Одним словом, при всем многообразии иконографических изображений Богородицы их можно отнести к одному из указанных типов. Многообразие " русских " икон Божией Матери - свидетельство Ее особого заступничества - Когда почитание икон Богоматери распространилось на Руси? Почитание Божией Матери на Руси началось одновременно с принятием христианства и распространилось повсеместно. Многие чудотворные иконы Пресвятой Владычицы - это благодатные дары Русской земли. Это свидетельствует, прежде всего, об особом покрове Царицы Небесной над Русью. - Чем это почитание выражалось? - Где бы не обосновывались русские люди, всегда на новом месте прежде всего они строили храм, часовню или иное церковную постройку, в котором помещался какой-либо из чтимых образов Божией Матери. Богородичные иконы всегда были неотъемлемой принадлежностью и каждого христианского дома. И поэтому, когда наши предки в XVII веке пришли на эти земли, они не могли не призывать в помощь Пресвятую Богородицу и под Ее покровом осваивали Дальний Восток. Икона, о которой мы с Вами говорим, и была принесена казаками как символ своего упования на всемощное заступление Небесной Владычицы. Албазинская икона - богословие Воплощения в красках - Какое значение для Православия имеет Албазинская икона? - Албазинская икона Богородицы именуется еще " Слово плоть бысть " . Это наименование, взятое из Евангелия от Иоанна (Ин 1. 14), было дано не случайно - на нем изображено Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Слова, в пречистой утробе Всесвятой Девы. Перед этой иконой молятся о помощи в семейных нуждах, о даровании семейного счастья. Семьи, не имеющие детей, молятся Богородице перед этой иконой о даровании чадородия, а женщины, носящие во чреве - о благополучном разрешении от бремени. Данная икона относится к иконографическому типу " Оранта " , и свое второе наименование - " Албазинская " - она получила по названию Албазинского острога, в котором была прославлена многими чудесами. На Дальний Восток, в тогдашнюю столицу этого необъятного края городок Албазин она была принесена иеросхимонахом Троицкого Киренского монастыря Ермогеном - первым православным священником и миссионером в этих землях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

- Ты рассказал о судьбе мощей китайских мучеников. Были ли в Китае чудотворные иконы? - В Китае было, по крайней мере, три почитаемых иконы, возможно, и больше. Одна – Матери Божией Албазинской. Я не уверен, где точно был оригинал; может быть в Манчжурии, существует много копий. Вторая это Матерь Божия Люйшуньская (Порт-Артурская). Люйшунь - это город в Китае. Третья икона просто называется «Чудотворная икона матери Божией». Она была в городе Инин в Синьцзяне. После революции 1917 года русские принесли икону в провинцию Синьцзян, построили церковь в Инине и поставили туда икону для поклонения. (Я не знаю точно, какого типа была икона, так как люди звали ее просто «Чудотворная икона Матери Божией»). Однажды группа местных мусульман, недовольных построением церкви, вошла в храм, и имам ударил икону в лицо ножом. Лик Матери Божией стал кровоточить, и имам был так поражен, что бежал из церкви со всеми спутниками. Все люди в том городе – христиане и нехристиане - очень почитали эту икону, произошло множество чудес, в частности, на лике загладился след от ранения. Православные христиане прикладывались к этой иконе с любовью, а неправославные – со страхом. Бабушка моего друга Андрея, Нина, видела кровь, текшую из раненой иконы, и ее первый ребенок был крещен в этом храме. Отец Нины был генералом Белой армии, и у них сохранилось его фото с группой других людей, несущих икону на плечах во время пасхального крестного хода. Икона оставалась в церкви до начала культурной революции, когда она была взята красной гвардией и брошена в огонь. Некоторые из очевидцев, которые до сих пор живы, говорят, что икона не сгорела, а просто исчезла посреди пламени. Согласно местному преданию в Синьцзяне икона явится снова, когда возродится Православие. Я сам не придаю большого значения, каким образом явится икона – чудесным или будет написан список. Каждая икона - чудо. Настоящее чудо – это то, что Православная Китайская Церковь выжила, что по благодати Божией и по молитвам святых мы сохранили живую традицию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В наше время китайская военная угроза остается достаточно серьезной. Надо думать, что значение иконы, как покровительницы и защитницы края, в том числе и в военном отношении, нисколько не уменьшилось. После этого случая икону стали особо почитать пограничники. Они изображали ее на своих знаменах, на каждой заставе был свой список с Албазинской. И вот сейчас я написал Патриарху письмо с просьбой пограничников о возрождении этой традиции, чтобы икона Божией Матери была их покровительницей, как в старое время. И чтобы в день пограничника икона, по благословению Святейшего, бывала на границе. А у иконы есть свой день, особый? Праздник Албазинской Божией Матери совершается на третий день после Троицы. Опасно сейчас на русско-китайской границе? Сейчас, как вы знаете, все границы ослабили, и она охраняется не очень хорошо. С нашей стороны ее еще хоть как-то охраняют, а с китайской ее вообще не охраняют. Очень многие китайцы теперь переходят границу и устраиваются жить в России. Провокаций на границе, как раньше, сейчас нет. Много ли китайцев в Благовещенске? Можно ли сказать сейчас, что сбывается пророчество Серафима Вырицкого, где он говорит, что китайцы вот так вот тихо заберут себе нашу дальневосточную землю? К этому все и идет. Они не с оружием, тихо мирно приходят. Сначала торговать, потом женятся на наших девушках. Многие китайцы работают на стройках, и они так и говорят: " Мы не для вас строим эти дома, мы строим дома для своих детей " . А почему русские женщины выходят замуж за китайцев, им больше не за кого там выйти? Во-первых, китайцы трудолюбивые, а во-вторых, непьющие, они зарабатывают деньги. Так китайцы и оседают на нашей земле. Бывали с этими женитьбами такие случаи. Вот он женился на русской девушке, прописался, стал хозяином дома и участка, после этого китаец разводится, девушку выгоняет, а к нему на это место едут родственники и знакомые. Поэтому сейчас, если девушка хочет выйти за китайца, ей предлагают ехать для этого в Китай, в России брак не регистрируют. Благовещенская епархия большая?

