Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Адам (Adam) Адам занимает ведущее место в западной литературе и в богословских исследованиях, и связанный с ним парадокс заключается в том, что он одновременно выражает образ первого непорочного человека и архетип грешника. В библейском рассказе о сотворении, грехопадении и искуплении он представлен как прототип человеческой личности. Его значение не соизмеримо с довольно редкими упоминаниями его имени собственного в Библии (один или два десятка раз в разных переводах), ибо его присутствие часто подразумевается в образах, темах и намеках. Основные черты архетипа Адама показаны в богатом по содержанию тексте Быт.1–5 . Обычное еврейское слово adam, ставшее именем собственным Адам, используется в этих главах в обобщенном смысле «человек» или с определенным артиклем – для обозначения конкретного «человека», а затем превращается в имя собственное первого мужчины. Между переводчиками нет согласия относительно места, с которого слово adam следует рассматривать как имя собственное, и в разных английских переводах переход значения от «человека» к «Адаму» совершается по-разному. Однако тот факт, что в еврейском тексте этих глав Адамом в конце концов совершенно определенно называется конкретный человек, делает вполне оправданным отождествление всех этих упоминаний с образом Адама. Адам как выражение Божьего образа. Адам прежде всего связан с Богом. В сжатом и схематичном изложении Быт.1 Адам предстает телесным воплощением творческого Божьего слова, несущим в себе божественный образ. В более конкретном рассказе Быт.2 Адам создается руками Божественного Горшечника, вдохнувшего в него дыхание жизни. На земле, наполнившейся активной и разнообразной жизнью, Адам занимает уникальное положение пред Богом. Заложенный в мужчине и женщине образ Божий ( Быт.1:27 ) одновременно напоминает роль, которую играли идолы в Древнем мире, и опровергает ее. Богоподобный образ не был высечен из камня или из дерева. «Адам» в двух лицах (мужчина и женщина) – живое существо, он ходит, разговаривает и выступает выразителем сути, воли и работы всемогущего Бога Творца. Будучи живым образом живого Бога, Адам общается с Богом, как ребенок с родителем. Он создан для личного и взаимного общения с Богом в целях обеспечения связи с другими сотворенными существами и исполнения божественной и творческой задачи по уходу за землей и наполнению земли ( Быт.1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Рубрики Хроника грехопадения: что за чем идет в Библии? Проверьте себя Викторина Хроника грехопадения: что за чем идет в Библии? Проверьте себя Начать викторину Бог поручил Адаму очень ответственное задание, которое было связано с обитателями райского сада. Что должен был сделать Адам? кормить животных каждый день разнообразной едой дать имена животным вычесывать овец и собирать шерсть для зимней одежды Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Главный помощник, которого сотворил Бог для Адама: женщина собака Господь сотворил женщину — Еву, чтобы она была помощницей Адаму. Среди животных человек не нашел равного себе, поэтому Творец создает ему жену. Адам и Ева были равны между собой, несмотря на то, что были сотворены в разное время, они подходили и соответствовали друг другу, а также вместе несли ответственность за все свершения. Адаму и Еве очень хорошо жилось в райском саду вместе. Господь сотворил женщину — Еву, чтобы она была помощницей Адаму. Среди животных человек не нашел равного себе, поэтому Творец создает ему жену. Адам и Ева были равны между собой, несмотря на то, что были сотворены в разное время, они подходили и соответствовали друг другу, а также вместе несли ответственность за все свершения. Адаму и Еве очень хорошо жилось в райском саду вместе.

http://foma.ru/ds_quiz/hronika-grehopade...

