Житие Иринарха Ростовского Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Житие ростовского чудотворца Иринарха входит в круг памятников литературы, посвященных событиям Смутного времени. Как в XIII в. осознание татаро-монгольского нашествия стало главенствующей темой и отразилось во всех литературных жанрах (летописном, агиографическом, жанре ораторской прозы), так и в начале XVII в. тема «гибели царства» раскрывается и в жанре видений, и в летописцах, и в сказаниях, и в житиях, и в посланиях, и в риторических произведениях. В «Житии Иринарха Ростовского» трагические события 1606–1614 гг. получили свое отражение. Житие написано учеником Иринарха Александром (в миру Алексеем), который пришел к ростовскому затворнику в 1586 г.; «пореновав» его подвигу, принял монашество и не расставался со своим учителем 30 лет до самой смерти Иринарха в 1616 г. Как следует из текста Жития, оно написано по завещанию Иринарха недолгое время спустя после смерти затворника, а список его посмертных чудес пополнялся на протяжении всего XVII столетия (последнее чудо относится к 1653 г.). Александр, находившийся всегда рядом с Иринархом в его «затворе» и ходивший с ним в Москву к царю Василию Шуйскому, – полноправный герой своего произведения. Этим может быть объяснено яркое личностное начало, проявившееся в Житии. Хотя Александр писал житие своего учителя, опираясь на существующую агиографическую традицию (в произведении и образы, и мотивы, и отдельные сюжетные линии связаны с существовавшим каноном, ощутима и ориентация автора на сознательную архаизацию стиля), но он связан с Иринархом не только общим высоким подвигом, но и общими бедами (только Иринарх с учениками остался в монастыре, когда туда пришли поляки), и общими злоключениями (попытки игумена разлучить Иринарха с учениками), и общим бытом (30 лет они прожили рядом). Неразрывность бытия и быта в Житии, житийная топика и личностность воспоминаний в памятнике позволяют говорить об особенности индивидуального стиля. Уже первые исследователи – Амфилохий, опубликовавший текст Жития, В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

протоиерей Александр Державин Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. Часть 2 Источник Часть 1 → Содержание Глава первая Глава вторая Глава третья Сокращения     Вторая часть монографического исследования А. М. Державина продолжает труд, посвященный Четиим-Минеям святителя Димитрия Ростовского . В книге рассматривается состав Четиих-Миней и в первую очередь работа святителя над месяцесловом, его исправлением и пополнением. Исследуются источники Миней, в первую очередь, дает ответ на вопрос, откуда мог получать эти источники святитель Димитрий и какими книгами, кроме трудов Метафраста, взятых из сборника Сурия, пользовался святитель. А. М. Державин рассматривает влияние греческой и утвердившейся у нас в XVI веке агиографической школы на работу святителя Димитрия, а также выявляет новые черты в этой работе. Предметом особого внимания стало в книге соотношение латинских и славянских источников житий святых. Автор исследования выявляет тип принятого Святителем жития и его влияние на подбор материала и на отношение к нему, что позволяет говорить о чертах личности святителя Димитрия, отразившиеся в Четиих-Минеях. Глава первая Характеристику Четиих-Миней, как памятника литературного, всего удобнее начать с рассмотрения их состава. В первой главе первой части мы говорили, что во времена древнехристианские в Четии-Минеи входил только агиологический материал, т. е. жития святых и лишь впоследствии он начал дополняться произведениями дидактического и повествовательного характера. Такие произведения сначала помещались в конце книг, в виде приложения, а затем стали переноситься в отдел житий и располагаться вместе с последними под числами месяца. Митрополит Макарий особенно расширил состав Четиих-Миней: в его Минеи вошли почти все «чтомые на Руси книги». После Макария состав Четиих-Миней опять начинает упрощаться; Милютинские и Тулуповские Четии-Минеи уже не только не стремятся быть энциклопедией славянской письменности своего времени, но сокращают и дидактический элемент, принимая его в очень ограниченном количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. Александр Ратшин Ярославской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТОЛЬГСКИЙ, муж. 1 класса, в 7 верстах от губернского города Ярославля, на реке Толге, которая окружая монастырь с северной стороны, впадает в Волгу. Основан при Ярославском князе Давиде Феодоровиче, в 1314 году, Ростовским архиепископом Трифоном, по случаю явления на том месте сему архиерею, 8 августа 1314, иконы Пресвятой Богородицы, именуемой ныне Тольгскою. В 1609 году монастырь сей потерпел разорение от Литвы, при чем несколько иноков его побито. Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Введения во храм Божией Матери, с приделом князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, в которой находится помянутая явленная икона Богородицы. 2) Вздвижения Честного Креста, с приделом Иоакима и Анны. 3) Нерукотворенного Спасова образа, при больничных кельях, с приделом Праведного Лазаря. 