сестру Родогуну, к-рая имела от него неск. детей, однако Д. дважды неудачно пытался совершить побег. В 129 г. до Р. Х., во время похода Антиоха VII против Парфии, Фраат II послал Д. в Сирию для захвата власти. В этом походе Антиох VII погиб. Д. вновь оказался во главе гос-ва ( Just. Epit. hist. XXXVIII 9-10; Appian. Syr. 67-68). Он встал на сторону Клеопатры II (матери его жены Клеопатры Теи) в конфликте ее с Птолемеем VIII Фисконом. Однако при содействии Птолемея VIII в Сирии объявился самозванец Александр Забин, якобы усыновленный Антиохом VII и тем самым имеющий право на власть. Поддержанный егип. войсками, Александр Забин нанес поражение Д. Оставленный всеми, в т. ч. женой и детьми, Д. отправился в Тир, чтобы укрыться в храме. Там Д. был взят в плен и убит ( Just. Epit. hist. XXXIX 1. 1-8; Appian. Syr. 68; Liv. Perioch. 60; Ios. Flav. Antiq. XIII 9. 3).

http://pravenc.ru/text/172071.html

1038 ...господей своих изгнаху. – В списках III вида поведение восставших радикальнее: господей своих избиваху. 1042 Устин – Марк Юниан Юстин (втор. пол. II в.), римский историк, составивший краткое изложение (эпитому) 44 книг всемирной истории Трога Помпея (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), утраченных уже в V в. Источник прилога: Юстин «Всеобщая история», I. 2. 5; ср. также: Геродот «История», IV. 1. 3. 1046 ...преломи себе ногу. – В «Театре» 1608 г. о переломе ноги нет ни слова, хотя на гравюре одна из обезьянок, сидя, обнимает и разглядывает заднюю лапу. Судя по «Саду» Вондела, этот мотив появился лишь в переиздании «Театра». 1050 АлександрАлександр Янная (129–76 до н. э.), третий сын Гиркана (см. ниже), царь Иудеи 103–76 гг. 1051 Антигон – второй сын Гиркана, умерщвленный в недолгое царствование (104–103 гг. до н. э.) Аристовула Филеллина, старшего из сыновей Гиркана. 1052 Гиркан – Иоанн Гиркан I, первосвященник и царь Иудеи в 135–104 гг. до н. э., сын Симона и племянник Иуды Маккавеев (см. коммент. к басне 35), династии, правившей в Иудее с 142 по 37 г. до и. э. 1053 ...бысть наследник отцу своему... – Возможно, в смысле «продолжателем дела», ибо Александр наследовал трон по смерти Аристовула, старшего из братьев. В «Театре» нет. 1055 ...изящных ради дел... – Суждение, что величие властителя не в пребывании у власти, а в достойных, славных деяниях, внесено Виниусом. 1056 Иосиф Флавий (37–ок. 120) – иудейский политик и военачальник. Во время иудейского восстания 66–70 гг. перешел на сторону Рима. Автор написанных по-гречески «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», излагающих события в Палестине до восстания 66 г. См. «Иудейская война», I. 3–4. 1062 Клеопатра – Клеопатра Теа(ок. 160–121 до н. э.), дочь египетского фараона Птолемея VI и Клеопатры II. Супруга трех царей Сирии: с 150 г. – Александра I Валаса, затем Деметрия Никатора, который в 146 г. сверг Валаса. Когда же в 138 г. Деметрий попал в плен к парфянам, стала женой своего деверя Антиоха VII Сидета. После гибели Сидета в 129 г. Tea некоторое время правила одна, а в 126–121 гг. – вместе с Антиохом VIII Грипом, своим сыном от брака с Деметрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находя непроизводительным терять войска и тратить труд для дела, плохо поддерживаемого непосредственно в нем заинтересованными, Вакхид предпочел заключить с Ионафаном почетный мир и, поклявшись никогда не воевать больше с Ионафаном, развязал ему руки на начатую месть веропродавцам-евреям и на дальнейшее возвышение его власти и обаяния до последней степени. Начавшиеся вскоре затем распри за Сирийское престолонаследие как нельзя лучше способствовали Ионафану утвердиться в указанной власти и обаянии ревнителя веры и блага народного. Угрожаемый со стороны восставшего нового претендента на Сирийскую корону – Александра Валаса, сына Антиоха IV, Димитрий пришел к мысли отстоять свои права при помощи тех, кому была дорога Иудейская свобода, не гарантировавшаяся от опасностей нового угрожавшего переворота. В этих мыслях он пишет вождю борцов Иудейской свободы – Ионафану милостивое письмо, в котором, называя своим племянником, разрешает ему, едва ли много нуждавшееся в его разрешении, собирание войска, возвращает заложников, посаженных Вакхидом в Иерусалимской крепости, и вообще