Когда дошла очередь до Анания преклонить свою главу под меч, то он начал бояться и трепетать от страха. Стоявший же около него некий знатный муж, по имени Фусик, бывший начальником всех низших служителей во дворце, исповедывавший тайно христианство, увидав, что священник Анания испугался усечения мечом, воскликнул, обратившись к нему: — Не страшись, старец! Закрой глаза твои и будь тверд, ибо тотчас увидишь Божественный свет. Лишь только сей муж сказал это, тотчас он признан был христианином; его схватили и привели к царю. Он же безбоязненно исповедал себя пред царем христианином и отрекся от нечестивой веры персидской. Слыша его слова, царь пришел в сильный гнев и повелел умертвить его, но не чрез усекновение мечем, а другим каким-либо мучительным способом. Разрезав его шею назади, вынули оттуда язык его, и отрезали его, потом содрали кожу со всего тела святого; в таких мучениях и был умерщвлен святой. В то же время мучители схватили и его дочь девицу, по имени Аскитрею, и после мучительного истязания умертвили и ее. При этом были умерщвлены и многие другие исповедники веры в Господа Иисуса. Спустя же год после сего события, также в великий пяток, был умерщвлен святой Азат, скопец, любимейший царский слуга и с ним тысяча святых мучеников. Святая Церковь исчисляет число замученных за Христа за все это время в тысячу сто пятьдесят человек. Церковные же историки Созомен [ 11 ] и Никифор Каллист [ 12 ] в своих сочинениях повествуют, что в это время было умерщвлено бесчисленное множество христиан, в самый день страдания Христова и в день святой Пасхи. Ибо как только вышло повеление нечестивого царя Сапора – умертвить всех христиан в его стране, тотчас верующие обоего пола, старые и юные, сами с поспешностью выходили из своих домов и без страха отдавали себя на умерщвление, с радостью умирая за своего Господа. Когда же был умерщвлен святой Азат-скопец, царь весьма сожалел о нем, так как сильно любил его, и посему приказал прекратить убийства; только предписал своим волхвам отыскивать и предавать мучениям учителей и наставников христианских, епископов и пресвитеров, а остальных христиан повелел щадить. Мы же, почитая память всех святых мучеников, прославляем Подвигоположника и Венцедавца Христа, Спасителя нашего, со Отцем и Святым Духом прославляемого вечно. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

16 . Св. мучч. и Родные сестры, девственницы, проводившие благочестивую жизнь около г. Аквилеи (в Иллирии), они пострадали в 304 г., будучи, за веру во Христа, взяты и преданы различным истязаниям. Св. страдалицы не устрашились «ни зверей дивиих наития», «ни удов отсечения, ни болезней многообразных». Мучения свв. дев сопровождались чудесными знамениями, но мучители не вразумились ими. Свв. Агапия и Хиония были преданы сожжению на костре и скончались с молитвой на устах, но тела их чудесно остались неповрежденными огнем. Св. Ирина была пронзена стрелами и, воздавши благодарение Богу, предала Ему свой дух. Честные тела их были погребены св. Анастасией Узорешительницей (см. 22 дек.). Кондак, гл. 4. Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою, яве лукаваго посрамивши, и ко Христу привела еси тмы людей множества, блаженная: и порфиру от кровей носящи, со ангелы, ныне веселишися. Муч. и с ним св. жен: Галины, и еодры. См. 10 марта. Муч. иной, пострадавшей по одним – в Коринфе, по другим – в Македонии. Вместе с другими христианами она проживала в Греции в одной пещере, и все они проводили время в постоянных молитвах. Мучители, схватив св. Ирину и надев на нее оковы, заключили в темницу, затем, чтобы принудить св. мученицу к отречению от Христа, ее подвергали побоям, отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову. Мученическую кончину ее относят или к 205 г., или к 304 г. По Х.М., сия св. мученица пострадала в Коринфе с мучеником Леонидом. 17 . Пр. отца нашего Смена (епископа) Персидского; по М.В.С. и Х.М., и с ним: Аделаа и пресвитеров, Хсдазата (или сазана) евнуха, приставника, и Асктреи дщери его, и Азата скопца, и иных многих. В гонение Сапора II в Персии (в 344, по другим – в 343 или 344 г.) за исповедание Христа был взят на мучения св. Симеон Варсавой (т.е., сын красильщика), епископ Селевкии и Ктезифона. Ведомый в оковах в темницу, святитель укорил в отступлении от веры престарелого Усфазана, дядьку царева. Тот признался царю в лицемерном поклонении солнцу и исповедал себя христианином, за что и был осужден на усечение. В Великий пяток усечены были св. Симеон и прочие мученики, а также и 100 других христиан. После кончины св. Симеона был замучен скопец Азат и с ним 1.000 других веровавших во Христа (см. 14 апр.). Он был любимцем Сапора и последний, узнав о его кончине, приказал ограничить гонение епископами и священниками. В службе упоминаются только свв. Симеон и Анания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После мирного договора 591 г. между Маврикием и Хозроем II большая часть Армении отошла к Империи. Однако Двин (резиденция католикоса) остался в Персии, хотя и на самой границе с Византией. Там Халкидона