Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ATTRITIO ATTRITIO [аттриция; лат. раскаяние, душевное сокрушение], в католич. схоластической теологии термин, обозначающий неполное раскаяние. В отличие от полного раскаяния в совершенных грехах (contritio), вызванного любовью к Богу и сопряженного с твердой решимостью не оскорблять Его своими прегрешениями в будущем, А. является следствием стыда за содеянные грехи, отягчающие душу виной и позором (ex turpitudinis peccati consideratione), или страха перед наказанием адом и вечными муками (ex gehennae et poenarum metu). Термин «А.» для обозначения раскаяния появляется в XII в. у теологов круга франц. богослова Гильберта Порретанского , представителя Шартрской школы (впервые встречается в соч. «Quaestiones» (Вопросы; BNF. Cod. Masarin. lat. 1708 fol. 245v), авторство к-рого приписывается обычно Превостину Кремонскому). Католич. богословами Средневековья и Нового времени ( Симоном Турнейским , Аланом Лилльским , Петром Ломбардским , Гильомом Овернским, Фомой Аквинским , Бонавентурой , И. Дунсом Скотом, У. Оккамом , Г. Билем, Ф. де Виторией и др.) разрабатывались вопросы мотивации А., степени решимости кающегося отречься от грехов в будущем, отношения А. к Божественной милости. Дискуссия велась гл. обр. вокруг проблемы, является ли А. достаточным условием для свершения таинства покаяния . Томисты считали, что при наличии А. таинство совершается, т. к. А., недостаточная сама по себе, но сопряженная с осознанием кающимся действительности совершенного греха, поднимается до contritio, полного раскаяния. И. Дунс Скот и его последователи придерживались иного мнения, при этом они исходили из того, что главным в таинстве является отпущение грехов священником, а не этико-психологическая сторона покаяния. Протестант. теологами понятие «А.» было отвергнуто: М. Лютер осудил его как нравственно бесполезное «Galgenreue» (висельное раскаяние). Католич. учение об А. было сформулировано в 1551 г.

http://pravenc.ru/text/76798.html

Термин «theologia moralis» был введен Аланом Лилльским († 1203). Одновременно со схоластами к нравственным темам обращались авторы мистического направления - Бернард Клервоский († 1153), Гуго Сен-Викторский († 1141) и др. Также Н. б. развивалось казуистами (см. ст. Казуистика ); они составляли огромные по объему сборники, в которых разрабатывали подробную систему нравственной оценки поступков. Среди авторов этого направления особенно известны канонист Раймунд Пеньяфортский († 1275), Антонин Флорентийский († 1459), Сильвестр Приериас († 1523) и др. Наиболее полное средневек. руководство по христ. нравоучению написано в XIII в. Фомой Аквинским († 1274); его этическая система содержится во 2-й кн. «Суммы теологии» (1265-1274). Во многом богословский синтез Фомы Аквинского построен на основании богословия блж. Августина , к-рый полагал, что источником всей нравственной жизни человека является Бог. Изложение предмета Фома делит на 2 части. В первой, излагая общие основы Н. б., он говорит о цели человеческой жизни, о счастье, о воле и действии, об удовольствии и проч., а также систематизирует учение о грехе и страстях, рассуждает о законе и благодати. Во 2-й части он подробно говорит о «богословских добродетелях» (вере, надежде и любви), о др. добродетелях и пороках, а также о внутренних и внешних актах религии. Параллельно с теономными взглядами доминиканца Фомы Аквинского получили развитие автономные взгляды францисканца Иоанна Дунса Скотта († 1308). Последний в комментариях на «Сентенции» Петра Ломбардского († 1160) утверждал, что в основе нравственной деятельности лежит свободная воля человека. Начиная с XIV в. система Фомы Аквинского стала подвергаться критике номиналистами. Так, У. Оккам († 1347) вопреки Фоме утверждал, что благо не является онтологической категорией и нравственная оценка того или иного явления как благого или злого полностью определяется волей. Соответственно нравственный поступок есть поступок, соответствующий закону. Однако акцент на соблюдении закона, с одной стороны, создавал дополнительный импульс для развития казуистики, процветавшей в то время, с другой - говорил о способности человека к нравственной жизни и соработничеству с Богом.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