предоставляет все, чтó могло вернее предупредить сношения его со своим конкурентом. Едва успел воспользоваться предоставленными ему царскими предложениями Ионафан, как подобные же и даже еще бóльшие почести обильно посыпались на него и со стороны Александра, еще лучше утилизировавшего счастливую идею Димитрия. В подкрепление прямой просьбы о помощи против последнего, торжественное посольство Александра предлагает ему сан первосвященника и знаки княжеского достоинства – пурпурное одеяние и золотой венец. Это было как раз кстати, и для народа не оставляло желать лучшего. Ионафан только что безраздельно овладел симпатиями народа, как вождь, добившийся крупных успехов от ловкого использования Димитриевых предложений, давших ему возможность заново отделать свящ. город и очистить его впервые от Сирийского гарнизона. Вполне достоин быль он нового сана и по своему происхождению, и по открывшимся правам, приветствовался он и как желанное прекращение продолжительного 7-летнего вдовства первосвященнической кафедры, утомившего всех ожиданием достойного на нее кандидата; наконец, самое время назначения Ионафана – к празднику Кущей – заставляло с радостью приветствовать его выступление в этом сане, без которого столько лет великий день очищения, предшествовавший указанному празднику, проходил с глубокой горестью народного сознания, как день не разрешенного покаяния. Все это, было, наконец, венцом торжества не только Ионафана, но в лице его – торжества у наследованного им дела Маттафии и Иуды, – дела, которое неожиданным стечением столь благоприятных обстоятельств скоро стало торжеством всего народа, торжеством его свободы – блестящей, полной – и религиозной и политической.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Затем, в свою очередь, устраняется сам он сыновьями Димитрия, один из коих, поцарствовав немного под именем Димитрия II, устраняется сыном, устраненного – воцарившимся под именем Антиоха VI. Антиох VI устраняется своим воспитателем Трифоном, с которым соперничает сначала Димитрий II, а потом брат его Антиох VII Сидет. Этот самый Антиох повторил и при Симоне обычную политику чувствовавших свою непрочность Селевкидов в отношении к Иудеям, до вступления своего в Сирию, стараясь привлечь их на свою сторону. В этих видах он шлет, между прочим, милостивое послание «Симону, первосвященнику и правителю народа, и народу Иудейскому», где заявляет о своих намерениях устранить «зловредных людей, овладевших царством его отцов, и восстановить это царство, как оно было прежде,» объявляет Иерусалим свободным, уступает Симону все дани и уступки прежних царей и крепости, выстроенные или завоеванные его оружием, и, наконец, разрешает Симону чеканку собственной монеты, высказывая, т.о., признание полной самостоятельности и самоправности страны. Но все это, как показали скоро обстоятельства, было лишь давлением нужды и главное – непродолжительным. Капризное колесо фортуны, так далеко заахавшее вглубь счастья Иудейства, вдруг снова начинает свои дразняще-неровные обороты, один из каковых обнаружился в дальнейшей политике того же сладкоглаголивого многообещателя Антиоха Сидета, к которому так кстати шло известное: «мягко стелет, да жестко спать!». Он вступал на престол, правда, законно ему принадлежавший, с большими затруднениями и препятствиями. Трифон узурпатор, после взятая Димитрия в плен Парфянами, казалось, не имел соперников и мог свободно дать полную волю своим гадким природным наклонностям. Но он преувеличил уверенность в своей нениспровержимости. Оттолкнув всех от себя, он подрубил тот самый сук, на котором думал усидеть. Войско прежде всего отшатнулось от него, приняв сторону супруги Димитрия, египтянки Клеопатры, той самой, которую Птоломей Филометор, отец ее, вручил Димитрию, отняв у Александра Валаса, и которая теперь находилась в Селевкии, близь Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

