Из-за противодействия «помазанников» намеченный на окт. 1684 г. Собор не состоялся. Так, они сообщили митр. Синоде (Шенуте) о посольстве царя к копт. патриарху с просьбой прислать др. митрополита (Марк IV прибыл в Эфиопию в 1689), и И. пришлось объяснять Синоде, что он не собирался его смещать, а хотел не допустить того, чтобы в этих сложных условиях кафедра митрополита осталась вакантной. Собор был созван в Гондаре лишь 9 янв. 1686 г., на нем была принята доктрина «соединения». В ответ на это «помазанники» поддержали в Годжаме мятеж самозванца Исаака, который удалось подавить только в нач. 1689 г. Очередной Собор, проходивший в Йебабе в 2 этапа (с 19 мая и с 14 июня 1688), закончился отлучением сторонников «помазания» и арестом их лидеров. В 1697 г. известный богослов Вальда Тенсаэ из евстафиан , к-рые склонялись к поддержке доктрины «помазания», предложил примирить спорящих посредством формулы «соединение через помазание», однако она не была принята приверженцами «соединения». Наконец, на Соборе в Йебабе (1699) сторонники «соединения» восторжествовали ( Чернецов. 1990. С. 278). Приверженцы «помазания» для видимости признали решения Собора, и им было разрешено вернуться в обители. Однако примирение было непрочным, и впосл. конфликт возобновился. Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929) Царь Иясу I с царицей Валатта Сион и сви-той. Иллюстрация из кн. «Эфиопские хро-ники XVII–XVIII вв.» (М., 1929) Неясным остается вопрос, почему И. не получил помазание на царство в Аксуме , хотя собирался сделать это еще в 1688 г. В февр. 1691 г. в Аксумском соборе Богоматери Сионской ему принесли находившийся в сундуке, закрытом на 7 запоров, ковчег завета, к-рый, согласно эфиоп. преданию, Менелик I привез из Иерусалима. Когда запоры были сняты, И., как сказано в пространной хронике его царствования, получил от ковчега мудрые наставления «для управления миром земным» и «для наследования мира небесного». Однако обряд помазания на царство над И.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Появление эфиопского текста «К. н.» принято датировать кон. 1-й четв. XIV в. Попытка отнести его к VI в. и представить как апокриф, в к-ром нашли отражение события химьяро-эфиопских войн ( Shahid. 1976; Debi é . 2010), не выдерживает критики прежде всего с т. зр. языка памятника, типичного для эфиоп. словесности XIV-XV вв. По всей видимости, изначально трактат был предназначен не для потомков Йэкуно Амлака , а для наследственного правителя обл. Эндарта в Тигре Йеабика Эгзиэ (1314-1322), к-рый был смещен за мятеж царем Амда Сионом I (1314-1344), превратившим «К. н.» в краеугольный камень династического мифа Соломонидов . Совр. редакцию текст обрел, вероятно, в сер. XIV в. На это указывают аллюзии на противоборство между Амда Сионом I и его сыном и наследником Сайфа Арадом (1344-1371) с одной стороны и монашеской конгрегацией Дэбрэ-Либаноса - с другой из-за чрезмерного роста монастырских земельных владений. Внешне этот конфликт выражался в осуждении церковными деятелями полигамии монарха, вызванной политическими соображениями, так что Амда Сиона, взявшего себе одну из жен покойного отца (но не мать!), обвинили в инцесте. Составители «К. н.» не только сделали акцент на обязательности моногамии для христиан (в конце гл. 28), но и пошли на сознательное искажение Лев 18. 8, отождествив жену отца с матерью (в середине гл. 42). В колофоне «К. н.» указано, что эту книгу перевели с копт. языка на арабский некие Абальэз и Абальфараг, идентифицировать к-рых пока не удалось, в 1225 г., при царе Лалибале , однако они не стали переводить ее на геэз, поскольку престол Эфиопии был узурпирован династией Загве . Заслуга в переложении текста на эфиопский язык приписана Исааку, настоятелю Аксумского собора Богоматери Сионской при Йеабика Эгзиэ. Достоверность сведений колофона ставится учеными под сомнение, и вопрос о том, существовал ли араб. прототип «К. н.», а если существовал, то в какой форме, остается открытым. Близкое к этому трактату по содержанию копто-араб. предание из рукописи Paris. arab. 264 (Fol. 70v - 81v), изданное c нем. переводом (Kebra Nagast. 1905. S. XLIV-LX), сложилось позднее и, вероятно, уже под влиянием «К. н.».

