А.С. Смыкалин Литература Абданк-Коссовский В. Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет//Возрождение. 1956. 51, 52, 54. Аверкий (Таушев) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Анастасия// Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем. СПб., 2002. Автокефалия Русской Православной греко-кафолической церкви Америки. Нью-Йорк, 1970. Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти (1917–1943 гг.). М., 1994. Александр (Заркешев), игумен. Русская Православная Церковь в Персии – Иране (1597–2001 гг.). СПб., 2002. Александр (Введенский), протоиерей. Церковь и революция. Пг., 1922. Алексий (Марченко), протоиерей. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущёва и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. Алехин Ю. В. Русское Зарубежье (обзор первой войны)//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_l 124.htm. Амфитеатров А. Церковь и эмиграция. Белград, 1928. Андреев И. , профессор. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная церковь в СССР. Нью-Йорк, 1951. Андрей (Кураев), диакон. Церковь в мире людей. М., 2007. Аникин Д. А. История религии. М., 2011. Аркадий (Маковецкий), протоиерей. Белая Церковь вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Арсеньев Н. С. О русской эмиграции (с 1920 по 1970 г.) и о духовном ее служении//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_0104.htm. Бакаев Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994. Барабанов Е. В. Раскол Церкви и мир//Из-под глыб. Париж, 1974. Беглов А. Церковное подполье в СССР. В поисках «безгрешных катакомб». М., 2008. Белов А. В., Шилкин А. Д. Карловацкий раскол – прошлое и настоящее. М., 1975. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни: круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Борщ И. Русская наука церковного права в первой половине XX века: поиск методологии. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Женский подвиг в истории России 03.04.2017 632 Время на чтение 7 минут После событий октября 1917 года все силы новой власти были направлены на разрушение Русской Православной Церкви, традиционной российской семьи, изменение представления о роли женщины в обществе и государстве. Святейший Патриарх Кирилл на XX Всемирном Русском Народном Соборе (ноябрь 2016 г.) произошедшие в XX веке события назвал трагедией для нашего народа. Нападки и репрессии, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, разрушения храмов, глумления над святыми, убийства множества верующих и заключение их на длительные сроки в тюрьмы - всё это свидетельствует о произошедшей трагедии. При изучении истории закрытия монастырей и приходов православные учёные Елена Белякова, Елена Еремченко, Надежда Белякова на основании архивных документов выяснили, что женщины выступали основной силой, противостоящей закрытию храмов и монастырей. Женское противодействие атеизму и террору советской власти - это та страница истории, которая только начинает открываться. Как и в периоды гонений, хорошо известных из истории христианства, женщины старались поддерживать арестованных, гонимых, нуждающихся. Поиск новых форм благотворительности, начатый на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях войн и революций. Ещё в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Фёдоровны Романовой прошло совещание настоятельниц женских монастырей для решения вопроса о расширении помощи жертвам войны. В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанным 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через настоятелей церквей и приходские советы о возникающем Союзе. На 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею. Открытие Союза состоялось в Соборной палате Епархиального дома. Заседание было открыто Александром Дмитриевичем Самариным, председателем Совета объединенных приходов, затем выступил член Собора П.И.Астров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов О возвращении Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви 11.09.2015 2154 Время на чтение 5 минут Русская народная линия публиковала сообщение бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи о том, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. Позже на эту тему высказались сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин , председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства, председатель совета делового сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненков , академик Российской Академии образования, доктор философских наук Александр Корольков , доктор социологических наук, заслуженный деятель науки России Валентин Семенов . Сегодня о великом полководце Александре Суворове, погребенном в Благовещенской церкви, рассуждает капитан 1-го ранга, председатель Правления Собора православной интеллигенции Александр Беляков. С именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова связаны не только славные страницы побед наших Вооруженных Сил над врагами, но и система духовно-нравственного воспитания русских воинов. Его деятельность по формированию лучших человеческих качеств у ратных людей довольно полно отражена в литературе. А.В. Суворов говорил: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, и всегда было неустрашимо и бестрепетно». Он наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» В последнем призыве, как замечает С.Э. Зверев, «благочестие стоит на последнем месте». Но это не значит, что оно имело меньшее значение для воина. Первые четыре качества первостепенны во время боя и необходимы для победы. Последние же два служат для «обуздания кровожадного порыва войска». В другом своем наставлении Суворов отдает благочестию приоритетное место: «... будь благочестив, добродетелен, тверд, великодушен и праводушен, чистосердечен, справедлив, непоколебим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/11/...