После смерти Антиоха IV Епифана в Вавилоне в 164 г., Лисий провозгласил царём его сына Антиоха V Евпатора (164–162), Иуда, поставивший целью окончательное изгнание неприятелей, осадил неприступную крепость Давидову, находившуюся в руках врагов. На помощь осажденным поспешили новый царь и Лисий с огромным войском и двадцатью тремя слонами. В битве при Вефрусе погиб Елеазар Маккавей, а разбитый Иуда вынужден был отступить и укрыться за укреплениями осажденного храма. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышавший о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу (глава 6). Подвижнически настроенный первосвященник Менелай был увезён в Антиохию и там казнен как виновник беспорядков. В 162 году в Антиохии воцарился бежавший из Рима сын Селевка IV Димитрий I Сотер (162–150) вместо убитого Антиоха. Некий Алким, из рода Ааронова, домогавшийся первосвященнического сана, вошел в сговор с новым царем и получил от него первосвященнический пост, военную помощь и задание подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий I выслал против восставших крупные военные силы во главе с полководцем Никанором, но и тот пал при Вефороне, а войско его было истреблено. После этого Иуда, фактически возглавивший страну, пытался заключить с римлянами союз (гл. 8), но в 160 г. он пал смертью героя в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида (7:1–9:22). Подвиги Ионафана Маккавея 160–143 гг. (9:23–12:49) После смерти Иуды борьбу против господства Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погиб старший брат Иоанн Маккавей, внезапно захваченный «сынами Иамври», а Ионафан с братом Симоном вынуждены были бороться против первосвященника Алкима, успевшего с помощью войск Вакхида занять в 160 г. Иерусалим и Храм. Но Алким вскоре умер от удара, а Вакхид потерпел поражение и вынужден был заключить мир с Ионафаном (9:23–70). Вспыхнувшая в Антиохии с новой силой борьба претендентов на престол дала возможность Ионафану не только утвердить свою власть внутри страны, но даже влиять на события в столице Селевкидов. Оба претендента на сирийский трон, Димитрий I и Александр Валас, считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения, но Ионафан предпочел Александра Валаса, и когда последний разбил своего соперника и стал царем (150–145), Ионафан был сделан первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи (10:1–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

С пением и музыкой, при звуках труб и барабанов, Симон вступил 23 Иара 142 г. до P. X. в эту пребывавшую доселе в осквернении часть свящ. города, и в память столь знаменательного события установил празднование указанного дня, соблюдавшееся долгое время. Укрепив, затем, южную часть храмовой горы близ крепости и расположив здесь собственный двор свой и лагерь, Симон назначил своего сына Иоанна Гиркана главным начальником своих войск, расположенных в Газаре, и начал счастливый мирный период, не омрачавшийся ни одним пятном господства языческого нечестия. Не было в виду ни одного врага, который внушал бы серьезное беспокойство, или угрожал причинить вред. В стране снова стало процветать земледелие; ревность об общем благе была высшей заботой каждого. Молодежь в совершенстве изучала военное искусство; крепости обильно снабжались провиантом и приводились в исправность и готовность на случай войны; для всего населения страны воскресли первобытно счастливые времена, когда «каждый сидел в своем винограднике и под своей смоковницей, и некого было бояться». Наконец, внешнее благополучие и мирное процветание Иудеи дополнилось и еще одним важным благодеянием Сирии, после чего мы увидим поворот и в обратную сторону. Дело пошло путем обычного выступления двух претендентов на Сирийскую корону, законные права каждого из которых находили свое оправдание. Это был вообще какой-то необыкновенно-странный и непременный рок династии Селевкидов, что большинство членов ее не столько царствовали, сколько лишь воцарялись на царстве, проводя иногда все годы своего царствования в борьбе с соперниками. Так было при Антиохе V сыне Епифана, соперником которому выступил Филипп, а потом Димитрий, сын Селевка IV, старшего брата Антиоха Епифана, устранивши Антиоха. Но едва этот освоился со своим положением, Вершитель судеб истории неожиданно выдвигает на ее арену дотоле неизвестного сына Антиоха IV, который под именем Александра Валаса соперничает с Димитрием в расположении к Иудеям, чтобы заручиться их симпатиями, имевшими, очевидно, в последнее время решающе-важное значение в вопросах престолонаследия, и успевает устранить Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Выслушав