Гуго Гуго – имя нескольких видных богословов, из них наиболее известны: 1) Гуго Сен Виктор, вместе со своими современниками Абеляром и Бернардом, один из наиболее влиятельных богословов XII века (род. ок. 1097 г.; ум. 11 февр. 1141 г.). Он отдался созерцательной монашеской жизни и прославился, скорее, благочестием и умозрительною мыслью, чем деятельным участием в церковных делах своего времени. Его именно нужно считать действительным основателем средневекового мистицизма во Франции, потому что Бернард Клервосский, в существенных пунктах своих мистических умозрений, находился от него в зависимости. То же самое можно сказать и о Петре Ломбарде. Последующие поколения дали ему титул «дидаскала» (учителя) или друга Августина. Две местности спорят за честь быть местом рождения Г.: деревня Ипрес во Фландрии и Саксония. Бенедиктинцы, в XII томе «Литературной истории Франции», приводят три свидетельства из старых авторов в пользу первого. Но есть более важное свидетельство в пользу Саксонии: на надгробном камне надпись гласит, что Г. был родом из Саксонии («origene Saxo»). Пройдя школу в Гаммерслебене, он, вместе с своим дядей, архидиаконом Гуго Гальберштадтским, отправился во Францию и поступил в знаменитое монастырское заведение Св. Виктора близ Парижа. Через пятнадцать лет после этого он сделался учителем школы, каковое положение занимал восемь лет. Среди его учеников были знаменитые впоследствии Адам и Ришар Сен-Викторские. Г. находился в близких отношениях с Бернардом, но не принимал выдающегося участия в общественных делах церкви и государства. Он был человек нежного и болезненного телосложения. Сочинения Г. чрезвычайно многочисленны. Его сочинения, отличающиеся более мистической тенденцией, принадлежат к первому периоду его деятельности. Среди них особенно известны три трактата: «О ковчеге нравственном», «О ковчеге таинственном» и «О суетности мира», в которых он сравнивает Ноев ковчег с церковью, душу в этом мире – с душой, находящейся в мире с Богом, и проч. Его экзегетические сочинения содержат в себе краткое введение в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ [лат. Adam S. Victoriensis, фр. Adam de Saint-Victor] ( 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, родом из Бретани; монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем, ученик Гуго Сен-Викторского . А. С.-В. снискал славу самого значительного автора духовных секвенций в XII в. Подлинные рукописи секвенций не сохранились, об авторстве А. С.-В. можно судить только на основании позднейших свидетельств средневек. и ренессансных авторов (напр., Вильгельма из Сен-Ло (St. Lô), 1349), а также исходя из стилистики произведений. Тексты секвенций, идентифицированные как сочинения А. С.-В., написаны ясным, чистым языком с использованием легких рифм. Автор искусно применяет библейские метафоры и традиц. христ. символы. Секвенции А. С.-В., хотя и называются по-латыни «прозами» (prosae), имеют стихотворную форму, большая их часть построена из стихов, состоящих из 3 строк (8+8+7 слогов (всего в секвенции может быть от 35 до 88 строк)): Écce díes tríumphális/Gáude túrma spìritális/spìritáli gáudio (Ныне день настал победный/Веселися, полк духовный/Радостью духовною). Др. известной секвенцией А. С.-В. считается «Láudes Crúcis áttollámus» (Достоинства Креста да восхвалим), хотя в лит-ре высказывались сомнения относительно его авторства (C. Blume, H. M. Bannister). Мелодии секвенций скорее всего не принадлежат А. С.-В., а были заимствованы им из более древнего песенного репертуара. Секвенции А. С.-В. были одобрены папой Иннокентием III на Латеранском IV Соборе (1215). Богословские взгляды А. С.