Общественные слушания о передаче земли многоэтажной застройки в застройку территории храмового комплекса в поселке Романовка Всеволожского района завершились положительным решением марта 2017 Общественные слушания о передаче земли многоэтажной застройки в застройку территории храмового комплекса состоялись 20 марта в поселке Романовка Всеволожского района Ленинградской области. Мероприятие состоялось в местном Доме культуры " Свеча " и прошло по инициативе главы МО " Романовское сельское поселение " Сергея Владимировича Белякова, лично принявшего участие в обсуждении. На слушаниях также выступили клирики Выборгской епархии: благочинный Всеволожского округа   протоиерей Роман Гуцу и священник Михаил Дорожкин . По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия отец Михаил недавно назначен настоятелем прихода строящегося храма во имя святого благоверного князя Александра Невского , о котором и проводились слушания. Развитие территории предусматривает создание целого архитектурного комплекса: возведение православного храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского, строительство духовно-просветительского комплекса и церковного дома, благоустройство территории с созданием обширной парковой зоны с фонтаном и мемориального комплекса. Важно отметить, что к настоящему моменту в п. Романовка Всеволожского р-на уже зарегистрирована органами Министерства юстиции местная религиозная организация " Приход во имя Святого благоверного князя Александра Невского " , а проект храма авторства архитектора Ильи Яковлевича Куликова, рассчитанного на 500 человек, одобрен епископом Выборгским и Приозерским Игнатием. В ходе диалога собравшимся рассказали о проекте строительства храмового комплекса с благоустроенной территорией и воскресной школой, о необходимости его для Романовки как динамично развивающегося поселения. Автор проекта, архитектор Илья Яковлевич Куликов, рассказал о его создании, об архитектурных традициях, в которых будут выдержаны здания комплекса и их инженерной подготовке.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Αρχεο Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: Служим, живем и трудимся на благословенной земле 3 Φεβρουαρου 2022 τος 11:29 В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, и рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам ( 2, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Наследники Андрея Боголюбского — Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем под занавес юбилейного года святого благоверного князя Александра Невского. Имя этого угодника Божия сопутствует Вам практически всю жизнь. Вспомните, пожалуйста, момент, когда Вы о нем впервые услышали. — Как и для многих мальчишек моего поколения, Александр Невский — любимый герой детства, вошедший в жизнь с фильмом Сергея Эйзенштейна. Когда его показывали в кинотеатре недалеко от нашего воронежского дома, смотрел всегда, благо детский билет стоил гривенник, можно было себе позволить. А после демобилизации со срочной службы поехал в Троице-Сергиеву лавру к герою-фронтовику, защитнику Сталинграда архимандриту Кириллу (Павлову), который много лет окормлял нашу семью, и попросил благословения трудиться на каком-нибудь приходе. Тот подумал и говорит: нужен пономарь в Покровском храме Переславля-Залесского. И дал рекомендательное письмо к настоятелю протоиерею Иоанну Белякову. И вот я попадаю на Плещеево озеро, кинокад­ры с которым врезались в память с детства, — в город, где святой благоверный Александр Нев­ский появился на свет, был крещен и посвящен в воины. Меня, коренного воронежца, сильно поразило, что за советское время в городе уцелело больше четырех десятков храмов и пять монастырей! Оставалась действовавшей, правда, одна лишь маленькая Покровская церковь, и по праздникам вся площадь перед ней заполнялась людьми. Рядом резиденция правящего архиерея митрополита Иоанна (Вендланда) — простого, добродушного в общении. Владыка Иоанн благословил меня на подрясник (а позднее дал рекомендацию на поступление в Московскую семинарию ), и я начал прислуживать на приходе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5893572...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Перед нами - образ доброго, смиренного пастыря» Известный священник поделился воспоминаниями о митрополите Иоанне (Снычеве) 07.10.2010 342 Время на чтение 6 минут 2 ноября особый день для православного Санкт-Петербурга. В этот день в 1995 году отошел ко Господу один из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, любимый верующим народом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). За эти годы число почитателей Владыки нисколько не уменьшилось. Каждый год в этот день на могилку митрополита на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры идет нескончаемым потоком народ, чтобы помолиться, почтить память архиерея-старца. Священники, сменяя друг друга, служат нескончаемую панихиду. Народ возжигает поминальные свечи, возлагает цветы. Нынешний год - особенный. 2 ноября исполняется 15 лет со дня кончины приснопоминаемого Владыки. В связи с этим в этот день по инициативе православных общественных организаций Санкт-Петербурга состоится вечер памяти митрополита Иоанна. Вечер организуют Собор православной интеллигенции, общественная организация «ДелоРус» при информационной поддержке «Русской народной линии». Руководители этих структур (А.П.Беляков, Б.Б.Сергуненков, А.Д.Степанов) вошли в оргкомитет мероприятия. В памятном вечере, который состоится в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры в 18.00, примут участие ученые, общественные деятели, писатели, публицисты, которые поделятся своими воспоминаниями о Владыке. Среди участников священнослужители Русской Православной Церкви, писатель Н.М.Коняев, публицисты Н.М.Симаков и И.В.Попов, издатель С.И.Астахов и другие. Организаторы надеются увидеть на памятном вечере гостей из других городов и весей России, где почитают петербургского старца. В программе вечера помимо выступлений показ фильма о Владыке, концертная программа. К 15-летию преставления митрополита Иоанна «Русская народная линия» создала специальную страничку, посвященную его памяти , где будут собираться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/07/pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Постелите мне на коврике 5 мин., 27.04.2015 Жизнь священноисповедника Александра была тесно связана с жизнью блаженной Матроны Беляковой, исповедницы и подвижницы, жившей до самого ареста в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. В семь лет Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было десять лет, ее жестоко и не­справедливо наказала мать; девочке тогда явилась Богородица и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении матери, но та только с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать; в это время ей пришлось терпеть много скорбей от родных, все утешение она находила лишь в молитве. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь наделил ее дарами прозорливости и исцеления. Из всех людей блаженная с наибольшим почтением относилась к монахам и духовенству, как к людям, отдавшим себя на сугубое служение Богу, а отца Александра она любила в особенности. Изнемогая в течение многих лет от болезней, она однажды почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя возможность близкой кончины, попросила почитать канон на исход души. По окончании чтения она вдруг с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, — несколько раз повторила блаженная, — только отца Александра немножечко, немножечко жалко». Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить в ней псаломщиком. В 1919 году он был рукоположен к Покровской церкви во диакона.

