Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1292 г. Фотография. 2010 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1292 г. Фотография. 2010 г. (Липненский; на Липне), находился в 7 верстах от Новгорода, при впадении р. Мсты в оз. Ильмень, на острове, называвшемся Липно (Липки) (РГИА. Ф. 797. Оп. 26. Д. 20. 1856. Л. 4). Место, где был устроен мон-рь, было важным в географическом отношении. В оз. Ильмень сходились крупные торговые пути. По Волхову, Мсте и далее по Тверце и Волге пролегал древнейший Волжский путь, к-рый связывал Новгород со среднерусскими землями (Тверь, Москва) и странами Востока. В 1606 г. дорога через Липно была названа Большая Московская. При этом уточняется, что она была «зимней и судовой», т. е. функционировала и зимой и летом ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 522). В 1292 г. Новгородский и Псковский еп. Климент († 1299) заложил каменную ц. во имя свт. Николая Чудотворца (ПСРЛ. Т. 3. С. 65). В поздней Н3Л уточняется, что храм был поставлен в мон-ре (Новгор. Лет. 1879. С. 209). Возможно, мон-рь был основан одновременно со строительством храма или вскоре после его возведения, по преданию, на месте обретения в 1113 г. круглой иконы свт. Николая Чудотворца, по молитвам перед которой исцелился кн. Мстислав Владимирович. В 1113 г. в память об этом событии князь заложил Никольский собор на Ярославовом дворе в Новгороде. Чудотворная икона хранилась в этом соборе и особо почиталась горожанами (Там же. С. 188). В 1294 г., при кн. Андрее Александровиче и еп. Клименте, «стяжанием» некоего Николая Васильевича мастер Алекса Петров написал для Никольской ц. икону (Там же. С. 209-210), которая экспонируется в Новгородском музее-заповеднике. На иконе имеется пространная надпись о времени ее написания, об авторе, а также о поновлении в 1556 г., при Новгородском архиеп. Пимене (Чёрном) . Из этой надписи следует, что икона была выполнена специально для обители. Надпись в сокращенном виде воспроизвел автор Н3Л.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

АФАНАСЬЕВ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 4 , С. 74 опубликовано: 4 марта 2009г. АФАНАСЬЕВ Артемий, иконописец вотчины Кий-Островского Крестного мон-ря . В 1661 г. работал для Крестного мон-ря вместе с Михаилом Алексеевым и Иваном Никоновым . По заказу архим. Сергия (1670-1672) они исполнили образ «Честнаго Животворящаго Креста Господня в чудесах» (1671); на следующий год «на своем хлебе» А. писал 4 иконы «Животворящаго Креста Господня». В 1684 г. А. Алексеев вместе с сыновьями написал иконы для новой ц. Успения Божией Матери Пертоминского Крестиморовского мон-ря. Лит.: Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 37-38, 85. Т. М. Кольцова Рубрики: Иконописцы и реставраторы Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Афанасьев Артемий ( XVII в.), иконописец Иконописцы русские См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/77056.html

ГУРИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 13 , С. 471 опубликовано: 20 октября 2011г. ГУРИЙ иконописец 1-й пол. XVI в. (упом. до 1542), современник прп. Стефана Комельского, написавший иконы для ц. свт. Николая Чудотворца (освящена в 1534) Стефанова Озерского мон-ря. В Житии прп. Стефана сравнивается с прп. Андреем Рублёвым : «Прииде же ему некий брат. Имея он художество иконное писание, именем Гурий; сей многия труды показа, многия иконы написа и вся строя церковная преписа, якож бысть прежде во Андроникове монастыре, иже на Москве: игумену Александру, строяще церковь каменну святаго Спаса Нерукотвореннаго, а старцу Андрею иконы пишущу, сему же подобно и зде: Стефану строящу, а Гурию пишущу» ( Лопарев Х. М. Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. С. 16. (ПДП; 85)). Лит.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 171. Рубрики: Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иконописцы русские Гурий, иконописец 1-й пол. XVI в. См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/168366.html