-В., судя по сочиненной им самому себе стихотворной эпитафии «Наследник греха» (Haeres peccati//PL. 196. Col. 1422), находились в русле традиции августинизма. Средневек. рукописная традиция приписывает А. С.-В. также значительное количество прозаических риторических сочинений XII в. Изд.: PL. 196. Col. 1423-1534 [тексты 36 секвенций]; Analecta hymnica medii aevi/Hrsg. von C. Blume u. H. M. Bannister. Lpz., 1915. Vol. 54; 1922. Vol. 55; Gautier L. Œuvres poétiques d " Adam de St.-Victor. P., 1858, 18943; Aubrey P., Misset F. Les proses d " Adam de St.-Victor. P., 1900 [тексты и музыка]; Wellner F. Adam von St. Victor: Sämtliche Sequenzen. W., 1937, 19552; Пасхальная песнь, На праздник Святой Троицы, О святых апостолах, О святом Стефане первомученике/Пер. С. С. Аверинцева//ПСЛЛ, X-XII вв. С. 315-318. Лит.: Sch ö verffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. B., 1965. Bd. 2. S. 103-121; Janson T. Prose Rhythm in Medieval Latin from the 9th to the 13th Century. Stockholm, 1975; Grocker R. L. Adam of St. Victor//NGDMM. Vol. 1. P. 100. С. Н. Лебедев, О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)

http://pravenc.ru/text/Адамом ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББАТИСА [лат. abbatissa от abbas], в католич. Церкви название настоятельницы жен. монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис). В изречениях отцов монашества встречается термин «μμας» (мать), обозначающий женщину, хранящую целомудрие, но еще не ставшую предстоятельницей общины монахинь. Понятие духовного материнства отсутствует в Свящ. Писании, греко-рим. верованиях и эллинистических религиях мистерий. Блаженный Августин называет предстоятельницу praeposita или mater, святые Цезарий Арльский , Григорий Великий и Григорий Турский - mater monasterii или А. Впервые слово «А.» встречается в надгробной надписи из Рима 514 г. Его образование от «аббат» объясняется, по-видимому, тем определяющим влиянием, к-рое оказывало муж. монашество на становление и развитие женского. Слово «А.» подчеркивает схожесть полномочий настоятельницы жен. общины и аббата. По мысли Атто Верчелльского, «сила этого слова выражает глубокое почтение в страхе и любви, в благоговении и привязанности» (Ep. 8//PL. 134. P. 114). Однако на практике полномочия А. значительно ограничены властью епископа. Согласно CIC сап. 160-182, выборы А. происходят под председательством епископа или в присутствии его представителя. А. должна иметь 40 лет от роду и 10 лет после принесения обета. Лит.: Molitor R. Religiosi iuris capita selecta. Regensburg, 1909. S. 396-497; Hofmeister Ph. Von den Nonnenklöstern//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1934. Bd. 114. S. 3-96, 353-437; Fontette M. de. Les religieuses à l " âge classique du droit canonique: Recherches sur la structures juridiques des branches féminines des ordres. P., 1967. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/аббатису.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ [лат. Alanus ab Insulis] (1125 или 1130, Лилль, Сев. Франция - 1203, мон-рь Сито ), западноевроп. средневек. поэт и богослов, цистерцианец. Учился в Шартре, преподавал свободные искусства в Монпелье и Париже. В 1179 г. участвовал в заседаниях Латеранского III Собора . Его мировоззрение проникнуто неоплатонизмом шартрской школы , в философии близок Гильберту Порретанскому . А. Л. скептически относился к значению авторитета в философии, считал, что все христ. догматы могут быть подтверждены доводами разума. В своем труде «Правила святого богословия» (Regulae de sacra