Время жизни Александра Вочского определено приблизительно на основании некоторых биографических данных, сообщаемых в службе преподобному. Как свидетельствует служба, преподобный Александр, стремясь к иноческим подвигам, ещё в юности покинув родительский дом, в виде странника пришел в Солигаличский Воскресенский монастырь и принял монашеский постриг от игумена Афанасия. Согласно службе юноша рано оставил «своё отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню». Упоминаемая здесь Воскресенская обитель находилась в Солигаличе (Соль Галичская), и была основана в 1335 году Галичским князем Фёдором Семеновичем, (одним из потомков Константина Ярославича – родного брата Александра Невского) и духовником его Афанасием, игуменом Спасского монастыря города Галича. Преподобный Александр Вочский в службе прославляется как «подражатель» в подвигах и как «собеседник» Авраамия Чухломского, основателя Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря. Свидетельство службы о времени жизни преподобного Александра подтверждается и одним из документов сохранившихся рукописей. Так в «заседной записи» говорится, что Александрова обитель имела несколько жалованных грамот от Галичских князей, которые как самостоятельные князья существовали только до половины XV века. Во всех царских и патриарших грамотах и других старинных документах XVII века Александр Вочский упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». В принадлежащей Киево-Софийскому собору рукописной книге «Описание российских святых» о преподобном говорится следующее: «Преподобный Александре, иже на Воче реке, монастырь Преображения Господня, близ Соли Галицкой, 8 поприщ. Образ его в каменной палатке штилистовой, подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже ризы монашеские, схима на плечах». Глубокая вера в святость, искреннее почитание со стороны иноков обители и других жителей позволили Церкви причислить преподобного Александра к лику святых русских чудотворцев и совершать ему память 30 августа (по ст.ст.). После смерти преподобного Александра, последовавшей в первой половине XV века, Александрова (Преображенская) пустынь продолжала существовать до 1764 года, когда её обратили в приход села Коровнова, являвшегося до того времени монастырской слободкой. Преподобный Александр не только положил начало обители, но и успел при жизни привести её в благоустроенное состояние.

http://sobory.ru/article/?object=11701

В Собор Костромских святых входят: Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1375 г., Ил. 20, Радонеж.; Адриан Монзенский, преподобный, 1610 г.; Александр Вочский, Галичский, преподобный, нач. XVI в., Мр. 27, Ав. 30; Александра Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Анастасия Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Варнава Ветлужский, преподобный, 1445 г., Ин. 11; Василий (Разумов), иерей, священномученик, 1937 г., С. 9, Новомуч.; Василий (Преображенский), Кинешемский, еп., исповедник, 1945 г., Ил. 31, Иван., Новомуч., Ростов.; Владимир (Ильинский), иерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский), преподобный, 1565 г., Ян. 23, Ав. 19, Белорус., Ростов.; Герасим Луховский, преподобный, XVI в., Ин. 7, Иван.; Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец, 1442 г., С. 30, Волог.; Димитрий (Добросердов), Можайский, архиепископ, священномученик, 1937 г., Окт. 8, Новомуч.; Димитрий Донской, великий князь Московский, 1389 г., М. 19, Моск., Радонеж., Тул.; Димитрий Красный, благоверный князь Галичский, 1441 г., С. 23, Моск., Радонеж., Тул.; Дионисий Суздальский, архиепископ, 1385 г., Ин. 26, Окт. 15, Влад., Радонеж.; Елисавета Феодоровна, Алапаевская, великая княгиня, прмц., 1918 г., Ил. 5, Моск., Новомуч., Петерб.; Иаков Брылеевский, преподобный, XV в., Ап. 11, день Св. Духа; Иаков Галичский, преподобный, XV-XVI в., Ап. 4, М. 30; Иаков Железноборовский, преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1442 г., Ап. 11, М. 5, Радонеж.; Игнатий (Брянчанинов), еп., 1867 г., Ап. 30, Ростов., Петерб.; Иоанн (Касторский), диакон, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иоанн (Перебаскин), мч., 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иона Московский, митрополит, чудотворец, 1461 г., Мр. 31, М. 27, Ин. 15, Влад., Моск., Ряз., 5 свт.;