ДОЛМАТ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛМАТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 15 , С. 590 опубликовано: 6 августа 2012г. ДОЛМАТ [Далмат], рус. иконописец XV в. В Софийской II летописи под 1485 г. содержится упоминание о росписи Д. московской ц. Сретения на Посаде (очевидно, каменной ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери, построенной в 1482 при московском в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ре вел. кн. Иоанном III, в 1679 на месте обветшавшей церкви возвели новый собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери): «Того же лета (6693) князь великий (Иоанн III Васильевич) повеле подписывати церковь Сретенье святыа Богородица на посаде, а мастер Долмат иконник». Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 321. Лит.: Ровинский. Обозрение иконописания. С. 5; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 174. Э. В. Ш. Рубрики: Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иконописцы русские Долмат [Далмат], русский иконописец XV в. См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/178781.html

КОНИН расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНИН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 36 , С. 630 опубликовано: 13 июня 2019г. КОНИН Михаил (Мисаил) (XV-XVI вв.), иконописец; упоминается как «писец великого князя». Сын иконописца Кони, сотрудничавшего с Дионисием . В описи Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. он отмечен как автор иконы «Достойно есть» «на гладком золоте» в Успенском соборе на левом столпе. Эта икона, «болшая пядница», была передана Новгородским архиеп. Макарием «Каиану архимандриту Пахнутьевскому». Лит.: Вяземский П. П. Иконописный подлинник краткой редакции. СПб., 1885. (ПДП; 56); Лихачёв Н. П. Иконописцы подлинника краткой редакции // ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 2. С. 353-355; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. 3; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 354. Рубрики: Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иконописцы русские Конин Михаил (Мисаил) (XV-XVI вв.), иконописец См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1841926.html

КОНЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 37 , С. 503 опубликовано: 26 июля 2019г. КОНЯ иконописец. В 1481 г. работал с Дионисием в Успенском соборе Московского Кремля. По сообщению 2-й Софийской летописи, участвовал в создании иконостаса для этого собора, включавшего «Деисус большей с праздники и с пророки» (ПСРЛ. Т. 6. С. 233). Род «иконника Коня с товарищи» внесен в синодик 1661 г. Боголюбского в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-ря (ГВСМЗ. В-5636/113. Л. 80), однако А. А. Турилов полагает, что эта запись не имеет отношения к К. ( Турилов А. А. Заметки дилетанта на полях «Словаря рус. иконописцев XI-XVII вв.» // ДРВМ. 2007. 4. С. 126). Известно, что сын К. Михаил Конин также был иконописцем. Лит.: Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе 1481 г. из Успенского собора Моск. Кремля // Сов. искусствознание. М., 1986. Вып. 20. С. 445-470; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 356. Рубрики: Отечественные иконописцы и реставраторы Ключевые слова: Иконописцы русские Коня, иконописец См.также: АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в. АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2057184.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_21.html

Список статей по запросу «Петруся» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петруся» найдены статьи: АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород) АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.) ГАИЙ, ФАВСТ, ЕВСЕВИЙ, ХЕРИМОН, ЛУЦИЙ, ПЕТР, ПАВЕЛ (III в.), мученики Александрийские (пам. 4 окт.) ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.) ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ († 726, по др. данным, 730), мученики К-польские (пам. 9 авг.) МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) МАРТИР ПЕТР Мартир Петр - см. Петр Мартир МЕЛЕТИЙ, ПЕТР, СЕРАПИОН, ФИЛАРЕТ преподобные (пам. М.- 12 февр., П.- 10 сент., С.- 13 июля, Ф.- 1 дек.) МСТИСЛАВЕЦ ПЕТР ТИМОФЕЕВ см. Петр Тимофеев Мстиславец НИКАНДР, ГРИГОРИЙ, ПЕТР, ДИМИТРИЙ И ЕЛИСАВЕТА св. отшельники Мессинские (Сицилийские) (пам. зап. 19 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Петруся.html