Сортировать по Исключить новости Многие из вас слышали имя Адама. Адам — это человек, каким его сотворил Бог изначально. Рассказ первых глав Ветхого Завета в какой-то мере символичен — в том смысле, что он говорит о событиях, происходивших в мире, которого мы больше не знаем, в мире до грехопадения Этот ряд бесед мы посвятим темам из Ветхого Завета, а именно — отдельным личностям, проблемам и тем житейским положениям, в которых они находились, а также проблемам, которые они сами порой представляют. Многие из вас слышали имя Адама. Адам — это человек, каким его сотворил Бог изначально. Рассказ первых глав Ветхого Завета в какой-то мере символичен — в том смысле, что он говорит о событиях, происходивших в мире, которого мы больше не знаем, в мире до грехопадения, в мире, который жил, существовал, действовал, рос до момента, когда Бог и человек разошлись, как бы потеряли друг друга. И поэтому, говоря об Адаме, говоря о некоторых других личностях после него, приходится принимать во внимание, что язык этих повествований — это язык нашего времени, а сами события для нас непостижимы. Мы не знаем, что значит вдруг из небытия быть вызванным Богом к бытию, причем не актом насилия, не просто волей Божией, а любовью Божией, говорящей нам: Приди, восстань из несуществования! Приди, — Я Себя отдаю тебе всей любовью Своей, всей лаской, всей заботой; но вместе с этим Я тебя оставляю свободным. Ты можешь Меня выбрать, ты можешь от Меня отвернуться. Я даю тебе возможность быть и возможность жить, но как ты будешь жить, кем ты будешь — зависит исключительно от твоего решения, от твоего безумия или от твоей мудрости… Слово Адам значит «глина», «земля», «почва». Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке — или к самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна — бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие; с другой стороны — над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию, — он будет как бы бесконечно падать; либо наоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему может дать Бог.

http://pravmir.ru/uroki-vetxogo-zaveta-a...

1. Перевод диак. Сергия Цветкова Во Святой и Великий пяток (о страсти Господней 1 ). Кондак, глас 3-й. Страстию Твоею, Человеколюбче, Христе Боже, разрешилось обладавшее нами иго вражды, плач Евин престал: ибо, чрез нее (спасительную страсть Свою) умерший, Ты обновился (воскресением), ею и разбойник водворяется в раю; один Адам ликует. Икосы . 1) ( χοθητι) Ужаснись ныне небо! Обратись в хаос (первобытное смешение) земля! Не дерзай, солнце, взирать на Владыку своего, добровольно повешеннаго на древе! Разселись скалы: ибо (твердое как скала) Основание жизни пронзается ныне гвоздьми Да раздерется завеса церковная во время прободения Тела Владычна копием от беззаконных (людей). Вся тварь пред страстию Творца да вострепещет, да возстенет; один пусть ликует Адам. 2) ( λ) Умоляю (Тебя), Спаситель мой, о моих (прегрешениях), да получу Твоя (милости). Ты восхотел пострадать, чтобы я презрел страсти (греховныя); (Твоею) смертию я ожил; Ты был положен во гробе, и нам даровал в жилище рай. Сошед во глубину (адову), Ты меня вознес. Презрев двери ада, Ты отверз мне вечныя (райския) двери, Спаситель (мой), – Ты все устроил для падшаго (человека), все претерпел Ты, да ликует Адам. 3) ( Σ τν κρατοντα) Тебя, держащаго дланию Своею весь круг земный, нечестивые, схватив, ныне повели во двор Каиафы, – Тебя, (целым) миром невместимаго. А когда ослепленные умом увидели Тебя, – неистово вопияли: «Он пришел раззорить закон и Моисея! Итак кто почитает Моисея, тот чтит и закон его, а сей пусть покажет ревность (свою). Итак никто (из нас) да не нерадит; [ибо грешный человек] пришел пострадать, да ликует Адам». 4) ( Τατα) Когда народ вопиял о сем, первосвященник сказал: «Не справедливо ли говорил я прежде: „лучше погибнуть одному Сему, а не всему моему народу“?» Кто видел аспида дающаго врачество вместо яда? Кто созерцал огнь орошающий? Кто когда слышал ложь истинствующую? Так Каиафа невольно проповедует, что за всех умирает Спаситель, да ликует Адам. 5) ( Ο τω μν) Хотя так именно сказал первосвященник, но он не уразумел сего. Ибо зависть не (только) не оставляла его, но даже возбуждала его к убийству. За завистию следует убийство, и свидетель (тому) Авель, которому Каин сперва завидовал, а потом убил его: так и Христос добровольно претерпел страдание по ярости народной; а чтобы показать Свою любовь, Он исцелял болезни; но, вместо благодарности, бичеванный распинается и умирает, да ликует Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

