Le De magia naturali de Jacques Lefèvre d " Étaples: Magie, alchimie et cabale // Les muses secrètes: Kabbale, alchimie et littérature à la Renaissance: Actes de la journeé en hommage à F. Secret, Vérone, 18 oct. 2005. Gen., 2013. P. 37-79; Oosterhoff R. J. «Idiotae», Mathematics, and Artisans: The Untutored Mind and the Discovery of Nature in the Fabrist Circle // Intellectual History Review. 2014. Vol. 24. N 3. P. 301-319; idem. Jacques Lefèvre d " Étaples // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2015. [Электр. ресурс: plato.stanford.edu/entries/lefevre-etaples/]. Д. В. Смирнов Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) История зарубежной философии. Персоналии Деятели Римско-католической Церкви История толкования Священного Писания (по периодам). Реформация и протестантская Ортодоксия Ключевые слова: Переводчики Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Философы французские Экзегеты католические Лефевр Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католический философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель французского позднеренессансного гумманизма См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон (1905 - 1988), католич. богослов, философ, культуролог БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ БУЙЕ Луи Жан (род.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Но тот мудрый или пренебрегает этим, или, если диалектика действительно есть самое знание истины, так ее знает, что с презрением и без сострадания заставит умереть с голоду их жалобу на здравый смысл: если-де истинно, то ложно; если ложно, то истинно. Это я полагаю достаточным о восприятии, потому что когда я стану говорить о доверии, ко всему этому прийдется возвращаться снова. Прошу вас представить себе следующее зрелище: идет некий спор между мудрым и мудростью. Что может утверждать мудрость, как не то, что она есть мудрость. А тот, представьте, говорит: " Не верю " . Кто говорит мудрости: " Не верю, что ты мудрость " ? Тот, с кем она могла говорить и кого удостоила чести в нем обитать, т.е. мудрый! Идите теперь и отыскивайте меня, который борется с академиками: вы встретите уже новое сражение: сражаются между собою мудрый и мудрость. Мудрый не хочет сочувствовать мудрости. Я с вами спокойно жду конца. Ибо кто не уверен, что мудрость непобедима? Однако же, оградим себя некоторой дилеммой. В этом сражении или академик победит мудрость, и в таком случае будет побежден мною, так как не будет мудрым, или же будет побежден мудростью, и в таком случае мы докажем, что мудрый сочувствует мудрости. Итак, или академик не есть мудрый, или мудрый чему-нибудь доверяет; разве может тот, кто постыдился сказать, что мудрый не знает мудрости, не постыдиться утверждать, что мудрый не сочувствует мудрости? Но если уже правдоподобно, что мудрому доступно знание по крайней мере мудрости, и нет причины, почему бы он не доверял тому, что может познавать, то я нахожу правдоподобным и то, чего желал, т.е., что мудрый будет доверять мудрости. Если спросишь, где найдет он эту мудрость, я отвечу: в самом себе. Если скажешь, что он не знает, что имеет, - возвратишься к той нелепости, что мудрый не знает мудрости. Если отрицаешь возмож-ность найти самого мудрого, то об этом рассудим в другой речи уже не с академиками, а с тобою, который так думает. Ибо они, когда рассуждают об этом, рассуждают именно о мудром. Самого себя Цицерон называет исключительно человеком мнений (предположений), но относительно мудрого ставит это предметом своего иссле-дования. Если вам, юноши, это еще незнакомо, то можете прочитать в " Гортензии " : " Итак, если точного ничего нет, а довольствоваться мнением неприлично мудрому, то муд-рый ничего никогда не станет утверждать " . Отсюда очевидно, что в своих рассуждениях, против которых мы ратуем, они говорят о мудром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—    Принесите воды. Воды? Какой воды? Зачем? Вот он моет руки — зачем-то моет свои белые, чистые, украшенные перстнями руки — и злобно кричит, поднимая их, удивленно молчащему народу: —    Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы! Еще скатывается с пальцев вода на мраморные плиты, когда что-то мягко распластывается у ног Пилата, и горячие, острые губы целуют