4) Николая Чудотворца на св. вратах. Монастырь сей был прежде в 3 классе; он находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Ярославской семинарии. ЯКОВЛЕВСКИЙ, муж. Ставропигиальный, 2 класса, близ уездного города Ростова, на берегу озера Неро; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XIV века св. Иаковом, Епископом Ростовским, и известен был сначала под названием ЗАЧАТИЕВСКАГО-РОСТОВСКОГО. Обитель эта испытала много перемен и опустошений, особенно в начале XVII века, во время нашествия литовского. Ныне здесь 5 церквей: 1) Соб. Зачатия св. Анны, в которой почивают мощи Ростовских Чудотворцев: Иакова епископа, под спудом 5 , и Димитрия митрополита, открыто в богатой серебряной раке, сооруженной императрицею Екатериною II. Тут же в особом ковчеге хранятся части мощей Препод. Сергия, Иоанна, Патрикия и прочих. Храм сей построен каменный, вместо древнего, в 1691 году, митрополитом Ростовским Ионою; а в 1752 был переделываем; при чем и мощи св. Димитрия обретены. 2) Иакова, Епископа Ростовского, построена также вместо древней в 1824 году. 3) Димитрия, митрополита Ростовского – великолепная церковь – воздвигнутая в конце XVIII века графом Николаем Петровичем Шереметевым. 4) Преображения Господня, бывшая прежде соборною в древнем уничтоженном монастыре Спаском, что на Песку. 5) Великомученика Георгия, принадлежавшая к тому ж монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

I. Ростовский Кремль Один из древнейших городов России, богатый своими святынями и старинными храмами – прекрасными памятниками церковной архитектуры допетровской Руси, довольно хорошо сохранившимися до нашего времени, – Ростов Великий с давнего времени пользуется особенным вниманием любителей родной старины и паломников, совершающих молитвенные путешествия по святым местам России. Ростов раскинулся на низменной равнине по берегу озера Неро или Каово, и только центральная часть города занимает значительную возвышенность, которая тем более бросается в глаза, что на ней расположен своими величественными зданиями старинный Кремль, сердце города, хранитель главнейших святынь и древностей Великого Ростова. Кремль обнесён со всех сторон высокою каменною стеною с бойницами, галереями и десятью довольно большими круглыми башнями, напоминающими своим видом крепостные сооружения. По стене Кремля возвышаются два храма: на северной стороне, среди двух башен, церковь Воскресения Христова; на западной, также охраняемая с обеих сторон башнями, –– церковь Иоанна Богослова; внутри Кремля расположены: церковь Спаса на Сенях, храм Смоленской Божией Матери Одигитрии, здание Белой Палаты, Княжие терема, Дмитриевское духовное училище, различные постройки бывшего архиерейского дома, остатки «Красной Палаты» и здания, занимаемые теперь квартирами священно –– церковнослужителей Ростовского Успенского собора. Кроме этих зданий и храмов, близ Юго–Западного угла кремлевской стены, вне Кремля, но в неразрывной с ним связи, стоит церковь Григория Богослова . Кремлю же принадлежит и местность, прилегающая к южной стороне его, окруженная невысокой каменной оградой с небольшой башенкой на западном углу; это место в старину занималось Григорьевским монастырём «Затвором», откуда в XIV веке вышел на дело проповеди просветитель зырян, святой Стефан Пермский. К северу от Кремля стоит древнейший в Ростове соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, где почивают мощи просветителей Ростовской области, святых угодников Божиих: Леонтия, Исаия, Игнатия, Феодора, Ростовских чудотворцев, и останки святого князя – мученика Василька.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нравственные ценности, «реабилитационные» секты и стабильность российского государства и общества О Сретенской молодёжной конференции (16.02.2018 г., ИСОиП ДГТУ, г.Шахты Ростовской области) 20.02.2018 774 Время на чтение 8 минут 16 февраля 2018 года в стенах Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного университета (ИСОиП ДГТУ) в городе Шахты Ростовской области прошла Сретенская молодёжная конференция «Нравственные ценности - будущее человечества», посвященная Международному дню православной молодёжи. Организаторами молодёжного форума выступили кафедра «Православной культуры и теологии» Института совместно с Отделом по воспитательной работе ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты при поддержке Общественного совета при Главном управлении Министерства внутренних дед России по Ростовской области (ГУ МВД по РО) и Молодёжного совета Шахтинской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). В качестве почётных гостей и экспертов по рассматриваемым вопросам на встрече присутствовали и приняли активное участие в мероприятии: - председатель Общественного совета при ГУ МВД по РО, заслуженный юрист России Эдуард Модестович Шапошников, - председатель Общественного совета при УМВД России по городу Шахты Роман Евгеньевич Кашаев, - председатель молодёжного отдела Шахтинской епархии, благочинный архиерейских подворий, протоиерей Александр Маликов, - секретарь Антинаркотической комиссии Администрации муниципального образования город Шахты, главный специалист Отдела по взаимодействию с федеральными структурами и казачеством городской администрации - Галина Викторовна Соболева, - председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Николай Владимирович Каклюгин, - чемпион мира, чемпион Европы, победитель кубка мира, финалист первых Всемирных игр в Пекине 2010 г., пятикратный чемпион России, заслуженный мастер спорта по кикбоксингу Олег Зайцев.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/21/...