http://pravenc.ru/text/2462373.html

План части сев. группы архитектурного комплекса Лалибэла: 1 - ц. Бэтэ-Марьям; 2 - ц. Бэтэ-Мэскэль; 3 - ц. Бэтэ- Дынагыль; 4 - " Гробница Адама " План части сев. группы архитектурного комплекса Лалибэла: 1 - ц. Бэтэ-Марьям; 2 - ц. Бэтэ-Мэскэль; 3 - ц. Бэтэ- Дынагыль; 4 - " Гробница Адама " Бетэ-Мэдхане-Алем (            ; собор Спасителя мира), наиболее крупный храм Л. (33,7×23,7 м; высота до 11,6 м). Это 5-нефная базилика, окруженная внешней колоннадой из 34 прямоугольных в сечении столбов, поддерживающих массивную 2-скатную крышу. Верхние стороны крыши покрыты рельефом в виде аркатурного пояса, напоминающего силуэты аксумских стел. Торцы выступающих скатов также декорированы рельефным аркатурным поясом. Во внутреннем пространстве церкви сохранились рельефный плетеный крест в верхней части сев.-зап. стены наоса и растительные орнаменты. В неск. окнах видны остатки разноцветных стекол, орнамента из крестов и 8-конечных звезд, что может быть связано с влиянием христ. или ислам. Египта. Вероятно, все окна базилики были оформлены таким образом. Д. Бакстон связывал архитектуру церкви с гипотетической реконструкцией Аксумского собора Богоматери Сионской, об архитектуре к-рого не сохранилось достаточных сведений. Церковь Бетэ-Марьям в Лалибэле Церковь Бетэ-Марьям в Лалибэле Бетэ-Марьям (        ; ц. Пресв. Богородицы; 13,2×9,3 м; высота свода центрального нефа 7,6 м), 3-нефный храм, к-рый имеет традиц. входы с 3 сторон, обозначенные небольшими портиками. По центральной оси в зап. и вост. частях свод поддерживают 2 квадратных в плане столба. Столб, именуемый «Столп света», обернут тканью; по легенде, на нем записана вся история мира. В 1966 г. в ходе реставрации ткань на краткое время была снята и столб сфотографирован. На нем обнаружили изображения неидентифицированного святого и двуглавого орла, а также араб. надпись с копт. глоссой и полустерную монограмму на геэзе. Церковь богато украшена: декор на столбах, капителях, арках имитирует геометрические и растительные орнаменты резьбы по дереву, похожие на те, что украшают церкви в Дэбрэ-Дамо и Зарема-Гийоргис. На арках вырезаны и нарисованы кресты, розетки, 6-конечные звезды (исламского происхождения), антропоморфное изображение солнца, на архивольтах арок - растительные орнаменты, меандр. В антревольтах изображены двуглавые орлы, петухи и др. птицы.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУДИТ Гудит [на яз. тигринья -  ; в геэзе -   (Йоди  т); в амхарском -   (Эсато  ); букв.- огонь Его; на яз. тильталь -   (Гаэва)], предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиоп. рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось неск. вариантов легенды о Г., к-рые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Г. соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматери Сионской , согласившегося за ночь, проведенную с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой . Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Г. выше человеческих сил. Г. наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял ее в жены, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Г. сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжен, христ. церкви по всему царству закрыты. Ковчег завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании 40 лет, вплоть до смерти Г. и воцарения Анбасса Вэдэма. На основании этой и подобных легенд о Г., а также геэзского варианта ее имени - Йодит, совпадающего в эфиоп. традиции с именем библейской Юдифи, ряд исследователей (от Дж. Брюса до С. Б. Чернецова) рассматривали Г. как царицу фалаша. Однако обоснованные сомнения в ее конфессиональной принадлежности выражал еще К. Конти Россини. В частности, до наст. времени остается открытым вопрос, существовала ли в X в. эта жидовствующая секта. Возможно, Г. была предводительницей одного из языческих народов, населявших территорию совр.