У Мейстера Экхарта можно различить две функции Единого, которые сообщают два различных, но неразрывно между собою связанных значения «сути утверждаемого бытия»: 1) самотождественность исключающая, утверждающая чистоту Esse посредством устранения всего, что не есть абсолютное бытие; 2) самотождественность всеобъемлющая, которая утверждает полноту Esse, поглощая в Боге все бытие в той мере, в какой оно есть . По–видимому, чистота бытия лучше всего выражается посредством negatio negationis [отрицания отрицания], тогда как sum qui sum [Я есмь Сущий] указывает прежде всего на полноту Божественного Esse. Тем не менее отрицание отрицания несет в себе также значение инклюзивной тождественности, поскольку, обращаясь к тварям, оно отрицает отрицания бытия «одного» во множественных бытиях. Напротив, «возвращение к себе» Esse в Я есмь Сущий может получить значение эксклюзивной тождественности — самотождественности Божественного Бытия, замыкающегося в Себе Самом . Мейстер Экхарт отмечает еще один аспект повторяемого утверждения (или отрицания), истолковывая в смысле «полного возвращения Бытия на Себя Самое» первое положение «герметического» апокрифа, известного под названием Liber 24 philosophorum [Книги 24 философов]. Он находит в «рефлексивном обращении» некое «кипение», или сверкание, Бытия, которое переливается в себе самом, «как бы расплавляется и кипит, проникая самое себя, как свет, который всецело проникает себя — lux in luce et in Lucem [свет в свете и во свет]. Так Бытие возвращается на самое себя и полностью отражается в своей собственной полноте» . Этот динамичный образ самотождественности Бытия должен нам напомнить, что Единое не есть некое начало неподвижной тождественности. Определяя Бытие по отношению к множественности, Единое по самой своей сути является эксклюзивным и инклюзивным; оно показывает Бытие как чистоту и как полноту, ибо оно устраняет все, что есть разделение. Unum [Единое] представляется, таким образом, как активное начало, как первый источник Божественной «производительности» — как Отец всего Божества и тварей . «Рефлексивное обращение» соответствует определенной реальности в Боге: Отец рождает Сына и отражает на Себе Самом пыл, или любовь, Святого Духа, Который исходит от Обоих. Так Мейстер Экхарт истолковывает, вслед за Аланом Лилльским и некоторыми другими богословами, первое положение двадцати четырех мудрецов: Deus est monas, monadem gignens, in se suum reflectens ardorem [Бог есть монада, рождающая монаду, отражающая в себе самой горе–н ие ] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Климент Охридский, ученик Солунских братьев, в Похвальном слове Кириллу писал в конце IX в.: «А в фульском народе истребил он (Константин) безбожное заблуждение» 1989 . Следовательно, и тут речь шла не о крещении, a о наставлении на путь истинный, разрушении того, что Климент называл «ложью». Совершенно очевидно, что нехристи не могли «целовать Евангелие» в знак раскаяния, как это делал старейшина, очевидно, один из числа местных «начальников» (tois archousi), простатевонт, игемон или, как он назван в тексте Жития Иоанна Исповедника, кир «народа фульского» (o kyrios ton auton Phoulon), и за ним все остальные. Между тем ошибочное представление о том, что Константин «искоренил язычество в Крыму», якобы впервые убедил местных варваров принять христианство и тут же их крестил, пустило столь глубокие корни, что остается не замеченным даже маститыми, опытными исследователями, и то и дело всплывает в рассуждениях как непреложный факт 1990 . Один из этих предков «заблудших», кир Фул, вполне вероятно идентичный старейшине «фульского народа» из Жития Константина, тоже мог быть православным греком или по крайней мере крещеным аланом, булгарином или готом на византийской службе, которого заботило, 6удет ли крещен его тяжело заболевший сын. Между тем еще раз следует напомнить, что христианство было синонимом византинизма, а само слово «христианин» означало «ромей». Поэтому заключение под стражу в фульскую филаку провинившегося перед хаганом не мешает видеть в данном случае проявление все тех же кондоминатных отношений, механизм которых, запущенный сто лет назад, продолжал действовать. Не этим ли и влиятельной близостью византийского Херсона, связанного с сердцем Империи, отчасти объяснима та странная легкость, с которой старый, по нашим и тем более по византийским меркам, Иоанн (ему было уже за 60 лет) совершил побег из тюрьмы, точнее, попросту покинул ее. Местный архонт, отвечавший за узника, не мог не знать, что за этим кроется попустительство, а фактически молчаливое одобрение и хагана, и Ирины, не пожелавших раздувать громкое политическое «дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить решения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви: — оставив место и время совершения их хиротоний на усмотрение Священноначалия Русской Зарубежной Церкви. ЖУРНАЛ 107 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшейся рабочей поездке на Филиппины. С правка: С 8 по 11 августа 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил столицу Филиппин Манилу. В рамках визита на Филиппины состоялись встречи митрополита Илариона с Римско-католическим архиепископом Манилы кардиналом Луисом Тагле, председателем Палаты представителей Парламента Филиппин Аланом Питером Каэтано и министром иностранных дел Теодоро Локсином. Во встречах также принимали участие Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий и исполняющий обязанности временно управляющего Филиппинско-Вьетнамской епархией митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. В ходе бесед с филиппинскими церковными и государственными деятелями обсуждался широкий круг вопросов, в том числе касающихся возрождения служения Русской Православной Церкви на Филиппинах. 9 августа 2019 года председатель ОВЦС выступил на форуме «Всемирный день христианской молодежи» («Global Jesus Youth Day»), собравшем более тридцати тысяч участников из более 100 стран. В своем выступлении митрополит Иларион рассказал о православной вере и Русской Православной Церкви, особо отметив возрождение церковной жизни в последние тридцать лет. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ 108 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об изменении в составе Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Справка: 6 октября 2017 года (журнал 86) Священный Синод сформировал Рабочую группу по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, сопредседателем которой был 4 апреля 2019 года (журнал 33) назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии Преосвященный епископ Петергофский Серафим.