А.А. Половцов Чарторижский (Чарторийский), Адам (Адам Юрий) Адамович Чарторижский , князь Адам (Адам Юрий) Адамович (правильнее Чарторийский) – родился 14-го января 1770 г. в Варшаве. Мать его, княгиня Изабелла (см.), в первые годы своего замужества вела жизнь великосветской дамы, исполненную всякого рода забав и увеселений, и воспитанием детей не занималась. Чарторижский находился сначала под надзором камердинера-француза Буасси (Boissy), человека очень доброго и рассудительного, не допустившего своим демократическим обращением развиться в своем питомце тому высокомерному, пренебрежительному отношению к людям не аристократического происхождения, которое было свойственно польским магнатам XVIII века. Детство князя Адама прошло главным образом в одной из резиденций рода Чарторижских, Повонзках, вблизи Варшавы. Эта резиденция находилась в красивой местности и построена была во вкусе тогдашнего идиллического сентиментализма: она представляла собой ряд деревянных избушек, покрытых соломою, но внутри отделанных в высшей степени роскошно и изящно. Каждый член семьи имел свой отдельный дворец-избушку с особенной эмблемой; дворец-избушка кн. Адама был украшен дубовой ветвью и надписью: «постоянство». Впечатления из этого периода его жизни глубоко врезались в память Чарторижского и сильно повлияли на его душевное развитие, давая перевес чувству и воображению над разумом и волей; князь вспоминал впоследствии о детских годах, проведенных им в Повонзках, с большой любовью. Когда он и брат его Константин несколько уже подросли, руководство их воспитанием было поручено полковнику Цесельскому. Бывший инструктор Варшавского кадетского корпуса, глубоко проникнутый принципами, легшими в основу системы воспитания в этом учебном заведении, Цесельский любил своих воспитанников и сумел снискать их привязанность, а потому и оказал сильное влияние на их развитие; он старался укрепить в них чувства рыцарского благородства и патриотизма. Не отличаясь ученостью, он мог сообщать своим ученикам лишь элементарные сведения из отечественной истории, но как военный он научил их искусству владеть конем и оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Адам – первый человек и отец рода человеческого. Адам есть общее имя, одинаково прилагаемое как к мужчине, так и к женщине, потому что оно означает вообще человеческое существо ( Быт.5:2 ). В первый раз, как собственное имя, без члена, оно употреблено в Быт.3:17 . Вообще думают, что это имя, означающее «красный», было дано первому человеку вследствие красной земли, – адама, из которой он создан был – Быт.2:7 ; оно таким образом было для него постоянным уроком к смирению. Следовательно, оно имело то же общее значение, что и латинское «ното» (от humus, «земля»). Важное положение, занимаемое человеком, по библейскому воззрению определяется уже тем, что он составляет заключение и завершение творения. Сотворенная раньше него неодушевленная природа ожидала человека, и его сотворение Бог совершил с особенною тщательностью. Для того, чтобы привести к жизни другие творения, Господь ограничивался простым повелением; но человек был образован божественными перстами из праха земли и с этой стороны принадлежит к вещественному миру; но в то же время Бог вдунул в него дыхание жизни и таким образом поставил его на безгранично высшее место, потому что обладание этим дыханием сделало его «образом» Божиим. Что такое этот «образ», это объясняет сама Библия ( Быт.1:26; 2:7 ): это было отображение в нем власти Бога в управлении тварями и обладание тем же самым духом. (См. п. сл. Образ Божий). Бог, абсолютная личность, отображается в человеке, и поэтому последний делается господином творения. Адам был представителем целого рода, – человечества в одной личности. В противоположность многим видам и родам животных человек был один. От него, как родоначальника, была взята Ева. Но чтобы понять его истинное положение, необходимо смотреть на него в его отношении к Христу, второму Адаму, как это ясно выражено в Рим.5:12 и след., 1Кор. 15:21–22, 45–49 . Вследствие его грехопадения, грех и смерть вошли в мир, и хотя мы лично не имели никакого участия в этом грехе, однако через него как родоначальника осуждение за грех постигло и всех нас (см. Грех). Но от второго Адама явилось как раз противоположное: праведность, спасение и жизнь. Те, кто грехом связан с первым Адамом, пожинают все последствия единения с ним, но тоже самое бывает и с теми, кто верой связан со вторым Адамом. Каждый из них есть представитель всего дальнейшего поколения. Таковое учение ап. Павла, вполне соответствовавшее идеям христианской надежды, служило источником вдохновения для первых христианских художников, для которых первый Адам не был особенно излюбленным предметом. Правда, его изображения часто встречаются в катакомбах в разнообразных видах, но обыкновенно он выступает в сопровождении Евы в момент грехопадения. Это воспоминание о падении первого Адама естественно напоминало о спасении, принесенном вторым Адамом ( 1Кор.15:22 ). Адам прожил 930 лет, и умер отцом многих сыновей и дочерей, хотя ясно говорится только о трех сыновьях ( Быт.