Когда открылся великодушный поступок воина, его предали страшным истязаниям. Тогда святая Антонина добровольно явилась, чтобы разделить со своим спасителем мученический венец. Святых мучеников, облив смолой, ввергли в огненную яму и засыпали землей (это было около 313-го года). Впоследствии их святые останки (мощи), прославленные чудесами, перенесли в Константинополь в Максимов монастырь. Тропарь: Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша. Мученик Леонтий (и с ним Ипатий и Феодул) 1 июля (18 июня церк.кал.) Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул пострадали при императоре Веспасиане (70–79 г.) в Триполи финикийском. Святой Леонтий, родом грек, служил военачальником в римском войске, был умен от природы, знаком с книжной мудростью, целомудрен, милостив к нищим и страннолюбив. Правителю донесли, что Леонтий призывал людей не приносить жертв языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы задержать Леонтия. Ипатий по дороге заболел и находился при смерти. Ему явился Ангел и сказал: “Если хочешь выздороветь, то вместе с твоими воинами воззови трижды к небу: Боже Леонтия, помоги мне”. Все так и сделали, и трибун исцелился. В городе Ипатий и воин Феодул встретили человека, который пригласил их к себе в дом. Это оказался сам Леонтий, который научил их христианской вере, и они оба приняли крещение от него. Позже и сам правитель прибыл в город. Узнав о случившемся, он предал мучениям Леонтия, Ипатия и Феодула. Святых Ипатия и Феодула усекли мечем, а святой Леонтий скончался во время побиения палками. Христиане похоронили мучеников близ Трипольской пристани. Кондак : Мучителей посрамил еси лукавые коварства, и Еллинов обличил еси безбожное служение, воссиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия, богомудре мучениче. Сего ради твою память почитаем любовию, премудре Леонтие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf Июнь Благоверный князь Игорь 18 июня (5 июня по церк.кал.) Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева. Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря”. В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом. Мученик Леонид (и иже с ним) 18 июня (5 июня по церк.кал.) Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом. Тропарь: Мученик Твой, Господи, Леонид во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Мученики Александр и дева Антонина 23 июня (10 июня церк.кал.) Благочестивая дева Антонина происходила из подвластной Риму области – Фракии, ныне Болгарии. При императоре Максентии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА († 312 или 313), мученики (пам. 10, 9 или 12 июня, 3 или 2 мая). Согласно актам, св. Антонина происходила из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался во Фракии или М. Азии; происхождение А. В. неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ. веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп. Максимина , была отправлена им в публичный дом. Один из воинов Феста, молодой человек 22 лет А. В., к-рому ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику. А. В. исповедал перед ним христ. веру, за что был подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни года, ни места мученичества, акты точно сообщают его день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.). Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Далее сообщается, что правитель Фест умер через неск. дней, после чего гонение на христиан прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10 июня может рассматриваться как дата перенесения мощей мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что А. В. и Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I . Канон в честь этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем . Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития включены под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 217, 223). Иконография