его бессильно сопротивляющуюся руку — присасываются к ней, как щупальца, тянут кровь, почти кусают. С отвращением и страхом он взглядывает вниз — видит большое извивающееся тело, дико двоящееся лицо и два огромные глаза, так странно непохожие друг на друга, как будто не одно существо, а множество их цепляется за его ноги и руки. И слышит ядовитый шепот, прерывистый, горячий: —    Ты мудрый!.. Ты благородный!.. Ты мудрый, мудрый!.. И такой поистине сатанинскою радостью пылает это дикое лицо, что с криком ногою отталкивает его Пилат, и Иуда падает навзничь. И, лежа на каменных плитах, похожий на опрокинутого дьявола, он все еще тянется рукою к уходящему Пилату и кричит, как страстно влюбленный: —    Ты мудрый! Ты мудрый! Ты благородный! Затем проворно поднимается и бежит, провожаемый хохотом солдат. Ведь еще не все кончено. Когда они увидят крест, когда они увидят гвозди, они могут понять, и тогда... Что тогда? Видит мельком оторопелого бледного Фому и зачем-то, успокоительно кивнув ему головою, нагоняет Иисуса, ведомого на казнь. Идти тяжело, мелкие камни скатываются под ногами, и вдруг Иуда чувствует, что он устал. Весь уходит в заботу о том, чтобы лучше ставить ногу, тускло смотрит по сторонам и видит плачущую Марию Магдалину, видит множество плачущих женщин — распущенные волосы, красные глаза, искривленные уста, — всю безмерную печаль нежной женской души, отданной на поругание. Оживляется внезапно и, улучив мгновение, подбегает к Иисусу: —    Я с Тобою, — шепчет он торопливо. Солдаты отгоняют его ударами бичей, и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, показывая солдатам оскаленные зубы, он поясняет торопливо:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

27–29. В объяснение того, что «плод разума» мудреца, наставляющего свой народ, «пребывает навсегда» (ст. 26), премудрый говорит, что «жизнь человека исчисляется днями, а жизнь народа израильского – безчисленные дни»: надолго, значит, останутся и добрые последствия советов мудреца; «превосходная нравоучительная книга сына Сирахова представляет лучшее доказательство этому, – по истечении двух тысяч лет читают ее с величайшею пользою, к славе ея сочинителя». 1 Далее снова, как и в 25 и 26 стихах, сопоставляется «мудрый для себя» и «мудрый для народа»: «мудрый для себя насытится удовольствием, и прославят его все видящие его; мудрый для народа своего приобретет славу, и имя его останется жить во веки». Такой порядок стихов дан в Евр. В и D, – в С сохранились только 27 и 29 стихи, и там стоящие рядом. Так как 28 стих является естественным дополнением 26-го, а 27 и 29 стихи тесно связаны между собою и в Евр. начинаются одинаково словом хакам «мудрый», то Евр. порядок стихов следует признать первоначальным. В Сир. 28 стих опущен. Сл.: «Муж премудр исполнится благословения, и ублажат его все зрящие. Живот мужа в числе дней, а дни Израилевы безчисленни. Премудрый во своих людех наследит веру, и имя (Остр, ошибочно: семя) его живо будет во век». Евр. В в 28 стихе также читает «мужа», ’ûш, a D – «человека», ’енôш. «В числе дней» соответствует Евр. фразе миспар йамûм, в Евр. D читается йамûм миспар «дни числа», как в 17:2; по смыслу то и другое одинаково, так как имеется в виду определенное, ограниченное число дней, в противоположность вечному пребыванию народа израильского. Вместо «Израиля», как читается в Гр. и Сл., в Евр. В стоит «народа израильского», а в D – поэтическое имя Израиля йэшурн (Вт. 32:15, 33:5, 26, Ис. 44:2 ), буквально «прямой», оттуда «праведный»; возможно, что это имя и стояло в подлиннике. На поле в D приведен вариант 28 стиха, видимо неподлинный: «тело (или «жизнь») их от числа .... дней, а тело (жизнь) Имени (или Славы) – дни без числа». В 27 и 29 стихах Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

