11. Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 7-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской. Сщмч. Автонома (с 12 сентября) . Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (службу зри 28 июня) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Силуана Афонского (по 2-й Марковой главе Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю») . Примечание. Служба прп. Феодоры Александрийской и сщмч. Автонома (с 12 сентября) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 2-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне вечера, без стиховных припевов) – 3, и преподобного, глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Веселися и радуйся...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени, без стиховных припевов); и стихиры преподобного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, вси Христу...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «В благознаменитый день...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «О всеблаженне отче Силуане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Неплоды безчадная Анна...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-24/

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Александрийская Православная Церковь Описание: Александрийская Церковь основана апостолом и евангелистом Марком. С 451 г. Александрийская Церковь является Патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Однако уже в конце V — нач. VI вв. Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской ересью. С VII в. она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, чему впоследствии способствовало и создание Османской империи. До последнего времени Церковь находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Александрийская Церковь дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (†373) и Кирилла Александрийского (†444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский († ок. 216) и его преемник Ориген (†251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Александрийский Патриархат является родиной монашества. На его священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (†356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (†348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (†400), Пимен Великий (†450) и др. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. В настоящее время в Александрийском Патриархате насчитывается 27 митрополий и 4 епископии. С 24 октября 2004 г. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки. Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Патриаршая резиденция находится в Александрии.  Епархии: Епископии: Монастыри: 8 ноября 2019 г. за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу так называемой Православной церкви Украины и официально объявил о признании им этой неканонической структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/134420.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Определенные свидетельства трех евангелистов – святого Матфея, святого Марка и святого Луки – поставляют вне всякого сомнения то, что Иисус Христос накануне Своей крестной смерти совершил с своими учениками Пасху, предписанную в Законе Моисеевом, узаконенным образом и в положенное время, то есть в 14 день месяца Нисана, в четверток. Но, несмотря на то, многие писатели высказывали свои сомнения как относительно того, в какой именно день совершил Иисус Христос Свою последнюю на земле Пасху, так и относительно того, законную ли, иудейскую ли Пасху тогда Он совершил. Повод к сомнениям находили в тех местах Евангелия от Иоанна, в которых говорится, что в эту Пасху иудеи ели агнца пасхального в пятницу, в день смерти Иисуса Христа. Возникавшие вследствие таких недоумений мнения о последней Пасхе Иисуса Христа весьма разнообразны. Так, во-первых, одни утверждали, что Иисус Христос на последней Своей вечери с учениками совершил Пасху законную, иудейскую, и именно: Ориген , Епифаний Кипрский , Протерий, патриарх Александрийский, Иоанн Златоуст , Тит, епископ города Боцры (IV века), Кирилл Александрийский , Софроний, патриарх Иерусалимский, Иоанн Дамаскин , Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский, Феофилакт Болгарский , Евфимий Зигабен , и т. д.; напротив, другие полагали, что Иисус Христос на последней вечери не совершал Пасхи законной, то есть не вкушал пасхального агнца, а именно: Аполлинарий, епископ Иерапольский (II века), Климент Александрийский , Ипполит Римский , Виктор Антиохийский, составитель «хроники пасхальной» (VII века), Никита Стифат , Петр, патриарх Антиохийский, киевские митрополиты Леонтий и Иоанн (XI века); во-вторых: одни думали, что Иисус Христос совершил пасху 14 числа месяца Нисана, как, например Евсевий Кесарийский , Протерий и пр., другие доказывали, что 13 числа, например, Климент Александрийский , Ипполит Римский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Евфимий Зигабен и др., а другие замечали только, что Христос совершил Пасху ранее всех одним днем, не говоря, какого числа, например, Епифаний Кипрский . Такое разнообразие мнений уже указывает на затруднения в соглашении различных сказаний евангелистов об одном и том же событии. Каким же образом согласить выражения евангелиста Иоанна о последней Пасхе Иисуса Христа со свидетельствами трех прочих евангелистов, нимало не изменяя смысла ни тех ни других?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