http://pravenc.ru/text/168264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксумский собор Сионской Божией Матери (Марьям-Сийон) [эфиоп.  ,  ]. Согласно легенде о происхождении эфиоп. царской династии от царя Соломона Иерусалимского и царицы Савской , официально признаваемой Эфиопской Церковью и подтвержденной Конституцией Эфиопской империи 1955 г., их сын Менелик I , родившийся в Эфиопии, в юношеском возрасте навестил своего отца в Иерусалиме. Соломон признал его своим первородным сыном и, провожая на родину, отправил с ним всех детей первородных народа израильского, в т. ч. и сына-первосвященника. Тот, однако, не смог расстаться с Ковчегом Завета и поэтому выкрал Ковчег и увез с собой в Эфиопию. Похитители следовали Закону Моисея и чтили Ковчег, для к-рого Менелик I по примеру отца выстроил храм в г. Аксум . После Крещения Эфиопии св. Фрументием в IV в. он был освящен в честь Богоматери Сионской, где Ковчег Завета выполнял (и выполняет по наст. время) роль табота , соответствующего антиминсу в правосл. традиции. В эпилоге эфиоп. трактата «Кебре негест» (Слава царей), где это предание было изложено впервые, провозглашается богоизбранность и грядущий триумф Эфиопии, этого Нового Израиля, потому что она обладает как величайшей святыней - Ковчегом Завета, так и «верой православной, которая пребудет до Второго Пришествия». Первое здание А. с. было возведено в сер. IV в., после обращения страны в христианство. Согласно археологическим данным, прежде на этом месте находилось языческое капище. А. с. неоднократно разрушался во времена войн и смут и отстраивался заново, так что его первоначальный облик был почти полностью утрачен. От аксумской эпохи дошло массивное основание собора, сложенное из обтесанных гранитных блоков. Предпоследнее здание А. с., представлявшее собой, по описанию португ. путешественника Ф. Альвариша, просторную базилику с 5 приделами, сгорело в 1533 г. при осаде Аксума мусульманами под предводительством Ахмада Ибрахима аль-Гази . Совр. постройка, довольно скромная по размерам, прямоугольная в плане, с 3 нефами, была воздвигнута по повелению царя Василида (1633-1667) зодчими в традициях инд. или индо-португ. архитектуры. Ее освятили в 1655 г. К 1965 г. рядом со старым было возведено новое, более обширное здание А. с. Начиная, очевидно, еще со времен Аксумского царства А. с. получал земельные пожалования от царей и феодалов, став одним из крупных землевладельцев средневек. Эфиопии.

http://pravenc.ru/text/63938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАРЕД Аксумский царь Габра Маскаль и Иаред Сладкопевец. Рисунок. Кон. XIX в. (?) (музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) Аксумский царь Габра Маскаль и Иаред Сладкопевец. Рисунок. Кон. XIX в. (?) (музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) [Яред; эфиоп.  ] (VI в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 11 генбота (6 мая)), с именем к-рого связывают создание эфиоп. церковного пения, традиц. нотной грамоты и поэзии кэне. Эпитет «Сладкопевец», к-рого он удостоен в отечественной науке по аналогии с прп. Романом Сладкопевцем , представляет собой вольный перевод эфиоп. слова   (  ); эфиопы именуют его также «иерей» (  ), «старец» (  ), «подобие серафимов» (      ). Приводимые в нек-рых исследованиях даты жизни И. (501-576) являются условными; из источников следует, что он был современником царя Габра Маскаля, сына царя Калеба Элла Ацбэхи (см. Елезвой ). Согласно скупому на биографические детали преданию, И. род. в окрестностях Аксума в семье священника. Имена его родителей (Енбарам и Таулея) сохранились лишь в устной традиции. И. был отдан в учение своему родственнику Гедеону, одному из иереев аксумского собора Богоматери Сионской . Мальчик обладал слабой памятью и не мог выучить Псалтирь, за что (в соответствии с традиц. методикой преподавания) был неоднократно избиваем учителем. В отчаянии И. бежал из города. Он остановился отдохнуть в тени дерева и увидел, как червь, пытаясь вскарабкаться по стволу, падал на землю, но не оставлял своих попыток, пока не забрался наверх. Вдохновленный этим примером, мальчик вернулся к учителю и покаялся. Тогда Господь сотворил чудо: за 1 день И. выучил все книги Свящ. Писания, толкования на них и богородичны. Как и др. «псалтирные чада», еще в отрочестве он был поставлен во диакона и служил в аксумском соборе (по др. версии, в ц. Мэдхане-Алем в Аксуме). По прошествии мн. лет И. женился, у него род. сын. Когда И. стал священником в том же храме, на его долю выпало тяжкое испытание: его жену соблазнил др. мужчина. И., взяв лук, решил подкараулить обидчика и убить его. Тогда Господь, дабы отвлечь И. от греховных помыслов, послал ему 3 птиц из Эдемского сада, к-рые разговаривали с ним человеческими голосами и перенесли его в Небесный Иерусалим, где он научился пению у 24 священников небесного хора (согласно пространному Житию, у серафимов).