theologia) пользовался методом доказательства от противного. Творчество А. Л. отмечено интересом к натурфилософии и морально-психологическим проблемам. В соч. «De planctu naturae» (Плач природы), написанном в подражание «Утешению философией» Боэция , он обличает человеческие пороки, прежде всего извращенную любовь. Интересна картина мира А. Л., в к-рой человек предстает как микрокосм, идеальное отражение макрокосма: природа по повелению Божию творит «естество человеческое по образу всемирного механизма, дабы в нем, как в зерцале, явилось запечатленным естество всего мироздания». «Anticlaudianis» (Антиклавдиан), др. важнейшее сочинение А. Л., развивает тему морального совершенствования человека, побеждающего пороки: природа, недовольная своим творением, решила создать совершенного человека, 15 сестер Добродетелей и Семь свободных искусств снаряжают колесницу, к-рая отвозит тело человека к престолу Божию, и Господь вдыхает в него душу. Лит. стиль А. Л. стал образцом для подражания в последующей аллегорической лит-ре. Соч.: PL. Т. 210; О бренном и непрочном естестве человека/Пер. Ф. А. Петровского//ПСЛЛ, X-XII вв. М., 1972. С. 333; Плач природы/Пер. М. Л. Гаспарова//Там же. Лит.: Haskins Ch. H. The Renaissance of the Twelfth Century. Camb., 1927; Wetherbee W. Platonisme and Poetry in the Twelfth Century: Literary Influence of the School of Chartres. Camb., 1972. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/Алан ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАТОР Аратор. Стихотворения и поэма " О деяниях апостолов " . Предисловие. Итал. Рукопись. XIV в. (РНБ. Lat. O. v. XIV, 8) Аратор. Стихотворения и поэма " О деяниях апостолов " . Предисловие. Итал. Рукопись. XIV в. (РНБ. Lat. O. v. XIV, 8) Аратор [лат. Arator] (ок. 480, Медиолан (совр. Милан) - после 550, Рим), лат. христ. поэт. Род. в знатной лигурийской семье, воспитывался под опекой приемного отца, еп. Медиоланского Лаврентия, и поэта Эннодия , буд. еп. Павии. Служил при дворе гот. кор. Аталариха (526-534) в Равенне, занимая должность комита (лат. comes domesticorum). Отказавшись от придворной карьеры, в 540 г. стал иподиаконом в Риме у папы Вигилия . Автор изложения «Деяний апостолов» в форме эпическо-дидактической поэмы в 2 кн. (De actibus aposmolorum). Написанное в подражание классическим рим. поэтам, сочинение отличалось изысканностью стиля и сложностью символического толкования евангельского текста. Поэма была посвящена папе и прочитана А. в рим. храме Сан-Пьетро ин Винколи в присутствии понтифика и при большом стечении народа (544). Сохранились также 3 элегии А. в форме писем к аббату Флориану, папе Вигилию и другу Партению по случаю отправки им экземпляров поэмы. В ср. века наряду с Седулием и Пруденцием А. считался одним из известнейших христ. поэтов. Соч.: PL. 68. Р. 45-252; De actibus apostolorum: Arator " s On the Acts of the Apostles/Ed. by R. J. Schrader et al. Atlanta, 1987. Лит.: Schrödinger J. Das Epos des Arators in seinem Verhältnis zu Vergil. Weiden, 1911; Ansorge A. De Aratore veterum poëtarum latinorum imitatore. Breslau, 1915; Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 246-248; Brunhölzl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Bd. 1. S. 46f; Deproost P. -A. L " apôtre Pierre dans une épopée du VIe siècle: l " Historia apostolica d " Arator. P., 1990; Hillier R. Arator on the Acts of the Apostles: A Baptismal Comment. Oxf.; N. Y., 1993. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/75840.html