  Так мы всегда говорим: " Он его поблагодарил " . Ведь дарить — значит давать по собственной воле. Мы не говорим " заплатил благодарностью " : платят ведь и по требованью, и через посредника. Мы не говорим: " вернул ему благодеяние " или " сквитался за благодеяние " — тут нам не по душе слова, которые подходят для ссуд. (10) " Благодарить " — значит, отвечать тем же на полученное в дар благо, слово " дарить " означает добровольное приношенье: кто дарит, тот сам себя позвал. Мудрый все взвесит наедине: сколько он получил, от кого, когда, где, как, Потому мы утверждаем, что благодарить не умеет никто, кроме мудреца, то есть человека, для которого давать — большая радость, чем для другого получать. (11) Кто-нибудь, верно, причислит это к таким нашим высказываниям, которые противоречат общему мнению (греки называют их παρδοξα), и спросит: " Значит, никто, кроме мудреца, не умеет благодарить? Стало быть, никто, кроме него, не умеет и заимодавцу отдать долг, и расплатиться с продавцом, купивши какую-нибудь вещь? " — Так вот, чтобы не нас одних преследовала ненависть, пусть он знает, что и Эпикур говорил то же самое. Метродор прямо утверждает, что " только мудрый и умеет благодарить " . (12) А потом он же удивляется, как это мы говорим: " только мудрый умеет любить, только мудрый может быть другом " . Но ведь благодарность есть часть и любви и дружбы — она даже более распространена и доступна большему числу людей, чем истинная дружба. И он же удивляется, как это мы говорим: " только в мудром и есть верность " , будто сам он говорит другое! Или, по-твоему, в том, кто не знает благодарности, есть верность? (13)   Пусть же перестанут бесславить нас за якобы невероятную похвальбу и пусть знают: лишь мудрец обладает тем, что честно, а толпа — только призраками и подобиями честности. Никто не умеет благодарить, кроме мудрого; благодарит и неразумный, но как придется, как может; ему не хватает не желанья, а уменья. Желанью учиться незачем. (14) Мудрый все сопоставит: ведь одно и то же благодеянье бывает и большим, и меньшим в зависимости от времени, места, побуждений. Нередко больше проку дать кстати тысячу денариев, чем наполнить весь дом богатствами. Ведь немалая разница — помогаешь ты или даришь, спасает ли твоя щедрость, или прибавляет роскоши. Часто дают мало, а достигают этим многого. А разве не велика, по-твоему, разница, у себя ли ты взял то, чем помог другому в нужде, или же прибег, чтобы дать, к чужому благодеянию?2

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=10&iid=6...

   — Пусть на это ответит тот, чье прибытие, случившееся так кстати, мы, надеюсь, приветствовали не напрасно.    — Помилуй Бог, — отвечал на это Алипий. — Неужели мне суждено было хранить свое, столь дорогое мне молчание, только до сих пор? да, вижу, покой мой нарушен. Но как бы то ни было, я постараюсь ответить на этот вопрос, если заручусь на будущее время, и вы мне пообещаете, что более этого ответа ничего от меня не потребуете.    — Не к лицу твоей доброжелательности и твоему великодушию, Алипий, — заметил я, — утаивать от нас свое мнение, весьма нами ценимое. Впрочем, сделай то, что предложил; остальное же произойдет так, как укажет порядок.    — И верно, уж коли вы избрали меня защищать порядок, то я и должен ожидать лучшего именно от порядка. Если не ошибаюсь, по-твоему заключению вышло, что они представляют себе глупость соединенную с Богом именно потому, что сказали, будто бы все, что постигает мудрый, существует с Богом. В какой степени последнее положение должно быть принято — говорить теперь не буду; обращу лишь ваше внимание на само заключение. С Богом, сказал ты, существует все то, что мудрый разумеет, а мудрый-де не может избежать глупости, не поняв ее. Но ведь, ясное дело, никто не может быть удостоен имени мудрого прежде, чем избежит глупости. Далее сказано, что с Богом существует то, что мудрый разумеет. Поэтому, если кто-нибудь постигнет глупость, чтобы ее избежать, то он еще не мудр. Когда же он сделается мудрым, тогда уже глупость не должна быть причисляема к тому, что он разумеет. На этом основании: так как с Богом соединено то, что разумеет уже мудрый, то будет правильно и логично, если мы глупость от Бога устраним!    — Ты, Алипий, — возразил я, — отвечал как всегда остроумно, но отвечал так, как обычно отвечает попавший в чужое затруднительное положение. В подобном положении, так как ты, надеюсь, не откажешься пока побыть глупым со мною, что сделали бы мы, встретив такого мудреца, который взялся бы охотно освободить нас от этой беды путем научения и состязания? Мне думается, я, со своей стороны, попросил бы его прежде всего показать мне, что такое глупость, почему и какого рода она бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2779...

Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником 43 . Некоторые неправильно понимают эти евангельские тексты и думают, что если нет средств, то башню можно не строить, и если нет сил, то можно примириться с напавшим царем. Но это не так. Башню мы должны построить и обязаны пойти на сражение с царем, который, по моему мнению, есть диавол, превосходящий нас силами. Иначе мы вынуждены будем заключить с ним мир, покориться ему, даже не вступив в войну. Что может быть позорнее? А принять такое решение: «У меня нет сил, поэтому я не буду это исполнять» – все равно что сказать: «У меня нет сил, поэтому я буду молча тонуть, спокойно пойду ко дну». Под отречением от мира, скажу еще раз, не всегда нужно понимать монашеский уход из мира. Это такой духовный настрой, который позволил бы нам в случае необходимости отречься от тех или иных земных благ и даже от родных, если они мешают нам исполнять заповеди. Что значит «отречься»? Если я, допустим, не потакаю желанию своих близких, которое заставляет меня идти против моей христианской совести, то это уже есть некое малое отречение. Мирянин сталкивается с этим, может быть, не раз в течение дня. И к таким отречениям нужно быть готовым. Иначе, поддаваясь человекоугодию, уступая людям, которые нам дороги, мы бесконечно будем погрешать против Евангелия и в таком случае не станем учениками Спасителя. Ибо ученик Спасителя не тот, кто числится таковым и по видимости за Ним следует, а тот, кто у Него действительно чему-то научился. Как мы можем назвать себя учениками Господа, если мы не исполняем ничего из того, чему Он нас учил? Итак, суммируем наши рассуждения. Кто такой мудрый человек? Мудрый человек тот, который строит свою жизнь на исполнении евангельских заповедей. Мудрый человек тот, который считает, что евангельское учение выше всех земных учений. Мудрый человек тот, который имеет правильное благочестие, не оправдывает себя исполнением внешнего, а ищет чистоты внутренней, сердечной. Мудрый человек тот, который не надеется на земное богатство, а собирает себе сокровище на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Е. К. Никифоров: - А почему не люб Ярослав Мудрый? Л. П. Решетников: - Я тоже говорю. Е. К. Никифоров: - Украинцы, вот знаете как, они же много положительного сделали. Это сейчас в пылу полемики, война и так далее. Но там многое сделано по вычищению, опять накипь украинского нацизма, конечно, была, но они там много сделали положительного к возвращению. Потому что для них Ярослав Мудрый – это их Ярослав Мудрый. И наш Ярослав Мудрый.  Л.П. Решетников: - Ну, конечно, тогда если Ярослав Мудрый переименуется в Карла Либкнехта, тогда город Ярославль, который назван в честь, наш старинный город, Ярослава Мудрого, назвать Карла Либкнехта. Вы понимаете? Они не понимают вообще, вот эти люди, которые сейчас, видно, вот такой уровень их интеллектуального развития. Они это отменяют, а мы что тоже в России должны Ярославль переименовать? Даже во времена самого жесткого большевистского террора и диктатуры Ярославль сохранил свое название. Ну до смеха! Тут плакать, конечно, надо. Е. К. Никифоров: - У нас до сих пор эти язвы именные. Например, Вятка, историческая Вятка, откуда Владимир Николаевич Крупин, наш замечательный автор, писатель. Тончайший русский человек. Он переживает, говорит: «Я приезжаю к себе в Вятку, а там Киров». Вот… Л. П. Решетников: - Киров… Е. К. Никифоров: - Господи, да что же такое! А вы-то как носите это клеймо на себе? Это же вас заклеймили этим! Вместо вашей родной, русской Вятки – какой-то Киров, которого убили в пылу интриг кремлевских. Л. П. Решетников: - А знаете, приезжаешь в Вятку, там все написано: вятские баранки, вятские котлеты, вятские кирпичи. Никто не пишет кировские, ну мало совсем. Вроде бы все вятское… Но название Киров. Иду по улице там, небольшая, с друзьями, мы на конференции, читаю: улица Мопра. Е. К. Никифоров: - Господи помилуй! Кто такой Мопр? Л. П. Решетников: - Международная организация помощи революционерам вообще расшифровывается. И тут идет парочка, молодые симпатичные мальчик и девочка, видно студенты. И мы останавливаем, нас трое было преподавателей, останавливаем, говорим: «Извините, вот мы никак не можем понять, что это за улица?» И студент читает: «Улица Мопра».

