Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксонометрический разрез храма (по С. А. Маилову) Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани . В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Б. свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы. В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIV в.- войсками Тимура. В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую обл. После первой мировой войны эта часть территории Б. на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным ок. сер. XX в., отошла к Турции (ныне иль Карс); левобережье, где расположены ц. св. Шушаник и развалины тетраконха (X в.?), в наст. время находится на территории Республики Армения. Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Зап. Европе. Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624 г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» - имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной. Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре к-рого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м). Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами. Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, к-рые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви. Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIX в.

http://pravenc.ru/text/77316.html

Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Сев. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Сев. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Исторические портреты составляли отдельную галерею, разместившуюся в центральной части собора в нижней зоне стен: справа были изображены в рост печерские игумены и архимандриты, а слева - ктиторы лавры. В центральной части собора на стене перед иконостасом, а также на боковых стенах находились композиции с изображением 7 Вселенских Соборов. Боковые алтари и приделы собора имели отдельные тематические циклы росписей. Так, цикл росписей в приделе арх. Михаила включал разнообразные библейские сюжеты, связанные с явлением ангелов (фотографии с изображением Вселенских Соборов и галереи архимандритов и ктиторов, сделанные в кон. XIX в., хранятся в фондах НКПИКЗ). Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Юж. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. Успенский собор. Разрез по линии запад—восток. Юж. половина. Чертеж Ф. Солнцева. 1843 г. О системе росписей XVIII в. дает представление документ 20-30-х гг. того века, известный в неск. копиях 1-й пол. XIX в. под названиями «Описание иконописи Киево-Печерской лавры» ( Истомин. Описание иконописи. 1897) и «Память, что внутр святой великой печерской церкви изображено» (НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413); размещение живописных композиций передают также разверстки интерьеров Успенского собора Солнцева , выполненные в 1843 г. (РНБ. Ф. 1381/1. Оп. Р-40: Архит. чертежи. Д. 310. Л. 21-24). В 1772-1776 гг. лаврские иконописцы под рук. иером. Захарии (Голубовского) поновляли в соборе росписи с сохранением всех композиций: «...внутри иконописным художеством вновь на стенах и сводах совершенне вся выписана и украшена» ( Евгений (Болховитинов). 1826. С. 301). В 1813 г. живопись обновлялась в приделе архидиак. Стефана, в 1829 г.- в алтаре собора, в 1830 г.- в приделе арх. Михаила, в 1831 г.- в приделе ап. Иоанна Богослова. Следующее масштабное обновление росписей было предпринято митр.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

«Ты еще молод, еще не уходился, еще должен стоять в углу и творить мытареву молитву: «Боже, милостив буди мне грешному», а никак не воображать себя наставником». А на второй вопрос владыка ответил: «Разиня, Аркадий, если ты посмеешь вычеркнуть имя митрополита Сергия из твоего поминания, то Господь вычеркнет тебя из Своего». О. Аркадий в этом же письме просил спросить и наших старцев: они ответили в таком же роде, только не так резко. Батюшка о. Досифей, как духовник о. Нектария, ездил к нему в начале Великого поста и причащал его. А когда уезжал, спросил: «Когда еще приехать?» Старец ответил: «Разлив начинается, приезжай, когда дорога будет сухая, на Николая Угодника». Так они с большой любовью и расстались… Вскоре о. Досифей сам заболел. Он и так-то был слаб, а здесь у него сделался большой нарыв. Температура сильно поднялась, необходимо было, во избежание заражения крови, сделать разрез. Я предложила батюшке, что я позову своего знакомого доктора для этого. Но батюшка никак не соглашался, говоря, что доверяет мне больше и позволит сделать разрез только мне. Как ни боялась я, но должна была исполнить его требование. Разрез пришлось сделать большой, с дренажем. Слава Богу, все обошлось благополучно. Температура тотчас же спала и мы успокоились. Только еще долго пришлось делать перевязки. Вот в это-то время я особенно сблизилась с батюшкой. Он часто рассказывал об их отношениях со старцем Нектарием. Какая между ними любовь. Потом от приезжих получили известие, что старец Нектарий слабеет. Батюшка Досифей стал поправляться и ждал ответа на свой вопрос, не надо ли ему приехать раньше? На хуторе, где жил б. Нектарий, при детях вдовца-хозяина одна женщина — Мария. Она также распоряжалась и приездом к старцу. Ей хотелось во что бы то ни стало отделить старца от Оптинцев, и она распространяла слухи, что старец разошелся с Оптинцами в убеждениях. Постом приехала из Москвы на хутор Соня, духовная дочь о. Сергия Мечева . Увидев, что старец ослабел, она немедленно дала телеграмму своему духовному отцу, который и приехал со Св. Дарами.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1328 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XX. Планы нижних этажей «колокольни» (бывшей библиотеки и других помещений). Рис. XXI. План нижнего этажа под церковью Введения и смежными с нею помещениями. Рис. XXII. План церкви Введения (второй этаж). Рис. XXIII. Церковь Введения и бывшая трапеза. Вид со стороны Сиверского озера (по фотографии с натуры). Рис. XXIV. «Святые ворота» под церковью св. Иоанна Лествичника . Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XXV. Церковь св. Иоанна Лествичника (по фотографии И. Ф. Барщевского 1295). Рис. XXVI. Планы: церкви св. Иоанна Лествичника , «бывших казенных» палат и нижнего этажа под ними (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVII. Фасад церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVIII. Разрез церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XXIX. Алтарь церкви св. Иоанна Лествичника (с фотографии Барщевского, 1296). Рис. XXX. Деталь орнамента на главе церкви св. Иоанна Лествичника .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