http://mospat.ru/ru/news/46160/

Представляя роман русскому читателю, необходимо упомянуть одну его особенность, которую невозможно сохранить в переводе: все герои носят говорящие фамилии. Приём этот к тому времени был устаревшим — писатели второй половины XIX века не выводили в своих романах Милонов и Стародумов. Вот шутливая попытка представить героев, какими они могли бы стать в гипотетическом переводе русского современника Троллопа: Действующие лица: Beлuчaebckiй, соборный npomoiepeй еофилъ Beлuчaebckiй, архидъяконъ, его сынъ Cenmuмiй Твердинъ, соборный регентъ, смотритель богдельни Сусанна Септимьевна Величаевская, архидьяконша, старшая дочь о. Cenmuмiя Леля Твердина, младшая дочь о. Cenmuмiя Иванъ Ивановичъ Дерзовъ, врачъ, нигилистъ, женихъ Лели Твердиной Mapiя Ивановна Дерзова, старая двушка, сестра Ивана Ивановича Издателям и переводчику этой книги очень хочется верить, что настоящее электронное издание станет первой ласточкой, за которой последуют и другие. Растущий интерес к Троллопу, подогреваемый телесериалами (из которых в первую очередь надо назвать «Барчестерские хроники» с Аланом Рикманом) позволяет надеяться, что в обозримом будущем на русском появятся хотя бы основные романы Троллопа. Глава I. ХАЙРЕМСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ Преподобный Септимий Хардинг не очень ещё много лет назад был штатным священником в кафедральном городе — назовём его Барчестер. Скажи мы «Уэллс», «Солсбери», «Экстер», «Херефорд» или «Глостер», в нашей истории могли бы усмотреть намёки на конкретных лиц, а поскольку речь у нас пойдёт о соборном духовенстве упомянутого города, мы желали бы отвести любые подобные подозрения. Давайте считать, что Барчестер — тихий городок на западе Англии, примечательный более красотою собора и древностью зданий, нежели коммерческим процветанием, что западную его часть занимает собор с примыкающими строениями, и что высший барчестерский свет составляют епископ, настоятель и каноники со своими жёнами и дочерьми. Мистер Хардинг жил в Барчестере с юности. Красивый голос и любовь к церковной музыке определили его призвание, так что долгие годы он состоял в необременительной, но малодоходной должности младшего каноника. В сорок лет он получил маленький приход неподалёку от города, что прибавило ему и денег, и обязанностей, а в пятьдесят сделался соборным регентом.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