Запись монастырская о событиях и посещениях обители разными лицами 1812 года 2 октября принесена была в Варницкий монастырь Колотская явленная икона Божией матери и при ней приехал игумен Иларий с братией того монастыря, которые и имели здесь пребывание до 20 ноября, когда обратно отправились в свою обитель. 1813 года 36 мая принесена в Ростов из Мологи возвращавшаяся в Могилев явленная икона Божией Матери Умиления, которая и в здешний монастырь приносима была по случаю праздника в крестном из города хождении. 1817 г. в феврале месяце был в Ростове и 14 числа в здешнем монастыре Иерусалимский архимандрит Арсений с Иеромонахом и монахом, проживающие в России по Высочайшему дозволению для испрошения подаяния на возобновление храма Гроба Господня, сгоревшего от поджога еретиками в 1808 г. 30 сентября в 9 час. ночи. 1819 г. 18 марта прибыл в сей монастырь для проживания, уволенный от управления епархией, Преосвященный Августин, Епископ Уфимский и Оренбургский и построил на собственный свой кошт деревянные близь святых ворот покои. 1829 года в половине августа монастырь посетил Архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам, осмотревший новосозданный храм Введенский. 1832 г. 21 июля был в обители Преосвященный Иона, Митрополит и Экзарх Грузии, уволенный на покой для проживания в С-Петербург Членом в Св. Синоде. 1836 г. посетил Варницкий монастырь Митрополит Московский Филарет в сопровождении наместника Троицкой Лавры; осмотрев соборную церковь и теплую и оставшись доволен осмотром, возвратился в Яковлевский монастырь, куда прибыл для освящения теплого храма во имя св. Иакова. 1837 г. 8 сентября в 3 ч. дня посетил монастырь в первый раз по вступлении на епархию Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский. 1839 г. в декабре посетил обитель Костромской Преосвященный Епископ Владимир в сопровождении наместника Яковлевского монастыря отца Флавиана. 1840 г. 22 мая посетил Варницкую обитель Высокопреосвященный Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский в сопровождении эконома архим. Никодима со свитою и совершил Божественную литургию соборно с 4-мя священнослужителями; после литургии посетил настоятеля в его келлии и благоволил обедать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) – †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 145 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бедной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Северском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонатовиче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печерской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной. В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ Иоаким, архиеп. Ростовский и Ярославский. Портрет. 1990 г. (Архиерейская резиденция, Астрахань) Иоаким, архиеп. Ростовский и Ярославский. Портрет. 1990 г. (Архиерейская резиденция, Астрахань) (1650 (1651?), Суздаль - 5 (по др. сведениям, 25).12. 1741, Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Род. в семье священника, мирское имя И. неизвестно. Служил приходским священником, в т. ч. в суздальской ц. во имя вмц. Варвары и в московской ц. во имя свт. Харитона Исповедника, еп. Иконийского. Дочери И. приняли постриг с именами Елена и Анна, к 1741 г. являлись монахинями московского в честь Вознесения Господня монастыря . Овдовел, в 1715 г. в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, служил в обители казначеем. 22 янв. 1716 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Астраханского и Терского. В нояб. того же года прибыл в Астрахань, проживал в 2-этажных каменных палатах, соединенных с кафедральным Успенским собором. Несмотря на сокращение в 10-х гг. XVIII в. расходов на церковные нужды в Н. Поволжье, при И. в Астрахани были освящены Гостинно-Николаевская (3 июля 1721) и Вознесенская (4 мая 1722) церкви; для Успенского собора отлиты 3 колокола (500, 300 и 100 пудов); в царицынском Иоанно-Предтеченском монастыре открыта школа. Намереваясь отремонтировать Успенский собор, 4 июня 1722 г. И. писал в Монастырский приказ, что «на соборе тесовая крыша вся протекла, течь проходит внутри самого собора; домовые палаты тоже требовали починки. Между тем доходов в доме только 300 р., которые расходовались без остатка на домовые харчевые расходы, на братию и наем рабочих». Единственным источником для ремонта были «венечные деньги», дозволение на расходование которых и испрашивал И. Прошение архиерея осталось без ответа, ремонт так и не был осуществлен (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 666. С. 1022; Покровский. 1907. С. 409). С 1719 г. И. конфликтовал с новым губернатором А. П. Волынским, к-рый способствовал распространению в Астрахани лютеранства и католичества.

http://pravenc.ru/text/468885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010