И в кабинете у меня, вы видите, иконы, и дома. Я без этого уже жить не могу. И литературы у меня много: старец архимандрит Наум мне присылает, а я ее тут распределяю народу. Я часто читаю и своим, и на конференциях отрывки из Евангелия, Псалтырь… Если что прочитал интересного, обязательно всем рассказываю. – А зачем? – Потому что тот, кто уже воцерковился, должен нести слово Божие. Конечно, не думая о себе много. Но именно слово Божие. Чтобы люди слышали эти поразительные слова. А Евангелие – это такая глубина! Сколько мы его читаем, и всегда что-то новое открывается. Настолько оно многослойно. А ведь кто это написал? Рыбаки! Понятно, что, как Господь сказал: «Святой Дух вас наставит». Но все-таки – это рыбаки. А мы, профессора, академики, что, знаем Евангелие наизусть? Нет, увы… Перед тем, как делать разрез, я говорю: «Господи, благослови, Пресвятая Богородица, благослови!» А молиться надо всегда. Я не делаю ни одной операции без предварительной молитвы. Молюсь за больного и чтобы Господь помог. Мне священник один, очень опытный, составил молитву. И на операции перед тем, как делать разрез, я говорю: «Господи, благослови; Пресвятая Богородица, благослови!» Только после этого делаю разрез. Милостью Божией всё. Как говорили наши деды: без Бога не до порога. Это так и есть. Выходишь из дома – перекрестись. Я как-то сказал священнику, что, когда сажусь в машину, крещусь, впереди себя тоже крест – и только тогда завожу машину и трогаюсь. А он мне: «Так до машины-то еще надо дойти…» Мудро, правда? Священники есть очень мудрые. Причем некоторые скрывают свою мудрость. Рейтинг: 9.8 Голосов: 5983 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 14 марта 2019, 15:58 К такому врачу и под нож ложиться не так страшно, он все с Богом делает. Михайлова Татьяна 24 февраля 2017, 19:52 Как-то давно в молодости попробовала питаться совсем по чуть-чуть,поела несколько ложек и говорю себе:Хватит.а потом вошло в привычку,очень быстро похудела.А теперь с возрастом похудеть сложней,обмен веществ медленней и искушений,особенно, в пост больше,каждый сам для себя решает,как ему лучше справиться,надеемся на Господа ,матерь Божью,ведь молитва и пост-это огромная сила,это два крыла,которые приближают нас к небесам.