P., 1935. T. 4. P. 488-499; L " Église orthodoxe dans les États de la Baltique//Ibid. 1937. T. 5. P. 29-34; Études de topographie byzantine: Les citernes d " Aétius, d " Aspar et de Bonus//REB. 1943. T. 1. P. 85-115; Topographie de Constantinople byzantine: Le port Sophien et les quartiers environnants//Ibid. P. 116-151; Les sanctuaires de Byzance sous la domination latine (1204-1261)//Ibid. 1944. T. 2. P. 134-184; Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople//Ibid. 1946. T. 4. P. 135-162; Les sanctuaires des colonies latines à Constantinople//Ibid. P. 163-177; Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 1950; La rebaptisation des Latines dans les Églises orthodoxes//Annuaire de l " École des Législations religieuses. P., 1952. T. 3. P. 59-66; Les églises et les monastères [de la ville de Constantinople]. P., 1953; L " église byzantine sur les rives du Bosphore: Côte asiatique//REB. 1954. T. 12. P. 69-99; Du Forum Bovis au Forum Tauri: Étude de topographie//Ibid. 1955. T. 13. P. 85-108; La région occidentale de Constantinople: Étude de topographie//Ibid. 1957. T. 15. P. 89-122; L " Église latine à Thessalonique de 1204 à la conquête turque//Ibid. 1958. T. 16. P. 206-216; La hiérarchie ecclésiastique dans le diocèse de Thrace//Ibid. 1959. T. 17. P. 136-149; Rôle des commissaires impériaux byzantins dans les conciles//Ibid. 1960. T. 18. P. 97-108; Le palais patriarcal de Constantinople byzantine//Ibid. 1962. T. 20. P. 131-155; Le monachisme byzantin au Moyen Âge: Commende et Typica (Xe-XIVe s.)//Ibid. 1964. T. 22. P. 5-44; Les processions religieuses à Byzance//Ibid. 1966. T. 24. P. 69-88; Les églises et les monastères des grands centres Byzantins: Bithynie, Hellespont, Latros, Galésios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique. P., 1975. Лит.: Laurent V. L " œuvre scientifique du R. P. R. Janin//REB. 1961. T. 19. P. 7-43 [Библиогр.: P. 14-33]; idem. Janin//Catholicisme: Hier, aujourd " hui, demain: Encycl./Éd. G. Jacquemet. P., 1967. T. 6. Col. 311; Raymond Janin//REB. 1972. T. 30. P. 3. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/182193.html

В Римской курии О. а. ж. и их деятельность подведомственны Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и об-в апостольской жизни (Congregatio pro Institutis Vitae Consecratae et Societatibus Vitae Apostolicae). Старейшими О. а. ж. являются созданная в Риме конфедерация ораториан католич. св. Филиппо Нери (1515-1595), получившая каноническое утверждение в 1575 г., и конгрегация дочерей милосердия, основанная в 1633 г. во Франции католич. святыми Венсаном де Полем (1581-1660) и Луизой де Марийак (1591-1660). К нач. понтификата папы Франциска (март 2013) в Римско-католической Церкви действовали 35 мужских и 12 женских О. а. ж. понтификального права (An. Pont. 2013. P. 1469-1478, 1682-1684). Наиболее известные среди них: конфедерация ораториан св. Филиппо Нери и конгрегация оратория Иисуса (франц. ораториане), конгрегация миссий ( лазаристы ), конгрегация Иисуса и Марии (эвдисты, см. в ст. Эвд ), об-во священников св. Сульпиция ( сульпициане ), Парижское об-во заграничных миссий, об-во католического апостольства (паллотинцы), конгрегация миссионеров Драгоценнейшей Крови Христовой, священническое об-во св. Джузеппе Бенедетто Коттоленго, миссионерское священническое об-во св. ап. Павла (см. в ст. Геккер ), папский ин-т заграничных миссий, миссионеры Африки («Белые отцы»), священническое братство св. Карла Борромео, священническое братство св. ап. Петра, конгрегация дочерей милосердия и др. Лит.: Á lvarez G ó mez J. Historia de la vida religiosa. Madrid, 1990. Vol. 3: Desde la «Devotio moderna» hasta el Concilio Vaticano II; De Paolis V., card. La vita consacrata nella Chiesa. Bologna, 1991; Schwaiger G. Mönchtum, Orden, Klöster von den Anfängen bis zur Gegenwart: Ein Lexikon. Münch., 1993; Maloney R. P. The Spirituality of Societies of Apostolic Life//Vincentiana. R., 1997. Vol. 41. N 6. Art. 9. [P. 1-9]. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/2578091.html

