К числу авторов произведений на церковные тексты и произведений, использующих элементы византийского пения, принадлежит также Теодоракис. Его внебогослужебные произведения на богослужебные тексты включают «Тропарь Кассии» (Τροπριο τς Κασσιανς, 1942), Реквием (Последование об усопших) (Reqiuem (Ακολουθα ες κεκοιμημνους), 1984), Литургию св. Иоанна Златоуста (1982) и Симфонию 3, в 3-й части которой (Византийский гимн) он прямо цитирует мелодии византийских песнопений. М. Адамис. Фотография. Нач. XXI в. М. Адамис. Фотография. Нач. XXI в. Греч. церковное пение - главный источник вдохновения для многочисленных произведений на духовные темы М. Адамиса ( Moody. 1998/2001). Адамис, изучавший одновременно зап. и вост. музыку и внесший существенный вклад в совр. греч. музыку для театра, определяет свое композиторское кредо как «укорененность в византийской традиции» ( Adamis. 1995. P. 12-13). Он признает, что его музыка произрастает из правосл. этоса, а его композиторский стиль и творчество направляются принципами и философией, лежащими в основе визант. пения (Ibid. P. 13). Среди значимых примеров - «Византийские Страсти» (1967) и «Ολβιος τφος» (Блаженный гроб, 2005), в большой мере основывающиеся на церковном мелосе; во 2-м произведении в нек-рых фрагментах соединяются различные оригинальные визант. версии одних и тех же гимнов. Полифонический метод композиции Адамиса, определяемый им как полимелодический,- закономерное следствие его опыта работы с церковнопевч. материалом, то же можно сказать и о всей философии его творчества ( Moody. 1998/2001). Влияние церковного пения испытали его произведения «Литургический концерт» для гобоя, кларнета, фагота и струнного квартета (1955), «Апокалипсис - шестая печать» (1967), «Бытие» (Γνεσις, 1968), «Плач» (Μοιρολι, 1970-1973), «Совершилось» (Τετλεσται, 1971), «Кратима» (1971), «Θωτνυμον» (букв.- Имя из света, 1973), «Чайка» (Γλρος, 1977), «Мелизма» для сопрано и флейты (1981), «Ροδανν» (название одной из визант. кратим, 1983), «Επλληλον» (букв.- Чередующееся, 1985) и «Служба трех отроков в пещи огненной» для 3 мальчиков-сопрано, баритона-соло (церковного певчего), чтеца (баса) и муж. хора (1970), «Светлое облако» (Νεφλη φωτειν, 1999) для смешанного хора.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Адамис [греч. Αδμης] Михаил (род. 19.05.1929, Пирей), совр. греч. композитор, хоровой дирижер и музыковед. Учился в Афинской и Пирейской муз. школах, Греческой консерватории (1947-1959), пел в детском хоре при Афинской митрополии. В 1954 г. окончил богословский фак-т Афинского ун-та. А. основал хор мальчиков часовни королевского дворца (1950; руководил им до 1967) и Афинский камерный хор (1958). Переехав в 1961 г. в США, А. до 1963 г. преподавал визант. музыку и управлял хором в Богословской академии Св. Креста в Бостоне (Массачусетс), а в 1962-1965 гг. занимался по классу композиции у А. Бергера и визант. муз. палеографии у К. Ливи в ун-те Брэндейз (там же). В 1965 г. А. вернулся в Афины и с тех пор занимается преимущественно муз. композицией. В том же году организовал первую в Греции студию электронной музыки. С 1968 по 1999 г. декан муз. фак-та и руководитель хора в Пирс-колледж (Афины). В 1975-1985 гг. А. был председателем Греческого об-ва совр. музыки. C 1979 г. председатель Греческого визант. хора, а с 1999 г.- также Афинского камерного оркестра. В 1981-1984 гг. возглавлял Комитет по хоровому искусству Министерства культуры Греции. Член адм. совета Союза греч. композиторов и член администрации Ионийского ун-та в Керкире (1990-1994). Разработал и рекомендовал программу обучения для муз. фак-та указанного ун-та, введенную в 1992 г. А.- автор многих вокальных и инструментальных сочинений, как сольных, так и камерных. Музыка А. ярко индивидуальна, принадлежит авангардному направлению; в ней отражаются черты, характерные для визант. муз. традиции, не ориентированные на западноевроп. гармонию и тематическое развитие; ей свойственна линеарная, полимелодическая фактура. Использование микроинтервалики, особенностей гласового мелоса (см. Глас , Осмогласие ), исократимы , а также мелизматических украшений, унаследованных от визант. церковной музыки, позволяют А. сохранить в своих сочинениях специфику греч.