это, император не мог уже удержаться от намерения своего: он собрал войско, корабли, оружие и съестные припасы, и приказал Велизарию готовиться к походу в Ливию. В это время Пуденций поднялся, захватил Триполь и писал к Юстиниану прислать к нему войско, чтобы занять город. Равным образом и готф Гогдас восстал против государя своего, Гелимера, овладел островом Сардиниею и просил письменно Юстиниана выслать к нему войско с полководцем и принять во владение этот остров. Император отправил в подкрепление ему Кирилла с тремястами мужей; но Гелимер выслал брата своего с большим числом кораблей и отборным войском вандалов, который отнял Сардинию, а Гогда убил. Между тем Велизарий принял начальство над войском, флотом и прочими вождями: Соломоном, Дорофеем из Армении, Киприаном, Валерианом, Мартином, Алфием, Иоанном, Маркеллом и Кириллом, упомянутым выше, и другими, обитающими во Фракии. За ними следовала тысяча елуров под начальством Хараса, и конные стрелки. Массагеты, под предводительством Сисинния и Валаса. Кораблей было пятьсот, на которых помещалось пятьдесят тысяч воинов, да тридцать тысяч матросов египтян, ионян и киликийцев, которыми начальствовал Калоним Александрийский; легких же кораблей для морского сражения считалось девяносто. Над всем же войском полновластным полководцем император поставил Велизария, который родом был из Германии, лежащей между Фракией и Иллирией, откуда привел он и Антонину, супругу свою. Между тем Гелимер отправил брата своего, Цацона, со сто двадцатью кораблями и отборнейшим войском на остров Сардинию против Гогда. Шел уже седьмой год царствования Юстиниана, когда Велизарий послан был к этому острову: с ним находился и историк Прокопий. Оставив столицу, они прибыли к Абидосу. Велизарий старался чтобы весь флот плыл вкупе и приставал к одному месту. Прибыв к Сицилии, он послал историка Прокопия в Сиракузы, не отыщет ли кого, кто бы мог указать надежный путь в Ливию и нежданно сделать высадку на берег, опасаясь, чтобы жители последней не напали на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

I Мак. 3. 576 В I Мак. 3:38 указан Птоломей, сын Доримена. 577 I Мак. 4:23 поясняет, что речь идет о " гиацинтовых и багряных одеждах " . 578 Речь идет о крепости Акра, построенной Антиохом IV. Она находилась рядом с храмом. 579 В I Мак. 6:1: Елимаис. Такой город неизвестен. Многие исследователи полагают, что речь идет об Экбатанах. 580 Антиох V Евпатор (163-162). 581 Имеется в виду сын Антиоха IV, Антиох V. 582 Имеется в виду царствование Деметрия I Сотера (162-150). В книгах Маккавеев он фигурирует как Димитрий. 583 I Мак. 8. Это событие имело место в 161 г. до н.э. 584 I Мак. 9. 585 Речь идет о царе Египта Птолемее VI Филометоре (180-145). 586 Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145). 587 Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145). 588 В этом месте в рукописях есть разночтения: так, в палатинском кодексе читаем: " В этом сражении Птолемей был побежден. Александр был убит, будучи побежден чуть позже " , в базельском же издании написано: " в этом сражении Птолемей был побежден, Александр убит. Птолемей был побежден, и чуть позже ... " . Здесь мы следуем исправлению Г. Рихтера по его изданию произведений Сульпиция Севера 1713 г. Ср.: I Мак. 11:15-18. Более обстоятельное изложение этого эпизода мы находим у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XIII,4,8). 589 В этом месте некоторые исследователи вполне обоснованно предполагают наличие лакуны, однако вряд ли нужно, следуя Иерониму де Прато, восполнять этот пробел словом " возжелал " , ибо очевидно, что здесь отсутствует гораздо больше слов и дальнейшее " намериваясь упредить его войной " относится не к следующему предложению, а к предыдущему. Из I Мак. 12:39 и слл. лакуна, похоже, должна быть заполнена следующим образом: " царства [Азийского возжелав и опасаясь как бы Ионафан не начал против него войны, подошел к Вефсану], намереваясь упредить его войной " . 590 I Мак. 12. 591 Согласно I Мак. 13:28 - и матери. 592 Это произошло в 142 г. до н.э. 593 Это произошло в 142 г. до н.э. 594 Имеется в виду Птолемей, сын Авува, зять Симона. См.: I Мак. 16:11-17. 595

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010