Швец Анастасия Васильевна, 2-й курс магистратуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Религиозная компонента как образующая славянской культуры по Иустину (Поповичу) Челийскому. Коханов Иван Андреевич, иерей, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Внебогослужебная деятельность приходского священника в России в конце XIX — начале XX вв. (на примере прот. Виктора Гурьева). Форикова Елена Анатольевна, 1-й курс магистратуры Севастопольского государственного университета, Институт общественных наук и международных отношений, кафедра «Теология и религиоведение». Храм Всех святых города Севастополя: история, традиции, современность. Резниченко Сергей Александрович (дистанционно), 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Санитарные нормы при совершении богослужений в период эпидемии Covid-19 (теория и практика). Батытин Григорий Русланович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Семейная аскетика (к актуализации понятия). Щербаков Иван Александрович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Детская воскресная школа: возникновение и актуальные задачи. Степанов Николай Николаевич, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Святитель Иоанн Шанхайский как пример педагога и наставника. Витязев Сергей Владимирович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Общественная деятельность Патриарха Алексия II (проблемный анализ). Янковский Филипп Валерьевич, магистрант 1-й курса Сретенской духовной академии. Экзистенциальный кризис в российском обществе постсоветского пространства и миссионерская Литургия как возможность борьбы с уклонением в эзотерическую традицию.   Секция «История Церкви и литургика» (аудитория «Античность») ID 81540080216 Ключ 147257 Модератор: Привалов Григорий Андреевич, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Алимов Александр Владимирович, аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности, факультет национальной безопасности, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Реализация концепции «Россия — Ноев ковчег» (методологические основания).

http://bogoslov.ru/event/6192150

    Что плохого в эгоизме? «Правильная» и «неправильная» любовь к себе. Отсутствие единого критерия «правильности». Окружающие люди как индикатор нашего реального состояния — эти и другие темы в откровенном диалоге Владимира Легойды и протоиерея Павла Великанова.     Представляем анимационный фильм киностудии МДА «Богослов», созданный к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.     Киностудия Московской духовной академии открывает цикл передач о людях, которые своим трудом формируют современный облик старейшего учебного заведения России. В первом выпуске — доктор церковной истории, заслуженный профессор МДА Константин Ефимович Скурат.         Программа «Лица Академии» позволит зрителям познакомиться с теми, кто сегодня трудится в Московской духовной академии и кому есть что рассказать о духовной школе, о жизни Церкви и о личном опыте веры.   1     Открываем второй сезон «Лиц Академии»! Наш первый разговор — о церковнославянском языке, истории МДА и авторских методах преподавания.   2     Зачем вести диалог с еретиками? Как на православие повлияли протестантские и католические богословы? Почему выпускники Академии ностальгируют по временам, когда после учебного дня их заставляли мыть бочки из-под солёных огурцов? Беседуем с преподавателем сравнительного богословия МДА.   3     Зачем в духовной академии читают светскую литературу? Как научить студента проповедовать? Что могут дать христианину неформальная культура и университетская среда? Разговариваем с выпускником МГУ, который защитил две диссертации и основал три православных СМИ.   4     Обязан ли священник хорошо петь? Чем запомнились знаменитые регенты архимандрит Матфей (Мормыль) и Марк Харитонович Трофимчук? Как появились первые в постсоветской России певческие сборники? В гостях у «Лиц Академии» — многолетний регент и церковный композитор.   5     Реформы помогают или вредят образованию? Чем отличаются современные семинаристы? То, что Академия находится не в Москве, хорошо или плохо? На вопросы отвечает ректор МДА в 2020–2022 годах епископ Венёвский Феодорит.