http://pravenc.ru/text/63474.html

традиции. Им был написан ряд богослужебных муз. сочинений и циклов для смешанного хора: «Акафист» (1950), «Великое повечерие» (1950), «Страстная Седмица» (1950-1967), «Литургии» (1954, 1956, 1959), «Эортологион» (1955-1969; цикл из 60 тропарей, кондаков и величаний), «Библейские песни» (1962), «Четыре самогласна на Рождество» (1967), «Взбранной Воеводе» (1999), «С нами Бог» (1999) и др. В сочинениях А. (всего более 200) выделяются 2 параллельных творческих направления. Первое - поиск в пределах узнаваемых муз. символов - воплощено в произведениях с прямыми муз. цитациями («Византийские Страсти» (1967) для хора, «В Вифлееме» (1988) для оркестра и хора, «Свершилось» (1971) для солиста и хора с электронномуз. сопровождением и др.). В др. направлении проявляется тенденция выйти за пределы традиц. муз. символов и привести материал к более абстрактной форме в идеале абсолютной музыки («Апокалипсис - шестая печать» (1967) для хоровых групп, чтеца с электронномуз. сопровождением, «Ирмос» (1975) для 5 солистов, «Видения из Апокалипсиса» (1993) для баритона и камерного оркестра и др.). По этому же пути - от символизма к абстракции - А. следует в сочинениях «Бытие» (1968) для 3 хоров, «Плач Богородицы» (1970-1973) для хора и в др. произведениях, основанных на греч. народной муз. традиции. А. опубликовал много статей и неск. исследований по визант. музыке, среди к-рых самые известные - расшифровка и воссоздание литургического действа Трех отроков (см. Вавилонские отроки , Пещное действо ), единственного сохранившегося в нотированных рукописях примера визант. богослужебного последования со сценическими элементами, а также открытие и расшифровка двухчастного «Хвалите» мелода Мануила Гадза (до 1453), самого раннего из примеров редкого многоголосоного письма визант. периода. Соч.: Κατλογος των Χειρογρφων της Βιβλιοθκης Παναγιτου Γριτσνη//ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35. Σ. 311-365; An Example of Polyphony in Byzantine Music of the late Middle Ages//International Musicological Society Congress Report.

http://pravenc.ru/text/63474.html

В муз. языке этого композитора присутствует традиц. визант. звуковысотная система, в т. ч. микроинтервалика, к-рая используется в соответствии с ее традиц. функцией связи звуков муз. фразы ( Adamis. 1995. P. 15). Творческое наследие композитора Адамиса включает акустические и электроакустические произведения. Так, в его музыке присутствуют традиц. монастырские и церковные ударные инструменты: таландон и симандр (см. ст. Било ) ( Adamis. 2002. P. 2), а также свойственные им акустические и ритмические модели ( Idem. 1995. P. 15). В своих произведениях он использует греч. церковные тексты, а в нек-рых соединяет визант. пение с совр. вокальной и инструментальной техникой ( Georgaki, Loufopoulos. 2000. P. 116-117). В этом же ряду произведений Д. м. стоит написанное для псалта (греч. церковного певца), смешанного хора и ударных (таландон, симандр, колокола и колокольчики) соч. Адамиса «Θωτνυμον» ( Adamis. 1995. P. 14-15, 19). Во 2-й ч. «Θωτνυμον» Адамис также цитирует песнопение «ετε λβετε φς» (Приидите, приимите свет). В произведениях Терзакиса ощутимо влияние визант. пения, средиземноморской и античной музыки ( Schultz. P. 11). Композитор, изучавший и преподававший визант. церковное пение (Ibid.; Leotsakos G. Terzakis D.//NGDMM. 2001. Vol. 25. P. 308-309), не считает себя «имитатором» визант. пения и др. муз. традиций, заявляя, что он никогда не цитировал непосредственно визант. церковное пение, а скорее эти традиции стали частью его самого и его муз. языка ( Terzakis. Interview). Использование Терзакисом микроинтервалики в рамках равномерно темперированного строя и акцентирование горизонтального аспекта муз. структуры ( Sramek C. Dimitri Terzakis. P. 10-11// Terzakis D. The Gates of Night and Day: CD) прослеживаются во мн. его произведениях, в т. ч. в написанных на христ. тексты. В качестве примеров можно привести его сочинения «Катавасия» для 2 сопрано, альта, 2 теноров и баритона (1972) и «Liturgia profana» для тенора, хора, 2 виолончелей и ударных (1977) на текст из Книги Песни Песней Соломона. Во 2-м произведении, как и в «Законах» (Νμοι) Терзакиса и многочисленных сочинениях др. композиторов, включая Адамиса и К. Кукиаса, присутствует псалт, использующий свой голос в стиле, отличном от классической зап. вокальной школы. Псалт «очень мягко формирует и интонирует мелодии и микроинтервалы» (Терзакис, по изд.: Schultz. P. 12). Хотя Терзакис в «Liturgia profana» не цитирует непосредственно церковные мелодии, тем не менее он использует фрагменты церковных напевов, монотонное звучание на господствующем тоне (подобное исократиме в греч. церковном пении), модифицированные тетрахорды звукоряда, богатую орнаментику и монодический склад. Микроинтервалика используется часто, но не всегда в тех местах, где она обычно находится в песнопениях визант. традиции.