http://pravoslavie.ru/guest/gavriil.htm

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек. Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур. Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается». Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени. Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

http://pravicon.com/info-2

Помимо ежегодных июльских крестных ходов в Нерчинск и обратно, по указу Консистории от 19 мая 1785 г. её носили и по другим населенным пунктам Нерчинского округа. Чаще всего она путешествовала по главным житницам Забайкалья – долинам рек Шилки, Унды и Куренги. Икону чтили как росодательницу: всегда, когда в этих местах совершались крестные ходы с ней, шли обильные дожди, необходимые для будущего урожая. Сама икона была украшена серебряной позолоченной ризой, осыпанной рубинами и стразами. В 1882 г. Торгинская икона отправилась в Читу, куда прибыла 20 июля и была помещена в Казанском соборном храме. На следующее утро перед крестным ходом впервые за более чем месяц в Чите пошел дождь. «Моление Богоматери в Чите и в окрестностях, видимо, ознаменовано было благословением свыше. Бездождие и бедствие народа прекратилось ниспосланием благовременных дождей и благорастворением воздуха», говорится в Прибавлениях к Иркутским Епархиальным Ведомостям за 1882 г. Перед самой революцией 1917 г. село Торгинское было переименовано в Знаменку. Осенью 1929 г., по просьбе директора Нерчинского музея Л.А. Пуляевского чудотворная икона была помещена в атеистическом уголке музея. Это событие вызвало возмущение среди верующих, и решением тогдашнего начальника Нерчинской милиции икона была возвращена общине и помещена в Нерчинском Воскресенском Соборе. Но уже в феврале 1930 г. помещение Собора было решено передать под культурные нужды города, а с 1938 г. его занял краеведческий музей. С тех пор о судьбе иконы ничего не известно. Так что это была за икона и откуда она появилась в Торге? Как уже упоминалось выше, происхождение её местные жители связывали с казаками – выходцами из Албазинского острога. Необходимо отметить, что часть икон и церковной утвари из Албазина действительно были принесены в Нерчинск. Впоследствии многие иконы, вынесенные из Албазина, распространились по различным забайкальским храмам. Так, икона Архистратига Михаила долгие годы находилась в Нерчинском Воскресенском Соборе и считалась главной иконой казачьего полка. Несколько икон находились в Горбице, и затем были перенесены в Верхние Куларки. Со второй половины XIX в. широкую известность приобрела хранившаяся в Сретенске ещё одна икона Знамения «Слово Плоть Бысть», больше известная под названием «Албазинская», сопровождавшая первый Амурский сплав Н.Н. Муравьева-Амурского и ставшая впоследствии главной святыней Приамурья. Таким образом, и Торгинская икона вполне могла до конца 1680-х г.г. среди множества других святых образов находиться в Албазинском остроге, а затем попасть в Забайкалье.