http://bogoslov.ru/video

Особое почитание святых, связанных с Киевскими духовными школами, зародилось в начале ХХ века, когда в Киеве шла активная подготовка к 300-летнему юбилею академии. К концу XIX века было прославлено лишь два святых угодника, вышедших из стен Киевской академии: святители Димитрий Ростовский и Иннокентий Иркутский. В годы правления императора Николая II, когда в Русской Церкви заметно оживился процесс канонизаций, Киевская духовная академия способствовала причислению к лику святых еще нескольких своих воспитанников. Так, профессор КДА протоиерей Федор Титов приложил немало усилий к тому, чтобы в 1911 году был прославлен святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский; а в 1916 году — святитель Иоанн (Максимович), мит­рополит Тобольский. К сожалению, в дореволюционный период не удалось завершить процедуру канонизации святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского. По замыслу отца Федора Титова, его прославление должно было состояться в 1915 году во время торжественного празднования 300-летия Киевской академии. Однако первая мировая война помешала провести эти торжества, и потому тогда канонизация не состоялась. В результате святитель Павел был включен в святцы Русской Православной Церкви лишь в 1984 году (в составе Собора Сибирских святых). Таким образом, к 1917 году к лику святых было причислено пять воспитанников Киевской академии: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский. В 1915 году отец Федор Титов писал, что Киевская академия «является доселе единственным учебным заведением не только в России, но и во всем православном христианском мире, воспитавшим столь много не просто только замечательных, но и высоконравственных деятелей». Он также свидетельствовал, что в начале ХХ века существовало местное почитание многих выходцев из киевской школы, которые не были еще канонизованы. «Такое отношение народной совести к воспитанникам Киевской академии является, по нашему мнению, самым лучшим и ярким признанием ее высоких исторических заслуг перед Вселенской Православной Церковью», — завершает свои размышления отец Федор.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

Сразу после окончания Академии общее собрание профессоров Академии и митрополит Филарет обратились в Святейший Синод с просьбой о присуждении иеромонаху Макарию магистерского звания, что и было сделано спустя почти два года. А пока, в звании бакалавра, иеромонах Макарий был оставлен на службе в Академии. На него была возложена ответственнейшая задача — начать в Киевской Духовной Академии чтение лекций по русской церковной и гражданской истории. До 1841 г. в Киевской Академии не было специальной кафедры истории, и ее возникновение несомненно связано с приходом в преподавательский состав молодого бакалавра иеромонаха Макария. 28 июля 1841 г. Академическая Конференция постановила: «Необходимо определить для преподавания сих предметов (русская церковная и гражданская история.— Ред.) особого наставника, отделив по два часа в неделю в низшем отделении для преподавания российской гражданской истории, а в высшем — церковной русской истории и назначив для сего окончившего курс студента, иеромонаха Макария» . Вводная часть курса по истории Русской Церкви включала в себя «исследование о начатках христианства в России до крещения великого князя Владимира». Это исследование вскоре было опубликовано автором в журнале «Христианское Чтение» , а потом и отдельным изданием . Впоследствии иеромонахом Макарием были прочитаны лекции по домонгольскому (988–1240 гг.) периоду истории Русской Церкви , собственно монгольскому и последующему (1240–1558 гг.) периодам. В этом же учебном году бакалавром Макарием Булгаковым был прочитан курс гражданской истории на низшем отделении Академии . С новым 1842 г. к преподавательским обязанностям иеромонаха Макария прибавились и обязанности административные: молодой ученый получил благословение временно принять на себя труд ректора Киевско-подольских духовных училищ, труд, сопряженный с огромной ответственностью за более чем 500 учащихся, их жизнь и учебу. Новый ректор подверг тщательному исследованию все стороны жизни училищ и выявил серьезные недостатки, исправлению которых было посвящено его полугодовое пребывание на этом посту. Позднейшие биографы отмечали, что деятельность в качестве ректора Киевско-подольских духовных училищ показала, что в иеромонахе Макарии «счастливо совмещались выдающиеся умственные дарования и трудолюбие любознательного ученого с замечательным практическим тактом административного деятеля».