http://pravenc.ru/text/180654.html

XI. Copenhagen, 1972. Vol. 2. P. 737-747; A Reference to the Chanting in the East and the West//Studies in Eastern Chant, IV. 1974; Η Ελληνικ Παρδοση στη Μουσικ Εκπαδευση//Η Μουσικ στην Εκπαδευση. Νικοσα, 1977. Σ. 10-14; Παρδοση και Μουσικ//Σναξη. 1982. Ιαννουριος. Τ. 1. Σ. 57-60; Εισαγωγ στην Ιστορα της Βυζαντινς Μουσικς με Βση τα Μουσικ Χειργραφα//Δελτο της Εταιρεας Νεο-Ελληνικο Πολιτισμο και Γενικς Παιδεας. Αθνα, 1982. Σ. 69-75; Πολυφωνικ Εκκλησιαστικ Μουσικ στο Βυζντιο του ΙΕ αινα//Μουσικολογα. Αθναι, 1986. Σ. 51-66; Βυζαντινς Μουσικς Πολιτισμς: Συνεδησι και Προοπτικ//Οδοιπορα Ελπδας: Σεμινριο Κοινονικο και Θιλοσοφικο προβληματισμο. Αθνα, 1992. Σ. 47-60; Some Instances in the Byzantine Manuscripts Indicating a Relationship to the Music of the West//Polyphonies de tradition orale - Rencontres à Royaumont. P., 1993. P. 59-67; Αδμης Μ. , Αμαργιανκις Γ. , Αγγελπουλος Λ. , Στθης Γ. Βυζαντινο Μελοργοι. Αθναι, 1994-1995 [исслед. творчества Мануила Хрисафа, Иоанна Клады и св. Иоанна Кукузеля]; Απο την Βυζαντιν Μουσικ στη σνγχρονη μαρτυρα προσωπικ πορεας//Θωνγραφως. 1995. Τ. 14. Σ. 25-32; Within and beyond Symbolism//Contemporary Music Review/Harwood acad. publishers. 1995. Vol. 12. Pt. 2. P. 9-21; Απο την Βυζαντιν Μουσικ στη Συγχρον//Μουσικς Λγος. 2000. Τ. 1. Σ. 109-115. Дискогр.: Τρες Βυζαντινο μνοι/Fidelity. 1959; Κλαντα/Fidelity. S. a.; Ψαλμικ Ωδ/Philips. 1963; Κρτημα/EMI; His Master " s Voice. 1973; Βυζαντιν Πθη/ΕΙΡΜΟΣ; SPR. 1978; Χριστογεννα - Προτογεννα. Les Plus Beaux Noëls Classiques d " Europe/ODYSSEE. 1992; Our Lady " s Lament: Capella Romana in Concert/Digalog. 1995; Hirmos for six voices: Collegium Vocale Köln/ΕΤΕΒΑ - ΚΣΥΜΕ. 1998; Το Περιβλιν: Χορωδα Μουσικο Λυκεου Θεσσαλονκης. 2000. Лит.: Χρονπουλος Α. Ι. ΧΟΡΟΔΙΕΣ. Το Πολυφωνικ Τραγοδι στην Ελλδα (1843-1988). Αθναι, 1988. Σ. 88-89, 71-73; Adamis, Michael//Baker " s Biographical Dictionary of Musicians/Ed. N. Slonimsky. N. Y., 19928. P. 8-9; Καλογερπουλος Τ. Το Λεξικ της Ελλενικς Μουσικς. 1998. Τ. 1. Σ. 59-62; Κοντογεωργου Α. Μιχλης Αδμης//Για τις Χορωδες. 1999. Ιολιος; Λουφπουλος Α. Αρχειοθτηση και περιγραφικ ανλυση των ηλεκτροακουστικν εργν του Μιχλη Αδμη. Πτυχιακ εργασα, Τμμα Μουσικν Σπουδν Ιονου Πανεπιστημου. 1999. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/63474.html