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Скачать epub pdf Спаситель в терновом венце ( Мф. 27:27–30 ) Затихли удары бичей, но страдания Христовы еще не кончились. Воины привели Христа на внутренний двор для новых издевательств. Они надевают на Него старый, красный солдатский плащ, который должен был изображать собою царскую пурпурную мантию, сплетают из колючих веток терновника венок, возлагают на главу Спасителя и дают Ему в руки трость, образ царского скипетра. Но этого мало: грубые воины становятся пред Ним на колени и с насмешкой приветствуют Его словами: «Радуйся, Царь иудейский!» Насладившись этой грубой потехой, они плевали Ему в лицо и ударяли по ланитам, а затем, взявши у Него из рук трость, били ею Спасителя по главе. Шипы тернового венца глубоко вонзились в нее, и святая, драгоценная кровь ручьями лилась по Его Божественному лицу. Тысячи лет тому назад в раю сладости царил над всем Адам. Ядовитая зависть наполнила сердце его. Он хочет быть Богом. Желание приводит его к греху. За грехом не замедлило прийти и возмездие. Царская корона упала с головы Адама, с плеч соскользнула царская мантия и из рук выпал скипетр – символ власти. Изумленный этим, Адам как бы оцепенел. Прошли минуты. Он очнулся и хотел поднять потерянное. Но на том месте, где упала с его головы корона, вырос густой, дикий терновый куст, а выпавший из его слабых рук скипетр превратился в гнилой тростник. Вместо же царской пурпурной мантии он поднял с земли дрожащей рукою какое-то разорванное рубище. Грустно поник Адам головой, и из его груди вырвался страдальческий стон. Но в это самое время неожиданно раздался с неба голос: «Подними твои глаза и посмотри!» Оглянулся Адам и видит пред собой Чудного Мужа с лицом, сиявшим, как солнце. И наклонился Муж к земле, сорвал с куста ветвь терновую и свил из нее венок, который и надел на свою голову. С ясной улыбкой поднял он и рубище, накинул его на свои плечи и взял в руки трость. «Кто Ты такой?» – спросил Незнакомца удивленный Адам. И ему Незнакомец отвечает: «Я твой Царь и твой Ходатай: Я принял на Себя тот удел, который ты приготовил себе, а вместе с тем Я опять возвращу тебе те драгоценности, что ты потерял через свой грех». И упал Адам на колени и поклонился удивительному Царю в терновом венце!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

А.А. Половцов Олеарий Адам, советник Олеарий , Адам – секретарь и советник голштинского посольства в Московию и Персию, ученый, автор описания путешествия. Род. в 1600 г. (или 1599 г.), ум. 22 февраля 1671 г. Олеарий происходил из Саксонии. Отец его Марк Oelschleger был портной из города Ашерлебена в Ангальтском княжестве и умер в крайней бедности, когда Адам был еще мальчиком. Несмотря на тяжелые материальные условия жизни, Адам не только ревностно учился, но и пристрастился к науке и наконец, достиг того, что смог поступить слушателем в Лейпцигский университет. В нем он изучал литературу, философию, математику, астрономию и географию и вскоре по окончании курса получил степень магистра философии, затем был асессором философского факультета Лейпцигского университета и за свои научные труды был избран в ученое общество «Klein Fürsten-Kollegium». По обычаю ученых того времени, он переделал свою немецкую фамилию Oelschleger на латинский лад в Olearius и под этим именем стал известен в науке, хотя писал и под другими псевдонимами. Жизнь Олеария до 33–34 лет прошла в научных трудах, и есть основание предполагать, что он еще до поездки в Россию изучал русский язык и сочинения, касающиеся России. Бедствия тридцатилетней войны нарушили его научную деятельность: ему пришлось, как и другим ученым, покинуть Лейпциг. Убежище и второе отечество Олеарий нашел во владениях Фридриха Герцога Шлезвиг-Голштинского, известного своим покровительством науке и искусству, образованием и любознательностью. В 1633 г. герцог решил снарядить посольство в Московию и Персию, для установления торговых сношений с этими странами и точного, подробного научного их описания. Эта вторая цель посольства требовала присутствия в нем человека ученого, обладающего лингвистическими способностями, и как такового герцогу