http://pravenc.ru/text/200391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV (11.07.1837 (по др. данным, 1831 или 1833), сел. Май-Беха (Май-Боха) в земле Тэмбэн, обл. Тигре - 10.03.1889, близ Мэтэмы), имп. Эфиопии (с 21 янв. 1872), 2-й в череде правителей, восстановивших единство Эфиопии после феодальной раздробленности. Сохранилось 7 хроник царствования И., но пока не удалось установить, есть ли среди них официальная; три из них опубликованы (пространная на геэзе и 2 краткие - на геэзе и на амхарском). Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 И. происходил из семьи Мэрэчча (Мэрча), шума (местного правителя) земли Тэмбэн, и вейзаро (принцессы) Сэллас (полное имя - Амата Сэлласе). Эфиоп. хронисты ведут род И. от династии Соломонидов по жен. линии. Согласно их изысканиям, достоверность к-рых спорна, прабабка его отца Валатта Микаэль оказалась правнучкой эфиоп. царя Иоанна I (1667-1682), а прадед его матери Тасфайе, возводивший свой род к царю Амда Сиону (1314-1344), сочетался браком с ее прабабкой Валатта Сион, среди отдаленных предков которой числился царь Наод . При крещении буд. император был наречен Вальда Микаэль (эфиоп.      ), однако в семье его называли Каса (  ; от амхарского «возмещение»); согласно эфиоп. традиции, это прозвище давали младенцу, если погибал предыдущий ребенок. Его «лошадиное имя» (давалось представителю знати по его любимому скакуну) было Абба Базбэз (      ). В 1864-1865 гг. Каса с 2 братьями находился при дворе эфиоп. имп. Феодора II , был удостоен титула «баламбараса» (9-го по значимости в военно-феодальной иерархии) и получил в управление ряд земель в обл. Тигре. 29 нояб. 1865 г., во время храмового праздника Аксумского собора Богоматери Сионской , он тяжело заболел и после выздоровления собирался уйти в мон-рь. Его с трудом отговорили, и тогда Каса принял обет не мстить врагам и отказаться от личного обогащения.

http://pravenc.ru/text/469792.html

И. получили земли для основания новых миссий в обл. Гондар (Гондэр), которая была в то время центром гос-ва. В соответствии с инструкцией Лойолы Паэс как миссионер проповедовал при царском дворе, подчеркивая, что принятие католич. веры будет способствовать консолидации власти и развитию контактов с европ. гос-вами. Он считал, что необходимо искоренить основные монофизитские идеи и внести изменения в местные церковные обычаи без их полного упразднения. Под влиянием регулярно проводимых Паэсом диспутов с эфиоп. богословами в 1620 г. Сисиний наложил запрет на празднование субботы, а в нояб. 1621 г. объявил о принятии католичества, принудив к этому и высшее эфиоп. духовенство. При поддержке Сисиния и Сээла Крестоса И. перевели на геэз ряд католич. сочинений (в основном экзегетические и полемические произведения, богослужебные тексты). По просьбе царя были переведены также португ. законы и своды канонического права. Антониу Фернандиш занимался редактированием эфиоп. версии Свящ. Писания и вероучительных книг, напр. «Веры Отцов» (Haymanotä Abäw), в к-рую он включил Томос папы свт. Льва I Великого . И. составили грамматики амхарского языка и геэза. По просьбе Сисиния Паэс построил для него несколько дворцов и церквей, в т. ч. укрепленный дворец и католич. ц. Генете Иясус в Азэзо. И. использовали в Эфиопии более совершенную строительную технику и т. н. индо-португ. архитектурный стиль (церкви в Горгоре, в Азэзо; патриарший собор в Дэнкэзе). Сближение Сисиния с И. привело к недовольству, которое усилилось после запрета соблюдать субботу и особенно после принятия царем католич. веры. Меры царя по насильственному введению католицизма вызвали массовый протест, в т. ч. в придворных кругах. Эфиоп. духовенство старалось не общаться с И., священники Аксумского собора Богоматери Сионской бежали, забрав с собой хранившийся там, по местному преданию, ковчег завета . Расширение деятельности И., их миссионерские поездки по стране вызвали протест у местных жителей. В 1628 г. наместник обл.