Исследователь М. Адамис , впервые обративший внимание на эти композиции, полагал, что они были написаны в 2 гласах одновременно ( Adamis. 1972). Однако особенности этого стиля, для к-рого характерно моноритмическое движение голосов, зачастую параллельными квинтами и квартами, позволяют предположить, что М. Г. использовал различные гласовые мартирии для указания на первоначальный интервал между голосами (т. е. на квинту) ( Conomos. 1985. P. 120). Скорее всего оба причастна сочинялись в 4-м гласе. К такому выводу пришел Д. Кономос на основании следующих наблюдений. Во-первых, красные чернила, как правило, употреблялись для записи вариантов мелодических фраз (к этому можно добавить, что в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2401 красные невмы, судя по весьма тесному расположению, были добавлены после фиксации основной строки нотационных знаков). Во-вторых, срединные мартирии появляются только в верхней строке причастнов, относящейся к 4-му гласу. В-третьих, мелодико-ладовое содержание причастна имеет сходство с др. мелизматическими песнопениями 4-го гласа, в то время как c сочинениями 4-го плагального гласа общих черт не было выявлено. Как выяснилось в процессе анализа партитурной записи, голоса нередко не согласуются ритмически, что связано с отсутствием соответствующих ритмических знаков в визант. нотации данного периода. Этот факт, а также наличие «бравурной» каденции в высоком регистре во 2-м причастне свидетельствуют о том, что они предназначались для исполнения 2 солистами, а не хором. Принято считать, что для западноевроп. муз. искусства сер. XV в. подобный полифонический стиль является устаревшим, однако, по мнению ряда исследователей, репертуар церковных приходов (в особенности периферийных районов) мог быть разнообразным и включать как более искусные совр. полифонические сочинения, так и простые архаичные композиции, подобные свободному органуму (об этом см.: Fischer K., von. Organal and Chordal Style in Renaissance Sacred Music: New and Little-Known Sources//Aspects of Medieval and Renaissance Music: A Birthday Offering to G. Reese/Ed. J. LaRue. N. Y., 1966. P. 173-182; Pirotta N. Church Polyphony Apropos of a New Fragment at Foligno//Studies in Music History: Essays for O. Strunk/Ed. H. Powers. Princeton, 1968. P. 113-126). Такие образцы простого двухголосия встречаются в творчестве нек-рых др. музыкантов этого периода, напр. муз. теоретика Иоанна Плусиадина (впосл. Иосиф , униат. еп. Мефоны) (см. также: Στθης Γ. Θ. «...τιμ πρς τν διδσκαλον...»: Εκφραση γπης στ πρσωπο το καθηγητο Γ. Θ. Στθη: Αφιρωμα στ ξηντχρονα τς λικας κα στ τριαντχρονα τς πιστημονικς κα καλλιτεχνηικς προσφορς του. Αθναι, 2001. Σ. 656-674). По мнению Кономоса, несмотря на то что в визант. музыке такой тип полифонического письма не получил распространения, он подготовил появление исократимы неск. десятилетиями позже ( Conomos. 1985. P. 124).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