рекомендовали Олеария. Во главе посольства между прочими были – дипломат и законовед Филипп Крузиус и опытный по делам торговли Отто Бругман, гамбургский купец; секретарем посольства состоял Олеарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Искушаем от диавола. Диавол с греческого означает соблазнитель, это – согрешивший и отпадший от Бога ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное добру. Конечно, диавол являлся Иисусу Христу для искушения в человеческом виде. Диаволу желалось искусить Христа, т. е. узнать, действительно-ли Он есть Мессия – Христос, – узнать это посредством соблазна к греховным действиям. Искушать, вообще, значит испытывать, дознавать, соблазнять, склонять к чему-либо недоброму. От диавола сокрыто было Богом, что Иисус Христос есть Спаситель мира, Богочеловек. Диавол полагал, что Иисус Христос не больше, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. Тремя видами греховной похоти искушал сатана праотцев в раю: похотию плоти – добро древо в снедь, похотию очес – угодно очима видети, и гордостию житейскою – будете яко бози. Таким же образом искушал Иисуса Христа и диавол (Троиц. Лист.). «Не выдержал искушения первый Адам в раю, победил искусителя второй Адам, Господь Иисус в пустыне. Не яст ничесоже во дни тыя (в те, т. е. 40 дней). Столько же дней постились Моисей ( Исх.34:28 ) и Илия ( 3Цар.19:8 ). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех – так 40 дней шел дождь потопный ( Быт.7 ), 40 лет Евреи странствовали по пустыне ( Чис.14 ); или покаяние, – таков был пост Моисея ( Втор.9 ), и Ниневитян ( Ион.3 ). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь Иисус Христос, второй Адам, выполннл это – выдержал самый строгий пост.» (Троиц. Лист.). Постился Христос не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмериым величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения (Злат.). У еванг. Марка прибавлено, что Иисус Христос был в пустыне со зверями ( Мк.1:13 ). Этим говорит он, что Иисус Христос, как Возстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прородителей (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

отв. ред. Д. С. Лихачев Апокриф о Адаме и Еве Апокриф о Адаме и Еве (в рукописях: «Слово о Адаме и Евзе от зачала и свершения» или «Слово о Адаме, начало и до конца»; в более поздних списках «Слово о Адаме от начала и до конца и како изгнан бысть из рая») – ветхозаветный апокрифический цикл, состоит из нескольких сюжетно самостоятельных частей. В А. история грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая является завязкой. Основное содержание А. – это жизнь Адама и Евы на земле, где они, получив после долгого плача и мольбы седьмую часть рая, родили детей – Каина, Авеля, Сифа, а затем еще тридцать сыновей и тридцать дочерей – и Адам, научившись пахать, стал обрабатывать землю. Но дьявол, объявив землю своей, взял с Адама рукописание в том, что все люди будут принадлежать дьяволу . Чтобы избавиться от власти дьявола, Адам и Ева наложили на себя покаяние – стояли 40 дней в воде, Адам – в реке Иордан, Ева – в реке Тигр. Прожив 930 лет, Адам впал в болезнь. Сиф и Ева отправляются к раю за масличным древом, которое может исцелить Адама. Дорогу к раю им преграждает зверь, названный в одних рукописях котур, в других горгоний или даже крокодил. Упрекая Еву в нарушении запрета, он грозит пожрать Сифа, по проклятие Сифа «затворяет его уста». Архангел Михаил сообщает, что Адама исцелить нельзя, и дает Сифу три ветви – «певги, кедра и кипариса». Адам, узнав «райские древа», делает себе из них венок и умирает. Ангелы берут его душу и тело в рай, а затем учат Сифа, как похоронить тело отца. Через шесть дней после смерти Адама умирает Ева. Текст А. дошел до нас в двух редакциях. В первой редакции повествование ведется не в хронологическом порядке: в первой части автор кратко излагает историю изгнания из рая, убийство Авеля, болезнь Адама и путешествие Сифа и Евы к раю. Все остальное читатель узнает из рассказа Евы, которая у смертного ложа Адама знакомит детей и внуков с событиями жизни их прародителей. Таким образом, вступительная часть А. повторена дважды. Составитель второй редакции, возможно для того, чтобы сделать повествование более стройным, сократил вступительную часть до нескольких фраз (в некоторых списках ее нет совсем). Остается только рассказ Евы. Поэтому вторая редакция получила название «Слово о исповедании Еввине и о болезни Адамове» (в научных работах ее называют «Исповедание Евы»). И. Я. Порфирьев посчитал эти редакции за самостоятельные произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010