http://pravenc.ru/text/293585.html

С III-ro тома начнется печатание проповедей Московского периода моей службы; этот том будет в двух выпусках. К настоящему тому прилагается подробное оглавление 1-го тома; оно издано отдельно; просим вложить его в конце 1-го тома и заменить им слишком краткое, данное там оглавление. 148 Поучение в праздник св. Иоанна Предтечи, 7 января 1905 года. Произнесено за всенощным бдением и за литургией; разделено в произнесении на две части; сказано простому народу. 149 Слово при погребении престарелой игумении Нины, настоятельницы Самтаврского в Мцхете (в Грузии) женского монастыря, 3 янв. 1905 г. 151 Речь на паннихиде 9-го января 1905 года в Сионском Тифлисском. соборе, при священнослужении экзарха Грузии. 153 Слово на литургии пред погребением преосвященного Вениамина, епископа Горийкого, 19 февраля 1905 г.; сказано в Тифл. Сионск. соборе. Слово эго написано и сказано при особых обстоятельствах: г. Тифлис был охвачен революц. движением, на улицах были войска; собор был пуст во время богослужения и отпевания; сам автор этого слова был приговорен к смерти местным революц. комитетом и шел на службу в собор и обратно под военною охраною... Посему в слове много личных переживаний в виду смерти, которая представлялась почти неизбежной... 154 Сказано в церкви Ардовской духовной семинарии, Терской области, в нед. 3-го поста. Составл. отчасти по руководству поучен. протоиер. Гиляровского. 157 Под таким общим заглавленим печатаем десять листовок, которые написаны были и изданы во множестве для распространения в народе в 1905 г., в дни смуты. Листок по счету V-й отнесен к V тому (1-я часть), как имеющий к нему по содержанию ближайшее отношение (против социализма: «Берегись обманных речей»). 158 Под V издана брошюра: «Берегись обманных речей» (против социализма). Она отнесена к 1-й части V тома настоящего собрания сочинений. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998./Т. 2: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1901-1905 гг.). – 1995. – 534, V с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Зачем? Молиться. Это прямо не сказано в Евангелии, но это как–то прошептано сим молчанием. Впрочем, в этой же 14–й главе дальше говорится о Нем, после этого уединения: «и, вышедши, Иисус увидел множество людей» (14), и еще ниже: «и, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один» (23). Св. Церковь произнесла свой суд об этом событии: «Ирод безумный отсекает твою главу нещадно, обличающу сего прескверный нрав: Христос же тя, преблаженне, як о Крестителя, главу содевает Церкви, всех содетель Господь и всех избавитель» (Мал. веч. ст. на Г. В.). Предтеча становится главою Церкви. Это надо понимать, конечно, в соответствующем смысле. Предтеча не может быть рассматриваем как глава Церкви земной и небесной, каковая есть Христос. Он не является ею даже в том смысле, в каком является ею Приснодева, как личное воплощение и возглавление Церкви в ее отношении ко Христу. Он не является ею, наконец, и в том смысле, какой — верно или неверно — приписывается апостолу Петру или иерархам относительно Церкви воинствующей. Предтеча именуется здесь главою Церкви в том смысле, что он есть первый в Церкви, величайший из рожденных от жены. Вот это величие и главенство Предтечи и должно быть теперь раскрыто на основании учения Церкви о нем. Глава X. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕДТЕЧИ Служение Предтечи в загробном мире ограничено во времени, ибо оно простирается только до пришествия Христова, т. е. до Его сошествия во ад и проповеди во аде, которая соответствует основанию Церкви в загробном мире. Этим служение Предтечи как таковое заканчивается, и начинается новое, иное служение, которое представляет священную тайну. Однако ее св. Церковь приоткрывает, отчасти через церковные песнопения, но всего более через иконографию. Здесь, как и в некоторых других вопросах, приходит черед иконографического богословия (как одной из ветвей литургического) . Православная иконография дает основания для учения о том, что можно назвать прославлением Предтечи. Она содержит видения о Предтече, прозрения тайн Божиих. Св. Предтеча изображается в двояком отношении: с одной стороны, в связи с событиями земной жизни его, в которых главное есть, конечно, крещение им Господа, а также и рождество его и усекновение, — так сказать, священно–исторически; с другой стороны, есть целый ряд изображений его не исторического, но, так сказать, догматико–символического характера. Сюда относятся изображения Предтечи — с крестом (преимущественно в западной иконографии), с чашей, в которой покоится Божественный Младенец, «Агнец мира», или же его собственная глава — в окры–лении и иногда короне; в предстоянии Христу вкупе с Богомате–рию — Деисис (или в обычном искажении русского начертания «Деисус»); в предстоянии огненному ангелу — Софии, Премудрости Божией; в предстоянии Христу на Страшном Суде; изо–бражение в «чин» (в иконостасе) в окружении иконы Спаса вместе с Богоматерию и среди ангелов, — «умное небо».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002