Наконец образ был обнаружен 2 слугами семей Венардисов и Николесасов и помещен в соборе свт. Афанасия Великого в Кими, но ночью икона покинула храм и оказалась на том месте, где в настоящее время в честь нее построена церковь. В этнографическом музее Кими хранятся облачения свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, проживавшего в этом городе в 1891-1893 гг. Епископы Каристские: Кириак (упом. в 457/8), Димитрий Вардан (упом. в 1204), Иоанн (упом. в 1593), Исаак (упом. в 1606, 1612), Евгений (?) (упом. в 1620), Макарий (упом. в 1635), Иоиль (1720), Иаков (1766-1769), Анания (до 1795), Неофит (1793-1817), Неофит (Адам или Адамис) (1817-1833; 1842-1852), Даниил (Контудис) (1833-1842, бывш. митр. Хиосский, впосл. епископ Кикладский). Епископы Скиросские: Ириней (упом. в 343), Михаил (VII в.), Савва (упом. в 895), аноним (упом. в 1012 и 1016), Иоаким (упом. в 1453), Макарий (упом. в 1497), Симеон (1515-1526), Гавриил (упом. в 1567 и 1569), Иосиф (упом. в 1576 и 1580), Неофит (1612), Мефодий (ранее 1634-1636), Макарий (с 1636), Гавриил (упом. в 1640, 1649), Феодосий (упом. в 1660), Иоасаф (упом. в 1673), Мефодий (не позднее 1675 - после 1684), Герман (1686), Каллиник (1700-1708), Гавриил (1708-?), Григорий (1721-1727, впосл. митр. Алеппский), Парфений (упом. в 1725), Даниил (упом. в 1734), Гавриил (упом. в 1740, 1741), Иеремия (1748-1758), Герман (упом. в 1759), Григорий (упом. в 1761), Серафим (упом. в 1764, 1769), Иоасаф (1771-1793), Каллиник (упом. в 1795), Григорий (1797-1837). Епископы Каристские и Скиросские: Неофит (Адамис) (1852), Макарий (Каллиархис) (1852-1896). Архиепископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1896-1899). Епископы Халкидские и Каристийские: Евгений (Депастас) (1899-1902), Пантелеимон (Криезис) (1906-1907), Хрисанф (Проватас) (1907-1921). Митрополиты Каристийские и Скиросские: Пантелеимон (Фостинис) (1922-1943), Анания (Манос) (1944-1957), Хризостом (Зервас) (1957-1968); Серафим (Роррис) (с 1968 по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