http://pravenc.ru/text/64338.html

Память преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах Память святых мучеников Александра и Антонины, девы Христианская дева по имени Антонина жила на рубеже вв. и вела благочестивую жизнь в селении Кродамн в Малой Азии. По приказу правителя Феста ее схватили и предложили стать жрицей богини Артемиды. Св. Антонина с презрением отвергла такую возможность и ревностно исповедала веру во Христа. Тогда Фест приказал ее бить, а потом заключить в темницу, оставив без пищи и питья. Через три дня удар грома потряс тюрьму и небесный голос вдохновил святую на подвиг, повелевая сначала подкрепиться хлебом и водой, которые внезапно появились перед ней. Утром она была приведена к правителю. Смеясь, св. Антонина объявила о его скорой погибели. В ярости Фест повелел солдатам бить ее мечом плашмя. Дева не прервала своей молитвы и продолжала пророчествовать. Тогда правитель повелел отвести ее в блудилище. В это время двадцатитрехлетнему воину по имени Александр было явление Ангела. После откровения он пришел в это место и испросил разрешения войти к девице, якобы желая обесчестить ее. Оказавшись наедине с Антониной, воин открыл ей, что был послан Господом. Надев на нее свой плащ, он помог деве обмануть бдительность стражи и бежать. Некоторое время спустя четыре воина были посланы правителем, чтобы поглумиться над Антониной. Однако, придя в блудилище, они с удивлением нашли там только Александра. Приведенный к Фесту, воин исповедал, что является слугой Божиим и готов за Него умереть. Когда святого вели на казнь, Антонина явилась перед судом, и христиан тотчас привязали друг к другу. Им обоим отсекли руки и ноги, затем разорвали бока, обмазали смолой и бросили в яму, где пылал огонь. Так непобедимые поборники целомудрия достигли Царства Божия. Святой мученик Александр. Московская Духовная академия. XVII в. Когда огонь потух, яму засыпали землей, чтобы христиане не могли найти драгоценные мощи мучеников. По преданию, свв. Александр и Антонина пострадали в 313 г. Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Изящный» в древнерусском языке означало «превосходный», «добродетельный»: «воин изящен» С.Л.Франк. Этюды о Пушкине. Paris: YMCA-Press, 1987. C. 64. С.Л.Франк справедливо замечает, что Пушкин-мудрец, Пушкин-мыслитель фактически не изучен. Но его предложение издать отдельные выбранные мысли Пушкина противоречит всему характеру пушкинской мудрости: нет ничего более далекого от афоризма, чем изумительные замечания Пушкина, всегда сделанные a propos, в связи с чем-то. Нова не мысль, повторяет Пушкин, а соединение мыслей. «Может быть, русские вообще как целое талантливы, но не очень умны», замечает Шмеман, делая при этом исключение для Пушкина, «который, мне кажется, никогда не сказал ни одной глупости». Прот.Александр Шмеман. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 333. Можно добавить: ум в русской культуре не приветствуется ни начальством, ни обществом. Бытовое презрение к «умным» и уму поражает иностранцев, живущих в России. «Тайный» – в том числе в его старом церковнославянском значении (таинственный) – один из любимых эпитетов Пушкина. Связь его с областью поэзии постоянна: цветы поэзии – «тайные цветы» (Люблю ваш сумрак неизвестный И ваши тайные цветы...), Муза – «дева тайная» (Прилежно я внимал урокам девы тайной…), стихи – «тайные» (И тайные стихи обдумывать люблю…), свобода поэта – «тайная (таинственная) свобода» (Любовь и тайная свобода Внушили сердцу гимн простой…). Ср. о нарушителях этого сна и этого бдения: Блажен… Кто скрыт, по милости Творца, От усыпителя глупца, От пробудителя нахала. («Уединение», 1819) Удивительным образом «первая наука» Пушкина («И нас они науке первой учат – Чтить самого себя») совпадает с аскетическим учением Антония Великого: «Я пишу вам как разумным людям,способным узнать себя. Ибо тот, кто знает себя, знает Бога» (Послание 4); «Ибо тот, кто знает себя, знает всех. …И тот, кто может любить себя, любит всех» (Послание 6). Знать себя, по Антонию, значит знать в себе то самое «не смертное чувство», вложенное от создания: «Все, кто знает себя, знают, что они причастны бессмертному началу». «Отцы-пустынники», о которых Пушкин писал в последний год своей жизни, каким-то образом оказались ему знакомы раньше, чем историкам пустынножительства! Послания Антония Великого – недавняя находка, и я цитирую ее по английскому переводу: The Letters of St. Antony the Great. Transl. by Derwas J. Chitty. SLG Press, Oxford 1995. Р. 12, 20-21, 21. См. наши переводы из «Посланий св. Антония Великого»//Седакова О.А. Четыре тома. Т. II. Переводы. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. С. 49–68.

http://pravmir.ru/mysl-aleksandra-pushki...