и Г. не заимствованы из библейских книг, что уникально для визант. обряда. Паремии, как и древнейшее проложное сказание, восходят к летописной повести в составе Начального свода. В тексте есть аллюзии на места ВЗ, использующиеся в паремиях,- т. о. составители, видимо, хотели уподобить эти паремии обычным библейским. Заголовки чтений, несмотря на содержание, библейские: «От Бытия чтение» (иногда «От Притч чтение»). 1-я паремия содержит поучение о любви и ненависти между братьями, 2-я и 3-я описывают историю убийства Б. и Г. и войны Ярослава со Святополком ( Успенский. С. 9-11, 112-118). Возможная причина появления в рус. книгах необычных паремий - влияние зап. богослужения, в к-ром библейские чтения в дни памяти вел. святых могли заменяться житиями (см. в ст. Бревиарий ). Древнейшим известным списком паремий Б. и Г. является список XIII в., приплетенный к Захарьинскому Паремийнику 1271 г. (РНБ. Q. п. I. 13. Л. 256-264 об.; Паремийник РГАДА. Тип. 49 в лит-ре нередко относимый к XII в., на самом деле создан в 1-й пол. XV в.- Каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Ч. 2 112). В печатных изданиях XVII в. эти чтения были заменены библейскими (общие мученику единому), хотя Типикон 1610 г. следует более старой практике и указывает житийные паремии (Л. 797 об.). В рукописях встречаются примеры использования летописных паремий Б. и Г. также 15 июля - в день памяти равноап. Владимира (Устав Иоси-фо-Волоколамского мон-ря 1553 г. ГИМ. Син. 337. Л. 335; Минея XV в. ГИМ. Увар. 769-1 ° и др.- Успенский. С. 43, 82-83). Св. Борис. Фрагмент иконы свт. Николая Чудотворца (Липенского). 1294 г. Мастер Алекса Петров (НГОМЗ) Св. Борис. Фрагмент иконы свт. Николая Чудотворца (Липенского). 1294 г. Мастер Алекса Петров (НГОМЗ) В рукописных Уставах на память Б. и Г. могли использоваться кроме житийных библейские паремии (причем нередко помещались и те, и др.). В ранних рукописях - чтения Быт 4. 8-15, Притч 3. 34-35; 4. 1-22 и 1 Ин 4. 20-21; 5. 1-5.

http://pravenc.ru/text/153171.html

2001. С. 88-90; Медведева. 2009. С. 293-297). Известны разные по типу образы К. на личных печатях, княжеских и монастырских. Погрудное изображение К. с высоким лбом, без шапки, с короткой бородой, в омофоре с крестами, надпись «KYPIлoc» - на печати кн. Всеволода Ольговича, найденной в Вышгороде ( Янин, Гайдуков. 1998. 114а. С. 41, 126, 323) и на печатях его сына кн. Святослава (Михаила) Всеволодовича, княжившего в Новгороде в 1180-1182 гг., к-рые были найдены у подножья Андреевской горы в Киеве и в Вел. Новгороде (Там же. 188. С. 46, 137, 267, 344); святой изображен на оборотной стороне по образцу иконы «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский)» в рост, с распростертыми руками и кодексом на левой руке, подпись: «агиос Кирилъ»; на нем фелонь, омофор с крестами; у него высокий лоб, голова не покрыта. Подобный тип был использован на печатях Кириллова (или Мало-Кириллова) новгородского мон-ря на о-ве Нелезень в окрестностях Славенского конца. Образ святого («агиос Кюрилъ») в рост - на лицевой стороне; монастырская подпись на обороте («Печать св. Кюрила» - см.: Там же. С. 106, 305; В. Л. Янин датировал подобные печати XV в., см. также: Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2: Новгородские печати XIII-XV вв. С. 138-139, 231, 358). Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Один из древнейших рус. примеров совместного изображения К. и свт. Афанасия Великого - небольшие фигуры на полях новгородской иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» из ц. Николая Чудотворца на о-ве Липно в окрестностях Вел. Новгорода (1294, мастер Алекса Петров, НГОМЗ). Образ К. в ряду вел. отцов Церкви соседствует со св. князьями Борисом и Глебом. Эта традиция сохранилась в новгородском иконописании и позднее, как, напр., на иконе из Мало-Кириллова монастыря с фигурами в рост святителей - К., Афанасия Великого, Леонтия, еп.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010