В начале 420-х гг. во главе гуннской орды стояли три хана, которые, вероятно, были братьями: Ругил – в разных источниках его имя воспроизводится также как Роил и Руа, Мундзук и Октар. Каждый из них правил одним из трех улусов. Верховным ханом признавался Ругил. После смерти императора Гонория в 423 г. Аэций, в ту пору уже один из самых влиятель­ных военачальников и сановников на западе империи, решил поддержать узурпатора Иоанна. Сохранив со времени своего пребывания заложником в орде приятельские отношения с влия­тельными гуннами, Аэций обратился к Ругилу с просьбой о воен­ной помощи; хан направил в Италию целую армию из гуннов и аланов, но когда она вошла в пределы империи, поддержав­ший племянника Гонория мальчика Валентиниана и его мать Галлу Плацидию полководец Бонифаций уже одержал победу над Аэцием и Иоанном. Узурпатор был казнен, но в результа­те переговоров между аланом Ардабуром, который командо­вал войсками, присланными из Константинополя в поддержку законных прав Валентиниана, и предводителем направленно­го из гуннской орды полчища удалось избежать войны меж­ду Римской и гуннской державами, а по настоянию гуннской стороны Аэций получил прощение и вскоре оказался одним из ближайших помощников Галлы Плацидии в управлении импе­рией. Гунны помогали Аэцию в его войнах с вестготами, фран­ками и бургундами. Между тем соперничество между Бонифацием и Аэцием про­должалось, и когда в 432 г. дело дошло до военного столкнове­ния между армиями во главе с соперничающими сановниками, в котором набранная в Галлии армия Аэция потерпела пораже­ние, а Бонифаций был убит в личном поединке со своим врагом, Аэций, объявленный врагом римского народа, бежал к своим друзьям гуннам, но вскоре вернулся в Равенну с отрядом, пре­доставленным ему гуннским ханом, получив в результате давле­ния со стороны ханского правительства официальное прощение, титул римского патриция – в ту пору самое высокое отличие для частного лица, не принадлежащего императорской дина­стии, – консульское звание, которое, как известно, в отличие от титула патриция, носило не пожизненный, но временный харак­тер, обыкновенно по традиции носилось в течение года и лишь в исключительных случаях предоставлялось не императору и не его близким родственникам более одного раза. Назначенный на место убитого им Бонифация командующим армией – magister militum, Аэций, ввиду отсутствия соперника на властном Олимпе в Равенне и нежного возраста императора Валентиниана, стал фактическим правителем Гесперии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ЖУРНАЛ 106 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении решений Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об избрании викариев Восточно-Американской и Западно-Американской епархий. Справка: На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступили обращения митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона с просьбой об утверждении Священным Синодом избрания Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви: В соответствии с Актом о каноническом общении от 17 мая 2007 года: «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить решения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви: — оставив место и время совершения их хиротоний на усмотрение Священноначалия Русской Зарубежной Церкви. ЖУРНАЛ 107 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшейся рабочей поездке на Филиппины. Справка: С 8 по 11 августа 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил столицу Филиппин Манилу. В рамках визита на Филиппины состоялись встречи митрополита Илариона с Римско-католическим архиепископом Манилы кардиналом Луисом Тагле, председателем Палаты представителей Парламента Филиппин Аланом Питером Каэтано и министром иностранных дел Теодоро Локсином. Во встречах также принимали участие Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий и исполняющий обязанности временно управляющего Филиппинско-Вьетнамской епархией митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. В ходе бесед с филиппинскими церковными и государственными деятелями обсуждался широкий круг вопросов, в том числе касающихся возрождения служения Русской Православной Церкви на Филиппинах.

http://pravoslavie.ru/123472.html

Самым могущественным лицом по возвращении Зенона на царство был тот, кому он был больше всего обязан, – его соплеменник Илл. Он был вознагражден назначением в консулы на 478 год, и этот год отмечен именем его лишь одного ввиду особого положения дел в Риме в ту пору. Соглашение между ним и Зеноном имело особый характер, о котором ничего не говорят нам источники, но дают чувствовать последовавшие события. Зенон в Исаврии отдал ему в заложники своего брата, Лонгина, которого тот оставил там под охраной. Восстановление Зенона на престоле совершилось благодаря тому, что он мог найти опору на своей родине, в которой Илл имел, по-видимому, большее значение, чем Зенон. Желая взять в свои руки власть и дать преобладание исаврам, Илл желал обеспечить свое положение от интриг в среде придворной знати, с которой он был знаком по своим сношениям во время переворота в пользу Василиска. Опасаясь интриг Верины, он еще в Исаврии предупреждал насчет ее Зенона и теперь требовал удаления ее из дворца. Но нежная привязанность Ариадны к матери была причиной того, что Зенон не послушался доброго совета. Зенон тяготился властолюбием Илла, и вскоре по возвращении в столицу на Илла было сделано покушение: схвачен был один раб Зенона с кинжалом, который он прятал. Зенон выдал Иллу раба на казнь. В год консульства Илла было сделано второе покушение на него одним аланом. Он был схвачен и под пыткой указал на Эпиника как на виновника покушения. Эпиник занимал тогда высокий пост по ведомству финансов (comes sacrarum largitionum) и был выдвинут препозитом Урбикием. Зенон выдал Иллу Эпиника, и тот отослал его в Исаврию. Туда же уехал вскоре и сам Илл. Иоанн Антиохийский, упоминая об отъезде Илла в Исаврию, сообщает, что он выставил предлогом смерть своего брата Аспелия. Малала говорит, что он уехал, чтобы привезти из Исаврии брата Зенона, Лонгина. Но Лонгин остался в руках Илла до 485 года. Есть и третья версия, в хронике Иешуа Стилита, более вероятная. Зная о той ненависти, которую питало население столицы к исаврам, Зенон хотел упрочить свои связи с родиной. Для этой цели решено было усилить одну крепость в этой стране, которая должна была хранить сокровища Зенона. 1149

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

  001     002    003    004    005    006