«Иди к правителю и скажи ему, чтобы он дозволил тебе войти к Антонине. Когда взойдешь к ней, то одень ее твоим плащом и пусть она уйдет из того дома, да не узнает ее злобный правитель». Доблестный воин Христов, исполняя повеление ангела, пришел к правителю и стал просить его: «Позволь мне войти к Антонине и если я ее уговорю, тогда освободи ее, а если нет, то делай с ней, что пожелаешь». Правитель согласился исполнить его просьбу и сказал ему: «Делай с ней все, что тебе желательно». Тогда Александр взошел в то помещение, где находилась святая дева, припал к ее ногам и так начал ей говорить: «Раба Господня, дева Антонина! Господь послал меня к тебе открыть тебе то (как Он мне возвестил), что девство твое будет сохранено». Святая устрашилась. Но вдруг комнату осветил сильный свет и послышался голос, который говорил: «Не бойся, Антонина! Призвавший тебя на подвиг щедр и многомилостив, — и сего Александра призывает к тому же мученическому подвигу. Оденься в его плащ, голову же свою наклони и спрячь лицо свое и так выйди отсюда, чтобы правитель в таком виде не узнал тебя. Я же так скрою тебя, что он тебя не узнает!» Тогда святая Антонина взяла у Александра его плащ и надела на себя, закрыла голову свою и, выйдя вон из дому, сделала знак рукой правителю, как бы говоря: поступай, как желаешь. Таким образом святая дева Христова, как серна избегши сетей, пошла своим путем, радуясь своему избавлению. Правитель же, подумав, что это Александр вышел из дома, послал к Антонине еще четырех воинов, сказав им: «Ступайте к ней и сделайте с ней, что вам угодно; а надругавшись над нею, выведите ее вон, да получит она великое бесчестие и мы все посмеемся над ней». Воины, исполняя приказание правителя, вошли, чтобы осквернить деву, не нашли ее, а увидали только одного Александра. Сильно удивившись, они спросили его: «Где же та женщина? Отчего ты один?» Взяв затем его, привели к правителю и сказали: «Мы в той комнате нашли только его одного, девицы же нет там». Правитель также был весьма удивлен происшедшим и стал спрашивать Александра: «Скажи нам неверный и обманщик, как ты осмелился обмануть нас? Где та нечестивая блудница? Ты обесчестил ее, а потом, одев своим плащом, отпустил, желая взять ее себе в жены; но этого не будет, и ты не избегнешь моего гнева».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Однажды св. Макарию принесли винограду. Сильно хотелось ему съесть ягоды, но он, чтобы победить в себе это желание, отослал ягоды к иноку более слабому. Инок этот, тоже желая сохранить воздержание, послал ягоды к другому, а этот к третьему и так далее, и ягоды снова появились у Макария. Тогда Макарий удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Раз пришла святому горделивая мысль идти в Рим исцелять больных. Он насыпал в мешок песку и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока утомил тело, и мысль оставила его. Св. Макарий Александрийский скончался в 395 г., будучи 100 лет. Он написал «Слово о исходе души», находящееся в Следованной псалтири. Преподобный Макарий Печерский подвизался в XII веке. Мощи его – в Антониевой пещере. Мученица Евфрасия дева происходила из Никомидии от знатных родителей. Правитель принуждал ее принести жертву идолам, а когда она отказалась, приказал бить ее и отдал воину на осквернение. Святая пламенно молилась Господу, чтобы Он сохранил ее в девстве, и Бог услышал ее молитву. Она предложила воину носить с собой траву, которая может сохранить его от всякого неприятельского оружия, и сказала, что трава сия имеет силу только тогда, когда будет получена от девы, а не от женщины. Воин поверил Евфрасии и пошел с нею в сад за травой. Св. мученица нарвала травы, какой пришлось, и посоветовала испытать силу травы на ней самой. Положила траву себе на шею и велела воину ударить мечом изо всей силы. Воин ударил, и св. Евфрасия отошла к Богу непорочной девой. Это было в 303 году. Преподобный Евфимий Великий родился в г. Милитине, близ Евфрата. Когда за смертью отца, мать отдала его на воспитание дяде пресвитеру, тот представил отрока епископу. Епископ полюбил Евфимия за доброе поведение и сделал чтецом в церкви, а затем и пресвитером и поручил управление монастырями в городе. Но св. Евфимию хотелось уединения, и он на 30-м году жизни тайно удалился из города и, посетив Иерусалим и другие свв. места, поселился в пещере близ лавры Фаре и предался подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