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Киево-Могилянская академия стала фактически первым высшим богословским учебным заведением в православном мире. И потому не удивительно, что она оказала определяющее влияние на развитие богословского образования не только в Украине, России и Беларуси, но и в других славянских странах. Например, в 1733 году Киевский митрополит Рафаил Заборовский по просьбе Карловацкого митрополита Викентия Иоанновича направил к сербам группу киевских учителей, которые  открыли в Сремских Карловцах школу. Ее ректором которой стал Мануил Козачинский (впоследствии — архимандрит Михаил) . Кроме того, выходцы с Балкан приезжали в Киев для получения образования в Могилянской школе. Профессор Н. И. Петров насчитал двадцать восемь сербских студентов, обучавшихся в Киеве в период с 1721 по 1762 год . В списках студентов Киевской академии XVIII века встречаются также греки, молдаване, валахи и выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины ). Выпускники Академии играли затем важную роль в церковной жизни у себя на родине. Так, например, окончившие Киевскую школу епископ Дионисий Новакович и архимандрит Иоанн Раич стали наиболее известными сербскими церковными писателями XVIII века . Выходцы из Киевской академии оказали решающее влияние и на первоначальное становление системы образования в России. Выпускники Академии, занимавшие в XVIII веке большинство архиерейских кафедр на территории современной России, открывали в своих епархиях школы по образцу киевской и тем самым способствовали развитию образованности не только в столичных городах, но и в отдаленных провинциях. Тем не менее, школы, существовавшие в XVIII веке еще нельзя считать в полном смысле системой богословского образования. Эти школы не имели ни унифицированных учебных программ, ни единого центрального руководства, ни надежного финансирования. Также в XVIII веке в Российской империи отсутствовала система научно-богословской аттестации. Собственно система богословского (или точнее духовного) образования оформилась в Российской империи лишь в начале XIX века в результате образовательной реформы Александра I.

http://bogoslov.ru/article/1852214

В Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прошла конференция, посвященная актуальной для современной России теме " Духовно-нравственные основы Победы над фашизмом, терроризмом, расизмом, сепаратизмом " . Вел заседание секции епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. В своем вступительном слове Владыка Феофан акцентировал внимание присутствовавших на проблеме преодоления террористической угрозы на Северном Кавказе, в частности, рассказав о Бесланской трагедии, свидетелем и участником преодоления последствий которой он стал с первого же дня кризиса. Уже через сорок минут после сообщения о захвате школы Владыка Феофан прибыл в Беслан, где старался духовно и морально поддержать родителей детей, оказавшихся в руках террористов. В выступлениях других участников заседания были рассмотрены различные аспекты генезиса международного терроризма и способов совместного противодействия ему всех здоровых сил. В Московском гуманитарном университете, где прошло заседание секции " Молодежь - наследники Великой Победы " , собралось более 500 человек из 37 городов России. Среди них - ветераны Великой Отечественной войны, активисты Российского союза молодежи, Всероссийского православного молодежного движения и других молодежных организаций, студенты и аспиранты крупнейших вузов страны, учащиеся колледжей, представители духовенства. С основным докладом по теме обсуждения выступил ректор Московского гуманитарного университета профессор И.М.Ильинский. Были рассмотрены такие темы, как патриотизм и историческое наследие, роль молодежных объединений в развитии институтов гражданского общества и сохранении преемственности поколений. Было принято Обращение секции к российской молодежи, ветеранам войны, Президенту и Правительству России. Работа секции " Церковь. Армия. Народ " проходила в Академии Генерального штаба Вооруженных сил России. Среди выступавших на секции - начальник Академии гражданской защиты генерал-полковник П.А.Попов, заместитель начальника Академии гражданской защиты по науке, доктор экономических наук, профессор, полковник С.С.Чеботарев и другие.

http://mospat.ru/archive/86485-ix-vsemir...

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Юбилейный акт, посвященный 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Торжественное собрание открыл ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, который представил доклад, посвященный юбилейным датам. Затем он сообщил о присуждении Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии степени доктора богословия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Его Святейшеству были вручены знаки доктора богословия — крест и диплом, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам празднуемого мероприятия. Вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров огласил приветствия Президента России Д.А. Медведева и губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. Прозвучали также приветствия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения, председателя Совета вузов Санкт-Петербурга профессора В.Н. Васильева. Официальная часть завершилась демонстрацией фильма, посвященного 30-летию Регентского отделения, и праздничным концертом. 10 октября в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Вечером того же дня Его Святейшество и члены Священного Синода вознесли молитвы на воскресной утрене в домовом храме Святых отцов семи Вселенских Соборов, расположенном в историческом здании Синода. 11 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке и первую Божественную литургию в нем. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210098...