http://radonezh.ru/2023/02/08/chto-seych...

Принц Филипп Ты – отшельник из леса за рекой? Мудрый отшельник Да, ваше высочество. Меня призвал во дворец ваш отец и просил помочь вам изучить правила хорошего тона. Король попросил меня сократить число правил хотя бы до пятидесяти. Принц Филипп До пятидесяти? Но ведь это немало! (Отшельник пристально, но мягко смотрит в глаза принцу.) Мудрый отшельник Ваше высочество! Число этих правил можно сократить до одного. (Немного помолчав, отшельник продолжает.) Это правило – необычное. Кто знает только одно это правило, знает все остальные, хотя бы число их было сто тысяч. Вы можете стать воспитанным человеком всего за один час, принц Филипп, если, конечно, вы сами хотите этому научиться. Принц Филипп Хочу, хочу научиться! Я внимательно слушаю тебя, старик. Мудрый отшельник (Некоторое время самоуглубленно молчит, потом подходит к принцу Филиппу и тихо, но твердо говорит.) Для того, чтобы быть и хорошим и воспитанным, ты должен делать только одно: считать, что все другие люди – лучше тебя, и потому всех надо любить и уважать. Если будешь сначала думать о других, а потом о себе, то ничего не сможешь сделать плохого, а это и будет хорошим поведением – и все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой. Принц Филипп Это все-таки очень трудно. Как же я смогу думать, что мой шут, горбатый карлик, лучше меня? Как я могу его полюбить, когда он мне противен? Даже моего лакея с длинным носом, который лучше карлика, я не смогу полюбить! Мудрый отшельник Ты так несправедливо относишься к ним, потому что не знаешь одной страшной тайны. Карлик в действительности вовсе не карлик, а прекрасный принц, только его заколдовал злой волшебник. Когда ты будешь говорить с ним, ты не обращай внимания на его горб, и говори не с карликом, а с принцем, который в нем заколдован. Принц Филипп А лакей тоже заколдован? Мудрый отшельник Да, и лакей, и все другие. Только очень немногие знают об этом. Принц Филипп (Неуверенно.) Я попробую смотреть на людей, как на заколдованных принцев и принцесс. Ведь у меня нет другого выхода.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-i-scenarii...

Блж. Иероним слышит в словах Екклесиаста не только досаду, что успех достаётся не достойному, а есть дело случая, но и таинственное указание на то, что бег, победа, хлеб, богатство даются не по усилиям человека, а по благодати. Всё это даже «муж мудрый может собирать… не иначе, как получив от Господа 9, 11–12]. Что касается пагубной сети , о попадании в которую не знает человек своего времени , то это и «несчастия или смерть», и «еретики (которые) имеют невод, чтоб ловить им рыб на погибель» [там же]. Превосходство мудрости Всему время и случай. Однако есть и в этой жизни вещи превосходнейшие над другими. Такова мудрость. Еккл. 9:13 Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Еккл. 9:14 город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы; Еккл. 9:15 но в нём нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Еккл. 9:16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Еккл. 9:17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Еккл. 9:18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Царь-мудрец хвалит мудрость. Он знает её превосходство и приводит тому три примера. Соломон вспоминает случай, когда некий великий царь осадил небольшой город, произвёл все необходимые осадные работы, и осталось уже самое малое – решительным штурмом овладеть городом. Силы были неравные, сопротивление города бессмысленно. Но тут в городе нашёлся некий мудрый бедняк и своей смекалкой спас город! Однако слава ему не досталась. Бедняка быстро забыли. И что ж? Даже в таком случае остаётся факт – мудрость лучше силы! Мудрый бедняк спас свой город, а великий царь со своей несметной силой посрамлён. Но мудрый пусть не надеется на славу, пусть всегда помнит: мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают . Так эта жизнь устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010