http://foma.ru/postelite-mne-na-kovrike....

ЧАСТЬ 2 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Валерий Ларичев, Беляков Александр Васильевич Флоренский Павел Васильевич Оргкомитет: Сошинский Сергей Анатольевич, Чавчавадзе Елена Николаевна, Цибизова Лилия Александровна, Авдиев Игорь Ярославович, Блинов Сергей Георгиевич, Евсеев Лев Аркадьевич, Любомудров Алексей Маркович, Московский Александр Викторович, Шевелев Владимир Юрьевич. Время работы: 27 и 28 января с 10 до 17 часов Место заседания: 27 января - Российский фонд культуры, Гоголевский бульвар, д.6. Проезд: м. Кропоткинская. 28 января - МГУ на Воробьевых горах, Второй гуманитарный корпус, аудитория П 6 Проезд: м. Университет, далее пешком или одна остановка в сторону Главного здания МГУ (ул.Лебедева) 27 января, четверг КОНФЕРЕНЦИЯ: НАУЧНЫЕ И БОГОСЛОВСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ И ЧУДЕСНЫХ ЗНАМЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московской Духовной Академии и ПСТБИ Византийские источники истории Туринской Плащаницы 2. Мееров Кирилл Александрович, зав. Отделом ОВГБД Исторического музея, Окуньков Владимир Сергеевич, Павлова Кира Николаевна, Государственный Исторический музей Научные методы исследования православных святынь 3. Лидов Алексей Михайлович, директор Научного Центра Восточной Христианской Культуры. Мандилион. История реликвии в свете новых источников 4. Шалина Ирина Александровна, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Русского музея Русский музей Византийская иконография «Христос во гробе» и ее возможный прототип 5. Владимир Владимирович Василик, бакалавр богословия, преподаватель Санкт Петербургской Духовной Академии Туринская Плащаница в свете новых источников 6. Желтов Михаил Сергеевич, преподаватель литургики ПСТБИ, секретарь кафедры Литургического богословия и литургики ПСТБИ Плащаница как литургический предмет 7. Полосин Валерий Вячеславович, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «О Юрии Андреевиче можно сказать много добрых слов» Ктитору храма Успения Богородицы в поселке Мичуринское Приозерского района Ленобласти Ю.А.Симонову исполнилось 70 лет 22.02.2010 510 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 22 февраля, главному инженеру проектов океанотехники, заместителю начальника центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов, кандидату технических наук, ктитору храма Успения Богородицы в поселке Мичуринское Приозерского района Ленинградской области Юрию Андреевичу Симонову исполнилось 70 лет. «О Юрии Андреевиче можно сказать много добрых слов. Он поистине добрый христианин. Он человек высоконравственный и жертвенный. Он как будто человек века XVIII. Юрий Андреевич регулярно исповедуется и причащается. Этот человек старается совершить, как можно больше добрых дел. Фактически все свое свободное время он посвящает храму», - таким видит Ю.А.Симонова благочинный Приозерского округа Санкт-Петербургской епархии, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков. «Когда я встретился с Юрием Андреевичем в последний раз, - продолжил отец Сергий в интервью «Русской линии», - он вспомнил слова 89-го Псалма: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет». Так вот я желаю Юрию Андреевичу, чтобы он до перехода в вечность всегда был полон телесных и духовных сил, чтобы он за оставшееся время до встречи с Богом сделал еще много добрых дел». «Юрия Андреевича Симонова отличают такие человеческие качества, как скромность, принципиальность, требовательность к себе, чуткость к людям, готовность всегда оказать помощь ближнему, надежность, - говорится в поступившем в редакцию «Русской линии» поздравлении председателя Совета Собора православной интеллигенции капитана 1 ранга Александра Белякова. - Как настоящий православный человек, он всею душой стремится жить по заповедям Божьим. С такими людьми, как Юрий Андреевич, всегда легко делать любое доброе дело. Именно благодаря ему был создан православный приход в пос. Мичуринское Приозерского р-на Ленинградской обл. Уже много лет Юрий Андреевич является бессменным ктитором храма Успения Богородицы, который строился под его руководством том же поселке. В этом же храме он проходит служение алтарником».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/22/o_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010