http://sobory.ru/article/?object=37060

Ежегодно в июле с иконой совершался крестный ход из Торги в Нерчинск и обратно в память о чудесном перемещении. Часто ее носили по приходам, расположенным по р.р. Унда, Куренга и Шилка, а в 1882 г. состоялся даже крестный ход в Читу, где по этому поводу состоялись большие торжества. Торгинскую икону почитали, прежде всего, как «росодарительницу», поскольку всегда во время крестных ходов с ней шли обильные дожди. В 1917 г. левобережную часть с. Торга переименовали в Знаменку, а вскоре грянула революция. В 1929 г. Знаменская церковь была закрыта. По ходатайству директора Нерчинского музея Л.А. Пуляевского икона Торгинской Божией Матери была изъята из закрытого храма и помещена в атеистический уголок музея. В первые же дни в музей на поклонение к иконе пошли толпы верующих, позже её поместили на почетном месте в Нерчинском Воскресенском соборе, но в 1938 г. был закрыт и он, после чего Торгинская икона бесследно исчезла. http://znamenkahram.ru/ Следы ещё одного чудотворного списка с Абалакской иконы Божьей Матери удалось обнаружить в Забайкальском крае. Заместитель директора Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев в своей статье в историческом журнале «Хронограф» привел весомые доводы в пользу того, что Торгинская чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы – не что иное, как один из ранних списков с утерянной тобольской святыни. Ниже приведены выдержки из его исследования. Село Торгинское, возникшее во второй половине XVII в. в 35 верстах к северо-западу от Нерчинска, известно благодаря вышеупомянутой иконе, долгое время находившейся в местном храме – одного из шести особо почитаемых и чудотворных святых образов Забайкалья. Согласно народным преданиям, икона эта была принесена в 1685 г. из разоренного китайцами Албазинского острога. Три раза в год: 7 и 20 июля, а также 27 ноября в Торгу стекалось множество богомольцев. 7 июля икону уносили из Торги в Нерчинск, и там она оставалась до 20 июля. По поводу этой традиции ношения иконы в Нерчинск и обратно существовала такая легенда: часть пришедших из Албазина казаков решили поселиться близ устья речушки Торги, впадающей в Нерчу. С ними же была и икона Знамения, которую Нерчинское духовенство пожелало забрать в город и поставить в храме. Перенесение это состоялось 7 июля, но 20 июля икона невидимой силой была перенесена обратно в Торгу. По этому случаю казаки выстроили в селе деревянную часовню во имя Знамения Пресвятой Богородицы, где и поместили дорогой им образ.

http://sobory.ru/article/?object=37060

1973 2. Из поучений и примеров достоподражательной жизни преподобного Аввы Евфимия Великого//Журнал Московской Патриархии. 1973. 7. С. 73-77; 8. С. 75-76; 1974. 8. С. 50-52. - Автор не указан. 1976 3. Сингулярность, направление времени и развитие Вселенной//Философские проблемы астрономии XX века. М., «Наука», 1976. 4. Житие преподобной Марии Египетской//Журнал Московской Патриархии. 1976. 3. С. 40-47. - Автор не указан. 1978 5. Статьи о святых//Настольная книга священнослужителя. Т. 2. Месяцеслов. Сентябрь-февраль. М., 1978. Свт. Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский. С. 15-16; преп. Афанасий Серпуховской. С. 63-66; св. князь Феодор Черный. С. 87-91; св. князь Игорь Черниговский. С. 91-93; преп. Иосиф Волоцкий. С. 193-201; свт. Иларион, митрополит Киевский. С. 206-209; св. князь Александр Невский. С. 317-322; свт. Геннадий, архиепископ Новгородский. С. 359-362; свт. Филипп, митрополит Московский. С. 477-481. - Автор не указан. 1979 6. Статьи о святых, иконах и праздниках//Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов Март-август. М., 1979. Св. князь Василько Ростовский. С. 23-26; Албазинская икона Божией Матери. С. 49-св. князь Ростислав Киевский. С. 70-73; Феодоровская икона Божией Матери. С. 73-76; св. князь Довмонт Псковский. С. 341-344; Положение Ризы Божией Матери. С. 498-502; свт. Фотий, митрополит Киевский. С. 502-504; свт. Анатолий, патриарх Константинопольский. С. 509-510; св. князь Андрей Боголюбский. С. 514-519; Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. С. 522-528; Явление Казанской иконы Божией Матери. С. 535-539; св. равноап. княгиня Ольга С. 553-563; св. варяги-мученики. С. 567-570; св. равноап. князь Владимир. С. 576-583; память святых отцов шести Вселенских Соборов С. 587-591. - Автор не указан. 1985 7. Die russische theologische Wissenschaft//Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin-New York, 1985. (Die Kirche der Welt. Bd. 19). - Автор не указан. - Русский вариант (с дополнениями и послесловием автора): Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. См. ниже 170.