VI. Гонения Максимина (305–312). После отречения Диоклетиана (1 мая 305) и прихода к власти на Востоке империи Галерия Египет с Сирией получил племянник последнего Максимин Даза, правивший сначала в ранге кесаря, а в 309 г. провозглашенный августом. Продолжая политику преследований по отношению к христианам, в 306 г. он подтвердил эдикт Диоклетиана о всеобщей обязательности языческих жертвоприношений. Среди жертв гонений, связанных с его именем,— некая дева-христианка (Евсевий. Церк. ист. VIII 14. 15; в лат. пер. Руфина приведено ее имя — Дорофея), лишенная имущества и сосланная; христ. философ Едесий, за выступление с обличением нравов языческого об-ва замученный и брошенный в море. Еп. Филей Тмуитский в послании своей пастве свидетельствует о христ. мучениках в Александрии. Позже сам он после долгого заключения был казнен вместе с важным чиновником Филором, та же участь постигла и др. чиновника, Диоскора. Отшельник Аполлоний и флейтист Филемон, осужденные на смерть в Фиваиде и чудесным образом избежавшие ее, были приведены в Александрию и брошены в море. Ок. 307/08 г. Максимин «смягчил» наказание для упорствовавших христиан, заменив смертную казнь увечьем; многим мученикам усекались носы, уши, руки и др. части тела (Евсевий. Церк. ист. VIII 12. 1). После эдикта Галерия о прекращении гонений (30 апр. 311) Максимин был вынужден подчиниться, но уже через 6 месяцев, будто бы уступая просьбам подданных, возобновил преследования христиан. В это время, покинув пустыню, в Александрию прибыл поддержать мучеников прп. Антоний, но власти запретили монахам появляться в трибунале и вообще находиться в городе (Житие Антония. 46. 1–3). На смерть были осуждены епископы Исихий, Пахомий и Феодор, содержавшиеся в заключении вместе со сщмч. Филеем, а также священники Фавст, Дий и Аммоний. Был схвачен и сам Петр, еп. Александрийский. Несмотря на то что верующие, пытаясь защитить своего пастыря, окружили тюрьму, он был отведен в Вукол и казнен (25 нояб. 311). Спустя 2 месяца, 31 янв. 312 г., претерпели мученичество за веру александрийский врач Кир, воин из Эдессы и св. Афанасия с 3 дочерьми, Феоктистой, Феодосией и Евдоксией. К этому же времени относят и мученичество вмц. Екатерины, по преданию принадлежавшей к имп. дому. В публичных прениях перед императором она обратила в христианство 50 языческих философов и, осужденная на смерть, была обезглавлена за городом. Из жития вмц. Екатерины известно, что та же участь постигла многих обратившихся к вере знатных лиц, в т. ч. и императрицу-августу.