«Когда я был еще молодым монахом, – рассказывал отец П., – мне пришлось отправиться в мир. «Не бойся, – сказал мне Старец, –я буду молиться за тебя». Во время моего пребывания в миру мне в течение тринадцати дней пришлось выдержать ужасные искушения – горящие стрелы зла – от одной женщины, пытавшейся меня соблазнить. Но во мне происходило что-то дивное. Можно было сказать, я был как бы другим человеком: я словно превратился в бесчувственный камень! Молитвы отца Филарета были настолько мощной защитой, что притязания молодой женщины совсем меня не беспокоили...» Глас преп. Иоанна Лествичника ясно звучал в ушах доброго душеведца: «Добрый кормчий спасает корабль; и добрый пастырь оживотворит и исцелит недужных овец» («Слово к пастырю», гл.1:7). Милосердие отца Филарета Теперь расскажем о некоторых случаях, которые показывают подлинную любовь, благотворительность, щедрость и сострадательность Старца. Мастер Греческой телефонной компании из Фессалоников, именем Константин Адамис, вспоминал: «Когда я полгода или год работал в монастыре, он, бывало, звал меня в келью свою и давал деньги, просто совал мне в карман. И при этом не хотел, чтобы я кому-нибудь это рассказал» Он раздавал все, что мог. Он был рад все раздать. Всегда ходил в старой скуфье, потому что, когда ему давали новые, он тотчас дарил их другим отцам, он отдавал им также новые полотенца, носовые платки. Многие могли свидетельствовать о его щедром сердце Один старик, долгие годы проработавший в монастыре, Костас Коракис из Оранополиса, рассказывал о постоянной доброте Старца. Он вспоминал с благодарностью: «Отец Филарет был святым человеком. Второго такого отыскать трудно. Я был возчиком. В лесу монастыря рубил лес и на мулах отвозил его в гавань. Однажды, сильно устав после работы, голодный, я с жадностью проглотил за трапезой свою порцию. Старец любящим оком заметил, что я не наелся. Тогда он встал и принес мне собственную порцию, в то время как другие отцы ели, а чтец читал житие...» «Блаженнее есть паче даяти. нежели приимати» ( Деян.20:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мастер Греческой телефонной компании из Фессалоников, именем Константин Адамис, вспоминал: " Когда я полгода или год работал в монастыре, он, бывало, звал меня в келью свою и давал деньги, просто совал мне в карман. И при этом не хотел, чтобы я кому-нибудь это рассказал " . Он раздавал все, что мог. Он был рад все раздать. Всегда ходил в старой скуфье, потому что, когда ему давали новые, он тотчас дарил их другим отцам, он отдавал им также новые полотенца, носовые платки. Многие могли свидетельствовать о его щедром сердце. Один старик, долгие годы проработавший в монастыре, Костас Коракис из Оранополиса, рассказывал о постоянной доброте Старца. Он вспоминал с благодарностью: " Отец Филарет был святым человеком. Второго такого отыскать трудно. Я был возчиком. В лесу монастыря рубил лес и на мулах отвозил его в гавань. Однажды, сильно устав после работы, голодный, я с жадностью проглотил за трапезой свою порцию. Старец любящим оком заметил, что я не наелся. Тогда он встал и принес мне собственную порцию, в то время как другие отцы ели, а чтец читал житие... " " Блаженнее есть паче даяти, нежели приймати " (Деян. 20,35). Давать, дарить любовь ближним — монахам, трудникам, паломникам — вот в чем было счастье отца Филарета. Отец Пахомий, который в течение двадцати лет, до самой своей кончины, был гостиничником, протрудившись в гостинице первые пять лет, устал и попросил отца Филарета дать ему другое послушание. Но Старец сказал ему тогда; " Чадо мое, ангелы возрадуются о тебе, если ты проявишь терпение " . И он поведал ему дивную историю, приключившуюся с ним, которая многим покажется невероятной Какое-то время отцу Филарету приходилось самому отвечать за прием гостей. И вот, как-то раз он готовил трапезу, как вдруг открылась дверь и вошел красивый отрок со словами: " Благослови, Отче! Я очень голоден " . Отец Филарет удивился его неожиданному появлению, но как-то автоматически ответил с присущим ему дружелюбием и гостеприимством: " Здравствуй! Садись. Как тебя зовут? " " Михаил, " — отвечал отрок

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=153...

«В неразумное сердце Бог не войдет, а если и войдет, то скоро уйдет». «Ум, удалившийся от созерцания Бога, становится или бесовским, или скотским». Рядом с монастырем Констамонит расположена Зографская обитель, которую населяют православные болгарские монахи. Болгарские монахи глубоко уважали отца Филарета. Они приходили к нему на исповедь, а также ради духовных наставлений. Старец же всегда принимал их с великой сердечностью, словно ласковый отец или любящий брат. «Когда я был еще молодым монахом, – рассказывает отец П., – мне пришлось выйти в мир. „Не бойся, – сказал мне старец, – я буду молиться за тебя». Во время моего пребывания в миру я подвергался страшным нападениям. Целых тринадцать дней меня преследовали раскаленные стрелы лукавого 358 от одной привлекательной женщины, которая предлагала мне согрешить. Но со мной произошло нечто поразительное. Как будто это был вовсе и не я. Я был бесчувствен, как скала! Молитвы отца Филарета имели такую силу, что меня абсолютно не задевали нападки этой женщины...». В ушах доброго кормчего душ звучали слова святого Иоанна Лествичника : «Если ты получил от Бога дар предвидеть бури, то явно предвозвещай о них находящимся с тобою на корабле. Если не так, то ты будешь виновен в крушении корабля, потому что все с полной доверенностью возложили на тебя управление оного». Милостивый отец Филарет Приведем и несколько случаев, где проявились деятельная любовь, человеколюбие, милосердие и сострадание старца. Константин Адамис из Фессалоник, инженер Управления связи Греции, работавший на Афоне, говорил: «Каждый раз, когда я приходил в монастырь, будь то через полгода или через год, он звал меня в игуменскую и давал мне денег. Он клал их мне в карман и не хотел, чтобы я кому-нибудь рассказывал об этом». Старец раздавал все, что ему принадлежало и не принадлежало. Он был доброхотным дателем 359 . Отец Филарет всегда носил старый клобук, поскольку отдавал другим отцам все новое, что у него было. Работники могли немало рассказать о его милостивом сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...