http://pravoslavie.ru/91307.html

Эти оставшиеся три знака предназначены для удобства работы у Завесы. Через этот разрез человек, представляющий Господа, просовывает правую руку, чтобы проверить наше знание символов Святого Священства. Через разрез справа он задает нам определенные вопросы, через разрез слева мы даем ответы. Ведущий, который изображает Петра, становится перед завесой, а другой храмовый служитель мужского пола становится за ней и изображает «Господа». На металлическом каркасе, которая держит завесу, весит деревянный молоток ПЕТР: Так как вы все должны будете пройти через завесу, мы покажем, как это нужно делать. Человека подводят до этого места, и служитель три раза ударяет молотком [ведущий три раза стучит молотком]. Затем Господь приоткрывает завесу и спрашивает: ГОСПОДЬ: Что надо тебе? ПЕТР: Адам, будучи верен и предан во всем желает дальнейшего света и знания, общаясь для этого с Господом через Завесу. ГОСПОДЬ: Подведи его к завесе, и его просьба будет выполнена. ПЕТР: Затем человека подводят к этому месту, тогда Господь просовывает правую руку, совершает Первый Символ Ааронова Священства и спрашивает: ГОСПОДЬ: Что это? ПЕТР: Первый символ Ааронова Священства. ГОСПОДЬ: У него есть имя? ПЕТР: Есть. ГОСПОДЬ: Ты дашь мне его ? ПЕТР: Дам, через Завесу. ПЕТР: Затем через завесу человек говорит имя этого знака, то есть Новое Имя, полученное сегодня в храме. Господь затем совершает Второй Знак Ааронова Священства и спрашивает: ГОСПОДЬ: Что это? ПЕТР: Второй символ Священства Ааронова. ГОСПОДЬ: У него есть имя? ПЕТР: Есть. ГОСПОДЬ: Ты дашь мне его? ПЕТР: Дам, через Завесу. ПЕТР: Затем человек дает имя этого знака, то есть свое собственное имя, если он проходит церемонию для своего собственного Эндаумента, или же, если он проходит ради мертвого, это имя человека, которого он представляет. Затем Господь совершает Первый Символ Мелхиседекова Священства, или Знак Гвоздя и спрашивает: ГОСПОДЬ: Что это? ПЕТР: Первый символ Мелхиседекова Священства или Знак Гвоздя. ГОСПОДЬ: У него есть имя? ПЕТР: Есть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Подобная тетрада существовала и у представителей крестьянства, купечества, дворянства. Её мы видим и в облике наших доблестных христолюбивых воинов. Сегодня мы возвращаемся к нашему русскому образу с его традиционными ценностями, к которым относится и внешний облик русского человека. И здесь мы должны вспомнить о нашей русской косоворотке. Косоворотка - удивительная рубаха. В ней разрез находится не посредине, как следовало бы ожидать, а слева. Это кажется нелогичным. У всех остальных народов, даже славянских, разрез делается строго посредине. Объясняется это тем, что разрез был смещён в сторону для того, чтобы нательный крестик на гайтане (или цепочке) не выпадал наружу во время поклонов на молитве и во время наклонов на работе. Таким образом, получается, что покрой русской рубахи определен наличием креста на груди. Она является единым целым с нательным крестом и без него теряет свой смысл. В этом отношении рубаху с косым воротом вполне можно назвать — крестоворотка. Русская рубаха - вещь универсальная! В ней и молились, и венчались, и трудились, и умирали! Косоворотка существует столько, сколько существует сама Русь. Археологические находки в мужских погребениях Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли свидетельствуют о том, что рубахи с косым воротом существовали уже в XI - средине XII веков. Рубаха с косым воротом была обязательной часто одежды любого мужчины на Руси от царя до крестьянина. Под влиянием русского народа рубаху с косым воротом переняли многие соседние народы, входившие в Русское государство, проживавшие с русскими финно-угорские народы (марийцы, удмурты, зыряне-пермяки. Также косоворотка была распространена на юго-востоке Малороссии и в Белоруссии. Косой ворот в разные века входил в воинское облачение. В 1880 году косоворотка стала основой для создания гимнастёрки, когда на полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили носить её вместе с поясной и плечевой портупеей в строю. В царствование Императора Николая Павловича, когда стало возрождаться всё русское в России, косоворотка как традиционная русская рубаха пережила своё новое возрождение среди высших слоев общества. Её по идейным убеждениям начали носить славянофилы. Особенно косоворотка полюбилась в среде русских писателей и художников, к примеру, её носили Толстой, Стасов, а в начале ХХ века она стала вполне привычной приметой культурного обихода общественной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/05/ko...

Я не буду распространяться об этом, а только скажу, что школа церковная за 25 лет своего существования, помимо выполнения своего назначения служит целям Церкви, возросла в серьезную просветительную организацию, чем несомненно оказывала великую заслугу делу народного просвещения, и притом гораздо в более широкой степени, нежели земства, особенно на первых порах. Я, между прочим, здесь прибавлю, что она не шла в разрез с земством, а вместе с ним. Мы вчера слышали прекрасную речь графа Уварова, который, обратив внимание на эту сторону, доказал, что школа церковная шла не в разрез с земством, а земства, и притом самые либеральные, ратовали за церковноприходскую школу. Таким образом эти две школы, в течение указанного периода, были не в антагонизме, а шли вместе, ибо земля наша велика и обширна, в ней просвещения мало, для каждого учреждения хватит труда, и они могут идти вместе, не становясь в разрез друг с другом. И вот, Милостивые Государи, после того, как школа церковная достигла такого цветущего состояния, когда она имеет историческое и принципиальное право на существование, так как вытекает из самой идеи связи с Церковью, в такое время, когда мы, по-видимому, встаем на широкий путь просвещения, в такое-то время предлагается закон, которым все эти школы, под видом объединения, должны упраздниться. Правда, здесь упразднение замаскировывается. Те, которых мы называем оппозицией, по крайней мере говорят прямо и со своей точки зрения последовательно, что церковная школа не нужна, как вообще не нужна и Церковь . Мы их понимаем, потому что они откровенно говорят и последовательны в своих воззрениях. Но мы не понимаем тех, которые хотят то же самое сделать, но в форме такой, которая бы скрыла эти их воззрения, хотят преподнести ту же самую пилюлю, но только в золотой оправе, так как под видом объединения хотят упразднить ее, оставляя за духовным ведомством только фиктивные права и обязанности содержателей начальных училищ. Они сохраняют даже и название школ «церковноприходских».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1265 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л. 1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1266 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году. Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени. На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010