http://bogoslov.ru/person/249099

Файл 27014.jpg:   Размер: 2219x2922, 6.48 MPix, 4459 Kb. Дата: 2016-04-28, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (135) , (3) . Описание: Богоматерь Знамение. Последняя четверть XVI века (1580-е). Новгород. Дерево, левкас, темпера, золочение. Происхождение не установлено. Пост. в 1929 из церкви Знамения (Входа в Иерусалим) на Знаменской площади в С.-Петербурге, куда была перенесена в середине XVIII века. ГРМ. ДРЖ-14013. Икона является копией лицевой стороны чудотворного запрестольного образа Богоматери Знамения второй четверти XII века, поновленного в 1528 году лично архиепископом Макарием (с этикетки на выставке в ГРМ, кат. 10)[...] Файл 29674.jpg:   Размер: 539x692, 0.37 MPix, 139 Kb. Дата: 2017-09-06, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (87) , (1) . Описание: Знамение (Новгородская). Первая половина XVIII века (икона), 1866 г. (оклад, Москва). Дерево, темпера. 61.5 х 54 см. Частное собрание. Файл 31142.jpg:   Размер: 800x911, 0.73 MPix, 342 Kb. Дата: 2018-01-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (73) , (1) . Описание: Знамение Новгородская. XVIII век. Центральная Россия. Дерево; темпера. 60,0 х 52,5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " Александровская слобода " . Файл 31224.jpg:   Размер: 625x770, 0.48 MPix, 159 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (51) , (0) . Описание: Икона Божией Матери «Знамение». XVIII в. (ц. Всех святых) из статьи: КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ставропигиальный муж. мон-рь УПЦ в Киеве (Украина). Файл 31947.jpg:   Размер: 400x382, 0.15 MPix, 93 Kb. Дата: 2018-06-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (74) , (1) . Описание: Знамя Албазинского острога из красной четырехугольной крашенины также представляло собой икону, причем двустороннюю. На одной его стороне маслом написан образ Спаса Вседержателя с ангелами в облаке, молящиеся Антоний и Феодосий Печерские, мученик Никита и мученик Иоанн Воин, на другой – образ Пресвятой Богородицы «Знамение» с предстоящими святыми Сергием и Никоном Радонежскими.

http://pravicon.com/icon-117-photo

При непосредственном участии епископа Вениамина в 1871 г. в Благовещенске была открыта первая на Дальнем Востоке духовная семинария. 6 июля 1882 г. вместо деревянного было заложено каменное трехэтажное здание, а 6 октября состоялось его освящение. Семинарская церковь была посвящена святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. С 1882 г. при семинарии действовало духовное училище. Существовала семинария до 1918 г. После перевода епископа Вениамина на новое место служения Приамурскую и Благовещенскую кафедру последовательно замещали епископы Павел (Попов, 1873-1877), Мартиниан (Муратовский, 1877-1885), Гурий (Буртасовский, 1885-1892), Макарий (Дарский, 1892-1897). Все они к моменту назначения на Благовещенскую кафедру уже имели опыт миссионерской деятельности. По инициативе епископа Макария в 1894 г. стали издаваться «Камчатские епархиальные ведомости». Указом Святейшего Синода от 8 марта 1899 г. они были переименованы в «Благовещенские епархиальные ведомости» и, начиная с 10 за 1899 г., выходили под новым названием. Среди публиковавшихся материалов значительное место занимали статьи по миссионерской тематике. На титульном листе ведомостей помещалась Албазинская икона Божией Матери. С начала 1880-х гг. Благовещенск становится крупным торговым центром, а также центром переселенческого движения в Приамурье. Это наложило свой отпечаток и на развитие епархиальной жизни: потребовались большие усилия по созданию новых церквей, церковно-приходских школ, а также усилия по противодействию приезжающим группам сектантов. 9 марта 1886 г. епископ Гурий открыл Православное братство Пресвятой Богородицы — благотворительное общество при кафедральном соборе г. Благовещенска, целью которого была защита православной паствы от влияния сект. Братство имело обширную библиотеку и проводило внебогослужебные чтения и публичные миссионерские собеседования. Многие важные страницы истории Благовещенской епархии связаны с благодатными явлениями, проистекавшими по молитвам верующих перед Албазинской иконой Божией Матери. Указом Синода в 1885 г. был учрежден общеепархиальный праздник в честь этой иконы, который стал ежегодно совершаться 9 (22) марта. Тогда же была составлена молитва, которая до сего дня читается перед образом. Епископ Гурий, бывший до епископской хиротонии ректором Благовещенской духовной семинарии, ввел еженедельное чтение акафистов Божией Матери перед Албазинской иконой. С того времени пошла на убыль, а вскоре прекратилась в Благовещенске и его окрестностях эпидемия дифтерита, на протяжении нескольких лет уносившая множество жизней. В 1891 г. перед Албазинской иконой молился цесаревич Николай — будущий император Николай II, посетивший Благовещенск во время своего кругосветного путешествия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор. Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м. Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы. Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов. Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.

http://sobory.ru/article/?object=09344

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010