Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. М. А. м. на Остоженке Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. М. А. м. на Остоженке первоначально был основан как общежительная обитель митр. всея Руси свт. Алексием в районе совр. Зачатьевского пер. и подчинялся кремлевскому Чудову в честь Чуда архангела Михаила монастырю . Весной 1514 г. в М. А. м. была заложена одна из 11 каменных церквей Алевиза Фрязина (Старого): «...церковь Алексей Человек Божей в девичи монастыри за Черторьею» (ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255). Сопоставление каменного храма с трапезной, открытого во время раскопок 2002-2008 гг. под рук. Л. А. Беляева и Н. А. Кренке, исследователями не проводилось, найденный храм датирован 1-й третью - 2 пол. XVI в. По мнению Беляева, в период между 1551 и 1571 гг. М. А. м. мог располагать 2 участками: на Остоженке, с правой стороны от Черторыя, и в Чертолье, на левом берегу того же ручья и его оврага. Вероятно, после пожара, связанного с нашествием Девлет-Гирея в 1571 г., сестры оставили обитель на Остоженке и перешли на 2-й участок, в Чертолье. В 1584-1585 гг. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина основали на старом месте Алексеевской обители Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь . В писцовых книгах Тверского у. 1539-1540 гг. упоминаются деревни и село, принадлежащие М. А. м. в Чертолье ( Калачов, ред. 1877. Ч. 1 Отд. 2. С. 273, 278). Следующее по времени упоминание мон-ря в Чертолье имеется в списке поповских старост 1551 г. ( Боголюбский. 1894. 9. С. 474). М. А. м. в Чертолье История переноса М. А. м. в Чертолье изложена в жалованной грамоте 1623 г. царя Михаила Феодоровича . В Чертолье мон-рь уже располагал земельными владениями и городской слободой поблизости от его стен. Грамота 1623 г. упоминает вотчину, пожалованную вел. кн. Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Смирнов. 1884. С. 14). Первое упоминание о монастырской слободе в Чертолье имеется в росписи опричных и земских земель 1565 г. (РИБ. Т. 2. С. 257: «...опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря и Алексеевского монастыря слободы»). Местоположение слободы определяется по описанию, сделанному после пожара 1629 г.: она занимала вытянутый поперек Москвы-реки участок к северо-востоку от монастыря (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205; Баталов, Беляев. 2010. С. 121). М. А. м. владел слободой до 1649 г., когда все слободы были отобраны в ведение казны (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 128-129).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

Западный портал. Нач. XVI в. Западный портал. Нач. XVI в. Облик галерей Б. с. связан с новым этапом деятельности на Руси итал. мастеров - с приездом Алевиза Фрязина (или Старого), а затем Алевиза Нового в Москву. К 1508 г., когда было завершено строительство великокняжеского дворца и созданы росписи папертей Б. с., вместо характерных среднерус. перспективных порталов с килевидным очертанием архивольтов на сев. и зап. фасадах были установлены новые порталы, характерные по композиции и орнаментации для эпохи Кватроченто. Видимо, тогда же изменили форму пилонов, поддерживающих арки галереи, к-рые получили итальянизирующую трактовку (филенка, декорирующая плоскость прямоугольного столпа, фланкирована полуколонками), и импостов в пятах сводов (повторяющийся мотив капители). Первоначальный портал 1484-1489 гг. сохранился на юж. фасаде и был восстановлен по найденным фрагментам в 1949 г. Здесь же сохранились и первоначальные карнизы в пятах свода. Особую сложность представляет реконструкция юж. крыльца и юж. галереи, а также датировка их декорации. Итальянизирующая резьба портала юж. крыльца, фриза и окна с двойной аркой на стене паперти значительно отличается не только по рисунку, но и по раскраске (зеленый фон) от многочисленной резной декорации кремлевских построек, к-рая достоверно датируется рубежом XV-XVI вв. На этом основании делался вывод о возможности ее датировки сер. XVI в. (С. С. Подъяпольский). Существует и противоположная т. зр., согласно к-рой эти декоративные детали относятся к кон. XV в. и установлены здесь в XVIII в., возможно после разборки вост. паперти и строений Казенного двора (И. Я. Качалова). Приделы собора 1484-1489 гг. Согласно общему мнению, древнейший придел Б. с. был посвящен свт. Василию Великому, архиеп. Кесарийскому, небесному покровителю вел. кн. Василия Димитриевича. О размещении его в соборе XIV в. и 1416 г. точных сведений нет. В новом соборе он был освящен 20 авг. 1489 г. По росписи дьяконника, к-рую датируют временем обновления собора после пожара 1547 г., полагают, что придел свт. Василия Кесарийского размещался в нем (А. И. Успенский, Качалова). Летопись сообщает, что в этом приделе в 1533 г. повелел «тайно служити» смертельно больной вел. кн. Василий III. Качалова предполагает, что приделы могли существовать и на хорах собора. Перестройки и реставрации собора