Санса, а тот уступил ее аббату мон-ря Сен-Виктор под Парижем Иоанну Тевтонику (1203-1229). Кроме главы в мон-ре Сен-Виктор под Парижем хранятся др. частицы мощей мученика. Еще в 1116 г. Гуго сен-Викторский принес с собой из Марселя частицы мощей святого, к-рые достигли Парижа 17 июня. В честь этого перенесения Адам сен-Викторский написал секвенцию «Часть его дана нам...». В 1280 г. Карл, герц. Салернский, передал каноникам св. Виктора имевшиеся у него частицы мощей святого, к-рые он привез с собой из Марселя в Париж. В 1367 г. Гийом Гримоар подарил часть руки В. Жану дю Пе, приору ц. сен-Мартен-де-Шан в Париже, а тот поместил ее в особый реликварий и передал мон-рю каноников св. Виктора. В 1403 г. герцог Беррийский также подарил им ногу мученика. В 1436 г. мощи были выставлены для общего поклонения. Мощи В., хранившиеся в мон-ре Сен-Виктор под Парижем, были сожжены во время Французской революции. Часть мощей В. находилась в 1932 г. в Сен-Никола-дю-Шардонне, куда они перешли из приората Сен-Виктор в Вовнарг. В средневек. иконографии В. обычно изображается как рим. воин с копьем и щитом. Встречаются изображения В. и в одеянии средневек. рыцаря. Древнейшим сохранившимся изображением является статуя XIII в. из ц. св. Лаврентия в Женеве. Ист.: BHL, N 8569-8579; ActaSS. Iul. T. 5. P. 135-142; MartHieron. P. 389. Лит.: Le Blant E. Catalogue des monuments chrétiens du musée de Marseille. P., 1894; Quentin H. Les Martyrologes hist. du Moyen-Âge. P., 1908. P. 193-200; De Manteyer G. La Provence de Ie au XIIe siècle. P., 1908; Jullian C. Histoire de la Gaule. P., 1908. T. 6. P. 319; T. 7. P. 70-71; Allard E. La persécution de Dioclétien. T. 1. P., 1919; Berenger J. St.-Victor. Marseille, 1927; Delehaye. Origines. P. 349 sq.; Duprat E. Histoire des légendes saintes de Provence: s. Victor de Marseille//Mémoires de l " Inst. hist. de Provence. 1944. T. 20. P. 66-94; 1945. T. 21. P. 3-40; Benoit F. Sarcophages paléochrétiens d " Arles et de Marseille. Marseille, 1954; F é vrier P. -A. Le dévelloppement urbain en Provence. P., 1964; Hubert J. L " Europe des invasions. P., 1967. P. 12-31; Palanque J. -R. Histoire du diocèse de Marseille. Marseille, 1968; Garrigues M. -O. Vittore di Marsiglia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1261-1273. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/158520.html

Как сообщает Вальтер Мап, на Собор прибыли представители вальденсов , надеявшиеся получить у папы Римского одобрение и поддержку своей проповеднической деятельности. Папа Александр III не осудил их как еретиков, но по причине их невежества в богословских вопросах поставил их общины под контроль местных церковных властей. Как и др. католич. Соборы XI-XII вв., Л. С. стал местом рассмотрения ряда церковных тяжб, хотя в большинстве случаев неясно, где именно проходили слушания: на общем заседании Собора или в Римской курии. Важным событием стало рассмотрение на Л. С. христологического учения парижского богослова Петра Ломбардского († 1160), утверждавшего вслед за Гильбертом Порретанским и Петром Абеляром , что человеческая природа Христа была всего лишь «одеянием» (habitus), в к-рое облеклось Слово. Это утверждение его критики объявили нигилианизмом - учением о том, что Иисус Христос по Своей человеческой природе был «ничто», а Его сущностное бытие заключало в себе только Божественность. Учение Петра Ломбардского рассматривалось еще на Турском Соборе (1163), который не вынес определенного суждения по этому поводу. Еще в 1170 г. папа Римский Александр III критиковал Петра Ломбардского в письме Вильгельму Шампанскому, архиеп. Санса (1169-1176, с 1176 архиепископ Реймса), а перед Л. С. поручил богослову Иоанну Корнуоллскому († ок. 1198), бывш. ученику Петра Ломбардского, изучить этот вопрос. Иоанн, изложивший аргументы против Петра Ломбардского в трактате «Евлогий» (Eulogium; PL. 199. Col. 1043-1086; см.: Haring N. M. The «Eulogium ad Alexandrum Papam tertium» of John of Cornwall//Mediaeval Studies. 1951. Vol. 13. P. 253-300), рекомендовал Собору осудить его учение. Папа Александр III поддержал это решение. Однако присутствовавший на Соборе др. ученик Петра Ломбардского, Адам, еп. Сент-Асафа (1175-1181), убедил неск. епископов и кардиналов выступить с ходатайством в защиту Петра Ломбардского; в итоге формальное осуждение не состоялось. Наиболее подробно обстоятельства дела описал Вальтер Сен-Викторский в трактате «Против четырех французских лабиринтов» ( Gualterus de Sancto Victore. 1952. Р. 246-249). Позднее Латеранский IV Собор (1215) одобрил учение Петра Ломбардского.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

А теперь – несколько наблюдений над тем, как «православный вкус» проявляет себя в искусстве слова. Если мы хотим проследить специфику этого вкуса и его отличие от западного, для нас особенно интересны латинские переложения наиболее характерных образцов византийской сакральной поэзии, а также, vice versa, православные переложения типично католических текстов. Уже упоминавшийся выше Акафист Пресвятой Богородице принадлежит к важнейшим символам византийской православной культуры; именно поэтому история его рецепции на средневековом Западе представляется особенно знаменательной. Не позже чем в конце VIII века или в начале IX века возникает латинский перевод этого гимна 1195 . Так называемый второй кукулий 1196 ( υπερμχω Στρατηγω τ νικητρια, церк.-слав. Взбранной Воеводе победительная…) переведен следующим образом: Propugnatori magistratui victoriae, sicut redempta a duris, gratiarum actiones rescribo tibi Civitas tua, Dei Genitrix; sed sicutopugnatori magistratui victoriae, sicut redempta a duris, gratiarum actiones rescribo tibi Civitas tua, Dei Genitrix; sed sicut babens Imperium inexpugnabile, de omnibus periculis me libera ut clamo tibi: ave, Sponsa Insponsata. To обстоятельство, что рукописная традиция этой латинской версии связана с Санкт-Галленским аббатством, то есть с тем ареалом, который вскоре после этого дал таких знаменитых гимнографов, как Ноткер Заика и Туотилон, едва ли может быть случайным. Из Санкт-Галлена исходил импульс, предопределивший на века развитие гимнографического жанра секвенции. Некоторые пассажи позднейших секвендий в честь Матери Божьей, отмеченные игрой созвучий и смыслов, заставляют вспомнить технику, характерную для Акафиста, в соединении с не менее характерным нанизыванием именований; сюда принадлежат, скажем, строки такого мастера секвенции, как Адам Сен-Викторский: «Imperative Supemorum,/Superatrix infemorum» 1197 . Определенная грань косвенного воздействия латинского перевода Акафиста связана с текстом, имеющим особое значение для классической традиции, – с Лоретанской литанией, которая была определена к общему употреблению только Папой Сикстом V в 1587 году, однако восходит к латинским молитвам, на несколько столетий более ранним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010