не приняли. Когда католикоса Моисея II пригласили принять участие в соборе объединения, он произнес свой знаменитый ответ: «Я не пересеку реки Азат ни для того, чтобы есть печеный хлеб греков, ни для того, чтобы пить их теплую воду» Однако большинство армянских епископов собралось в Феодосиополисе (Эрзеруме) и избрало халкидонского католикоса Иоанна III Багарантси. Его кафедра разместилась в Аване - на противоположном Двину берегу реки Азат. Иоанн III оставался там до его ареста и депортации персами в 611 г. В 600-601 гг. Кирион, католикос Грузии в Мцхете (бывший секретарь Моисея II) принял Халкидон. Те серьезные сложности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидонцы при выборе преемника Моисею II, показывают, что оставайся Маврикий в живых подольше, все армяне и весь кавказский регион могли бы стать халкидонцами. Увы, этого не произошло. Так же как и в Египте, персидское вторжение прервало попытки воссоединения до новых значительных инициатив, предпринятых императором Ираклием после его победы над Хозроем II. В Персии проживало много сирийцев-яковитов. Мы знаем, что христологические споры проходили в 497 г. при несторианском католикосе Бабае, когда два епископа, Папа Бейд-Лапатский и Язад Рев-Ардасирский, выступили против доминирующей Антиохийской (т.е. несторианской) позиции и отказались принять участие в Селевкие-Ктесифонском соборе. Из других источников мы знаем о деятельности Симеона, епископа Бейт-Аршамского, известного по прозванию «Персидский софист», который путешествовал по всей Персии, выступая против несторианства. Автор «Жития» Иоанна Телльского сообщает нам, что к 536 г., несмотря на поддержку армян, истинная вера (т.е. монофизитство) из-за несторианских гонений была почти истреблена в Персии. Получив одобрение Севира, Иоанн тогда хиротонисал для Персии монофизитского епископа.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

Так Азат, евнух наместника Гадиабского, был привлечен с другими христианами в капище, где приносились жертвы Персами. Но, воспитанный с детства в христианстве, он вместе с прочими верующими, обличил нечестивцев и отказался от жертвоприношений солнцу, зная, «что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (Кор.10:20; Ср. Втор. 32:17). За это их предали различным истязаниям. Азат после сего был удавлен руками одного вероотступника. С ним вместе был мучим и убит Сасоний. Некоему христианину, по имени Аврааму, вырваны были глаза раскаленными гвоздями, от чего он умер через два дня в страшных мучениях, не переставая призывать имя Христово. Симеона-христианина персы закопали в землю по грудь и пронзили стрелами оставшееся открытым тело. В это же гонение в земле Персидской просияли венцами мученическими и многие жены и девы из христианок, соревнуя поименованным святым мужам в любви ко Христу. Так девицы Фекла и Анна и с ними Богута, благородная жена, Мамия, Татона, Мама и Нина, и многие другие, безбоязненно обличавшие нечестие Персов и жестокость гонителя, были изрублены мечами. Земля, орошенная кровью сих мучениц, произрастила цельбоносную смоковницу, как бы в обличение гонителя. Еретики-манихеи, спустя некое время, не терпя сего чуда, коим сама земля вещала о правой вере исповедниц Христовых, истребили сию смоковницу; но за сие были наказаны жестокою болезнью. Так и в земле Персидской воздвиг Господь многочисленный сонм мучеников и исповедников, приявших страдания за Христа. Память 21 ноября Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет — отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, — ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, — а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 572г. армянское восстание, возглавляемое Варданом Мамиконяном, получив помощь от императора Юстина II, временно уничтожило персидскую власть в Двине. Сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», вновь решительно утвердив кириллову христологию и крепко держась Халкидонского собора. В 573г. армяне, включая католикоса, согласились соединиться с Церковью и вступили в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Поразительный договор между Византией и Персией, заключенный в 591г. императором Маврикием благодаря его поддержке Хосроя II и дружбе с ним, давал Римской империи контроль над большей частью Армении. Границей служила река Азат. Резиденция католикоса, Двин, оставалась на персидской стороне, но как раз на границе с Византией. Приглашенный к участию в соборе с целью объединения, католикос Моисей II ответил знаменитым отказом: «Я не пересеку реку Азат, чтобы есть печеный хлеб греков, и не стану пить их горячую воду» 566 . Однако большинство армянских епископов, живших на византийской стороне, собрались в Феодосиополе (Эрзеруме) в 593 г. и избрали нового католикоса-халкидонита Uoahha III Багаранци, который проживал в Аванс, по другую сторону реки, напротив Двина, пока не был арестован и сослан персами в 611 г. Формальное принятие Халкидонского собора грузинским мцхетским католикосом Кирионом (600–601), бывшим секретарем Моисея II, а также