http://pravenc.ru/text/149295.html

Подобный тип кладки впервые применен в 1420 – 1430 е годы Брунеллески при строительстве купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Таким образом, можно уверенно утверждать, что автором ярославского собора был итальянский (возможно, венецианский) архитектор. Очевидно, он был один из многочисленных итальянских мастеров, прибывших в Россию в начале XVI века. Древнерусская архитектурная традиция сохранила для потомков очень мало имен зодчих, за исключением иностранцев, связанных с царскими заказами, имена которых иногда оставались в летописях. Им зодчего, построившего Спасский собор в Ярославле, до последнего времени бело неизвестно. Однако недавно исследователь древнерусской литературы А.А. Турилов обратил внимание на одну знаменательную запись в самом раннем синодике ярославского Спасского монастыря (1656 г.), которая гласит: «Род Иоанна Фрязина. Иоанна Оулиании». Запись содержится в старейшей части синодика, и это позволяет предположить, что она была перенесена из более древнего, не дошедшего до нас. Аналогичная запись имеется и в двух более поздних синодиках Спасского монастыря второй половины XVII века. Если имя Иоанна или, по другому синодику, Ивана Фрязина, восходит к монастырскому синодику начала XVI столетия, то допустимо предположить, что он и был тем мастером, который построил Спасский собор. Русские летописи упоминают лишь одного зодчего Ивана Фрязина, который в 1516-1517 годах восстанавливал сорок саженей упавшей стены Псковского кремля. Строительство Спасского собора и восстановление этой стены очень близки по времени. Известно, что итальянские архитекторы, работавшие в России в первой трети XVI века, были подчинены московскому великому князю. По его указанию они строили как в самой Москве, так и далеко за ее пределами. Весьма вероятно, что Иван Фрязин после окончания строительства Спасского собора, - очевидно, в конце 1515 или в самом начала 1516 года – был сразу же переведен для исполнения упомянутой срочной работы в Пскове. Если все эти рассуждения верны, то нам известно имя итальянского мастера, построившего Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Его сопровождал русский посол Ларев и дьяк Карачаров. Из-за русско-литовской войны путешественники не могли ехать через Литву и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого Алевиз построил " железные ворота Демир-Хапу " в ханском дворце в Бахчисарае. Прибывшего в Москву 10 ноября 1504 года Алевиза стали здесь именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец " Алевиз " - Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, участвовавший в строительстве Московского Кремля. Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор - остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости. Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренесансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился в чисто русской традиции, но в обработке фасадов явно присудствуют элементы венецианской архитектуры. Завершённый в 1509 году, пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлёвский собор. Одним из новшеств, применённых Алевизом, стали белокаменные раковины в закомарах собора - это элемент получил впоследствии широкое распространение на Руси. В частности, к нему прибегали строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Дмитрове. Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостости облика Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм настолько пришёлся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой полаты, Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. Порталы храма обильно украшены резным растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Здание храма в советский период использовалось под ремонтные мастерские и склады, в Великую Отечественную войну в храме ремонтировали танки. Церковь сильно пострадала: колокольню разрушили, малые купола сбили, настенные росписи закрасили, утварь разграбили, в трапезной части пробили стену для въезда танков, в полу была яма для ремонта военной техники. Храм все больше ветшал и разрушался, никто не следил за его состоянием. Попытались даже устроить в четверике Борисоглебского придела второй этаж. Мощные рельсы для обустройства перекрытий второго этажа до сегодняшнего дня еще не демонтированы ввиду сложности и дороговизны данных работ. В 1995 г. храм вернули верующим, началось его возрождение. В 2007 г. завершена наружная отделка четверика храма: он оштукатурен и выкрашен в красный цвет — символический цвет мученичества. В преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры и накануне престольного праздника храма св. благоверных князей Бориса и Глеба на купола храма 13 мая 2007 г. были водружены позолоченные кресты. В Захарие-Елисаветинском приделе при помощи благотворителей Глеба и Илии был установлен двухъярусный резной иконостас. В алтаре появились престол и жертвенник и вся необходимая для совершения богослужений утварь. Осенью этого же года в Захарие-Елисаветинском приделе стали проводить службы. http://borglkolomna.gradblagokolomna.ru/ Церковь благоверных князей Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице Коломны стоит особняком от множества храмов исторического центра. Эта часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудьем или Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 годы на средства коломенских состоятельных граждан Коломны К. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря на дальнейшие перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 году классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. «Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса», – так вспоминал Запрудную слободу ее знаменитый уроженец писатель Иван Иванович Лажечников в повести «Новобранец 1812 года». Древние стены коломенской крепости, зубец башни которой упоминал в этом отрывке романист, были построены в 1525-1530-е годы при великом князе Василии III. Существует версия, что для строительства Коломенского кремля московский правитель нанял знаменитых итальянских мастеров Алевиза Большого и Алевиза Малого. Кирпич для стен и башен кремля добывали в двух пригородных слободах – Митяевской и Запрудной.