http://sedmitza.ru/text/411791.html

В Александрию христиан привозили для наказания из Египта и Фиваиды. Руководитель огласительной школы Климент Александрийский из-за Г. был вынужден покинуть город. Его ученик Ориген , отец к-рого Леонид оказался в числе мучеников, взял на себя подготовку новообращенных. Неск. его учеников также стали мучениками, причем многие были лишь оглашенными и приняли крещение уже в заточении. Среди казненных была дева Потамиена, сожженная вместе с матерью Маркеллой, и сопровождавший ее воин Василид ( Euseb. Hist. eccl. VI 5). 7 марта 203 г. в Карфагене перед проконсулом Африки предстали и были брошены диким зверям знатная римлянка Перпетуя и ее рабыня Фелицитата вместе с Секундином, Сатурнином, рабом Ревокатом и престарелым свящ. Сатуром (пам. 1 февр.; Passio Perpetuae et Felicitatis 1-6; 7, 9; 15-21). Известны мученики, пострадавшие в Риме, Коринфе, Каппадокии и др. частях империи. При имп. Каракалле (211-217) Мертвенные ложа в катакомбах Каллиста, Рим. 1-я пол. III в. Мертвенные ложа в катакомбах Каллиста, Рим. 1-я пол. III в. Г. вновь охватило провинции Сев. Африки, однако имело ограниченный характер. На этот раз христиан преследовал правитель Проконсульской Африки, Мавритании и Нумидии Скапула, адресат апологии Тертуллиана («К Скапуле»). В целом Церковь спокойно пережила правление последних Северов. Марк Аврелий Антонин Элагабал (218-222) намеревался перенести в Рим «религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения», чтобы подчинить их жрецам почитаемого им эмесского бога Эла (Scr. hist. Aug. XVII 3. 5). За неск. лет правления Элагабал снискал себе всеобщую ненависть римлян и был убит во дворце. В то же самое время, видимо, от бесчинства толпы погибли Римский папа Каллист и пресв. Калеподий (пам. зап. 14 окт.; Depositio martyrum//PL. 13. Col. 466). Имп. Александр Север (222-235) последний представитель династии, не только «терпимо относился к христианам» (Ibid. XVII 22. 4) и желал «построить храм Христу и принять Его в число богов» (Ibid. 43. 6), но даже ставил в пример христ. практику избрания священников как образец при назначении правителей провинций и др. чиновников (Ibid. 45. 6-7). Тем не менее христ. агиографической традицией к времени правления Александра Севера отнесены неск. свидетельств о Г., в т. ч. страсти мц. Татианы (пам. 12 янв.), мц. Мартины (пам. зап. 1 янв.), пострадавших, по-видимому, в Риме. Ок. 230 г., вероятно, в Никее Вифинской пострадала мц. Феодотия (пам. 17 сент.). Имп. Максимин Фракиец

http://pravenc.ru/text/166129.html

Надо только как следует, не по-дилетантски, разобраться в них. На другое утро наши друзья пожаловали к нам, а Стэплтон следовал за ними издали в кэбе. Судя по многим признакам и хотя бы по тому, что он знал меня в лицо, знал и мой адрес, его карьера не ограничивалась баскервильским делом, я в этом почти уверен. Так, например, за последние три года в западных графствах было совершено четыре крупных ограбления, а преступников обнаружить не удалось. Последнее из них — это было и Фолкстон-корт в мае месяце — не обошлось без кровопролития. Грабитель в маске уложил выстрелом из револьвера мальчика-слугу, который застиг его. Теперь я не сомневаюсь, что Стэплтон поправлял таким способом свои расстроенные финансовые дела и что он уже давно был опасным преступником. В его находчивости и дерзости мы могли убедиться в то утро, когда он так ловко улизнул от нас и потом назвался моим же именем, прекрасно зная, что я доберусь до этого кэбмена. И тогда Стэплтон понял: в Лондоне рассчитывать на успех нечего, так как за это дело взялся я. Он уехал в Дартмур и стал ждать приезда баронета… — Постойте! — перебил я Холмса. — Вы совершенно точно изложили весь ход событий, но один пункт все же для меня неясен. Что стало с собакой, когда ее хозяин уехал в Лондон? — Вопрос очень существенный, я сам этим интересовался. У Стэплтона, конечно, был какой-то сообщник, хотя вряд ли он делился с ним всеми своими планами — это значило бы полностью отдаться в его власть. Помните слугу в Меррипит-хаус, старика Антони? Он жил у Стэплтонов несколько лет, еще в то время, когда у них была школа, и, конечно, знал, что они муж и жена. Так вот, этот самый Антони исчез бесследно, в Англии его нет. Обратите также внимание на то, что имя Антони встречается у нас довольно редко, а в Испании и в Латинской Америке Антонио попадаются на каждом шагу. Старик говорил по-английски не хуже миссис Стэплтон, но с тем же странным акцентом. Я сам видел, как он ходил в глубь Гримпенской трясины по тропинке, намеченной Стэплтоном.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-sherl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010