http://pravicon.com/info-2725

Древним днем Алатырь-камня считалось 14 сент. – он же языческий Ирьев день (христианское Воздвиженье). По народному поверью, в этот день змеи собираются в кучи, в ямы, пещеры и прочие укрывища и там лижут «бел-горюч камень Алатырь», а затем уходят в Ирье.       О. П. Албазинская икона Божией Матери («слово Плоть бысть») Именование которой соответствует строке Евангелия: «И Слово стало плотию...» ( Ин. 1:14 ). Этот образ изобразительно раскрывает идею воплощения Сына Божия от Пречистой Девы, а также знаменует о высочайшем смысле этого воплощения: Спаситель «став тем, чем мы есмы, чтоб нам сделаться тем, что Он есть: Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом». Верующие почитают Албазинскую икону как покровительницу русских воинов и защитницу дальневосточных рубежей России. Празднование иконе Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть» установлено 9/22 марта. Александр и Митрофан Народное название дня памяти св. блгв. кн. Александра Невского и свт. Митрофана, епископа Воронежского, празднуемых 23 нояб./6 дек. Русские люди молились Александру Невскому, чтобы он помог родственникам и близким людям, оказавшимся в чужих странах, остаться верными своей Родине и семье. По народному поверью, когда уходил из семьи воин на войну с врагами, втыкали в матицу или притолоку серп и постоянно наблюдали за ним. Если блестит он по-прежнему, значит, жив родной человек, доблестно с врагами сражается. А если потускнел-поржавел – несчастье с ним приключилось. Зубрили тогда серп о камень, начищали его до блеска, надеясь тем самым вдохнуть свежие силы в ослабевшего вдали человека и поднять его на ноги, чтобы вернулся он домой живым-невредимым. На Александра и Митрофана молодежь гуляла и веселилась. Девушки варили яйца для парней, которые из соседних деревень приходили. В Сибири в этот день устраивали кануны с пивом. Изображение св. Митрофана см. в ст. «Август» на день перенесения его мощей. Александр Вочский, Галичский Преподобный (XVI в.). Подвизался в XV-XVI вв. Основал монастырь в честь Преображения Господня на р. Воча, в 50 верстах от Галича. Преподобный преставился в н. XVI в. и был погребен в церкви Преображения основанной им обители. Вскоре после смерти святого началось его почитание, и был написан образ преподобного, установленный над мощами, погребенными под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Костроме прошли торжества по случаю 450-летия со дня преставления преподобного Геннадия Костромского 5 февраля 2015 г. 19:14 5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра  управляющий делами  Митрополичьего округа в Республике Казахстан   епископ Каскеленский Геннадий  возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы. Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии . Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди. Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию. В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. С 1821 по 1825 год ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря города Костромы был преподобный Макарий (Глухарев), апостол и просветитель Алтая. В ХХ столетии, в годину гонений на святое Православие, на Костромской земле засвидетельствовали свою веру многие новомученики и исповедники Русской Церкви. Среди них — священномученики Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, иерей Василий Сыпановский и другие страдальцы за веру Христову. Празднование Собора Костромских святых было установлено в 1981 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и приурочено ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3983903.ht...

Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В монастыре преподобного Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

http://pravicon.com/info-2725

Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете». Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение. Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые». Март, 27 Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским (память 31 марта/13 апреля). В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе. Память святителя Ефрема совершается также 23 мая/5 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых. Александр Вочский, Галичский, преподобный В 1096 г. половцы неожиданно напали на Киев, «пришли к Печерскому монастырю, — говорит очевидец Нестор, — тогда как мы после утрени спали по келлиям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В монастыре преподобного Паисия Галичского († 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV–haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский († 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский († 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским († 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский († 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси († 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский († 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. Январь, 24 Иоанн, мученик Казанский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Март, 27 Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским (память 31 марта/13 апреля). В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе. Память святителя Ефрема совершается также 23 мая/5 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых. Александр Вочский, Галичский, преподобный Преподобный Александр Вочский, Галичский подвизался в XV-XVI вв. Он основал монастырь в честь Преображения Господня на берегу реки Вочи в 50-ти верстах от Галича. Преподобный Александр преставился в начале XVI века и был погребен в церкви Преображения основанной им обители. Вскоре после смерти святого подвижника началось его почитание и был написан образ преподобного, установленный над мощами, погребенными под спудом. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001   002     003