http://sobory.ru/article/?object=08654

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. В Москве найдены остатки церкви, построенной Алевизом Новым Уникальная археологическая находка была сделана недавно в Москве. Специалисты компании " Сатори " , проводившие обследование фундаментов всех зданий, находящихся в непосредственной близости к гостинице " Россия " , разборка которой производится в настоящее время, обнаружили в подвале храма св. Варвары на Варварке прекрасно сохранившийся белокаменный подклет более древнего храма. Он был возведен на этом месте в 1514 г. знаменитым зодчим Алевизом Новым - автором Архангельского собора в Московском Кремле. В северной части подклета сохранилась кладка стен, пята свода, узкая и глубокая амбразура окна. Вскрытые фрагменты постройки подтверждают информацию старинного генерального плана, согласно которой церковь св.Варвары была центрической постройкой, четырехлепестковой в плане. Такая же композиция характерна для другой работы Алевиза Нового - сохранившейся церкви св. Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре, которая была сооружена в 1514-1517 гг., т.е. одновременно с Варваринским храмом. Последний, построенный по заказу богатых купцов, отличался от монастырского собора своей миниатюрностью. При этом церковь имела глубокий подклет, который мог предназначаться для хранения товаров или иного имущества. В 1730 г. церковь св. Варвары пострадала от пожара; после восстановления митрополит Московский Платон (Левшин) счел ее " нимало благолепию на таком особливом месте не соответствующей " и в 1765 г. распорядился заменить ее новой постройкой. После разборки старого храма на его месте в 1796-1804 гг. была сооружена новая, более просторная церковь в стиле классицизма. Автором проекта был известный архитектор Родион Казаков, автор церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе и ряда других крупных построек в Москве рубежа XVIII - XIX вв. Новый храм, несколько больший по площади, покрыл остатки постройки Алевиза Нового как бы футляром, в результате чего они благополучно сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02850

1. С. 530. 290; Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Раздел II: Материалы историко-литературные. С. 41–42. 873 ПСРЛ. Т. 8. С. 259. Таким же образом летопись сообщает о поставлении «всем освященным Собором» 10 февраля 1517 г. Суздальского епископа Геннадия (Там же. С. 260). Ему писал послание митрополит Даниил (Дружинин 1909. С. 67–71). О епископе Геннадии см.: Маясова Н.А. Памятники шитья с именем Геннадия//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 5: Новые атрибуции. М., 1987. С. 24–34. 875 Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 308. 877 Щенникова Л.А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. С. 152. См. также: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–68. 878 Маханько М.А. 1998. С. 75. В 1563 г. во время совершения этого крестного хода митрополит Макарий простудился, и это явилось началом его предсмертной болезни (Макарий, Игумен. Повесть о кончине Митрополита Макария//Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universitat, Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 77). 882 ПСРЛ. Т. 30. С. 142–143; Выгодов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 237. 884 См. о нём: Баталов А.Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле//ПК НО. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 468–482; Он же. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 32–35. 886 Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века (Из собрания ЦГАДА). М., 1992. С. 10–11. 4. См. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря конца XIV – начала XVII веков//Русский дипломатарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фигура чудотворца Петра для истории Москвы и России имеет колоссальное значение. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Глава Церкви всех русских земель теперь пребывал в Москве, Именно это предопределило развитие нашего города как столицы Руси. Сейчас определяется программа празднования 700-летия обители, и очевидно, что это должен быть праздник для всей столицы. — Уже сегодня в монастыре можно видеть много посетителей. Чем привлекает монастырь туристов и паломников? — Безусловно, это жемчужина московской архитектуры. Почти весь ансамбль монастыря создавался юным царем Петром и его матерью, царицей Натальей, урожденной Нарышкиной. Из допетровских построек в комплексе сегодня мы видим великолепный собор святителя Петра, творение Алевиза Фрязина, белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных и первый этаж бывшего боярского дома. Но все это пространство собрано воедино именно храмами и постройками первого русского императора. Здесь каждый камень интересен посетителю. Каждый день мы проводим в монастыре экскурсии для москвичей и гостей нашего города. Для этого недавно был создан паломнический центр обители. Конечно, для развития этого направления потребуется еще многое сделать, но востребованность и перспективность такой работы совершенно очевидна. Не только здания привлекают в нашу обитель людей. Именно жизнь действующего монастыря, богослужения собирают полные храмы. Причем многие прихожане также посещают нашу трапезную, где можно попробовать монастырскую еду. — Удивительно, но здесь забываешь, что находишься в центре большого города. Несмотря на всю временную неустроенность монастыря, в нем чувствуешь себя очень комфортно. Совсем не слышно шума улиц. — Да, такова особенность этого святого места. Казалось бы, самый центр Москвы, но, войдя во врата монастыря, очень скоро начинаешь ощущать умиротворение и душевный покой. Вот так и получается, что Высоко-Петровский монастырь по-настоящему воплощает замысел своего святого основателя — быть тихим духовным пристанищем в бушующих стихиях городской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/3365801.ht...

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010