Повышение уровня диссертационных работ осуществлялось во исполнение решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года (п. 6 Определения Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви) и указаний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прозвучавших в его выступлении на Архиерейском Соборе 2004 года: «В процессе реформы надо поднять уровень исследовательской работы в наших Духовных школах. Степень кандидата богословия, присваиваемая выпускникам академий и аспирантур богословских институтов должна действительно свидетельствовать о высоком уровне проведенной работы. К сожалению, нередки случаи, когда руководство научной работой осуществляется неудовлетворительно … Требования к кандидатским работам должны быть усилены». В период с 2005 по 2008 гг. в Московской духовной академии по новой системе было защищено 24 кандидатских диссертаций. По прежней системе — 35 диссертаций по стационару и 18 — по сектору заочного обучения. Защищена также одна магистерская диссертация. В Санкт-Петербургской духовной академии за этот период по дореформенной системе защищены 39 кандидатских работ, по новой программе — 35 работ. При этом следует учесть, что в Санкт-Петербургской духовной академии привлечение внешних оппонентов стало практиковаться с этого года. В Минской духовной академии успешно защищено за этот период 34 диссертации. В Свято-Тихоновском гуманитарном университете за последние 3 года были защищены 2 докторские диссертации, 3 магистерских и ряд кандидатских диссертаций (за 2007 год — 7). В последние годы в России получило значительное развитие светское православное теологическое образование. К сентябрю 2008 года лицензию на подготовку теологов будут иметь 40 вузов, из них 25 — государственные университеты. При этом православная теология преподается в 34 вузах, исламская — в 5 вузах, иудейскую теологию отлицензировал 1 вуз. Сейчас по специальности и образовательному направлению «Теология» учится примерно 3500 студентов. В православных вузах учится также большое количество студентов других специальностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429985/

Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX — начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. 1 декабря в рамках торжественного открытия XVI Международных Могилянских чтений состоялась презентация книги «Записки святителя Петра Могили». Портал «Богослов.Ru» публикует вторую часть статьи проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную каноническому статусу русского эмигрантского прихода в Праге. Эта часть посвящена сложному периоду Второй мировой войны и первым послереволюционным годам. В этот период русский приход прошел непростой путь от временного подчинения Русской Православной Церкви Заграницей к возращению в юрисдикцию Московского Патриархата, а впоследствии вошел в состав автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . Девяносто лет тому назад в июле 1921 года Чехословацкое правительство приняло решение о проведении масштабной акции помощи русским эмигрантам. В течение 1920-30-х годов граждане бывшей Российской империи, оказавшиеся за пределами Родины, получали в Чехословакии заметную материальную поддержку, и потому Прага стала одним из главных центров русского зарубежья. О причинах проведения «русской акции» и о ее влиянии на церковную жизнь эмиграции в Чехословакии повествуется в статье проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги.

http://bogoslov.ru/person/261580

Но эта школа возникла и утвердилась далеко не сразу, понадобились многие годы для того, чтобы академическая богословская наука освоила богатейшее наследие православной традиции, сумела разобраться в том, что наработала современная ей западная наука, и на обретенном уровне, духовном и научном, выразить учение Православной Церкви, «Божию силу и Божию премудрость», которые «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23-24). Немалому числу представителей академической науки довелось жизнью своей засвидетельствовать верность Христу и имена их поминаются в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Несомненно, что для развития современной богословской науки и для становления духовного образования в России материалы журнала «Богословский вестник» могут принести немалую пользу. Однако недоступность или труднодоступность данного журнала, особенно дореволюционного, побудила редакцию журнала осуществить проект по оцифровке всех статей журнала. Об особенностях электронной публикации «Богословского вестника» на диске будет сказано после краткого изложения основных вех истории журнала. 1. Обстоятельства создания нового печатного органа Академии Окончательное решение о преобразовании «Творений святых отцов в русском переводе» и «Прибавлений», прилагавшихся к ним, в «Богословский вестник» было принято на заседании Совета Академии 6 сентября 1891 г. под председательством ректора Академии архим. Антония (Храповицкого). На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала» 1 . В далеко идущие планы редакции входило помимо издания святоотеческих переводов, ученых статей и публикации материалов из внутренней жизни Академии составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета» 2 , который еще в 1864 г. внес первое пожертвование на данное начинание в размере 12500 руб. 3 Однако ни в 1860 годы, ни в более поздние времена план издания богословского словаря так и остался нереализованным.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010