трудности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидониты при избрании преемника Моисею даже в занятых персами областях, вероятно, показывают, что при Маврикии существовала реальная возможность полного восстановления халкидонской веры в Армении и на всем Кавказе. Но так же, как в Египте, персидское завоевание прервало все усилия по соединению вплоть до новой и значительной попытки, предпринятой Ираклием после победы его над Хосроем II. Поскольку Персия служила убежищем для всех инакомыслящих Римской империи, а сирийскоязычные христианские общины всегда существовали по обе стороны границы, неизбежным было проникновение в Персию и всего разнообразия толков, существовавших среди сирийцев, включая яковитов и несториан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурум – северо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

Св. муч. Леонида, и с ним свв. мучениц, жен Хариесы, Ники, Галины, Калиды, Нунехии, Василиссы и Феодоры. Страдали н Коринфе, и по приказанию игемона Венуста утоплены, около 251 г. Чет. Минея в Страдании св. муч. Кодрата Коринфского. 10 марта. (Act SS. martii. I. р. 699). Мес. В. Св. муч. Ирины. Пострадала в одно время со св. муч. Леонидом; скончалась от меча. Чет. Минея. (Act. SS. apr. II. р. 404). 17 Св. священномуч. Симеона, еп. Персидского, и с ним Авделая и Анания пресвитеров, Усфазана евнуха, и Фусика приставника, и Аскитреи, дщери его, и Азата скопца, и иных многих. Св. Симеон, епископ Селевкийский и Ктезифонтский, и его дружина, пострадали в начале гонения, воздвигнутого на христиан Сапором II, в 32 г. его царствования, в 341 год по Р. Христову. Азат евнух и с ним множество христиан пострадали, по свидетельству одних – вслед за св. Симеоном, по свидетельству других – ровно через год. Чет. Минея из Созомена и Никифора. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 45. Or. Chr. II col. 1107. Xp. Чт. 1827. XXV. 14. Assem. Bibl. Or. Chr. I. 5). Мес. В. 14 апр. Март. Р. 21 и 22 апр. Азат и 1000 мучч. вторично воспоминаются 14 апр., a в Прологе Фусик со своей дщерью – 13 апр. В службе канон Иосифа. Преп. Акакия, еп. Мелитинского. Ученик св. Отрия, своего предшественника, наставник преподобного Евфимия Великого, член Ефесского Вселенского собора. В 438 году он еще находился в живых; погребен со св. мучеником Полиевктом (9 янв.). Чет. Минея от Великой Чет. сокращенно. (Or. Chr. I. col. 441. Act SS 31 martii.). Обретение мощей его 15 сент. В службе канон Иосифа. Св. Агапита, папы Римского. По приказанию Феодата, Готфского короля, путешествовал в Константинополь, для отклонения имп. Юстиниана от похода в Италию, и там, на поместном соборе, участвовал в низложении патриарха Анфима, не принимавшего Халкид. собора. Скончался в Цареграде в 535 году. Чет. Минея. Март. Р. 20 сент. Мес. В. Св. муч. Адриана. Принуждаемый принести жертву идолам, он разорил требище, пролил жертвы и разметал огонь. Его убили и сожгли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Барсова , но мнению которого, „самозванство Селиванова имеет в виду не-политическую цель; напротив, политический факт направлен здесь к религиозной пропаганде“ 967 . – Другие скопцы, более последовательные и фанатичные, желая остаться верными основной догме своего учения, не только внутренно не повинуются законному государю, но при удобном случае высказывают свое внутреннее убеждение и de facto. Сюда относится немалочисленный ряд открытых и возмутительных по своему характеру протестов против императора. Так, в 1837 г. скопец Андреян Жигалкин на суде объявил, что он „не признает власти царствующего государя императора, потому что скопец должен отвечать только своему царю Петру Феодоровичу, которому принадлежит по вере“ 968 . Несколько позднее то же» самое выразили скопцы, проживавшие в Петербурге, но только в форме более дерзкой и вполне возмутительной 969 . В 1829 г. скопец Будылин в своем показании говорит о всех скопцах вообще, что они „императора Николая Павловича не признают“ 970 .... Такие факты, конечно, не единственные, показывают, но нашему мнению, истинное отношение скопцов к царствующим особам и отсюда ко всему правительству, вытекающее из всего учения скопцов. Нам кажется, поэтому, что отрицать антиполитическое и антиправительственное направление скопческой секты, как делают это вышеназванные ученые, – несправедливо. Постоянные преследования, которым подвергаются скопцы от гражданского и духовного правительства, естественно лишают их возможности соединиться вместе и составить одно неразрывное общество. Та вожделенная и приятная мечта скопцов, что они составляют особое царство, управляемое искупителем и царем Петром III Феодоровичем, по физической невозможности осуществить ее, остается, действительно, только мечтой. Лишенные возможности жить вместе, разбросанные по разным уголкам России, Сибири, Кавказа и Задунайских княжеств, скопцы, подобно хлыстам, по своему местожительству подразделяются на множество мелких общин. Эти общины или иначе называемые „корабли“ в своей жизни и в своем управлении независимы друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010