Правилами (καννες) называются те письменные определения, которые законодательная власть церковная издала в течение нескольких веков и которые доселе имеют силу в православной церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой церкви. Все эти определения или правила изложены в основном каноническом сборнике православной церкви, который издан в Константинополе в 883 году и известен под именем Номоканона в XIV титулах В этом сборнике находятся правила св. Апостолов, правила вселенских соборов, десяти поместных и правила тринадцати св. отец. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу, как дополнительные правила, несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия. Все упомянутые правила, как основные, так и дополнительные, содержатся в Афинской Синтагме, изданной в 1852-59 годах, с одобрения константинопольского патриаршего синода и священного синода элладской церкви А эти правила суть следующие. А. Основные правила: I. Правила св. Апостолов. II. Правила вселенских соборов: 1. никейского первого, 2. константинопольского первого, 3. эфесского, 4. халкидонского, 5. трулльского и 6. никейского второго. III. Правила вселенских соборов: 1. анкирского, 2. неокесарийского, 3. гангрского, 4. антиохийского, 5. лаодикийского, 6. сердикского, 7. константинопольского 394 г., 8. карфагенского 419 г., 9. константинопольского 861 и 10. константинопольского 879 гг. IV. Правила св. отец: 1. Дионисия александрийского, 2. Григория неокесарийского, 3. Петра александрийского, 4. Афанасия Великаго, 5. Василия Великаго, 6. Тимофея александрийского, 7. Григория Богослова, 8. Амфилохия иконийского, 9. Григория нисского, 10. Феофила александрийского, 11. Кирилла александрийского, 12. Геннадия константинопольского и 13. Тарасия константинопольского. Б. Дополнительные правила: I. Каноникон Ванна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика и

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 1 ноября, 2014 Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 3 октября в Музее русской иконы состоялась лекция сотрудника музея Сергея Брюна «Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». Лекция посвящена одной из древнейших в христианском мире Александрийской богослужебной традиции – ее особенностям, распространению, эволюцию в лоне халкидонской, Коптской и, конечно же, Эфиопской Церкви. Сегодня мы продолжим наше путешествие по богослужебным обрядам, традициям востока, христианского востока, чему и посвящен наш спецкурс. Сразу же считаю необходимым, сказать, что тот материал, который я подготовил для этого курса, для этой лекции, в частности, это, в общем-то, собранный кропотливым трудом на протяжении многих лет. Но если вдруг кто-то задастся вопросом «А где Ваши степени?», спросит: «А по какому праву Вы занимаетесь, рассказываете о богослужебных обрядах востока?» – считайте меня тем, что немцы называют Privatgelerter, то есть, независимый исследователь, частью – любитель, частью какие-то действительно серьезные вещи удается собирать, публиковать. Поэтому можно быть отчасти снисходительными, можно быть отчасти признательными, что можно чуть меньше двух часов сегодня поговорить об александрийском обряде. Попробуем, чтоб это было полтора, но если что – спасибо за терпение. Тема сегодняшней нашей встречи: «Александрийский обряд: традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». В названии сразу же заложена определенная неточность, потому что, конечно же, александрийский обряд – это не только те, кого мы называем сейчас коптами, это не только те, кого мы называем сейчас эфиопами. Это уничтоженная фактически христианская Нубия, то же царство Макурия. Это также, Халкидонская Православная Церковь в Александрии – до XII-XIII века, о чем мы отдельно поговорим во время другой встречи.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Г. И. Беневич Том II Содержание Аннотация Введение (Г. И. Беневич) Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) Климент Александрийский (А. И. Иваненко, В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) Климент Александрийский Педагог (фрагменты) Ориген (А. И. Иваненко) Ориген. О началах (фрагменты) Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому Арий (Д. С. Бирюков) Арий Талия (фрагменты) Арий Послание к Александру Александрийскому Астерий-софист (Д. С. Бирюков) Фрагменты и пересказ положений из «Синтагматиона» Астерия Маркелл Анкирский (Ф. Г. Беневич) Маркелл Анкирский. Против Астерия (фрагменты) (пер. А. Ю. Братухина) Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию Письмо диакона Евгения к Афанасию Александрийскому (пер. Ф. Г. Беневича) Св. Афанасий Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Афанасий Александрийский. Против ариан (фрагменты) Подобосущники (А. С. Бирюков) Послание Анкирского собора (фрагменты) Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев (фрагменты) Аэций (Д. С. Бирюков) Аэций. Синтагматион (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова) Евномий (Д· С. Бирюков) Евномий. Апология (пер. Г. И. Беневича) Евномий. Апология на Апологию (пер. Д· С. Бирюкова) Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Триадология и антиарианская полемика (А. С. Бирюков) Св. Григорий Богослов. Слово 20, О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (фрагменты)- Св. Григорий Богослов.Слово 28, О богословии второе (фрагменты) Св. Григорий Богослов. Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое (фрагменты) Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С. Бирюков) Св. Григорий Нисский. Против Евномия (фрагменты) Св. Иоанн Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010